Общие рекомендации по изучению дисциплины



страница1/4
Дата13.11.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4



ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины
Криминология - общетеоретическая наука, рассматривающая феномен преступности; обстоятельства, детерминирующие преступность и вырабатывающая меры противодействия преступности. Криминология, являясь теоретической основой законотворчества, имеет практическое значение для противодействия преступности. Криминологическая наука тесно связана с другими уголовно - правовыми науками. Она способствует более глубокому усвоению социологического содержания важнейших положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права и других юридических наук.

Изучение дисциплины "Криминология" (ОПД.Ф.22) должно включать в себя усвоение федеральных компонентов из ГОС ВПО.



Выписка из ГОС ВПО

Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение; организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

В процессе преподавания дисциплины криминология преследуются определенные учебно - воспитательные цели:

1. Получение студентами твердых знаний: - о природе преступности как социально-правового явления; - о причинах, условиях и факторах преступности; - о механизме индивидуального преступного поведения и об особенностях лиц, совершивших преступление; - о предупреждении преступности.

2. Привитие студентам умения: самостоятельно исследовать уголовную и социальную статистику; свободно владеть социологическими и математическими методами анализа преступности; квалифицированно составлять профилактические документы; анализировать проекты правовых актов; давать оценку эффективности предупреждения преступности правоохранительными органами по материалам архивных и опубликованных уголовных дел; составлять рекомендации по противодействию различных видов преступности.

По итогам изучения дисциплины "Криминология" студент должен уметь:



  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Кроме того, студент должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Очное обучение

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.),

в том числе



Кол-во часов на самост. работу

лекции

семинары

Общая часть

Общая характеристика криминологии как науки и учебной дисциплины

8

2


1


6

Общие сведения об истории криминологии

8

2

1

6

Уголовная статистика. Методика криминологических исследований

8

2

1

4

Преступность и ее основные характеристики

8

2

1

6

Детерминанты преступности

8

2

1

4

Личность преступника

8

2

1

6

Механизм индивидуального преступного поведения

8

2

1

4

Криминальная виктимология

8

2

1

6

Предупреждение преступности

8

2

1

4

Криминологическое прогнозирование и планирование


8

2

1

4

Особенная часть

Насильственная преступность

8

2

1

4

Корыстная и экономическая преступность

8

2

1

6

Организованная преступность

8

2

1

6

Коррупционная преступность

8

2

1

4

Терроризм

8

2

1

4

Рецидивная и профессиональная преступность

8

2

1

6

Наркотическая преступность

8

2

1

4

Преступность несовершеннолетних

8

2

1

6

Итого

144

36

18

90

Заочное обучение (6л.)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.),

в том числе



Кол-во часов на самост. работу

лек-

ции


семи-

нары


Общая часть

Общая характеристика криминологии как науки и учебной дисциплины

8

1


-

7

Общие сведения об истории криминологии

8

1

-

7

Уголовная статистика. Методика криминологических исследований

8

0,5

-

7

Преступность и ее основные характеристики

9

1

1

7

Детерминанты преступности

9

1

1

7

Личность преступника

9

1

1

8

Механизм индивидуального преступного поведения

9

0,5

1

7

Криминальная виктимология

8

1

-

7

Предупреждение преступности

8

1

-

7

Криминологическое прогнозирование и планирование


8

0,5

-

7

Особенная часть

Насильственная преступность

8

1

-

7

Корыстная и экономическая преступность

8

0,5

-

7

Организованная преступность

7

-

-

7

Коррупционная преступность

7

-

-

7

Терроризм

8

1

-

7

Рецидивная и профессиональная преступность

7

-

-

8

Наркотическая преступность

7

-

-

7

Преступность несовершеннолетних

8

1

-

7

Итого

144

12

4

128



Заочное обучение (3г.)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.),

в том числе



Кол-во часов на самост. работу

лек-

ции


семи-

нары


Общая часть

Общая характеристика криминологии как науки и учебной дисциплины

8

1


-

7

Общие сведения об истории криминологии

8

1

-

7

Уголовная статистика. Методика криминологических исследований

8

1

-

7

Преступность и ее основные характеристики

9

1

1

7

Детерминанты преступности

9

1

1

7

Личность преступника

9

1

1

7

Механизм индивидуального преступного поведения

9

1

1

7

Криминальная виктимология

8

1

-

7

Предупреждение преступности

7

-

-

7

Криминологическое прогнозирование и планирование


7

-

-

7

Особенная часть

Насильственная преступность

8

-

-

8

Корыстная и экономическая преступность

8

-

-

8

Организованная преступность

8

-

-

8

Коррупционная преступность

8

-

-

8

Терроризм

8

-

-

8

Рецидивная и профессиональная преступность

7

-

-

7

Наркотическая преступность

7

-

-

7

Преступность несовершеннолетних

8

-

-

8

Итого

144

8

4

132



3. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНОЛОГИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Понятие криминологии. Криминология как наука, учебная дисциплина, отрасль предупреждения преступлений.

Предмет криминологии. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии: преступности, личности преступника, детерминант преступности, предупреждения преступности.

Понятие и система методов криминологии. Применение методов при изучении основных вопросов криминологии.

Задачи и функции криминологии. Аналитическая, прогностическая, правоприменительная, воспитательная и иные функции криминологии.

Система курса криминологии. Краткая характеристика вопросов, включенных в Общей части криминологии. Классификация Особенной части курса – криминологическая характеристика видов преступных посягательств.

Место криминологии в системе юридических наук. Криминология и уголовное право. Взаимодействие криминологии с другими науками уголовного цикла (уголовный процесс, криминалистика и др.). Использование в криминологии данных уголовной статистики. Соотношение криминологии с науками не уголовно – правового цикла (административное право, семейное право и др.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова природа криминологии: это юридическая или социальная наука?

2. Отличие предмета криминологии от предмета уголовного права.

3. Раскройте вспомогательные элементы предмета криминологии.

4. Определите соотношение методики и методов криминологии.

5. В чем заключается научное значение криминологии.

6. Какова роль криминологии в деятельности правоохранительных

органов?


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Кем и когда была написана первая книга по криминологии?

2. Назовите известных современных отечественных криминологов.

3. Что означает термин «практизация криминологии»?

4. Определите значение криминологии для формирования мировоззрения юриста.

5. Что означает термин «криминологическое мышление»?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Перечислите и проанализируйте основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией.

Задание 2. Проанализируйте существующее в настоящее время криминолого - профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии преступности и коррупции в настоящее время.
ТЕМА 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КРИМИНОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Возникновение и развитие криминологии. Учения о преступлениях в теориях древности (Платон, Аристотель). Криминологические идеи

XVIII века (Чезаре Беккария, Шарль Монтескье). Марксистская теория преступности.

Становление криминологии как науки в конце XIX века.

Краткая характеристика основных криминологических школ.

Сущность антропологического направления. Теория врожденного преступника Чезаре Ломброзо. Достоинства и недостатки теорий антропологического направления.

Социологическое направление в криминологии. Теория социальной дезорганизации. Теория дифференциальной связи. Теория стигматизации.

История отечественной криминологии (возникновение, этапы развития, современные исследования).



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте отличие учений о преступности, представленных классической и позитивистской школами.

2. Проанализируйте зарубежные биосоциальные теории в криминологии.

3. Раскройте основные направления и идеи дореволюционной криминологии в России.

4. Назовите первые советские криминологические учреждения в 20-е годы.

5. Определите причины прекращения советских криминологических исследований в конце 30-х годов.

6. Перечислите теоретические разработки в 1960-80 годах основ криминологии.

7. Назовите характерные черты современной криминологии (с начала 90-х г. по наст. время).



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Какие причины вызвали возникновение криминологии как науки?

2. В чем суть криминологического императива Чезаре Беккария?

3. Какую роль сыграла марксистская теория преступности в отечественной криминологии?

4. В чем заключается значение криминологических экспертиз.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Подготовьте реферат по одной из предложенных тем:

а) теория уголовной политики Ф.Листа; б) социологическая теория аномии Э. Дюркгейма; в) теория дифференциальной связи Э.Сатерленда;

г) теория врожденного преступника Ч. Ломброзо; д) концепция контроля преступности.

Задание 2. Разработайте методику проведения криминологической экспертизы нормативных актов.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница