Общее введение А. Опыт Германии



страница1/20
Дата10.05.2016
Размер1.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Аннотация
В работе сотрудников Института Европы РАН В.Б. Белова, Ал.А. Громыко, Ю.И. Рубинского и К.К. Барановой содержится комплексный анализ системы взаимоотношений государства и его структур с бизнес-сообществом. От того, насколько оптимально построена модель таких отношений, (а они охватывают целый комплекс проблем: от процедуры создания и ликвидации бизнеса до общеэкономических рамочных условий, определяющих основные правила игры на рынке для хозяйствующих субъектов), во многом зависит эффективность современной рыночной экономики. В этой связи особенно интересен опыт ведущих западноевропейских стран - Великобритании, Франции и ФРГ, в которых на протяжении всего послевоенного периода государство и частный бизнес пытаются найти некий оптимум в отношениях друг с другом.

В настоящей работе дается комплексный анализ таких моделей, что позволяет увидеть их сильные и слабые стороны, а также основные инструменты, способствующие развитию позитивных и минимизации негативных тенденций в исследуемой сфере. Авторы выделяют наиболее важные составные части взаимоотношений государства с бизнесом, которые в конечном итоге и определяют их эффективность. В первую очередь, это создание и ликвидация бизнеса (включая процедуру банкротства), государственная общеэкономическая политика, вопросы государственного контроля, инструменты содействия бизнесу со стороны государства, налоговая политика, механизмы представительства интересов предпринимательства, вопросы социального диалога, проблемы бюрократизации.

В заключительном разделе работы даются основные рекомендации для российских государственных структур, которые могут оказаться полезными при определении оптимальных моделей их взаимоотношений с российским предпринимательством, в том числе в сфере государственного управления частным бизнесом.

Оглавление




Общее введение……………………………………………….. 10


А. Опыт Германии

Введение ………………………………………………………...12

1. Структурная, отраслевая, региональная

и антимонопольная политика ……………………………….14

1.1. Общие положения промышленной (структурной)

политики ………………………………………………….14

1.2. Отраслевая политика …………………………………….16

1.3. Региональная политика ………………………………….18

1.4. Антимонопольная политика …………………………….19

2. Организованные бизнес-сообщества ……………………….21

3. Создание и ликвидация бизнеса …………………………….24

4. Контроль со стороны государства …………………………..27

4.1. Налоговые органы ………………………………………..27

4.2. Внешнеэкономические связи (экспортный контроль)…32

5. Рынок труда и социальный диалог ………………………….33

6. Содействие развитию бизнеса ………………………………35

6.1. Налогово-финансовое содействие ……………………....35

6.2. Государственное страхование экспорта ………………..40

6.3. Информационно-консультационная поддержка ……….44

7. О необходимости дебюрократизации ………………………49

8. Основные выводы ……………………………………………51

Б. Опыт Великобритании


Введение ……………………………………………………….. 55

1. Общеэкономическая политика государства и бизнес ……..56

1.1. Структуры, осуществляющие диалог государства

и бизнеса ………………………………………………….56

1.2. Общеэкономическая политика консерваторов

и бизнес……………………………………………………59

1.3. Общеэкономическая политика лейбористов

и бизнес….………………………………………………...63

2. Создание и ликвидация бизнеса …………………………….67

2.1. Регистрация ………………………………………………67

2.2. Ликвидация (банкротство) и судебное обеспечение…...69

3. Контролирующие функции государства и бизнес …………71

3.1. Контроль через надзорные органы ……………………...71

3.2. Контроль через налоговые органы ……………………...72

4. Социальный диалог бизнеса, государства и работников…..73

4.1. От «волонтаризма» к «легализму» ……………………...73

4.2. Благотворительные организации ………………………..77

5. Государственное содействие бизнесу ………………………78

5.1. Административное содействие ………………………….78

5.2. Налогово-финансовое содействие ………………………80

5.3. Внешнеэкономическое содействие ……………………..84

6. Информационно-консультационное содействие…………...86

7. Выводы ………………………………………………………..89

В. Опыт Франции


Введение ……………………………………………………….. 90

1. Общественно-экономическая политика государства

и бизнес ……………………………………………………....97

2. Промышленная и региональная политика ………………..104

3. Социальная политика ………………………………………108

4. Создание, ликвидация бизнеса и решение

хозяйственных споров ……………………………………..114

5. Контрольные функции ……………………………………..117

6. Внешнеэкономические связи ………………………………120

7. Выводы и рекомендации ………………………………….. 122



Вместо заключения: рекомендации для российских государственных структур ……………………………….…127

Библиография по странам …………………………………..131
CONTENTS
General Introduction……………………………………………10

A. German Experience

Introduction………………………………………………………. 12

1. Structural, sectoral, regional and antimonopoly policy ……….14

1.1. General points of industrial (structural) policy ……………14

1.2. Sectoral policy …………………………………………….16

1.3. Regional policy ……………………………………………18

1.4. Antimonopoly policy ……………………………………...19

2. Organised business communities ……………………………...21

3. Business setting-up and liquidation …………………………...24

4. State control …………………………………………………...27

4.1. Tax authorities …………………………………………….27

4.2. External economic relations ……………………………….32

5. Labour market and social dialogue ……………………………33

6. Promotion of business development …………………………..35

6.1. Fiscal and financial stimulus ………………………………35

6.2. State insurance of export …………………………………..40

6.3 Information and consultative support ……………………...44

7. On necessity of de-bureaucratisation …………………………49

8. Conclusions ……………………………………………………51

B. British Experience

Introduction ………………………………………………………55

1. Business and state general economic policy …………………..56

1.1. Intermediary structures in the sphere of state

and business dialogue ……………………………………..56

1.2. Business and the Conservative general economic policy….59

1.3. Business and Labour general economic policy ……………63

2. Business setting-up and liquidation …………………………...67

2.1. Registration ………………………………………………..67

2.2. Liquidation (bankruptcy) and judicial support ……………69

3. Business and controlling functions of the state ……………….71

3.1. Supervisory authorities ……………………………………71

3.2. Tax authorities …………………………………………….72

4. Social dialogue of state, business and employees ……………..73

4.1. From voluntarism to legalism ……………………………..73

4.2. Charities …………………………………………………...77

5. State support of business ………………………………………78

5.1. Administrative support …………………………………….78

5.2. Fiscal and financial support ……………………………….80

5.3. Export support ……………………………………………..84

6. Information and consultative support ………………………….86

7. Conclusions ……………………………………………………89



C. French Experience

Introduction ………………………………………………………90

1. Business and state general economic policy …………………..97

2. Industrial and regional policy ………………………………...104

3. Social policy…………………………………………………..108

4. Business setting-up, liquidation and settlement

of economic disputes …………………………………………114

5. Control functions ……………………………………………..117

6. External economic relations ………………………………….120

7. Conclusions …………………………………………………..122



General Conclusions and Recommendations

for Russian State Bodies ………………………………………127

Bibliografy ……………………………………...……………...131
ANNOTATION
The publication, written by researches of The Institute of Europe V.B. Belov, Al.A. Gromyko, Yu.I. Rubinskiy and K.K.Baranova, contains a comprehensive analysis of relationship between the state and business. Effectiveness of the modern economy depends to a large extent upon efficiency of such a relationship. It encompasses many issues ranging from procedures of setting up and liquidation of business enterprises to general economic framework, which define main rules of business activity. In connection with this the experience of major West European countries – Great Britain, France and Germany – in working out an optimal mode of interaction between their state and business institutions is very important.

The given comprehensive analysis of different models of relationship enables to show their advantages and disadvantages, to point out main factors, which promote positive development and minimize negative tendencies in this sphere. The authors highlight most important aspects of relationship between the state and business. They are: setting up and liquidation of business (including the procedure of bankruptcy), the state general economic policy, issues of state control and social dialogue, state support of business, taxation policy, mechanisms of representation of business interests, the problem of bureaucratisation.

The final section of the publication contains main recommendations to Russian state institutes, which may play an important role in the creation of optimal mode of relationship between the Russian state and business, including the sphere of state management of private business.


Общее введение

Эффективность современной рыночной экономики во многом зависит от того, насколько оптимально построена модель взаимоотношений государства и его структур с бизнес-сообществом. Такие взаимоотношения охватывают целый комплекс проблем: от процедуры создания и ликвидации бизнеса до общеэкономических рамочных условий, определяющих основные правила игры на рынке для хозяйствующих субъектов. Как только предприниматель решает начать свое собственное дело, он вступает в самые разнообразные отношения с государственными структурами и в дальнейшем постоянно вынужден учитывать в своей деятельности большое количество норм, правил, ограничений и т. д. Поэтому каждый бизнесмен, как и предпринимательское сообщество в целом, крайне заинтересован в том, чтобы установленные государством правила игры были не только разумными, но и создавали минимум препятствий на пути реализации предпринимательской инициативы. В этом отношении особо интересен опыт ведущих западноевропейских стран – Франции, ФРГ и Великобритании, в которых на протяжении всего послевоенного периода идет постоянный поиск оптимальных взаимоотношений государства с частным бизнесом.

Разумеется, такие модели во многом зависят от конкретных исторических периодов, фаз конъюнктурных циклов, особенностей конкретной страны (как региональных, так и ментальных) и партийной принадлежности находящегося у власти правительства. Но в целом по мере своего формирования они приобретают ярко выраженные сущностные черты и элементы, у них складывается определенный механизм функционирования, определяются основные направления их возможного совершенствования и оптимизации. Анализ таких моделей крайне важен и интересен – с его помощью можно получить целостную картину особенностей соответствующих моделей в наиболее развитых странах Западной Европы, увидеть их сильные и слабые стороны, инструменты, способствующие развитию позитивных и минимизации негативных тенденций.

В рамках данной работы были выделены наиболее важные составные части взаимоотношений государства с бизнесом, которые в конечном итоге и определяют их эффективность. В первую очередь, это создание и ликвидация бизнеса (включая процедуру банкротства), государственная общеэкономическая политика, вопросы государственного контроля, инструменты содействия бизнесу со стороны государства, механизмы представительства интересов предпринимательства, вопросы социального диалога, проблемы бюрократизации.

Структура настоящей исследовательской работы состоит из трех глав, посвященных соответственно Германии, Франции и Великобритании. В каждой из них присутствуют все обозначенные выше вопросы, причем их анализ дан в разной последовательности. Разумеется, каждая из стран имеет свою специфику. Так, в случае с Германией особое внимание уделяется концепции хозяйственного порядка, в том числе финансово-бюджетной, отраслевой структурной и региональной политикам; во Франции одним из лейтмотивов анализа является особенность переходного периода от дирижистских методов регулирования к неолиберальным; в Великобритании подчеркивается важная роль партийной принадлежности правительств, от которой во многом зависит направление формирования взаимоотношений государства с бизнесом. В конце каждой из глав приводятся основные выводы.

В заключительном разделе работы даются основные рекомендации для российских государственных структур, которые могут оказаться полезными при определении оптимальных моделей их взаимоотношений с российским предпринимательством, в том числе в сфере государственного управления частным бизнесом.

Настоящее исследование подготовлено авторским коллективом Отдела страноведческих и региональных исследований Института Европы Российской Академии наук в следующем составе: к.э.н. Белов В. Б. (руководитель проекта, общее введение, глава по Германии), к.э.н. Баранова К. К. (глава по Германии), к.п.н. Громыко Ал. А. (глава по Великобритании), проф., д.и.н. Рубинский Ю. И. (глава по Франции).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница