Образование СССР



Скачать 171.7 Kb.
Дата01.05.2016
Размер171.7 Kb.





Образование СССР

Национальный вопрос был одним из самых актуальных в Российской империи. Однако ни царское, ни Временное правительство разрешить его не могли и не хотели. В самых первых программных документах РСДРП уже намечена программа решения национального вопроса.

Возможны были различные пути его решения – унитарное государство, автономия, федерация, и, наконец, конфедерация. Программный тезис о праве наций на самоопределение (при приоритете классовых интересов над национальными) не ограничивал пути решения вопроса о будущем национально-государственном устройстве. Сама позиция большевиков по этому вопросу с течением времени менялась – например, В 1913 будущий глава первого социалистического государства В. И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс( считали, что на основе интернационализма должно произойти слияние наций), писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В том же 1913 г. В.И. Ленин допускал решение национального вопроса в рамках «широкой областной автономии». В 1917 г. Ленин сформулировал принцип «союза свободных республик», т.е. федерацию. Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.)

В результате реализации первых шагов в области национальной политики, 31 декабря 1917 г. подписал Декрет о признании государственной независимости Финляндии, в августе 1918 г. – Декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключённых царизмом, отделилась Тува (1918); образовались и суверенные Советские республики (Украинская – декабрь 1917 г, Эстонская – декабрь 1918 г. Латвийская – декабрь 1918 г. Латвийская – декабрь 1918 г., Литовская – февраль 1918 г., Белорусская – январь 1919 г. и т.д.)

Малые народы, проживавшие компактно получили в РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и др.) и областную ( Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО).

Некоторые историки полагают, что большевики, провозглашая право наций на самоопределение, не ожидали, что на практике им пожелают воспользоваться практически все воспользоваться практически все входившие в империю народы. В годы гражданской войны на территории бывшей империи насчитывают до 70 государственных образований, причём некоторые из них существовали буквально несколько дней.

Тем не менее, при обсуждении II программы партии на VIII съезде РКПБ (б) большевики не отказались от тезиса о праве наций на самоопределение, хотя национальный вопрос и вызвал серьёзные дискуссии.

Против выступил Бухарин (лозунг «самоопределение трудящихся») и Пятаков ( Лозунг «Долой границы!» «Да здравствует пролетарский интернационализм!»). Они считали невозможными национально-освободительные войны в условиях социализма, отрицали программное о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Они заявляли, что это право в условиях империализма неосуществимо, а при социализме – излишне, так как развитие общества идёт в направлении слияния наций. Бухарин противопоставил программному требованию партии в национальном вопросе положение о самоопределении трудящихся классов каждой нации.

В условиях взятого курса на мировую революцию Бухарин и Сталин в 1919 г. отстаивали принцип самоопределения, но не всей нации, а только пролетариата (трудящихся) в рамках данной нации. Отсюда вытекал принцип автономизации на классовых основах, идея «мирового СССР» в рамках РСФСР. Собственно национальный вопрос был вторичен по отношению к классовому. Он нередко воспринимался как досадная помеха идеологическому самоопределению рабочего класса. Национальная специфика (традиции, культура, психология и т.д.) поглощались классовой идеей. Такой подход можно назвать классово-унитарным.

Позже, считая, что мировая революция запаздывает, большевики вынуждены были признать такие понятия, как «граница», «самоопределение».

Ленин лучше других в большевистском руководстве понимал реалии 20-х годов, принимал конфедеративное устройство республик, но при этом не проводил чёткой границы между федерацией и конфедерацией и не разграничивал функции центра и республик. Он говорил, что большевики безусловно за право наций на самоопределение вплоть до отделения , но против создания маленьких нежизнеспособных государств.

Однако в тексте программы тезис о праве на самоопределение именно наций остался без изменения.



Создание военно-политического союза республик
В годы гражданской войны оформился военно-политический союз суверенных республик. Это было оформлено декретом ВЦИК от 1 июня 1919 г. В союз первоначально вошли Россия, Украина, Белоруссия, Латвия и Литва. Целью союза провозглашалась «борьба с империализмом». Последовало объединение вооружённых сил, вводилось единое военное командование ( Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления, были объединены светы народного хозяйства (совнархозы), железнодорожный транспорт, наркоматы труда и финансов. В период подготовки к международной конференции в Генуе сложился дипломатический союз республик.

Такая форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие её заключалось в том, что российские управленческие структуры фактически играли роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Задача момента – достижение единства военных действий, - была решена, но одновременно суверенитет республик был несколько ограничен.


Хозяйственный союз республик. Расширение союза.
Когда в конце 1920 г. утихла гражданская война, принцип независимости или автономии уже распространился на всю бывшую Российскую империю. Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика составляла единое ядро, включавшее почти 20 автономных единиц, населённых нерусскими, главным образом мусульманскими, народами. РСФСР занимала 92% территории и включала в себя 70% населения, которому в конечном счёте предстояло войти в СССР. Остальные территории подразделялись на 8 отдельных государств, независимость которых была действительной в разной степени. Сюда входили Украинская и Белорусская Социалистические Советские Республики; Азербайджанская, Армянская и Грузинская Социалистические Советские Республики; Дальневосточная республика со столицей в Чите и две советские республики в Средней Азии – Хорезмская и Бухарская, социалистическими не признававшиеся по уровню экономического развития и называвшиеся Народными.

После окончания гражданской войны на первое место выдвинулась задача восстановления экономических связей. В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и политическом союзе. Увеличилось число общесоюзных наркоматов.

Разница между независимыми республиками, связанными с РСФСР договорными отношениями и автономными республиками, входившими в РСФСР, на деле была невелика. Для того, чтобы облечь практическое воссоединение бывших частей Российской империи в целое, логично было либо сделать союзные республики автономными единицами расширенной РСФСР, либо вывести автономные республики из РСФСР и сделать их единицами более крупного союза наряду с РСФСР и союзными республиками.

Однако первое решение вызвало бы недовольство союзных республик, особенно Украины, как снижение их статуса формально независимых, как подчинение России. Второе решение ослабило бы РСФСР как главный стержень всей структуры и вызвало бы враждебное отношение у всех, в чьих интересах было сохранить преобладание РСФСР.

Следовательно, было необходимо выработать компромисс, который бы минимально отклонялся от сложившегося положения вещей. РСФСР «оставалась федерацией», охватывавшей в то время 8 автономных республик и 13 автономных областей, и в качестве единицы, формально приравненной к независимым социалистическим республикам, входила в более широкую федерацию.

Чтобы подготовить такое урегулирование, потребовалось объединить в одну местную федеративную единицу три маленькие Закавказские республики, и этот незначительный шаг стал поводом для серьёзных трений между Арменией и Грузией, между соперничающими группами грузинских большевиков, между группами в Центральном Комитете РКП (б) и, наконец, между Сталиным и почти нетрудоспособным Лениным. Этот спор отражал также силу грузинского национализма и недавно присоединившихся меньшевиков, которые превратили Грузию не меньше, чем Украину, - в центр сепаратистского «национального сопротивления Советской власти.


Грузинское дело

С того момента, как все три Закавказские республики были включены в советскую систему, Армения, сознавая свою военную и экономическую слабость и изолированность, поспешила призвать к созданию в какой-либо форме федерацию или союза между ними, в то время как Грузия, гордясь традицией независимости, протестовала против такого шага, который привёл бы к выравниванию экономических условий между нею и более бедными соседями и увеличил бы влияние входящего в неё многочисленного армянского меньшинства. Грузия отличалась от других республик Закавказья особым экономическим положением. Она единственная имела сложившиеся торговые связи с капиталистическим миром через Батум, что открывало возможность , развивая нефтепромышленность на концессионной основе, осуществлять внешние экономические связи, улучшать положение народа.

29 ноября 1921 г. ЦК РКП (б) утвердил проект постановления, предложенный Лениным, в котором федерация Закавказских республик признавалась безусловно необходимой и принципиально верной.12 марта 1922 г. в результате длительного давления из Москвы три Закавказские республики заключили договор, образовав Федерацию Социалистических Советских Республик Закавказья (ФССРЗ) с «Полномочной Конференцией» в качестве высшего органа власти. Одной из функций, согласно договору подлежавшей контролю федерации, было «руководство экономической политикой». Была выполнена рекомендация Ленина о создании «областного экономического органа» - был создан «Высший Экономический Совет».

Однако Кавказское бюро партии под руководством Георгия (Серго) Орджоникидзе стремилось объединить Закавказские республики в единую федеративную республику, а не некое её подобие. Большевики усматривали в таком объединении средство предотвращения конфликтов, так и способ борьбы с национальным сепаратизмом. Это вызвало серьёзное возражение значительного большинства ЦК КП Грузии (Ф. Махарадзе, Б. Мдивани и других) и одной из фракций азербайджанской.

Ленин пригласил к себе в Горки Сталина, чью идею автономизации проводил в Закавказье Орджоникидзе. Беседовал с ним о путях объединения советских республик. Сталин не спорил, но потом позицию Ленина назвал «национальным либерализмом». На Пленуме ЦК РКП (б) (октябрь 1922 г.) идея «автономизации» была отвергнута и принят проект В.И. Ленина - добровольное объединение всех советских республик в новое многонациональное государственное образование на основе их полного равноправия и суверенности (независимости). В 1922 г. Ленин стал считать, что затея с «автономизацией» в корне неверна. Вхождение республик в состав РСФСР и подчинение их единому центру он расценивал как политику, напоминавшую царскую и лишь «подмазанную советским миром».

Приветствуя в целом решение Октябрьского Пленума об образовании Союза, от имени ЦК Грузии выступил Ф. Махарадзе. Он предложил изменить один пункт: рассмотреть возможность в союз не всей Закавказской федерации, а отдельных республик – Грузии, Армении, Азербайджана.

Это заявление «взорвало» Орджоникидзе. Он назвал руководство КП Грузии «шовинистической гнилью», Мдивани – «спекулянтом, духанщиком», председателю ЧК К. Окуджаве грозил расстрелом. В выражениях не стеснялась и другая сторона: А. Кабахидзе назвал Орджоникидзе «сталинским ишаком», за что получил пощёчину.

В ноябре 1922 г. была образована комиссия во главе с Ф. Дзержинским ( в неё также входили Капсукас и Мануильский) для срочного рассмотрения сложившейся ситуации. Во время работы комиссии (Дзержинский был на стороне Орджоникидзе) Сталин своими шифрограммами в Тифлис о намерении «основательно наказать грузинский ЦК» фактически ещё больше разжигал страсти. Комиссия, сделав заключения, одобрила линию Заккрайкома и осудила позицию ЦК КП Грузии. Ленин остался недоволен работой комиссии. 12 декабря 1922 г. он узнал об итогах деятельности комиссии, а на следующий день, 13 декабря 1922 г., у него произошли два тяжелейших приступа болезни.

Осенью руководители грузинских коммунистов Мдивани и Махарадзе были освобождены от занимаемых должностей и отозваны в Москву, был образован новый партийный комитет Грузии. Когда препятствия были таким образом устранены, в Тифлисе состоялся I Закавказский съезд Советов, который 13 декабря 1922 г. принял Конституцию ЗСФСР. Непокорность Грузии была усмирена, и была создана административная единица, подходящая для образования более широкого союза.

Высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав обязанностей.


Проекты создания Союза ССР
Для разработки плана объединения советских республик в августе 1922 г. была создана специальная комиссия во главе с В.В. Куйбышевым. За основу решения комиссии был взят план, предложенный И.В. Сталиным. В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской, Хорезмийской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние договорные отношения (план автономизации).

Были и другие взгляды – например, татарские и башкирские националисты предлагали ликвидировать РСФСР, а автономные республики превратить в союзные. В 20-х числах сентября 1922 г. в Москве В.И. Ленин ознакомился с выводами Комиссии, мнением Сталина и позицией республик. Ленин предложил назвать эту федерацию «Союзом Советских Республик Европы и Азии» (ССРЕА).

6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими социалистическими республиками, исправленный с учётом предложений Ленина.

Существенной особенностью ленинского понимания федерации, как и сталинской автономизации было то, что оно замыкалось на в рамках классовости, диктатуры пролетариата. Подобно НЭПу, втискиваемому в октябрьскую доктрину, национальный вопрос рассматривался как средство укрепления однопартийного режима и борьбы с империализмом.

29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку и срок открытия Всесоюзного съезда Советов.

Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

I съезд Советов СССР

30 декабря 1922 г. состоялся Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов СССР). В его работе приняли участие 2215 делегатов, в том числе от РСФСР – 1727, УССР – 364, ЗСФСР – 91 и БССР – 33. Почётным председателем съезда избран Ленин. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он Огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР.

Съезд избрал Центральный исполнительный комитет СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М.И. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский Украинская ССР), А.Г. Червяков (Белорусская ССР) и Н.Н. Нариманов (ЗСФСР). Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции СССР должен был осуществлять Совнарком РСФСР.



КАЛИНИН Михаил Иванович (1875-1946), советский политический деятель, Герой Социалистического Труда (1944). С 1919 председатель ВЦИК, с 1922 председатель ЦИК СССР, с 1938 председатель Президиума ВС СССР. Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина ; санкционировал массовые репрессии 1930-40-х гг.

НАРИМАНОВ Нариман Кербалай Наджаф оглы (1870-1925), азербайджанский и советский политический деятель, писатель. В 1917 председатель комитета «Гуммет». В 1920 председатель Азербайджанского ревкома, председатель Совета народных комиссаров (СНК) Азербайджанской ССР. С 1922 председатель Союзного Совета ЗСФСР. Роман «Бахадур и Сона» (1896), историческая трагедия «Надиршах» (1899), пьесы, литературно-критические статьи.

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958), российский политический деятель. Депутат 4-й Государственной думы, председатель фракции большевиков. С 1917 нарком внутренних дел РСФСР. В 1919 председатель Всеукраинского ревкома. В 1919-1938 председатель ВУЦИК. С 1940 заместитель директора Музея Революции СССР. Член ЦК партии в 1921-1939, кандидат в члены Политбюро ЦК в 1926-1939.

ЧЕРВЯКОВ Александр Григорьевич (1892-1937), советский политический деятель. С 1920 председатель ЦИК (до 1924 одновременно и СНК) Белорусской ССР. В обстановке массовых репрессий покончил жизнь самоубийством.
Первое правительство и Конституция СССР

Завершающим этапом оформления СССР была выработка Конституции. В январе 1923 г. были образованы конституционные комиссии в союзных республиках, а в апреле 1923 г. – создана объединённая (расширенная) Конституционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик под председательством М.И. Калинина.

В конце июня – начале июля 1923 г. проект Конституции был рассмотрен специальными ЦИК республик. 6 июля – утверждён II сессией ЦИК СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил её (официальная дата рождения СССР).

Конституция СССР провозглашала добровольность объединения республик, их равноправность, свободу выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик.

Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК, состоявший из равноправных палат: Совет Союза (верхняя палата) и Совет Национальностей). Совет Союза избирался из представителей республик пропорционально их населению; Совет Национальностей – входили по пять представителей от каждой союзной республики и автономной республики и каждая автономная область – по одному.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений , обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР. При Совнаркоме СССР учреждалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая систтема голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

Высшим исполнительным органом провозглашён Совет народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Совет Народных Комиссаров СССР ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение. ( В последствии постановление Всесоюзного Центрального исполнительного комитета СССР от 12 ноября 1923 г. «О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюзное значение и находящимися в ведении Высших Советов Народного Хозяйства» и «Положение о ВСНХ СССР» ограничили права союзных республик в области управления промышленностью в пользу Союза как целого).

Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство – Совет Народных Комиссаров СССР во главе с Лениным. В правительство также вошли: заместители председателя СНК Лев Борисович Каменев (Розенфельд), Мамия Дмитриевич Орахелашвили, Алексей Иванович Рыков, А.Д. Цурюпа, Влас Яковлевич Чубарь.



Наркомы:

Иностранных дел – Георгий Васильевич Чичерин;

По военным и морским вопросам (нарковоендел) – Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн);

Внешней торговли – Леонид Борисович Красин;

Путей сообщения – Феликс Эдмундович Дзержинский;

Почт и телеграфов – И.Н. Смирнов,

Рабоче-Крестьянской Инспекции – Валериан Владимирович Куйбышев.

Труда – Василий Владимирович Шмидт.

Продовольствия – Н.П. Брюханов.

Финансов – Григорий Яковлевич Сокольников (Бриллиант).





Национально-государственное строительство
В 1924 – 1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азией. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные вошли в состав СССР.

В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением.

В составе РСФСР в 1923 – 1924 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей.

Шёл интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье (Дагестанская АССР, Горская АССР). Проводилась работа по уточнения границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселённых преимущественно белорусами. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность её населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии в союзную республику (1929 г.) к ней отошёл Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. В 1936 г. союзными республиками стали Казахстан и Киргизия, входившие ранее в РСФСР на правах автономий. В том же 1936 г. была ликвидирована ЗСФСР. Не всегда продуманное национально- государственное размежевание, проведённое в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.
Итоги объединения

1. Образование единого союзного социалистического государства способствовало укреплению его экономической и военной мощи, облегчало индустриальное и культурное развитие отсталых национальных окраин бывшей Российской империи.

2. Образование СССР затормозило становление подлинной национальной государственности, так как федеративное начало в Советском Союзе оказалось сугубо декларативным, а право республик на выход из Союза существовало лишь на бумаге. 3. Деление страны на союзные и автономные республики не помешало становлению сверхцентрализованного государства. В этой ситуации оказалось во многом деформированным и развитие национальной культуры.

4. Безболезненно разрешить национальный вопрос в рамках Союза ССР не удалось, что послужило одной из главных причин распада единого государства в начале 90-х гг.





Унитарные тенденции



Федералистские тенденции

1. Сказывался весь предшествовавший опыт, политические традиции; стиль мышления в духе унитаризма как представителей власти, так и определённой части населения Российской империи.

1. В силу большого противостояния в обществе давала знать о себе приверженность значительной части населения лозунгу права на самоопределение, реализованного к тому времени многими народами, в том числе Польшей и Финляндией.

2. Имели место элементы тоталитаризма в виде сращивания партийного и государственного аппаратов, унитарный жесткоцентрализованный характер РКП (б), пронизывающий государственные структуры.

2. Реально сложившееся конфедеративное устройство в форме военно-дипломатического союза республик (но в рамках лишь «красных» республик).

3. В условиях гражданской войны и «военно-коммунистического эксперимента» свёртывались товарно-денежные отношения, что способствовало замене рыночного механизма распределительными. Это объективно усиливало роль центра.

3. В это же время отдельные районы страны много раз переходили из рук в руки, связь с центром практически отсутствовала. Местные советы брали на себя дело обеспечения порядка, имели свои вооружённые силы, объявляли об автономии.

4. Переход к нэповским методам управления экономикой объективно повышал роль государства, осуществлявшего ряд реформ и провозгласившего монополию внешней торговли.

4. НЭП способствовал расширению сферы товарно-денежных отношений, налаживанию двухсторонних связей между различными регионами.

5. Идея мировой революции, планы создания «мирового СССР» отнюдь не утратили своей актуальности для советского руководства в начале 20-х годов.

5. Выход Советской России на международную арену, начавшаяся полоса признания Советской республики иностранными государствами требовали гибкости внешней политики, учёта интересов различных стран, дали необходимый опыт сотрудничества.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница