Оглавление следствие вели



страница1/6
Дата27.10.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ОГЛАВЛЕНИЕ


Следствие вели. Совет по правам человека представил президенту свои выводы по "делу Магнитского"
Российская газета

06.07.2011

Владимир Кузьмин

Экспертиза "дела Магнитского", проведенная президентским Советом по правам человека, выявила значительное количество нарушений, приведших в итоге к смерти юриста фонда Hermitage Capital.

Вчера президент Дмитрий Медведев провел выездное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Как он и договорился с членами Совета ранее, очередная встреча прошла в одном из самых сложных российских регионов - на Северном Кавказе. Повестку заседания, состоявшегося в столице Кабардино-Балкарии, глава государства предложил соответствующую: гармонизация межнациональных отношений, противодействие экстремизму и межрелигиозной розни и роль в этом гражданского общества.

- То, что мы делаем в сфере национальных отношений, должно быть комплексно, - уверен Медведев. - И, конечно, важнейшей темой являются меры законодательного характера, включая установление ограничений для занятия государственных должностей для лиц, которые были судимы за совершение преступлений экстремистской направленности.

Комплекс мер, по мнению президента, также должен включать информационное обеспечение, чтобы каждая национальность в стране могла иметь свои средства массовой информации, необходимость равного доступа к замещению должностей на муниципальной службе и недопустимость дискриминации по национальному признаку. Наконец, немаловажной стороной дела является история. "Определенные трактовки, которые формируют негативные стереотипы в отношении отдельных народов, абсолютно недопустимы, опасны и могут создать очень страшные проблемы", - считает Дмитрий Медведев.

Для членов Совета это уже не первое посещение Северного Кавказа. В самом начале июня его глава Михаил Федотов вывозил коллег в Махачкалу. "Северный Кавказ открылся нам не как самый проблемный регион, а как общероссийское стекло", - поделился он теперь своими наблюдениями. Настоящей российской бедой является коррупция, противозаконные методы борьбы с преступностью плодят новых преступников, религиозные разногласия не обсуждаются, а становятся источником социального раздора. Все это не добавляет доверия между властью и обществом.

"Демократия на региональном уровне может возникнуть не благодаря выборам губернатора, а благодаря сильному гражданскому обществу", - уверен Федотов. Чтобы гражданское общество почувствовало себя сильным, он предложил дать ему "место для подвига", которым мог бы стать гражданский контроль. "Концепция федерального закона об общественном или гражданском контроле нами разработана, - сообщил глава Совета. - Она является еще и предметом наших внутренних дискуссий, но мы полагаем, что такой закон может стать структурообразующим ядром новой отрасли российского законодательства - законодательства о гражданском контроле". Если он будет принят, то единую правовую базу получат действующие законы об общественной палате, об общественных наблюдательных комиссиях в системе ФСИН, указы об общественных советах в системе МВД и федеральных органах исполнительной власти.

- Введение в российское право универсального института защиты общественного интереса позволит вооружить граждан прямым и легитимным инструментом влияния на власть. Если вы дадите "добро", то мы готовы представить проект такого федерального закона до конца этого года, - обратился Федотов к главе государства.

Пока же все озвученные институты поодиночке пытаются заниматься контролем властей. Совет по развитию гражданского общества представил вчера президенту предварительные выводы экспертизы по делу Сергея Магнитского. "Выводы наших рабочих групп совпали с выводами некоторых других источников. Я имею в виду в первую очередь Следственный комитет России", - сообщил Федотов. Но работа Совета по делу Магнитского уже принесла реальные результаты. В частности, заметил председатель, были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, вскрылся ряд проблем в тюремной медицине.

В самом "деле Магнитского" проблем экспертиза выявила намного больше. По словам члена Совета Мары Поляковой, вся история юриста выглядит незаконной. Просто потому, что в следственную группу, занимавшуюся его делом, входили лица, которых Магнитский еще до своего ареста обвинял в хищении бюджетных средств, чего не должно быть. А значит, все дальнейшие изъяны дела, связанные в том числе с сомнительными обвинительными документами, которые следователи предоставляли суду, и нарушениями в связи с содержанием и неоказанием медицинской помощи Магнитскому в СИЗО, тоже незаконны. "Уже очевидно, что в его смерти повинны и медицинские работники, и работники следственных изоляторов, в которых он пребывал, и мы уже можем твердо говорить о том, что расследование проводилось незаконным составом следственной группы", - заключила председатель правления региональной общественной организации "Независимый экспертно-правовой совет".

Глава государства, сообщила член Совета Елена Панфилова, принял решение передать представленный ему вчера доклад в правоохранительные органы. "При этом президент уточнил, что уже дал все необходимые поручения до этого в связи с нашей экспертизой объединить все дела и еще раз все проверить", - рассказала она.

Работа над окончательным отчетом продолжается, но член Совета Ирина Ясина пообещала, что текст экспертизы со всеми фамилиями будет опубликован на сайте Совета.

Осенью Совет по правам человека планирует завершить правовую экспертизу второго дела экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Но первые положительные результаты этой процедуры в Совете видят сейчас, вспоминая о дискуссии между Советом судей и председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным о допустимости подобных общественных экспертиз. "Я полагаю, что профессор Зорькин всех убедил в том, что в демократическом государстве ни одна ветвь власти не может находиться вне общественного гражданского контроля", - подчеркнул Михаил Федотов. Совет между тем, всерьез присматривается к тому, чтобы заниматься мониторингом судебной деятельности и недавно приступил к разработке соответствующей идеи.

Экспертиза стала настоящим коньком Совета по правам человека. К встрече с главой государства также была подготовлена антикоррупционная экспертиза Закона "О полиции". При работе над документом вскрылась одна особенность 172-го федерального закона об антикоррупционной экспертизе - он не предусматривает подобные действия в отношении законопроектов, вносимых президентом. Совет готов собой заполнить этот, как здесь считают, пробел.

- Хотел сказать, что у вас всегда есть возможность поручить проведение такой экспертной работы нашему Совету, и он с удовольствием с такой работой справится, - заверил Федотов. - Более того, мы готовы взять на себя контроль за регулярностью мониторинга коррупции, поскольку именно гражданское общество является главным антикоррупционным ресурсом президента.

Дмитрий Медведев признался, что не знал о пробеле в законе, и согласился, что его надо устранить, поскольку все законопроекты должны проходить антикоррупционную экспертизу.

После глава государства обсудил проблемы Северного Кавказа с муфтиями России. Он призвал мусульманские организации помогать государству в противодействии экстремизму. "Мы будем бороться с террором последовательно и бескомпромиссно, - заявил Медведев. - Мусульманские организации находятся в первых рядах, а ваша борьба за чистоту веры требует большого личного мужества". Также муфтиям было предложено поддержать процесс возвращения на Кавказ представителей некавказских народностей.

То ли еще будет... Владимиру Путину рассказали о синхрофазотроне
Российская газета

06.07.2011

Виталий Петров

Вчера на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Владимир Путин пришел к выводу, что России по плечу создание исследовательских установок мегакласса.

Перед мероприятием премьер решил посмотреть, чем так славен подмосковный наукоград Дубна. Для начала он посетил лабораторию физики высоких энергий, где еще в начале 50-х годов был разработан легендарный синхрофазотрон. Он стал одним из главных достижений советской науки тех лет и даже попал в песню Аллы Пугачевой. Тем не менее одним прошлым дело не ограничивается. Сегодня в лаборатории реализуется крупный международный проект NICA по созданию ускорительно-экспериментального комплекса (коллайдера) для фундаментальных исследований сверхплотного вещества. Его планируется завершить к 2017 году, причем российская сторона потратит на него от 300 миллионов до 1 миллиарда долларов. По словам руководителя лаборатории Владимира Кекелидзе, по значимости этот проект вполне можно сравнить со знаменитым Большим адронным коллайдером в Швейцарии.

Ученый отметил, что подобные исследования имеют большое практическое значение, поскольку могут применяться в радиомедицине, ядерной энергетике, аэрокосмической области, электронике. "Сейчас изучается метод лечения рака с помощью пучков тяжелых ядер. Такие методы лечения только начинают разрабатывать в Японии", - объяснил суть "нового" Кекелидзе. И, воспользовавшись возможностью, попросил Путина увеличить финансовую поддержку исследований в рамках проекта NICA.

Затем глава правительства последовал в Объединенный институт ядерных исследований, который в этом году отмечает 55-летие со дня создания. В общей сложности здесь работают более 5500 специалистов, включая ученых из других стран. Деятельность института охватывает три направления: фундаментальная наука, инновации и образование. За последние 10 лет ученые института открыли шесть новых сверхтяжелых элементов таблицы Менделеева, за что руководители организации были удостоены Госпремии РФ в области науки и технологий за 2010 год. Здешние разработки позволили создать детекторы для обнаружения взрывчатки и наркотиков, которые активно внедряются на транспорте.

Картину дополнила выставка разработок компаний-резидентов особой экономической зоны, функционирующей на территории наукограда. Владимир Путин ознакомился с совместной разработкой Объединенного института ядерных исследований и "Роснано" - детектором взрывчатки и наркотиков. Его установят на 13 вокзалах юга России и станциях петербургского метро. Премьеру также рассказали о нанотехнологиях, используемых в мостостроении. Он увидел фотографии надземного перехода через Садовое кольцо в районе площади Восстания. Разработчики убеждали Путина, что время его сборки составило 20 минут. Отдельный стенд на выставке был посвящен международному интернет-проекту для школьников "Кладезь знаний". Он включает многочисленные электронные приложения к различным учебным курсам, в том числе такие обучающие программы, как игры "Собери ДНК", "Мой первый коллайдер", "Первый нанотехнолог".

Увиденное не оставило у премьера сомнения в том, что Россия может создавать исследовательские установки мегакласса под стать знаменитому "адронному коллайдеру". Путин рассказал, что к настоящему моменту рабочая группа минобрнауки провела предварительный отбор мегапроектов, определив шесть самых перспективных установок класса "мега-сайенс", в число которых входит и коллайдер NICA, и термоядерная исследовательская установка "Игнитор", и исследовательский реактор "ПИК". Их и можно рекомендовать к строительству в России. "Прежде всего, нам надо сформулировать общие подходы и критерии к мегапроектам, сформировать требования к ним, чтобы окончательное решение было объективным и выверенным", - объяснил цель совещания премьер.

Для начала хорошо бы понять, что принесет стране и российской науке реализация того или иного проекта. Будет ли к нему реальный интерес со стороны участников из других стран, и насколько эффективно будут вложены государственные деньги. Премьер предложил разработать дорожную карту каждого из этих проектов. "Нужно выполнить полный цикл подготовительных работ - от заключения международных договоров, в которых должны быть жестко зафиксированы финансовые обязательства всех стран - участниц проекта до выбора управляющей компании", - объяснил он.

Свое слово сказал и глава минобрнауки Андрей Фурсенко. По его данным, на реализацию проектов потребуется 3-5 лет, а финансирование составит, в зависимости от проекта, от 5 до 40 миллиардов рублей. "Их претворение в жизнь позволит сделать очень существенный, принципиальный шаг вперед во имя нашей науки", - заявил министр.

Зачем нужны подобные проекты стране, в целом понятно, но, открывая заседание, Путин на всякий случай решил напомнить об этом ученым. "Это не просто вопрос национального престижа - они позволяют концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, по сути, осуществить прорыв в будущее", - сказал он. И по опыту других стран, именно вокруг мегапроектов формируются целые научные кластеры и полноценная инновационная инфраструктура.

Фактически эти мегапроекты могут решить некоторые острейшие для России проблемы. Во-первых, проблему формирования кадров. "При современном уровне мобильности в науке бессмысленно административными мерами бороться с утечкой мозгов, - пояснил Путин, - поэтому единственный надежный способ - сделать так, чтобы именно в нашей стране ученые - и российские, и зарубежные - могли наиболее успешно реализовывать свой потенциал, чтобы талантливая научная молодежь имела возможность создать себе имя здесь, в России". Во-вторых, научные мегапроекты стимулируют развитие территорий, высокотехнологичных и наукоемких производств, а также служат привлечению инвестиций, о чем премьер также не забыл упомянуть.


На токамак и синхротрон Минобрнауки просит 21 млрд рублей. Министерство подготовило свои предложения по бюджетам фондов, финансирующих проекты ученых
Известия

06.07.2011

Арсений Прудников

Слова Владимира Путина о необходимости создания в России условий для плодотворной работы ученых упали на плодотворную почву: Минобрнауки накануне подготовило предложения по увеличению бюджетов фондов, финансирующих проекты российских ученых.

Первым в очереди на дополнительное финансирование значится Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМ). Его задача — стимулировать создание и развитие малых наукоемких предприятий. Фонду, который в 2011 году получил 4 млрд рублей, на 2012 год Минобрнауки предлагает выделить 5 млрд, а на 2013 и 2014 годы — по 6 млрд рублей.

За время существования ФСРМ поддержал более 8 тыс. проектов. В самом фонде «Известиям» рассказали, что, получив дополнительное финансирование, они рассчитывают увеличить количество проектов, финансируемых по программе «Старт», с 400–500 в год до 1,2 тыс. к 2014 году. Проект «Старт» подразумевает содействие инноваторам, которые пытаются разработать и производить какие-то новые товары или технологии. Условия — проект на начальной стадии развития и имеет большой потенциал коммерциализации. Сферы — любые, от биотехнологий до аппаратного обеспечения.  Сейчас участники программы «Старт» получают деньги на паритетной основе — до 3 млн рублей государство предоставляет через фонд, остальные 3 млн они вкладывают сами или находят для этого инвестора.

 Еще одна программа ФСРМ называется «Умник», она ориентирована на молодых ученых. Участники данной программы после специального отбора получают работу на предприятиях и финансирование — по 200 тыс. в год. Поддержку хотят увеличить до 300 тыс. на человека. В 2010 году в проекте участвовали 1,5 тыс. человек. В ФСРМ надеются, что к 2014-му это будет уже несколько тысяч человек.

 Минобрнауки предлагает также увеличить финансирование Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Организация финансирует различные научные проекты в области истории, археологии, этнографии, экономики и других гуманитарных дисциплин. Это могут быть исследования, научные мероприятия, экспедиции и издания научных трудов. В течение последних нескольких лет РГНФ получал лишь по 1 млрд рублей в год. Как рассказал «Известиям» председатель фонда Владимир Фридлянов, число заявок на гранты постоянно растет: «Сейчас выпадает большое количество интересных проектов, на грант может рассчитывать лишь один хороший проект из шести, когда будет 1,5 млрд, то один из трех проектов получит финансирование, а для полноценной работы со всеми интересными проектами было бы достаточно суммы в 2,2 млрд».

2,2 млрд рублей — как раз та сумма, которую Минобрнауки просит выделить для фонда в 2014 году. В 2012 году РГНФ может получить 1,5 млрд рублей, в 2013-м —1,8 млрд. С таким бюджетом фонд в следующем году сможет поддержать 16 тыс. российских ученых.

Для российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), освоившего в нынешнем году 6 млрд рублей, на следующий Минобрнауки просит 8,2 млрд, на 2013-й — 9,8 млрд, а на 2014-й — 13,8 млрд рублей. Дополнительные деньги нужны для участия в международных исследованиях по физике — это проекты, связанные с  CERN (европейская лаборатория физики элементарных частиц в Женеве, оператор Большого адронного коллайдера). Другой проект РФФИ — участие в создании лазера на свободных электронах.

Самый масштабный как с научной, так и с финансовой точки зрения проект — это создание так называемых мегаустановок в российском научном центре «Курчатовский институт». Для него Минобрнауки просит у государства бюджет в 21 млрд рублей (по 7 млрд рублей ежегодно до 2014 года). Речь идет о создании синхротрона четвертого поколения (проект ИССИ4) и термоядерного реактора на базе токамака (проект «Игнитор»).

Новый токамак — тороидальная камера с магнитными катушками — устройство для термоядерного синтеза. Данный прибор должен получиться значительно более дешевым и простым, чем его аналоги.

Синхротрон нового поколения даст мощное рентгеновское излучение — с его помощью можно будет еще более подробно изучать свойства различных материй, вплоть до молекул и динамики их развития в реальном времени. Благодаря синхротронам ученые разрабатывают новые материалы и технологии, область применения этих установок очень широка — физика, химия, биология, материаловедение, медицина и др.


Бюджет превыше всего. Ради его доходов не щадят ни малый бизнес, ни "Газпром"

Коммерсант

06.07.2011

Дмитрий Бутрин, Петр Нетреба, Дарья Николаева

Завтра правительство на заседании президиума начнет "сборку" бюджета на 2012-2014 годы рассмотрением "Основных направлений налоговой политики". Накануне Минфин и Минэкономики продемонстрировали, что радикальные предложения июня, призванные улучшить "бюджетный климат" в 2012 году, будут по возможности Белым домом сокращены до безопасных. Ограничения роста тарифов госмонополий до уровня инфляции, скорее всего, не произойдет. Снижение малому бизнесу социальных платежей до 20% будет компенсировано дополнительным сбором в 7% с высоких зарплат. Наконец, бизнесу предлагается законом запретить оптимизировать налоги.

"Основные направления налоговой политики" (ОННП), подготовленные Минфином, президиум правительства рассмотрит 7 июля. Проект этого ключевого для бюджетного процесса документа финансовое ведомство вчера опубликовало. Вчера же Минэкономики, второй важнейший игрок бюджетного процесса, представило расчеты по ключевому бюджетному вопросу в своей сфере -- по росту тарифов госмонополий в 2012-2014 годах. Напомним, именно в этих "точках" бюджетная конструкция могла бы существенно измениться после июньских инициатив президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Первый в бюджетном послании утвердил снижение ставок социальных платежей. Второй сообщил о возможном ограничении роста тарифов госмонополий в 2012-2014 годах "до уровня инфляции", прогнозируемой на уровне 5-7% в год.

Больших новостей ОННП не содержит, однако Минфин, как мог, смягчил бюджетные последствия политических решений в стратегическом бюджетном документе. Так, появилось важное дополнение к схеме снижения ставок соцплатежей: Минфин распространил шкалу "регрессного" обложения зарплат ставками на малый бизнес. Согласно проекту ОННП, обычный бизнес с 2012 года будет платить в госфонды 30% с сумм зарплат, не превышающих 512 тыс. руб. в год и 10% -- с превышающих сумм. Ранее предполагалось, что малый производственный и социально ориентированный бизнес будет платить сборы по ставке в 20% с тем же порогом. Минфин этого либерализма не допустил: ОННП предполагают, что за пределами 512 тыс. руб. мелкие предприятия будут платить с зарплат допплатежи в 7%. К малому бизнесу Минфин предлагает отнести лишь те организации, которые в 2011 году уже пользовались льготной ставкой платежа в 26%, добавив к ним некоммерческие организации в области соцобслуживания и благотворительные организации. Эксперты разочарованы тем, что ставка менее льготна, чем предполагалось ранее (см. "Онлайн").

Упоминавшийся Дмитрием Медведевым институт консолидированного налогоплательщика, законопроект о котором обсуждается Госдумой, в проекте ОННП содержательно почти не упоминается. Зато Минфин снабдил документ весьма угрожающими рассуждениями о возможной новой стратегии ФНС и правительства по поиску уклоняющихся от налогов: ведомство Алексея Кудрина беспокоит "проблема квалификации ситуации, когда формальное соблюдение закона налогоплательщиком... приводит к ущербу фискальных интересов государства и муниципальных образований". Минфин предлагает разработать "критерии, отделяющие законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налогообложения" через введение в законодательство доктрины законной "деловой цели" сделки.

Минфин, отметим, не делает исключений в своей борьбе за доходную часть бюджета. Так, на 2012 год намечен старт масштабной ревизии предоставляемых налоговых льгот, в том числе впервые -- льгот по уплате подоходного налога. Ведомство Алексея Кудрина оригинально подошло к повышению ставок НДПИ на газ "Газпрома": ОННП предлагает повысить ставку налога для компании больше, чем предполагалось ранее, если правительство откажется отменять налоговые льготы для газа в проекте "Голубой поток" и продлит нулевую ставку экспортной пошлины на нефть Верхнечонского и Талаканского месторождений.

Наконец, Минфин в "дискуссионной" части ОННП в целом призывает правительство отказаться от измерения налоговой нагрузки как доли в ВВП, утверждая, что такой расчет нерелевантен для сырьевых экономик (при этом полагая, что кумулятивная налоговая нагрузка на экономику с 2005 года снизилась на 5%, до 31% ВВП), и предлагает ориентироваться в вопросе роста или снижения налогов на то, "в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора". Вывод из идеологемы прост: в 2012-2014 годах. Минфин предлагает привязать НДПИ по любым полезным ископаемым, более 50% добычи которых экспортируется, к экспортным ценам.

Инициативы Минэкономики Белый дом будет рассматривать через неделю, но уже сейчас понятно, что и по вопросу тарифов госмонополий правительство вряд ли пойдет на радикальное облегчение давления на экономику. Вчера замглавы Минэкономики Андрей Клепач представил свои расчеты на этот счет, из которых следовало: ведомство предлагает Белому дому не ограничивать тарифы в 2012-2014 годах уровнем инфляции, а найти компромисс между их интересами и интересами потребителей: темпы роста не на уровне 5-6% и не на запрашиваемые 11-15%, а в пределах 7-11%, в зависимости от отрасли монополии (подробнее см. "Онлайн"). Таким образом, при подготовке бюджета, несмотря на все разногласия, ведомства идеологически едины: интересы государства выше интереса налогоплательщиков.

Грузия победила Россию по уровню прогресса. За последние годы Россия так и не смогла ощутимо повысить качество жизни населения

Независимая газета

06.07.2011

Анастасия Башкатова

За последние годы Россия так и не смогла ощутимо повысить качество жизни населения, улучшить условия ведения бизнеса и свести до минимума коррупционную составляющую. Удивительный итог пятилетки - Россия встала на путь регресса. А на противоположном по отношению к РФ полюсе в числе лидеров по прогрессу оказалась Грузия, власти которой успешно улучшали предпринимательский климат в стране. Такой вывод содержится в обнародованном вчера аналитическом докладе компании ФБК "Рейтинг прогресса". Россия в этом рейтинге заняла 97-е место из 101-го, а Грузия - первое.

Практически впервые, как утверждают авторы доклада, в мировой исследовательской практике совершена попытка интегрировать результаты последних пяти лет по существующим страновым рейтингам.

Это рейтинги Всемирного банка, ООН и других международных аналитических центров по индексу конкурентоспособности, условий ведения бизнеса, развития человеческого потенциала, экономической свободы, восприятия коррупции и др. Усредненное значение семи ключевых рейтингов позволило ранжировать 101 страну по уровню прогресса.

Полученные результаты шокировали даже авторов доклада. Безусловным лидером по уровню прогресса оказалась Грузия. В течение пяти лет суммарно по всем индексам она поднялась на 207 позиций. Ключевую роль в этом скачке сыграл индекс условий ведения бизнеса, в котором Грузия перешла со 112-го места в 2006 году на 12-е место в 2011-м. Как отмечает один из авторов доклада, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, грузинский феномен удивителен лишь на первый взгляд. В беседе с "НГ" он предостерег от поиска в этом скачке Грузии политического компонента и от ссылок на грузино-осетинский конфликт 2008 года. Причина грузинского успеха кроется в том, что ее власти провели более 10 реформ, направленных на улучшение делового климата в стране. Всемирный банк отметил Грузию как одну из стран-лидеров по стремлению сделать свое законодательство лояльным к бизнесу. В Грузии была создана наиболее эффективная в странах Восточной Европы и Центральной Азии система выдачи разрешений на строительство. Вместо 25 процедур ввели 10, время получения разрешения сократилось вдвое, в итоге доля строительства в ВВП увеличилась с 6 до 11%.

Второе место заняла Македония, суммарный рост на 160 позиций. Среди наиболее существенных достижений для бизнеса - создание в Македонии системы одного окна. "Это центральный регистратор, выполняющий помимо регистрации предприятия функции налогового и статистического регистрирования, а также открытие банковского счета". Также в число лидеров прогресса попали Доминиканская Республика, Египет, Хорватия, Гватемала, Албания, Маврикий, Индонезия, Румыния.

Россия заняла одно из последних мест рейтинга прогресса - 97-е. После нее следуют Венесуэла, Никарагуа, Украина и Боливия. Суммарно по всем индексам Россия с 2006 года потеряла 97 позиций. Рейтинг по индексу качества жизни упал на 40 позиций, по индексу восприятия коррупции - на 33 позиции, по индексу условий ведения бизнеса - на 26 позиций. Основная причина обвала рейтингов - рост государственных расходов, который иностранными аналитиками всегда оценивается крайне негативно. Другие нерешенные проблемы - национализация предприятий ("синдром ЮКОСа"), усиление контроля над иностранными инвестициями, рост коррупции, бюрократические препоны на пути бизнеса. Небольшая иллюстрация - одной из самых высоких в мире остается в России плата за разрешение на строительство, она превышает среднедушевой доход более чем в 40 раз. "И самым впечатляющим ее компонентом является плата Мосэнерго за запрос и получение технических условий на проведение электричества - 10,5 млн. руб., или 75 тыс. руб. за кв. м строительного объекта", - сказано в докладе ФБК.

Еще хуже обстоят дела с качеством жизни россиян. Высокая инфляция, недоступность качественного здравоохранения и образования, а также последние климатические потрясения - как зимние, так и летние, которые негативно сказываются на коммунальной и транспортной инфраструктуре, сельском хозяйстве и экономическом росте - все это отбрасывает Россию в ее развитии назад.

Комментируя доклад, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер отметил, что на первых позициях рейтинга находятся страны, которые переживают "позитивную катастрофу". В Грузии и Македонии происходит глубокая ломка социальной и экономической сферы. Это страны самосозидающие, идущие по пути экономических реформ (Македонию стимулирует стремление вступить в Евросоюз) и политических революций, как было в Грузии. Процесс не безболезненный, но, судя по всему, поднимающий страны на иной уровень развития. Внизу рейтинга находятся страны, которые переживают "негативную катастрофу". В них тоже происходит ломка созданных ранее институтов, однако это процесс не самосозидания, а саморазрушения. Одни институты морально устаревают и постепенно отмирают, другие - разрушают осознанно по политическим мотивам. В качестве примера Гонтмахер назвал загубленные "робкие ростки конкурентной среды".

Между тем директор Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик заметил, что в рейтинге прогресса "есть немного и от лукавого". Анализ показателей за такой короткий срок, как пять лет, приводит к диспропорциям: успешные страны, в которых происходят позитивные изменения без резких скачков, выглядят так, словно они топчутся на месте. А страны, которые запоздали в развитии и вдруг, отталкиваясь от низкой базы, начали догонять развитые государства, заняли неожиданно высокие позиции.

Согласился с этим замечанием и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Китай в рейтинге прогресса занял 38-е место, он показал нулевой прирост анализируемых индексов за последние пять лет. Но это вовсе не застой китайского чуда, наоборот, это закрепление достигнутых ранее высоких показателей. Поэтому китайский ноль может оказаться для мировой экономики намного важнее скачка Грузии на 207 позиций вверх.

В ходе обсуждения доклада экономисты и журналисты обратили внимание на то, что не во все страны, ставшие лидерами рейтинга, захочется переехать в поисках лучшей доли. Резкое улучшение делового климата в стране еще не гарантирует в ней стабильно высокого качества жизни и социального благополучия. Точно так же, по замечанию экономистов, Россия, занявшая одну из последних позиций, тоже не выглядит столь ужасной, как может показаться по рейтингу. На самом деле рейтинг прогресса скорее предупреждает о возможных в будущем скачках и провалах, чем фиксирует уже случившиеся сломы, резюмируют экономисты.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница