Общество трезвости на приходе



страница1/11
Дата18.11.2016
Размер1.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Научно-исследовательская Лаборатория педагогики Православия

Уральского отделения Российской Академии образования



Всероссийское Иоанно-Предтеченское

православное братство «Трезвение»


ОБЩЕСТВО ТРЕЗВОСТИ НА ПРИХОДЕ


Екатеринбург

2009





УДК 06.011:613.81

ББК Ф798

О-28
Рецензенты:

Слободчиков В.И., руководитель отдела психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО, профессор, член-корр. РАО, действительный член Международной Славянской Академии имени Я.А. Коменского, д.пс.н.

Игумен Георгий (Шестун), наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, зав. межвузовской кафедрой педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, профессор, действительный член РАЕН, д.п.н.

Общество трезвости на приходе. Практические рекомендации по организации работы. Авт.-сост. священник Игорь Бачинин. Екатеринбург, 2009. 139 с.

Данные рекомендации подготовлены на основе изучения практики деятельности приходских обществ трезвости дореволюционной России и опыта работы общества «Трезвение» при Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга за прошедшие 14 лет.

Масштабы распространения алкогольной, никотиновой и других зависимостей в нашем обществе стали поистине национальным бедствием, угрозой самому существованию России. Русская Православная Церковь имеет традицию, средства и опыт отрезвления человека и общества. Однако большинство духовенства и мирян не знакомы с этим опытом. В Екатеринбургской епархии найдены новые эффективные формы работы обществ трезвости с опорой на традицию, в рамках созданного в Свердловской области общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости».

Рекомендации могут представлять интерес для духовенства и мирян, общественных и государственных деятелей, работников социальных служб.




Оглавление:


СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ …………………………………………………….

5



ВВЕДЕНИЕ………………………………….......……………...……

7



Глава I. ПРИХОДСКИЕ ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ ……………………………….


11


Деятельность обществ трезвости Екатеринбургской епархии в конце XIX – начале XX века…………………………………...……

23


Глава II. Общества трезвости сегодня…….…………


34

Направления деятельности…………………..….….……….…….

34

1. Совместная молитва…………………………………………...


35

2. Индивидуальные консультации для страждущих и их родственников………………………………………………….


36


3. Беседы с родственниками страждущих………….…...………


36

4. Курсы для страждущих по избавлению от алкогольной и табачной зависимости…………………………..…………..…

39


5. Реадаптация людей, окончивших курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости…………………..……

39


6. Возрождение традиции обетов трезвости……………………


42

7. Дела милосердия…………………...………….………………


44

8. Хоровое пение…………………………………………………


45

9. Краеведение……………………….……………………………


46

10. Издательская деятельность……………………………………


47

11. Создание и поддержка собственного интернет-ресурса…….


49

12. Проведение массовых мероприятий……………………….…


52

Глава III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ НА ПРИХОДЕ……

53


Рекомендации священнику……………………………………


54

Рекомендации мирянину…………………………………...…


56

Глава IV. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ


58

Список использованной литературы……………..


66

Приложения…………………………………………………….

67

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ
В настоящее время многие исследователи, занимающиеся изучением процессов, связанных с алкоголизацией современного общества, реальное положение дел характеризуют как алкогольную катастрофу России. Одной из причин этого является нравственный перевертыш: трезвость – естественное состояние человека – находится в небрежении, нетрезвость же пребывает в почете и даже возведена в ранг добродетели.

Его святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после своего избрания на самом первом заседании Священного Синода выступил с предложением о создании Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе. Само название говорит о важности проблемы и о необходимости принятия неотложных мер.

В истории нашего Отечества был период, когда в начале XX столетия Русская Православная Церковь и государство совместными усилиями сумели выстроить цельную комплексную систему воспитания народа в духе трезвости. Было создано и активно действовало мощное трезвенное движение, включавшее в себя приходские и светские общества и согласия трезвости, детские и молодежные объединения. Были разработаны образовательные программы, формирующие трезвенные убеждения у учащихся церковно-приходских и школ земских ведомств, студентов семинарий и академий; существовала специальная система подготовки педагогических кадров для этой деятельности. Открыты были дома трудолюбия, лечебницы для страждущих, библиотеки, чайные и т.п. Вся эта деятельность привела к реальному отрезвлению и оздоровлению общества. Особо следует отметить, что самой действенной и многочисленной силой этого народного движения были приходские общества трезвости. По данным, приведенным в первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости в Империи значилось к началу 1911 года 1767, в них числилось 498658 человек.

Полагаю, что и в настоящее время этот исторический опыт, положенный на состояние современного Российского общества, может быть использован для отрезвления народа. Материал, изложенный в данной брошюре, призван помочь делателям, ищущим пути утверждения трезвости – эту благодатную ниву, на которой они могут потрудиться на общее благо и для спасения своей души. Апостол Иаков писал: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).

Призываю Божие благословение на труды тех людей, чье сердце откликнется на этот призыв, и они, проявляя ревность о Бозе, потрудятся в этом созидательном и душеспасительном деле отрезвления Отечества, для пользы ближних, страждущих братьев и сестер наших.


______________________________

АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

И ВЕРХОТУРСКИЙ

Введение

В наши дни алкоголизация России приняла угрожающие масштабы. Как будет развиваться и чем закончится этот процесс? К сожалению, полной информацией об алкогольной ситуации в стране не владеет никто. По оценкам специалистов, уровень потребления алкоголя на душу населения составляет 18 литров в год. Всемирная организация здравоохранения давно определила, что уровень среднедушевого потребления алкоголя свыше 8 литров в год ведет к необратимым социально-экономическим (прежде всего людским) потерям1. Высокий уровень преступности, низкое качество выпускаемой продукции, экономические потери, разрушенные семьи, безнадзорные дети, переполненные дома престарелых и дома малюток – следствия все той же проблемы. В последнее время на 100 браков приходится от 60 до 80 разводов. При этом, согласно опросам населения, алкоголизм и наркомания – самые распространенные из причин разводов, оставления детей и лишения материнских прав2.

Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. 80% несовершеннолетних в России постоянно употребляют алкоголь, а 33% юношей и 20% девушек делают это ежедневно.

Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По оценкам специалистов, около 1 млн. человек в год умирает от причин, связанных с употреблением алкоголя и табака (отравления, сердечно-сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.). В условиях демографического кризиса, который сейчас переживает страна, важно еще раз подчеркнуть, что основной причиной сокращения численности населения России является алкоголизация общества.

В дореволюционных изданиях начала XX века встречаются слова о том, какая ужасная алкогольная ситуация сложилась на тот момент в обществе. И это говорилось тогда, когда в России уровень потребления алкоголя на душу населения был одним из самых низких в мире. В 1905 году он составлял 3,13 л на душу населения в год (для сравнения: во Франции тогда он был 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л)3. Россия была одной из мало пьющих стран мира, и при этом многие деятели трезвенного движения били тревогу. А сейчас у нас 18 л4 на душу населения в год, и мы… молчим. Сложилась даже прямо противоположная ситуация: человек, ведущий трезвый образ жизни, вызывает насмешки окружающих, общество считает его ненормальным. Трезвость как нравственная ценность в обществе находится в пренебрежении и осуждается.

Алкогольная зависимость приводит к деградации личности человека, калечит его душу. С духовной точки зрения, алкоголизм – страсть, которая лишает человека не только жизни временной, но и вечной. В Священном Писании говорится: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, … ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Страсть – это духовная сила, порабощающая личность, искажающая ее естественную природу. Поэтому главный вектор в приложении усилий для оказания помощи страждущему человеку в борьбе со страстью винопития должен быть направлен на достижение им трезвости. Трезвость - это естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность в употреблении пищи и пития, непрестанную бдительность над собой, в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел.

Для достижения трезвости человеку необходима глубокая внутренняя работа над собой, направленная на формирование трезвенных убеждений. Трезвенные убеждения - это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости. Формирование этой потребности возможно педагогическими средствами в системе традиционного религиозного сознания, ориентированной на достижение личностью духовно-нравственных жизнеутверждающих смыслов и ценностей.

Одна из главных причин пьянства – потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов»5. Если главная причина пьянства духовно-нравственная, следовательно, и решаться задача отрезвления общества должна духовно-нравственными средствами.

В истории России имеется богатый позитивный опыт утверждения трезвости и трезвенного просвещения в масштабах всего государства. Главной движущей силой этого процесса была Русская Православная Церковь. В царской России на 1917 год действовало более 3000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенную работу. Благодаря этой просветительской деятельности большинство населения поддерживало идеологию трезвости и всячески содействовало ее утверждению.

В наше время идет процесс возрождения православных трезвенных традиций. При приходах появляются общества трезвости и трезвения (сейчас таковых в России около 50), возобновилась практика принятия обетов трезвости. Расширение этой деятельности могло бы реально содействовать отрезвлению и оздоровлению нашего народа.

Обратившись к истории деятельности обществ трезвости в царской России и рассмотрев современный опыт, в данной брошюре предлагаем необходимые рекомендации для людей, желающих организовать у себя на приходе эту работу. При этом хотелось бы особо отметить, что основной целью православных трезвенных объединений является утверждение трезвости как правила жизни, организация процесса духовно-нравственного и трезвенного просвещения. Личный пример трезвой благочестивой жизни является залогом успешной деятельности.

Надеемся, что делателям, радеющим об отрезвлении нашего народа и желающим организовать у себя на приходе общество трезвости, данная брошюра окажет необходимую помощь. Полагаем, что наши простые советы, изложенные в ней, помогут в организации и деятельности новых обществ. Хочется верить, что найдутся активные неравнодушные люди, которые возьмутся за это благое дело. Никакой труд во славу Божию не бывает напрасным, и «в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).


За недостающими рекомендациями и практическими советами можно обращаться в общество «Трезвение». Пожелания и замечания рекомендуется отправлять по адресу: г. Екатеринбург, ул. Зеленая Роща, 1. Телефоны: (343) 257-92-58, 213-21-99. E-mail: trezv1@yandex.ru.

Священник Игорь Бачинин


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница