Опыт оганизации военно-патриотического воспитания в цвр



Скачать 350.29 Kb.
Дата22.04.2016
Размер350.29 Kb.
ОПЫТ ОГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЦВР «ПОДРОСТОК».

Патриотическое воспитание, являясь частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность Центра по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Среди всех направлений воспитания в ЦВР "Подросток" особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. И это не случайно. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у детей и молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Проблема подготовки детей и молодёжи к защите Отечества приобретает особую актуальность в условиях модернизации Российского образования на период до 2010 года, функционирования разных типов учебных заведений, как общего, так и дополнительного образования детей, новых образовательных стандартов, технологий, вариативных форм и сроков обучения.

В Центре внешкольной работы «Подросток» разработана система военно-патриотического воспитания детей и молодёжи (схема1).
Система военно-патриотического воспитания детей и молодёжи включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах и в других типах учебных заведений.

2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания детей т молодёжи, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.


Реализация военно-патриотического воспитания детей и молодежи в Центре осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие у детей высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Историческое воспитание включает в себя воспитание на воинских традициях, передаваемых из поколения в поколение специфических форм отношений в военной организации в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Патриотическое – воспитание у детей и молодёжи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих их специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование у воспитанников добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Политико-правовое - воспитание молодёжи в духе уважения Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условия для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; привитие подрастающему поколению чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.



В качестве основных задач мы взяли:

  • создание условий для социального, духовного и физического развития подрастающего поколения;

  • утверждение в сознании и чувствах детей и молодёжи патриотических ценностей, взглядов, идеалов;

  • повышение престижа воинской службы и защиты Отечества

В процессе эксперимента по военно-патриотическому воспитанию (1999-2003гг.) были определены критерии: комплексные оценки результатов деятельности.

Критерий здоровья подростков («Здоровье»), включает показатели:

  • динамика восстановления и развития основных функциональных систем организма, уменьшение или ликвидация патологии;

  • данные антропометрических проб (рост, вес, жизненный объем легких, артериальное давление, кислородный обмен и т.д.) по сравнению с региональными возрастными нормами;

  • результаты тестирования по показателям физического развития;

  • овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировки, саморегуляции.

Критерий образованности подростков («Образ») характеризуют такие показатели:

  • результаты учебной успешности (объем прочно усвоенных знаний);

  • уровень овладения способами здорового образа жизни (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);

  • достижения Центра в организации образования, количество победителей конкурсов, олимпиад, фестивалей, спартакиад и т.д.;

  • мотивация дальнейшего образования (желаю сам, желают родители, желают друзья).

Критерий социально-психологического развития детей и подростков («Социо») определяют показатели:

  • обеспеченность защиты социальных прав детства;

  • развитость чувства защищенности, уверенности, оптимистического взгляда на будущее;

  • адекватность и действенность самооценки, степень реализации творческого потенциала, работоспособности, индивидуального своеобразия;

  • проявленность нравственных качеств (открытости, коммуникативности, чести и достоинства, гуманизма, доброжелательности), гражданских качеств (уважение к закону, ответственность, патриотизм), и толерантность (терпимость и принятие людей другой национальности и вероисповедания).

Критерий профессионального самоопределения детей и подростков («Профи»):

  • уровень профессионального самоопределения обучающегося, как субъекта процесса;

  • наличие опыта самообразования, самопознания, самореализации детей и подростков, как основы жизненного выбора;

  • степень социально-профессиональной адаптации (готовность к получению профессионального образования в средних и высших учебных заведениях, конкурентоспособность на рынке труда, закрепляемость профессионально важных качеств личности – общих и специальных умений).

Педагогический коллектив «Центра внешкольной работы «Подросток» разработал ряд концептуальных подходов к организации военно-патриотического воспитания детей и подростков в ЮВПШ, которые заключаются в следующем:

1. Систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи.

2. Обоснование исходных установок военно-патриотического воспитания, его целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.

3. Воспитание патриотического отношения к Отечеству на основе физического совершенства, начального военного обучения и социально-психологической адаптации юношей к предстоящей службе в Вооруженных Силах Р.Ф.

Содержание военно-патриотического воспитания в Центре ведется средствами военно-спортивного отдела (схема2 ).

Военно-спортивный отдел (ВСО) организационно состоит из двух секций: военно-патриотической секции и спортивной секции. В составе военно-патриотической секции 10 детских объединений военной направленности – юношеские военно-патриотические школы (ЮВПШ), в которых обучаются более 600 подростков (учащихся 7 – 11 классов) по выбранной ими на добровольной основе военно-профессиональной направленности: "Юный десантник", "Юный моряк", "Юный разведчик", "Юный спасатель", "Юный пограничник", "Юный ракетчик", "Атака" (с. Краснохолм), «Школа будущего офицера «Юный зенитчик», «Рота почётного караула», «Юный парашютист».

В состав спортивной секции входят детские объединения по видам спорта, где занимаются более 1200 детей и подростков по 18 видам спорта: футбол, баскетбол, волейбол, пулевая стрельба, настольный теннис, аэробика, атлетическая гимнастика, морское многоборье, борьба самбо, карате-до, айкидо, бокс, шахматы, плавание, лыжный спорт, легкая атлетика.

ЮВПШ – являются школами гражданственности, школами физической и духовной закалки молодежи, подготовки к защите Родины, созидательному труду на благо народа.

Система обучения воспитания и обучения курсантов в ЮВПШ позволяет усилить ориентацию подростка на развитие его интересов и способностей, избавление от стереотипа отношений, сложившихся в школе, на улице, во дворе. Подростки имеют возможность на практике познакомиться с воинскими специальностями, попробовать себя и определить свой выбор.

Контингент воспитанников:

Всего детей - 635:

- 7 класс - 150;

- 8 класс - 141;

- 9 класс - 145;

- 10 класс - 126;

- 11 класс - 77;

В том числе:

- из малообеспеченных семей - 263;

- состоят на учёте в инспекции ППН - 10 .


В реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения особую роль играет подготовленность и профессионализм педагогических кадров. Все занятия с курсантами ЮВПШ проводят высококвалифицированные педагоги - офицеры запаса, имеющие большой опыт учебно-воспитательной работы с личным составом в войсках.

В Центре сложилась система работы по повышению профессионального мастерства педагогов отдела, совершенствованию различных форм организации воспитательной работы с курсантами ЮВПШ.: педагогический совет, методическое объединение, семинары-практимумы, школы молодого педагога, стажёрские площадки, аттестация. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы: круглый стол, диалог, деловая игра, смотры и выставки методических и дидактических материалов, групповые и индивидуальные консультации.

Например, рассмотрены следующие вопросы:

1. «Современные подходы к военно-патриотическому воспитанию в ЮВПШ ЦВР «Подросток» (педсовет).

2. «Обучение и воспитание успехом» (педсовет – деловая игра).

3. «Организация и методика проведения военно-спортивных праздников» (совместное методическое объединение педагогов ВСО, ОМО, ДОЦ, КЭО, ОНП).

4. «Формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитательной деятельности в ЮВПШ» (творческий отчёт руководителей школ «Юный десантник» и «Юный моряк»).

5. «Мониторинг определения уровня воспитанности курсантов ЮВПШ» (творческий отчёт педагога дополнительного образования ВСО Брюнина А.И.).

6. «Обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов и важнейших достижений современной военной мысли» (семинар-практикум).

В основных положениях военной доктрины Российской Федерации, принятой указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 г. № 706, сказано, что одним из основных направлений социально-политического обеспечения военной безопасности является создание и совершенствование системы патриотического и нравственного воспитания молодежи.

Основой деятельности воспитательной системы военно-спортивного отдела является воспитательно-образовательная программа, а ее управление - есть взаимодействие между всеми участниками воспитательного и образовательного процессов (педагоги, дети, администрация, родители, общественность), направленное на достижение поставленной цели. Не менее важное значение имеет взаимодействие образовательного учреждения с другими социальными институтами, с окружающей средой в целом (схема №1).

Программа военно-патриотического воспитания детей и молодежи отдела включает: патриотическое воспитание, начальную военную подготовку, военно-спортивную подготовку, основы жизнедеятельности воина, социально-профессиональную адаптацию, предметно-практическую деятельность (социально-культурное воспитание). Программа состоит из целевого, методического и организационно-практического блоков.



Целевой блок характеризует методы и формы военно-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей детей (дошкольник, младший школьник, младший и средний подросток, старший подросток, подросток-выпускник).

Научно-методический блок содержит основные научно-методические идеи, лежащие в основе подготовки обучаемых к защите духовных и нравственных ценностей народов России.

Организационно-практический блок раскрывает содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания. Основной задачей данного блока выступает создание педагогической технологии отбора и структурирования содержания, механизмов его реализации в различных организационных формах и методов военно-патриотического воспитания.


Цель военно-патриотического воспитания.

Создание оптимальных условий для социального, духовного и физического развития детей и молодежи.



Задачи военно-патриотического воспитания.

  1. Утверждение в сознании и чувствах детей и молодежи патриотических ценностей, взглядов, идеалов.

  2. Повышения престижа воинской службы и защиты Отечества.

  3. Укрепление здоровья и физическое совершенствование детей и молодежи.

  4. Формирование военно-профессиональной личности, подготовка детей и молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях.

Базовая "единица" как системы – это форма добровольных, самодеятельностных объединений детей по интересам. Главными принципами организации этих детских объединений являются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора.

Базовая "единица" военно-спортивного отдела – это военно-патриотическое объединение. В военно-патриотической секции – это юношеские военно-патриотические школы (ЮВПШ), в спортивной секции - это детские объединения спортивной направленности.

Военно-патриотические объединения (ЮВПШ) созданы в соответствии с "Положением о военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551).

В рамках деятельности военно-патриотических объединений реализуется принцип самоуправления. В рамках деятельности юношеских военно-патриотических школ принцип самоуправления реализуется наиболее полно, так как их организация соответствует определенной структуре: юнармейский батальон, юнармейская рота, юнармейский взвод, юнармейское отделение, что в определенной мере является аналогом воинского подразделения и военно-учебного заведения. Процесс функционирования юношеских военно-патриотических школ, рот и батальона во многом приближен к требованиям общевоинских Уставов и строится на основе воинских принципов единоначалия, поэтому приказы и распоряжения юнармейских командиров не обсуждаются и выполняются беспрекословно. Командный состав юнармейского батальона (начальник отдела, зав. секции, педагоги) назначаются (принимаются) на конкурсной основе из числа лучших (по представлению работников военкоматов) офицеров запаса. Командиры отделений избираются самими ребятами (курсантами, которым оказывается большое доверие, и возлагаются права и обязанности, связанные с выполнением функций командиров отделения).

Выстраивание взаимоотношений выбранного (назначенного) командира со своими сверстниками, которые оказались подчиненными, имеет ряд особенностей. Существует серьезный психологический барьер: при ситуации, когда командиру надо требовать от своего сверстника – подчиненного, а подчиненному не так просто заставить себя выполнить требование того, с кем сидишь за одной партой, проводить свободное время после занятий. Но именно в разрешении этого противоречия заложена основа воспитания самостоятельности, инициативы, ответственности, дисциплины и самодисциплины, взаимопомощи, исполнительности и организованности.

Координирующим и направляющим центром юнармейского самоуправления служит штаб батальона. В состав штаба входят: заведующий военно-патриотической секцией, начальники ЮВПШ, командиры отделений (выбранные из числа курсантов), старшина батальона (назначается из числа лучших командиров отделений), врач.


Ядром системы деятельности военно-спортивного отдела является воспитательно-образовательный процесс. Управление воспитательно-образовательным процессом создано с обеспечением его содержания через организацию основных видов деятельности и реализацию социально-педагогических функций.

В программе военно-спортивного отдела управление рассматривается как особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности педагогов, детей, родителей и ее направленность на достижение воспитательно-образовательных целей отдела.

Система военно-патриотического воспитания предусматривает взаимодействие между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также взаимодействие с другими социальными институтами. Взаимодействие между участниками воспитательно-образовательного процесса внутри Центра строится в соответствии с комплексным планом мероприятий и партнерскими отношениями. Основу взаимодействия с другими социальными институтами составляют партнерские отношения.

В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности юношеских военно-патриотических школ, на основе исследования и анализа программ начальной и допризывной подготовки разработаны программы обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ и программы по специальной подготовке:

-Дополнительная образовательная программа обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ(комплексная).

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов школы будущего офицера «Юный зенитчик».

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Рота почётного караула» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный десантник» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный моряк» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный парашютист» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный пограничник» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный разведчик» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный ракетчик» по специальной подготовке.

- Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный спасатель» по специальной подготовке.

Дополнительная образовательная программа обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ(комплексная) разработана на 4 года обучения, включает два раздела:

I. Учебно-теоретический раздел

1. "Основы военной службы и военного дела"

Предметы:

1. Общая тактика.

2. Огневая подготовка.

3. Общевоинские уставы.

4. Специальная подготовка (по направлениям ЮВПШ).

5. Строевая подготовка.

2. "Общая и гуманитарная подготовка"

Предметы:

1. История Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Основы правовых знаний.

3. Международное гуманитарное право.

4. Физическая подготовка.

5. Познавательные (поисковые) походы и экскурсии.

6. Полевые сборы курсантов ЮВПШ (летний военно-спортивный оздоровительный лагерь).

7. Консультации, экзамены, зачеты.
II. Предметно-практический раздел.

1. Летний военно-спортивный оздоровительный лагерь (полевые сборы курсантов ЮВПШ).

2. Военно-спортивные игры на местности.

3. Тактико-строевые занятия.

4. Тактические учения.

5. Военизированные походы в пешем порядке и на лыжах.

6. Спортивные соревнования.

7. Соревнования между курсантами ЮВПШ на лучшего по военной специальности.

8. Подготовка и участие курсантов ЮВПШ в составе войск Оренбургского гарнизона в параде у "Вечного огня" в честь годовщины Победы Советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

9. Подготовка и проведение дней Воинской славы России.

10.Викторины, смотры, конкурсы.

11.Походы на выживание.

12.Участие курсантов ЮВПШ в мероприятиях, проводимых в городе.

13.Подготовка и проведение юбилейных дат.

14.Подготовка кандидатов для поступления в ЮВПШ.

15.Наземная отработка элементов прыжка с парашютом и совершение прыжка из самолета АН-2 со стабилизацией падения 3 сек., и ручным раскрытием парашюта (только для ЮВПШ "Юный десантник").

16.Шлюпочная практика на водохранилище (только для ЮВПШ "Юный моряк").

Учебно-теоретический раздел рассчитан на 480 учебных часов в год. Занятия с курсантами ЮВПШ проводятся с 15 сентября по 1июня.

В летнем военно-спортивном оздоровительном лагере (продолжительностью 2 недели) занятия проводятся ежедневно в дневное и ночное время в соответствии с 72-х часовой программой лагеря.

Цель. Формировать сознательную самоподготовку к преодолению моральных, психологических и физических напряжений к службе в рядах Вооружённых Сил России, саморегуляции своего поведения в экстремальных условиях, социальную ответственность за подготовку к защите Родины.

Задачи.


    1. Закрепить на практике с курсантами знания и умения, полученные ими в течение года.

    2. Ознакомить курсантов с размещением, жизнью и бытом военнослужащих воинской части.

    3. Провести реабилитационный курс по оздоровлению курсантов.

    4. Организовать содержательный досуг и формирование общей культуры курсантов.

Заключительным этапом полевых сборов является проведение двухсторонней военно-тактической игры (батальонное тактическое учение) на местности, которая является проверкой не только практических навыков курсантов по общевойсковой подготовке и их физической выносливости, но и их морально-волевых качеств.

Для проведения военно-тактической игры разрабатывается план (на карте), в котором отражаются: тема, тактический замысел, учебные и воспитательные цели для всех категорий участников игры, время, этапы и сроки проведения.


Под предметно-практической деятельностью мы понимаем особый вид массовой и групповой деятельности, которая способствует активному и целенаправленному развитию личности в целом и формированию профессиональных намерений в частности, усвоению соответствующих элементов социального опыта и механизмов его воспроизводства.

Предметно-практическая деятельность педагогов дополнительного образования в ЮВПШ имеет свою специфику и проводится в соответствии с ежегодно разрабатываемым календарным планом основных мероприятий военно-спортивного отдела на текущий учебный год.

Для проведения предметно- практической деятельности разрабатывается годовой план основных мероприятий Центра внешкольной работы "Подросток", составной частью которого является план военно-патриотического воспитания детей и молодёжи (приложение 1).Мероприятия конкретизируются по срокам и времени. План основных мероприятий Центра на учебный год утверждается заместителем Генерального директора по учебно-воспитательной работе и является основанием для проведения предметно-практической деятельности.

Участвуя в массовых и групповых видах деятельности, ребенок имеет возможность выбора, т.е. искать свои интересы, пробовать себя, выбирать и отказываться от предложенного, поскольку в нем не содержится того, что необходимо для реализации его цели. Добровольность участия в деле, соединяющем в себе познание и удовольствие, развлечение, обеспечивает возможность всем без исключения детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с успехами товарищей.

Анализ предметно-практической деятельности военно-спортивного отдела ЦВР "Подросток" показывает, что массовые и групповые виды деятельности развивают познавательную активность у воспитанников, формируют способность действовать по правилам.

Система предметно-практической деятельности военно-спортивного отдела(Рис 1), созданная на основе анализа опыта работы с детьми в юношеских военно-патриотических школах и детских объединениях спортивной направленности показывает, что в предметно-практической деятельности наиболее актуальна коллективная педагогика, которая представляет собой педагогическую помощь и огромные возможности системы предметно-практической деятельности.



Комплексные игры

Творческие отчеты

Игровые праздники

Путешествия

Соревнования

Эстафеты


Военно-спортивные игры

Конкурсы


Викторины

Спартакиада



Оздоровительные лагеря отдыха

Летние загородные (общие)

Выставки

Фестивали

Ярмарки

Концерты


Тематические

Календарные

Карнавалы

Игровые аукционы

Игры - празднества

Поисковые походы

Познавательные походы

Походы на выживание

Автономные походы



Летние загородные (профильные)

Летние загородные (спортивно-оздоровительные)

Рис. 1. Система предметно-практической деятельности


В "Центре внешкольной работы "Подросток" сложились свои традиции и ритуалы: вынос батальонного Знамени Центра при проведении больших мероприятий, «Вахта Памяти», фотографирование лучших курсантов у развёрнутого Знамени Центра, возложение гирлянды к памятнику погибшим в годы Великой Отечественной войны, встреча с выпускниками Центра и другие.

В Центре «Подросток» есть свой Гимн, слова и музыка С.Б. Попцова.

Стали традиционными мероприятия:

Городской и областной фестивали военно-патриотической песни «Долг. Честь, Родина». С 2005 года фестиваль приобрёл статус межрегионального. Возраст участников от 5 до 80 лет, количество исполнителей превышает 600. Значимость военно-патриотической песни в патриотическом воспитании велика. Фестиваль формирует у подростков и молодёжи преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам и защищать их.

Сложился ритуал: исполнение песен «День Победы», «Поклонимся великим тем годам», «Офицеры» и другие. Курсанты слушают стоя, приклонив голову, отдавая тем самым почести героическому прошлому нашей Родины, ветеранам войн, памяти погибших, людям военной профессии.



Военно-спортивная игра для дошкольников «Зарничка» - в программе - различные соревнования, подвижные игры, состязания, применяются элементы военной атрибутики (построение, сдача рапорта, форма одежды и т.д.), участвуют до 20 дошкольных образовательных учреждений (команды моряков, связистов, десантников и т.д.). Участие дошкольников в соревнованиях способствуют физическому развитию и формированию таких качеств, как дисциплинированность, ответственность за свои действия и действия коллектива, способность к сопереживанию.

Военно-спортивная игра для школьников «Зарница» - соревнования по строевой и физической подготовке. Участники демонстрируют знания Устава ВС, основ безопасности жизнедеятельности. Игра привлекает внимание занимательностью, разнообразием форм, возможностью продемонстрировать свои личные достижения.

«День призывника» - Юноши призывного возраста встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской, Чеченской и других локальных войн, с солдатами срочной службы, представителями военкоматов города, в показательных выступлениях демонстрируют свою выучку и умения в военном деле. Эти мероприятия формируют у подрастающего поколения чувство гордости и признательности героям прошлого и современникам, ответственности за своё решение в выборе дальнейшего пути, мотивируют на служение Отечеству.

Парад Победы – ежегодно в параде Победы на центральной площади города Оренбурга принимают участие более 400 воспитанников ЮВПШ. Стройными рядами подтянутые юноши в военной форме гордо проходят перед трибунами с ветеранами Великой Отечественной войны и администрацией города.

День Защитника Отечества проводится в форме соревнований, эстафет по военно-прикладным и физическим видам спорта, включая викторины, творческие конкурсы по истории Вооруженных Сил России. Праздник посвящен Дню Защитника Отечества, ежегодно в нем участвуют около 500 детей.

Выпуск курсантов военно-патриотических школ проходит ежегодно у вечного огня в музее под открытым небом «Салют, Победа!». Торжественно, в присутствии представителей военкомата, администрации города, родителей курсантам вручаются свидетельства об окончании ЮВПШ. Лучшим курсантам вручаются личные фотографии у развёрнутого знамени Центра «Подросток».

Лыжный двухдневный поход курсантов ЮВПШ – проходит по маршруту Оренбург – Дедуровка – Оренбург продолжительностью 80 км. Вместе с курсантами в походе участвуют командиры школ и генеральный директор Центра. В походе принимают участие более 200 воспитанников. У курсантов формируется способность переносить нагрузки в течение определённого времени, развиваются волевые качества, взаимоотношения в коллективе.

Ежегодный шлюпочный 10-дневный поход на шестивёсельном яле по Черновскому водохранилищу для курсантов школы «Юный моряк». Курсанты на практике знакомятся с жизнью и бытом моряков, с корабельным уставом, изучают флажный семафор и другие специальные предметы. Выпускникам школы предоставляется возможность прохождения воинской службы на подводной лодке «Оренбург».

Вахта памяти. Несение Почётного Караула у Вечного Огня в музее под открытым небом «Салют, Победа!» заставляет ребят задуматься о долге, чести, совести, уважении к памяти воинов, гордость за ученых и простых тружеников тыла, создавших уникальное вооружение в сложное для страны время.

Традиционно курсанты школы «Юный спасатель» проходят практику в городской Службе спасения. Они получают первоначальные навыки спасателей-общественников поисково-спасательной службы, у них формируются волевые черты характера, необходимые при проведении поисково-спасательных работ в ходе ликвидаций последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В июне-июле месяце на базе учебного центра Оренбургского высшего зенитного ракетного училища курсанты ЮВПШ проходят полевые сборы в летнем военно-спортивном оздоровительном лагере. В течение двух недель юноши размещаются военным лагерем в палатках, живут по распорядку дня, получают практические знания, умения, навыки в организации службы войск, быта военнослужащих, боевой подготовки солдата, практическому владению оружием, ведению боя, моральной и физической закалки (преодоление технологической полосы препятствий). Стало традицией отправляться в лагерь ночью, совершая 22-километровый марш пеших караулом. В программу лагеря включены спортивные праздники, беседы о днях воинской славы, игры и викторины «Этих дней не смолкнет слава», экскурсии в воинские части, музеи города. Двухнедельное пребывание курсантов воспитывает в них чувства коллективизма, взаимовыручки, самопожертвования, ответственности за свои поступки, развивает моральные и волевые качества. На торжественном построении, посвящённом закрытию лагеря, перед лицом командиров и товарищей, при развёрнутом Знамени «Подростка», с учебным оружием в руках курсанты приносят Торжественную Клятву.

Возобновлено и развивается тимуровское и поисковое движения. Воспитанниками Центра ведётся постоянная работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны. Участие в поисковых операциях и благотворительных акциях воспитывает в детях чувство уважения и признательности к старшим, их труду и заслугам, бережное отношение к истории и традициям страны и своего края, формирует трепетное отношение к героическому прошлому соотечественников.

Проведение Дней Воинской славы вносит достойную лепту в процесс формирования подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Ежегодно среди курсантов ЮВПШ проводятся состязания, соревнования, смотры-конкурсы, фестивали по военно-прикладным и различным видам спорта: военное троеборье, пулевая стрельба, зимнее многоборье, мини-футбол, новичковые турниры по боксу и т.д..



Военно-профессиональная ориентация

Дополнительное образование детей, осуществляя военно-патриотическое воспитание, создает условия для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и проверки их военно-профессиональной направленности средствами детских объединения военной направленности и наиболее действенны среди них – юношеские военно-патриотические школы (ЮВПШ).

Анализ опыта воспитательно-образовательного процесса военно-спортивного отдела показал, что ЮВПШ – это школа военно-патриотического воспитания, школа профессиональной ориентации и адаптации, школа подготовки кандидатов на должности младших командиров для Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидатов в военные институты.

Курсанты юношеских военно-патриотических школ военно-спортивного отдела Центра внешкольной работы «Подросток» призываются в Вооруженные Силы Российской Федерации, воинские формирования и органы по выбранной ими военно-профессиональной направленности, а курсанты – выпускники «Школы будущего офицера» - имеют преимущественное право на зачисление в избранные ими военные училища (ст. 14. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе).

За 15 лет существования Центра более 70 выпускников военно-спортивного отдела стали офицерами, в настоящее время в военно-учебных заведениях страны учатся 22 человека. Выпускники юношеских военно-патриотических школ продолжают обучение в педагогических ВУЗах страны и работают педагогами дополнительного образования как в родном «Подростке», так и в других учреждениях дополнительного образования страны.

Многолетняя деятельность педагогов ЦВР "Подросток" по привлечению детей и подростков в военно-патриотические объединения, спортивные секции и школы, по участию их в массовых соревнованиях, состязаниях, смотрах-конкурсах, фестивалях и слетах по военно-прикладным видам спорта, в военно-спортивных оздоровительных лагерях, в военизированных походах, походах в составе воинских частей Оренбургского гарнизона, встречах с ветеранами войны и труда убедительно подтверждает необходимость и жизненность концептуальных подходов – в организации и дальнейшем развитии военно-патриотического воспитания юных граждан России.


Опыт работы Центра с семьей, детскими

и юношескими общественными организациями

по военно-патриотическому воспитанию.

В дополнительном образовании работа педагогов с семьей, семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения.

Педагогическая практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому "взрастить" новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

Работа с семьей, детскими и юношескими общественными организациями является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса Центра.

Анализ совместной работы педагогического коллектива и родителей помогает более эффективно строить воспитательную работы ЦВР "Подросток", которая направлена на социальную адаптацию и жизненное самоопределение детей.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка позволяет им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом, приблизиться к пониманию его индивидуальных особенностей и решать задачи по развитию способностей.

Педагоги Центра поддерживают партнерские отношения с детскими и юношескими общественными организациями, в том числе ассоциацией детских общественных организаций "Радуга", Российского Союза Молодежи г. Оренбурга и другими институтами, заинтересованными в патриотическом воспитании детей и молодёжи.

Основные формы взаимодействия педагогов и родителей:



  1. Родительские собрания, которые проводятся с определенной тематикой: "Мы – одна семья", "О доброте милосердия", "Учимся общению" и пр.

  2. Тематические конференции по распространению передового педагогического и семейного опыта с участием родителей и представителей детских общественных организаций.

  3. Презентации опыта семейного воспитания, проходящие в форме "круглого стола", вечеров вопросов и ответов, диспутов.

  4. Консультации психологов, юристов, врачей, представителей детских общественных организаций и других специалистов.

  5. Организация совместной деятельности педагогических коллективов, детских общественных организаций, родителей и детей в досуговой деятельности (туристические походы, спортивные соревнования, праздники, концерты, конкурсы и др.).

Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности коллектива, которое позволяет педагогу полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе.

Участие родителей, бабушек и дедушек в проведении мероприятий придаёт им особую ценность, ибо происходит духовное сближение членов семьи, взаимопонимание, осуществляется связь поколений, а участие родителей в педагогическом процессе Центра позволяет обеспечить нам его целостность. Центр внешкольной работы «Подросток» является не только носителем знаний и умений, но и приобщает детей к культуре и традициям своей страны, её героическому прошлому, формируя устойчивые нравственные и гражданские позиции личности.

Анализ работы с семьей показал эффективность работы педагогического коллектива в следующих направлениях:


  1. Беседы для родителей по различным тематикам, например: о профилактике вредных привычек, о роли матери и отца в воспитании детей, о культуре поведения и общения и др.

  2. Проведение мероприятий с родителями ("А ну-ка, папы!", "Мама, папа, я – спортивная семья", "Мужчины на поверке", "Долг. Честь. Родина", "Зарничка", "Зарница").

  3. Использование в семейном воспитании национальных традиций (праздники "Масленица", выставка рисунков и поделок по мотивам народных художественных промыслов "Пасхальный перезвон", "Вифлеемская звезда").

  4. Разработка разнообразных программ по совместной деятельности детей, родителей, детских и юношеских общественных организаций, в том числе туристко-краеведческих и экскурсионных ("Литературное краеведение", "По местам боевой славы").

  5. Проведение дворовых праздников: на базе Центра – "Праздник улицы Курочкина", "С днем рождения, "Подросток"; "Ай, да Масленица", "Мамин день" и другие; на базе клуба "Огонек" – "Рыцарский турнир", "Новогодние фантазии" и другие.

Работая с детскими и юношескими общественными организациями, педагоги и воспитанники Центра внешкольной работы "Подросток" принимают непосредственное участие в мероприятиях:

- Акция "Мы – граждане России" (принимали участие военно-спортивный, оргмассовый отдел, были затронуты актуальные проблемы: "Экономическое развитие Оренбургской области", "Экология", "Социальная незащищенность различных групп населения").

- Областной конкурс политплакатов "Молодость против террора" (выставка политплакатов от отдела "Народные промыслы", клуба "Огонек" «Военно-спортивный отдел»).

- Всероссийский семинар РСМ (выступление с докладом по обмену опытом по проблеме военно-патриотического воспитания);

- Областной слет общественных объединений "Нам этот мир завещано беречь" (оргкомитет в "ЦВР "Подросток", проведение военно-спортивных игр);

- Межрегиональный фестиваль патриотической песни "Долг. Честь. Родина" (непосредственный участник и главный организатор Генеральный директор "ЦВР "Подросток" – Попцов Сергей Борисович);

- Праздничные мероприятия, посвященные 9 мая (участие воспитанников ЮВПШ в параде войск Оренбургского гарнизона, выступление группы "Комбат" под руководством Генерального директора "ЦВР "Подросток" – Попцова Сергея Борисовича, концертные программы с участием студии "Шар" и воспитанников военно-спортивного отдела и культурно-эстетического отделов Центра на эстрадных площадках г. Оренбурга).

- Акция "Рассвет" (поздравления и тимуровская помощь участникам Великой Отечественной войны и тыла с 60-летием Победы, возложение цветов "Солдату-освободителю").

- Областной фестиваль гитарной песни "Наполним музыкой сердца" (участие группы "Комбат", воспитанников оргмассового и культурно-эстетического отдела).

Центр внешкольной работы «Подросток» тесно сотрудничает со средствами массовой информации. Вопросы военно-патриотического воспитания Центра широко освещаются в периодических изданиях различного уровня, передачах на теле и радиоканалах.

Центр стал базой военно-патриотического воспитания города, области и известен в России. Опыт организации военно-патриотического воспитания детей и молодёжи в Центре внешкольной работы «Подросток» широко используется в системе дополнительного образования в различных регионах страны. Взаимодействие военно-патриотических школ Центра с военно-патриотическими объединениями районов и городов области положительно сказалось на формировании целостной системы военно-патриотического воспитания области.
Система военно-патриотического воспитания детей и подростков Центра "Подросток"


I. Основные направления воспитания

Нравственное

Историческое

Патриотическое

Профессионально-

деятельностное

деятельностное

Психологическое

Политико-правовое

Физическое

II. Основные средства


Военно-спортивный отдел

Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ)

Организационно-массовый, культурно-эстетический отделы

Клуб "Огонек"

"Звездный"



Программы военно-спортивных игр

Военно-патриотические школы (ЮВПШ) кадетские

классы

Общефизическая

подготовка


Детские объединения спортивной направленности: (бокс, футбол, пулевая стрельба, самбо и др.)



Студия

звукозаписи

Телестудия

Видеофонд




Физическая культура и спорт



Детские объединения народного творчества

Зарничка – (Детские сады)

Зарничка-II (1-4 классы)

Зарница (5-8 классы)

Орленок (9-11 классы)

Программы военно-прикладных видов спорта

Оборонно-спортивный

оздоровительный лагерь


Областной слет военно-патриотических объединений

Прикладные виды спорта


Программа

"Юные тимуровцы"

Фестиваль военно-патриотической песни "Долг. Честь. Родина"

Программы шефства над инвалидами,

ветеранами войны и труда






Программы и сценарии предметно-практической деятельности


III. Взаимодействие

Правительство Оренбургской области

Министерство образования Оренбургской области

Администрация г.Оренбурга

Областной военкомат; районные военкоматы

ОВЗРУ

Войсковые

части Оренбургского гарнизона

Правоохранительные

органы


Комитет по делам молодежи адм.Оренб.обл. и города

Детские обществ. организации: пионерские, комсом.

РОСТО

(ДОСААФ)


комитет по физической культуре и спорта

Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, интернаты.

Музеи города



ОГПУ

ОГУ


ООИПКРО

Управление по делам ГО и ЧС г.Оренбурга и Оренбургской области

Средства

массовой

информации

Союзы ветеранов войны и труда и локальных войн

Управление образования администрации г. Оренбурга


Организационно-деятельностная модель военно-спортивного отдела Центра внешкольной работы «Подросток»




Зав.военно-спортивным отделом

Педагогический

совет отдела



Родительский

комитет

Социум

Зав.военно-патриотической секцией

Родительское

собрание


Методист



Руководители ЮВПШ (командиры рот)

Методические

объединения педагогов



Совет руководителей ЮВПШ

Совет командиров групп (отделений)

Совет руководителей отделений, тренеров

Зав.спортивной

секции


Родительское

собрание

Методист

Совет помощников

тренеров


Зав.отделениями,

старшие тренеры



Методические

объединения педагогов


Педагоги ЮВПШ

(командиры взводов)

Командиры групп

(отделений)

Педагоги спортивных детских объединений (тренеры)

Старосты

групп

Коллектив обучаемых

(курсанты)


Коллектив обучаемых




Творческие

группы


Творческие

группы

Стажерские

площадки


Стажерские

площадки


ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ

СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ


Финансирование


Ассигнования из бюджета

Платные услуги

Целевые взносы

Перечисления спонсоров


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница