Образ степи как образ Родины в произведениях Н. В гоголя, П. Вяземского и И. С. Никитина. Слово как предмет изображения и оценки



Скачать 92.87 Kb.
Дата11.11.2016
Размер92.87 Kb.

Урок на тему: «Образ степи как образ Родины в произведениях Н.В Гоголя, П.Вяземского и И.С. Никитина. Слово как предмет изображения и оценки».


Имя урока: «Степи… всё же вам и песнь, и честь!»

Цели урока: 


Обучающие:

- повторить и систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах

языка;

- расширить лексический запас учащихся;



- углубить представление о функции пейзажа в художественном произведении.

Развивающие:

- развивать навык анализа эпизода художественного произведения;

- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

- развивать умение работать с текстом;

- развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

- развивать монологическую и диалогическую речь;


Воспитательные:

- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку литературы путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

- развивать умение работать в группах;

- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Задачи урока:

1. Прочитать отрывки из повести "Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, стихотворения П.Вяземского и И.С.Никитина.

2 .Анализируя тексты, понять, в чем секрет мастерства писателя и поэтов.

3.Показать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.


Ход урока.


Слово учителя:

К. Г. Паустовский писал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию,



подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, если оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием».

Сегодня, ребята, мы будем, впрочем, как и всегда, работать с великим русским словом, будем говорить о степи; понаблюдаем, как с помощью слова можно описать степь, показать её особенности, красоту.

- Что же такое степь?

(Для большинства из нас это будет, скорее всего, будет географическое понятие степи: огромное открытое безлесное пространство.



Но наша цель на этом уроке раскрыть поэтическое значение слова «степь». Для этого мы с вами понаблюдаем за тем, какие слова используют авторы, с какой целью; как они помогают создать желаемый образ. Помогут нам в этом тексты известных вам писателей и поэтов: Н.В.Гоголя, И. Никитина, П.Вяземского.

Начнём мы с Н.В.Гоголя и известного вам произведения «Тарас Бульба». Эта повесть героическая, повесть, повесть, изобилующая описанием кровавых схваток, жестоких сцен. Здесь не тот Гоголь, которого мы с вами знали по повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», не писатель-романтик, использующий в своём произведении фольклорные мотивы, а писатель-реалист. Итак, Тарас Бульба» - повесть героическая с драматическими, трагическим сценами. И тем неожиданнее встретить в ней полное пронзительного лиризма описание природы.

-Как называется описание природы в художественном произведении, когда мы рассматриваем его как элемент композиции?

(Пейзаж).

- Во второй главе три удивительных описания степи: степь днём, вечером и ночью.

У вас на столах для каждой группы своё описание степи. Вы должны будете проанализировать отрывок по следующему плану:

1)Найти изобразительно-выразительные средства языка.

2)Определить их роль в тексте (с какой целью используются, как меняется текст с использование этих средств)

3) Обратить внимание на цветовое и звуковое наполнение данных отрывков.

4) Найти ключевые слова отрывка.

- Итак, мы уже распределились на три группы. Соответственно каждая группа работает с определённым пейзажем. Делаем всё быстро и качественно.
« Солнце выглянуло на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливается в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки… В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Из травы поднималася мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одной чёрной точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула под солнцем.

Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
- Итак, слово первой группе.
(Метафоры: “сердца встрепенулись”–   герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; чайка купалась- передаёт плавный, размеренный полёт, парение птицы.

сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как в лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок;

эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью;

олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)

- Каково цветовое и звуковое наполнение данного отрывка?

( Цвета: золотой, зелёный, голубой, синий, лиловый, жёлтый. Все цвета яркие, жизнеутверждающие.

Звуки: звуков как таковых вроде бы нет. На данный момент писателю важнее создать зрительный образ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свет, солнце, живительный, теплотворный, сердца встрепенулись.

Давайте запишем эти слова. Обратим особое внимание на слова теплотворный и живительный. Что значит «теплотворный»? – «творящий тепло», «живительный» - укрепляющий, дающий жизненные силы.


- Читаем второй отрывок.

Слово второй группе.


Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною, испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучащая днём, утихла и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

(метафоры: «вся степь курилась благовонием», «вся музыка, звучащая днём, утихла и сменялась другою»;

(сравнения: «отдавался, как серебро», « как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота»; «как морские волны»;

(олицетворение: ветерок дотрагивался до щёк - воздух словно живой;

(эпитеты: «обольстительный», «уединённый» помогают автору передать своё отношение.
- Цвета: тёмно-зелёный, изголуба-тёмный, розовое золото…
- Звуки: свист, трещание, крик лебедя, одним словом, - музыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тень, последний отблеск, тёмно-зелёный, изголуба-тёмный, розовое золото, обольстительный, музыка, амбра, благовоние.
- Степь вечером не менее прекрасна. Из-за игры света и тени всё стало чётче, рельефнее. Темнота всё изменила: краски и звуки стали более насыщенными.Эпитет обольстительный - одно из ключевых слов.

- Как вы понимаете слово «обольстительный»? Почему Гоголь выбрал именно это слово? Попробуйте составить синонимический ряд.

(Ответы учеников).

Его синонимы: милый, привлекательный, притягательный.


- И наконец, третий отрывок.
На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали свои ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами святящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серябряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу.

(олицетворение: глядели звёзды, всё убаюкивало, дремлющий звук – всё вокруг казаков живое, нежное, ласковое)

(эпитет: серебряно-розовый помогает представить необыкновенную красоту степного неба)

(метафора: усеянною блестящими искрами святящихся червей – полёт светлячков в ночном пространстве степи ).


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ночные, звёзды, зарево, весь, всё, всё убаюкивало, серебряно-розовый, лебеди…

- Здесь, ребята, есть ещё одно средство выразительности – лексический повтор. Какое слово чаще всего встречается в этом отрывке?

(Весь, весь, всё). К какой части речи оно относится?

(Определительное местоимение. Оно помогает объять необъятное. Оно сразу объединяет всё в единое целое.


- Что мы увидели? Всё единое, живое, слившееся в единый организм. Темнота сгладила различия, сделав степь единым живым организмом, единым живым существом. Степь и ночью так же сильно воздействует на человека, затрагивая самые сокровенные струны его души и сердца, самые сокровенные чувства .Степь «держит» человека в состоянии постоянного удивления, восторга, восхищения, очарования.
- Перед вами три картины. Определите, какую из картин можно было бы подобрать в качестве иллюстрации к каждому пейзажу.
- Какая общая мысль объединяет все три гоголевских описания?
- НИЧЕГО В ПРИРОДЕ НЕ МОГЛО БЫТЬ ЛУЧШЕ. Природа - это сама жизнь. Значит, ничего В ЖИЗНИ не могло быть лучше.
- Почему? Почему степь является самым лучшим в жизни казака? А для этого вернёмся к ключевым словам.

В 1 отрывке мы обратили внимание на слова «живительный» и «теплотворный».

Во 2 отрывке – на «обольстительный» (милый, нежный).

В 3 отрывке – на слово «всё», которое в себя включает очень многое: и милый, и нежный. И саму жизнь.

- Что же это за слово такое «степь»? Что вместил в это понятие Гоголь?

( Милое, нежное, то, что укрепляет силы, даёт жизнь, что является самой жизнью! – Родина!)

- Автор пишет «а между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия», давая нам понять, что перед нами не просто великолепный пейзаж, а что-то большее. Природное и духовное начала сливаются в образ заботливой матери, материнской нежности. Степь – родина – мать казаков, и как мать принимает она их в свои нежные, тёплые, живительные объятия, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию.
Домашнее задание: написать мини-сочинение, в котором нужно ответить на вопрос: с какой целью Гоголь разместил описание степи в самом начале повести?
- Степь как образ, как символ Родины встречается не только у Гоголя, но и других авторов. Например, у поэтов И.Никитина и П. Вяземского. Теперь мы с вами будем работать двумя группами. Перед вами их стихи. Задание будет таким: прочитайте, стихотворения, подготовьте выразительное чтение и ВНИМАНИЕ! Дайте название этим стихотворениям.

- А теперь проверим, насколько ваше название совпадает с авторским.


И.С.Никитин 1849 г.

ВЕСНА В СТЕПИ

Степь широкая,

Степь безлюдная,

Отчего ты так

Смотришь пасмурно?


Где краса твоя,

Зелень яркая,

На цветах роса

Изумрудная?


Где те дни, когда

С утра до ночи

Ты залетных птиц

Песни слушала,


Дорогим ковром

Расстилалася,

По зарям, сквозь сон,

Волновалася?


Когда в час ночной

Тайны чудные

Ветерок тебе

Шептал ласково,


Освежал твою

Грудь открытую,

Как дитя, тебя

Убаюкивал?..


А теперь лежишь

Мертвецом нагим;

Тишина вокруг,

Как на кладбище...


Пробудись! Пришла

Пора прежняя;

Уберись в цветы,

В бархат зелени;


Изукрась себя

Росы жемчугом;

Созови гостей

Весну праздновать.


Посмотри кругом:

Небо ясное

Голубым шатром

Пораскинулось,


Золотой венец

Солнца красного

Весь в огнях горит

Над дубравою,


Новой жизнию

Веет теплый день,

Ветерок на грудь

К тебе просится.


П.Вяземский 1849 г.
СТЕПЬ

Бесконечная Россия


Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Степь широко на просторе


Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,


Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный,


Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой


Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит ее от бед.

Шагом, с важностью спокойной


Тащат тяжести волы;
Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.

Как разбитые палатки


На распутии племен —
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времен.

Пусто всё, однообразно,


Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

Грустно! Но ты грусти этой


Не порочь и не злословь:
От неё в душе согретой
Свято теплится любовь.

Степи голые, немые,


Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы — матушка-Россия,
Какова она ни есть!
Ответы учащихся.
Заключительное слово учителя: « ИТАК, МЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ ОТРЫВКИ ИЗ ПОВЕСТИ, СТИХОТВОРЕНИЯ, УВИДЕЛИ, КАК ИЗОБРАЗИЛИ СТЕПЬ РАЗНЫЕ АВТОРЫ, ПОНАБЛЮДАЛИ, КАК ВЛАДЕЮТ ОНИ ИСКУССТВОМ СЛОВА, КАК ТОЧНО ВЫБИРАЮТ СЛОВА, ПЕРЕДАЮЩИЕ ИХ МЫСЛИ И ЧУВСТВА. А МЫСЛИ И ЧУВСТВА ЕДИНЫ: «Степи…всё же вам и песнь, и честь».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница