Обретение вечности и красоты (Образы Владимиро-Суздальской архитектуры)



Скачать 178.41 Kb.
Дата10.05.2016
Размер178.41 Kb.
Автор: Колесникова Лариса Васильевна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО Северск «Детская школа искусств», г. Северск Томской области
Предмет: Мировая художественная культура
Тема: Обретение вечности и красоты (Образы Владимиро-Суздальской архитектуры)
Класс: 6 класс
Учебно-методическое обеспечение: презентация, изготовленная в программе PowerPoint, памятка для написания сочинения.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: знакомство с памятниками архитектуры Владимиро-Cуздальской Руси и восприятие древнерусской культуры как неотъемлемой части общенациональной русской культуры.
Задачи урока:

Образовательные

  1. Познакомить обучающихся с белокаменной архитектурой Владимиро-Суздальской Руси и ее знаменитыми храмами.

  2. Сформировать понятие об основных архитектурных элементах русских храмов.

  3. Уметь определять художественные достоинства памятников архитектуры.

  4. Уметь описать и проанализировать новые памятники искусства.

  5. Расширить представления об историческом прошлом России.

Развивающие

  1. Развивать познавательную активность обучающихся путем вовлечения в творческий процесс.

  2. Развивать монологическую речь путем совершенствования навыков анализа художественных произведений,

  3. Развивать зрительную память для умения отличать древнерусские храмы — у каждого собора «свое лицо»!

  4. Развивать художественно-эстетический вкус обучающихся.

  5. Уметь выразить свое отношение к памятникам культуры и искусства.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к изучению истории России и народному творчеству.

  2. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в памятниках культуры и искусства.

  3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры и искусства.

  4. Определить духовные и нравственные ценности, заключенные в лучших образцах древнерусского зодчества.


Тип урока: диалогическое проблемно-эвристическое занятие
Форма урока:

  • урок-экскурсия


Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Методы обучения:

  1. Метод экспозиционного показа.

  2. Метод сравнения и сопоставления памятников древнерусской архитектуры.

  3. Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.

  4. Методы активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, эвристическая беседа с учащимися, рассказ.

  5. Методы использования интерактивных технологий.

  6. Метод самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала.

  7. Методы проверки знаний и умений учащихся: наблюдение, рефлексия.



Словарь терминов: крестово-купольный храм, неф, абсида, купол, барабан, пилястры, аркатурный поясок, закомара, белокаменная резьба.
Персоналии: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Изяслав - сын Андрея Боголюбского.
Памятники культуры и искусства: Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор, храм Покрова на Нерли, икона Владимирской Богоматери.
Эпиграфы:
«Прошлое - это то, чего уже нет, будущее - то, чего еще нет, настоящее - мимолетно, а искусство вынимает из этого потока то или другое явление и делает его вечным».

А. Стендаль


«Помни о Красоте, не изгоняй ее облика из своей жизни...».

Н. К. Рерих


«Зорко одно лишь сердце.... Самого главного глазами не увидишь».

А. де Сент-Экзюпери



План проведения урока



Этапы урока

Временная реализация

I. Организация класса.

Приветствие, проверка домашнего задания



1 мин.

II. Актуализация опорных знаний

Из ряда архитектурных памятников отобрать известные постройки и ответить на вопросы:



  1. Как они называются?

  2. Где были созданы?

  3. К какому историческому периоду относятся?

  4. По каким признакам определили?

3 мин.

Мотивация учащихся.

Определяют все памятники, кроме неизвестных.


III. Изучение нового материала (В процессе работы учитель организует работу в режиме диалога, координирует выполнения заданий, корректирует работу учащихся заданиями, направляет их работу посредством выполнения творческих заданий, обобщает ответы учащихся.

35 мин.

Выступление экскурсоводов, индивидуальная работа учащихся в тетрадях.



IV. Творческое домашнее задание

Написать сочинение по теме урока «Обретение вечности и красоты»



2 мин.

Учитель объясняет домашнее задание. Раздает Памятки для написания сочинения «Обретение вечности и красоты



V. Подведение итогов и выводы

3 мин.

Рефлексия



VI. Благодарность за работу на уроке и выставление оценок.

1 мин.



Ход урока
I. Организация класса.

Приветствие и вступительное слово учителя.

Сегодня мы погрузимся в мир великой красоты, которая поможет нам осознать, что мы с вами составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими, чтобы вы могли бережно хранить память о великом прошлом нашей России. (Обращение к первому эпиграфу) Один французский писатель сказал: «Прошлое - это то, чего уже нет, будущее - то, чего еще нет, настоящее - мимолетно, а искусство вынимает из этого потока то или другое явление и делает его вечным».



II. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Человечество ведет запись всех событий в книгах, а искусство ведет собственную летопись событий. Один из видов искусства называют «каменной летописью мира». Какой же это вид искусства?

Ответы. Архитектура.

Задание. Из ряда архитектурных памятников отобрать известные постройки и ответить на вопросы:

  1. Как они называются?

  2. Где были созданы?

  3. К какому историческому периоду относятся?

  4. По каким признакам определили?

Изобразительный ряд: Парфенон, Колизей, София Константинопольская, София Киевская, Успенский собор, Дмитриевский собор, храм Покрова на Нерли.

Учащиеся выполняют задание. Они должны определить все памятники, кроме последних трех.
III. Постановка проблемы. Изучение нового материала.

Учитель. Вот об этих-то памятниках архитектуры пойдет сегодня речь (изложение темы, цели и задач урока). А сейчас подсказка. Определите эпоху и страну, в которой появились эти пока неизвестные вам произведения зодчества.
Колокольные звоны (в записи)
Учащиеся.

  • Определяют, где происходит действие;

  • когда происходит;

  • мотивируют, почему это русские храмы.

Учитель. Перед нами древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца земля русская. Несется колокольный перезвон. Тают в утренней прохладе серебряные звуки. Встает солнце и воцаряется радость и торжество. Добро пожаловать во владимирскую землю! В церковных текстах того времени часто встречаются упоминания о значении владимирских князей и единстве Русской земли. Владимир подхватил эстафету у Киева, под властью его князей сплотилась страдающая в кровавых усобицах Русь.

Чтобы вы ощутили дыхание эпохи, прослушайте историческую справку о времени княжения Андрея Боголюбского, в которое были созданы бессмертные памятники владимирского зодчества.


Экскурсовод I. Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о личности Андрея Боголюбского.

Примерный текст ответа. Приглашаем вас на Владимирскую землю. Недалеко от города мы окажемся на месте, считавшегося священным. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, отличался честолюбием. Ему было 44 года и надоело ему быть помощником у отца. Пора самому стать правителем - решает князь. Отец отдал ему крепость Вышгород для охраны границ недалеко от Киева. Однажды ночью Андрей уехал на север, прихватив с собой похищенную из киевского храма византийскую икону Божьей матери (слайд).

Держал он путь во Владимир на Клязьме. В это время его отец умирает, отравленный на пиру, поэтому никто не стал преследовать Андрея. Так он стал самостоятельным и столицей выбрал Владимир.

С иконой, которую взял с собой князь, стали связывать чудеса. Когда перевозили икону, в 10 км от города кони остановились и не желали тронуться с места. Коней заменили - и это не помогло. Тогда решил князь, что икона пожелала остаться на этом месте. Он велел заложить на этом месте храм, а рядом построить дворец (1158-1165). С тех пор это место стали называть Боголюбово, а князя - Андреем Боголюбским. Это была укрепленная княжеская резиденция, от которой до наших дней сохранились остатки фундамента (слайд).
Учитель. Итак, подведем итоги политической деятельности князя:


  • первым стал проводить политику самодержавия, основой деятельности князя было желание создать мощное государство, которое может соперничать с Киевом;

  • создать новый центр православия;

  • князь подвел идеологическую базу, создал идейное обоснование - ппокровительство Богоматери над всей владимирской землей. Ее стали особо почитать, создавали храмы и иконы в ее честь, появился праздник в ее честь — Покрова Богородицы 14 октября.

Проблемный вопрос. Могло ли искусство остаться прежним? Какие идеи оно должно утверждать?

Ответы учащихся. Прославление могущества, силы и мощи, величия власти.

Учитель. Давайте послушаем, как это происходило. Что сделал князь?
Экскурсовод II. Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о строительстве при Андрее Боголюбском.



Так начиналось возвышение этого города и так возник на карте город-замок Боголюбово. Современники восхищались убранством храма, золотыми порталами, драгоценной утварью. Храм соединялся с жилыми покоями галереями и башнями, в одной из которых в 1174 году князь Андрей был убит своими политическими соперниками.

Князь начинает большое строительство в главном городе своего княжества - Владимире. Главные въездные ворота в город называются Золотыми и Серебряными, как в Киеве. Построены князем в 1164 году и являлись торжественным въездом в столицу княжества, выполняли военно-оборонительную функцию. Снаружи ворота были обшиты листами золоченой меди, за что и получили свое название. Над ними была воздвигнута церковь Положения Риз Богоматери, которая напоминает жителям города, что они находятся под покровительством святой заступницы.



В центре сооружают новый храм - Успенский собор - главный храм государства. Зодчим было указано, чтобы высотой 32 метра он превысил Софию Киевскую. На свои средства князь украшал храмы золотом и серебром, дорогими камнями и иконами. «Белокаменная Царица» - так говорили об Успенском соборе. Князь пригласил отовсюду лучших мастеров: «и приведе ему Богородица из всех земель все мастеры», — говорит летописец. Иностранные мастера построили его за три года. Главная цель - утвердить силу и могущество нового центра земли русской. Даже сегодня нас поражает лихорадочная деятельность князя по строительству своей столицы.
Учитель. Запишите в тетради название нового храма. Посмотрим, справился ли князь с поставленной задачей. Каким образом об этом должен был рассказать Успенский собор?

Ответы учащихся. Он величественно возвышается над окружающим пространством. Похож на русского богатыря в шлеме.

Учитель. Из каких архитектурных элементов складывается облик храма? Пользуясь ключевыми словами, опишите его облик.

Учащиеся. Крестово-купольный, 4 опоры, 3 нефа, 3 абсиды, соответствие наружных форм и внутреннего устройства.

Учитель. Обратите внимание на новое украшение — аркатурный поясок. Рельефные арки с колонками образуют широкий аркатурный пояс, который является отличительной особенностью владимирской архитектуры. Колонки, на которые опираются арочки, завершены капителями с растительным орнаментом. Его значение состоит в том, что он стал образцом для строительства православных соборов на Руси в последующее время.
Учитель. В 90-е гг. XII века Всеволод Большое Гнездо построит еще один храм в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского. Он называется Дмитриевский собор. Запишите в тетради.

  • Опишите внешний облик этого собора (мощный, торжественный).

  • Какие черты видим в облике этого храма? (массивность, тяжеловесность, в основании кубическая форма - высота почти равна ширине, абсиды - мощные полуцилиндры, сильно выступают, подчеркивают горизонтали).

  • Изменились ли они по своей сути?

  • Какую идею выражает этот храм?

  • Новое отличие - белокаменная резьба, которая придает особую нарядность и праздничность. Разбор сюжетов, техники резьбы. Подчеркнуть ее уникальность и неповторимость в зодчестве. Славу собору принесло скульптурное убранство. Почти 600 резных камней украшают поверхность стен. Соборная скульптура отображает власть и могущество Владимирской земли. Об этом свидетельствуют фигуры библейских царей, русских князей, а также львов, барсов, орлов - символов власти и покровительства.

  • Каменный ребус собора многозначен: на стенах трижды изображен царь Давид. К его трону, окруженному деревьями и травами, направляются ангелы, люди, звери, птицы. Считается, что рельефы иллюстрируют текст псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа».

  • Величавая монументальность и нарядное убранство воплощают идеал красоты зодчества Древней Руси. Храм венчает шлемовидная глава. Фасады выглядят рельефными благодаря выразительности членений.


Вывод 1. Первый образ владимирской архитектуры выражает идеи силы и утверждения господства. Храм - символ могущества князей.
Экскурсовод III. Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием.



Князь Андрей, отправляясь в поход на волжских болгар, увидел во сне Богородицу и уверовал с победу. Так и произошло, но погиб его сын Изяслав. Велел он соорудить церковь-памятник и посвятил ее Покрову Богоматери. А день этот - 1 октября (14 октября по новому стилю) - сделал всеобщим праздником в своем княжестве. Место для церкви выбрали там, где стоял шатер князя в ночь, когда ему явилась Богоматерь, где в Клязьму впадает приток Нерль. И стала церковь называться храм Покрова на Нерли (репродукция).
Учитель. Именно в памятниках Владимиро-Суздальской земли раскрывается душа нашего народа, его растущее национальное самосознание, любовь к своей земле. Во всей русской архитектуре, пожалуй, нет такого памятника, как эта церковь. О нем говорят, что это поэма, запечатленная в камне, ибо построил его князь в память о сыне и в умиротворение своей печали. Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной, возникает, как видение, легкий одноглавый храм. Какого типа этот храм?

Ответы. Одноглавый, крестово-купольный, 3 нефа, 3 абсиды.

Учитель. Его построили за один год. Ширина у основания - 10 метров, длина - 14 метров, высота - 30 метров. Но он не кажется массивным и тяжеловесным, а устремлен вверх. Зодчие используют оптические иллюзии во имя зрительного эффекта. Стены чуть-чуть наклонены внутрь, немного уменьшена верхняя часть по сравнению с нижней. Аркатурный поясок проходит по середине стены, что зрительно увеличивает высоту храма. Абсиды почти плоские, не выступают сильно. Какими приемами добиваются зодчие, чтобы придать изящество и стройность храму?

Ответы учащихся. Отметить вертикальные членения (пилястры), они устремлены вверх, что придает легкость. В аркатурном пояске арочки и окна вытягиваются, купол на вытянутом барабане.
Задание. Работа в тетрадях с терминами.

Таблица с ключевыми словами: крестово-купольный храм, неф, абсида, купол, барабан, пилястры, аркатурный поясок, закомара, белокаменная резьба.
Учащиеся выполняют зарисовки в тетрадях, 3 учащихся по желанию выполняют работу на доске, чтобы соотнести и показать названия деталей храма.
Учитель. Удачно ли найдено место? Как бы выглядела церковь в городе или на княжеском дворе?

Ответы. На берегу реки лучше всего, подчеркивает окружающую красоту, слитность с природой, заставляет радоваться гармонии с природой.

Учитель. Церковь возвышается над окружающим пространством. Для это приняли оригинальное решение. Здесь были заливные луга. Откуда же взялся холм? Фундамент сделали высотой в полтора метра из камней, залитых известковым раствором, на нем начали возводить стены. По мере того, как они поднимались, засыпали внутренность землей, насыпали и снаружи, так постепенно вырос холм высотой 4 метра. На этом холме, на спрятанных в землю стенах и предстояло вырасти храму.
Невозможно представить Русь без храмов, пения церковного хора, колокольного звона… Без этих звуков, разливающихся над пространством полей и лесов, деревень и городов, и пронизывающих душу, не мыслил человек своего существования на Руси. Вот и мы превратимся в колокола!
Физминутка.

Колокол дремавший ладошки под щеку (как будто спит)


Разбудил поля, пошевелить пальцами, разводить руки в стороны
Улыбнулась солнцу улыбнулись
Сонная земля. раскрыть руки ладонями вверх

Понеслись удары поднять руки вверх к солнцу


К синим небесам,
Звонко раздается покачать руками из стороны в сторону
Голос по лесам.

Скрылась за рекою Закрыть лицо ладошками


Белая луна,
Звонко побежала Руками показать волнообразное движение
Резвая волна.

Тихая долина двумя руками имитировать раскачивание колокола


Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон. (С. Есенин)
Дили-дили-дили-дон! Ритмично хлопать в ладошки
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон. Повороты в стороны
Весело играем мы - попрыгать на месте
Звонче, колокол, звени. Имитация раскачивания колокола
Экскурсовод IV. Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием.

Плывут корабли к Владимиру. Прибывают богатые купцы с товарами, иноземные послы на прием к князю Владимирскому. И первым их встречает белокаменный храм, который, словно свечка во славу Богородицы, сияет своим куполом. Подходят гости к храму, разглядывают затейливые украшения снаружи. Видят они Давида, играющего на арфе - символ мудрого правителя. По бокам - львы и грифоны - символы господства земного и небесного. Заканчивается молебен, но трудно расставаться с этой красотой!
Учитель. И действительно, трудно сказать, когда лучше всего любоваться храмом. Белокаменная церковь удивительно перекликается с окружающей природой и временами года. Весной реки разливаются, вода затопляет луга и в ней отражаются зеленые березки. Понять красоту храма поможет нам поэтическое слово.

Задание. Кто выразительнее прочитает стихотворение?

Учащиеся читают по желанию:

Огромный луг водой объят,

Как будто в век двунадесятый.

Лишь в двух местах приметил взгляд

Пригорков спинки сероваты.
Двойные вертикали древ.

И, лилией, средь вод, далёко,

Храм Покрова уходит в дрейф

И будит внутреннее око. (Т. Тимофеева)
Учитель. Обратите внимание на выделенные строчки и запомните их. Мы к ним еще вернемся.

Храм высится, как плывущий белоснежный лебедь. Незаметно уходит жаркое лето, наступает осень. Скошена трава на лугах, золотые листья покрывают холм. Небо покрывают темные тучи. Вода становится мутно-свинцовой. Тогда храм словно вбирает в себя оттенки окружающего пространства. Печалью веет от его стен. Зимой храм словно растворяется в белизне снежных просторов и плохо виден издали. Опускаются ранние сумерки и храм мерцает, словно звезда.


О чём задумывался, строя храм,

бессмертный гений – безымянный зодчий?

Стоит собор, открытый всем ветрам,

мирам и временам: смотрите зорче!

             

Вот: вечен, и бесхитростен, и прям –

как слово Божье и как слава отча.

И тайну, что доверена камням,

духовные да разумеют очи.
На зорьке, с первым утренним лучом,

в день Дмитриев и в год, судьбою данный,

о чём задумывался ты, о чём –

бессмертный гений – зодчий безымянный?

А летопись смиренна и проста:

«Князь дивну церковь каменну созда». (Т. Тимофеева)


Учитель. Как вам кажется, к кому же обращена эта красота?

Ответы. К людям.

Учитель. Какой художественный образ заключает в себе этот храм?

Ответы. Учащиеся подбирают слова для определения. Подвести их к понятию «лирический образ».

Учитель. Какие чувства вызывает? Вспомним второй эпиграф «Помни о Красоте, не изгоняй ее облика из своей жизни...» и строчки, выделенные в стихах.

Ответы. Чувство красоты.
Вывод 2. Второй образ владимирской архитектуры выражает идеи гармонии и красоты. Храм - символ лирических чувств человека.
Учитель. Подумайте над вопросом. Когда мы характеризовали Успенский, Дмитриевский соборы, храм Покрова на Нерли, мы говорили, что они крестово-купольные, имеют 3 нефа, 3 абсиды. Описание внешнего вида во всех храмах было одинаковым. Но, всмотревшись в храмы, мы поняли, что они совсем не похожи друг на друга. В чем же различие?

Ответы. В храмах заключен разный смысл, разное назначение, разные чувства вызывают, используют разные средства выразительности.

Учитель. А теперь вернемся к эпиграфу. Так почему же Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце....»?

Ответы. Красоту можно видеть не только глазами, ее нужно чувствовать сердцем. Это духовная красота, в которой заключается мудрость столетий. Это подчеркнуто и в стихах, где говорится о «внутреннем оке» и «духовных очах».

Учитель.

  • Как смотрели на храмы в начале урока?

  • Какими вы их видите сейчас?

  • Изменилось ли наше восприятие?

  • Почему Н. К. Рерих сказал о труде при восприятии красоты?

Ответы учащихся. Восприятие красоты - это душевный труд. Когда мы смотрим на древние сооружения, мы испытываем чувства. Они могут быть разными. Одних поражает величественность, других — мастерство, а кто-то задумывается, сколько веков прошло, а храмы стоят и рассказывают нам о давно прошедших днях.
IV. Домашнее задание.

Сочинение «Обретение вечности и красоты». (Приложение Памятка для написания сочинения)


V. Итоги и выводы.

Учитель. Наша экскурсия подошла к концу. Мы покидаем Владимиро-Суздальское княжество. Настало время подвести итоги. Что мы выяснили сегодня?

  1. Во владимирской архитектуре сложились два художественных образа храмов - величественный и лирический.

  2. Архитектура служит символом прославления власти князя и отражает красоту при гармонии с миром природы.

  3. При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное художественно-образное воплощение и содержание.

  4. Зодчие используют новые средства выразительности - пилястры, аркатурный поясок, вытянутый барабан, чтобы подчеркнуть устремленность здания вверх.


Учитель. Но будущее принадлежит другому центру земли Русской. И не случайно, что два столетия спустя в маленькой крепости Владимирского княжества Москве начнется возрождение русской государственности, объединение земель. И начнется оно со строительства церквей, в основу которых лягут традиции владимирских зодчих. Так перекидывается мостик традиций от одной эпохи к другой, который дает возможность поддерживать и сохранять наше великое наследие. Поэтому традиции владимирской архитектуры органично входят в национальную русскую культуру и становятся ее неотъемлемой частью. А возвестит об этом новым поколениям колокольный звон Успенского собора Московского Кремля.
С. Рахманинов. Фрагмент концерта № 2 для фортепиано с оркестром
VI. Благодарность за работу на уроке и выставление оценок.

Список литературы


  1. Васильева В. М. Изучение вопросов культуры XI-XVIII веков на уроках истории СССР. - М.: "Просвещение", 1989. - с. 13-24.

  2. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1974. - 335 с.

  3. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. - М.: Детская литература, 1984. - 191 с.

  4. Осетров Е. И. Живая Древняя Русь. - М.: Просвещение, 1976. - 252 с.

  5. Рыбаков Б. А. Мир истории. - М.: Наука, 1988. - 782 с.



Интернет-ресурсы:

http://vk.com/topic-17541218_23650752



http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36481.php — слова для физминутки


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница