Общие сведения Центр развития футбола в мгу подразумевается как организация следующего типа: по отраслевому признаку – сфера услуг; по региональному признаку – региональная; по масштабу деятельности – малый. Бизнес-идея



Скачать 346.04 Kb.
Дата23.04.2016
Размер346.04 Kb.



  1. Общие сведения

Центр развития футбола в МГУ подразумевается как организация следующего типа:

- по отраслевому признаку – сфера услуг;

- по региональному признаку – региональная;

- по масштабу деятельности – малый.




    1. Бизнес-идея:




  • Развитие всех видов студенческого футбола:

организовывать, систематизировать и направлять футбольную активность в Московском государственном университете, предоставив возможность студентам с различным уровнем подготовки тренироваться и принимать участие в соревнованиях по существующим направлениям футбола, как внутри университета, так и вне него.

Привлекать заинтересованных студентов к процессу организации и управления футбольными мероприятиями, выполнять функцию «социального лифта».




    1. Бизнес-среда («поле игроков» или «карта влияния заинтересованных лиц»)

  • Партнеры

  • Конкуренты

    • Лужники (и другие «платные» площадки)

  • Третьи силы

    • Российский союз ректоров (РСР)

    • Российский студенческий спортивный союз (РССС)

    • Российский футбольный союз (РФС)

      • АМФР («Мини-футбол в ВУЗы»)

      • Федерация футбола 8х8

      • Департамент массового и детско-юношеского футбола

      • Московская федерация футбола (МФФ)

    • Департамент физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт)

    • МГУ имени М.В. Ломоносова

      • Ректорат

      • Кафедра физического воспитания

      • ОПК

      • Факультеты

    • Инициативные группы студентов




    1. Бизнес-модель (указаны возможные источники доходов):

  • Сдача в аренду спортивных площадок

    • Разовая или еженедельная аренда для тренировок

    • Предоставление под организацию спортивно-зрелищного мероприятия

    • Еженедельная аренда для внешних мероприятий (например, для проведения соревнований ЛФЛ г. Москвы)

  • Организация соревнований внутри Университета

    • Взносы за участие

    • Поддержка университетских структур (факультеты, ОПК и т.д.)

  • Организация Студенческой футбольной ассоциации (СФА), Студенческого чемпионата Москвы по мини-футболу на траве (СЧМ) и иных внешних мероприятий

    • Взносы за участие

    • Аренда полей (м.б. включена во взносы)

    • Оплата судейства (аналогично)

    • Спонсоры (технические и финансовые)

    • В перспективе: отчисления с трансляций

    • В перспективе: продажа билетов на финальную часть

    • Поддержка Москомспортом

  • Создание/поддержка футбольного клуба, представляющего МГУ

    • Поддержка администрации Университета (ректорат, ОПК, факультеты)

    • Внешние спонсоры

    • Траст болельщиков/студентов-аспирантов-сотрудников

  • Продажа питания/экипировки/атрибутики

    • Экипировка и атрибутика с символикой МГУ, клуба и СФА

    • Питание и вода

    • Спортивная обувь




    1. Видение организации

Центр развития футбола в МГУ – это коммерческое, но социально ориентированное предприятие, использующее потенциал студентов и абитуриентов. Это управляющая комплексом футбольных объектов МГУ организация, являющаяся учредителем, организатором и совладельцем футбольных турниров (чемпионатов, первенств) внутри и вне МГУ, в частности CФА 8x8, СЧМ по мини-футболу на траве 5х5, победители которых на регулярной основе попадают на международные футбольные турниры.




    1. Миссия организации

Мы делаем студенческий футбол социально значимым, динамично развивающимся, коммерчески привлекательным. Формируя для студентов конкурентоспособный образ «спортивной футбольной» жизни, вовлекая их в процесс управления, мы создаем и предоставляем социальные лифты для движения наверх как в спортивной, деловой, так и в социально-политической жизни.


    1. Стратегические цели организации

  • Функционирование комплекса футбольных полей (включая фонд з/п) и поддержка главных команд Университета осуществляются за счет собственных средств (доходов от сдачи в аренду, розничной торговли, спонсорских поступлений, пожертвований и т.д. – см. п. 1.3).

  • Каждый студент, аспирант, сотрудник МГУ знает о существовании и результатах главных команд, представляющих МГУ во внешних турнирах, вследствие чего обеспечивается полный стадион болельщиков на матчах этих команд.

  • Студенты МГУ соответствующего уровня имеют возможность быть привлеченными в профессиональные команды.

  • Все ВУЗы Москвы (а лучше – и Московской области) знают о существовании турниров, организованных ЦРФ, большинство из них принимают в этих турнирах участие.

  • Все интересующиеся футболом студенты МГУ хотят участвовать во внутриуниверситетских мероприятиях, организованных ЦРФ.




    1. Стратегические задачи организации

  • Организация и контроль процесса постройки комплекса футбольных полей (КФП) и документооборота.

  • Создание юридического лица (ЦРФ) и получение им функций управляющей компании КФП.

  • Объединение вокруг Центра развития футбола организаторов всех футбольных турниров, проводимых в МГУ.

  • Составление стандартов для организации и проведения футбольных мероприятий в Университете.

  • Создание прозрачного календаря соревнований и графика загруженности КФП.

  • Создание штата сотрудников ЦРФ, обеспечивающих функционирование КФП и организацию футбольных мероприятий.

  • Достижение договоренности с федерацией футбола 8*8 и создание оргкомитета (с главенствующей ролью представителей ЦРФ) Московской студенческой футбольной лиги.

  • Проведение I чемпионата СФА (кол-во ВУЗов от 8 до 16) на полях Университета.

  • Заключение спонсорских контрактов на проведение чемпионата СФА.

  • Увеличение кол-ва ВУЗов, участвующих в СФА, начиная со 2 года проведения.

  • Достижение соглашений с Москомспортом о проведении под эгидой ЦРФ МГУ чемпионата Москвы среди студенческих команд по мини-футболу на траве.

  • Проведение 1 чемпионата Москвы среди студенческих команд ВУЗов (2-3 команды призеров различных внутривузовских турниров от 6-8 ВУЗов) по мини-футболу на траве на базе комплекса футбольных полей МГУ.

  • Заключение декларации о сотрудничестве с Международной ассоциацией мини-футбола на траве.

  • Создание Центром развития футбола тренерского штаба для 3 основных команд (11*11, 8*8, 5*5) Университета, обеспечение для них руководящей и административной функций.

  • Создание судейского корпуса (при сотрудничестве с РФС) для обслуживания турниров, организованных под эгидой ЦРФ.

  • Организация на всех крупных факультетах футбольных секций для студентов факультетов и подготовка сборных команд факультетов для участия во внутренних и внешних турнирах по футболу.

  • Организация на крупных факультетах открытых футбольных турниров различного формата (не более 2-3) с максимально широким представительством студенческих команд.

  • Заявка этих команд для участия в основных соревнованиях (пер-во «Буревестник», СФА, «Мини-футбол в ВУЗы»).

  • Договоренность с администрацией МГУ о возможности розничной торговли (в т.ч. продуктами питания) на территории КФП.

  • Организация точки по продаже атрибутики, амуниции и продуктов питания.

  • Обеспечение доступа к раздевалкам манежа и трехзального корпуса, взаимодействие с кафедрой физвоспитания по контролю и проведению ремонта раздевалок и оборудования их современными средствами (ящики с эл. ключом и т.п.)




  1. Элементы внешней среды (PELSEDET- анализ и анализ Портера)




    1. Макросреда







      1. Политический аспект

  • Общее политическое руководство страны.

Нестабильность политической ситуации в стране негативным образом сказывается на работе МГУ в целом и ректора, и ректората в частности. С другой стороны, интерес к спорту непосредственно в МГУ, проявляемый представителями высшего руководства страны С. Фурсенко, А. Коноваловым, А. Дворковичем, вынуждает ректора и ректорат содействовать активному развитию спорта и самой массовой его части – футболу.

  • РФС и РСР (Круглый стол о создании Студенческой футбольной лиги)

11 июля 2010 г. в Нахабино прошел круглый стол «Студенческая футбольная лига – национальный проект России», на котором присутствовали представители РФС, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства образования и науки, РСР и РССС. Участники договорились создать СФЛ, в том числе обеспечивать поддержку всех типов и на всех уровнях. По истечении года уже можно сказать, что СФЛ так и не была создана. При том, что «СФЛ» включена в график проведения соревнований РССС как общероссийское соревнование, лига не проводится.

  • Ректор МГУ

Старается реагировать на массовый интерес и обращения студентов, в результате чего, несмотря на личное индифферентное отношение к футболу, склонен оказывать поддержку проведению соревнований и прочих инициатив, при условии соблюдения всех требований безопасности.

Иными словами, его позицию можно выразить следующим образом: «Я за проведение турниров среди студентов, только чтоб всё было организовано на должном уровне и проходило под жёстким контролем ответственных лиц, пользующихся моим доверием».



  • Ректорат МГУ

В целом нейтрален, оглядывается на мнение ректора, однако с появлением проректора, курирующего спортивные вопросы (Реймерс А.Н.), стало возможным говорить о поддержке спортивных инициатив. Важным фактором является и наличие хорошего личного контакта руководства ЦРФ с Реймерсом А.Н.

  • Руководство кафедры физ. воспитания.

Позиция кафедры: МГУ не является спортивным ВУЗом, поэтому задача кафедры обеспечивать учебный процесс и поддерживать спортивные инициативы, не пытаясь руководить ими. Отсюда благожелательное отношение к ЦРФ. Плюс, опять же, отличный личный контакт, позволяющий рассчитывать на поддержку в реализации инициатив.

  • Деканы факультетов.

В целом отношение опять же нейтральное. Положительным моментом является хорошее взаимодействие с руководством кафедры физ. воспитания.


      1. Экономический аспект

  • Выбор оптимальной системы налогообложения (в зависимости от организационно-правовой формы организации)

  • Участие в программе по поддержке малого бизнеса1

Правительство Москвы в конце апреля утвердило городскую целевую программу развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2011 год. Она предусматривает выдачу субсидий предпринимателям и инновационным предприятиям, компенсацию процентных ставок по кредитам и другие меры адресной поддержки, программы обучения предпринимателей, правовую поддержку и консультационную работу в округах Москвы.

  • Субсидии спортивным социальным проектам от Москомспорта2

    • Возмещение затрат в связи с подготовкой, организацией и проведением спортивных мероприятий и (или) календарь физкультурно-спортивных мероприятий города Москвы – физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

    • Возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением на льготных условиях спортивных сооружений и спортивного инвентаря учебным организациям, сборным командам города Москвы, отдельным категориям населения города Москвы – физкультурно-спортивным организациям города Москвы независимо от организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности

  • Отсутствие четких тарифных ставок или оговоренных сумм, ежегодно отчисляемых ЦРФ на счета МГУ.

  • Существенный разброс цен за аренду открытых искусственных полей.

В Москве около 60-ти больших футбольных полей с раздевалками. В среднем, стоимость аренды одного футбольного поля составляет 8000-12000 руб./час. Главное – достаточно точно определить цену аренды в различное время суток для различных вариантов полей, исходя из качества полей в различных погодных условиях, их местоположения, наличия раздевалок и технического обслуживания, транспортной доступности и т.п.

  • Стабильное экономическое положение МГУ.

Университет получает достаточные финансовые средства от государства (см., например, «Программу развития»), развивая при этом и собственные коммерческие проекты. Комплекс футбольных полей будет построен на деньги, выделенные МГУ.

Также имеет место наличие значительной доли т.н. «внебюджетных доходов» у многих факультетов.



  • Заметная дифференциация материальной обеспеченности различных категорий студентов.

Часть студентов могут пользоваться подобными услугами (например, аренда полей), но большинство не имеют возможности платить собственных средств.


      1. Правовой аспект

  • Все права на футбол в России принадлежат РФС

  • Нормативы по строительству футбольных полей с искусственным покрытием

    • Постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 196-РП «О проектировании и строительстве футбольных полей с искусственным покрытием и соответствующей инфраструктурой в административных округах города Москвы».

    • Проект РД Москомспора от 26.05.2010 «О мерах по обеспечению проектирования и строительства футбольных полей с искусственным покрытием и инфраструктурой на территории административных округов города Москвы».

    • Порядок подтверждения характеристик искусственного покрытия футбольного поля (сертификация футбольного поля) Дата: 24.11.2009 Источник: Российский футбольный союз

    • Типовой проект конструкции основания и системы дренажа для футбольного поля с искусственным покрытием. Дата 20.07.2007 Источник: Российский футбольный союз.

    • Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием. Дата: 16.12.2008. Источник: Российский футбольный союз

  • Отсутствие чётких правовых норм, регламентирующих условия проведения соревнований

На любительском уровне не определено, кому могут быть переданы полномочия для проведения соревнований, в том числе статусный уровень этих соревнований, условия технического и медицинского обеспечения.

  • Выделение денег госструкурами возможно только посредством процедур конкурса, госнадзора.

  • Двухмесячный стипендиальный фонд:

Указ Президента № 443 от 12.04.93 (с последующими изменениями и дополнениями) прямо обязывает Правительство Российской Федерации изыскивать средства для реализации мер по усилению социальной защищенности студентов и аспирантов, в т.ч. организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Целевые средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии, поступающие из федерального бюджета в стипендиальный фонд МГУ на казанные цели не перечисляются в стипендиальные фонды факультетов и расходуются на основании приказов ректора МГУ с учетом предложений общественных организаций и стипендиальной комиссии Университета.

  • Программа «Спорт Москвы-3» предусматривает:

    • Обеспечение дальнейшего развития на территории города Москвы физической культуры и спорта среди молодежи и студентов, в том числе как важного средства оздоровления и физического совершенствования, профилактики негативных проявлений в молодежной среде.

    • Содействие использованию студентами спортивных площадок жилых микрорайонов и межшкольных стадионов.

    • Развитие студенческого спорта за счет улучшения материальной базы и более широкого привлечения студентов к занятиям спортом в спортивных клубах, их участия в окружных и городских соревнованиях.

    • Формирование студенческих спортивных лиг для систематизации и оптимизации студенческого спортивного движения.

    • Проработка совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области вопроса о возрождении в каждом вузе спортивных клубов, спортивных секций, в том числе по видам спорта, включенным в программу Московских студенческих игр, Московской городской универсиады.

    • Обеспечение тесного взаимодействия центров физической культуры и спорта административных округов с представителями вузов и молодежных советов административных округов.




      1. Социальный аспект (с точки зрения влияния футбола)

  • Футбол – спорт №1 в России:

самыми популярными и массовыми видами спорта в России являются:

1. Футбол – 11,2% (1,53 млн. чел.);

2. Волейбол – 10,8% (1, 47 млн. чел.);

3. Баскетбол – 9,8% (1,34 млн. чел.);

4. Легкая атлетика – 6,7% (917 тыс. чел.);

5. Плавание – 5,6% (768 тыс. чел.);

6. Лыжные гонки – 4,7% (638 тыс. чел.);

7. Настольный теннис – 4,1% (554 тыс. чел.);

8. Шахматы – 3,0% (406 тыс. чел.);

9. Спортивный туризм – 2,4% (323 тыс. чел.);

10. Спортивная аэробика – 1,8% (245 тыс. чел.).

Другой важный параметр – зрительский интерес и тут футбол находится вне конкуренции. Например, за трансляциями матчей Евро-2008 с участием сборной России следило около 70% всех жителей страны.



  • Футбол – в основном «однополый» вид спорта.

В общественном сознании футбол является именно мужским видом спорта и по доле игроков мужского пола, и по доле болельщиков. Доля женской части населения, в той или иной мере интересующейся футболом, пренебрежимо мала.

  • МГУ – главный ВУЗ страны

Организаторы любых крупных студенческих соревнований проявляют серьезную заинтересованность в Московском университете как в участнике, поскольку это повышает статус проводимых соревнований и интерес к ним.

  • Необходимость каждого ВУЗа иметь «свою команду»

  • Сезонность обучения студентов

В летние месяцы практически все студенты отечественных ВУЗов озабочены сдачей летней сессии, а после разъезжаются на каникулы. Соответственно, проведение различного рода соревнований в этот период вызывает крайне низкий интерес. Также пониженным интересом к студенческим спортивным первенствам характеризуется первый месяц в году, когда длинные Новогодние каникулы сочетаются с зимней сессией.

  • Рост количества непрофессиональных футбольных команд

За последние 10 лет в МГУ количество любительских команд возросло с 15 до 100; в ЛФЛ – со 130 до 800; в ТДК – от 150 до 600. Отметим, что темпы роста на протяжении всех этих лет оставались примерно на одном уровне. При этом регламент проведения соревнований и ЛФЛ и ТДК (см. ниже) не позволяет существенно увеличить количество участников.


      1. Природно-климатический аспект

  • Сезонность футбола под открытым небом, как вида спорта




      1. Демографический аспект

  • В России:

около 3 тыс. ВУЗов и филиалов. Одних вузов (без филиалов) в России около 12003. Общее количество студентов составляет 7 млн. человек (2010 год), общее количество преподавателей – около 341 тыс. человек.

  • В Москве и области:

около 600 ВУЗов. Общее количество студентов порядка 1.5 млн. человек.

  • Особенности студенческой среды

Уникальность в том, что демографический состав людей Университета не меняется из года в год и крайне благоприятен для проведения турниров. По большей части Университет состоит из людей такого возраста, в котором это интересно, и в котором возникает желание принимать участие в мероприятиях проекта, т.е. такие люди составляют целевую аудиторию проекта.


      1. Этический аспект

  • Возможное давление со стороны руководства ВУЗов на участников на предмет результатов.

  • Национальный менталитет: отсутствие «чистоты» футбола.

  • Отторжение студентами коммерческой составляющей проекта: «Я же студент МГУ – спортивные объекты должны предоставляться бесплатно»




      1. Научно-технологический аспект

  • Разнообразие размеров полей от 15х25 м. до 70х110 м. и их сочетаний в пределах одного стадиона или манежа.

  • Разнообразный состав покрытий на полях и в залах – от искусственной травы 2-4 поколения различной длины до наливных покрытий типа «Регупол».

  • Современные технологии дают возможности проводить соревнования на качественном уровне (поля, трибуны, форма, трансляции, экипировка, оборудование, инвентарь).

  • Возможность быстро и недорого произвести собственную символику, атрибутику.

  • Интернет-технологии и их 100% использование потребителями.




    1. Микросреда

      1. Конкуренты

  • Организаторы турниров

    • «Наша лига» (напр. Бизнес-лига)

«Наша Лига» - партнер МФФ по проведению многих коммерческих турниров. Эта фирма обладает большим опытом проведения коммерческих турниров и имеет хорошую клиентскую базу (крупные страховые компании, банки, добывающие предприятия).

    • Проект «Мини-футбол в ВУЗы»

Проект разработан Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России, финансируется в том числе из федерального бюджета. Является продолжением проекта «Мини-футбол в школу». Соревнования проходят в 3 этапа. Первый – в феврале-марте внутри субъектов РФ, второй – в середине апреля внутри федеральных округов и заключительный – в середине мая. Как видно, его наличие не мешает проведению регулярного чемпионата, но ограничивает возможности студентов участвовать в них в определенные сроки.

    • Любительская футбольная лига (ЛФЛ)

За последние 10 лет размеры ЛФЛ ощутимо увеличились. Лига вошла в РФС в качестве федерации футбола 8х8. Только в Москве более 900 команд участвуют в регулярном чемпионате ЛФЛ. Средний возраст участников составляет от 18 до 40 лет, среди игроков в т.ч. множество студентов. ЛФЛ может быть как очень сильным конкурентом, так и полезным партнером, с которым можно активно сотрудничать, организовывая взаимную рекламу.

    • «Турнир дворовых команд» газеты «Спорт-Экспресс» (ТДК)

    • Московская студенческая футбольная лига (МСФЛ)

Недавно созданная организация, которая развивает студенческий футбол в формате 8х8. Московская студенческая футбольная лига осуществляет свою работу под руководством Москомспорта, Московской федерации футбола и Московской коллегии арбитров. С ней придется либо конкурировать в целевом сегменте рынка, либо искать другие форматы и способы организации студенческих соревнований.

    • Футбольные турниры внутри МГУ:

      • факультетские турниры (экономический, физический, ВМК…)

      • межфакультетский чемпионат МГУ по футболу

      • турниры ОПК на открытых площадках




  • Арендодатели спортивных площадок

В данном сегменте конкуренция очень высокая, в качестве основных конкурентов рассматриваются стадионы и манежи. В Москве более 60 больших футбольных полей такого типа, еще более 60 аналогичных сооружений расположены в Московской области (стадионы в городах и поля в санаториях). В среднем, стоимость аренды одного футбольного поля составляет 8000-12000 руб./час. Однако до 25% всех рассматриваемых полей составляют площадки с естественным покрытием (трава), что не позволяет использовать их круглогодично. По месторасположению и по дифференциации предложений самый серьезный конкурент – ОАО «Лужники». Ценовая политика и спектр размеров полей, предлагаемых конкурентом, достаточно гибки, а наличие теплых раздевалок с душевыми в непосредственной близости от полей являются несомненным конкурентным преимуществом. Основные слабые стороны предложения ОАО «Лужники» – отсутствие удобного подъезда к спорткомплексу, отсутствие бесплатных парковок, высокие цены на сопутствующие товары.


      1. Потребители

  • ВУЗы

  • Факультеты

  • Сложившиеся организованные любительские клубы

  • МГУ (напр. кафедра физ. воспитания)

  • Студенты, аспиранты, сотрудники МГУ и других ВУЗов

Выделение обязательных бесплатных часов пользования футбольными полями для проведения студенческих занятий (ОФП) по футболу на кафедре физ. воспитания, тренировки сборных МГУ по футболу.


      1. Поставщики

  • Московский университет, который передает организации права управления своими активами (комплексом футбольных полей).

  • Многочисленные поставщики спортивного оборудования, материалов, инвентаря, есть возможность выбора на конкурентном рынке.




      1. Потенциальные конкуренты

  • Студенческая футбольная лига (СФЛ)

В случае создания официальной Студенческой футбольной лиги независимо от ЦРФ, шансы проекта СФА на выживание становятся крайне низкими, поскольку в проект СФЛ ожидаются очень большие финансовые вливания со стороны государства.

  • Создание новых комплексов полей под открытым небом с искусственной травой. До 2013 г. в различных округах Москвы будет построено еще 10 больших полей: 1 этап - 2 объекта по префектурам: ЮЗАО, Зеленоградского АО. 2 этап - 3 объекта по префектурам: ЦАО, ВАО, ЮАО. 3 этап - 3 объекта по префектурам: ЮВАО, СВАО, ЗАО. 4 этап – 2 объекта по префектурам: САО; СЗАО4.




      1. Товары-субституты

  • Другие игровые виды спорта, например, мини-футбол. Только в Москве существует более 100 залов для игры в мини-футбол. Стоимость аренды от 1500 до 8500 руб./час, в среднем 2000-4000 руб. Однако, площади ок. 30-50% залов меньше регламентируемых размеров.

  • Культурно-массовые мероприятия

  • Развлечения: телевидение, интернет, бары, дискотеки и т.п. Более того, по статистическим данным такого рода пассивные «образы жизни» значительно превалируют над активными, спортивными «образами жизни».




  1. Бизнес-анализ




    1. Сильные и слабые стороны организации

Сильные стороны организации:

(S1) Сильная позиция внутри Университета.

(S2) Персоналии из Организации олицетворяют собой футбол в МГУ

(S3) Многолетний опыт проведения спортивных мероприятий

(S4) Опыт создания любительских футбольных команд и выведения их в элиту любительского спорта

(S5) Опыт проведения однодневных мероприятий с участием до 5000 человек (с видеотрансляциями, церемониями награждения и т.п.)

(S6) Подготовленные кадры для работы в данной области

Слабые стороны организации:

(W1) Не создано юридическое лицо

(W2) Отсутствие финансового резерва

(W3) Малый опыт ведения бизнеса

(W4) Затраты времени учредителей на иную трудовую деятельность

(W5) Отсутствие профессиональной спортивной подготовки



(W6) Зависимость от Университета



    1. Следствия PELSEDET и Porter-анализа




OPPORTUNITIES

THREATS

О.1. Решение руководства страны (РФС, РСР) о развитии студенческого футбола

О.2. Нежелание кафедры физического воспитания заниматься администрированием футбольных полей самостоятельно

О.3. Ряд факультетов традиционно проводят спортивные праздники

О.4. Государственные программы в поддержку малого бизнеса

О.5. Субсидии спортивным социальным проектам от Москомспорта

О.6. Стабильное экономическое положение МГУ

О.7. Обязанность факультетов тратить двухмесячный стипендиальный фонд на спортивные мероприятия

О.8. Высокая популярность футбола

О.9. Авторитет МГУ в сфере высшего образования

О.10. Желание каждого ВУЗа иметь «свою команду»

О.11. Рост количества непрофессиональных футбольных команд

О.12. Стабильность среднего возраста студента

О.13. Возможность быстро и недорого произвести собственную символику, атрибутику

О.14. Интернет-технологии и их 100% использование потребителями

О.15. Слабая организация и результаты футбольных сборных МГУ

О.16. Желание внешних турниров расширять рынок поставщиков

О.17. Традиции выпускников МГУ продолжать сотрудничество со структурами университета

О.18. Наличие большого количества выпускников МГУ – любителей футбола, привязанных к «альма-матер» и желающих играть в футбол на качественных искусственных полях. «Сыграй свою игру в Альма-матер».

О.19. Удобные подъезды к территории и наличие бесплатных парковок, в непосредственной близости и платных в шаговой доступности.

О.20. Некоторая нехватка хорошо оборудованных искусственных полей в ЗАО.

О.21. Обращения крупных корпораций об аренде полей для игр их персонала.

О.22. Обращение организаторов «ивентов» (представители «Найк» - футбол 3х3) об их проведении на спорт площадках МГУ.

О.23. Создание комплекса футбольных полей (последнего поколения) за средства МГУ, но по нашему проекту.

О.24.Наличие больших площадей на территории КФП под баннерную рекламу.

О.25. Лейбл МГУ не нуждается в раскрутке – «ИГРАЙ, УЧИСЬ, ЖИВИ – ЦРФ МГУ».

Т.1. Жёсткие ограничения администрации университета на возможность коммерческого использования полей

Т.2. Налоговые проблемы малого бизнеса

Т.3. Выделение денег госструктурами возможно только через процедуру конкурса в условиях госнадзора

Т.4. Все права на футбол принадлежат РФС

Т.5. Сезонность обучения студентов

Т.6. Сезонность футбола

Т.7. Слабая заинтересованность со стороны женского пола

Т.8. Отторжение студентами коммерческой составляющей

Т.9. Стереотип малокультурного поведения болельщиков

Т.10. Преимущество полей с искусственным подогревом

Т.11. Мощная конкуренция в сфере организации соревнований

Т.12. Серьёзная конкуренция на рынке арендодателей

Т.13. Монопольное положение компании «Биотех» /»Аргумент» на рынке розничной торговли

Т.14. Сегмент студенческого футбола уже осваивается организациями-конкурентами

Т.15. Риск создания СФЛ без участия МГУ

Т.16. Возможная активность организаторов бизнеса из других видов спорта в нашей сфере

Т.17. Рост интереса студентов к другим видам спорта

Т.18. Приверженность значительной доли студентов к неспортивному образу жизни

Т.19. Создание новых комплексов полей под открытым небом с искусственной травой. До 2013 г. в различных округах Москвы будет построено еще 10 больших полей.

Т.20. Наличие ряда «обязательных» бесплатных мероприятий на КФП МГУ.

Т.21. Возможность возникновения конфликтных ситуаций с враждебно настроенными группами студентов.




    1. SWOT-анализ

SO

S6+O14 Найм программиста; организация сайта ЦРФ, онлайн-трансляций

S2+S4+O10+O15 Борьба за контроль над всеми футбольными сборными

S1+S2+S5+O2+O3+O7 Борьба за монополизацию рынка организаторов внутренних соревнований

S1+S2+O16 Поиск партнеров-арендаторов среди внешних турниров

S3+S5+O11+O12 Организация системы регулярных чемпионатов и кубков внутри МГУ

S4+O13 Организация продажи атрибутики лучших команд МГУ

S1+S2+O17 Поиск спонсоров и потребителей (арендаторов среди выпускников)

S1+S3+S6+O18+O21+O22 Перенос игр и эвентов на поля МГУ

S1+S2+S3+O19+O20+O23 Выведение услуг по любой аренде на качественно иной уровень (технология полей+подъезды+ инф.обеспечение+ сопутствующие товары – «все включено»)



ST

S3+S5+T9 Прием в штат уборщика, охранника

S1+T1+T10+T11+T12+T14 Концентрация внимания на внутреннем рынке

S2+T4+T15 Постоянное отслеживание ситуации и контакт с госстуктурами

S6+T17+ T18 Регулярно обновляемая информация о фут. мероприятиях в университете на сайтах , в локальной сети и на спорт.стендах

S3+S5+T5 Организация летних коммерческих турниров

S2+S6+T8 Организация четкого и прозрачного расписания загрузки КФП с обновлениями, публикуемыми на сайте

S4+T7 Создание женских команд по футболу и команд болельщиц (чирлидеры)

S2+S3+S4+S5+T20+T21 Создание новых продуктов искусственного уровня и увеличение площадей

S1+S6+T18+T19 Потенциальная стратегия концентрированного роста – увеличение площадей и введение новых продуктов на них



WO

WO+W1+O4+O5 Создание юр. лица, позволяющего воспользоваться соответствующими программами поддержки

W5+O1+O8 Лоббировать приказы о приеме студентов-футболистов в университет

W5+O9+O25 Рекламировать МГУ в футбольных школах

W2+O3+O6+O7 Реклама и договоренности на факультетах о проведении нами спортивных праздников

W3+W4+O17 Поиск консультантов по бизнесу среди выпускников

W6+O1+O2+O3+O10+O15 Превратить зависимость во взаимозависимость (захват внутреннего рынка)

W7+O12+O16+O21+O24+O25

Поиск специалистов и заключение рекламных договоров с Nike,Adidas, «эвент»-организациями, реклама их мероприятий

S1+S2+S3+O19+

O20+O23 Получение менеджерами соответствующего образования



WT

W3+W4+T16 Установление стандартов для организаторов футбольных турниров в МГУ

W6+T13 Договор с администрацией МГУ о возможности открытия торговой точки

W1+W3+T2 Прием в штат опытного бухгалтера, поиск оптимальной схемы налогообложения



W3+T6 Консультация с опытными конкурентами (площадками) по содержанию полей в надлежащем виде




    1. GE/McKinsey – анализ




Факторы анализа

Уровень привлекательности

аренда

внешн.

внутренн.

Потребители и рынок










Размер рынка

малый-большой

4

2

2

Темп роста рынка

малый-большой

2

5

4

Цикличность спроса

высокая-низкая

5

5

5

Сезонность спроса

высокая-низкая

2

2

2

Чувствительность цен

высокая-низкая

2

3

4

Прибыльность продукта

низкая-высокая

4

3

2

Дифференциация продукта

небольшая-большая

 

 

 

 Факторы конкуренции

 

 

 

Существование равных конкурентов

много-мало

1

4

5

Интенсивность конкуренции

высокая-низкая

1

2

4

Затрудненность входа в отрасль

большая-малая

5

2

5

Затрудненность выхода из отрасли

малая-большая

5

3

3

Изменчивость доли на рынке

низкая-высокая

5

1

3

Уровень интеграции

высокий-низкий

5

3

4

Наличие товаров-заменителей

много-мало

2

3

4

Загруженность мощностей

низкая-высокая

2

4

5

 Барьеры вхождения в отрасль

 

 

 

Требуемые капиталовложения

много-мало

5

2

4

Приверженность покупателей

высокая-низкая

5

5

5

Наличие каналов распределения

мало-много

4

3

4

Доступ к каналам распределения

трудный-легкий

4

2

5

Защита со стороны государства

слабая-сильная

3

3

5

Социокультурное сопротивление

сильное-слабое

3

4

5

 Барьеры ухода из отрасли

 

 

 

Государственные и социальные ограничения

много-мало

2

3

3

Конвертируемость активов

низкая-высокая

1

1

1

Зависимость от стратегических взаимоотношений

высокая-низкая

1

1

3

Затраты на переход в другую отрасль

высокие-низкие

3

3

4

Технологии

 

 

 

Уровень технических новшеств

высокий-низкий

5

5

5

Сложность производства продукции

высокая-низкая

5

3

4

Патенты и интеллектуальная собственность

много-мало

5

5

5

Наукоемкость продукта

высокая-низкая

5

5

5

 

Привлекательность рынка

 

3,43

3,11

3,93



McKinsey – анализ для продукта «Аренда футбольных полей»

По данному продукту привлекательность рынка составила 3,43 балла, что относится к сегменту «средняя привлекательность рынка». Конкурентная позиция ЦРФ на рынке также является средней по следующей причине – количество футбольных полей, сдаваемых в аренду, ограничено и не может быть увеличено в ближайшем будущем. С другой стороны на рынке внутри МГУ мы являемся, по сути, монополистами и будем иметь возможность продуктивно использовать все свободное время на полях. Тем самым, согласно матрице McKinsey, оптимальной представляется стратегия «извлекайте доход», связанная с максимально возможной по временным параметрам арендой для внутренних структур Университета, а также с коммерческим проведением внутренних футбольных соревнований.


McKinsey – анализ для продукта «Проведение внешних турниров»

В данном случае привлекательность рынка оценена в 3,11 балла, что соответствует сегменту «средняя привлекательность рынка». Конкурентная позиция в указанном сегменте является слабой, поскольку ЦРФ только входит на этот рынок и имеет серьезных конкурентов как в лице государственных структур, проводящих официальные футбольные чемпионаты (в том числе студенческий чемпионат «Буревестник», программа «Мини-футбол в вузы»), так и в лице представителей крупного бизнеса, проводящих большое число корпоративных турниров и различных общественных и коммерческих организаций, существующих на данном рынке много лет (например ЛФЛ, «Наша Лига»). Согласно матрице McKinsey выбрана стратегия «небольшое расширение», что в нашем случае означает поиск надежных партнеров для проведения небольшого числа совместных мероприятий. Такая стратегия позволит в первое время минимизировать риск и оценить его степень, чтобы понять границы возможного расширения бизнеса.


McKinsey – анализ для продукта «Проведение турниров внутри Московского университета»

Привлекательность рынка по данному продукту составила 3,93 балла, что позволяет отнести его к сегменту «высокая привлекательность рынка». Здесь конкурентная позиция ЦРФ является средней, потому что организация выходит на рынок, имея многолетний опыт проведения футбольных турниров и других спортивных мероприятий. Но количество ныне действующих конкурентов в данной сфере даже в МГУ очень велико (более 10). Мы рассчитываем на поддержку, поскольку считаем, что политическая внешняя среда благоприятна для нас. Тем не менее, борьба за лидирующие позиции еще предстоит, и поэтому мы оцениваем нашу конкурентную позицию как среднюю. Тем самым согласно матрице McKinsey наш выбор: стратегия «инвестируйте в развитие». Это означает, что ЦРФ будет бороться за лидирующие позиции в этой области, для чего предстоит сделать качество предоставляемых услуг существенно более высоким, чем у конкурентов.


Вывод, который следует из проведенного анализа: стратегия развития организации заключается в концентрации внимания на внутреннем университетском рынке (с попыткой его монополизации) и поиске безрисковых возможностей для других направлений бизнеса.


    1. Аназиз Хофера-Шенделя

В данном анализе, как и в анализе McKinsey мы остановились на трех принципиально различных продуктах ЦРФ, т.е.:



  1. Аренда футбольных полей (далее А).

  2. Развитие внутренних турниров МГУ (далее ВТ).

  3. Развитие внешних турниров, организуемых МГУ (далее ВнТ).

Все три выделенных продукта относятся к разным стадиям эволюции рынка и обладают различной конкурентной позицией. Так рынок А, находится в положении роста, близком к зрелости. Рынок ВТ находится в положении зрелости и насыщения. Рынок ВнТ только развивается. С другой стороны ЦРФ имеет средние позиции на рынке ВТ, слабые на рынке А и только планирует вступать (худшие) на рынок ВнТ.

Анализ рынков показывает следующее:



  1. В Москве все еще ощущается нехватка доступных футбольных полей различного формата (особенно искусственных), а на многих существующих процветают подпольные арендные схемы, кроме того продолжаются и региональные программы по возведению новых полей. Такая ситуация характерна для стадии роста близкого к насыщению, когда арендатор уже не бросается на первое предложение, а начинает выбирать из разных предложений по комплексу факторов.

  2. За последние 10 лет рынок ВТ прошел первые три стадии развития. В конце 90-х гг. зародились первые турниры, в середине 2000-х гг. каждый год шло увеличение количества проводимых МГУ-организаторами турниров при их общем незначительном качестве. В настоящее время количество проводимых мероприятий остановилось на 3-5 значимых в год с общим количеством задействованных футболистов до 2000 человек в 80-100 командах.

  3. Этот рынок по существу только зарождается, несмотря на существования старых студенческих единичных футбольных турниров («Буревестник»). На сегодняшний день объявлено о существовании СФЛ и проводится турнир «Мини-футбол в ВУЗы». Здесь существуют большие сложности правового плана об организаторах и форматах организации крупных студенческих футбольных форумов. Отмечается и мощное движение «с низу» по вхождению на рынок - Московская, Санкт-Петербуржская, Новосибирская ячейки СФЛ с непонятными правами.

Нами были определены следующие стратегии:

«Рост» для А с выходом в ближайшие 2-3 года в среднюю конкурентную позицию за счет качества и разнообразия услуг и грамотного управления временим и средствами или «Концентрация» на своем участке (сотрудничество с хорошо известными партнерами в том числе с выпускниками, заинтересованными в лейбле МГУ или расположенными географически близко) в случает наступления близкой зрелости.

«Увеличение прибыли» за счет поглощения и интеграции конкурентов для ВТ с переходом в сильную и даже доминирующую конкурентную позицию с превращением этого продукта в «дойную корову».

«Раскрутка» или «Отказ» для ВнТ. Данное решение чрезвычайно рискованно из-за нестабильности правовых и властных аспектов, с другой стороны именно по этому продукты можно получить максимальную монетизацию от государственных субсидий. Необходим тщательный мониторинг ситуации и выбор момента вступления на этот продуктовый рынок. В условиях стартапа в целом начало «Раскрутки» не очень целесообразно, поскольку требуется получить постоянный источник прибыли, а здесь более эффективными выглядят рынки А и ВТ.


  1. Корпоративная стратегия

Концентрированный рост: концентрация максимального внимания на внутреннем университетском рынке (с попыткой его монополизации) и поиске безрисковых возможностей для других направлений




  1. Бизнес-стратегия




Продукт

Стратегия

Разъяснение

Сдача в аренду футбольных полей

«извлекайте доход»


Максимальная по временным характеристикам сдача в аренду для внутренних МГУшных структур и под коммерческое проведение внутренних футбольных соревнований

Проведение внешних мероприятий

«небольшое расширение»


Поиск надежных партнеров для проведения небольшого числа совместных мероприятий. Такая стратегия позволяет в первое время минимизировать риск и оценить его степень, чтобы понять границы возможного расширения бизнеса

Проведение турниров внутри университета

«инвестируйте в развитие»


Мы будем бороться за лидирующие позиции в этой области, для чего нам придется сделать качество наших услуг существенно более высоким, чем у конкурентов



  1. Функциональная стратегия


HR

  • Прием в штат программиста

  • Прием в штат технического персонала по обслуживанию полей

  • Прием в штат специалиста по рекламе

  • Работа с существующими охранными структурами

  • Прием в штат опытного бухгалтера или поиск бухгалтерского «аутсорсинга»

  • Поиск консультантов по бизнесу среди выпускников (?)

  • Получение менеджерами соответствующего образования


Продажи и маркетинг

  • Организация сайта ЦРФ и онлайн-трансляций мероприятий

  • Поиск партнеров-арендаторов среди внешних турниров

  • Регулярно обновляемая информация о футбольных мероприятиях в университете на сайтах, в локальной сети и на спорт-стендах

  • Организация продажи атрибутики лучших команд МГУ

  • Поиск спонсоров и потребителей (арендаторов среди выпускников)

  • Реклама и договоренности на факультетах о проведении нами спортивных праздников


Производство

  • Установление стандартов для организаторов футбольных турниров в МГУ

  • Организация системы регулярных чемпионатов и кубков внутри МГУ

  • Организация летних коммерческих турниров

  • Перенос игр внешних турниров и эвентов на поля МГУ

  • Выведение услуг по аренде на качественно иной уровень (технология полей+подъезды+инф.обеспечение+электронные возможности оплаты+электронный контроль доступа+сопутствующие товары – «все включено»))


Закупки

  • Рекламировать МГУ в футбольных школах

  • Поиск поставщиков спортивных товаров

  • Поиск поставщиков пищевой продукции


Финансы и учет

  • Создание юр. лица (или юридических лиц), позволяющего воспользоваться соответствующими программами поддержки

  • Поиск оптимальной схемы налогообложения


GR

  • Постоянное отслеживание ситуации и контакт с госстуктурами

  • Лоббировать приказы о приеме студентов-футболистов в университет

  • Договор с администрацией МГУ о возможности открытия торговой точки



IR

  • Поиск спонсоров и меценатов среди выпускников

  • Заключение рекламных договоров с Nike, Adidas и т.п. и «эвент»-организациями по реклама их мероприятий на сайте ЦРФ и площадях КФП

  • Работа с государственными источниками финансирования


Социальная ответственность

  • Организация четкого и прозрачного расписания загрузки КФП с обновлениями, публикуемыми на сайте

  • Создание женских команд по футболу и команд болельщиц (черлидеры)

  • Управление различными сборными командами по футболу


Список литературы


  1. Д. Кэмпбел и др. Стратегический менеджмент. М., Проспект, 2003

  2. А.А.Томпсон-мл., Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент.М.,Вильямс, 2007

  3. Г. Хамел, К. К. Прахалад и др. Стратегическая гибкость. М., ПИТЕР, 2005

  4. М.Портер. Конкурентное преимущество. М., Альпина Бизнес Букс, 2005

  5. Р. Дафт. Менеджмент. ПИТЕР, 2000

  6. В.И. Маршев. История управленческой мысли: учебник. М. : ИНФРА-М, 2005.

  7. Электронные сайты по менеджменту и спорту.




1 http://center.rian.ru/economy/20110617/82423879.html

2 http://www.mossport.ru/subsidii

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8#cite_note-11

4 Проект письма Москомспорта в развитие постановления правительства Москвы №196-РП от 14.02.2006



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница