Операции познания: когнитивно-антропологический анализ



страница1/7
Дата05.05.2016
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




Зимин Сергей Михайлович

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОЗНАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ

Глава 2

ОПЕРАЦИИ ПОЗНАНИЯ:

КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

§3. Алгоритмы познания



В предыдущем параграфе мы вывели схему познания, в которой оно предстаёт как алгоритм, имеющий целью построение моделей из значимых, существенных и обобщённых (генерализованных) элементов: восприятие → анализ (расчленение потока чувственных данных на части) → отбор и генерализация данных → синтез отобранных и генерализованных данных в модель исследуемого явления.

Но с построением модели познавательный процесс не заканчивается. Объектов действительности, вариантов поведения в различных условиях, и соответствующих им моделей слишком много, поэтому эти модели необходимо подвергнуть вторичному обобщению (первичным является обобщение-генерализация на уровне чувственных данных), соотнести с другими имеющимися в памяти впечатлениями, представлениями и моделями.

Поэтому введём ещё алгоритмическую схему познавательной деятельности, основанную на применении принципа аналогии: соотнесение вновь поступающей информации с имеющейся в памяти → поиск аналогий → индуктивное обобщение → отнесение анализируемого объекта к классу сходных объектов → дедуктивное распространение на анализируемый объект свойств аналогичных объектов.
Попробуем синтезировать, наложить друг на друга эти две схемы и рассмотрим получившийся совмещённый алгоритм познавательного процесса и рациональной (разумной) деятельности человека. Для упрощения рассмотрим этот процесс пока без учёта участия в нём языка. Представим полученный алгоритм в виде последовательности познавательных операций:


  1. Восприятие через органы чувств информации о внешнем и отчасти внутреннем мире.

  2. Обработка чувственных данных:

    1. Дифференциация потока чувственных данных на составляющие730.

    2. Сопоставление, сравнение731, соотнесение вновь поступающей информации с уже имеющейся в памяти (на уровне сигналов, ощущений):

2.2.1. Первичная оценка новизны, значимости (опасно – неопасно, съедобно – несъедобно, полезно – бесполезно, приятно – неприятно и т.д.) поступающих сигналов. Производится путём сопоставления с генетически заданными эталонными ощущениями732, а также с их модификациями, появляющимися в результате приобретённого опыта.

2.2.2. Селекция и первичная идеализация: выделение новых (вызывающих эмоцию интереса (любопытства)), необычных, существенных, значимых733 для жизнедеятельности сигналов (вызывающих эмоциональную реакцию), и «пропускание» сигналов привычных, «фоновых», несущественных, малозначимых.



    1. Генерализация: обобщение сходных сигналов в единый генерализованный сигнал.

2.4. Выявление ассоциативных, пространственно-временных, причинно-следственных и иных связей и отношений:

2.3.1. Определение факторов, влияющих на те или иные явления – их «причин».

2.3.2. Выявление последствий тех или иных действий.

2.3.3. Выявление других связей, как реально существующих, так и относящихся только к ментальным моделям: структурных, функциональных, связей на основе сходства, противоположности, одновременности, непосредственного следования явлений друг за другом и т.д.



  1. Синтезирование из существенных, значимых и генерализованных (обобщённых) сигналов чувственного образа, представления, схематической (идеализированной) модели. В синтезе участвуют не только составляющие элементы (части), но и существующие между ними связи и отношения.




  1. Индуктивная обработка чувственных образов, представлений, схематических моделей:

    1. Поиск аналогий на основе каких-либо признаков, свойств (как правило, существенных, значимых или генерализованных), и т.д.

4.1.1. Обобщение:

4.1.1.1. Обобщение-отождествление734 на основе сходства внешнего вида и основных функций (полная аналогия).

4.1.1.2. Объединение аналогичных явлений в одно множество (блок, класс, систему)735.

4.1.1.2.1. Отнесение (включение, причисление) явления (на основании каких-либо существенных736, значимых737, генерализованных и др. признаков) к какому-либо множеству (блоку, классу, системе) в качестве члена этого множества (блока, класса, системы) на основании общности каких-либо признаков, свойств и т.д.738 (частичная (неполная) аналогия).

4.1.1.3. Формирование обобщённого образа (представления, схематической модели) из элементов (свойств, признаков, черт и т.д.), общих для всех объектов данного множества (блока, класса, системы). При этом образуется классификационная система, в которой обобщённый образ (представление, схематическая модель) играет роль рода (вида), а входящие в исходное множество (блок, класс, систему) объекты являются соответственно видами (индивидами).


      1. Индукция: распространение свойств, присущих ряду объектов (или даже одному объекту) множества (блока, класса, системы) на все объекты данного множества (блока, класса, системы)739.

5. Абдукция: операция, заключающаяся в соединении индуктивного обобщения и исследования причинно-следственных и иных отношений и связей, и формировании на этой основе гипотезы, объясняющей входящие в индуктивное обобщение явления.
6. Дедуктивная обработка вновь поступающей информации (на уровне чувственных образов, представлений, схематических моделей):

6.1. Сопоставление, сравнение новых чувственных образов, представлений с уже имеющимися в памяти: оценка новизны, значимости этих образов.

6.2. Узнавание: отождествление новых чувственных образов с хранящимися в памяти обобщёнными представлениями, схематическими моделями и обра-зами740 (полная аналогия).

6.3. Если в памяти не удаётся подобрать соответствующего обобщённого образа (представления, схематической модели), по принципу аналогии подбирается подходящее множество (блок, класс, система), в которое может быть включено анализируемое явление (неполная (частичная) аналогия).

6.4. Дедукция: распространение на анализируемое явление всех известных свойств, присущих членам соответствующего множества (блока, класса, системы), обобщённому образу (представлению, схематической модели).
7. Запоминание новых, не имеющих аналогов в памяти образов, общих представлений (обобщённых образов, схематизированных моделей), а также отдельных значимых сигналов.

8. Вспоминание (актуализирование, воспроизведение из памяти) – в случае необходимости – хранящихся в памяти представлений, образов и отдельных чувственных данных.




  1. Использование знаний для ориентации в мире и формирования целесообразного, целенаправленного поведения при возникновении нестандартных ситуаций, не подпадающих под действие врождённых инстинктов. Поиск ответов на вопросы: 1) Что будет, если сделать то-то и то-то? – и далее, на следующем этапе – 2) Что нужно сделать, чтобы достичь таких-то целей?

    1. Производится первичный анализ ситуации.

9.2. Производится сравнение ситуации с имеющимися в памяти, оценка её значимости, новизны и т.д.

    1. В памяти актуализируются аналогичные ситуации, сходные с текущей по каким-либо ключевым параметрам.

      1. При наличии в памяти ситуаций, сходных с данной по большинству ключевых элементов, происходит её узнавание (отождествление) (полная аналогия).

      2. Воспроизводятся производившиеся ранее в таких ситуациях действия741.

    2. В случае отсутствия в памяти тождественных ситуаций воспроизводятся ситуации, имеющие сходство (аналогию) хотя бы по некоторым ключевым элементам (неполная аналогия).

      1. Производится оценка имевших место ранее в аналогичных ситуациях действий и отбор из них наиболее удачных, целесообразных. Возможно мысленное комбинирование ситуаций и соответствующих действий.

      2. Производится практическое воспроизведение вариантов действий и окончательный отбор из них наиболее целесообразных.

    3. В случае, когда ситуацию не удаётся классифицировать, т.е. отнести её к какому-либо множеству (блоку, классу, системе) – подыскать подходящую аналогию:

      1. Если ситуация не является угрожающей, требующей немедленного бегства или иных чрезвычайных действий, происходит мысленный и (или) реально воспроизводящийся в действительности перебор вариантов действий – т.н. экспериментально-игровое поведение.

    4. Наиболее удачные варианты действий, способствующие достижению значимых целей, запоминаются в тесной увязке с ситуацией, в которой они производились, – для последующего (при возникновении сходных (аналогичных) ситуаций) воспроизведения.


Операции познания: анализ ситуации; сравнение ситуации с имеющимися в памяти сходными ситуациями, оценка значимости, новизны и т.д.; воспроизведение аналогичных ситуаций; отбор наиболее удачных, целесообразных моделей поведения – при этом, как видим, в основном повторяются, но на новом, более высоком уровне.

Мышление и познание, таким образом, представляют собой своеобразную «спираль», на новых, более высоких «витках» повторяющую достаточно стандартный набор интеллектуальных операций, но с использованием всё более обширного материала, с задействованием всё новых и новых открываемых в процессе познания связей, закономерностей и моделей.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница