Общественно-политическое развитие болгарии в контексте международных отношений



Скачать 287.79 Kb.
Дата07.05.2016
Размер287.79 Kb.


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

На правах рукописи



ДАВЫДОВА Наталия Анатольевна
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

БОЛГАРИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Специальность: 07. 00.15 - история международных

отношений и внешней политики

МОСКВА

2007

Работа выполнена в Центре трансатлантических исследований Дипломатической академии МИД России.


Научный руководитель: Матяш

Владимир Николаевич

доктор политических

наук
Официальные оппоненты: Золотухин

Михаил Юрьевич

доктор исторических

наук, профессор
Рудницкий

Артем Юрьевич

доктор исторических

наук, профессор
Ведущая организация: Российская академия

государственной службы

при Президенте РФ
Защита состоится “___” _________ 2007 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета К. 209.001.01. в Дипломатической академии МИД России. Адрес: 107078 г. Москва, Б. Козловский пер., д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.
Автореферат разослан «___» __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат политических наук А.Е. Тарасов



  1. Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Развитие экономической и политической ситуации в Болгарии является предметом пристального внимания государственного руководства и дипломатической службы Российской Федерации. На протяжении четырех послевоенных десятилетий Народная Республика Болгария была самым надежным союзником Советского Союза. Прочные узы российско-болгарской дружбы, сложившиеся в ходе исторического освобождения Болгарии от османского ига, создавали прочную основу для доверительности и взаимопонимания между Москвой и Софией, их активного взаимодействия как в вопросах народнохозяйственного строительства, так и на международной арене.

В диссертации аргументируется положение о том, что в рассматриваемый исторический период (1989 - 2003 гг.) имелось достаточно возможностей для полновесного развития болгаро-российских отношений. Традиционная близость двух государств, взаимосвязь народнохозяйственных отношений, общность задач в период выхода из экономических трудностей - все эти факторы способствовали совместной работе. Однако болгаро-российское взаимодействие в этот период стало в известной мере состоянием утраченных возможностей.

Новые, перспективные, моменты в болгаро-российских связях, наметившиеся в результате визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Болгария (2003 г.), открыли возможность добиваться поворота в отношениях Москвы и Софии.

Актуальность темы определяется вопросом о том, куда идет Болгария, какие преграды возникают в этой связи на пути развития болгаро-российского сотрудничества.



Объект исследования - динамика взаимовлияния внутриполитических процессов в Болгарии и развития ее внешнеполитических связей.

Предмет исследования - комплекс вопросов, связанных с расширением участия Болгарии в международных отношениях.

Гипотеза исследования состоит в том, что в конце 1980 - х годов страна встала перед необходимостью ускорения развития, осуществления народнохозяйственной и общественно-политической модернизации с целью успешного вхождения в сообщество развитых европейских стран. Отправной точкой этого пути стали бескровное отстранение от власти автократического режима Тодора Живкова, демонтаж авторитарной системы и создание основ демократического устройства государства.

Отказ от коммунистического правления позволил провести свободные демократические выборы. Были созданы новый институт президентской власти, многопартийный парламент, правительство с участием представителей различных политических сил. В стране возникли независимые профсоюзы, свободная пресса, автономное радио и телевидение. Была разработана и принята новая, демократическая, Конституция Республики. Болгарская модель перехода от «реального социализма» к демократии, политическому плюрализму и рыночной экономике складывалась под знаком борьбы между сторонниками революционных и эволюционных изменений. В конечном счете, усилиями политиков разных направлений этот спор был решен в пользу эволюционной модели развития. Именно такая модель способствовала созданию благоприятных условий для активизации внешней политики страны в последующий период.



Цель и задачи диссертационной работы.

В диссертации ставится следующая цель: изучить смысл и содержание происходившего в Болгарии процесса общественно-политического развития, его движущие силы и возможную эволюцию в условиях изменившегося миропорядка, воздействие политико-экономических последствий этого процесса на состояние болгаро-российских отношений.

Из поставленных целей исследования вытекают следующие научные задачи:


  • рассмотреть причины изменений в международных отношениях, связанные с общественными переменами в странах Центральной и Восточной Европы;

  • проанализировать события общественно-политического развития Болгарии в 1989 - 2003 гг.;

  • выяснить влияние традиционных культурно-исторических связей двух стран на современное состояние болгаро-российских отношений;

  • показать динамику развития болгаро-российских отношений с учетом обоюдной выгоды, наметить перспективы их дальнейшего развития;

  • дать оценку нынешнему состоянию экономики Болгарии и внутренней политике правящих кругов РБ в контексте активизации внешнеполитического курса страны;

  • рассмотреть позиции Болгарии в национальном вопросе, их изменение под влиянием как внутренних, так и внешних причин;

  • проанализировать приоритетные направления балканской политики Болгарии в ходе и после распада Югославии;

  • Рассмотреть вопросы внутриполитического развития Болгарии в контексте взаимоотношений с НАТО и ЕС.

Хронологические рамки исследования обусловлены ходом общественно-политического развития Болгарии, особенностями формирования ее внешнеполитического курса, направленного на сближение и интеграцию с ЕС.

Автор исходит из того, что после 10 ноября 1989 года преобразования в стране осуществлялись в три этапа, которые имели свою специфику как во внутренней, так и внешней политике Болгарии.



  • первый этап охватывает период с конца 1989 г. по июль 1991 г. (принятие новой Конституции РБ);

  • второй этап имеет временные рамки с июля 1991 г. по декабрь 1996 г. (уход в отставку правительства социалистов во главе с Жаном Виденовым);

  • третий этап с мая 1997 г. (образование правительства демократов во главе с Иваном Костовым) по январь 2002 г. (передача президентских полномочий лидеру социалистов Георгию Пырванову).

Теоретическая и методологическая основа исследования. При изучении и анализе собранных материалов автор руководствовался требованиями современной исторической науки и политической теории, стремился творчески использовать принципы диалектики (взаимозависимость, историзм, конкретность, объективность), общенаучные методы (анализ, синтез) и частные методы научных исследований (прогноз, политологический мониторинг).

Опираясь на критическое осмысление источников и научных работ российских и зарубежных авторов по данной тематике, диссертант старался разобраться в сложном комплексе обозначенных проблем в их хронологической последовательности, выдвигая на первый план гуманитарные ценности и стремясь к объективности в суждениях.



Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в российской историографии на основе анализа документов, научной литературы и других источников прослежены основные этапы демократических преобразований в Болгарии в период с 1989 г. - до середины 2003 г.

Автором проанализированы позитивные сдвиги во внутриполитической жизни страны, однако, которые замедлились в результате острейшего финансово-экономического кризиса 1996 - 1997 гг.

С целью обратить вспять опасные тенденции в экономике и общественно-политическом развитии Болгарии Международным валютным фондом был установлен (с июля 1998 г.) особый финансовый режим (получивший название «currency board»), - жестко привязавший болгарский лев к германской марке, а с 1 января 2002 г. - к евро. Это позволило добиться определенной стабилизации в экономике. Болгарское правительство добровольно ограничило свой суверенитет в финансовой сфере, делегировав часть своих функций МВФ. Эксперты этой международной организации получили право решающего голоса при составлении национального бюджета и контроля над его исполнением.

В диссертации раскрываются причины того, почему правительство Ивана Костова при поддержке президента Петра Стоянова и всего Союза демократических сил (СДС) взяло курс на ускоренное присоединение Болгарии к НАТО. Автор видит в этом стремление облегчить интегрирование Болгарии в Европейский союз. Данная ситуация, а также актуальные вопросы последующего общественно-политического развития Болгарии, не были в достаточной мере освещены и изучены.

Новизна работы также касается освещения вопросов, связанных с последствиями парламентских и президентских выборов в Болгарии летом и осенью 2001 г. Новые лидеры Болгарии - президент Георгий Пырванов и премьер-министр Симеон Сакс-Кобургготский - побывали с визитами в Российской Федерации и высказались за углубление дружественных отношений и партнерства с Россией. При их содействии, с большим успехом прошел государственный визит Президента России В.В. Путина в Болгарию. Активизация болгаро-российского диалога на высшем уровне, принятые в его рамках решения по широкому кругу вопросов означали новый этап в отношениях между Болгарией и Россией, отвечали жизненным интересам граждан обеих стран.

На основе доступных автору материалов в диссертации анализируется состояние дел в области национальной политики в этот период. Правительства, возглавлявшиеся СДС и БСП, не смогли разработать и осуществить сколько-нибудь значимые программы поддержки этнических меньшинств, и вернуть ситуацию в национальном вопросе хотя бы на тот уровень, который существовал во времена коммунистического правления.

Объектом внимания стали также основные направления внешней политики Болгарии в рассматриваемый период: связи с другими балканскими странами, новые моменты в российско-болгарских отношениях, поворот в сторону НАТО как средство ускоренного вступления в Европейский союз.

Проделанной работа позволила своевременно зафиксировать практически предрешенный уход с болгарской политической арены так называемой «биполярности», рожденной противоборством двух основных группировок - Болгарской социалистической партии и Союза демократических сил. Появление на политической сцене царской коалиции и нового правительства Симеона II серьезно изменило соотношение политических сил в стране.



Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ исследований болгарских политологов и экономистов показывает, что ими проделана значительная работа по изучению процесса общественно-политической модернизации Болгарии. Болгарские ученые подняли вопрос о разумности политики, усматривающей перспективу выхода страны из кризиса лишь в односторонней ориентации на ЕС и помощь со стороны ФРГ. «Переходный период» в Болгарии длился тринадцать лет и явно затянулся.

Известный болгарский экономист, профессор Иван Ангелов института экономики Болгарской академии наук в 2002 г. направил письменное обращение к президенту, премьер-министру и главе парламента, в котором предупредил руководство страны о том, что если режим «currency board», будет сохранен, до предполагаемого вступления Болгарии в ЕС и зону евро в конце 2006 - начале 2007 гг., то экономика не выдержит нагрузки, и народ выйдет на улицу.

Болгарский историк и политолог Искра Баева в своей работе «Болгарский путь после 1989 года в историческом контексте»1 заканчивает свой анализ политических преобразований 1994 годом. По ее мнению, именно тогда в Болгарии и других восточноевропейских странах структурные изменения охватили все сферы общества и «с чисто политологической точки зрения» можно говорить «о консолидации демократии». Этот пятилетний период автор делит на три этапа, в которые можно уложить все шаги Болгарии от «централизованного, бюрократического, тоталитарного государства, имевшего социальную направленность», к «индивидуальной модели свободного рыночного хозяйства».

При этом Баева отмечает: «Нельзя создать полную картину интереса к болгарскому пути без упоминания публикаций в российских научных изданиях. Интерес существует, публикации также имеют место, но в этом случае, как и в американской историографии, приходится рассчитывать в первую очередь на научные исследования, написанные болгарами».

Глубокий и всесторонний анализ преобразований во внутриполитической жизни РБ после 1989 г. содержится в капитальном научном исследовании Евгении Калиновой и Искры Баевой «Болгарские переходы: 1944 - 1999 гг.»1.

В нем не только подробно исследована деятельность всех правительственных кабинетов в Болгарии после 1989 г. (за исключением последнего этапа премьерства Ивана Костова и работы правительства Симеона Сакс-Кобургготского), но и раскрывается роль главных политических партий страны в становлении и развитии процесса модернизации Болгарии.

Взвешенная и глубокая оценка политики страны в вопросах возможного присоединения Болгарии к Европейскому союзу дается в статье профессора Ивана Ангелова «Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии»2.

Большое значение для понимания того, что произошло в высшем эшелоне власти Болгарии в ноябре 1989 г., имеет статья Петра Младенова «Болгария. Прорыв к обновлению»3.

Для того чтобы осмыслить то, как менялось в Болгарии отношение к НАТО и ЕС, нужно обратиться к известному выступлению Желю Желева «Новая внешняя политика Болгарии и НАТО» перед представителями общественности, политиками и дипломатами, в апреле 1995 года в Софии.

Диссертант хотел бы также выделить труд известного болгарского политика, стоявшего у истоков создания оппозиции в стране, Петко Симеонова «Большая перестройка / 10 ноября 1989 - 10 июля 1990» (София, 1996). Написанная живым литературным языком, книга представляет собой серьезную попытку (с использованием документального материала) объективно изложить основные события этого важного периода болгарской истории, изобилует малоизвестными фактами.



Источниковая база исследования. Выводы и предложения, сформулированные в работе, базируются на обширном материале, который условно можно разделить на следующие группы:

В ходе работы над диссертацией большое внимание уделялось официальным документам, прежде всего анализу текста Конституции 1991 г., программам и решениям ведущих партий и движений, соглашениям, официальным заявлениям руководителей государства, законодательным актам, социологическим и статистическим данным1.

В болгарской историографии важные аналитические материалы и оригинальные интерпретации преобразований в Болгарии содержатся в монографиях и научных статьях болгарских ученых: Аврамова Д.1, Аврамова Р.2, Асенова Б.3, Горчевой Т.4, Гочевой П.5, Димитрова И.6, Димитрова И.7, Денчева К.8, Луджева Д., Василевой Б., Баевой И.9, Минеева Д., Кабакчиевой П.10, Неновски Н., Жабинска М.11, Койчева Н.12, Стоянова В.1, Цанова Д.2, Цачевского В.3, Петрова А.4, Попчева П.5, Хубеновой-Делисивковой Т.6 и др.

Немалая часть болгарских и российских политиков успела за это время опубликовать свои взгляды на последние годы социализма и на события, последовавшие за этим. Особенно важными являются воспоминания активных участников этих событий, которые, однако, не лишены субъективизма и поэтому нуждаются в критической оценке.

Такими ценными источниками, по мнению диссертанта, являются мемуары и воспоминания Ананьевой Н., Берона П., Виденова Ж., Вълканова В., Горбачева М.С., Генчева Х., Ганчева Ж., Дертлиева П., Догана А., Дюлгерова П., Желева Ж., Живкова Т., Иванова Е., Луканова А., Михайлова С., Младенова П., Медведева В.А., Огойски П., Семерджиева А., Топенчарова В., Ташева Т., Трайкова П., Яхиела Н.7и др.

В российской историографии важные теоретические и методологические подходы к анализу модернизации в Болгарии содержатся в научных трудах и статьях Бажанова Е.П., Бурсова А.В., Березиной М.П., Волокитиной Т.В., Долгова К.М., Рудакова Е.В., Задохина А.Г., Зенкина Д.В., Зудинова Ю.Ф., Игнатенко И.В., Карцева В.И., Кузмина И.Н., Ли В.Ф., Митрофановой А.В., Симеоновой И.В., Смирнова Г.Н., Шутова А.Д.1и др.

Значительная доля информации была почерпнута из российских и зарубежных периодических изданий, из Бюллетеня иностранной коммерческой информации (БИКИ), а также из сообщений ИТАР-ТАСС и информационного агентства БТА за 1994 - 2006 гг.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее главные положения, фактический материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблемам развития экономической и политической системы Болгарии в области балканистики и взаимоотношений Болгарии с Россией, Европейским союзом и НАТО.

Материалы диссертации могут оказаться полезными при разработке учебных лекций, спецкурсов и методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений в области политологии и истории международных отношений на Балканах. Они могут быть также использованы при подготовке кадров для внешнеполитических организаций и учреждений России.



Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании Центра трансатлантических исследований ДА МИД России. Основные выводы и положения работы были изложены автором на научных семинарах и научно-практических конференциях в Дипломатической академии МИД России, получили освещение в авторских публикациях.

Структура диссертационной работы построена в соответствии с целями и задачами исследования, способствует раскрытию содержания его объекта и предмета, доказательству выдвинутой гипотезы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
2. Основное содержание диссертации

Во Введении раскрывается актуальность темы исследования, излагается суть изучаемой проблемы, обосновываются ее объект, предмет, гипотеза и положения, выносимые соискателем на защиту, дается степень научной разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Ставятся основные цели и задачи исследования, хронологические рамки, излагается методология исследования. Показана научная новизна и практическая направленность диссертации.

В главе I - «Мирный характер смены общественно-политического строя в Болгарии» - анализируются тенденции развития народнохозяйственного спада 1980-х годов, начальный этап демократических преобразований в обществе (ноябрь 1989 - июль 1991 г., когда была принята новая Конституция Республики Болгария), некоторые особенности межнациональных отношений в стране.

Автором исследования дается общая характеристика автократического режима Тодора Живкова, показывается неспособность его ближайшего окружения вести активный поиск новых решений усугубляющихся проблем экономического и политического развития страны.

Отказ болгарского руководства от демонтажа административно-командной системы управления экономикой и ставка на «псевдореформы» обернулись дальнейшим отставанием Болгарии в научно-техническом и хозяйственном развитии.

В разделе также отмечается, что наряду с ослаблением экономических рычагов управления страной тогдашнее болгарское руководство, уверовавшее в эффективность лишь силовых методов и приемов, допустило и другие грубые просчеты, в частности, пошло на осуществление ошибочных и крайне опасных мер в национальной политике страны.

Развернувшаяся по его инициативе кампания по «болгаризации» турецкого населения сопровождалась грубым насилием (изменение мусульманских фамилий и имен на болгарские) по отношению к этническим туркам и болгарам исламского вероисповедания.

В этом же разделе исследования констатируется, что на фоне нарастающего внутриполитического кризиса, стали формироваться первые группы легальной болгарской оппозиции. Бескровное отстранение от власти Тодора Живкова в ноябре 1989 г. положило начало первому этапу общественно-политической модернизации современной Болгарии.

Смена руководства коммунистической партии сделала возможным ее обновление вплоть до переименования БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП). В стране не только возродились прежние политические партии, но и возникли новые. Противники коммунистических идей в Болгарии объединились в Союз демократических сил (СДС), стали издавать газету «Демократия».

Важную роль в обеспечении мирного перехода к демократическим порядкам в Болгарии сыграл национальный «Круглый стол», в рамках которого отрабатывались пути создания плюралистической политической системы. Была принята новая демократическая Конституция Болгарии, созданы институт президентской власти и многопартийный парламент.

С учетом того, что в результате проводимого Т.Живковым «возродительного процесса» межнациональная ситуация в Болгарии могла отрицательно повлиять на ход демократических преобразований в обществе, в первую главу диссертации включен самостоятельный раздел, посвященный особенностям болгарских межнациональных отношений. В нем не только выявлены грубые ошибки, допущенные режимом Т.Живкова в национальной политике, но и освещена роль возникшей в РБ «турецкой партии» - «Движение за права и свободы» (ДПС).

Автор исследования обращает внимание на то обстоятельство, что в официальных кругах Болгарии до сих пор наблюдается достаточно равнодушное отношение к социально-экономическим и культурным запросам этнических меньшинств - турок, цыган, каракачан и помаков. В политическом сознании большинства болгарского общества проявляются концепции, в которых желаемое выдается за действительное и отсутствует стремление к улучшению положения национальных меньшинств.



В главе II - «Проблемы функционирования политической системы Болгарии» - автор исследования рассматривает процесс становления парламентаризма в этой стране и связанные с этим трудности и проблемы. Вначале анализируется деятельность правительства во главе с демократом Филиппом Димитровым - первого несоциалистического кабинета министров после сорокасемилетнего коммунистического правления.

В атмосфере острых парламентских разногласий между СДС и БСП этому кабинету, равно как и последующим правительствам во главе с профессионалом Любеном Беровым и социалистом Жаном Виденовым, так и не удалось остановить нарастающий спад в экономике Болгарии, разработать и осуществить программу вывода страны из грозящего экономического коллапса.

Как следствие этого в 1997 г., через семь лет после начала политической, а затем и экономической реформы, в стране произошел кризис финансовой системы. Курс лева рухнул, реальная заработная плата и пенсии опустились до рекордно низкого уровня. Последовавшие за этим паралич экономики и товарный дефицит привели к массовым акциям протеста, забастовкам, блокированию автомобильных и железнодорожных магистралей. Лишь введение со стороны МВФ валютного управления в Болгарии помогло связать инфляцию, обеспечить выход страны из финансового кризиса 1996 - 1997 гг., и тем самым создать условия для проведения экономических реформ. Образованием правительства демократов во главе с Иваном Костовым (май 1997 г.) начался, по мнению диссертанта, третий этап общественно-политического обновления Болгарии.

Волна протестных настроений вывела на авансцену Республики не только премьер-министра Ивана Костова, но и демократа Петра Стоянова, который одержал победу на президентских выборах в конце 1996 г. Лозунгом болгарской перестройки на этом этапе становится призыв президента к политическим силам страны закрыть «фабрику иллюзий» и понять, что нельзя далее накапливать проблемы, их нужно срочно решать. По мнению демократов, возглавляемых П.Стояновым и И.Костовым, панацеей от экономических неурядиц и бед может стать лишь: быстрое присоединение Болгарии к НАТО и Европейскому союзу.



В главе III - «Внешнеполитические приоритеты Болгарии» - вначале рассматриваются основные аспекты балканской политики Софии, ее отношение к проблемам, связанным с распадом Югославии. Особое внимание уделяется отношениям Болгарии с Республикой Македония, поскольку вопрос о положении македонского национального меньшинства в Болгарии сохраняет свою актуальность.

Важное место в этой главе занимает анализ новых моментов в российско-болгарских отношениях. Хотя в период с 1989 по 2003 годы имелось достаточно оснований и возможностей для углубления сотрудничества между Россией и Болгарией, взаимодействие между ними забуксовало, утратило былую динамику. Правительство И.Костова при поддержке президента П.Стоянова заняло пассивную позицию в болгаро-российских отношениях, явно не надеясь на поддержку своей антикризисной программы со стороны России.

Новые лидеры Болгарии (президент-социалист Георгий Пырванов и лидер «царской коалиции» премьер-министр Симеон Сакс-Кобургготский) выступили за укрепление дружественных отношений и партнерства с Россией. Их успешные переговоры в Москве и официальный визит президента России В.В. Путина в Болгарию (2003 г.) создали хорошую основу для активизации российско-болгарского сотрудничества и ускоренного решения имеющихся спорных вопросов.

С возобновлением болгаро-российского диалога на высшем уровне болгары также связывали надежды на устранение серьезного дефицита, образовавшегося в последние годы в торговле Болгарии с Россией. Кроме того, они хотели бы играть более значимую роль в реализации энергетической программы Российской Федерации на Балканах.

В отдельной части третьей главы анализируется внешнеполитическая ориентация Болгарии на присоединение к НАТО и Европейскому союзу. Отмечается, что если вопрос о ее присоединении к НАТО был предрешенным, то перспективы вступления в ЕС оставались неясными, хотя в практических делах в этой области наметился определенный прогресс. Главным препятствием на этом пути являются ограниченность природных ресурсов и полное отсутствие собственных энергоносителей.

В последнем разделе главы отмечается, что электоральные сдвиги во внутренней политике Болгарии, порожденные сложными социально-экономическими условиями жизни основной массы населения страны, дали весьма неожиданный результат. В 2001 г. коалиция демократов во главе с Иваном Костовым и Петром Стояновым потерпела сокрушительнее поражение, уступив место «царской группировке» Симеона II и лидера социалистов Георгия Пырванова. Все последствия тех парламентских и президентских выборов еще не могли проявиться в полной мере, но одно было очевидным: новые лидеры Болгарии достаточно дальновидны, чтобы не сбрасывать со счетов вес и влияние такой страны, как Россия.


В заключении приводятся основные результаты и выводы исследования:

  • Падение режима Живкова 10 ноября 1989 г. повлекло за собой глубокие преобразования в обществе, в политической жизни сложился механизм функционирования парламентской системы. Финансово-экономический кризис 1996 - 1997 гг. создал угрозу дальнейшим преобразованиям в общественно-политической сфере и экономике страны.

  • Руководству Болгарии в поисках выхода из кризиса не удалось заручиться поддержкой своим антикризисным мероприятиям со стороны Российской Федерации. Помощь, полученная Болгарией со стороны МВФ и ЕС, в результате которой была достигнута определенная экономическая стабилизация, сопровождалась сближением с ЕС и НАТО и почти полным развалом традиционных торгово-экономических связей с Россией. Экономическое и технологическое отставание Болгарии затрудняет развитие ее отношений со странами Евросоюза и Россией.

  • В последние годы, после ухода из эшелонов власти коалиции Стоянова - Костова, все государственные структуры Болгарии проявляют готовность к продуктивному диалогу с Москвой. Такая ситуация благоприятствует возрождению болгаро-российских отношений, способствует решению, в частности таких вопросов, как порядок погашения стомиллионного российского долга, признание за Россией прав на бывшую советскую собственность в Болгарии, предоставление российским предпринимателям равных условий участия в приватизации болгарских государственных предприятий.

  • Интересы активизации российско-болгарского сотрудничества требуют конструктивной позиции со стороны Российской Федерации, преодоления обид и недоверия, возникших в политических кругах России, по отношению к «неблагодарной» Болгарии, которая повернулась в сторону НАТО и Евросоюза.

  • Глубокие политические перемены в восточноевропейских странах, ликвидация Варшавского Договора и СЭВ поставили СССР в ситуацию, когда он разом лишился своих союзников в Восточной Европе. Хотя новая Россия юридически является правопреемницей Советского Союза, ситуация «союзнического вакуума» не имеет к ней прямого отношения. В интересах России демонстрировать европейским соседям свою доброжелательность и доверие, готовность на равных и взаимовыгодных условиях сотрудничать со всеми странами Восточной Европы, независимо от их прежнего геополитического статуса.

  • Вступление в Североатлантический альянс новых балканских стран создало бы такую политико-стратегическую ситуацию на Балканах, в которой основным элементом было бы доминирование атлантизма с элементами антирусизма. Однако и при этом, для России важно, чтобы на Балканах возобладали не военно-стратегические методы строительства межгосударственных отношений, а отвечающая интересам всех модель добрососедства и взаимного сотрудничества в различных областях.

  • Болгарии предстоит решить сложную задачу, связанную с преодолением огромного дефицита в российско-болгарской торговле, и это ей придется делать при наличии скудных природных ресурсов, полном отсутствии собственных энергоносителей (нефть, газ и атомное топливо обеспечиваются поставками из России), устаревших технологиях в ведущих отраслях промышленности.


Основные теоретические положения и выводы диссертации опубликованы в следующих работах автора:
1. Давыдова Н.А. Общественно-политическое развитие Болгарии в контексте международных отношений. М., 2006. 10 п.л., (в печати).

2. Давыдова Н.А. Некоторые особенности национальной обстановки в Болгарии // Актуальные проблемы современной политологии / Научные записки кафедры философии, политологии и культуры. М.: ДА МИД России, 2002. 0,5 п.л.

3. Давыдова Н.А. Некоторые особенности болгарских межнациональных отношений // Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века: Материалы 5-й научно-практической конференции молодых ученых. М.: ДА МИД России, 2002. 18 апреля. 0,5 п.л.

4. Давыдова Н.А. Республика Болгария на пути в НАТО и Европейский союз // Рабочие тетради кафедры внешней политики и международных отношений. М.: ДА МИД России, 2002. Июль. 0,5 п.л.

5. Давыдова Н.А. Актуальные аспекты балканской политики Болгарии // Рабочие тетради кафедры внешней политики и международных отношений. № 2 (15) М.: ДА МИД России. 2003. Февраль. 0,5 п.л.

6. Давыдова Н.А. Российско-болгарские отношения: история и современность // Рабочие тетради кафедры внешней политики и международных отношений. № 8 (21). М.: ДА МИД России. 2003. Июль. 0,5 п.л.

7. Давыдова Н.А. Парламентские выборы в Республике Болгария и их воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране // Рабочие тетради кафедры внешней политики и международных отношений. № 9 (22). М.: ДА МИД России. 2003. Август. 0,5 п.л.

8. Давыдова Н.А. Болгария и Европа: история отношений в 1989 - 2003 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». № 1(8). М.: РУДН. 2007. Апрель. С. 73 - 78. 0,5 п.л.

Подписано в печать 30.3.2007. Тираж 100 экз.

Объем 1 п.л.


Отпечатано в Дипломатической академии МИД России


1Баева И. Българският преход след 1989 г. в историческия контекст // Исторически преглед. Кн. 1. София, 1996.

1Калинова Е. Баева И. Българските преходи: 1944 - 1999 гг. София, 2000.

2Ангелов И. Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.

3Младенов П. Болгария. Прорыв к обновлению // Международная жизнь. 1990. № 4.

1 См.: Български конституции и конституционни проекти. София, 1990; Графский В. Г. Тырновская конституция 1879 г.: участие русских юристов в подготовке первой болгарской конституции // Государство и право. 1999. № 11; Конституция на република България. София, 1991; Шесто управление срещу неформалните организации в България 1988 - 1989 г. София, 1999; ПК «Екогласност». Основни принципи и идеи. Устав. София, 1994; Младенов П. Нашият пътеводител са прогресивните и хуманни норми. Реч на министър П. Младенов на Конференцията по човешкото измерение на СССЕ, Париж, 30 май 1989 г. // Международни отношения. Кн. 5. 1989; Живков Т. Единството на българския народ е грижа и съдба на всеки гражданин на нашето мило отечество. (Изявление на председателя на Държавния съвет Т. Живков по Българското радио и Българската телевизия, 29 май 1989 г. // Международни отношения. Кн. 5. 1989; Младенов П. В името на България. Писмо на П. Младенов. 24 октомври 1989 г. // Международни отношения. Кн. 1. 1989; Предизборна платформа на СДС. 45 години стигат. Времето е наше. София, 1990.

См.: Кръгла маса. Стенографски протоколи (3 януари - 15 май 1990 г.). София, 1999. Там же. Споразумение по основните идеи на законопроекта за изменение и допълнение на конституцията на НРБ, 29 - 30 март 1990; Споразумение по политическата система, 12 март 1990; Спорозумение по основните идеи и принципи на законопроекта за политическите партии, 29 март 1990; Споразумение по принципите и основните положения на законопроекта за избиране на Велико народно събрание, 30 март 1990; Споразумение по създаването на гаранции за провеждане на свободни избори, 14 май 1990; Споразумение между политическите сили, представени във ВНС, за гарантиране на мирния преход към демократично общество.



См.: Кръгла маса; Манифест за демократичен социализм в България. Работническо дело. 1990. 5 февруари; Избори 1991 г. Национален центр за изучаване на общественото мнение. София, 1991; Делото Луканов. Документи. Коментари. София, 1993; Външна политика на НР България. Сборник на документи и материали. Т. I - Y, 1970 - 1988 гг.; Външна политика на България след 10. 11. 1989 г. София: 1997; Доклад на ЦИК за резултатите от изборите на 18 декември 1994 г. / Държавен вестник. 30 декември 1994; Предизборна платформа на БСП // Ново време. Кн. 6. София, 1994; Жан Виденов (председател на БСП) за политическата и социално-икономическата обстановка в страната и за задачите на БСП, извънреден 42 конгрес на БСП, 21 - 22 декември. София, 1996; Информационен бюлетин на БСП. № 10 - 12. София, 1996; Правителствена програма за 1995 - 1996 г. София, 1995; Програма на правителството на РБ 1997 - 2001. България 2001. София, 1997; Информационен бюлетин - експресно издание на ВС на БСП за януари. София, 1997; Информационен бюлетин - трето експресно издание на ВС на БСП от февруари София, 1997; Информационен бюлетин - четвърто, пето експресно издание на ВС на БСП от март. София, 1997; Информационен бюлетин - шесто експресно издание на ВС на БСП от април. София, 1997; Информационен бюлетин – експресно издание на ВС на БСП № 7, № 8, № 9. София, 1997; Политиката през обектива на общественото мнение // Сова - 5. София, 1997.

1Аврамов Д. Летопис на едно драматично десетилетие. София, 1994.

2Аврамов Р. Българската стопанска реформа – четири години по-късно // Политически изследования. Кн. 2. София, 1995.

3Асенов Б. Възродителният процес и Държавна сигурност. София, 1996.

4Горчева Т. Иностранные инвестиции в Болгарии // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 7.

5Гочева П. ДПС в сянка и на светлина. София, 1991; Гочева П. През Босфора към възродителния процес. София, 1994.

6Димитров И. Миналото като пролог - исторически очерци. София, 1993; Димитров И. Превратът и една година по-късно. София, 1998; Димитров И. Един добре камуфлиран държавен преврат. Хроника на току-що отминали събития. София, 1997.

7Димитров И. По волята на победителите. Съглашението за примирие и лагери в България. София, 1996.

8Денчев К. Политический процесс в Болгарии: современные тенденции и исторический контекст (1989 - 1990). Москва, 1996; Денчев К. Болгария во время перемен 1989 - 1994 гг. // Новая и новейшая история. 1994. № 6; Денчев К. Восточная Европа после социализма: поиск новых парадигм (на примере Болгарии). Габрово, 1997.

9Луджев Д., Василева Б., Баева И. Утопия и реалност. София, 1991.

10Минеев Д., Кабакчиева П. Преходът, елити, стратегия. София, 1996.

11Неновски Н., Жебинска М. Конституционный суд Болгарии // Государство и право. 1993. № 9.

12Койчев Н. Трансформация в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4.

1Стоянов В. Турското население в България между полюсите на етническата политика. София, 1998.

2Цанов Д. Смяната. Как и защо се стигна до 10 ноември. София, 1995.

3Цачевски В. Българският комунизъм. София, 1993.

4Петров А. Лозунгът. Българинът излезе на площадите. София, 1994. Плурализмът. В началото на българското обновление 1989 - 1990. София, 1990. Преходът в България през погледа на социалните науки. София, 1997. Рискове на прехода. София, 1994.

5Попчев П. Европейски съюз: принос към глобалната сигурност и стабилност. София, 2006.

6Хубенова-Делисивкова Т. Адаптация Болгарии к европейскому экономическому и валютному союзу // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.

7 См.: Ананиева Н. Андрей Луканов в парламента. София, 1997; Ананиева Н. Извън сценария София, 1996; Берон П. Сини човечета, червени човечета. София, 1993; Виденов Ж. Отвъд политическия театър. София, 1998; Вълканов В. На колене пред истината - политико-философска и лични изповеди. София. 1996; Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1, 2. М., 1995; Генчев Х. Махалото е на път. 90 / 92. София, 1994; Генчев Х. Стоманената прегръдка 93 / 94. София, 1995; Ганчев Ж. Автобиография. София, 1995; Дертлиев П. Ден първи - ден последен. София, 1996; Доган А. Интервю с Илиана Беновска. София, 1992; Дюлгеров П. Елитът и промяната в България. Свидетелства на първата вълна политици след 1989 г. София, 1998; Желев Ж. В голямата политика. София, 1998; Живков Т. Мемуари. София, 1997; Живков Т. Срещу някои лъжи. София, 1993; Иванов Д. Противопоставянето 1956 - 1989 гг. София, 1994; Иванова Е. Българското дисидентство. Историяга се завръща 1988 - 1989. Ч. I. Cофия, 1997; Луканов А. За кризата. София, 1992; Луканов А. Социалната демокрация - альтернатива за България. Плевен, 1992; Михайлов С. Възрожденския процесс в България. София, 1992; Младенов П. Животът - плюсове и минуси. Русе, 1992; Младенов П. Болгария. Прорыв к обновлению // Международная жизнь. 1990. № 4; Медведев В.А. Распад. М., 1994; Огойски П. Пробуждането. Хроника на българското гражданско въстание, януари - февруари 1997. София, 1998; Семерджиев А. Лято, 90. Пожарът. София, 1996; Семерджиев А. Преживяното не подлежи на обжалване. София, 1999; Топенчаров В. Бесове на моето време. София, 1993; Ташев Т. Министрите на България 1879 - 1999. София, 1999; Трайков Б. Превратът - 10 ноември 1989 г. София, 1999; Яхиел Н. Тодор Живков и личната власт. София, 1997.

1 См.: Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. В З -х. т. М., 2002; Бурсов А.В. Национальная культура и общеевропейский процесс / Дипломатия и культура / Научные записки кафедры философии и культуры. М.: ДА МИД РФ, 2003; Березина М.П. Наумов С.Е. Политика валютного управления в Болгарии // Финансы. 2000. № 7; Волокитина Т.В. Болгария: «Нежная революция» или поиски « новой модели социализма»? / Восточная Европа на историческом переломе. М.: РАН СССР, 1991; Долгов К.М. Актуальные проблемы современного мирового политического процесса / Актуальные проблемы современной политологии / Научные записки кафедры философии, политологии и культуры. М.: ДА МИД РФ, 2002; Рудаков Е.В. Политические силы в постсоциалистических обществах. (Болгария) // Общественные науки и современность. 1991. № 6; Задохин А.Г. Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы. М., 2000; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М., 2002. Задохин А.Г. Международные отношения на Балканах (II половина XX в.): национализм и конфликты. М., 2002; Зенкин Д.В. Болгария: шансы присоединения к ЕС // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3; Зудинов Ф.Ю. Болгария между Россией и НАТО // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1996. № 4; Игнатенко В.Г. Новая конституция Болгарии // Правоведение. 1992. № 1; Карцев В.И. Экономическая политика нового правительства Болгарии // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2001. № 128; Карцев В.И. О социальной политике и уровне жизни населения Болгарии // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2003. № 63; Карцев В.И. Сотрудничество между Болгарией и Европейским союзом // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2003. № 101, № 102; Карцев В.И. Экономика Болгарии в 2003 г. // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2004. № 38, № 39; Карцев В.И. Болгария - Экономические отношения с Европейским союзом // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2004. № 102, № 103; Карцев В.И. Социально-экономическое положение Болгарии в 2004 г. // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2005. № 40; Карцев В.И. Основные аспекты экономической политики Болгарии // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2005. № 145; Карцев В.И. Экономика Болгарии: итоги 2005 г. и задачи на 2006 г. // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2006. № 30; Карцев В.И. Торгово-экономические связи Болгарии с Европейским союзом // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 2006. № 30; Кузьмин И.Н. Германия едина? М., 1998; Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2002; Митрофанова А.В. Глобальная альтернатива? Поиски новых форм демократии для Запада и России. М., 2000; Симеонова И.В. Политические партии в Республике Болгарии: Конституционно-правовые аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11. Право. 2001. № 4; Смирнов Г.Н. Современное состояние российской деловой культуры / Дипломатия и культура / Научные записки кафедры философии и культуры. М.: ДА МИД РФ, 2003; Шубина В.И. Болгария накануне вступления в Евросоюз // Свободная мысль. 2005. № 10; Шутов А.Д. Постсоветское пространство. М., 1999 и др.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница