Образ Ивана Бездомного в контексте романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»



Скачать 40.83 Kb.
Дата11.11.2016
Размер40.83 Kb.
Образ Ивана Бездомного в контексте романа Ф. М. Достоевского

«Братья Карамазовы»

Штаб Андрей Сергеевич

Студент Кемеровского государственного университета

Кемерово, Россия



Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является предметом пристального интереса исследователей. Однако не все грани произведения изучены одинаково полно, в их числе проблема образа Ивана Бездомного. С нашей точки зрения, этот образ очень значим, ведь события романа начинаются с поэмы Ивана и заканчиваются его видениями


Как отмечает А. Зеркалов, «литературная форма «Мастера» эклектична и представляет собой смесь жанров, непрерывные переходы от сатиры к трагедии, от буффонады к романтической мягкости». [Зеркалов: 28] Эта особенность романа определяет не только трудности, возникающие при его интерпретации, но и задает определенный вектор исследования. Ведь роман опирается на мир литературы, и, следовательно, наиболее продуктивным является такой путь, как изучение интертекстуальных связей произведения.

Литературный контекст романа многообразен. Однако именно утверждение: «Достоевский бессмертен», - поставлено в романе в один ряд с другими истинами, значит, без учета обращения к творчеству Ф. М. Достоевского интерпретация «Мастера и Маргариты» будет не полной и, возможно, неверной.


Ближайшим литературным контекстом образа Ивана Бездомного является роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», в частности, образ Ивана Карамазова. Основанием для сопоставления являются не только имена героев, но и сюжетное сходство: оба Ивана написали поэму о Христе, после чего встретились с чертом и стали безумцами.

Наша задача - определение функциональной роли образа Ивана Бездомного в контексте романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».


Как было отмечено, отличительная черта романа - диалогизм. По словам М. М. Бахтина, «диалогизм – это соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла на заданный автором». [Бахтин: 14]

Выявление и описание многочисленных источников романа – важное направление в булгаковиане. В последнее время внимание исследователей все чаще сосредоточено на проблеме обращения М. А. Булгакова к творчеству Ф. М. Достоевского. Такой путь продиктован самим автором: «Я давно заметил: человеку, любящему Пушкина, непременно нравится Толстой, а человеку, любящему Гоголя, Достоевский». [Соколов: 122]

О диалоге Булгакова и Достоевского в романе позволяют говорить слова бесов, пытающихся войти в «Дом Грибоедова». [Булгаков: 134] Они указывают на особую роль творческой и этической позиции Достоевского в структуре произведения.

Диалогизм двух книг становится заметен особенно ярко, если сравнить роман Булгакова с главой из романа «Братья Карамазовы» о великом инквизиторе (том 1, книга пятая, глава V «Великий инквизитор»). Положение этой главы в романе символично – пять ран было у Христа, пятая из них, в сердце. Пятая глава в «Мастере и Маргарите» - «Дело было в Грибоедове» - представляет собой кульминацию и поисках сатаны Иваном. Таким образом, подчеркивается, что путь Бездомного равнозначен тому пути, который избрал для себя Иван Карамазов. Основные положения беседы Бездомного и Берлиоза, а затем и Воланда практически копируют разговор Ивана Карамазова и Алеши. Причем, слова Ивана Карамазова: «Но я мира Божьего не принимаю», - в полной мере отражают и позицию Бездомного. Следует также отметить, что в обоих произведениях поэма посвящена появлению Бога на земле, но и в том, и в другом случае произведение о Христе влечет за собой появление черта.

Можно сказать, что Иван Бездомный, по сути, «унаследовал» свои взгляды от Ивана Карамазова, и появление в его жизни черта закономерно. Но Иван Бездомный, обладающий «чистым сознанием», не мог этого знать, так как он стал поэтом, так и не побывав читателем.

Рассмотрим эпизод купания у гранитных ступеней амфитеатра Москвы-реки, своеобразного крещения Ивана Бездомного. Нужно заметить, что крещение это не совсем обычное. Ведь обыкновенно этот христианский обряд проводится с целью приближения человека к Богу. Но Иван желал приблизиться к дьяволу. Это отражено и на уровне пространственной вертикали – Иван спускается по ступеням, а не поднимается.

Иван предстает перед нами как «Бездомный». Фамилия, обретенная им после встречи с Воландом, - Понырев. Эта фамилия произошла от слова «пронырливый». Это слово имеет греческие корни и произошло от «πονηρία», употребляемое в значении «злой, лукавый». Более того, в финале романа мы узнаем, что Бездомный стал профессором истории, именно такой род занятий, по его мнению, был у Воланда. Еще одно: Маргарита трет Воланду колено, чтобы снять боль, а Ивана она целует в лоб. У Воланда один глаз зеленый, живой, горящий, а другой мертвый. Такие же эпитеты употребляются и при описании глаз Ивана: сначала о них говорится, что они зеленые, затем «пустые», «горящие».

Значение фамилии Ивана Карамазова также подчеркивает близость данных образов с нечистой силой. Эта фамилия образована Ф. М. Достоевским из диалектного слова «карамазый» — смуглый, черномазый. Слово «черномазый» имеет значение «нечистый». [Виноградов: 186]

Установленная связь между Бездомным и Карамазовым в совокупности с этимологией имени и фамилии, библейским контекстом и рядом значимых деталей позволяет определить функциональную роль одного из самых загадочных образов романа «Мастер и Маргарита». Во-первых, он показывает закономерность того, что происходит с поэтом (а у Ивана все-таки был талант, ведь Иисус у него получился как живой), вставшим на путь дьявола. Во-вторых, данный образ разрушает миф о привлекательности зла в этом романе, как и миф о благе, которое сотворил дьявол.
Литература

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

Булгаков М. А. Мастер и Маргармта. М.,2007.

Виноградов В. В. История слов. М., 1985.



Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие. М., 1987.

Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница