Обзор отрасли: шинная промышленность Характеристика отрасли



Скачать 157.52 Kb.
Дата28.10.2016
Размер157.52 Kb.
Обзор отрасли: шинная промышленность

Характеристика отрасли

Шинная промышленность является одним из важнейших секторов химического комплекса России. Мощности шинной промышленности бывшего СССР позволяли выпускать более 50 млн. изделий в год. За период с 1990 по 1995 гг. объем производственных мощностей шинных предприятий уменьшился незначительно (на 7%) и составил на начало 1996 г. около 45 млн.шт./год. однако значительно снизился уровень использования производственных мощностей, который в 1996 г. был равен 43%. К настоящему времени этот показатель несколько повысился, на крупнейших предприятиях отрасли производственные мощности используются на 60-65%.

За последние несколько лет производство шин существенно сократилось и составляет теперь около 40% от прежнего объема. Сегодня российские заводы уступили значительную часть рынка иностранным производителям, на долю которых приходится примерно половина всех продаваемых в России автопокрышек. Из-за низкого качества продукции лишь немногие отечественные предприятия могут конкурировать с зарубежными. Поэтому шинные заводы России устанавливают более низкую по сравнению с западными конкурентами цену. Но удерживать ее на низком уровне становится все труднее, так как издержки продолжают расти, а предприятиям необходимы средства на реконструкцию производственных мощностей.

Поэтому в числе основных направлений развития шинных заводов является работа по повышению конкурентоспособности продукции, а это значит – переход на производство высококачественных и высокоскоростных шин применительно к дорожным условиям России и снижение цены продажи.

За 10 лет выпуск шин для грузовых автомобилей сократился в 2,7 раза, для сельхозмашин – в 8,2 раза. Таким образом, наиболее значительные темпы снижения отмечены в производстве шин для сельскохозяйственных машин, что связано со сворачиванием сельскохозяйственного производства, низкой платежеспособностью населения и соответственно сокращением спроса на шины у данного вида потребителей.

На этом фоне благоприятной выглядит ситуация в производстве шин для легковых автомобилей: снижение производства составило всего 9%. Однако видно, что и здесь на фоне снижения платежеспособного спроса на шины со стороны населения и других потребителей в 1994-95 гг. имело место значительное падение производства.





Динамика производства шин в России, млн.шт.

Продукция

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Для грузовых автомобилей

19.8

17,5

16.9

13.5

7.3

6.9

8.6

9.0

7,4

Для мотоциклов и мотороллеров

5.4

5.1

4.1

3.3

1.5

0.8

0.7

0.9

0,8



Сокращение производства сопровождалось сужением рынков сбыта данной продукции. Так, в 1995 г. по сравнению с 1990 г. спрос внутреннего рынка на шины для грузовых автомобилей снизился в 2,3 раза, на шины для легковых автомобилей - в 1,1 раза, экспортные поставки соответственно уменьшились в 4,9 и 5,7 раза.

Падение производства на российских предприятиях шинной промышленности продолжалось до 1996 г. В 1995 г. началось оживление в производстве шин для легковых автомобилей, а в 1996 г. начало увеличиваться производство и в других подотрослях шинной промышленности. Так, по итогам 1996 г. лидерами повышения производства продукции стали сибирские заводы (Барнаульский - 68%, Красноярский - 81%) и "Воронежшина" - 78%.

Если в 1996 г. наибольший рост производства наблюдался в группе шин для грузовых автомобилей (23,2%), то в 1997 г. опережающими темпами развивалось производство шин для легковых автомобилей (25,7%).

В результате этого произошло дальнейшее совершенствование структуры шинного производства. В российском выпуске шин в 1997 г. по сравнению с 1996 г. доля шин для грузовых автомобилей снизилась на 4% при одновременном увеличении удельного веса шин для легковых автомобилей на 3,8%. В настоящее время в шинном производстве преобладают шины для легковых автомобилей.

В 1997 году прирост производства в шинной промышленности составил 11,6%, причем специалисты отмечали значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Сменился ассортимент на Московском шинном заводе, предложил потребителям новую продукцию Волжский шинный завод (АО Волтайр), ряд перспективных моделей ввело ПО Нижнекамскшина. На качестве и ассортименте российских шин благотворно сказалось взаимодействие с ведущими западными фирмами: так, отвечают самым высоким требованиям автопокрышки, выпускаемые совместно Омским шинным заводом и словацкой фирмой Matador, Московским шинным заводом и чешской фирмой Barum, Ярославским шинным заводом и финской фирмой Nokian.

Оживление рынка автомобильной промышленности и создание современных организационных структур, помогающих предприятиям отрасли в сырьевом, финансовом обеспечении и реализации готовой продукции (ФПГ "Росшина", АО "Группа Росшина"), способствовали обеспечению положительных тенденций развития отрасли в новых условиях.

Если еще не так давно российская шинная промышленность была ориентирована только на нужды отечественного автомобилестроения, то сегодня, учитывая требования рынка, российские предприятия освоили выпуск автопокрышек для распространенных моделей грузовых и легковых иномарок.




Производство продукции шинной промышленности в России по месяцам, млн шт.

Месяц

Шины для грузовых автомобилей

Шины для легковых автомобилей

Шины для сельскохозяйственных машин

Январь-февраль 1998г.

1400

2.5

96.4

1 квартал 1999г. в % к I кварталу 1998г.



83,78

101.5

103.27



В 1998 г., согласно данным Госкомстата РФ, в шинной промышленности возросло производство шин для легковых автомобилей в Республике Татарстан (на 7,1%), Ярославской (на 14,7%), Омской (на 27,8%) и Свердловской (на 32,6%) областях; шин для грузовых автомобилей - в Ярославской области (на 2,5%). В то же время снизилось производство шин для грузовых автомобилей в основных регионах их производства: Республике Татарстан (на 12,9%), Свердловской (на 17,4%), Омской, Кировской областях (на 20,0% и 22,5%) и Алтайском крае (на 33,6%); для легковых - в Санкт-Петербурге (на 64,9%), Красноярском крае, Москве (на 14,6% и 14,7%), Воронежской (на 13,7%) и Волгоградской (на 5,9%) областях. Производство шин для легковых автомобилей в Алтайском крае сохранилось на уровне 1997 года.

Несмотря на рост физического объема производства, экономическая ситуация в отрасли остается крайне нестабильной. Неплатежеспособность потребителей, ограничение сбыта продукции, перебои в поставках некоторых видов сырья, в обеспечении энергоносителями являются основными проблемами в работе шинных заводов. Недостаток оборотных средств у потребителей продукции приводит к тому, что в ряде случаев до 80% продукции предприятия отгружается в порядке бартерных операций, взаимозачетов для приобретения оборудования, запасных частей, капитального строительства, сырья и материалов.



Предприятия отрасли

На территории России расположены 15 заводов, выпускающих шины. На большинстве из них переход к новым экономическим условиям прошел очень болезненно. Объемы производства на ряде предприятий сократились в несколько раз, некоторые из них вообще остановились. Проблемы у большинства из них сходные - узкий ассортимент продукции, старое оборудование, недостаток оборотных средств.

Крупнейшими производителями шин в России являются “Нижнекамскшина”, “Кировшина”, Волжский и Ярославский шинные заводы. Объемы производства на них составляли в 1996 г. 41 – 69% от уровня 1990 г. (на других 0 - 45%)




Нижнекамскшина

Среди предприятий отрасли “Нижнекамскшина” за­нимает ведущее место. Это крупнейшее предприятие в России, в странах СНГ и один из самых крупных производителей шин в Европе. На долю “Нижнекамскшины” приходится 42% общего производства ав­топокрышек в России и 48% шин для легковых авто­мобилей. Основные потребители продукции предприятия - российские автозаводы: КамАЗ, ЕлАЗ, ВАЗ, УАЗ, ЛиАЗ, Ижмаш, УралАЗ, АЗЛК, ГАЗ. Кроме поставок отечественным потребителям, примерно 10% продук­ции “Нижнекамскшина” поставляет в страны Восточ­ной Европы, Балтии, Юго-Восточной Азии, Ближне­го Востока, Карибского бассейна. ОАО "Нижнекамскшина" планирует разработать до конца нынешнего года 19 перспективных моделей шин. В 1998 г. было освоено 10 новых типоразмеров покрышек для грузовых и легковых автомобилей. К началу XXI века номенклатуру шинных изделий ОАО планируется расширить до 124 типоразмеров.



Ярославский шинный завод

Ярославский шинный завод занимает одно из ведущих мест по объему выпуска шин в России. Доля предприятия на российском рынке шин составляет 14%. Основными потребителями продукции завода является ЗАО "Росшина" - 60%, УАЗ - 11%, МАЗ - 10%, ГАЗ - 1%. Экспорт в страны СНГ составляет около 10% производимой продукции. Предприятие первым в России и странах СНГ организовало массовое производство шин ЦМК для грузовых автомобилей с металлокордом в каркасе и брекере, которые позволяют повысить устойчивость и управляемость автомобиля, увеличить доремонтный пробег в 2 раза и уменьшить расход горючего на 5%. Успешно проведенная в 1998 году модернизация позволит заводу располагать уникальным (в сравнении со своими конкурентами на российском рынке) возможностями для производства легковых шин, уровень качества которых не будет уступать продукции таких марок как Good Year и Bridgestone. С февраля 1999 года ведётся интенсивный монтаж форматоров-вулканизаторов для создания комплексной механизированной линии по процессу вулканизации. На данных площадях планируется создать производство мощностью 400 тысяч шин в год.



Кировский шинный завод

Кировский шинный завод – третий по величине шинный завод России - на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся заводов по выпуску автомобильных шин, шин для мотоциклов, мотороллеров и велосипедов. Сратегическим направлением ОАО "КШЗ" является разработка целевых технических программ по постановке на производство принципиально новых радиальных шин с металлокордным брекером. В настоящее время ОАО “КШЗ” также комплектует крупные автомобильные гиганты АООТ “УАЗ”, ОАО “ЗИЛ”, АООТ “ИЖмаш”, ОАО “АМЗ”, АООТ “Павловский автобус”, был выигран тендер на поставку шин для комплектации новых автомобилей “Газель”, "Соболь", "Волга", выпускаемых ОАО “ГАЗ”.



Омский шинный завод

Основный вид деятельности предприятия - производство шин различных модификаций и других резино-технических изделий в широком ассортименте. После падения в 1992-1994 годах, начиная с 1995 года объемы производства увеличиваются. В 1997-98 гг. прирост производства по отдельным наименованиям продукции составлял более 70%. В настоящее время на предприятии освоен выпуск более 140 типоразмеров шин. Автошины производства ОАО “Омскшина” адаптированы к суровым условиям дорог России и имеют максимальный ресурс износа. Освоение совместным предприятием “Матадор-Омскшина” производственных мощностей позволит расширить ассортимент шин и увеличить объемы выпуска легковых шин.



Московский шинный завод

В 1998 г. была принята программа по реорганизации МШЗ. Она включает в себя мероприятия по сокращению убыточных производств и перераспределению работников на рентабельные подразделения завода. Результатом выполнения программы станет увеличение выпуска легковых шин и расширение ассортимента выпускаемой продукции. В начале 1999 г. МШЗ приступил к серийному выпуску трех новых моделей. Цены новинок гораздо ниже, чем зарубежных аналогов.



Красноярский шинный завод

Красноярский шинный завод - один из крупнейших в мире производителей шин для грузовых и легковых автомобилей, строительно-дорожных и погрузочно-доставочных машин, авиационной и сельскохозяйственной техники. Предприятие выпускает около 20 типов авиационных шин для самолетов Ил-86, Ил-76, Ту-154, Ту-22, Су-27, Су-25, МИГ-21, МИГ-31 и многих других.

За 33 года своего существования предприятие изготовило более 60 миллионов шин. Шины, предназначенные для автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ, КрАЗ, ГАЗ-69, "Москвич"-408, 412 прошли сертификационные испытания и получили знак "Е" соответствия Европейским стандартам. Сегодня предприятие поставляет свою продукцию в 20 стран мира. На базе Красноярского шинного завода в 1993 году создано ОАО “Супершина” для производства сверхкрупногабаритных шин 21-00-33 и 33-00-51 диагональной и радиальной конструкции для автомашин БелАЗ.

Уральский шинный завод

Выпускаемая продукция: шины для мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, шины пневматические для мотороллеров, мотоблоков, электропогрузчиков и электротележек, шины массивные резиновые (суперэластик) для электрокаров, шины массивные резиновые для ручных и самоходных тележек.



Производственные показатели крупнейших шинных заводов, тыс. шт.

Предприятие

1995

1996

1997

1998

Нижнекамскшина

7914

8280

8051

8100

Московский шинный завод

Н/д

840

1400

1800



Финансовое состояние отрасли

Финансовое состояние большинства предприятий отрасли несмотря на рост производственных показателей, остается тяжелым. Если 1997 г. предприятия в основном закончили с прибылью, то в 1998 г. большинство из них оказались убыточными. Основной причиной убытков является низкая доля живых денег при расчетах с потребителями продукции. В среднем по отрасли доля бартера составляет 80-85%.

Сложное финансовое состояние предприятий связано отчасти с сокращением налаженных рынков сбыта. Так, снижение выпуска автомобилей на КамАЗе, московских автозаводах “ЗИЛ” и “АЗЛК”, заводах по производству автобусов способствовали снижению потребности в продукции предприятий шинной промышленности. Практически полная остановка целого ряда предприятий, выпускавших авто­мобильные и сельскохозяйственные прицепы способствовало сокращению до минимума производство продукции данного направления на предприятиях шинной промышленности.

Крупнейшее предприятие отрасли – Нижнекамскшина – закончило прошлый год с убытками и испытывает острый недостаток оборотных средств. Правда, руководство предприятия объясняет получение убытка по итогам 1998 г. необходимостью вовремя выплачивать зарплату сотрудникам, сокращать прошлогоднюю кредиторскую задолженность и не накапливать новую, тем не менее, источниками формирования оборотных средств по-прежнему являются кредиты банков. По итогам 1998 г. кредиторская задолженность выросла на 33,9%, дебиторская на - 64,5%. Чтобы получить "живые" деньги, в конце 1997 - начале 1998 г. "Нижнекамскшина" проводила распродажу легковых шин со значительной скидкой (до 50%), что привело к значительному снижению выручки от реализации продукции. Что касается других видов шин, то их потребители сами не имеют “живых” денег. На внешнем же рынке качественные шины предприятия неконкурентоспособны из-за высокой цены.

В 1998 г. балансовый убыток "Красноярского шинного завода" увеличился более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Величина оборотных активов предприятия планомерно снижалась в течение года, так, только в III квартале они снизились более, чем на 15%.

Значительные долги по платежам в бюджеты всех уровней стали причиной возбуждения дела о банкротстве Ярославского шинного завода. На сегодняшний день задолженность перед государственным и местным бюджетами составляет более 70 млн руб.

Таким образом, о стабилизации ситуации в отрасли говорить пока рано, так как убыточные предприятия не в состоянии обеспечить стабильный рост производства.


Финансовые показатели шинных заводов млн руб.

Предприятие

Балансовая прибыль

Чистая прибыль




1995

1996

1997

1998

1995

1996

1997

Нижнекамскшина

666,9

344,2

175,7

-143,237

547,8

284,4

-177,7

Воронежшина

Н/д

65,8

26,5

Н/д

Н/д

Н/д

24,1



Рынок акций

Акции шинных заводов относятся к бумагам “третьего” эшелона”, их ликвидность на российском фондовом рынке невысока. Важным отрицательным фактором, снижающим привлекательность акций, является наличие значительной задолженности перед бюджетом и, соответственно, угроза возбуждения процедуры банкротства.



На подъеме фондового рынка в 1997 г. появился интерес к акциям шинных заводов, которые стали активно торговаться на внебиржевом рынке (в частности, в базе данных РБК в конце 1997 г. были представлены бумаги 8 предприятий отрасли), а некоторые из них были включены в листинг РТС. Так, в апреле 1997 г. в РТС начали торговаться бумаги “Нижнекамскшины”, годом позже – акции Кировского шинного завода. Финансовый кризис негативно отразился как на финансовом состоянии предприятий шинной промышленности, так и на ликвидности их акций, которая значительно снизилась. В настоящее время акии большинства предприятий явно недооценены, однако специалисты считают, что при повышении интереса к российскому фондовому рынку инвесторы вспомнят об акциях второго-третьего эшелонов, и тогда следует ожидать значительного роста курсовой стоимости этих акций.

Основные показатели акций шинных заводов

Предприятие

УК, тыс. руб.

Номинал

Количество акций

Цена акции, долл


Капитализация, млн долл.










ОА

ПА

01.01.98

01.01.99

1998

Воронежшина

387,586

0,25

1550304

Нет

18,6

8

12,4

Аналитический отдел РИА РосБизнесКонсалтинг


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница