Образовательная программа по балалайке (5 лет) мбо до «дши им. С. Губайдулиной»



Скачать 239.88 Kb.
Дата06.05.2016
Размер239.88 Kb.


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

зав.народного.отдела зам.директора по УВР директор МБО ДО «ДШИ

________О.А.Пономарёва МБО ДО «ДШИ им С.Губайдулиной»

Протокол № 1 от им С.Губайдулиной» _________ Э.Ф.Толстенко

« 27 » августа 2013 г. ______ М.Н.Нигматуллина « 29 » августа 2013 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по балалайке (5 лет)

МБО ДО «ДШИ им. С. Губайдулиной»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан



2013-2014 учебный год
«Балалайка – инструмент

любительский: таким он

и должен быть, в этом сила

балалайки и её значение;

но образцовое исполнение на

ней, как показатель игры,

должно существовать, иначе

не может быть подражания.»

В. В. Андреев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все программы ДМШ имеют художественно-эстетическую направленность.

Вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране уделяется большое внимание.

В общеобразовательной школе, параллельно с изучением целого комплекса предметов, на уроках музыки дети получают первые музыкальные представления. Общее музыкальное развитие — обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, привитие практических навыков и знаний, необходимых для участия в художественной самодеятельности, музицирования в быту и т. д. — осуществляется в детских музыкальных школах.

Одновременно с этой главной и основной задачей музыкальные школы призваны подготавливать наиболее способных учащихся для поступления в музыкальные училища.

В системе музыкального образования детские музыкальные школы являются наиболее массовым звеном.

Данная программа разработана для учащихся по классу балалайки на основе программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), 1988 г., составители: В. М. Евдокимов, Г. Е. Ларин.

Учитывая, что подавляющее большинство детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, учебные программы составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Данная программа отличается от уже существующих в первую очередь репертуаром, используемым в процессе обучения. Причины внесения изменений:

а) Изменение социально-экономической ситуации.

б) Информационная перегруженность детей.

в) Ухудшение состояния здоровья современных детей.

г) Изменение требований к содержанию и оформлению образовательных программ.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

- обеспечение обучения, воспитания и развития детей;

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству:

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- знакомство учащихся с достижениями мировой культуры;

- поддержание соответствующего уровня образования, позволяющего выпускникам продолжить учебу в средних учебных заведениях;

- предоставление учащимся возможности участия в различных фестивалях, конкурсах, концертах.

Педагогу по специальности следует постоянно наблюдать за поведением ученика в школе, поддерживать тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями учащегося.

Осуществление этих задач принесёт большую пользу развитию нашей художественной культуры и сыграет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в школе.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6-7 до 18 лет.

Срок реализации данной рабочей программы - 5 лет. Профессионально ориентированные учащиеся по решению Педагогического совета могут продолжить обучение в 6-7 классе.

Занятия проходят в форме индивидуального урока, продолжительностью 45 минут два раза в неделю. Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).



Условия реализации программы.

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о балалайке как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития балалайки, рассказать ему о лучших исполнителях. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно).

В повседневной работе в классе по специальности педагог должен прививать учащемуся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков, лучших произведениях современных прогрессивных композиторов.

Одна из главных задач, стоящих перед преподавателем специального класса, — добиваться гармонического развития технических и художественных навыков учащихся, подчиняя работу над техникой правдивому раскрытию художественного замысла изучаемого музыкального произведения. С первых же уроков необходимо приучать ученика внимательно и точно прочитывать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать большое внимание на аппликатуру, которая устанавливается им в наиболее удобной и целесообразной последовательности. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.

Необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

Важнейшей предпосылкой для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося является воспитание у него свободной и естественной посадки за инструментом и освоение целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или техническими задачами.

Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как со стороны преподавателя по специальности, так и самого учащегося обеспечивает устранение излишнего мышечного напряжения, вредно влияющего на состояние здоровья.

Исходя из индивидуальных возможностей учащегося, преподаватель должен давать ему четкие задания и систематически проверять их исполнение. Педагогу следует прослушивать заданный учебный материал, не прерывая исполнения. Объяснения и указания целесообразно делать при повторном проигрывании. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально-техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех или иных технических навыков, следует изучать с учащимися возможно больше художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления в общеобразовательных школах и т. д.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произведения русских и зарубежных композиторов, обработки народных песен и танцев.

При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

В отдельных случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включать в индивидуальный план для учащихся со слабыми данными отдельные произведения из репертуара предыдущих классов, а для профессионально ориентированных учащихся пьесы из репертуара следующего класса.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнять индивидуальные планы учащихся по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть.

Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Педагог специального класса должен помочь учащемуся составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, по специальности, не допуская перегрузки, пагубно отражающейся на здоровье. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних заданий. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым музыкальным произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над отдельными трудноусвояемыми тактами.

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.
Контроль и учет успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

Оценка ОТЛИЧНО выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка ХОРОШО выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению однако допущены небольшие технические и стилистические неточности .

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведение слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах , контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.

Экзамены проводятся в выпускных классах. На Выпускные экзамены четыре произведения различные по жанру и форме. В течении учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академических концертах.

На технических зачётах идёт контроль за работой над инструктивным материалом - этюды, гаммы, упражнения(2 раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии).

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.



Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии).

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление ученика.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1.Оценка годовой работы ученика;

2.Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также другие выступления ученика в течение учебного года.



Годовые требования.

1 год обучения.

В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки - как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.

Ученик осваивает приемы исполнения: щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания», удар большим пальцем, вибрато УК.П. и б.п. Штрихи: легато, нон легато, стаккато, маркато. Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.

За год учащийся должен пройти :

I полугодие

Гаммы: Ми-мажор, Ля-мажор, До-мажор (в одну октаву);

Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.

Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)

Произведения для чтения с листа.

II полугодие

Гаммы: Ми, ля, до, си минор и t5/3 натуральные в одну октаву.

Зтюды:4-5 с простым ритмическим рисунком.

Пьесы: 8-10 пьес разного характера на пройденные приёмы, запланированные программой на 1-ый год обучения.

Произведения для чтения с листа.
2 год обучения.

В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения: двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание», Малая и большая дроби, глиссандо. Подготавливается база для освоения «тремоло». Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи: легато, стаккато, маркато.


За год учащийся должен пройти:

I полугодие

Гаммы: Ми, Ре-мажор и Т5/3 – в одну октаву на двух струнах;

Хроматические гаммы: ми – ре мажор в одну октаву (На двух струнах);

Этюды: 4-5 этюдов

Пьесы: 8-9 пьес различного характера (в том числе и ансамбля);

Произведения для чтения с листа.



II полугодие

Гаммы: Ми, ре, фа, соль, ля, си, до минор и t5/3 – натуральный, гармонический и мелодический виды – в одну октаву. Хроматические гаммы: ми – ля мажор в две октавы (На двух струнах);

Этюды: 4-5 этюдов на пунктирный ритм;

Пьесы: 8-9 пьес различного характера (в том числе и ансамбля);

Произведения для чтения с листа.
3 год обучения.

В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, портаменто, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь.

Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося. Штрихи: легато тремоло по восемь нот в группе, легато тремоло по четыре звука в группе.

За год учащийся должен пройти:

I полугодие

Гаммы: ми, фа, соль мажор и Т5/3 – в две октавы;

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

II полугодие

Гаммы: фа#, ляЬ, ля мажор и Т5/3 – в две октавы;

Мелизмы: форшлаг, трель, мордент, группетто;

Гаммы: ми, ля мажор и Т5/3 искусственными флажолетами (октавными);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);

Произведения для чтения с листа.
4 год обучения.

В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося.

Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения: глиссандо, флажолет, гитарный прием.
За год учащийся должен пройти:

I полугодие

Гаммы: ми – ля мажор и арпеджио Т5/3 – Б6 – Б6/4 – Т5/3 – в две отавы;

Приёмы игры: вибрато двумя пальцами – УК. И ср.; вибрато тремя пальцами – б.п., УК.п., ср.п.;

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.



II полугодие

Гаммы: ми – ля минор и арпеджио t5/3 – М6 – М6/4 – t5/3 – в две отавы (натуральный, гармонический и мелодический виды);

Приёмы игры: гитарное пиццикато, гитарное тремоло, щипок, тремоло на одной струне УК.п.;

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.


5 год обучения.

В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоким осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др.), а также

подборе репертуара.

За год учащийся должен пройти:

I полугодие

Гаммы: ми – ля мажор и арпеджио – в две октавы; Ми – ля минор и арпеджио – в две октавы;

Хроматические гаммы: ми, ля мажор и Т5/3искусственными флажолетами (октавными);

Приёмы игры: тремоло с вибрато;

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 пьес различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

II полугодие

Гаммы интервалами: фа – ля мажор и арпеджио – в одну октаву; Ми – си минор и арпеджио (натуральный, гармонический, мелодический) искусственными флажолетами (октавными) – в одну октаву ( на двух струнах). Хроматические гаммы: ми-ля мажор - в две октавы триолями и Т5/3искусственными флажолетами (октавными);

Приёмы игры: тремоло с вибрато;

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 пьес различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.


6 год обучения (по желанию учащихся).

Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность

за выполнение художественных задач.

Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;

Упражнения для пальцевой беглости;

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.



Примерный перечень музыкальных произведений

1-й год обучения:

Тамарин И. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)

Марченко И. «Марш» (3)

Глейхман В. Этюд

Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)

Пирогов О. Частушка (4)

Куликов П. Этюд

Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)

Иванов Аз. Полька (4)

Цветков В. (обр.) «Во сыром бору тропина»

Цветков В. (обр.) «Котик»

Цветков В. (обр.) «Во поле берёза стояла»

Городовская В. (обр.) «У голубя, у сизого»

Чайкин «Этюд»

Цветков В. «Этюд»


2-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)

Польшина А. «Осень» (4)

Муха Н. Этюд

Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)

Будашкин Н. Вальс (4)

Иванов В. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)

Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)

Будашкин Н. (обр.) «Неделька»

Феоктистов Б. «Плясовой наигрыш»

Цветков В. (обр.) «Частушка»

Шишаков Ю. «Этюд»


3-й год обучения:

Гедике А. Этюд

Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)

Зверев А. «Ку-ку»

Прошко Н. Этюд

Полонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)

Чайкин Н. Скерцино (3)

Марутаев М. Этюд

Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)

Петров А. «Эксцентрический танец» (7)

Шольц П. «Ой, що ж то за шум»
4-й год обучения:

Черемухин Н. Этюд

Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)

Дварионас Б. Прелюдия (10)

Блинов Ю. Этюд

Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)

Широков А. «Зеленый хоровод» (12)

Поздняков А. Этюд

Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)

Воробьев Г. «Плясовая»


5-й год обучения:

Рябинин А. Этюд

Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)

Корелли А. «Гавот» (9,15)

Птичкин А. Этюд

Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)

Барчунов П. «Пляска» (18)

Кабалевский Д. Этюд

Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)

Хватов В. Наигрыш (20)


6-й год обучения:

Чайкин н. Этюд

Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)

Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)

Феоктистов Б. Этюд

Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)

Зверев А. Вальс (24)

Блинов Ю. Этюд

Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)

Фибих З. Поэма (26)



Примерные экзаменационные (выпускные) программы
Чайкин Н. Этюд

Андреев В. "Как под яблонькой" (23)

Камалдинов Г. Полька-пиццикато (165)

Гендель Г. Гавот с вариациями (66)

* * *
Шалов А. Этюд

Трояновский Б. (обр.) "Ах ты, береза" (126)

Андреев В. Маленький вальс (22)

Делиб Л. Пиццикато (168)

* * *

Шишаков Ю. Этюд



Балмашов И. (обр.) Перепелочка (87)

Прокофьев С. Гавот (41)

Пуленк Ф. Стаккато (87)

* * *


Зверев А. Этюд

Панин В. (обр.) Земелюшка-чернозем (81)

Вязьмин Н. Концертная полька (116)

Андреев В. Полонез № 2 (74)

Дриго Р. Полька-пиццикато (138)

* * *


Камалдинов Г. Этюд Покромович П. (обр.) Страданье (71)

Шостакович Д. Танец (3)

Андреев В. Вальс "Каприс" (23)

Гайдн Й. Менуэт (4)


Восьмой класс:

Зверев А. Этюд-картина

Шалов А. (обр.) "Ах, не лист осенний" (162)

Гольц Б. Плясовая (63)

Дюран О. Первый вальс (138)

* * *
Шалов А. Этюд-тарантелла

Трояновский Б. (обр.) "Светит месяц" (126)

Туликов С. Каприччио (125)

Андреев В. Вальс "Фавн" (74)

* * *


Зверев А. Этюд

Трояновский Б. (обр.) "Ах, се вечер" (126)

Петров А. Я шагаю по Москве (108) Андреев В. Мазурка № 4 (92)

Монти В. Чардаш (154)


Рекомендуемые сборники.

1.Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980

2.Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич .Киев,1972

3.Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959

4.Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976

5. Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966

6. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б.

Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1983

7.Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979

8.Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982

9.Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б

Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965

10.Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964

11.Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983

12.Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978

13.Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978

14.Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1982

15.Балалаечнику – любителю. Вып.2.М.,1979

16.Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В. Глейхман,1982

17.Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983

18.Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев,

Е. Авксентьев.М.,1965

19.Андреев. Избранные произведения. М.,1983

20.Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983

21 Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984

22.Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966

23.Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1986

24.Юный балалаечник. Л.,1982

25.Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963

26.Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983

27.Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980

28.Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,2000

29.Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962

30.Хрестоматия балалаечника. . Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак М.,1996

31.Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999

32.Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991



Рекомендуемая методическая литература.

1. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983

2. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е .М.,1991

3. Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на

домре.М.,1975

4.Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975

5.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984

6.Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970

7.Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962

8.Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979


Список литературы:



  1. Александров А. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре. М., 1975

  2. Андреев В. Материалы и документы. М., 1986

  3. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983

  4. Антология литературы для русских народных инструментов. Часть 1 / Сост. С. Колобков. М., 1984

  5. Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956

  6. Белкин А. Русские скоморохи. М, 1975

  7. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979

  8. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975

  9. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР.-М., 1976

  10. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.-М., 1982

  11. Государственный русский народный оркестр имени Н Осипова.-М., 1965

  12. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962

  13. Капишников Н. Воспитание чувств-Кемерово, 1961

  14. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982

  15. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр.-М., 1976

  16. Легкунец Ф. Струны звенят.-Алма-Ата, 1969

  17. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983

  18. Методика обучения игре на народных инструментах-Л., 1975

  19. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов.-М., 1985

  20. Пересада А. Справочник балалаечника.- М., 1977

  21. Поздняков А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании молодежи.-М., 1975

  22. Польшина Л. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития-М, 1979

  23. Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого.- М., 1979

  24. Розанов В. Инструментоведение.- М., 1981

  25. Самойлов Е. Звучат инструменты народные.-Пенза, 1972

  26. Смирнова И. Музыка для русских народных инструментов. История русской советской музыки. Т. З.-М., 1969

  27. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр.- Л., 1962

  28. Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре.- Л., 1984

  29. Чунин В. Современный русский оркестр.- М., 1981

  30. Шалов А. Основы игры на балалайке.- Л., 1970

  31. Шелмаков И. Проблемы развития оркестров народных инструментов.- М., 1974

  32. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов-М, 1970

  33. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница