Обзор работы Пола Скотта Уилсона «Четыре страницы проповеди»



Скачать 99.89 Kb.
Дата11.05.2016
Размер99.89 Kb.
Обзор работы Пола Скотта Уилсона «Четыре страницы проповеди»

Стэн Райд, Др-C.


Уилсон утверждает, что нам необходимо выйти за рамки повествовательной проповеди, чтобы уделить больше внимания теологии и деяниям Бога. Он говорит: «Постепенно я обнаружил, что вышел за рамки повествования, не оставив его позади, но став более внимательным к таким вещам, как теология и роль Бога. Ранее эти вещи отходили на задний план перед повествованием в проповеди».
По словам Уилсона, проповедям слишком часто недостает обращения к чувствам. В ответ на это он разрабатывает стратегию составления проповеди, подобно тому, как работает с фильмом кинорежиссер. Для Уилсона цель проповедника - увидеть «декорацию» библейского текста и дать яркое описание географии, людей, и действия. Однако, как замечает Уилсон, в подобной технике «киносъемки» всегда кроется опасность искажения текста.
Хотя эта техника уделяет больше внимание зрительным образам, мы не должны оставлять уроки, полученные при написании эссе. Например, каждый абзац должен нести одну и только одну идею. Должна существовать одна главная тема. Точно так же при подготовке проповеди мы по-прежнему должны уделять внимание грамматике и структуре предложений. Это напоминает мне о речи, которую несколько лет назад произнес Стивен Спилберг. Обращаясь к своим коллегам из киноиндустрии, он предупредил о том, что громадные достижения в технологии и в спецэффектах ставят под угрозу силу и действенность письменного слова. Спилберг страстно призвал к сознательному возврату к письменному слову при создании фильмов. По мере того, как наша культура все более подпадает под очарование технологии и визуальных эффектов, проповедникам также следует прислушаться к этому предостережению.
Однако применительно к устному слову мы должны отбросить другие правила написания эссе. К примеру, правила отсутствия повторений, изложения фактов без подробностей, избежания описательного материала, и удаления разговорных моментов не применимы к проповеди. Записать конспект проповеди полезно для самодисциплины. Однако, в данном случае цель – эффективность устного слова.
Уилсон выводит для своего метода гомилетики две метафоры. Фильмы развивают потребность в творческом воображении в проповедях, и моделируют их движение. Страницы подчеркивают потребность в теологии для составления проповеди, и лучше всего описывают, как этого достичь. Затем он использует пример с интернет-страницей, утверждая, что она несет в себе и текстовое, и визуальное содержание.
Образ четырех страниц – это метафора, а не четыре страницы в буквальном смысле. Данный метод стремится выделить библейскую и теологическую функции проповеди. Уилсон уверен, что проповеди, основанные на данной модели, будут:

  1. Библейскими.

  2. Образными.

  3. Теологическими – усиленными диалогом с исторической христианской традицией.

  4. Душепопечительскими – связывая местные и общие нужды с любовью Бога.

  5. Евангельскими – в широчайшем смысле этого слова, включающем в себя заботу о духовном обновлении и радостном возвещении Благой Вести.

Метод Уилсона также призывает к серьезному вниманию при подготовке проповеди и отведении подходящего времени для такой подготовки. «… серьезная проповедь никогда не произносится спонтанно, и потребность в хорошо подготовленных проповедях теперь более насущна … чем когда-либо».


Преимущества Четырех Страниц

  1. Практический и эффективный способ теологической работы, облегчающий теологическое обновление в проповедовании.

  2. Проповеди уделяется внимание в течение всей недели, причем в разные дни главное внимание отводится одной из страниц.

  3. Помогает нам проявлять больше фантазии в наших проповедях.

  4. Помогает избегать морализма.

  5. Поощряет нас записывать часть проповеди каждый день.

ПОНЕДЕЛЬНИК: НАЧАЛО

Цель – достичь единства проповеди. Уилсон приводит шесть указателей, которые проповедники должны отметить, прежде чем приступать к составлению проповеди. Следование этим указателям направляет нас вдоль «шоссе гомилетики» к единству проповеди. Эти указатели: один Текст, одна Тема, одна Доктрина, одна Потребность, один Образ, и одна Миссия. Акроним ТТДПОМ может помочь быстро запомнить указатели. Будучи забавной, фраза Уилсона легко запоминается. Такса Тетушки Дуси Прогрызла Ошейник Маруси откладывается в голове так же хорошо, как знаменитое «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Текст:


  • Писание как Слово Бога дает нам авторитет проповедовать.

  • Вопрос выбора текста – лекционный, тематический, серия проповедей по какой-то отдельной «книге» или части Писания, личный выбор.

  • Определение границ текста, [различных прочтений], проверка переводов, и обращение к комментариям.

  • Процесс екзегезы поднимает множество литературных, исторических, [социологических и теологических] вопросов, которые необходимо рассмотреть.

Тема:


  • Начало поиска одной четкой темы, которую Бог хочет донести до данной аудитории в данной проповеди.

  • Тема должна передаваться не только в выводах, но должна быть путеводной нитью проповеди среди множества других возможностей.

  • Во время произнесения проповеди, заявление темы потребует уточнения, прояснения, наглядных примеров и объяснения.

  • Это хороший инструмент для текста.

  • Тема должна быть представлена как повествовательное предложение с конкретным утверждением собственно темы и ее отношения к тексту. Это устанавливает связь между темой и теологическим заявлением.

  • Она должна быть о Боге – должна показывать, что Бог делает в тексте или за ним – т.е., Бог является субъектом данного предложения.

  • Используйте сильный, активный глагол.

  • Если кажется, что текст умалчивает о Боге, найдите, где или в чем Бог стоит либо за самим текстом, либо в более широком диапазоне событий, чем те, которые описывает взятый вами эпизод.

  • Тема должна быть короткой.

  • В центре внимания – Божья благодать.

Доктрина:



  • Остановка перед этим указателем направляет нас в учении церкви по конкретным аспектам исторической христианской веры. Теология есть, как правило, систематизированное осмысление темы в Писании.

  • Несколько доктрин могут быть рассмотрены в перископе любого библейского отрывка.

  • Спросите себя, какая доктрина наиболее точно «пересказывает текст другими словами».

  • Изучите содержание в литературе по систематизированной теологии в поисках текстов для чтения.

  • «В наилучшей своей форме выражение доктрины добавляет проповеди человечности, а не абстракции. Ведь глубокая мысль - зачастую продукт страдания и исцеления, крови и бальзама».

  • Подобная дисциплина еженедельного теологического чтения облегчит вам выражение теологических истин.

  • «Среди проповедников, которые вероятнее всего будут отвергнуты или испытают развал в служении, - те, кто считают, что могут обойтись без доктрин или превосходных поучений в проповеди, и надеются на навыки общения в повседневном служении. Однако отношения должны быть неотделимы от богословских задач в сердце каждого проповедника».

  • Цель ограничения темы одной доктриной в том, чтобы сделать проповедь простой и ясной, в то же время открывая глубину понимания христианской веры. Это не средство выставить напоказ знания проповедника.

Потребность:



  • Доктрина должна проявить, как Бог удовлетворяет конкретную потребность в данной общине.

  • Необязательно это потребность, которую община чувствует или осознает.

  • Два способа определить потребность общины:

  • На какой вопрос в жизни человека или людей в церкви она отвечает?

  • Используйте доктрину, выбранную для заявления темы, чтобы составить вопрос. Сравни: Ширли Гатри в «Христианской Доктрине». Каждая доктринальная категория формируется как вопрос. Например: Откровение это «Как мы можем найти Бога?». Творение это «Что мы здесь делаем?» Грех это «Почему бы просто не быть самим собой?» Воплощение это «Где Бог?» Воскресение это «Кто здесь главный?» Святой Дух это «Что нового?» Эсхатология это «Что с нами произойдет

  • Включите вопрос хотя бы дважды в свою проповедь.

Образ:


  • Образ – это слово-картинка, такое, как «дорога», «остановка автобуса», «клен», «чашка», «ломоть хлеба», «цепь» и т.д.

  • Абстрактные идеи, такие, как любовь, гнев, надежда, вера и пр., не являются образами.

  • Как правило, слушатели найдут в проповеди множество образов, но вы должны найти один образ, который станет преобладающим, и поможет объединить проповедь.

  • Повторение этого образа в проповеди подобно подчеркиванию фломастером на странице.

  • Источники образов включают в себя:

  • Библейский текст.

  • Наш мир: здание, человек (напр. Скотт Бимер и «Покатаемся!»), пульт управления электростанцией, и.т.д.

  • Рефрен или риторическая фраза. Необязательно она включает в себя какую-то картинку.

  • Образ должен не вытеснять заявление темы и не соревноваться с ним, а поддерживать и укреплять его.

Миссия:


  • Результатом проповеди должны быть вера и действие.

  • Акцент на одном действии служения.

  • «Слушателей подводит к миссии Святой Дух, и любая часть проповеди может пробудить отдельного человека к служению».

  • Доносите это одно действие ясно, решительно, однако без тени осуждения или превосходства.

  • Миссия – это не задача, а привилегия, честь и возможность.

  • Избегайте морализаторства. Морализм налагает на человека бремя, и удаляет радость благодати. Однако это не устраняет и не ограничивает христианской ответственности. Миссия христианина – присоединиться к Божьей работе в мире. Нам дает силы для этого труда Божественная благодать.

ВТОРНИК: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА



  • Эта страница обращается к проблеме в Библии.

  • Человеческая греховность и ее последствия называются своими именами.

  • Также указывается ответственность человека за исправление [покаяние] в свете Божьей воли. (см. «Говоря о грехе» Барбары Браун Тейлор)

  • Признается присутствие греха. Иногда он явен – напр., Давид и Вирсавия. Иногда подразумевается– напр., коринфская церковь. Мы полагаемся на то, что Библия высветит ту проблему, к которой мы будем обращаться в проповеди.

  • Хотя заявление темы не будет полностью разработано в тексте проповеди до Третьей Страницы, лучше не начинать Первую страницу без него.

  • Подобным же образом, центральная мысль каждой страницы должна быть указана одним коротким предложением в начале каждой страницы.

  • Может потребоваться ограничить себя в текстовом материале, чтобы сохранить немного свежего материала для Третьей Страницы.

  • Обратитесь к вашим источникам (тексты, переводы, словари, симфонии, Библейские словари и комментарии).

  • Постарайтесь представить себе место действия, людей и само действие. Однако будьте осторожны, чтобы не исказить текста.

  • Уилсон дает подробную контрольную таблицу для каждой страницы. Он приводит краткую версию контрольных таблиц для всей проповеди в Приложении.

СРЕДА: ВТОРАЯ СТРАНИЦА



  • Эта страница обращается к проблемам в нашем мире.

  • Какие-то вещи остаются теми же: неизменная природа Бога и неменяющаяся природа поведения человека. Бог продолжает говорить через Библию в церкви. Люди продолжают приходить в церковь с самодовольством либо с проблемами в сердце, и с заботами, связанными с целой гаммой состояний человека.

  • Нам необходимо обсуждать в проповеди наш мир, поскольку наши пути – не Божьи пути. Статус кво неприемлем: внутри нас есть беда, и мы сами в беде.

  • Установите конфликт между благодатью и проблемами, тот же конфликт, который, и вполне уместно, существует в вере.

  • Спасение существует не в одних лишь бедах или в одной лишь благодати, но в их соприкосновении.

  • Мы ставим благодать после бед, вместо того, чтобы переплести их, потому что:

  1. Каждый нуждается в том, чтобы его выслушали отдельно.

  2. Беды усиливают потребность в Боге.

  3. Радостная весть Пасхи следует за Страстной Пятницей.

  4. Христос дает надежду, не отчаяние – чтобы проповедь вселяла надежду, главный, окончательный акцент должен ставиться не на людские действия, но на деяния Бога.

  • В тех случаях, где люди могут выводить Бога за скобки, проповедник этого не делает. Проповедник побуждает людей преобразовать их вопросы о жизни в богословские вопросы.

  • Юмор полезен в разговоре о проблемах. Вторая Страница слишком легко может стать чересчур напряженной и угнетающей.

ЧЕТВЕРГ: ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА



  • Эта страница обращается к благодатным Божьим делам, описанным в Библии.

  • Это теологическое движение от разрухи и беды к восстановлению и благодати.

  • Здесь мы смотрим на наши беды через призму креста. Благодать не дешева. Она не избавляет от обязанности повиноваться, действовать, и отвечать Богу. Однако акцент ставится на Божьи деяния ради нас. Это сохраняет проповедь теоцентричной, а не антропоцентричной.

  • «Такое впечатление, что многих проповедников научили превосходным навыкам экзегезы, но не использованию теологии при чтении Писания. Если нас не учить видеть Бога в библейском тексте или называть Бога действующим в мире, нам окажется трудно говорить о Боге языком, доступным для общины».

  • Именно здесь тема получает более полное развитие, превращаясь в нечто, что придает цель и теологический смысл обыденности жизни.

  • Здесь же можно использовать один или два текстовых фрагмента, которые подкрепляют главную тему.

  • Бог – главное действующее лицо, поэтому крайне важно, чтобы здесь существовала связь с историей Христа и ее событиями.

ПЯТНИЦА: ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА



  • Эта страница обращается к благодатной Божьей работе в нашем мире.

  • Признаки Божьих деяний в нашем мире приводятся на этой странице, так же, как они приводились в библейском тексте на Третьей Странице.

  • Четыре основания Четвертой Страницы:

  1. Примеряет Божью благодать библейского мира к нашим обстоятельствам.

  2. Постоянный акцент на Божьи дела в мире, что помогает слушателям встретиться с распятым и воскресшим Христом.

  3. Служит противовесом Второй Странице с ее бедами.

  4. Проводит определенное противопоставление или конфликт мира и благодати. Эта страница не стирает Второй Страницы, и не предполагает «счастья отныне и навсегда», но представляет мощную благодатную альтернативу в повседневной жизни.

  • Опасности, которых нужно избегать:

  1. Превращать Божьи деяния в банальность.

  2. Завуалировать чем-то дела Божьи.

  3. Представлять Божьи дела чем-то механическим, частью природы вселенной.

  4. Изображать Божьи дела как нечто, что, в основном, предстоит в будущем, а не то, что было в прошлом, и продолжается в настоящем.

  5. Изображать природу как недвусмысленный признак Божьей благодати.

  6. Минимизировать неясности. Мы зовем людей к главенству веры, не к доказательству веры. Божьи деяния в настоящем не приводят к «вечно счастливому» исходу.

  7. Нежелание заявить о Божьих деяниях, поскольку мы не знаем исхода конкретной ситуации. Бог продолжает борьбу с силами зла.

Заключение



  • Не должно быть обобщением всего изложенного.

  • Шесть стратегий:

  1. Вернуться к истории из проповеди, или использовать новую историю.

  2. Вернуться к доктрине.

  3. Вернуться к преобладающему образу.

  4. Вернуться к потребностям общины.

  5. Вернуться к миссии.

  6. Перейти к кресту и воскресению.

Вариации на четыре страницы.


Пол Скотт Уилсон, «Четыре страницы проповеди: путеводитель библейского проповедника». (Нэшвилл, Эбингдон Пресс), 1999.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница