Омгупс (Омиит))



Скачать 218.26 Kb.
Дата04.11.2016
Размер218.26 Kb.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))






СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ







Директор института менеджмента и экономики





Проректор по научной работе и инновациям





___________________С.А. Ветров_____

подпись


«_____»______________ 2012 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2013 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.






___________________В.Т. Черемисин_____

подпись


«_____»______________ 2012 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2013 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.


Кафедра: «Связи с общественностью»


Автор: Ветров Сергей Александрович, доктор философских наук, профессор


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Динамика культуры


Специальность научных работников: 24.00.01 "Теория и история культуры"
Квалификация (степень) выпускника: кандидат философских наук

Форма обучения: очная


Одобрена на заседании методической комиссии института

«___» _________ 2012 г. Протокол №__

«___» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__





Одобрена на заседании кафедры
«__» января 2012 г. Протокол № 5

«__» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__



Омск 2012 г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Динамика культуры» является усвоение студентами знаний по теории и истории культуры. Изучение динамики культуры, тех изменений, которые происходят в ней, является важнейшей задачей культурологии, как научной дисциплины, предметом которой является культура. Понимая культуру, как содержание совместной (социальной) деятельности людей, как формируемый в процессе этой деятельности специфический «искусственный мир» - мир созданных людьми объектов (артефактов) сопоставляемый с миром природы «естественным миром» - очень важным становится узнать, как изменяется этот «искусственный мир», с помощью каких средств и методов можно описывать, объяснять и прогнозировать эти изменения.




  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Динамика культуры» относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности (ОД.А.05).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
____6____ зачетных единиц,
____216____ часов.


    1. Виды и объемы учебной работы по дисциплине ТОЭ

Вид учебной работы


Количество часов

Всего по учебному плану

Семестры

1

1

2

3

Аудиторные занятия (всего):

19

19

В том числе:













Лекции (лек) (всего / в интерактивной форме)

16/16

16/16

Лабораторные работы (лаб) (всего / в интерактивной форме)

-

-

Практические, семинарские занятия (прк)

-

-

Самостоятельная работа под контролем преподавателя (кср)

3

3

Самостоятельная работе (ср) (всего):

197

197

В том числе:







Рефераты

72

72

Проработка лекционного материала, подготовка к практическим, семинарским, лабораторным занятиям

125

125

Промежуточная аттестация (экзамен, зачет, зачет с оценкой/час)

Э / З / заО

0/0 /0


З/ 0

ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часов:

216

216

Зач. ед.:

6

6





    1. 3.3. Разделы учебной дисциплины




Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации



(по семестрам)

лек

лаб

прк

ср

кп (кр)

пкп (пкр)

кср

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

1



Источники и механизмы культурной динамики


Понятие культурной динамики. Традиции и новации в культуре. Понятие о культурной динамике. Культура как сфера постоянной изменчивости. Основания динамического подхода к культуре: процессы индивидуально-психического и социального характера в культуре - источники культурной динамики. Генезис и функционирование культуры как динамические процессы. Основания изучения динамики культуры: социобиологические, социокультурные, внутринаучные.

Специфика исследований проблем динамики. Важность изучения динамических процессов в современной культурологии. Основные проблемные вопросы, возникающие при изучении динамики культуры.

Типология культурных изменений. Понятие вариации. Понятие культурной новации (инновация - реновация). Специфика ревитализации как типа изменения. Структурный и функциональный характер новационной динамики.

Индивид и группа как источник изменений в культуре. Специфика индивидуальной генерации изменений в отношениях с окружением, спонтанная вариативность. Специфика группового уровня изменений, резонанс спонтанных вариаций, катализ и подавление новаций. Понятие о селекции изменений. Понятие культурной традиции.

Объекты динамических процессов. Культурные объекты их специфика и классификация.

Понятие о микродинамических и макродинамических процессах: специфика предмета исследования. Уровни локализации динамических процессов при исследовании: индивидуальный, первичный (семья и малые группы), социальный, этнокультурный, панкультурный: общее представление о специфике динамических процессов.

Типология культуры как пространство измерений. Основные культурно-типологические единицы: панкультура, цивилизации, локальные культуры, субкультуры. Историческая типология культур и культурная динамика. Выделение устойчивых культурных форм в рамках типологических единиц культуры. Понятие о морфологии культуры. Морфологические единицы культуры: специализированные формы кумуляции и трансляции культурного опыта. Морфологические единицы культуры как специфические области локализации культурной динамики. Культурные объекты и процессы в морфологических единицах культуры.


8


-


-


64


-

-

1


73


Содержание учебной дисциплины входит в вопросы к кандидатскому экзамену по специальности





1

2

Основные модели культурной динамики

Модели динамики культуры. Эволюционная и неоэволюционная модели. Принцип и теория диффузионизма и проблема развития культуры. Функциональный подход к изучению культуры. Структура и функции культуры в антропологии А. Рэдклифф-Брауна. Функциональная теория Б. Малиновского. Выявление типов потребностей. «Динамика культурных изменений» Малиновского и принципы взаимопроникновений культур. Основные постулаты Британской школы функционализма. Психологический подход к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций (культур) Р. Бастида. Выделение К. Доддом различных форм

межкультурного общения («Перспективы межкультурной коммуникации»). Культурный релятивизм. Синергетическая модель динамики культуры.



6

-

-

64

-

-

1

71




1

3

Культурология и проблемы развития общества на современном этапе культурно-исторического развития.


Роль прогнозирования будущего в развитии общественной мысли.

Формирование футурологии как науки о будущем (60-е гг. XX века).

Обусловленность футурологии ускоренным развитие НТП и обострением глобальных проблем современности. Деятельность Римского клуба, Гудзоновского института, Комиссии 2000, Всемирной федерации исследований будущего (1974). Гуманистическое измерение глобальных 7 проблем современности.

Теория «технологического оптимизма» (У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон). Идеи экотехнологического пессимизма (А. Тоффлер, Т. Розак, Д. Медоуз). Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Проблема психологической рефлексии постсовременной личности. «Футурошок» А. Тоффлера. Критика тоталитаризма как типа мышления (Ж. Деррида).




2

-

-

69

-

-

1

72



















16

-

-

197

-

-

3

216

36



    1. 3.4. Лабораторные работы / практические занятия




Номер семестра

Номер недели

Раздел учебной дисциплины

Наименование лабораторной работы / практического занятия

Всего часов

1

2

3

4

5



3.5. Примерная тематика рефератов:
Макродинамическая модель развития культуры

Циклическая и инверсионная модели культурной динамики

Эволюционизм и неоэволюционизм как модели культурного развития

Принцип и теория диффузионизма и проблема развития культуры

Функционалистское измерение культуры.

Культура как система.

С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»

Британская и Североамериканская культурантропологические школы и проблемы межкультурной коммуникации

Культурный релятивизм: роль ценностей в развитии культуры

Синергетическая модель культурной динамики

Э. Тоффлера «Футурошок»

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература


№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров в библиотеке



Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов (из п. 4.3)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1

Культурология

72


Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др. - 4-е изд., испр.

М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.

Все разделы курса

1

2

Культурология ХХ век: антология.

3

-

М. : Юрист, 1995.

Все разделы курса

1

3

Основы и принципы типологии культуры

211


Л. М. Марцева

Омск : ОМГУПС, 1999. - 81 с.

Все разделы курса

1

4

Мировая художественная культура

19

Л. Г. Емохонова


М. : Академия, 2000. - 448 с


Все разделы курса



1

5

Культурологические школы

70

Л. М. Марцева

Омск : ОМГАПС, 1997. - 74 с.

Все разделы курса

1

6

Лекции по культурологии

2

В. С. Поликарпов

М. : Гардарика : Экспертное бюро, 1997. - 343 с.

Все разделы курса

1

7

Культурология

22

ред. А. И. Шаповалов

М. : Владос, 2004. - 319 с

Все разделы курса

1

8

Социальная культурология

2


Б. С. Ерасов

М. : Аспект пресс, 1996. - 591 с

Все разделы курса

1

9

Культурология для технических вузов

52

-

Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 447 с

Все разделы курса

1

10

Мировая художественная культура



49

Ред. Б. А. Эренгросс



М. : Высшая школа, 2001. - 767 с.



Все разделы курса

1

11

Вопросы культурологии (ежемесячный журнал)



1

Главный редактор – А. В. Агошков



Издательский Дом «ПАНОРАМА». Москва. № 2012, 2011, 2010 г.г.

Все разделы курса

1

12

Личность. Культура. Общество (ежеквартальный журнал)

1


Главный редактор – Ю.М. Резник



Института философии РАН. Москва. № 2011, 2010, 2009, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003 г.г.

Все разделы курса

1

13

Культурология

2

ред. С. В. Лапина.

Минск : ТетраСистемс, 2006. - 495 с.

Все разделы курса

1

14

Культурология

30

А. В. Костина

М. : КноРус, 2008. - 314 с.

Все разделы курса

1

15

Культурология

20

В. В. Викторов

М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2010. - 410 с

Все разделы курса

1

16

Культурология

10

Н. Г. Багдасарьян.

М. : Юрайт, 2011. - 495 с.

Все разделы курса

1

17

Мировая культура и искусство

20

И. И. Толстикова ; ред. А. П. Садохин.

М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. - 415 с.

Все разделы курса

1


4.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке


Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Используется при изучении разделов (из п. 4.3)

Семестр

1

2

3

4

5

6

1

Русская культура: история и современность

1

Т. С. Георгиева.

М. : Юрайт, 1999. - 576 с.

Все разделы курса

1

2

Введение в историю русской культуры (теоретический очерк)

3


И. В. Кондаков

М. : Наука, 1994. - 379 с.

Все разделы курса

1

3

От Руси к России

1

Л. Н. Гумилев

М. : Экопрос, 1992. - 335 с.

Все разделы курса

1

4

Закат Европы : очерки морфологии мировой истории

1

О. Шпенглер

Минск : Попурри, 1998

Т. 1 : Образ и действительность : монография. - 1998. - 684 с.

М. : Мысль, 1998 Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы : научное издание. - 1998. - 606 с


Все разделы курса

1

5

Россия и Европа

1

Н. Я. Данилевский.

М. : Книга, 1991. - 574 с

Все разделы курса

1

6

История русской культурологии

1

Р. П. Трофимова

М. : Академический Проект : Трикста, 2003. - 607 с

Все разделы курса

1

7

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения

5

Ред. Л. М. Брагина.

М. : Высшая школа, 2001. - 479 с

Все разделы курса

1

8

Теория культуры

3

А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева.


М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 380 с.



Все разделы курса

1

9

Культурология : краткий тематический словарь

1

Ред. Г. В. Драч, Ред. Т. П. Матяш

Ростов н/Д : Феникс, 2001.

Все разделы курса

1

10

Homo Ludens; Статьи по истории культуры

1

Хейзинга, Йохан

М. : Прогресс-Традиция, 1997. - 413 с.

Все разделы курса

1

4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

eLIBRARY.RU, УИС РОССИЯ. Irbis, Polpred.com и др.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1. Требования к аудиториям (лабораториям, помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения.

Лекционные аудитории должны быть оснащены персональным компьютером, мультимедиапроектором и экраном, стеклоэмалевой доской для записей мелом.



9.2. Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины.

Для изучения дисциплины используется лицензионное программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint и др.




Автор рабочей программы:
доктор философских наук,

профессор Ветров С. А.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница