Обнови свою молитву



страница1/28
Дата09.05.2016
Размер5.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
ОБНОВИ СВОЮ МОЛИТВУ

или КАК ДОСТИЧЬ СМИРЕННОСТИ В МОЛИТВЕ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НАУЩЕНИЙ

Му’мин Фатхи аль-Хаддад

аль-Хаддад Му’мин Фатхи Обнови свою молитву или как достичь смиренности в молитве и избавиться от наущений / Пер. с араб., и прим. Салахова А. — 528с.

ISBN

Книга содержит описание роли и значимости молитвы, как одного из важнейших обрядов и столпов Ислама; факторов и дей- ствий, способствующих выработке и утверждению смиренности в молитве; влияния молитвы на духовную и физическую сферы человека. Приведены приемы и правила, способствующие избав- лению от наущений в молитве; раскрывается сущность и состав- ляющие понятия «смиренность»; рассматриваются элементы мо- литвы с точки зрения их смыслов и правильного их исполнения. Адресована для всех интересующихся Исламом, а также ши- рокому кругу читателей.



ISBN


Обнови свою молитву,

или Как достичь смиренности в молитве и избавиться от наущений

Му’мин Фатхи аль-Хаддад
Данный свой труд посвящаю всем тем, кто совершает поясные и земные поклоны Всевышнему в любом уголке Земли; каждому, кто руководит молитвой мусульман; студентам шариатских наук, проживающим на территории Ислама; тем, кто призывает людей к религии Аллаха с мудростью и благим увещеванием; а также всем тем, кто желает возрождения Ислама вновь.
Содержание
Введение

Часть первая. Место, которое занимает молитва в системе обрядов Ислама

Цель поклонения – обретение богобоязненности

Важность места определяется важностью молитвы

Молитва и получение удела



Раздел 1. Особенности молитвы

Совершение молитвы является обязательным для мусульманина при любых условиях

Со словом «молитва» используется глагол «выстаивать»

Молитва – первое, относительно чего спросят раба в Судный день



Раздел 2. Ориентиры молитвы и ее символы

Слова азана

Азан – особенность мусульманской общины

Воздействие азана на сатану

Духовное влияние азана на мусульман и немусульман

Азан проникает в чертоги сатаны

Мечеть как один из символов молитвы, связанных с местом ее совершения

Функции мечети

Место воспитания мужчин

Что говорится о «домах Аллаха» в Коране

Достоинство ходьбы в мечеть и ее оживления

Коллективная молитва

Благодаря пятничной молитве александрийский иудей принимает Ислам

Австрийский иудей принимает Ислам благодаря владельцу ослов аль-Хаджи

Блага и пользы коллективной молитвы

Истинная молитва – лекарство от тревог и депрессии



Часть вторая. Источник возникновения наущений

Напасть, избавиться от которой удается далеко не каждому

Как избежать наущений сатаны

Степени наущения

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает и поощряет

Значение слова аль-васвас (наущение) в арабском языке

Смысл исти‘азы

Раздел 1. Смысл сур «Очищение (веры)», «Рассвет» и «Люди»

Различия между сурами «Рассвет» и «Люди»

Источники наущений

Воздействие ангела и сатаны на человека

Утверждение и ослабление

Душа между вдохновением ангела и наущением сатаны

Опасность мечтаний

Положительные мечты

Степени мыслей

Раздел 2. Эффективное лечение и исцеляющее лекарство

Правила, следование которым поможет избавиться от наущений сатаны

Правило первое: игнорирование наущения

Типы мыслей и различия между ними

Разница между наущением души и наущением сатаны

Правило второе: прибегать к защите Аллаха

Правило третье: приложение усердия

Правило четвертое: оставление сатаны не у дел

Правило пятое: познание уловок сатаны

Правило шестое: превентивные меры, которые помогут уберечься от наущений сатаны

Правило седьмое: очищение сердца от лицемерия и избавление души от злобы

Правило восьмое: волк пожирает ту овцу, которая отобьется от стада

Правила девятое и десятое: поминание Аллаха и вооружение взыванием к Нему

Десять советов Ибн аль-Кайима по избавлению от наваждений

Замечание

Советы в деле избавления от наущений



Часть третья. Смиренность – дух молитвы

Основное лексическое значение слова аль-хушу‘(смиренность)

Терминологическое значение слова аль-хушу‘

Итоговое значение понятия аль-хушу‘

Смиренность одобряемая и смиренность порицаемая

Различие между смиренностью вследствие веры и смиренностью вследствие лицемерия

Основа смиренности, возникающей в груди

Качества, способствующие возникновению смиренности

О знании и просвещенности

Различие между знанием и познанием

Столпы смиренности

Столп первый: память о наблюдении со стороны Аллаха (аль-муракаба)

Степени наблюдения

Столп второй: почитание Аллаха

Способы возвеличивания Аллаха

Почитание Пречистого Аллаха предполагает почитание Его повелений и запретов

Признаки почитания повелений Всевышнего

Значение и сущность понятия «страх»

Другой метод достижения почитания Аллаха

Столп третий: любовь к Аллаху

Основное лексическое и терминологическое значения слова аль-махабба(любовь)

Язык не может дать полного описания понятию «любовь»

Еретические секты отрицают возможность «любви»

Опровержение утверждения еретиков Ибн Таймийей

Две беды: искажение и неверное толкование

Заслуживает любви лишь один Аллах

Факторы, способствующие достижению любви Аллаха

Признаки любви к Всевышнему

Столп четвертый: покорность и сломленность перед Аллахом, Единственным и Могущественным

Проявления и следствия смиренности

Покорность (аль-ихбат)

Покой


Обращение к Аллаху с мольбами и Его умилостивление

Дрожь


Смягчение сердца и плач

Лишенные дара смиренности

Гордецы

Жестокосердые



Отчаявшиеся, небрегущие и торопливые

Смиренность между утверждением и ослаблением

Факторы, ослабляющие смиренность и препятствующие ее возникновению

Факторы, связанные с местом совершения молитвы

Факторы, связанные с потребностями тела

Факторы, связанные с позами в молитве

Факторы, утверждающие и вызывающие смиренность

Представление того, что в молитве раб Божий предстает перед Аллахом, и память о смерти

Концентрация сознания, размышление над смыслами аятов Корана и молитвословий

Способ развития способности концентрировать сознание

Первое: почитание Говорящего и Его речи

Второе: избегание факторов, исключающих понимание

Третье: участие сердца, осмысление и стремление понять Коран

Четвертое: обособление

Пятое: впечатление

Роль дополнительной ночной молитвы в утверждении смиренности

Роль имама в утверждении смиренности

Смиренность в Коране и ее положение в шариате



Часть четвертая. Молитва, служащая усладой очей

Молитва истинная и традиционная

Явления молитвы, служащей усладой очей

Явление первое: искренность

Явление второе: честность

Различие между честностью и искренностью

Явление третье: следование и подражание

Явление четвертое: благочестие

Явление пятое: благодарность одному лишь Аллаху

Явление шестое: видение собственных недостатков

Размышление над смыслом молитвы, ее содержание и составляющие элементы

Польза, извлеченная из аята об омовении

Одежда

Движения и позы молитвы



Являются ли позы и движения молитвы гимнастикой для тела

Направление в сторону киблы

Стояние

Такбирату аль-ихрам



Предваряющие молитвословия

Исти‘аза и чтение суры «Открывающая Книгу»

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров

Милостивому, Милосердному

Властелину Дня воздаяния

Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи

Веди нас прямым путем

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших

Поясной поклон – почитание Всеблагого и Всевышнего Господа

Выпрямление после поясного поклона

Падение ниц

Сидение для ташаххуда

Молитвословия после приветствия

Приветствие

Обнови свою молитву

В обществе смиренных

Имам смиренных демонстрирует пример своей общине

Величина испытаний пропорциональна твердости убеждения

Наставление и упрек

После борения душа привыкает к послушанию и ощущает его сладость

Ночь Повелителя правоверных

Упорство в состязании

Тонкое извлечение и глубокая любовь



Заключение

Таблица деяний молитвы – услады очей


Введение
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Мы восхваляем Его, обращаемся к Нему за помощью и молим Его о прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и скверны наших дел. Того, кого Аллах наставил, никто не введет в заблуждение, а того, кого Он сбил, никто не поведет по прямому пути. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Один Он, нет у Него сотоварища. Ему известно о том, что совершает всякая душа, «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди»1. Пречист Он, и Он – Всевышний. Он – Аллах, Единый, Самодостаточный. «Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему»2. Он – Живой, не умирает, поддерживает жизнь, не спит, и не подобает Ему спать, Он возвышает и понижает по справедливости. Возносятся к Нему деяния ночи до наступления дня и деяния дня до наступления ночи. Его завеса – свет. Если бы Он удалил ее, то слава Его лика испепелила бы настолько, насколько простерся бы Его взор в сторону Его творений. Перед Его величием смиренны лица и благоговеют сердца, перед Его могуществом покоряются души. Он, Пречистый и Всевышний, вершит делами Своих созданий. Он дал познать Себя Своим рабам посредством Своих имен и атрибутов, заставил полюбить Себя посредством наделения благами и Своих благодеяний. Среди них есть такие, в которых Его познание породило любовь, надежду, тоску и смирение. Есть и такие, в которых Его познание породило почитание и страх.

Свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, избранный из Его творений, Его любимец, глава смиренных, господин первых и последних. Его слух, зрение, кости и плоть были смиренны перед Аллахом, Господом миров. Он обучил свою общину тому, как быть смиренными перед Аллахом. Его сподвижники проводили большую часть своих ночей в совершении поясных поклонов и падая ниц, за что удостоились почестей от своего Господа.



«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв…»1 Аллах увековечил память о них среди первых и последних: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате. В Инджиле же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»2.

Возросло число жалоб относительно того, что мусульмане в своих молитвах в недостаточной степени оказываются устремленными к своему Господу, а в их сердцах и душах утвердились наущения и это явление приобрело повсеместный характер, равно как и эта смута всецело охватила мусульманскую общину. Долгом мусульманских ученых является заняться решением данной проблемы, которая повсеместно распространилась в нашем сегодняшнем мире, поразила как ученых, так и обывателей, как праведников, так и ослушников, как взрослых, так и детей. Особенно если принять во внимание тот факт, что первым, чего лишится община, станет смиренность. Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Первым, чего вы лишитесь в своей религии, станет смиренность, а последним – молитва. Возможно, в человеке, совершающем молитву, не будет добра. Недалек тот час, когда, войдя в соборную мечеть, вы не увидите в ней человека смиренного». Но ужасней этого и горестней слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Настанет время, когда человек в Исламе доживет до седых волос и при этом не будет совершать молитву надлежащим образом».

Относительно необходимости наличия смиренности в молитве получили упрек еще первые мусульмане – сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»1.

Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «С того времени, как мы приняли Ислам, до того, как нас упрекнул Аллах, прошло всего четыре года»2. Что же тогда остается говорить о поколении, что живет, будучи отчужденным в своем мире, и нашем времени, в котором общины собрались воедино против нас, подобно тому как участники трапезы собираются вокруг блюда, как об этом предрекал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Наши ориентиры размыты, нас окружили смуты подобно темной мгле. Того, кто говорит правду, обвиняют во лжи, лжеца принимают за говорящего истину, доверяют вероломному, верного обвиняют в вероломстве, право говорить предоставлено презренным.



Время, в которое возвысилась степень презренного,

А благородный страдает от своего же благородства,

Подобно морю, жемчуг которого лежит на дне,

А мертвечина всплывает на поверхность.

Для искоренения подобного рода порчи – на уровне как отдельных людей, так и общества в целом – требуются ученые-педагоги. Вернее, такие ученые, которые оказались бы способны исправить то, что испортили люди в своей религии и мирской жизни. Осуществление подобного рода благородных целей требует разработки задач с учетом их первостепенности, а также соблюдения метода непрерывной последовательности. Одной из приоритетных задач является разрешение проблемы, связанной с той петлей Ислама, которая ослабеет первой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Петли Ислама ослабеют одна за другой. Первая из них – правление1, последняя – молитва»2.

Если бы людям, посвятившим свои жизни делу служения религии Всемогущего и Великого Аллаха, несколько десятков лет назад было известно о том, что данное пророчество вскоре сбудется и мусульмане станут пренебрегать совершением молитвы, то они сделали бы все, что в их силах, для того, чтобы избежать тех трудностей, с которыми многие из них сегодня столкнулись. Это потому, что тем, кого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал «странными, которые будут улучшать то, что испортили люди», прежде всего приходится начинать с улучшения аспекта, касающегося вопроса единобожия и молитвы. Ибо смиренность – это дух молитвы. Молитва, лишенная смиренности, подобна телу без духа.

Необходимо обратить внимание и на то, что тема смиренности в молитве, к сожалению, не получила исчерпывающего освещения в книгах, посвященных мусульманского праву, и в сводах высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В них главным образом во всех подробностях излагаются вопросы, касающиеся того, как правильно совершать молитву. Книги, посвященные мусульманскому праву, как правило, предваряются разделами, посвященными ритуальному очищению, которое является своего рода приготовлением к молитве – величайшему обряду Ислама. То обстоятельство, что вопросу смиренности в молитве уделяется относительно небольшое внимание, можно объяснить тем, что смиренность рассматривается в качестве одного из «плодов» веры в целом. А степень смиренности раба находится в прямой зависимости от величины его веры. Если в книгах по мусульманскому праву и хадисам и встречаются отдельные разделы, посвященные теме смиренности в молитве, то в весьма ограниченном объеме. То же можно сказать и в отношении трудов, написанных учеными как в древности, так и в последнее время. За редким исключением, которое далеко не удовлетворяет потребности в исламской литературе по данной проблеме. В связи с этим мы приложили все имеющиеся у нас скромные возможности для того, чтобы собрать воедино информацию, которая подобно жемчугу разбросана в книгах древних ученых из числа педагогов и целителей душ, касающуюся вопроса смиренности в молитве. Предметом нашего особого внимания стали сочинения шейха Ислама Ибн Таймийи и его известного ученика Ибн аль-Кайима (да смилуется над ними Аллах). Нашу книгу мы назвали «Как достичь смиренности в молитве и избавиться от наущений?» – в виде вопроса, поскольку данная тема, на наш взгляд, является одной из актуальных проблем современности. Книга разделена на части; каждая часть состоит из разделов. Первая часть посвящена особенностям молитвы, ее отличительным сторонам и положению среди других видов поклонения. Молитва – это воплощение вершины духовного аспекта Ислама. Она то, в чем больше всего нуждаются мусульмане в настоящее время. Им приходится сталкиваться с духовным вакуумом, который сегодня переживает человечество, ставшее жертвой господства материальных ценностей. Молитве принадлежит огромная роль в деле питания мусульманина духовной силой, благодаря которой он мог бы противостоять искушениям. Мусульмане в своей истории никогда еще не подвергались таким смутам, каким они подвергаются сегодня. Лучшим средством, которым может вооружиться мусульманин с тем, чтобы противостоять этим смутам и искушениям, является молитва, исполненная смирения. На эту истину указывается в трех местах Корана.



Первое. В самых первых ниспосланных аятах Корана сказано: «Видел ли ты того, кто мешает рабу, когда тот молится?»3 Преисполненная смирения и благоговения молитва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своему Господу, которую он совершал возле Каабы, приводила в дрожь поджилки предводителей неверия по причине страха и трепета, который она на них наводила. И даже несмотря на то, что тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился в одиночестве, он заставлял содрогаться седалища курайшитских деспотов, которые всевозможными грубыми способами препятствовали ему совершать молитву. И тогда пришло указание Всемогущего и Великого Аллаха: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху»4. Ибо, когда раб падает ниц и приближается к Аллаху, это спасает его от козней и хитростей недругов, более того – позволяет ему в конечном итоге восторжествовать над ними.

Второе. В словах Всевышнего в суре «Аль-Хиджр» говорится: «Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят»5. Другими словами, из-за высказываемых ими лжи, вздора и насмешек. Они называли Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) колдуном, поэтом, жрецом, лжецом, одержимым и т. п. И как следовало в таком случае поступать? «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе»6.

Третье. В связи с попыткой неверных отдалить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) от Книги его Господа и принудить его покинуть место своего проживания сообщается: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас! Они чуть было не изгнали тебя с этой земли под страхом. Но после твоего изгнания они оставались бы там лишь недолго»41.

Затем Всевышний поведал Своему Пророку о средствах, с помощью которых он мог бы избавиться от этих притеснений и козней: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»12.

Когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одолевала какая-нибудь трудность, он прибегал к молитве.

Вторая часть, «Наущения и способы избавления от них», была составлена исходя из того, что наущения являются основой напасти, которая препятствует рабу совершать молитву в смирении. Мы расположили эту часть перед частью, посвященной смирению, в соответствии с принципом «Избавление от вреда имеет приоритет над достижением блага», а также исходя из правила «Избавление важнее украшения». Сердцу, которое наполняют наущения, трудно обрести смиренность. Равно как и сердце, исполненное смиренности, невыносимо для сатаны. Избавление сердца от наущений – трудная и утомительная задача. Раб должен обращаться за помощью к Всемогущему и Великому Аллаху и просить Его о защите от проклятого сатаны. В данной части мы коснулись вопроса смысла «искушения», его источников и эффективного средства избавления от них. В конце части приводятся десять полезных правил по избавлению от наущений сатаны. Там же в подробностях излагается то, какую опасность представляет Искуситель не только для молитвы раба, но также и для его религии в целом. Ведь именно Искуситель стал причиной изгнания Адама из Рая. Всемогущий и Великий Аллах предостерег нас от него: «О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей»21.

Наущения в молитве – явление неизбежное. Абсолютное от них избавление не представляется возможным. Полностью их отстранить от себя удается лишь тем, кто удостоился поддержки со стороны Аллаха. На человека не возложено отстранять от себя практически все посторонние мысли и ни в кой мере не позволять им проникать в сердце. Но при их возникновении он должен прилагать усилия для того, чтобы изгнать их и избавиться от них. А за те наущения, которые возникнут после этого, человеку не будет упрека с соизволения Всемогущего и Великого Аллаха. Абу Сулейман ал-Дарани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Когда ты встаешь на молитву, то помни, перед Кем ты стоишь. И стремись изгнать все посторонние порочные мысли. После завершения молитвы проси у Всемогущего и Великого Аллаха прощения. Ибо Он принимает первое (такбир12 в начале молитвы) и последнее (приветствие в конце молитвы) соглашения и прощает то, что (имело место из невнимательности и ошибок) между ними». Но люди с высокими устремлениями не допускают того, чтобы их мысли были о чем-то ином, не связанном с молитвой. Один из них сказал: «Быть растерзанным копьями для меня предпочтительней, чем допустить мирские мысли в моей молитве». У имама Малика (да смилуется над ним Аллах) со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Бакра приводится рассказ о том, что однажды один из ансаров в период плодоношения совершал молитву в своем саду, расположенном в местности Аль-Куф23. Со всех сторон его окружали пальмы со свесившимися плодами. Он с восхищением посмотрел на них, а когда вновь вернулся с мыслями к молитве, не смог вспомнить, какую ее часть он уже совершил. Тогда он сказал: «Это мое имущество стало моим искушением». Затем он пришел в ‘Усману ибн ‘Аффану, который тогда был халифом, и рассказал ему о случившемся. Он сказал: «Пусть мой сад будет милостыней. Направь его на благое дело». И ‘Усман продал его за пятьдесят тысяч динаров. Впоследствии этот сад стал известен как «Сад пятидесяти».

В третьей части, «Смиренность – дух молитвы», излагается смысл понятия «смиренность», говорится о ее столпах, проявлениях, факторах, способствующих и препятствующих ее возникновению, о важности смиренности, о ее ценности в общем и применительно к молитве в частности. Ибо наличие смиренности необходимо при совершении любого поклонения, а не только молитвы. Но в последней ее присутствие требуется как ни в каком другом виде поклонения. Это потому, что смиренность является свидетельством почитания Всемогущего и Великого Аллаха и благоговения перед Ним – того, ради чего молитва, собственно говоря, и предписана.

Имам Ахмад в своем своде хадисов в книге «Аскетизм» приводит сообщение о том, что Всемогущий и Великий Аллах внушил Давуду (да пребудет над ним мир): «О Давуд! Пусть все твои органы испытают дрожь, когда ты станешь поминать Меня. Поминая Меня, будь смиренен и спокоен. Стой передо Мной, будто ты ничтожный раб. И осуждай себя, ибо душа человека заслуживает порицания. Взывай ко Мне с трепетом в сердце и искренне».

Четвертый раздел мы посвятили описанию того, какой должна быть молитва, наделяющая покоем. Как известно, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находил успокоение в молитве. Является ли совершаемая нами сегодня молитва такой же, или же мы молимся скорее по привычке, и наша молитва не оживляет сердце, не привносит в душу радость и не служит успокоением очей? В нашем послании мы стремились изложить то, как должна проявляться смиренность в различных фазах молитвы – начиная с такбира и заканчивая приветствием. Все верное в нашей книге – от одного лишь Аллаха, а все ошибки и недочеты – от нас самих и сатаны. Мы отрекаемся от дьявола в мирской жизни и в жизни вечной.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот наш труд искренним ради Его благородного лика, а также полезным для нас «в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»1. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Му’мин Фатхи аль-Хаддад

25 шавваля 1425 г. х. / 7 декабря 2004 г.



Часть первая

Место, которое занимает молитва в системе обрядов Ислама
Всевышний Аллах завершил Свой дар людям, ниспослав им совершенную религию – Ислам, которую Он одобрил для них и которой завершил Свои послания. В качестве печати пророков и посланников для всего человечества Он выбрал Своего неграмотного раба Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), после которого вплоть до наступления Конца света не будет никакого другого пророка. Аллах создал тварей с единственной целью – для того, чтобы они Ему поклонялись: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»1.
Цель поклонения – достижение богобоязненности
Всевышний Аллах сделал целью совершения поклонения обретение богобоязненности: «Аллах сказал: “Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь”. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному надлежит поклоняться. Неужели вы станете бояться кого-либо помимо Аллаха?»2 Достижение богобоязненности лежит в основе всех столпов Ислама (молитвы, поста, закята, хаджа), о которых говорится в Священном Коране: «Совершайте молитву и бойтесь Его, ведь к Нему вы будете собраны»3; «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь»4; «Я предпишу ее (милость) для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят…»51; «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!»12

Итак, все эти установления предписаны с тем, чтобы люди обрели богобоязненность. Но при этом Всевышний Аллах среди прочих видов поклонения выделил молитву, поскольку она обладает присущими только ей особенностями и отличиями. Всевышний сказал: «Твердые в знании из них и верующие веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя. Совершающих молитву, которые выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением»23. Употребление в аяте слова «совершающих» в винительном падеже указывает на выделение тех, кто совершает молитву, хвалой и почетом. Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах), объясняя этот аят, сказал следующее: «Есть шесть различных мнений относительно причины употребления слова “совершающих” в форме винительного падежа. Наиболее верным из них является мнение Сибавейха, который считал, что здесь опущен глагол “подразумеваю”. Он сказал: “Это оборот, в котором подразумевается восхваление”».

Молитва в Исламе занимает уникальное положение, с которой по важности не может соперничать никакой другой вид поклонения. Молитва является важнейшим столпом религии, на котором она основывается. Молитва является первым видом поклонения, совершать которое нас обязал Аллах. Всевышний вменил нам ее в обязанность путем непосредственного обращения к Своему Посланнику в Ночь вознесения. Также молитва является последним завещанием, которое Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил своей общине, покидая этот мир. Он говорил: «[Соблюдайте] молитву, [соблюдайте] молитву, и [заботьтесь] о том, чем овладели ваши десницы1». Среди слов, которые произнес ‘Иса (да пребудет над ним мир) в колыбели, было и повеление соблюдать молитву: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни»7. Молитва является последним из того, что утратит мусульманская община. Если не станет молитвы, то не станет и религии в целом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Петли Ислама ослабеют одна за другой. Всякий раз, когда будет ослабевать одна петля, люди будут придерживаться следующей. Первой петлей, которая ослабеет, станет правление, последней – молитва»8.

При пристальном изучении аятов Священного Корана можно увидеть, что в некоторых случаях Пречистый Аллах, говоря о молитве, связывает ее вместе с Его поминанием: «Воистину, молитва оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее…»4 Иногда – с закятом: «Совершайте молитву, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися»51. Иногда – с терпением: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве»62.


Важность места определяется важностью молитвы
Молитву от других столпов Ислама отличает место, в котором она была вменена в обязанность, а также время и место ее совершения. Молитва была предписана на небе в Ночь вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она стала подарком Всевышнего обитателям Земли. Молитва представляет собой своего рода вознесение верующего, посредством которого он отрывается от земного притяжения, освобождается от его оков и воспаряет в небо. Молитва избавляет его от земных забот, печалей и горестей. Когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одолевала трудность, он прибегал к молитве. Повелевая своему муаззину Билялю (да будет доволен им Аллах) призвать на молитву, он говорил: «Позволь нам отдохнуть посредством ее, о Биляль!»

Если раб, осознавая собственную ничтожность и жалкость, предстанет перед своим Могущественным, Великим, Всеблагим и Всевышним Господом и всецело устремится к Нему, он обретет то, на что надеется, и избежит того, чего опасается.



О Тот, к Кому прибегаю я в надежде,

О Тот, к Кому прибегаю я от опасности!

Не исцелить людям кость, что Ты сломал;

И не сломать им кость, что Ты срастил.

Молитва является причиной получения средств к существованию: «Каждый раз, когда Закарийа входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание»1.

Молитва является причиной удовлетворения нужд и ответа на просьбы: «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе, который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников”»2.

«Совершай молитву в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих»3.

Все толкователи Корана сходятся в том, что под «молитвой» в данном случае подразумевается обязательная пятикратная молитва, совершаемая в течение дня. Молитва особо упомянута в Коране в связи с тем, что она является вторым столпом Ислама и к ней прибегают при трудностях. Большинство толкователей из числа сподвижников и последователей (да будет ими всеми доволен Аллах) считало, что под «добрыми деяниями» в данном аяте подразумеваются пять ежедневных молитв4.

Более того, приготовление к молитве, ходьба в мечеть для ее коллективного совершения и ее ожидание в мечети – все это способствует избавлению человека от грехов и возвышает его степень в Раю. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не указать ли мне вам на то, посредством чего Аллах избавляет вас от грехов и возвышает вашу степень?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Совершение омовения совершенным образом, несмотря на трудности, частые шаги в мечеть и ожидание после молитвы другой молитвы – вот она служба, вот она служба»21. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) также передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как вы думаете, если перед дверью дома кого-либо из вас будет протекать река, в которой он будет омываться пять раз в течение дня, – останется ли на нем что-нибудь из грязи?» Сподвижники ответили: «На таком человеке из грязи не останется ничего». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подобны этому пять молитв, посредством которых Аллах избавляет вас от грехов»32.

Ибн аль-‘Араби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Предмет сравнения заключается в том, что подобно тому, как обильное использование воды очищает тело человека и его одежду от грязи, пять молитв очищают раба от скверны грехов и не оставляют из них ни одного»43.


Молитва и получение удела
Ибн Абу-д-Дунйа в своей книге «Муджабу ад-да‘ва» («Ублаженные») приводит следующее сообщение со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был один торговец по прозвищу Абу Му‘аллак. Он занимался торговлей как собственным товаром, так и по поручению. Он был человеком богобоязненным и много поклонялся Аллаху. Однажды, когда он вышел в свою очередную поездку по торговым делам, ему преградил путь вооруженный грабитель и сказал: “Оставь свои вещи, ты уже труп”. Абу Му‘аллак ответил: “Забирай все”. Грабитель сказал: “Мне нужна лишь твоя кровь!” Абу Му‘аллак сказал: “Позволь мне помолиться”. Тот сказал: “Молись, сколько тебе будет угодно”. Абу Му‘аллак совершил омовение и помолился. В своем обращении к Аллаху он произнес: “О Любящий, о Владыка славного Трона, о Вершащий то, что пожелаешь. Я молю Тебя Твоим могуществом, которого невозможно достичь, и Твоим богатством, которое не убавится, и Твоим светом, который заполнил столпы Твоего Трона, избавить меня от зла этого грабителя. О Помогающий, помоги мне”. Он повторил эти слова трижды. Тогда внезапно появился всадник с копьем в руке, которое он держал над головой, и пронзил им вора насмерть. Затем он подошел к торговцу, и тот его спросил: “Кто ты? Посредством тебя Аллах спас меня”. Всадник ответил: “Я – ангел с четвертого неба. Когда ты воззвал в первый раз, я услышал грохот небесных врат. Когда ты воззвал во второй раз, я услышал шум обитателей неба. Когда ты воззвал в третий раз, было сказано: ‹Это – мольба попавшего в беду›. Тогда я попросил Аллаха поручить мне убийство этого разбойника”». Но некоторые ученые посчитали это сообщение недостоверным1.

Насколько же мы нуждаемся, дорогой брат, в очищении наших сердец от скверны ослушаний и злодеяний. Особенно в это время, когда человек едва ли успевает перешагнуть порог своего дома, как его со всех сторон окружают грехи и пороки. И нет никакой возможности и силы сохраниться от этого, кроме как при помощи Аллаха.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница