Окружающая среда и безопасность в Ферганской долине



Скачать 400.47 Kb.
страница1/3
Дата04.05.2016
Размер400.47 Kb.
  1   2   3








Окружающая среда и безопасность в Ферганской долине

Пятая региональная встреча представителей областных управлений

охраны окружающей среды по программе «Окружающая среда и безопасность» в Ферганской долине



Гостиница Достук, Бишкек, 19 июня 2007 года

Цели встречи заключались в следующем: 1) изучить достигнутый прогресс в процессе реализации региональных проектов в рамках Программы «Окружающая среда и безопасность“ в Ферганской долине и 2) обсудить будущее программы и определить приоритеты и проблемы, которые будут решаться после 2007 г.




Вступительное слово

В своей вступительной речи Директор Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству, г-н Арстанбек Давлеткельдиев, заявил, что сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды помогает создать атмосферу доверия среди участников. В связи с этим в Кыргызстане был подготовлен стратегический документ, где одним из компонентов которого является окружающая среда. Экологическая безопасность и устойчивость является неотъемлемой частью этого документа.


Представитель ПРООН в Кыргызстане, г-н Нил Уолкер, подчеркнул необходимость сотрудничества на всех уровнях для устранения неотложных экологических вызовов, с которыми сталкивается страна. Он также подчеркнул, что неэффективное управление водными ресурсами вкупе с нехваткой воды может привести к конфликту, и что отдельные организации могут предложить лишь обрывочные решения. Опасные отходы, загрязнение и деградация почв были отмечены в качестве других факторов, вызывающих серьезные опасения. Он был убежден, что 2-й этап программы ENVSEC в Ферганской долине поможет усилить совместные действия, предпринимаемые для восстановления окружающей среды и устойчивого будущего долины.
Посол ОБСЕ в Кыргызстане, г-н Маркус Мюллер, подчеркнул необходимость не только для доноров, но и для стран-партнеров в регионе выделять средства и людей для предотвращения бедствий и конфликтов и принятия конкретных мер. Он отметил, что первый этап реализации программы ENVSEC в Ферганской долине был, прежде всего, направлен на оценку и принятие первоначальных мер, в то время как следующие этапы должны принести конкретные результаты на местах. Потенциальные затраты в случае стихийного бедствия могут быть в несколько раз выше затрат на их предотвращение. Предпринимаемые меры должны проводиться как можно ближе к населению, которое оказывается под воздействием, и поэтому встреча представителей областных комитетов была очень полезной. Он выразил пожелание, чтобы обсуждения помогли еще более точно прояснить роль ENVSEC в регионе.
Презентации и обсуждения
Сессия 1. Реализация Региональной программы работ в 2005-2007 гг.

Национальный координатор ENVSEC в Кыргызской Республике из Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству, г-н Омор Рустембеков, положительно отозвался об Отчете по оценке ENVSEC по Ферганской долине (2005 г.), процессе задействования различных заинтересованных сторон и результатах первого этапа реализации программы, во время которого международные организации и страны-доноры, такие как Италия, предоставили ценную помощь и экспертную поддержку. Он подчеркнул важность распространения знаний на местном уровне, в государственном и частном секторе, среди парламентариев и руководителей местных исполнительных органов. Международные инициативы, такие как ENVSEC, помогают устанавливать и развивать диалог между странами и регионами, в особенности по вопросам окружающей среды. Для дальнейшего усиления партнерства и проектов, по его мнению, необходимо, чтобы все страны региона принимали равное участие.
Национальный координатор ENVSEC из Министерства энергетики и промышленности, г-н Махматшариф Хакдоров, подчеркнул, что, прежде всего, программа ENVSEC в Ферганской долине достигла успеха в усилении сотрудничества на местном уровне между органами охраны окружающей среды двух стран (Таджикистана и Кыргызстана) благодаря совместным встречами, проектам по оценке и обмену информацией (Орхусские информационно-общественные центры, отчеты о состоянии окружающей среды и т.д.). Он с сожалением отметил, что неучастие Узбекистана в проектах и встречах препятствует надлежащему рассмотрению проблем Ферганской долины. Во-вторых, он призвал к тому, чтобы инициатива ENVSEC обратила внимание на результаты первого этапа и приняла меры по очистке от загрязнений приоритетных горячих точек, таких как хвостохранилище пестицидов в Канибадане (Таджикистан) и хвостохранилище Кадамжайского завода по переработке сурьмы (Кыргызстан). В-третьих, в течение следующего этапа ENVSEC необходимо обратить особое внимание на новые региональные меры, в частности по изменению климата. Готовность к стихийным бедствиям должна рассматривать экологические аспекты управления рисками. Региональные сети по мониторингу состояния окружающей среды находятся в очень слабом состоянии и лабораторный потенциал практически полностью отсутствует. Инициатива ENVSEC может сыграть важнейшую роль в усилении потенциала по мониторингу состояния окружающей среды, сбору данных, обмену информацией и разработке стратегий и политики. И, наконец, презентация инициативы ENVSEC во время Белградской конференции министров охраны окружающей среды (в октябре) и встрече министров стран Центральной Азии МКУР (21 июня) была отмечена как важные шаги для обеспечения большей гласности, популярности и интеграции инициативы.
Сессия 2. Обзор региональных приоритетов и обсуждение достигнутых результатов и возможностей по развитию программы после 2007 г.
Приоритет 1. Трансграничное промышленное загрязнение и загрязнение радиологическими отходами

Быстрая оценка рисков для окружающей среды и здоровья населения в местах хранения опасных отходов – перспективы будущей работы

Г-жа Татьяна Волкова, Координатор Проекта быстрой оценки рисков для окружающей среды и здоровья населения (REHRA) призвала ENVSEC привлечь больше доноров к работе в регионе. Проект REHRA смог продемонстрировать, что воздействие незащищенных хвостохранилищ на здоровье населения является реальным. Г-жа Волкова объяснила, что в проекте REHRA принимали участие центральные и местные органы по охране окружающей среды, а также руководители двух предприятий (Кадамжайский и Хайдарканский заводы). Она доложила об основных направлениях деятельности, выявленных фактах и трудностях проекта REHRA в Кыргызстане (Кадамжай и Хайдаркан) и подчеркнула важность включения результатов оценки, проведенной проектом REHRA в комплексную оценку окружающей среды, проводимую Чуйской лабораторией по Кадамжаю. Г-жа Волкова представила запрос на подготовку технического проекта (технико-экономического обоснования) и софинансирования для проекта очистки в Кадамжае, с учетом актуальность и трансграничный характер проблем горно-добывающей промышленности. Она подчеркнула необходимость усиления аналитических навыков местных органов по охране окружающей среды и призвала Орхусские центры в Ферганской долине распространять информацию о результатах оценки на местном уровне. И в завершение г-жа Волкова призвала ENVSEC применять опыт Балкан по закрытию шахт с привлечением международных экспертов, а также призвала основных доноров к оказанию помощи регионе в поиске решений выявленных проблем.
Г-н Сайдамин Исомиддинов, Председатель Согдского комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Таджикистана, рассказал о проблемах, связанных с хвостохранилищем в Канидабане, занимающим территорию 1,4 га. Основная обеспокоенность вызвана тем, что с момента строительства хвостохранилища в 1973 г. до 1989 г., эта площадка использовалась без соответствующего планирования и соблюдения санитарно-экологических требований и не имеет гидроизоляции или защиту. Также в целом отсутствует информация об опасностях. Ситуация еще более осложняется тем, что хвостохранилище не имеет собственника и поэтому никто не несет ответственность за финансирование. Соответственно нет никого, кто бы вложил средства в обеспечение его безопасности.

Как и г-жа Волкова, г-н Исомиддинов поднял вопрос отсутствия поблизости лабораторий. В области нет возможности определить количество токсинов, поэтому приходится отправлять пробы далеко.



Что касается финансирования, г-н Исомиддинов признал, что область может подать заявку на увеличение финансирование, поскольку в апреле Таджикистан ратифицировал Стокгольмскую конвенцию. Он также отметил, что правительство Италии готово оказать помощь. Он призвал реализовать проект по очистке с софинасированием со стороны местных органов власти, Италии, Программы НАТО «Наука во имя мира» и ГЭФ. Проблема состоит в том, что, несмотря на то, финансирование может помочь усилить мониторинг, отсутствуют прямые средства на лабораторию. Если бы была действующая лаборатория, опыт мог бы оказаться полезным и для Кыргызстана.

Предварительная оценка доз и рисков для населения, проживающего в непосредственной близости к бывшим урановым рудникам и обогатительным фабрикам, исследованным в Центральной Азии

Г-н Питер Стегнар, Содиректор Проекта НАТО по урановому наследию в Ферганской долине, представил предварительные результаты радиоэкологической оценки приоритетных объектов и объяснил методологию и инструменты сбора и анализа информации. Он сообщил о наиболее оптимистичных результатах (дозы облучения относительно низкие, не было выявлено острых угроз для здоровья, незначительные трансграничные риски). Тем не менее, превентивные меры на участке, в особенности, установление ограждения и информирование общественности о рисках, являются важными. Однако, говоря о рисках, обычно предполагаемый риск обычно выше фактического. Это обусловлено недостаточностью имеющейся информации, плохими условиями жизни и эмоциями. В качестве следующих шагов необходимо оценить и сообщить о путях загрязнения и организации водоснабжения.
Г-н Виктор Новиков, Специалист Центра ЮНЕП/ГРИД-Арендал, представил информацию о текущем обследовании в горно-добывающей промышленности в Центральной Азии и опыте ENVSEC в балканском процессе “закрытия шахт”. Он призвал страны принять участие в обследовании и проявить интерес к данному процессу.

Приоритет 2. Комплексное управление водными и земельными ресурсами

Действующие и планируемые проекты

Г-н Бешикеев, представитель Проекта Всемирного банка в Кыргызстане, сделал презентацию по проекту «Улучшение управления водными ресурсами». В 2005 г. в Кыргызстане был принят Водный кодекс и сейчас делается особый упор на развитие ассоциаций водопользователей. Будут изданы публикации и организованы ознакомительные поездки в страны, где управление водными ресурсами наиболее развито. Г-н Бешикеев отметил, что в связи с данной программой будет разработана Национальная водная стратегия. В прошлом году было уже подготовлено пять проектов национального документа по управлению водными ресурсами. 70% средств (19 млн. долл.) выделяется на юг страны. Проект является прозрачным на субрегиональном уровне и информация о его реализации предоставляется соседним странам. Налажено тесное сотрудничество с Чу-Таласской комиссией и Или-Балхашской программой.
Г-н Еркин Оролбаев, Консультант проекта по развитию сотрудничества по рекам Чу и Талас, сделал презентацию о работе Чу-Таласской комиссии. www.talaschu.org. Это единственная двусторонняя комиссия в Центральной Азии (Казахстан и Кыргызстан). Он выразил надежду, что полномочия комиссии будут расширены и отметил, что старые существующие соглашения могут на самом деле иногда быть препятствием для сотрудничества (если они противоречат текущим приоритетам). Обе стороны предоставляют софинансирование, а также задействовано несколько доноров. Но при этом сложно оценить ту долю расходов, которую должна взять на себя каждая из стран. В компетенцию Чу-Таласской комиссии входят только технические вопросы, а не вопросы, непосредственно связанные, например, с качеством воды (загрязнением).

Приоритет 3. Стихийные бедствия и воздействие изменения климата

Все страны вокруг Ферганской долины ратифицировали Конвенцию по изменению климата.


Г-н Шамиль Ильясов, эксперт Проекта ГЭФ/ПРООН “Помощь Кыргызской Республике по подготовке второго национального сообщения для Рамочной конвенции ООН об изменении климата”, подчеркнул важность разработки и апробирования региональных сценариев изменения климата и учета местного контекста при оценке уязвимости для изменения климата. Он подчеркнул уязвимость водных ресурсов и ледников потеплению климата и существенные последствия для стран Ферганской долины и местных сообществ. Г-н Ильясов предложил продолжить региональные действия и сотрудничество в области изменения климата.
Г-жа Наталья Мустаева, старший специалист по гидрометеорологии и экологическому мониторингу Гидрометеорологической службы Таджикистана, подчеркнула глобальное происхождение проблемы изменения климата и его краткосрочные (суровые метеорологические явления, наводнения, засухи) и долгосрочные (нехватка воды, таяние ледников) последствия. Г-жа Мустаева представила проектную идею от имени трех стран (Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан) и предложила предпринять совместные усилия по проведению оценки уязвимости, определению критических районов и секторов, а также озвучила необходимость совместного планирования мер адаптации. Она также предложила пути повышения информированности общественности об изменении климата на областном уровне и попросила включить изменение климата в планирование, в особенности в секторе водной энергетики и здравоохранения. Кроме того, г-жа Мустаева призвала в большей степени озвучивать беспокойства, связанные с изменением климата, на международных конференциях, в группах профессионалов, имеющих сходные профессиональные интересы (COPs) и заседаниях МКУР.

Приоритет 4. Участие общественности в процессе принятия решений и доступ к информации

Повышение эффективности работы и перспективы развития Орхусских информационных центров в содействии доступу к информации и участие общественности в процессе принятия решений
Г-н Дмитрий Прудских, Директор Орхусского информационного центра в Худжанде, признал, что, несмотря на то, что Орхусский центр в Худжанде представил обзор задач Орхусского центра. Недавно центр предпринял попытку вовлечь местное население путем организации фестиваля экологической журналистики в Сугдском районе и поддержал Центрально-азиатский фестиваль экожурналистики путем организации круглых столов и открытых обсуждений по актуальным экологическим проблемам региона и организации Недели экологического кино. Г-н Прудских выразил сожаление, что, несмотря на то, что Орхусский центр в Худжанде был достаточно успешным в привлечении посетителей и распространении информации, все еще имеют место недостатки, в особенности по третьему направлению (доступ к правосудию).
Г-н Сайдамин Исомиддинов, Председатель Согдского комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства, Таджикистан, выразил большую удовлетворенность практическим опытом подготовки отчетности по состоянию окружающей среды, возглавляемой ЮНЕП и координируемой Кыргызстаном. Он подчеркнул важность единого регионального подхода к экологической отчетности в Ферганской долине и применения единых экологических показателей. Он попросил продолжить мероприятия по усилению потенциала на местном уровне, в частности, предоставление аппаратного обеспечения и обучения для регулярной подготовки и обновления областных отчетов по состоянию окружающей среды и веб-ресурсов.
Г-н Виктор Новиков, специалист Центра ЮНЕП-ГРИД-Арендал, представил структуру и основные вопросы, рассматриваемые в отчетах о состоянии окружающей среды в Ферганской долине. Он объяснил процесс подготовки таких отчетов, обязанности и механимзы координации и сообщил участникам о наличии отчетов по состоянию окружающей среды в Интернете. Он поддержал предложения областей и стран по дальнейшему улучшению отчетов по состоянию окружающей среды.

Сессия 3. Приоритеты в области охраны окружающей среды и безопасности по мнению представителей областных департаментов
Обсуждение следующих шагов по развитию программы в Ферганской долине – Партнерство между областными департаментами охраны окружающей среды Кыргызской Республики и Таджикистана
Во время заключительной сессии встречи г-жа Инкар Кадыржанова отметила, что большинство из 9 проектов, представленных в региональной программе на 2005-2007 гг., были реализованы или их реализация ведется в настоящее время. Было решено, что программа продолжит свое развитие в соответствии с действующими приоритетными направлениями, а именно:


  1. Трансграничное промышленное загрязнение и загрязнение радиологическими отходами;

  2. Комплексное управление земельными и водными ресурсами;

  3. Стихийные бедствия и воздействие изменения климата

  4. Доступ к информации и участие общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды.


Приоритет 1 – В ходе реализации программы ENVSEC участники будут опираться на рекомендации проекта REHRA и основное внимание будет уделено проектным территориям: хвостохранилище пестицидов в Канидабане, Таджикистан и Кадамжайский завод по переработке сурьмы в Кыргызстане. Финансирование может поступить от программы Отдела общественной дипломатии НАТО и стратегической программы ПРООН/ГЭФ по стойким органическим загрязнителям для продолжения работы в Таджикистане. В Кыргызстане в соответствии с рекомендациями национальных экспертов необходимо создать систему экологического мониторинга, направленного на ликвидацию экологического ущерба. Данная работа должна быть проведена совместно частной компанией и Агентством по охране окружающей среды и лесному хозяйству.
Проект RESCA (Проект по обеспечению радиационной безопасности в Центральной Азии) продолжит свою деятельность в течение 2008 г., рекомендации по последующим мерам будут обсуждены ближе к завершающему этапу этого проекта. Важно придать особую значимость мероприятиям по повышению информированности о рисках для безопасности, обусловленных опасным загрязнением. Даже при ограниченных ресурсах, имеющихся у партнеров ENVSEC, можно инициировать небольшие местные проекты. Такими проектами могут быть размещение указательных знаков, ограждений и шлагбаумов, которые будут ограничивать доступ людей к опасным участкам. В проектную деятельность необходимо также включить мероприятия по повышению потенциала местных экспертов по определению и оценке уровня радиологического загрязнения в южных областях Кыргызстана. Опыт проекта RESCA может получить широкое распространение в Кыргызстане и Таджикистане.
Приоритет 2 – Опыт программы ENVSEC в этой сфере весьма ограниченный. Проекты, поддерживаемые Всемирным банком и Шведской корпорацией развития, обеспечили ценную информацию и уроки по практической реализации принципов комплексного управления ресурсами, которые будут тщательно оценены и применены программой ENVSEC. Мероприятия на уровне сообществ являются весьма актуальными в плане ощутимых результатов и видимых улучшений в уровне жизни местных сообществ. Планы стран по разработке программ комплексного управления водными ресурсами могут быть реализованы ENVSEC благодаря практическим мероприятиям с участием сообществ и мобилизации сил вдоль совместных водотоков. Опыт создания бассейновой Чу-Таласской комиссии может быть применен в других районах региона. До настоящего времени опыт Чу-Таласской комиссии является уникальным в Центральной Азии.

Приоритет 3 – Региональный семинар по результатам регионального проекта по готовности к стихийным бедствиям подчеркнул необходимость более тесного трансграничного сотрудничества между приграничными сообществами. Воздействие изменения климата было выделено в качестве приоритета, но пока в регионе было мало сделано в плане мероприятий по практической адаптации и снижению рисков. Повышение информированности общественности также является важным в отношении данного приоритета, как и включение вопроса изменения климата в планирование, в особенности в сфере водной энергетики и здравоохранения.
Приоритет 4 – Программа продолжит усиливать работу Орхусских информационно-общественных центров через миссии ОБСЕ. Во всех презентациях подчеркивалась необходимость улучшения распространения информации и усиления участия общественности в деятельности и обсуждениях ENVSEC по приоритетным вопросам. В этом отношении необходимо улучшить работу Национальных координаторов и помощников. Веб-портал CARESD.NET будет по-прежнему служить в качестве хранилища информации и онлайнового инструмента распространения информации посредством электронных информационных бюллетеней, новостных линий, наравне с несетевыми информационными ресурсами.
Были предложены следующие меры для принятия до конца 2007 г.:


  1. Обзор результатов программы ENVSEC в Ферганской долине в 2005-2007 гг. – независимый обзор будет организован в июле-сентябре 2007 г. Секретариатом ENVSEC с участием Национальных координаторов, ПРООН и страновых офисов и миссий ОБСЕ.

  2. Анализ и национальные обзоры в Кыргызстане и Таджикистане – Два обзорных документа будут подготовлены помощниками Национальных координаторов, в которых будут представлены текущая национальная программа и стратегии в сфере четырех приоритетов; отражены существующие национальные и региональные проекты и программы, поддерживаемые другими донорами, двусторонними и многосторонними организациями; представлена оценка успехов и провалов программы за отчетный период, а также рекомендации на второй этап программы ENVSEC в форме микрофиш. Региональное подразделение ENVSEC по Центральной Азии подготовит проект шаблона для национальных обзоров. Затем национальные обзоры будут включены в региональную рабочую программу.

  3. Национальные и региональные консультации – Национальные обзоры и региональный документ будут обсуждены в ходе встреч до конца 2007 г. для обеспечения участия сторон и прозрачности процесса, а также их согласования странами и Правлением ENVSEC.

  4. Утверждение Правлением и Консультативным комитетом ENVSEC – в ноябре будут проведены заседания Правления и Консультативного комитета ENVSEC, на которых будет обсуждена региональная рабочая программа в Ферганской долине на 2008-2009 гг. На встречах будет специальное отделение по Центральной Азии, куда будут приглашены представители заинтересованных доноров и многосторонних организаций в целях привлечения средства и проведения консультаций.

Кроме того, во время Конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Белграде будет организовано параллельное мероприятие по программе ENVSEC в Ферганской долине. Для этого Министерство охраны окружающей среды Германии выделило финансирование. Консультант из Германии посетит страны региона в июле-августе для сбора информации, необходимой для данного мероприятия, и определит представителей стран.


По инициативе Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству Кыргызской Республики параллельно с региональными семинарами ENVSEC в Бишкеке было организовано заседание Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР). Благодаря такому предусмотрительному выбору времени проведения заседания появилась возможность еще раз привлечь внимание министров охраны окружающей среды пяти центральноазиатских стран к программе ENVSEC. Презентация, сделанная во время заседания МКУР, рассматривала три подпрограммы – Ферганская долина, восточная часть Каспийского моря и бассейн реки Амударья.

В Ферганской долине находятся Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, и проблемы являются взаимосвязанными и трансграничными. Поэтому участники заявили о том, что сотрудничество всех стран региона является критически важным для успешности проектов. Многие участники выразили обеспокоенность неучастием в сотрудничестве Узбекистана.


Кроме того, многие участники озвучили необходимость усиления сотрудничества, не только среди партнеров ENVSEC, но и другими сторонами. По словам некоторых участников, желательно наладить сотрудничество и за пределами Центральной Азии. Подобные программы проводятся в таких странах как Россия и Украина. Другие участники, однако, отмечали, что если цели этих проектов отличаются от целей, преследуемых проектами ENVSEC, то сотрудничество может стать дополнительной нагрузкой, а не полезным инструментом. Национальные координаторы могут более детально изучить этот вопрос позднее.

Приложение 1: Повестка дня

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница