Оглавление ч. I. Механика



Скачать 479.59 Kb.
страница1/3
Дата31.10.2016
Размер479.59 Kb.
  1   2   3
В.И. Неделько

«Физика. Курс практических занятий».

Механика

Общая редакция Б.А. Струкова



ОГЛАВЛЕНИЕ

Ч.I. МЕХАНИКА


1.1 Истоки физики

1.2. Начала физики

1.2.1. Пифагор, Платон, Гиппарх, Птоломей, Аристотель.

1.2.2.Физика Аристотеля

1.3. Становление современной физики

1.3.1.Н.Коперник

1.3.2.Г.Галлилей

1.3.3.И.Ньютон



1.4. Некоторые замечания о современной научном методе классической физики
Механика2.doc
1.5. Практическое использование аксиоматики Ньютона для описания механического движения тел

1.5.1. Общие положения.

1.5.2. Модель «материальная точка»

1.5.2.1.Кинематические характеристики механического движения точки

1.5.2.1.1.Перемещение.

1.5.2.1.2. Траектория

1.5.2.1.3. Скорость

1.5.2.1.4. Мгновенная скорость

1.5.2.1.5. Ускорение точки

1.5.2.1.6. Путь точки



1.5.2.2.Динамические характеристики механического движения точки

1.5.2.2.1.Сила. Силы упругости. Силы трения.

1.5.2.2.2. Масса.

1.5.2.2.3.Импульс



1.5.2.3. Законы Ньютона и закон всемирного тяготения.

1.5.2.4.Движение материальной точки в рамках заданных в системе Ньютона величин и законов


1.5.2.5. Примеры нахождения новых величин и законов движения материальной точки

1.5.2.5.1. Уравнение вращательного движения материальной точки. Момент инерции точки. Момент сил.

1.5.2.5.2. Момент импульса материальной точки

1.5.2.5.3. Энергетические характеристики материальной точки



Механика3.doc

1.5.3. Модель «Система материальных точек »

1.5.3.1. Импульс системы материальных точек.

1.5.3. 2. Центр масс.

1.5.3.3. Момент импульса системы материальных точек.

1.5.3.4. Механическая энергия системы материальных точек. Примеры.

1.5.4. Модель «Абсолютно твердое тело»

1.5.4.1. Движение тела.

1.5.4.2. Равновесие тела.

1.5.5. Модель «Сплошная среда»

1.5.6. Модель «Твердая упругая сплошная среда»

1.5.7. Модель «Жидкая сплошная среда»

1.5.7.1.Поток вектора скорости жидкости.

1.5.7.2. Циркуляция вектора скорости жидкости

1.5.7.3.Частные случаи использования закона. Гидростатика.


1.5.8. Модель «Волна в сплошной упругой среде».

Механика4.doc

1.6. Проблема решения задач.


1.6.1. Общие замечания

1.6.2.Задачи, решаемые в рамках аксиоматики Ньютона.


1.6.2.1. "Упорядочение исходной информации"

1.6.2.2. Перевод упорядоченной исходной информации в физический процесс

1.6.2.3. Математический этап решения задачи

1.6.2.4. Получение значений физической величины


1.6.2.5. Примеры.

1.6.3. Построение систем объектов из начально заданных

1.6.4. Разложение заданных в условии объектов на новые.



1.6.5. Учет свойств моделей.

1.6.6.. Формализация условия, накладываемого на физические свойства



1.6.7. Формализация нескольких условий, накладываемых на физические свойства.

1.6.8. Выбор характерных точек

1.6.9. Использование связей для нахождения неизвестных величин через известные

1.6.10. Ввод новых величин в процессе решения задачи

1.6.11. Учет предыстории процесса

1.6.12. Учет кинематических связей

1.6.13. Использование дополнительных доказательств

1.6.14. Использование ограничений, накладываемых на математические величины

1.6.15. Использование математических приближений



1.6.16. Решение задачи через качественное рассмотрение

1.6.17. Использование при решении задач на движение тел


особенностей математического описания движений других видов

1.6.18. Рассмотрение физической задачи как геометрической



1.6.19. Получение формальных уравнений
через качественное рассмотрение физической ситуации.


1.6.20. Задание типа движения в конкретный момент времени

Механика5.doc

1.7. Темы семинарских занятий


1.7.1. Кинематическое описание механического движения материальной точки

1.7.1.1. Основные величины

1.7.1.2. Кинематические принципы суперпозиций

1.7.1.3 Законы движения

1.7.1.4. Вращательное движение материальной точки

1.7.1.5. Кинематическое описание колебательного движения точки

1.7.1.6 Вопросы на дом
1.7.2. Динамика материальной точки

1.7.2.1 Поступательное движение материальной точки

1.7.2.2 Вращательное движение материальной точки. Вопросы для домашнего задания и ответы.

1.7.2.3. Колебательное движение точки. Вопросы для домашнего задания и ответы.

1.7.2.4. Импульс, момент сил и момент импульса материальной точки

Механика6.doc

1.7.3. Динамика системы материальных точек


1.7.3.1. Импульс системы материальных точек. Центр масс.


1.7.3.2. Работа и энергия. Вопросы и ответы для домашнего задания.

1.7.4. Динамика твердого тела

1.7.4.1 Момент инерции тела

1.7.4.2 Движение твердого тела

1.7.4.3 Колебательное движение твердого тела



1.7.5. Сплошные среды

Основные понятия гидродинамики


Механика7.doc

1.8. Измерения в физике

1.9. Физические модели


1.10. Физические модели тел в механике

1.11.Вопросы по курсу «Механика»

"Приложи сердце твое к учению,

И уши твои   к умным словам"

(Притчи, 23)



Введение

Основная цель практических занятий состоит в доведении знаний студентов до такого уровня, который позволяет эти знания практически использовать. Практическое использование учебного материала имеет место при решении двух проблем: первой – изучении новой информации (различные специальные дисциплины, включающие физические знания; научная литература, освоение которой необходимо для успешной профессиональной деятельности и т.п.), второй – получении новой информации (установление новых закономерностей, создание новых моделей, разработка новой технологии, решение конкретных частных проблем и т.п.).

Для решения первой проблемы необходимо освоить на уровне практического использования понятийный аппарат классической физики, т.е. систему основных положений (феноменологических, фундаментальных, универсальных, онтологических). Эти положения включают основные понятия, используемые в физике, физические величины, функциональные связи между ними и общие правила действий (эвристические, логические, математические).

Проблема получения новой информации в рамках формального подхода требует знаний специальных методов.

Основная задача данного курса состоит в решении первой проблемы.

Курс рассчитан как на студентов, освоивших школьную физику, так и на студентов, не получивших в школе физических знаний необходимого уровня. Курс не предназначен для самостоятельного обучения, а рассчитан на обучение под руководством преподавателя.

Курс содержит учебный материал по конкретным темам семинарных занятий (с учетом часов, реально отведенных на семинары).

Распределение конкретного материала на аудиторию и домашнее изучение обеспечивает преподаватель.

Курс является полным, в том смысле, что содержит всю информацию (теоретическую, практическую, методическую и т.п.) необходимую для эффективного освоения тем практических занятий.

Основным условием эффективного обучения студентов является понимание ими изучаемого материала. Для обеспечения понимания теоретических знаний, понимания методов решений задач в курсе использованы современные методики и способы представления учебного материала, в частности, все виды системного подхода: генетический, динамический, структурный.

Поэтому в состав курса входит материал, дающий панораму развития физического знания от его истоков до формирования систем классической физики (механики и электродинамики); информация о структуре классической физики. В каждой конкретной теме материал излагается как динамика развития знаний в рамках одной модели, а порядок расположения тем соответствует ряду моделей с возрастающей сложностью. Весь этот материал является неотъемлемой частью курса, а не каким-то дополнительным или мировоззренческим (хотя может нести и мировоззренческую функцию) и служит средством понимания как предметного материала конкретных тем данного курса, так и средством понимания новой физической информации любого типа.

Предметный материал конкретных тем включает набор специально подобранных вопросов и задач, часть из которых носит демонстрационный характер (приводится их разбор с решением), а часть предназначена для самостоятельного решения. В конце каждой части дается система контрольных вопросов по всем аспектам курса.


Используемая литература:
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета

- Аристотель «Сочинения в 4 томах» т.3 М. Мысль, 1981г.

- М. Клайн «Математического» (Поиск истины) Москва Мир, 1988 г.

- Галилей Г. «Избранные труды в двух томах» М.Наука, 1964 г.

- И.Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1985 г.

- Ньютон И. «Математические начала натуральной философии» М-Л из-во АН СССР, 1936 г. (в кн. собрание трудов академика А.Н.Крылова)

- Максвелл Дж.К. «Избранные сочинения по теории электромагнитного поля» М: Гостехтеор издат., 1954

- Козелецкий Ю. «Психологическая теория решений» М.Прогресс, 1979

- Стрелков Г.П. «Механика» М.Наука, 1975

- Тамм И.Е. «Основы теории электричества» Наука, 1989

- Сивухин Д.В. «Курс общей физики» ч.1 Механика М.Наука, 1989г.

- Белов Д.В. «Электромагнетизм и волновая оптика» из-во МГУ, 1994г.

- Белов Д.В. «Механика» МГУ 1998г.

"В начале было Слово,

и Слово было у Бога,

и Слово было Бог"

(От Иоанна, I, 1)
1.1. Истоки физики

Физика берет свои истоки в пещерах троглодитов. Именно в нижнем палеолите, когда кончились "хорошие времена" с их относительным обилием пищи и наступили "суровые будни" с холодом, голодом. Условия выживания привели к созданию и использованию не только простейшего оружия (копий, пращей, луков со стрелами, ножей...), но и измерительных устройств и средств передачи точной количественной информации.

Так, например, надо было находить места обитания зверей и сообщать о них сородичам. Разведчики искали стада мамонтов и каждый проход Солнца от восхода до заката отмечали насечкой на палке. Количество насечек на палке и являлось точной информацией, которую надо было передать. Передача информации шла на "разговорном языке" племени (жесты, звуки, позднее разговорная речь); информацию "обсуждали" и делали выводы: "идти и ловить" или "не идти, так как дорога слишком длинная и опасная" и т.п.

Так постепенно формировалась система генерирования и передачи информации: разведчики "записывали" информацию в специальном языке насечек С, затем передавали ее сородичам на разговорном языке племени Р. Содержание информации заключалось в утверждениях А, полученных на основе наблюдений и измерений ("Через три прохода Солнца за горой живут мамонты").

По результатам сообщений А на основе правил вывода П делалось заключение ("Идти или не идти")

Данную информационную систему можно символически записать С-Р-А-П. Вся информационная эволюция человечества, по сути представляет собой развитие данной системы. Совершенствовались в процессе эволюции языки, тверждения, правила вывода:

Язык А от примитивных жестов, звуков до современных разговорных языков.

Язык Р от примитивных насечек до современных специальных символических языков математики, логики и т.п.

Утверждения А   начальные утверждения, используя которые с помощью правил вывода можно было производить различные следствия   получили названия аксиом. (Более подробно об аксиомах смотри ниже.) Аксиомы прошли долгий путь от примитивных утверждений, полученных на основе прямых наблюдений конкретных ситуаций ("Солнце восходит из-за горы и заходит за нее"), до современных обобщенных абстракций, не связанных с какими-либо наблюдениями и измерениями. Правила вывода следствий П   от примитивных правил по сути физиологического характера, когда выводы из аксиом делались на основе того, "насколько кушать хочется" (если очень хочется   то идем, невзирая ни на какие опасности), до современных операций логического и математического характера.

Итак, информационная система описывала первые практические модели объектов Мира: модели, ибо это были не непосредственно наблюдаемые объекты, а информационные эквиваленты, отражающие отдельные стороны объектов мира и заданные в определенном представлении (жестов, насечек); практические   поскольку использовались в практической деятельности в процессе выживания

То, что тот мир, который троглодит видит,   тоже модель (информационный эквивалент Мира, а не адекватно наблюдаемый Мир), троглодит не осознавал, не осознавали этого и в более поздние времена; осознание пришло только в ХХ веке, и то не у всех.

В качестве первых измерительных устройств использовались естественные объекты Мира   светила, поверхность Земли, деревья, горы, реки, палки..., а в качестве средств фиксации информации   палки с насечками. Позднее на этой основе возникли лунно-солнечные календари, в которых использовались комбинации насечек и другие символьные изображения, обозначающие дни, месяцы, времена года и т.п. С помощью календаря определялось время наступления холодов, охотничьих сезонов и т.п.

В неолите возникли другие измерительные устройства, обеспечивающие измерение расстояний, весов и т.п. Появились различные меры.

Термин "мера" понимается двояко:

а) количественная характеристика объекта (или явления);

б) средство измерений, предназначенное для воспроизведения физической величины заданного размера.

Параллельно шел процесс осмысления понятия числа и обучения счету, и этот процесс был очень длительный.

Сначала насечки обозначали конкретные объекты, например, два мамонта; прибавляя к двум насечкам еще две насечки, получали новую комбинацию, обозначавшую четырех мамонтов. Также поступали, когда насечки обозначали число коз, врагов, сородичей и т.п.

Важно, что каждая насечка была связана с конкретным объектом, а без объектов теряла смысл и становилась просто царапиной. Как писал Б. Рассел:

"Должно было пройти много веков, прежде чем пара фазанов и пара дней оказались частными примерами употребления числа два".

Постепенно, однако, приходило осознание, что числовые схемы универсальны и можно использовать их, оставив только название комбинаций насечек (одна, две, три...), и оперировать только с этими комбинациями без обращения к каким-либо конкретным объектам. Так возник счет.

Люди того времени, умевшие считать на пальцах больше двух или трех, считались очень образованными. В древних египетских рукописях есть текст, который сообщает, что фараон, объясняя перевозчику как переплыть реку, прибегнул к пересчету пальцев, так как являлся великим волшебником. Так зарождалась математика.

Итак, человек выделился из среды животных тем, что в своей деятельности стал использовать символьные схемы, но при этом он оставался той же частью природы, как и животные   в том смысле, что ограничивался (пусть и с использованием интеллектуальных средств) только практическими действиями, удовлетворявшими в конечном итоге физиологические потребности.

Появились люди, у которых стали проявляться другие потребности   потребности, которых нет у животных; потребности познавательные. Эти потребности были связаны с желанием понять Мир, в котором живешь; определить цель, ради которой живешь и т.п., а не в примитивном использовании Мира для удовлетворения физиологических потребностей.

Однако объяснение мира требовало понятий, с помощью которых можно было объекты и явления мира объяснить. И такие понятия стали возникать, и первое понятие, возникшее как результат веры, было Бог.

Возникла мифология, которая касалась всех сторон жизни. Особую роль стали играть космогонические мифы, повествующие о происхождении Богов, их борьбе за власть над миром, эволюции и происхождении мира и т.д. Мифов было очень много, но у большинства их была одна общая мысль   Бог создал некую вещественную основу (или изначально была некая вещественная основа), из которой были построены мир и его объекты. При этом построение мира в различных мифах проходило по "различным чертежам". В качестве вещественной основы часто использовалась безграничная водная бездна. Из нее строились различные объекты мира. Поэтому можно было изучать процесс построения Богом (вернее, Богами) мира, опираясь на прямые действия Бога, а можно было (не отрицая Бога) изучать процессы формирования и функционирования объектов мира, полученных из вещественной основы рациональными методами.

Первых Аристотель назвал теологами, а вторых   физиками. Наиболее широкое развитие "физическое направление" получает в Древней Греции. Считается, что начала европейской науки, были заложены именно трудом греческих физиков.



1.2. Начала физики

"Начало всякого дела   размышление."

(Сирах, 37)

Рациональное объяснение мира физиками по сути представляло множество различных утверждений, одни из которых были смешны, другие непонятны, а третьи   используются и в современной науке. Примеры будут приведены ниже. Общее было то, что все утверждения делались либо на основе наблюдений, либо на основе чистого разума   измерений физики не использовали (за редким исключением). Такое положение объяснялось тем, что измерительными процессами занимались люди, цель которых сводилась в конечном счете к удовлетворению физиологических (примитивных, по мнению физиков) потребностей. Физики (как они считали) занимались обеспечением познавательных (высокого уровня) потребностей.

Даже про Архимеда, который, как известно, создал много инженерных сооружений, Плутарх (в жизнеописании Марцелла) пишет: "Хотя эти изобретения заслужили ему репутацию сверхчеловеческой проницательности, он не снизошел до того, что оставить какое-либо писанное сочинение по таким вопросам, а, считая низким и недостойным делом механику и искусство любого рода, если оно имеет целью пользу и выгоду, все свои честолюбивые притязания он основывал на тех умозрениях, красота и тонкость которых не запятнаны какой-либо примесью обычных житейских нужд".

Здесь мы коснемся только тех философов, чьи труды оказали существенное влияние на развитие научного знания и прежде всего физику.

Всех интересующихся античными философами отсылаем к прекрасному сборнику первоисточников "Фрагменты ранних греческих философов" (издательство "Наука", М., 1989).
I.2.1. Пифагор, Платон, Гиппарх, Птоломей, Аристотель.
Пифагор (VI век до Р.Х.)

Ученье Пифагора, рассуждения тончайшие и мысли изощренные питают их, а пища повседневная: по булке хлеба чистого на каждого, стакан воды и все   еда тюремная... Алексид.


Многие знают Пифагора как автора известной теоремы, однако эта теорема была известна в Вавилоне еще во времена Хаммурапи, и некоторые современники Пифагора ставили под сомнение авторство Пифагора: например, Гераклит, утверждавший, что "Пифагор, Мнесархов сын, занимался собранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость и мошенничество". С другой стороны, ученики Пифагора приписывали авторство своему наставнику и утверждали, что учитель за нее принес в жертву богам сто быков в знак благодарности.

Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем, а себя   философом. Основная цель Пифагора и его учеников заключалась в нахождении в природе (и в обществе) общего и неизменного. В результате наблюдений ими было установлено, что физически разные тела обнаруживают тождественные математические свойства, например, все круглые тела, независимо от их природы и назначения. Пифагорейцы сделали вывод, что математические соотношения, кроющиеся за внешним разнообразием, должны быть сущностью явлений. На этом фундаменте они сделали число основой своей философии Вселенной, пытаясь свести все соотношения к числовым: "Всё есть число".

В основном, они занимались классификацией чисел, раскладывая их на четные - нечетные, треугольные, квадратные, совершенные, дружеские и т.п. и задавая им качественные свойства. Так, например, пифагореец Оккел говорил следующее: "Троица впервые составила начало, середину и конец. Ибо четное и совершающее равенство   демиург согласно квадратной природе, поскольку божество характеризуется тремя признаками: желанностью, самодостаточностью, совершенством". Пифагорейцы, а позднее и другие философы, считали число три числом совершенным.

В целом, результаты их трудно назвать состоятельными, но они внедрили в сознание многих людей, что: а)природа устроена на математической основе; б) числовые соотношения   единая сущность и инструмент познания порядка в природе.

Пифагорейцы впервые связали математику с религией. Спустя тысячу лет эти результаты оказали сильнейшее влияние на развитие научного познания.
Платон (429-348 г. до Р.Х.)

"Этих философов мы опровергли

пока только с естественнонаучной точки зрения...

Аристотель

Основная идея Платона состояла в том, что понимание физического мира может быть достигнуто только с помощью математики. В труде "Республика" Платон писал: "Стражи" в республике должны изучать "квадривиум" состоящий из арифметики, геометрии, астрономии и музыки, для того, чтобы понимать законы Вселенной".

Математика для Платона была не только посредником между людьми и данными чувственного опыта   математический порядок он считал точным отражением самой сути реальности. Так Платон построил Вселенную, в которой изначальные элементы были математические фигуры   равносторонние и равнобедренные треугольники. Сами треугольники, по мнению Платона, не были материей, так как они не имели пространственного протяжения, однако при объединении их в правильные тела возникали частицы материи: наименьшую частицу элемента Земля Платон связывал с кубом, Воздуха   с октаэдром, огня   с тетраэдром, воды   с гексаэдром.

Таким образом, наименьшие частицы материи представляли собой математические формы, составленные из нематериальных математических форм.

Идеи Платона сыграли важнейшую роль при становлении современного научного знания, хотя, с другой стороны, платоновская концепция абстрактных идеалов на века замедлила развитие экспериментального естествознания.


Гиппарх (ум. ок. 125 г. до Р.Х.) и Птолемей

(ум. в 168 г. до Р.Х.)

"Вокруг центра по эксцентричному пути по эпициклу вкупе с деферентом" "Альмагест"


Астрономически теории греков оказались нежизнеспособными, однако они впервые показали, как математика описывает мир чувственных восприятий, создав "математическую астрономию". В той или иной степени астрономией занимались Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, пифогорейская школа. Платон поставил перед Академией задачу "спасти явления"   создать единую теорию движения небесных тел. Этим занялись ученики Платона: Евдокс, Гераклид Понтийский. Позднее, в александрийский период этими вопросами занимались Эратосфен, Аполлоний, Аристарх, Гиппарх и Птолемей. Двум последним философам удалось создать наиболее совершенную астрономическую теорию.

Гиппарх в своей гелиоцентрической теории предположил, что планета Р (рис.1) движется с постоянной скоростью по окружности (эпициклу), центр которой Q перемещается с постоянной скоростью по другой окружности, в центре которой находится Земля. Пунктирная линия на рис.1 есть траектория планеты Р относительно земли. Подбирая радиусы двух окружностей и скорости точек Р и Q, Гиппарху удалось Рис.1 дать точное описание движения многих планет.



При описании движения некоторых небесных тел Гиппарху потребовалось ввести комбинацию из трех или четырех окружностей, движущихся одна по другой. Другими словами, планета Р двигалась по окружности с центром в математической точке Q, точка Q двигалась по окружности с центром в точке R, точка R описывала окружность, в центре которой лежала Земля, причем и планета Р, и точки Q и R двигались по своим окружностям с постоянными (хотя и неодинаковыми) скоростями. В некоторых случаях Гиппарху пришлось допустить, что центр самой внутренней окружности (деферента) не совпадает с центром Земли, а находится неподалеку от него. Движение в такой конструкции получило название эксцентрического, а движение в случае, когда центр деферента совпадал с центром Земли   эпициклического. Используя движение обоих типов и надлежащим образом подбирая радиусы и скорости перемещения окружностей, Гиппарх сумел достаточно точно описать движение Луны, Солнца и пяти известных тогда планет.

Развил теорию Гиппарха Клавдий Птолемей, автор сочинения "Matematike Syntaxis" (Математическое построение). В арабском переводе оно называлось "Аль-мегисте" (великое) отсюда и пошло название "Альмагест", под которым оно вошло в европейскую астрономию, заняв в ней главенствующее положение почти на полторы тысячи лет.

В книге IX своего труда Птолемей излагает свое описание движения планет.

Исходным пунктом всех его построений была "первая аксиома небесной геометрии: "Перед нами стоит задача доказать, что как в случае пяти планет, так и в случае Солнца и Луны, все видимые нерегулярности вполне объяснимы посредством равномерных круговых движений". Отметим, что этот априорный принцип работал в науке очень продолжительное время.

Птолемей полагает, что движения всех планет происходят в плоскости эклиптики, т.е. в плоскости круговой орбиты Солнца. Однако простая схема, состоящая из эпицикла, центр которого движется по деференту, оказывается недостаточной для описания движения планет, и Птолемей постулирует эпицикл, центр которого движется по эксцентрику. В рамках фундаментальной схемы система эксцентрик   эпицикл сохраняется, если постулировать, что эпицикл каждой планеты движется равномерно не относительно центра деферента С, а

относительно другой точки Q, получившей название экванта (рис.2). Земля находится в точке Е, и ЕС=СQ.

Планета движется по эпициклу в том же направлении, в каком центр эпицикла движется по Рис.2 деференту (в отличие от движения Солнца и Луны, где движение по эпициклу происходит в направлении, противоположном тому, в котором центр эпицикла движется по деференту).

Теория Птолемея позволяла вычислить орбиты небесных тел с точностью, хорошо согласующейся с точностью реальных наблюдений.

Важно отметить, что Птолемей сознавал, что его теория   не более чем удобное математическое описание, согласующееся с результатами наблюдений, а не окончательная истина природы. Для некоторых планет Птолемей создавал несколько кинематических схем, а затем выбирал математически более простую.

Позднее христианский мир воспринял модель математическую Птолемея как истину. Это имело далеко идущие последствия для развития науки.


Аристотель (384-322 г. до Р.Х.)

Античные физики создали по сути хаос мнений, который надо было проанализировать, упорядочить и обобщить. Кроме того, в своих трудах физики использовали в основном язык поэзии, который затруднял однозначное понимание утверждений. Поэтому необходимо было, во-первых, разработать язык, позволяющий делать однозначные выводы из начальных утверждений (язык логики), а, во-вторых, упорядочить и обобщить труды физиков, создав единое учение о рациональном объяснении мира. Это сделал Аристотель.

Он создал логику (написал ряд сочинений под общим названием "Органон"), просуществовавшую практически без изменений до начала ХХ века. Она носит название традиционной формальной логики.

Свое учение о природе Аристотель изложил в труде «Физика». Поскольку аристотелевский подход к изучению природы сохранял господствующее положение и в средние века, и в эпоху Возрождения, многие его идеи использовали творцы современной науки, а некоторые его идеи "работают в науке" и сегодня, то рассмотрим более подробней основные положения его "Физики".



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница