Образы разбойников в мировой литературе



Скачать 254.32 Kb.
Дата31.10.2016
Размер254.32 Kb.



VII-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция

Образы разбойников в мировой литературе

Литература. Исследование.

Джунайдова Алина, 9 класс, областная специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД, г. Петропавловск, sakuralina@rambler.ru

Маторина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы, специализированная школа-лицей для одаренных детей ЛОРД, г. Петропавловск, regina7272@mail.ru
Тема моей работы – «образы разбойников в произведениях мировой литературы». Я выбрала эту тему, потому что мне очень нравится приключенческая литература, а во всех приключенческих книгах есть злодеи. Очень часто это разбойники. И у них зачастую такие же интересные и привлекательные характеры, как и у положительных героев.

Цель работы: рассмотреть образы разбойников, созданных литературой разных стран:

-определить, какие черты объединяют их;

-какие черты создают национальный колорит в образе разбойника;

-какие черты определяют тип разбойника;

-создать классификацию “разбойничьих” типов.

Главная идея работы:

Главная идея состоит в том, что разбойники могут классифицироваться так же, как и герои. И создать классификацию по нескольким критериям – это главная проблема работы.



Библейские разбойники

Образы разбойников в литературе появились с древнейших времен. Самыми первыми в новые времена упоминаются новозаветные разбойники, разделившие участь распятого Христа.

Варавва — сын Аввы, известный преступник в Иерусалиме, содержавшийся в темнице за возмущение и убийство во время суда Пилата над Господом Иисусом. У Римлян был обычай отпускать одного из преступников на Иудейский праздник Пасхи. Иудеям было дозволено назвать одного из преступников, которого они желали бы освободить на праздник. Очевидно, это делалось из политических целей, дабы расположить Иудеев к Римскому правительству. Пилат, как видно из Евангелия, желал воспользоваться означенным Римским обычаем для освобождения Господа Христа, но Иудеи настояли на том, чтобы освободить разбойника и убийцу, а Господа Иисуса предать мучительной и позорной смерти на кресте. Толпа решила судьбы разбойника и сына Божьего в пользу разбойника. Несмотря на то, что Варавва был вором и убийцей, в глазах жителей Иерусалима он был лучше, чем Иисус, который творил для них добро.

Когда Иисуса распяли, он висел между двумя разбойниками. Один оскорблял его, а другой, наоборот, успокаивал товарища: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если ты Христос – спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». [1, с.97]

В народе этот разбойник был прозван Благоразумным, а его товарищ – Безумным. История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Библейских разбойников сложно рассматривать со стороны их национальной принадлежности. В Библии они только мельком упоминаются. Нам не известны ни их преступления, ни их характеры. Лишь то, что один из них раскаялся, а второй – нет.



Легенда о Кудеяре-атамане

Легенды о Кудеяре-атамане основаны на распространенной легенде о двух великих грешниках. Такая легенда особенно распространена у восточных славян. В нашем случае герой назван Кудеяром. Это атаман волжских разбойников. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках – село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и т.д. Песенная обработка народного сказа вошла в неоконченную поэму Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет легенды всегда одинаков: «лютый» разбойник раскаивается в своих преступлениях и становится отшельником, живет в лесу один, но молитвы не помогают ему. Чтобы получить прощение, бывшему разбойнику нужно выполнить какое-то задание, чаще всего поливать головешку, пока она не прорастет (у Некрасова Кудеяр режет дуб). Но затем герой встречает еще большего грешника, убивает его, и головешка прорастает сама.

Вначале Кудеяр представляется грабителем и убийцей, который не боится пролить христианскую кровь. Днем развлекается, как хочет, ночью грабит. Не жалеет никого, ни о чем не беспокоится. Зверь, а не человек. Но внезапно в Кудеяре просыпается совесть. «Сон отлетел; опротивели пьянство, убийство, грабеж». [2] Он раскаялся во всех своих грехах, раздал свое имущество церкви, отправился странствовать. Вернулся стариком, поселился в лесу под старым могучим дубом. Явился к нему ангел и сказал: «Тем же ножом, что разбойничал, срежь дуб, той же рукой».[2] Дуб был очень толстый, а Кудеяр уже старый и немощный. Но он все равно принялся за работу. Однажды подъехал к нему пан Глуховский, посмеялся над Кудеяром, начал рассказывать, как сам без угрызений совести мучает своих крестьян. Кудеяр рассердился, «бешеный гнев ощутил» [2], набросился на пана и убил его своим ножом. За это ему простили все грехи, дуб сам упал. В конце повествования оказывается, что историю эту рассказывал сам Кудеяр – «инок честной Питирим». [2]

Кудеяр представляет образ раскаявшегося преступника, который

впоследствии становится святым. Этот сюжет был распространён среди европейских и в частности славянских народов, поэтому народных черт у Кудеяра нет. Это образный, собирательный персонаж, который мог бы жить в любой стране, принадлежать любому народу.

История Емельяна Пугачева

Пугачёв Емельян Иванович - предводитель крестьянской войны 1773-1775г. Казак. В 1770 году Пугачев был произведён в хорунжии, в 1772 году - пойман, но вскоре бежал. Осенью 1772г. поселился у старообрядцев на реке Ирегиз, был снова арестован и доставлен в Казань и в 1773 году был приговорён к ссылке в Сибирь на каторжные работы.

В мае 1773 Пугачев бежал из Казанской тюрьмы, в августе он появился в казанских селениях на Яике. Объявив себя спасшимся императором Петром III, Пугачев поднял казачество на восстание. К Яицким казакам присоединились крестьяне, рабочие люди, татары, башкиры, калмыки, движение охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, среднее и нижнее Поволжье. Пугачёв был талантливым от природы человеком, наделённым неукротимой энергией, отвагой, незаурядными военными способностями, административной хваткой.

С сентября 1773 по сентябрь 1774 Пугачев, как руководитель движения, пережил радости побед, опьянение успехами и горечь поражения, особенно после неудачного штурма Казани в июле 1774. Следствие над Пугачёвым проходило в Яицком городе Симбирске и в Москве, где состоялся суд в декабре 1774. По приговору Сената, утверждённому Екатериной II , Пугачёв и четверо его товарищей были казнены 10.01.1775г., в Москве на Болотной площади.

А. С. Пушкин на основе реальной личности создал своего героя повести «Капитанская дочка». По сюжету повести Пугачев впервые появляется во время бури и показывает Пете Гриневу путь к постоялому двору. Щедрый Петя дарит ему свой старый тулупчик. Он и не знает, что их провожатый – разбойник, который скоро потрясёт Россию:

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». [3, с. 14]

Но какой контраст между оборванным проводником и Емельяном Пугачевым – «новым российским царём»:

«На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». [3, с. 50]

Пугачев является одним из ключевых образов повести «Капитанская дочка». Он как бы двуличен: с одной стороны, Пугачев является причиной смерти капитана Миронова и, следовательно, причиной всех бед Петра и Маши. Но с другой стороны, Пугачев является и ключом к их счастью. Без всей этой истории родители Пети не благословили бы его и Машу. Пугачев – противоречивый персонаж, и автор к нему относится двойственно: да, он самозванец, угрожающий России, сеющий смуту среди крестьян, но он же разбойник, действительно обладающий всеми качествами правителя. Он храбр, мудр, милостив и справедлив. В повести он изображен очень благородным человеком, вдохновленным своей целью и идущим к ней с бешеным упорством. И он вызывает симпатию и сочувствие, когда его казнят. Да и в реальности за Пугачевым шли толпы народа, это означает, что в этом казаке было то, что привлекало людей, иначе они бы не пошли против царя, а это равносильно самоубийству. Пугачев обладал огромной силой убеждения и был очень сильным лидером, который смог повести за собой неопытных в бою крестьян (ну и опытных казаков) против обученных царских солдат. Он смог направить неуемную силу народа, который мечтал свергнуть «злого» царя и воздвигнуть другого «доброго», о котором мечтал всегда русский народ. Емельян Пугачёв так же, как и его крестьяне, мечтал о свободе, мечтал освободить русский народ от царского угнетения и единоличной власти тирана – царя.

Благородный разбойник Владимир Дубровский

Дубровский – герой одноименной повести Пушкина, дворянин, «благородный разбойник», борец за справедливость. В начале повести Владимир Дубровский кажется молодым, уверенным в своем будущем дворянином, не задумывающимся о том, откуда берутся деньги и сколько их есть у отца:

«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». [3 с. 125]

Но скоро начинаешь понимать, что эти представления ложные, поскольку Владимир Дубровский - настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Именно таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен. И весьма хорош собой:

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой». [3, с. 151]

Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Их протест против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды - не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств. Бунт в душе народа почти всегда «выливается» в реальную борьбу. И это народное восстание приобретает подпольный характер: неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича, им ненавистны богатые, нечистые на руку местные государственные чиновники.

Все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский - сильный, смелый, бесстрашный человек.

Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага. Любовь для Дубровского - чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана. После этого Владимир оставляет в покое дороги, распускает свою банду крестьян-разбойников и сам уезжает за границу.

Дубровский во многом похож на Пугачёва. Не на реального, а созданного пером Пушкина. Несмотря на то, что они из разных слоёв общества, обоими движет чувство справедливости и вера в свою правоту. В Дубровском, как и в Пугачёве, то же самое свободолюбие русского человека. Он не станет сносить обиду и восстанет против несправедливости.

Баллады о Робин Гуде

Среди героев английских сказок и легенд один из самых знаменитых и любимых – Робин Гуд. Легенда о Робин Гуде появилась в Центральной Англии 600 лет назад. Романтический герой, который грабил богатых, помогал бедным и защищал слабых, до сих пор пользуется огромной популярностью не только у англичан, но и во всем мире. Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII веке, своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике.

По свидетельству Джона Стоу, это был разбойник времен царствования Ричарда I Львиное Сердце. Настоящий Робин Гуд грабил людей на Великой Северной дороге в Южном Йоркшире в Шервудском лесу в тридцати милях от Ноттингема. Он возглавлял шайку, в которую входила сотня отважных изгоев. Все они хорошо владели луком и стрелами. Хотя они и промышляли грабежом, все же Робин Гуд не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных богатеев.

Происхождение Робин Гуда не является загадкой ни для кого, он был сыном обычного крестьянина, холопом графа Уоррена. Однако потом Робин перешел на службу к графу Ланкастерскому. Граф возглавил бунт против короля Эдуарда II. Робину, как и другим слугам графа, не оставалось ничего, кроме как сражаться за хозяина. Но восстание было подавлено, графа казнили. Его владения были конфискованы королем, а графские люди, участвовавшие в бунте, были объявлены вне закона. Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, на территории Йоркшира.

В легендах о Робин Гуде упоминаются также и его друзья: Малыш Джон и брат Тук. Малыш Джон – лучший друг и помощник Робина, невероятно сильный, веселый и беззаботный. Он не раз выручал Робина из беды. Предполагают, что на самом деле он был не весельчаком, а угрюмым и очень ранимым парнем. Малышом его называли в шутку, потому что кости, найденные в его могиле, принадлежали очень рослому человеку. А вот насчет брата Тука, весельчака-обжоры, не имевшего равных в поединках на палках, мнения расходятся. Одни говорят, что и вправду был такой веселый монах, другие считают, что это был Роберт Стаффорд, священник из Суссекса, который иногда под псевдонимом брата Тука участвовал в похождениях веселой шайки. Этим именем назывался священник Линдфилдского прихода, на самом деле убийца и грабитель. Когда в 1417 году вышел королевский указ об его аресте, священнику пришлось пуститься в бега.

Весьма известна и возлюбленная Робин Гуда – Мэрион. Полагают, что это была красавица, опекаемая коварным принцем Джоном. Она впервые встретилась с Робином, когда попала в засаду, устроенную его приспешниками.

Считается, что Робин Гуд умер в Керклесском монастыре после тяжелой болезни.
Робин Гуд в литературе

В английской средневековой литературе много поэм, посвященных народному любимцу Робин Гуду. По легенде Робин – сын дочери графа и его слуги. Он родился в лесу, и лес стал его домом. Это красивый мужчина, который одет во всё зелёное (маскировка под лес) и всегда носит при себе лук и колчан со стрелами. Робин – лучший стрелок во всей Англии, это он доказывал на всевозможных состязаниях.

Один из наиболее любимых народом рассказов о Робин Гуде – история о том, как Робин встретился с Эдуардом II. Король и его рыцари переоделись в монахов и отправились в Шервудский лес, чтобы узнать, почему королевских оленей становится всё меньше. На дороге их остановили разбойники и потребовали денег. Переодетый король заявил, что у него есть только 40 фунтов (не очень много). Робин взял только 20 фунтов для своих людей, а 20 вернул обратно. Эдуард сказал, что его – предводителя Шервудских разбойников – вызывает к себе на встречу король. Робин пригласил монахов поужинать с ним королевской олениной! Эдуард понял, что Робин просто насмехается над ними, и открыл своё настоящее имя. Король простил разбойников при условии, что все они явятся ко двору для службы, как только он их позовёт.

Спокойный, хладнокровный Робин Гуд с пылающим справедливостью сердцем стал настоящим героем для англичан. Его подвиги остались в сердцах сдержанного английского народа, и в течение многих веков он оставался главным народным любимцем.



Разбойник Карл Фон Моор

Молодой барон Карл Фон Моор – благородный разбойник богемских лесов, главный герой пьесы Фридриха Шиллера «Разбойники», написанной в 1781 году. По сюжету пьесы его младший брат Франц очернил его перед отцом, и старый барон лишил старшего сына наследства и благословения.

«Я так несказанно любил его! Ни один сын не любил так своего отца! Тысячу жизней положил бы я за него!» [5]

Отчаявшийся и озлобленный на весь человеческий род Карл тут же соглашается на предложение друзей стать их атаманом в шайке разбойников:

«У меня нет больше отца, нет больше любви!.. Так пусть же кровь и смерть научат меня позабыть все, что было мне дорого когда-то! Идем! Идем! О, я найду для себя ужасное забвение! Решено: я - ваш атаман!» [5]

Весть о храбром атамане богемских разбойников облетела всю Германию, и за разбойниками отправили несколько тысяч солдат. К лагерю разбойников пришёл священник, чтобы заставить их раскаяться и сдаться солдатам, но атаман Карл отослал его обратно со словами:

«Скажи им, что мое ремесло - возмездие, мой промысел – месть. Смерть или свобода! Живыми не дадимся!» [5]

Разбойники уходят, перебив немало солдат. К ним пытается присоединиться молодой Косинский, на что атаман ему отвечает:

«Не подсунул ли тебе твой гувернер историю Робина Гуда - таких

неосмотрительных мерзавцев следовало бы ссылать на галеры!» [5]

Косинский рассказывает ему причину, по которой он хочет стать разбойником: про свою возлюбленную Амалию, которую с ним разлучил князь. Карл вспоминает о своей Амалии и возвращается в родное поместье. Здесь он находит всё ещё любящую его Амалию и брата, погубившего отца. Но Карл находит отца живым в старой башне и освобождает его. В конце пьесы старый барон узнаёт, что его спаситель – его сын и атаман богемских разбойников Карл Фон Моор. От этой новости старик умирает. Невеста Карла просит его остаться с ней, но Карл дал клятву своим разбойникам оставаться с ними до самого конца. Амалия просит убить её, и Карл закалывает девушку.

После этого Карл отказывается от разбоя:

«С этого часа я перестаю быть вашим атаманом. С ужасом и стыдом бросаю я здесь мой кровавый жезл, повинуясь которому вы мнили себя вправе совершать преступление, осквернять божий мир». [5]

«О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! О, жалкое ребячество! Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я еще могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир. Ты требуешь жертвы, жертвы, которая всему человечеству покажет нерушимое величие твоей правды. И эта жертва - я! Я сам должен принять смерть за нее». [5]

Карл решает отдать себя в руки правосудия, последний раз проявив своё благородство:

«По дороге сюда я, помнится, разговорился с бедняком. Он работает поденщиком и кормит одиннадцать ртов... Тысяча луидоров обещана тому, кто живым доставит знаменитого разбойника. Что ж, бедному человеку они пригодятся!» [5]

Карл Фон Моор – один из ярких примеров благородного разбойника, хотя сам он себя таковым не считает. Он – воплощение лучших качеств, которые могут быть присущи человеку: храбрость, честность, благородство и т.д.

В образе Карла Фон Моора немалую роль сыграла национальность героя и самого автора. Склонность немцев к идеализированию определяет ряд качеств Карла – они все положительные. И Карл не может просто оставить всё, он должен обязательно решить проблему, а не сбегать от неё – тоже немецкая черта. Карл недоволен людьми и их поступками, всем человечеством в целом, поэтому говорит:

«Я хотел бы превратиться в медведя, чтобы заставить всех полярных медведей двинуться на подлый род человеческий! Раскаянье - и нет прощенья! О, я хотел бы отравить океан, чтобы из всех источников люди пили смерть!» [5]

И в этой речи выражается немецкий взгляд на мир, недовольство реальностью и острое чувство справедливости, которые присущи немцам. В драме образ Карла контрастирует с образом его младшего брата Франца, который в себе воплощает худшие качества: зависть, жадность, злоба и т.д.



Парижский Двор Чудес

Двор Чудес – это название квартала в Париже, где живут все разбойники города, начиная от мелких воришек и цыган и заканчивая убийцами, описанный Виктором Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери».

«Это была обширная площадь неправильной формы. Там и сям на ней горели костры, вокруг которых кишели странные кучки людей», [4 с.63] «Двор Чудес был кабак, но кабак разбойников, весь залитый не только вином, но и кровью». [4, с. 64]

Обитателей Двора Чудес Гюго описывает так: «негодяи всех национальностей, всех вероисповеданий. Мужчины, женщины и животные, возраст, пол, здоровье и недуги – все в этой толпе казалось общим, все делалось согласно; все слилось, перемешалось, наслоилось одно на другое, и на каждом лежал какой-то общий для всех отпечаток». [4, с. 63]

«Это было полукружие, составленное из лохмотьев, рубищ, мишуры, вил, топоров, оголенных здоровенных рук, дрожащих от пьянства ног, мерзких и осоловелых, отупевших рож». [4 с. 68]

У этих негодяев и преступников есть даже свой язык – наречие Арго, своя иерархия, своя знать, свой король. У них есть и свои обычаи. Например, «прежде чем повесить человека, мы спрашиваем, не найдется ли женщины, которая захочет его взять» [4, с.72]. Этот обычай заимствован у цыган, большинство которых входит в это сообщество бандитов и разбойников (даже Эсмеральда живет там и считает их своими братьями).

Обитатели Двора Чудес – смешение всех наций, хотя основную массу составляют цыгане. Самый главный в разбойничьем квартале – король разбойников Клопен Труйльфу.

Целый квартал разбойников вполне подходит Парижу, столице Франции, страны, в которой всегда были самые горячие сердца и головы. Общительность и нужда французов в общении могли сотворить такой Двор Чудес, где все разбойники живут, как одна семья, что не могло быть у других народов. К тому же образы обитателей разбойничьего квартала двойственны, что свойственно французскому видению мира, т.е. персонажи сочетают в себе как отрицательные, так и положительные качества, которые находятся в равновесии, что невозможно в немецкой литературе, например.



Пираты

Помимо разбойников, которые орудовали в городах, лесах, одним словом на суше, существовал еще другой вид разбойников – пираты. Пираты - морские разбойники, грабящие корабли по собственному желанию. В основном пираты охотились за крупной добычей, за кораблями, перевозящими золото, например, однако они могли ограбить и сравнительно небогатый пассажирский корабль. В литературе пираты всегда были очень популярны и остаются популярными сейчас. Для пиратов океан стал домом, поэтому здесь национальность уже не важна. Все пираты – братья. Существует 4 основных разновидностей пиратов: флибустьеры, буканьеры, корсары и приватиры. Буканьеры и флибустьеры относятся к так называемым свободно грабящим. Они разбойничают незаконно. Корсары и приватиры – разбойники на службе у государства. Чаще всего правительство преследовало пиратов, поэтому они создали знаменитое "береговое братство", совершавшее свои грабительские походы на вооружённых трофейных кораблях, плававшие под чёрным флагом – знаменитым Весёлым Роджером.

Многие знаменитые «реальные» пираты, такие как Эдвард Тич (Чёрная Борода), Стид Боннет, Бартоломью Робертс и др. становились прототипами для литературных пиратов. В моей работе я рассмотрела два основных типа пиратов: благородный пират и злодей.

Капитан Питер Блад

Одним из самых знаменитых персонажей книг о морских разбойниках является капитан Блад Рафаэля Сабатини. Капитан Блад – благородный пират, настоящий морской волк и герой. Капитан Питер Блад ирландец по происхождению, однако из-за своей кельтской крови отличается смуглой кожей, черными волосами и яркими голубыми глазами, благодаря чему с успехом иногда выдает себя за испанца, ничуть не напоминая типичного англичанина. Питер Блад прошёл войну, сидел в тюрьме в Испании, был врачом в родной Англии и попал в рабство на острове Барбадос в качестве мятежника. На Барбадосе Блад становится местным врачом, но мечтает сбежать из рабства. Наконец такой случай представился: на их город напал испанский пиратский корабль. Ночью, когда испанцы праздновали победу, Блад и его сообщники захватили корабль. Так и начались приключения Питера Блада в качестве капитана пиратского корабля.

Питер Блад – образец справедливости, всегда спокоен и сдержан, как и подобает настоящему англичанину. Капитана отличает от других пиратов то, что он не потерял национальные черты. Это оттого, что Блад прошёл войну, как британский подданный, и в нём живёт настоящий военный патриотизм.

Прототипом капитана Блада был знаменитый пират Генри Морган.

Итак, Питер Блад – красивый, образованный мужчина лет тридцати с прекрасными манерами и хорошим вкусом, бакалавр медицины и любитель Горация, прекрасный флотоводец и мастер оружия.

Он восхищал людей своим умом, своей изящностью и своими поступками, которые совершенно расходились с понятием пиратства – у него был свой кодекс чести, которому следовал сам капитан и его подчинённые. Капитан Блад обладал тонким английским чувством юмора:

«В это чудесное и душистое июльское утро Блад шел среди яблоневых

деревьев, склонившихся под тяжестью плодов, и думал, что человек, как он

давно уже подозревал, - это не венец природы, а ее отвратительнейшее

создание, и только идиот мог избрать себе профессию целителя этих созданий, которые заслуживали уничтожения». [6]

Питер Блад – идеальный образ благородного пирата, который навсегда останется образцом морского разбойника.

Долговязый Джон Сильвер

Джон Сильвер – один из пиратов капитана Флинта – главы одной из самых опасных пиратских шаек. Этот человек стал главным противником Джима Хоккинса и компании в приключенческом романе «Остров Сокровищ». Помимо Долговязого Джона (так звали его все приятели и коллеги), в романе есть и другие представители пиратства (например, Пью, Билли Бонс и др.), но Джон Сильвер – самый яркий образ пирата. Джон Сильвер – одноногий моряк, бывший квартирмейстер. Квартирмейстер – это начальник «квартердека». Именно квартердеком корабль прежде всего касался корпуса противника, сближаясь и сваливаясь с ним в абордаже. Отсюда прежде всего перепрыгивали на вражескую палубу. Здесь собиралась перед сваливанием абордажная команда. Джон Сильвер был командиром квартердека, то есть абордажной команды! На корабле пиратов он командовал отборными головорезами, морским десантом, группой захвата! Его бывшие товарищи говорят, что до того как Джон потерял ногу, он был самым опасным пиратом, даже Флинт его побаивался.

Однако, Джон Сильвер – очень располагающий к себе человек:

«Хохот его был так заразителен, что я не удержался и стал хохотать вместе с ним, пока вся таверна не задрожала от хохота». [7]

«Сильвер оказался необыкновенно увлекательным собеседником». [7]

О прототипе своего героя Стивенсон пишет:

«Мне пришла в голову одна мысль насчёт Джона Сильвера, которая обещала доставить немало забавных минут: взять одного своего приятеля, которого я очень любил и уважал (читатель, очень может статься, знает и любит его не меньше моего), откинуть его утончённость и все достоинства высшего порядка, ничего ему не оставить, кроме его силы, храбрости, сметливости и неистребимой общительности, и попытаться найти им воплощение где-то на уровне, доступном неотёсанному мореходу. Долговязый Джон Сильвер родился при созерцании его увечной силы и властности… Мысль о калеке, который повелевает и внушает страх одним звуком своего голоса, родилась исключительно благодаря ему». [8]

Космические пираты

В 20ом веке в фантастической литературе появился новый тип разбойников – космические пираты. Космические пираты бороздят просторы Вселенной и грабят космические корабли различных планет и галактик. Как для обычных пиратов домом стал океан, так и для космических домом стал космос. Представителями этого типа разбойников являются Крыс и Весельчак У – герои нескольких повестей русского фантаста Кира Булычева. Впервые Алиса и её друзья встречают Крыса на планете Брастак (в повести «Шкатулка пиратской мамаши»). Он предстаёт перед читателем вначале в виде жителя Брастака, потом в виде пухленького мальчика, но скоро принимает свой настоящий вид:

«… и в одно мгновение превратился в невысокого худого человека с очень белым лицом». [9, стр. 268] При этом лицо Крыса не очень приятное, с тонкими нитяными губами.

Алису и её друга Пашку очень удивила способность Крыса превращаться в любое живое существо, но в повести «Дети динозавров» Крыс сам раскрывает свой секрет:

«Как-то, много лет назад, ещё будучи молодыми шакалами космических трасс, мы с Весельчаком попали на планету Синий Воздух… На Синем Воздухе есть такая травка, из неё делают пилюли. Как примешь пилюлю, можешь превратиться в кого желаешь…» [10, стр. 13-14]

Весельчак У – друг Крыса и его напарник. Вместе они провели немало пиратских операций и ограблений космических кораблей. Весельчак – полная противоположность худого, как палка, Крыса. Он пухлый и упитанный. Для космических пиратов они очень дружны. Крыс даже «впервые в жизни смог побороть в себе жадность ради товарища по пиратским проделкам» [10, стр. 100] и пожертвовал ради друга огромным золотым яйцом («Дети динозавров»).

У Крыса есть мамаша – королева пиратов, так что его можно считать пиратским принцем. Отношения у них сложные:

«У нашей королевы есть сынок по имени Крыс, известный бандит в галактическом масштабе… Почему-то они с мамашей не сжились, разошлись их разбойничьи дорожки. Но когда плохо стало Крысу, добрался он до нашей планеты и сказал мамаше: «Чего ты проводишь свои лучшие годы в безделье и мелком разбое? Вся Галактика лежит у наших ног, только надо как следует за это дело взяться». Показал он мамаше некоторые свои трофеи и уговорил её ограбить какую-нибудь мирную планету…». [9, стр. 279]

Крыс и Весельчак У устали от пиратства и вышли на пенсию, вернувшись в своё убежище в Серой Туманности. Это были последние пираты в Галактике.

Результаты работы

Результатом работы стало создание следующих классификаций:



При анализе всех рассмотренных мною выше образов разбойников я заметила некоторое сходство между ними. Например, Карл Фон Моор очень похож на Робин Гуда, несмотря на то, что Робин Гуд – герой английской литературы, а Карл – немецкой. На основе этих общих черт и сходных характеров я составила несколько классификаций, объединив разбойников по четырём общим принципам: по «месту обитания», по моральному принципу, по причинам, приведшим к разбойничеству и по итогу разбойной деятельности.

Классификация по месту обитания классическая, объединяющая разбойников по признаку, который больше всего влияет на их разные характеры. Разбойники бывают обычными, самыми привычными (мы назвали их сухопутными), морскими (пиратами) и космическими. К сухопутным разбойникам я отнесла всех разбойников, которые живут на суше, в своей стране. Они тоже делятся на два типа: на лесных (подстерегающие своих жертв на дороге, в лесу, в поле и т.д.) и городских (они разбойничают в городах и других селениях).

К обычным лесным разбойникам я отнесла Робин Гуда, Карла Фон Моора, Кудеяра-атамана, Емельяна Пугачёва и Владимира Дубровского. К обычным городским разбойникам относятся разбойники Двора Чудес во главе с Клопеном Труйльфу.

К пиратам - капитан Блад и Джон Сильвер.

Крыс и Весельчак У относятся к космическим пиратам.

Классификация по моральному принципу самая простая: либо благородный герой, либо злодей. Их просто определить, разбойник является героем, если при чтении вызывает положительные эмоции, и злодеем, если наоборот.

Среди рассмотренных мной разбойников героями оказались Робин Гуд, Карл Фон Моор, Емельян Пугачёв, Дубровский и капитан Блад – разбойники, чьи поступки (даже незаконные) в глазах читателя не выглядят преступлениями. И сами разбойники вызывают симпатию. А злодеи – Кудеяр, обитатели Двора Чудес, Джон Сильвер и Крыс с Весельчаком У. Их преступления вызывают у читателя негодование и недовольство.

Следующая классификация выявляет причины, которые «заставили» персонажа заниматься разбоем. По этому признаку все разбойники делятся только на две основные группы: это те, которые стали разбойниками по собственному желанию, и те, которые были вынуждены стать разбойниками.

Самих причин очень много: бедность, жадность, жажда наживы, жажда славы и т.д.

К разбойникам поневоле относятся: Робин Гуд, который прятался в лесах от королевских солдат, и капитан Блад. Он был объявлен беглым мятежником и вынужден был заниматься пиратством. А к добровольным разбойникам относятся Кудеяр, Пугачев (восстание), Дубровский (месть), обитатели Двора Чудес, Карл Фон Моор, Джон Сильвер, Крыс и Весельчак У. Их гораздо больше. Это объясняется тем, что чаще всего людей на путь «джентльмена удачи» толкает не бедность, а жажда наживы. Золото и деньги, которые сулит эта «профессия». Хотя иногда толчком может служить и жажда мести (например, в случае Владимира Дубровского).

И по итогу своей разбойничьей деятельности я разделила разбойников на три группы. Это те, кто раскаялись в своих деяниях и бросили разбой, те, кто бросили разбой, найдя себе более подходящее занятие или просто устав от приключений и опасности, и те, кто остался разбойниками. Третьих можно считать настоящими разбойниками, верными и преданными своему делу.

Среди разбойников, рассмотренных мною в моей работе, раскаялись Кудеяр и библейский разбойник Дисмас. Разбой бросили капитан Блад (начал служить королеве и бросил пиратство), Дубровский (уехал за границу), Карл Фон Моор (потерял невесту, брата и отца и решил сдаться властям), Крыс и Весельчак У (вышли на пенсию). А настоящими разбойниками остались Клопен Труйльфу, Джон Сильвер, Робин Гуд, Емельян Пугачёв и библейский разбойник Гестас. При этом Клопен, Пугачёв, Робин Гуд и Гестас остались разбойниками до конца своей жизни. Пугачёв и Гестас даже были казнены, а Клопен – убит в нападении на Собор Парижской Богоматери.

Анализируя образы разбойников литературы разных стран, я обратила внимание на то, что принадлежность к той или иной нации во многом влияет на характер, поведение, поступки разбойников. Например, герой Ф.Шиллера Карл Моор, как и подобает немцу, отличается серьезностью, аккуратностью, покорностью судьбе. Однако нарушает многие правила (что крайне недопустимо для человека немецкой национальности), разочаровавшись в жизни и отчаявшись. То есть становление на путь злодейства не зависит от национальности, злодейство существует вне национальных особенностей.

Основные результаты и выводы

В моей работе я рассмотрела образы разбойников разных стран и пришла к следующим выводам:

1. разбойники бывают сухопутными (лесные, городские), морскими и космическими;

2. разбойники делятся по моральному принципу на благородных героев и злодеев;

3. на путь разбоя пираты и разбойники встают добровольно или поневоле по разным причинам: жажда наживы, бедность, месть и др.;

4. результат разбойничьей жизни: прекращение разбойничьей деятельности либо раскаяние, либо приверженность своему ремеслу до конца жизни;

5. на разбойников влияет национальные особенности народа, который его создал.

Рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях

Материалы работы могут быть успешно использованы на уроках литературы, на занятиях литературных и театральных кружков. Работа может рассматриваться как статья для всех, кто интересуется темой разбойников и пиратов.



Рефлексия

Работа выполнялась довольно легко, без особых затруднений, так как работала я с огромным интересом. Работать по такой интересной теме было в удовольствие. Самым сложным было прочитать весь материал, по которому пришлось работать. В начале работы было весьма проблемно определить несколько образов, над которыми я собиралась работать, потому что хотелось охватить как можно больше. С самого начала стали вырисовываться основные классификации (например, я сразу разделила разбойников на сухопутных, морских и космических). Трудности возникли с определением национальных черт в образах разбойников (к примеру, тенденция англичан к хладнокровию появилась все же позже времен Робин Гуда), но изучив статьи по психологии различных народностей, к которым принадлежали «мои» разбойники, я справилась с проблемами. В будущем я собираюсь продолжать исследования, но уже в другом направлении. Следующая работа будет связана как с поиском и изучением письменных материалов, так и с общением с людьми (в отличие от этой работы, в которой работа велась только по книгам и статьям).



Самооценка

Мне понравилось работать над проектом, узнавать что-то новое: я много узнала об истории разбойничества и пиратства в частности, о психологии различных народностей, таких, как французы, немцы, англичане и т.д. К концу работы я поняла, что теперь мне стало гораздо проще работать с текстом: прочитывать и сразу вникать в смысл, легко находить главные мысли и именно те факты, которые пригодятся мне.

Сама работа при всей кажущейся простоте оказалась весьма нелегким делом. Пришлось просмотреть и изучить много материалов, на основе которых нужно было делать свои новые выводы. Я думаю, что вполне можно было найти еще какие-нибудь критерии, по которым можно было бы разбить разбойников на группы, но я твердо уверена, что мои классификации – самые основные. Национальные черты в образах разбойников были второй задачей, поэтому ей уделялось меньше внимания, хотя, возможно, нужно было заострить внимание именно на этой теме. Но эта идея появилась по ходу работы, поэтому (я так считаю) она стала небольшой изюминкой в моем проекте. Я считаю, что одно из слабых мест моего проекта – это практическое применение результатов. Это может быть статьей и может даже несет новую информацию, но эта работа никак не меняет взгляды на разбойников, а просто обобщает их. Но при написании рассказа или романа мои исследования могут помочь с созданием характера разбойника. В моей работе собраны самые яркие черты благородных разбойников и злодеев: есть из чего выбирать, чтобы на свет появился новый «джентльмен удачи». Я довольна тем, что получилось в итоге. Все классификации выведены, выводы сделаны, практическое применение найдено. Остается желать, чтобы моя работа кому-то помогла с созданием образа разбойника, ведь тогда получится, что и я приложила к нему руку.
Список использованной литературы

1. Библия. Типография «Принткорп». Минск. 2000

2. Н. Некрасов «О двух великих грешниках» http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0290.shtml#30

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка. Дубровский». Хабаровское книжное издательство. Хабаровск. 1971

4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Ленинград. «Художественная литература». 1989

5. Ф. Шиллер «Разбойники». http://lib.ru/POEZIQ/SHILLER/shiller_razboiniki.txt

6. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада». http://www.lib.ru/PRIKL/SABATINI/blood.txt

7. Р. Стивенсон «Остров Сокровищ» http://www.lib.ru/STIVENSON/island.txt

8. Статья о Джоне Сильвере в Википедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/Джон_Сильвер

9. К. Булычёв «Приключения Алисы». Москва. «Планета детства». «Издательство Астрель». 2000

10. К. Булычёв «Алиса. Дети динозавров. Гость в кувшине». Москва. ООО



«Дрофа». 2001

© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2010 www.eidos.ru; e-mail: projects@eidos.ru


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница