Образовательная программа «Хохломская роспись»



Скачать 313.81 Kb.
Дата06.05.2016
Размер313.81 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская художественная школа города Кирово-Чепецка Кировской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДХШ г.Кирово-Чепецка Кировской области

____________ И.В.Колосова


Приказ № 52-ОДот 30.08.2010


Дополнительная образовательная программа

«Хохломская роспись»

2 года обучения

Возраст учащихся: 10-17 лет
Составитель:

Балашова Ольга Николаевна, преподаватель МБОУ ДОД ДХШ

2010 Кирово-Чепецк
Пояснительная записка.

Издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка. Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы зарождались в разных районах России, в зависимости от природных условий, так зарождались промыслы обработки дерева, резьбы по дереву, лозоплетения, плетение из бересты, изготовление традиционных народных игрушек из дерева и глины, росписи по дереву, так же промыслы существующие повсеместно: традиционная вышивка, изготовление традиционного костюма, изготовление традиционных игрушек и пр.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов декоративно – прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с жизнью крестьян.

Хохлома! Золотая Хохлома! Одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия.

Представленная программа – средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления ребенка. Воспитательное значение программы заключается в знании и понимании культуры своей Родины. Изучить историю происхождение народных промыслов, через изготовление предметов народного декоративно-прикладного искусства

Даная образовательная программа создана на основе программы Шпикаловой Т.Я. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8-классы», рекомендованной МО РФ 2001 год для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Адаптирована к учебному плану, для детей разного возраста и уровня знаний.

Данная программа знакомит детей с профессией мастера-художника росписи по дереву, в ней изучаются основы профессиональных знаний и мастерства. Дети знакомятся с традициями и особенностями Хохломской росписи.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – изучение искусства художественной росписи Хохломы, знакомство с наследием традиций этих промыслов. Сохранение и возрождение народных промыслов, укрепление любви к родному краю. Обучение практическим навыкам техники кистевой росписи, умению создавать собственные творческие композиции в традициях художественного промысла.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е:

1). Знакомство с традициями культуры Городецкого народного промысла.

2). Знакомство с наследием выдающихся мастеров Городца (прошлого и настоящего).

3). Формирование умений и навыков в изготовлении городецкой росписи.

4).Обучение основам промысла, его технологии (процессу изготовления).

5). Овладение техникой кистевой росписи росписи.

6) обучение основам композиции в декоративной росписи.

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е.

1). Эстетическое воспитание школьников, формирование их духовной культуры.

2). Формирование у детей художественного вкуса.

3). Формирование эмоционального отклика на прекрасное в жизни и в искусстве; любви к родному краю.

4).Развитие усидчивости, аккуратности, выдержки.

5).Развитие фантазии, находчивости, активного отношения к труду, интереса к самостоятельному творчеству.

Р А З В И В А Ю Щ И Е.

1). Развитие художественно-творческих способностей учащихся.

2). Культивирование пространственного представления, воображения и мышления.

3). Тренировка зрительно-образной памяти.

4). Формирование творческой индивидуальности.

5) Развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения.

6) Развитие детских представлений о быте и труде русского народа через предметы декоративно-прикладного искусства.

Программа «Хохломская роспись» предполагает определенные задачи, также затрагивая вопросы из области этнографии, истории, педагогики и культуры. Ключевую роль играет проблема сохранения национальных традиций. До недавнего времени было сложно вызвать интерес к многонациональной культуре России, познакомить с историей Древней Руси, с обычаями, обрядами и пр. Очень важно увлечь ребенка творческой работой, привить интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, способам их изготовления, старинным принципам работы с материалом (природные материалы, глина, дерево и пр.), а также на основе приобретенных знаний создавать свои изделия.

Для того, чтобы выполнить поставленные цели и задачи необходимо наделить детей знаниями, умениями, навыками, которые раскрывают природные задатки детей. Необходимо способствовать развитию интереса к традициям и быту русского народа. В программе используются различные приемы, принципы, методы, формы для реализации творческих потенциалов.

ПРИНЦИПЫ:

- актуальность - люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;

- индивидуальность - учет индивидуальных, психологических способностей и особенностей ребенка;

- наглядность - использование на занятиях наглядных пособий, фотографий, готовых материалов, иллюстрации;

- сотрудничество - в ходе работы учащиеся и педагог работают в качестве партнеров более и менее опытных;

- систематичность - определяется посещаемостью занятий, больше знаний- меньше пропусков;

- последовательность - обучение от простого к сложному, от простых образцов «крест» до готового изделия оберег «походный»;

- доступность и посильность - определяется созданием условий для полного раскрытия способностей ребенка, его особенностей;

- связь теоретической части с практической - изготовление любого декоративного изделия (бисерное яйцо) начинается с теории ( история происхождения);

- результативность - определяется показателем сравнительного роста личности.

ПРИЕМЫ:


- демонстрация эффективного опыта;

- объяснение опыта и ответ на поставленный вопрос.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ:

1.- По источнику передач и восприятию информации:

- словесный: рассказ; беседа; объяснение,

- наглядный использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий,

- практический применяется для закрепления приобретенных знаний на практике,

- проверка результатов обучения в устной форме- с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме- выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний,

2.- По дидактическим задачам:

- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта и пр.,

- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;

- применяются знания через выполнение готового изделия,

- творческая деятельность - показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов,

3.- По характеру деятельности:

- объяснительно-иллюстративный - наглядный метод, рассказ, беседа, показ готовых изделий, фото-материалы;

- репродуктивный - для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;

- частично – поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму (подбор бисера).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ:

1) коллективная – подготовка выставочных работ,

2) парная – изготовление одного изделия двумя участниками,

3) индивидуальная – проводится на индивидуальных занятиях.

Основной формой обучения по программе «Городецкая роспись» является урок:

1. Урок – изучение нового материала.

2. Урок – закрепление и обобщение.

3. Комбинированный урок.

4. Контрольный урок.

5. Урок – экскурсия.

Контроль знаний учащихся осуществляется оценкой их ученических работ.

В конце учебного года, учащиеся выполняют экзаменационную работу на выбранную учеником тему из традиционных сюжетов Городецкой росписи. Работа выполняется самостоятельно, выявляя уровень знаний и навыков, полученных за год (два) обучения.

Своего рода оценкой знаний, отчётом, является участие детей в школьных выставка, городских и областных конкурсах.

Система оценки полученных знаний.

Оценка «2» - ставиться за невыполненную работу

«3» - ставиться, если работа сделана наполовину, небрежное отношение к ней, много неточностей

«4» - ставиться, если работа выполнена правильно, но с некоторыми небольшими ошибками

«5» - ставиться за работу, выполненную аккуратно. с творческим подходом

Учебный процесс делиться на два этапа:

1.Основы городецкой росписи (1 год обучения)

2. Основы городецкой росписи в сюжетной композиции (1 год обучения)

Программа построена так, что второй этап обучения является углублением первого года.

№ п/п

Этап обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

Основы хохломской росписи

2

68

2

Основы хохломской росписи в сюжетной композиции

2

68

ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании курса первого этапа учащиеся должны знать:


  1. Закономерности построения хохломской росписи (ритм, движение, цветовое решение)

  2. Традиционные особенности Хохломского промысла

  3. Технологию процесса изготовления изделий хохломской росписи

  4. Законы построения травочно-растительной роспии и росписи «под фон»

Должны уметь:

  1. Выполнять наброски и зарисовки с натуры цветов и листьев, разрабатывать их декоративно для применения в хохломской росписи

  2. Разбираться в различиях травочно-растительной росписи и росписи под фон.

  3. Владеть приемами кистевой росписи

По окончании курса второго этапа учащиеся должны знать:



  1. Особенности построения росписи «Кудрина»

  2. Традиционные особенности росписи птиц

  3. Изготовление изделий по собственным эскизам

Должны уметь:

  1. Компоновать орнамент с птицей в круге. Линейная и цветная организация плосксти

  2. Использовать простые и сложные варианты традиционной росписи

  3. Свободно работать кистью

  4. Пользоваться эскизами и набросками для создания самостоятельных творческих разработок и композиций.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п/п

Название разделов

Темы

количество часов




Основы хохломской росписи

Хохломская роспись в ДПИ

10ч




Растительно-травочная роспись






Роспись «Под фон»

34




Декоративное оформление предметов быта

16

ИТОГО




68

Учебно-тематический план.

2 года обучения

№ п/п

Название разделов

Темы

количество часов




Основы хохломской росписи

Хохломская роспись в ДПИ

10ч




Растительно-травочная роспись






Роспись «Под фон»

34




Декоративное оформление предметов быта

16




Основы хохломской росписи в сюжетной композиции

Роспись «кудрина»

18




Традиционные птицы в хохломской росписи

14




Вид росписи «древко»

20




Экзаменационная работа в материале

16

ИТОГО




136



Содержание курса (1й год обучения)

На уроках декоративной росписи учащиеся знакомятся с историей возникновения Хохломского промысла, его традициями и особенностями.

Преподавание хохломской росписи ведется в методической последовательности: дается понятие об орнаменте, законах его построения, ритме движении, цветовом решении.

Учащиеся анализируют форму растений, делают наброски и зарисовки с натуры цветов, веток с листьями разных пород деревьев и декоративно разрабатывают их. В задании по декоративной разработке требуется плоскостное решение пространства. замкнутость композиции. связь изображения с формой листов. Учащиеся осваивают приемы кистевой росписи, характерные для хохломы. Учитель должен следить за правильностью постановки руки. Кисть держат вертикально тремя пальцами



1-2 четверть.

Учащиеся знакомятся с травочно-растительным орнаментом и росписью «под фон»



3 четверть.

Учащиеся разрабатывают свою форму токарного изделия. Проводиться беседа о взаимосвязи формы и декора. Особенности решения изобразительного пространства на поверхности объемной формы, подчеркнуто плоскостной характер изображения. Выполняют эскизы росписи изделия.



4 четверть.

Учащиеся знакомятся с техникой росписи доски деревянной хлебницы, получая некоторые навыки работы с красками. знакомятся с законами построения орнамента, учаться выполнять узоры на плоскости бумаги. Декоративное оформление предметов быта.

Используя примеры народного изобразительного искусства, знакомясь с принципами построения узора на плоскости предмета, учащиеся развивают художественное мышление, вырабатывают умения и навыки, необходимые для целенаправленного оформления.

Особое внимание учащихся следует обратить внимание на единство формы предмета и его украшения. Узор должен встраиваться и составлять единое целое в стой вещью которую он украшает. Это связано с освоением особого приема, которым пользуюься народные мастера – нанесением рисунка кистью без особой прорисовки. Чтобы овладеть этим приемом, необходимо его отработать на отдельных фрагментах узора. Это позволит почувствовать ритм и пластику узора.



Содержание курса (2й год обучения)

Учащиеся продолжают знакомиться с новыми видами росписи. Однако теперь, из выбор становиться более свободным, во многих заданиях он предоставляется самим учащимся. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству выполнения становятся более строгими. Основная задача этого года обучения – приобретение профессиональных навыков работы в материале, изготовление изделий с росписью по собственным проектам.



1 четверть.

Отрабатываются приемы кистевой росписи в технике «кудрина», особенности её композиционного построения



2 четверть

Учащиеся знакомятся с росписью хохломских птиц. Дается задание «Декоративное решение плоскости круга с птицей».

Начиная с простых упражнений, которые дают возможность освоить основы техники, учащиеся завершают работу изготовлением изделий, созданных по собственным эскизам. Компонуют орнамент в круге, ищут линейную, цветовую организацию плоскости.

3 четверть

Учащиеся знакомятся с росписью «древко». Выбирают самостоятельно изделие и разрабатывают композицию для росписи его. В конце обучения весь процесс изготовления изделий учащиеся выполняют самостоятельно.

Каждая вещь, выполненная на уроках декоративной росписи, в материале имеет определенное назначение, становиться предметом быта.

4 четверть.

Учащимся дается задание на свободную тему. Свободный выбор изделия и выбор росписи по желанию.

задание рассматривается как экзаменационное, подводящее итог по изучению хохломской росписи.

Свобода выбора изделия и вида росписи, позволяет каждому ученику наиболее полно проявить свои творческие возможности.

В процессе работы над эскизами проводиться индивидуальная беседа с каждым из учеников.

Стремление к творчеству в области художественного оформления изделий росписью, совершенствует мастерство, обогащает творческую фантазию, расширяет общий кругозор учащихся



Поурочное планирование. (1й год обучения)


№ п/п

Тема урока

Задачи

Задание

количество часов



история возникновения хохломского промысла, его традиции и особенности

Знакомство с хохломским промыслом

научиться различать хохломскую роспись от других видов росписи

2



хохломские виточки

знакомство с видами виточков

научиться приемам кистевой росписи

2



Кустики и травки в хохломской росписи

Знакомство с техникой написания кустиков, травки

роспись кустиков

2



Наброски и зарисовки с натуры цветов и листьев и декоративная разработка их

освоение стилизации

работа с натурным материалом и его стилизация

2



Наброски и зарисовки с натуры цветов и листьев и декоративная разработка их

освоение стилизации

работа с натурным материалом и его стилизация

2



Травочно-растительный орнамент

Знакомство с основами построения травочно-растительного орнамента

разработка композиции в полосе

2



Травочно-растительный орнамент. Выполнение в цвете

Приготовление колера для заливки фона. Освоение навыков кистевой росписи

Заливка фона золотистым колером. Подмалевка основных элементов

2



Травочно-растительный орнамент. Выполнение в цвете

Техника кистевой росписи

Разживка основных элементов

2



Травочно-растительный орнамент. Выполнение в цвете

Научиться писать травку в полосе

Письмо травки. Оформление каёмочки

2



Роспись «под фон»

Знакомство с законами построения фоновой росписи

разработка рапорта из стилизованных элементов

2



Самостоятельное составление узора в полосе с фоновой росписью

Закрепление предыдущей темы

разработка композиции в полосе

2



Выполнение задания в цвете

приготовление золотого колера. Порядок работы в цвете

заливка фона. Контуровка

2



Выполнение задания в цвете

Отработка кистевых навыков

Отписка

2



Выполнение задания в цвете

Отработка кистевых навыков

Подмалевка

2



Выполнение задания в цвете

Отработка кистевых навыков

Разживка

2



Выполнение задания в цвете

Отработка кистевых навыков

Письмо травки

2



Взаимосвязь формы и декора

знакомство с токарными изделиями в хохломской росписи

зарисовка токарных изделий, эскизы

2



Разработка своей формы токарного изделия для росписи

развитие творческого потенциала ребенка

поиск наиболее интересных решений задания

2



Компоновка орнамента в плоскости изделия

обратить внимание на единство формы предмета и его украшения

поиск наиболее интересных решений задания

2



Цветовое решение в композиции

обратить внимание на единство формы предмета и его украшения

основные цветовые пятна

2



Единство формы предмета и его украшения

закон равновесия

основные разживки

2



Влияние размеров цветовых пятен на уравновешивание композиции

закон равновесия

основные разживки

2



Выполнение орнамента в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Заливка фона. Контуровка

2



Выполнение орнамента в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Отписка. Подмалевка

2



Выполнение орнамента в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Разживка

2



Выполнение орнамента в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Письмо травки

2



Декоративное оформление предметов быта. Самостоятельная разработка хлебницы

Развитие художественного мышления, творческих возможностей

эскизы хлебницы

2



Компоновка орнамента на плоскости хлебницы

применение декоративных разработок цветов, листьев на предыдущих уроках

составление композиции на хлебницу

2



Цветовое решение композиции

единство формы предмета и его украшения

разработать композицию на цветовом пятне

2



Выполнение композиции в цвете

аккуратное выполнение работы

перенос эскиз на большой формат

2



Выполнение композиции в цвете

приготовление золотого колера

заливка фона

2



Выполнение композиции в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Отписка. Подмалевка

2



Выполнение композиции в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Разживка

2



Выполнение композиции в цвете

Дальнейшее развитие техники кистевой росписи

Письмо травки. Окантовка

2



Поурочное планирование (второй год обучения)


№ п/п

Тема урока

Задачи

Задание

количество часов



Особенности композиционного построение кудрины

знакомство с росписью «Кудрина»

поиск отличий «кудрины» от ранее изученных

2



Закон построения росписи «кудрина»

знакомство с различными видами листьев, цветов, ягод

зарисовки кудрины с образца в полосе

2



Закон построения росписи «кудрина»

знакомство с различными видами листьев, цветов, ягод

зарисовки кудрины с образца в полосе

2



Самостоятельное составление композиции в полосе

развитие творческой фантазии

разработка эскиза в полосе

2



Самостоятельное составление композиции в полосе

развитие творческой фантазии

разработка эскиза в полосе

2



«Царская кудрина» Выполнение в цвете

Отработка техники кистевой росписи

Заливка фона. Контуровка

2



«Царская кудрина» Выполнение в цвете

Отработка техники кистевой росписи

Контуровка

2



«Царская кудрина» Выполнение в цвете

Отработка техники кистевой росписи

Разживка

2



«Царская кудрина» Выполнение в цвете

Отработка техники кистевой росписи

Отписка

2



Традиционные птицы в хохломской росписи

знакомство с хохломскими птицами

зарисовка птиц с образца

2



Декоративная роспись птицы в традициях Хохломы

последовательность выполнения росписи

Разживка птицы с образца

2



Декоративное оформление панно с птицей

соответствие размеров птицы с плоскостью круга

эскизы композиции с птицей

2



Линейная, цветовая организация плоскости

равномерно распределить цвет на плоскости круга

разработка композиции по цветовым пятнам

2



Цветовое решение композиции

последовательное выполнение задания

Заливка фона Контуровка

2



Цветовое решение композиции

последовательное выполнение задания

Разживка

2



Цветовое решение композиции

последовательное выполнение задания

Письмо травки. Окантовка

2



Вид росписи «древко»

Отличительные особенности росписи «древко»

Найти отличия от ранее изученных видов

2



Соответствие формы изделия и его декоративного решения

Развитие художественного вкуса и творческой фантазии

выбор изделия для росписи «Древко»

2



Особенности решения изобразительного пространства на поверхности объемной формы

подчеркнуто-плоскостной характер изображения

эскизы композиции на изделии

2



Выполнение росписи на изделии

единство эстетического и функционального

цветовое решение композиции

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Заливка фона. Контуровка

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Отписка

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Подмалевка

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Разживки

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Письмо травки

2



Выполнение росписи на изделии

Отработка техники кистевой росписи

Окантовка

2



Экзаменацимонная работа

развитие художественного мышления, творческих возможностей

Выбор предложенных изделий. Ошкуровка и заготовка

2



Единство формы предмета и его декора

вызвать интерес к самостоятельному творчеству

эскизы композиции на изделии

2



цветовое решение композиции

вызвать интерес к самостоятельному творчеству

Разбор композиции по цвету

2



Выполнение росписи на изделии

аккуратное выполнение росписи

Контуровка

2



Выполнение росписи на изделии

аккуратное выполнение росписи

Подмалевка

2



Выполнение росписи на изделии

аккуратное выполнение росписи

Разживка

2



Выполнение росписи на изделии

аккуратное выполнение росписи

Письмо травки. Окантовка

2



Просмотр готовых изделий. Лакирование

Отбор изделий для выставки. Расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества

лакирование красочного слоя. Просмотр

2

Критерии и формы оценки знаний учащихся.

  • Текущие оценки знаний, умений и навыков выставляются в журнал за отдельное задание или занятие преподавателем.

  • Промежуточные просмотры – в конце каждой четверти

  • Контрольный просмотр выполнения программы (за 2 недели до основного просмотра) проводит преподаватель.

  • Основной просмотр за год оценивается комиссией из педагогов школы.

  • Оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не аттестован», допускаются выставление оценок с «+» и «-».

  • Оценки выставляются в соответствии с требованиями, целями и задачами, определенными данной программой. Оценка может зависеть от индивидуальных особенностей ученика (прилежание, трудолюбие и т.д.).

Оценка «Отлично» ставится за проявленную творческую активность, творческое и грамотное выполнение заданий, умение самостоятельно вести работу над заданием, творчески применять изученные технические приемы для решения поставленной задачи, высокое качество выполненных макетов.

Оценка «Хорошо» ставится за недостаточно творческий подход к выполнению заданий при добросовестном выполнении упражнений, небольшие технические погрешности.

Оценка «Удовлетворительно» ставится за отсутствие творческой активности, неспособность самостоятельно справиться с поставленными задачами, неаккуратность, низкую технику выполнения.



«Не аттестован» ставится за непосещение занятий и невыполнение требований программы.

Используемая литература
1. Бардина Р.А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., Высшая Школа, 1986
2. Казакова Р.Г. «Детская одаренность» (учебное пособие) Белякова Л.Т. ННОУ «Прометей», М.,1998
3.Шпикалова Т.Я. «Основы народного и декоратино- прикладного искусства» (программа), «Дрофа», 2001
4. Шпикаклова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М., «Просвещение», 1979 образцов игрушки.
Материальная база.
учебная литература

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристики иных информационных ресурсов

Количество

Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования»

Волков И.Н. «Художественная студия в школе» М. «Просвещение» 1993

Емельянова Т.И. «Любовь моя , хохлома». Волго-Вятское книжное издательство. 1981

Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М. «Просвещение» 1977

Коновалов А.Е. «Городецкая роспись» Волго-Вятское книжное издательство. 1988

Уткин П.И. «Народные художественные промыслы» М. 1992

Бородулина В.А. «Основы художественного ремесла» М. «Просвещение» 1979


2

2

1



3

3

3



3

Книги по рисунку и графике

Видеокассеты




250

2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница