Оценка конкурентоспособности компаний быковская Т. Г



Скачать 189.04 Kb.
Дата06.05.2016
Размер189.04 Kb.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ
Быковская Т.Г.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The term “competitiveness” has no generally accepted definition. Competitiveness assessment is a special branch of research. The author gives different methods for competitiveness assessment.
Концепции конкурентоспособности. Теоретический аспект конкурентоспособности нашел отражение в теориях международной торговли и менеджмента, и весьма актуальный для изучения совре­менной экономики методологический инструментарий оценки кон­курентоспособности продолжает активно совершенствоваться.

В экономической литературе пока отсутствует согласованное определение конкурентоспособности. Значительные затруднения, связанные с выводом универсального определения, состоят в специ­фикации уровня исследования, на котором предполагается измерить конкурентоспособность. Конкурентоспособность может быть вы­брана в качестве предмета анализа на уровне отдельной компании, подотрасли, отрасли, сектора (нескольких отраслей), национальной экономики, интеграционного объединения.

Значительное число работ относится к оценке конкурентоспо­собности отдельных товаров, агрегированной товарной группы страны.

С другой стороны, довольно заметные расхождения в определе­нии понятия «конкурентоспособность» связываются с различиями в методологиях исследования. Одни методы направлены на опреде­ленное представление данных статистики внешней торговли, чтобы получить в итоге численную оценку конкурентоспособности. Дру­гие методы ориентированы, в частности, на анализ используемых ресурсов, что в более общей категории анализа может быть пред­ставлено как оперирование показателями экономической эффектив­ности. Методы макроэкономического порядка исследуют возможно­сти оценки конкурентоспособности на национальном уровне, суще­ствует ряд других методологических подходов, например связанных с оценкой внешних инвестиций; использующих метафоры (ромб Портера, матрица Бостонской консалтинговой группы) и др.

В соответствии с выбранной методологией и уровнем исследо­вания, как правило, предлагается соответствующая версия опреде­ления конкурентоспособности.

В ряде источников указывается на то, что конкурентоспособная отрасль «обладает длительной способностью выгодно увеличивать и поддерживать долю на внутреннем и зарубежных рынках». Следует заметить, что термин «доля рынка» довольно часто встре­чается в различных определениях конкурентоспособности, и если на внешнем рынке страны речь идет о рынках аналогичной продукции, то на внутреннем рынке этот термин может быть адресован субъек­там рынка, отдельному виду продукции, однако трудно, например, сравнивать между собой доли внутреннего рынка, занимаемые про­довольствием и машиностроением.

Другое определение конкурентоспособности дал Д.Фрибэйрн (J.Freebairn): «Конкурентоспособность - индикатор спо­собности поставлять товары и услуги в то место, в той форме и в то время, которые требуются покупателю, по ценам аналогичным или более выгодным, чем у других потенциальных поставщиков, зараба­тывая при этом, по крайней мере, стоимость, которая способна ком­пенсировать вложенные средства».

Это определение во многом делает попытку вобрать наиболее привлекательные характеристики поставщика, вместе с тем его формализация сталкивается с довольно значительными трудностя­ми, которые, в частности, связаны с доступом к данным.

Европейский Комитет определяет конкурентоспособность как способность страны «увеличивать свою долю на рынке экспорта... Страна имеет конкурентное преимущество по отдельному продукту, когда она может его производить с меньшими альтернативными из­держками, чем другие страны».

Очевидно, рынки экспорта всех стран являются мировым рын­ком, и в этой трактовке речь идет об увеличении доли страны одно­временно со снижением издержек. Необходимо пояснить, что про­блема издержек, особенно в сфере аграрного производства, имеет особое значение для стран ЕС, где, например, внутренние цены на агропродовольственную продукцию ЕС значительно превышают цены мирового рынка. Однако показателем внешнего спроса на то­вар все же является величина его продаж, которая может быть дос­тигнута, в том числе за счет максимального снижения добавленной стоимости на единицу товара.

В экономической литературе под конкурентоспособностью при­нято понимать «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогич­ными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыноч­ных отношений. Оценка этого свойства позволяет выделять высокую, среднюю, низкую конкурентоспособность».

В этом определении не специфицирован рынок, и если внутрен­ним рынок страны имеет одни стандарты, то требования мирового рынка могут быть более высокими.

Конкурентоспособностью товара также называют «способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: его тех­нический уровень, уровень маркетинга и рекламно-информацион­ного обеспечения; соответствие требованиям потребителя, техниче­ским условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны; срок поставки (разработки, создания, продажи), гарантий; цена, условия платежей; актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке; политико-экономическая ситуация в данном регионе».

Составляющие конкурентоспособности здесь зачастую дубли­руют друг друга. Так, цену и условия платежей, организацию серви­са, гарантийное обеспечение, перечисленные сроки можно включить и «соответствие требованиям потребителя». С другой стороны, в нем не выделены главные составляющие конкурентоспособности и не предусмотрена возможность дальнейшей формализации.

Наконец, наиболее краткое определение конкурентоспособно­сти сформулировано у Б.Баласса (B.Balassa), как «способ­ность продавать». Несмотря на краткость, в нем выражена суть кон­курентоспособности, а именно - тот самый результат (спрос), кото­рый и содержит ответ на вопрос, в какой мере продукция или рыночный субъект обладают необходимыми признаками конкурен­тоспособности.

Оценка конкурентоспособности на уровне компании является отдельной сферой исследований.

В широком понятии конкурентоспособность предприятия — способность динамично вести успешную конкурентную борьбу.

Конкурентоспособность предприятия — это интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность товара предприятия и конкурентоспособность его менеджмента — маркетингового и логистического.

Конкурентоспособность предприятия по определению международной организации «Европейский форум по проблемам управления (ЮМФ)» означает реальную и потенциальную способность предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более предпочтительны для потребителя, чем товары конкурентов.

Среди наиболее важных и известных методов оценки конкурентоспособности на уровне компании является матрица долей роста, разработанная Бостонской консалтинговой группой (BCG) (см. рис. 1)

Низкая Высокая Рыночная доля


Высокий

Рыночный

рост

Низкий


«Звезды»


«Вопросительный знак»

(компании с малой рыночной долей и высоким рыночным ростом).



«Денежные коровы»

(надежные доходные компании)




«Собаки»

(лидеры быстрорастущих рынков)


Рис. 1. Матрица BCG

Методика BCG доли роста, основанная на матрице 2x2, предна­значена для оценки многопрофильных компаний.

Предлагаемое описание является развитием оригинального ме­тода и предназначено для оценки крупных компаний, в нем рассмат­риваются подразделения одного холдинга с различными видами деятельности, каждое из которых распределено в соответствующий своему рыночному росту и рыночной доле квадрант.

Рыночный темп роста по вертикальной оси указывает годовой темп роста рынка, в котором подразделение ведет свою деятельность. Среднее значение, отличающее высокий и низкий рыночный рост, составляет 10 %.

По горизонтальной оси относительная доля рынка характеризу­ет соответствующие для подразделений рыночные доли, которые сравниваются в процентном отношении с наиболее крупным конкурентом. Например, относительная доля рынка 0,1 означает, что объ­ем продаж компании составляет 10 % от рыночного лидера. Расстояния в матрице соответственно должны быть пропорциональны процентному росту.

Компании классифицируются следующим образом:



  • «денежные коровы» («cash cows») (или надежные доходные компании) характеризуются высокой рыночной долей и низким рыночным ростом. Их деятельность отличают высокая прибыльность и низкая потребность в инвестициях и наличных средствах;

  • «звезды» («stars») (лидеры быстрорастущих рынков), которых отличает высокая прибыльность, но вместе с тем и высокая потребность в денежных средствах. В дальнейшем компания превращается в «денежную корову»;

  • «дикие коты» («wild cat», «problem child», «question mark» (или трудный ребенок» или «вопросительный знак») (компании с малой рыночной долей и высоким рыночным ростом). Они также характеризуются высокой потребностью в денежных средствах. Если позиция компании не может быть улучшена - эта потребность будет расти;

  • «собаки» («dogs»), которым свойственна маленькая рыночная доля и низкий рыночный рост. Прибыльность, как правило, отсутствует при довольно высокой потребности в средствах.

Конкурентные позиции компаний выявляются с классификацией их продуктов в матрице. Понятно, что компании в категориях «денежные коровы» или «звезды» с наибольшими объемами продаж будут более конкурентоспособными, чем лидеры категорий «дикие коты» или «собаки».

Матрица BCG широко применяется для рыночного стратегического планирования в крупных компаниях со многими подразделениями. Однако этот метод имеет некоторые недостатки:



  • метод игнорирует такие рыночные характеристики, как доступ, рыночная монополия, размер рынка, расположение, степень вертикальной интеграции, использование производственных мощностей;

  • не всегда просто установить границы рынка, так как многие сегменты рынка одновременно можно идентифицировать для одного типа продукта.

Методы BCG прежде всего предназначены для нужд компаний

В отечественной практике исследования конкурентоспособности компаний широко применяются методологические подходы, основанные на экспертных оценках установленных критериев конкурентоспособности или конкурентных преимуществ. В качестве таких критериев, как правило, используются следующие: производство, финансы, маркетинг, товар, управление.

Для каждого i-го критерия устанавливается весовой коэффициент  и рассчитывается экспертная оценка .

Интегральный показатель конкурентоспособности определяется как сумма попарных произведений и :



 , (1.)

В свою очередь, оценка каждого из критериев (факторов) конкурентоспособности происходит в соответствии с похожим алгоритмом. Например, производство может быть определено в виде зависимости от издержек на единицу продукции, фондоотдачи, рентабельности, производительности труда и т.д.

Рейтинго-экспертные методы анализа могут дополняться мат­ричными (BCG, GE и подобные), методом SWOT-анализа (изучение сильных и слабых сторон компании) и некоторыми другими.

Однако в экспертно-опросных оценках содержится значитель­ная доля субъективизма, их конструирование происходит достаточ­но произвольно. Кроме того, не всегда обладание и надлежащее использование тех или иных факторов производства обеспечивают более высокую конкурентоспособность, которая может также проявляться в их взаимодействии с остальными составными частями конкурентного процесса (стратегией компании, финансами, менеджментом, внеш­ними условиями конкуренции и т.д.).

Наконец, учитывая заинтересованность компаний в защите коммерческой тайны, можно выполнить анализ конкурентоспособности, но только для нужд отдельной компании, что практически полностью исключает возможность проведения сравнительного анализа на основе достаточно полного (репрезентативного) массива информации.

Опираясь на сказанное выше, частные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий и отраслей можно сгруппировать следующим образом: оценочные показатели, показатели издержек производства и относительные показатели хозяйственной деятельности.

Среди оценочных показателей наиболее важные: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно- чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; прибыль после выплаты всех дополнительных платежей; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов.

Размер оборота определяется как общий объем продаж, то есть стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Вместе с тем, для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных процессов, он измеряется в неизменных ценах.

Другим оценочным показателем эффективности является валовая прибыль, которая рассчитывается, как разница между оборотом предприятия (отрасли) и стоимостью покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, размера оплаты труда работников, других переменных издержек. Прибыль в условиях рыночной экономики остается главным и определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности. При этом основной проблемой является определение размера прибыли на вложенный капитал.

Условно-чистая прибыль — важнейший показатель оценки деятельности предприятия. Он широко используется в качестве оценочного для всех сфер бизнеса во многих странах, включая США. Условно-чистая прибыль служит основой для определения размера премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, а в американских и западноевропейских компаниях - премий и высшим руководителям.

Рассчитывается этот показатель вычитанием суммы накладных расходов и амортизационных отчислений из валовой прибыли.

Условно-чистая прибыль является базой для расчета показателя условно-чистой продукции, который включает помимо названного выше показателя издержки на заработную плату рабочих и служащих. Кроме этого, показатель условно-чистой продукции можно определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов. Показатель условно-чистой продукции широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда; применяется в различных системах участия рабочих и служащих, распределении прибыли предприятия, полученной в результате повышения эффективности производства, и других случаях.

К показателям второй группы - издержек производства — можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, затраты на материально- энергетическое снабжение и др.

Важное значение в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий имеют показатели третьей группы - относительные. Это различные коэффициенты, которые характеризуют не только эффективность использования производственных ресурсов, но и служат базой для межотраслевых и межфирменных сопоставлений.

Основной показатель этой группы — индекс отдачи полученной прибыли на вложенный капитал. Рассчитывается он двумя методами: на базе акционерного капитала предприятия и на экономической основе. В первом случае в знаменателе дроби отражаются сумма акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенная прибыль предприятия, а в числителе - величина полученной прибыли до налогообложения. Во втором - в знаменатель дроби, помимо акционерного (уставного) капитала (фонда), включается сумма долгосрочных кредитов и займов предприятия, а при необходимости — сумма краткосрочной задолженности, а в числитель — величина условно-чистой прибыли.

К относительным показателям хозяйственной деятельности относятся также показатели эффективности производства: доля валовой или чистой прибыли в обороте (объеме продаж) предприятия, условно-чистая продукция в обороте предприятия, отношение величины условно-чистой продукции к издержкам на заработную плату; множество показателей производительности труда, использования капитала, энергии и т.д. и показатели структуры издержек, к которым следует отнести долю авансированного капитала в обороте предприятия, долю основного капитала в объеме продаж и долю запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

Важное значение в системе показателей хозяйственной деятельности предприятий необходимо придавать обобщающему показателю эффективности производства - индексу совокупной факторной производительности (СФП). Считается, что это наиболее точный критерий в долгосрочном плане. Рассчитывается этот показатель по следующей формуле:

СФП = УЧП/( V + А + М), (2.)

где УЧП — объем условно-чистой продукции;



V- стоимость рабочей силы (фонд зарплаты рабочих и служащих);

А — сумма амортизационных отчислений текущего года в неизменных ценах того года, когда было приобретено оборудование (по всем видам оборудования);

М- стоимость сырья, материалов и услуг, купленных на стороне.
Следует отметить, что динамика СФП и межфирменные сопоставления предприятий по уровню этого показателя позволяют руководству предприятия судить о его конкурентоспособности и эффективности использования всех видов ресурсов.

В систему частных показателей, характеризующих эффективность предприятий перерабатывающей промышленности, также входят: фондоемкость, материалоемкость и капиталоемкость продукции, производство продукции на 1 чел.-час и т.д.

На эффективность предприятий влияют различные факторы, которые можно условно разделить на три группы:

- отражающие наличие, состояние и использование производственных

ресурсов, их количество, соотношение и качественный уровень (трудовые ресурсы, средства и предметы труда, технология производства, организационные и финансовые методы управления);

- характеризующие уровень и качество производственных отношений (внутрихозяйственные отношения, межотраслевые связи, межрегиональный обмен и т.д.);

- отражающие условия сельскохозяйственного производства сырьевой базы, так как от нее зависит уровень развития перерабатывающей отрасли в регионе.

О тесной и неразрывной связи конкурентоспособности и эффективности свидетельствует тот факт, что для их оценки используются одни и те же показатели и критерии, на формирование которых оказывают влияние практически одинаковые факторы.

Конкурентоспособность предприятий зависит от множества факторов как внешних, так и внутренних. К внешним факторам относятся условия, находящиеся вне сферы непосредственного влияния предприятия – это тарифы, законодательная база, государственная политика, конъюнктура рынка.

Внутренние факторы характеризуют конкурентные преимущества самих предприятий - степень обеспеченности и эффективность использования производственных ресурсов — капитала, труда, материальных ресурсов; эффективность маркетинговой, логистической (сбытовой), управленческой организации предприятия, включая его технический уровень, технологию и уровень диверсификации производства.

Между тем, названные факторы конкурентоспособности являются и факторами эффективности производства. Именно они определяют результаты соперничества между предприятиями на рынке товаров и услуг.

Конкурентоспособность предприятия (отрасли) определяется ценой, техническим уровнем и качеством товара, уровнем маркетинга и рекламно- информационного обеспечения, соответствием товара требованиям потребителей и стандартов, сроками поставки и своевременностью появления данного товара на конкретном рынке и производительностью труда.

Оценка предприятия по этим свойствам позволяет выделить три степени конкурентоспособности предприятия - высокую, среднюю, низкую.

Сближение категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» особенно ощутимо на современном этапе развития конкуренции, когда основным ее методом становится бесценовой, предполагающий повышение технического уровня, качества и потребительской стоимости продукции.

Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется с помощью различных показателей, которые нами сгруппированы в три блока, характеризующие конкурентоспособность производства с различных сторон:

1. Конкурентоспособность технологии производства – это совокупность частных показателей, отражающих уровень технологического процесса производства единицы продукции. В эту группу входят показатели трудоемкости, затраты на материалы, ремонт и техническое обслуживание в расчете на единицу ремонтной сложности, затраты на технологическую подготовку производства.

2. Конкурентоспособность организации производства – это совокупность показателей, отражающих уровень специализации, который характеризуется долей основной продукции в общем выпуске; уровень диверсификации и уровень непрерывности - доля времени изготовления единицы продукции, начиная с момента получения сырья и материалов до момента отгрузки готовой продукции.

3. Группа экономических параметров оценки конкурентоспособности включает цену единицы продукции, ее прибыль, объем производства в натуральном выражении. Важным экономическим фактором, определяющим конкурентоспособность производства, является коэффициент рентабельности определенного рынка - Pp. Для перерабатывающей промышленности этим определенным рынком является рынок производимой ее отраслями продукции, определяемый отношением совокупной прибыли, полученной предприятием на данном рынке (Я), и активом предприятия (Ар):

Рынок с высокой рентабельностью характеризуется превышением спроса над предложением, что позволяет предприятию реализовать свои цели методами, не затрагивающими интересы конкурентов.

Коэффициент рентабельности рынка Рр показывает уровень активности конкурентной среды и отражает степень свободы конкурентов в извлечении прибыли. Таким образом, уровень конкурентоспособности производства включает оценку уровня конкурентоспособности технологии, уровня конкурентоспособности организации производства и уровня конкурентоспособности экономичности производства. Оценка конкурентоспособности производства ведется не только по собственным позициям, но и сравнивается с расчетами аналогичных параметров конкурента.

В свою очередь, третий блок параметров оценки конкурентоспособности производства с точки зрения его экономичности подразделяется на две группы показателей.

Первая группа характеризует эффективность использования ресурсов предприятия, а, следовательно, и конкурентоспособность производства, она включает себестоимость, цену производства и потребления, сроки поставок, условия платежа и гарантии и т.д.

Вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств и финансовое положение предприятия.

По существу, все названные показатели конкурентоспособности по экономическим параметрам характеризуют и экономическую эффективность предприятия. Так, исходя из уровня производственных затрат и нормы прибыли, необходимой для рентабельной (эффективной) работы предприятие устанавливает минимальную продажную цену, обеспечивающую ему требуемую прибыльность. Чем ниже уровень производственных издержек, тем больше разница между рыночной ценой и ценой производства, тем больше конкурентных преимуществ у предприятия.

Поэтому, сопоставление уровня и динамики затрат на производство аналогичной продукции различных предприятий (экономические показатели) позволяет выявить различия в их конкурентоспособности. Безусловно, этот экономический показатель эффективности полностью не исчерпывает количественное понятие конкурентоспособности. Помимо этого, существуют классификационные, конструктивные и нормативные параметры.

Другой метод оценки конкурентоспособности производства основывается на экономико-математическом моделировании. С помощью математических методов устанавливается перечень технико-экономических показателей (производственных факторов), которые определяются на основе фактического анализа и использования методов корреляции и регрессии.

На основе технико-экономического анализа производится выбор основных производственных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Он осуществляется с помощью парной корреляции, позволяющей оценить степень взаимосвязи между отдельными производственными факторами, чтобы исключить их дублирование.

К основным факторам для оценки конкурентоспособности предприятий относятся: цена, объем продаж, показатели качества, степень диверсификации и т.д.

После отбора факторов и выявления между ними линейной и нелинейной корреляционной зависимости (а также других видов зависимости) осуществляется разработка предварительных многофакторных моделей конкурентоспособности производства, и проводится корреляционно-регрессионный анализ с расчетами коэффициентов регрессии и пр., позволяющий оценить значимость моделей и их коэффициентов регрессии.

После уточнения и корректировки предварительных моделей разрабатывается рабочая многофакторная модель конкурентоспособности предприятий (рис. 2).

С помощью технико-экономического анализа происходит выбор формы связи уровня конкурентоспособности предприятия с производственными факторами


Парная корреляция



Линейная корреляционная зависимость





Нелинейная корреляционная зависимость



Разработка предварительных многофакторных моделей уровня конкурентоспособности предприятий



Оценка значимости моделей и их

коэффициентов регрессии



Разработка прогнозных рабочих многофакторных

моделей уровня конкурентоспособности




Рис. 2. Этапы разработки экономико-математических моделей уровня конкурентоспособности предприятия

Важным фактором, влияющим на уровень конкурентоспособности и эффективности предприятия, является выбор системы управления ими.

Управление эффективностью и конкурентоспособностью включает оценку уровня использования ресурсов и жизнеспособности предприятия, его технико-экономическое и финансовое положение, уровень логистики и т.д.

Следует сказать еще о некоторых особенностях, объединяющих понятия «эффективность» и «конкурентоспособность»:

- показатели их всегда относительны;

- нет вечных конкурентных и эффективных преимуществ;



- эффективность и конкурентоспособность всегда недостаточны.

Таким образом, с помощью рассмотренных выше методов мож­но измерить конкурентоспособность в предыдущем и настоящем периодах, а также оценить перспективы на предмет будущей конку­рентоспособности.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница