«Образование имен существительных с суффиксами -ик-, -ищ-» в подготовительной к школе логопедической группе мдоу д/с №14



Скачать 46.75 Kb.
Дата09.05.2016
Размер46.75 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 общеразвивающего вида»

Волоколамского муниципального района

КОНСПЕКТ

открытого занятия для педагогов МДОУ д/с № 14

по формированию

лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

на тему: «Образование имен существительных с

суффиксами -ИК-, -ИЩ-»
в подготовительной к школе логопедической группе МДОУ д/с № 14


СОСТАВИЛА: учитель-логопед МДОУ д/с № 14

Касаткина Елена Владимировна
ПРОВЕЛА: 15.11.10 г.
2010 - 2011 учебный год
Тема: Образование имен существительных с суффиксами -ИК-, -ИЩ-.

Программное содержание: - познакомить детей с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ИК- и увеличительным суффиксом -ИЩ-;

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением по игрушкам, по предметным картинкам, по следам выполненных упражнений;

- закрепить представления детей о частях тела домашних животных;

- активизировать словарный запас по теме «Домашние животные», «Рыбы»;

- воспитывать любовь к домашним животным;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные операции сравнения и обобщения.



Оборудование: мягкие игрушки и предметные картинки, изображающие котов 3 размеров (большого, среднего и маленького), предметные картинки 3 размеров (дома, ерши, караси, сомы), силуэты двух гномов (большого и маленького), раздаточные предметные картинки двух размеров (дом, кот, нос, рот, глаз, лопата, заяц), мяч, фишки.

Ход занятия: а) организационный момент – «Сядет тот, кто назовет ласково домашнее животное».

б) знакомство со значениями суффиксов -ИК-, -ИЩ - Логопед рассказывает сказку И.В.Скворцовой «Два брата ИК, ИЩ», выставляя на доску предметные картинки по ходу повествования.

Речевой материал: «На холме стоял дом. В дом жил кот. У кота был рот, нос, лоб, живот, хвост. Левый глаз у него был зеленый, правый глаз тоже зеленый. На шее кот носил бант. Вешал его на гвоздь.

Однажды к дому кота пришли два брата ИК и ИЩ. ИК был маленький и ласковый. Он превратил холм в холмик. На нем построил домик. В домике стал жить котик. У котика был лобик, ротик, носик, животик, хвостик. Один глазик был зелененький, другой – зеленоватый. Котик носил бантик и вешал его на гвоздик.

Брат ИЩ был очень большой и серьезный. Он превратил холм в холмище. На нем построил домище. В нем стал жить котище. У котища был ротище, носище, лбище, животище, хвостище. Были у него зеленые глазищи.

Вот какой был котище. На шее котище носил…что? Помогите, пожалуйста. Правильно, бантище. Вешал его на гвоздище.

Однажды кот, котик и котище отправились ловить рыбу. Коту попались ерш, карась и сом».

Логопед: Скажите, кто попался на крючок котика?

Дети: На крючок котика попался ершик, карасик и сомик.

Логопед: А кто попался на крючок котища?

Дети: На крючок котища попался ершище, карасище и сомище».

Логопед: Подумайте, что делает со словами брат ИК?

Дети: Брат ИК называет слова ласково, делает предметы маленькими.

Логопед: А что делает со словами брат ИЩ?

Дети: Брат ИЩ делает предметы большими, огромными.

в) сравнение и называние частей тела котов различного размера –

Логопед: Вспомните, каким сделали братцы ИК и ИЩ кота из сказки? (выставляет игрушка – кот среднего размера)

Дети: Братец ИК превратил кота в котика, а братец ИЩ превратил кота в котище.

(По ходу ответов логопед выставляет на стол игрушки - большого и маленького кота).

Логопед: Как назывались части тела у котика? У котища? (к столу вызываются двое детей и отвечают на вопросы по образцу логопеда, интонационно выделяя суффиксы -ИК-, -ИЩ-. Логопед показывает части тела кота на игрушке среднего размера).

Образец: У котика был лобик, а у котища был лбище. У кота был хвостик, а у котища был хвостище и т.д. За правильные ответы дети награждаются фишками.

Логопед вызывает следующую пару детей. Они конструируют предложения по аналогии, интонационно выделяя суффиксы -ИК-, -ИЩ-.

Логопед: Где жил котик? А котище? Где стоял домик котика? А домище котища? Что носил на шее котик? А котище? Куда котик вешал свой бантик? А куда вешал котище свой бантище? (ответы детей).

К доске приглашается третья пара детей, они выполняют задание логопеда по аналогии с предыдущим.

Логопед: Кто попался на крючок котика на рыбалке? А кто попался на крючок котища? (ответы детей).

Вывод: Если вы хотите сказать о предмете ласково, сказать, что он маленький, то зовите на помощь братца ИК. Если хотите подчеркнуть, что предмет огромный, зовите братца ИЩ.

г) подбор и называние изображений по предметным картинкам с использованием суффиксов уменьшительно-ласкательного и увеличительного значения - логопед выставляет на доску изображения двух гномов – большого и маленького.

Логопед: Братцы ИК и ИЩ очень любят подарки. Но нужно быть внимательными и не перепутать подарки, назвать их правильно. Братцу ИК должны достаться маленькие предметы, а братцу ИЩ – большие.

Каждый ребенок выходит со своей раздаточной картинкой, называет ее и дарит одному из гномов.

Образец: На моей картинке нарисован домик. Я подарю домик братцу ИК и т.д. На моей картинке нарисован домище. Я подарю домище братцу ИЩ. За каждый правильный ответ дети награждаются фишками.

д) физкультминутка «Большой – маленький» - дети встают в круг. Логопед бросает каждому из детей мяч и называет существительное. Ребенок, получив мяч, называет слово для братца ИК. Игра проводится два раза. Во второй раз дети называют слова для братца ИЩ.

е) составление предложений с использованием существительных с суффиксами -ИК-, -ИЩ –

Логопед: Научим братцев придумывать предложения о разных предметах с их любимыми словами, которые им нравятся. Для этого нам пригодятся картинки, которые мы им подарили.



Дети составляют предложения различной структуры. За каждый правильный ответ дается фишка. Затем проводится проверка работы от лица гномов и дается оценка ответов каждого ребенка, выполнявшего задание.

ж) итог занятия, оценка деятельности детей - Логопед: Вы прекрасно справились с заданиями братцев ИК и ИЩ. Что же делает со словами братец ИК? А братец ИЩ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно выполнять? Кого из ребят можно похвалить? (ответы детей).

Затем логопед дает оценку работе каждого ребенка и всей группы в целом и объявляет окончание занятия.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница