Объекты размещения отходов



Скачать 151.36 Kb.
Дата20.11.2016
Размер151.36 Kb.
Объекты размещения отходов

В прошлом году объем произведенных Красноярском ТБО достиг рекордной цифры — 2 млн. кубометров (или около 400 тыс. тонн). По оценкам специалистов, в общем объеме мусора 26% составляет бумага, 7% черные и цветные металлы, 4% стекло и 17% пластик. Все эти 54% от общего объема мусора могут быть переработаны во вторсырье, а значит, на полигоны попадут лишь оставшиеся 46%.

По состоянию на 01.01.2012 в границах г. Красноярска числилось 14 специализированных объектов для размещения отходов (3 шламонакопителя, 5 золошлакоотвалов, 3 объекта по рекультивации карьерных выработок, 2 полигона промышленных отходов, один которых - с функцией рекультивации нарушенных земель, 1 объект для размещения иловых осадков левобережных городских очистных сооружений биологической очистки сточных вод).

На граничащих с городом территориях расположено 9 объектов размещения отходов (2 полигона для захоронения ТБО, 2 золошлакоотвала, 3 полигона промышленных отходов, 1 объект рекультивации нарушенных земель с использованием промышленных отходов  III, IV, V класса, 1 объект для размещения иловых осадков с правобережных городских очистных сооружений).

Общая площадь земель, занимаемая вышеуказанными объектами размещения отходов, составляет 603,41 га, в том числе в черте города 357,31 га (59,2%), в районах – 246,10 га (40,8%). Суммарная площадь объектов размещения ТБО составляет 54 га, в том числе по городу Красноярску - 20 га («Шинник»), в районах, граничащих с городом – 34 га, из которых 32 га - городской полигон ТБО в Емельяновском районе и 2 га - полигон ТБО «Сосновый мыс» в Березовском районе.

На объектах рекультивации отработанных карьеров в границах города используются промышленные отходы IV класса «малоопасные» и V класса «практически неопасные» для окружающей среды, частично ТБО (объект «Шинник» в Ленинском районе). Проектная документация на рекультивацию карьеров в черте города и на территории Березовского района разработана, имеет положительные заключения государственной экологической экспертизы, рекомендована к внедрению.

По данным владельцев объектов размещения отходов в перспективе до 2017 года город Красноярск обеспечен необходимыми мощностями для размещения ТБО и до 2040 года - объектами для размещения промышленных отходов IV-V класса и городского мусора. Отходы I - III класса на полигоне «Серебристый» ЗАО «Зеленый город» планируется принимать до 2031 года.

Емкость городского левобережного полигона ТБО в Емельяновском районе (ОАО «Автоспецбаза») и правобережного участка ТБО на объекте «Шинник» в г. Красноярске (ООО «Вторичные ресурсы Красноярск») позволят принимать ТБО до 2017 года, полигона ТБО «Сосновый мыс» в Березовском районе до 2014 года. Для продления сроков эксплуатации на полигоне «Сосновый мыс» в Березовском районе используется траншейный способ захоронения ТБО.

В 2011 году на объектах размещения отходов в черте города и в пригородной зоне принято 761,4 тыс. тонн отходов, что на 113, 1 тыс. тонн меньше, чем в 2010 году (874,5 тыс. тонн). Количество промышленных отходов составило 470,87 тыс. тонн. Объем отходов потребления, вывезенных на объекты ТБО, по сравнению с 2010 годом возрос на 43,46 тыс. тонн и составил 290,5 тыс. тонн.

Более чем в 2 раза уменьшилось количество промышленных отходов, размещенных на пригородных объектах. Золошлаки Красноярской ТЭЦ-1, ранее направляемые на золоотвал в Березовском районе, перераспределены на рабочие карты в городе с параллельной выемкой сухих золошлаков, их частичной утилизацией и захоронением на городском объекте рекультивации «Шинник».

В 2011 году ТЭЦ -1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» утилизировано на производстве цемента и в других отраслях 43,2 тыс. тонн сухой золы и золошлаков. Снизилось количество промышленных отходов, доставляемых на пригородные полигоны ООО «ЮРМА-М», ОАО «Красмаш», ООО «Вторичные ресурсы Красноярск».

Согласно материалам прогноза социально-экономического развития города, полученным в 2011 году, на 84 промышленных предприятиях различной формы собственности ежегодно в городе утилизируется порядка 290 тыс. тонн образующихся отходов и 0,486 тыс. тонн образующихся отходов на 19 предприятиях обезвреживается внутри самих предприятий.

С учетом вышеуказанных данных, данных по размещению отходов (761,4 тыс. тонн), данных по отбору вторичного сырья бизнес - структурами (108,4тыс. тонн) объем образования отходов производства и потребления за 2011 год в Красноярске составил1160, 3 тыс. тонн. Это подтверждается данными статистики по форме 2 ТП - (отходы), обрабатываемой управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, но учитывая, что данной ведомственной формой приводятся показатели по классам отходов, выделить объемы образования ТБО и промышленных отходов не представляется возможным. Необходимо развивать муниципальную статистику.

В целом по городу показатель утилизации отходов в соотношении с общим количеством их образования за 2011 год составил 34,3 %.

Факторами, способствующими централизованному сбору и доставке ТБО на объекты размещения отходов, являлась реализация мероприятий краевой целевой программы по изготовлению и расстановке в 2011 году контейнерного оборудования для сбора ТБО в г. Красноярске и в 5 муниципальных образованиях центрального макрорайона края (города Дивногорск и Железногорск, Емельяновский, Березовский и Сухобузимский районы). Всего изготовлено и расставлено 1441 ед. контейнерного оборудования, в том числе в г. Красноярске – 308.

В дополнение к этому в краевом центре проведена масштабная работа по уборке несанкционированных свалок, мусор с которых доставлялся на действующие объекты размещения отходов. На ликвидацию несанкционированных свалок в 2011 году направлено 31,2 млн. руб., в том числе за счет средств городского бюджета 17,7 млн. рублей и 13,5 млн. рублей в виде субсидий из краевого бюджета по предписаниям уполномоченных органов и решениям судов.

Порядок выявления, учета несанкционированных свалок и обеспечения финансирования их уборки определен распоряжением администрации города от 11.05.2010 № 53-р «О совершенствовании работы по сбору и вывозу отходов в г. Красноярске». По заявкам районов департаментом городского хозяйства ежегодно формируется потребность в бюджетных средствах для по уборки свалок. Выбор подрядных организаций осуществляется на конкурсной основе.

Серьезное внимание в городе уделяется выявлению виновных лиц и привлечению их к уборке замусоренных территорий за счет собственных сил и средств. В районах отрабатывается практика проведения совместных с полицией рейдов по пресечению и устранению захламления территорий.

Общее количество накопленных на 01.01.2012 года отходов на объектах их размещения (город и в прилегающие районы) составило 21735,8 тыс. тонн, в том числе в городе - 11466,4 тыс. тонн, в районах - 10269,4 тыс. тонн. На полигоне «Серебристый» в Березовском районе накоплено 1,93 тыс. тонн отходов I-II-III класса с заполнением 29%  рабочей емкости хранилищ.

В 2011 году в г. Красноярске введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс ТБО ООО «Чистый город» проектной мощностью 730 тыс. тонн/год. В ходе отработки технологии на указанный комплекс в отчетном году поступило 19,4 тыс. тонн ТБО, из которых отобрано 2,41 тыс. тонн утильной фракции (12,4%). Параллельно с наращиванием мощности по сортировке ТБО на объекте ООО «Чистый город» планируется внедрение технологий по переработке вторичного сырья.

Действовавший ранее в пуско-наладочном режиме мусоросортировочный  комплекс ТБО ООО «Строй Плюс», мощностью 100 тыс. тонн/год, прекратил деятельность по экономическим основаниям.

По информации ООО «Экоресурс» на правобережном объекте ТБО «Шинник» предусматривается создание собственного мусоросортировочного комплекса. Проведены необходимые проектные работы, приобретен земельный участок, осуществляется выбор и комплектация оборудования.

В настоящее время в городе созданы необходимые условия по безопасному обращению с отходами, задействовано 5 специализированных объектов по обезвреживанию ртутьсодержащих, медицинских и биологических отходов.

23-25 октября 2012 г. в Сибирском государственном индустриальном университете г. Новокузнецка состоялась четвертая международная научно-практическая конференция на тему «Управление отходами – основа восстановления экологического равновесия промышленных регионов России».

По приглашению Кузбасской ассоциации переработчиков отходов, мероприятие посетил депутат ЗС Красноярского края, член комитета по природным ресурсам, Черных Артем Анатольевич.

"Изучая тему, связанную с переработкой отходов на территории Красноярского края, комитет по природным ресурсам и экологии ЗС края активизировал работу по взаимодействию с различными организациями, работающими в этой сфере, нарабатывая информационную базу по проблематике и конструктивным предложениям. Я был направлен для участия в конференции с целью получения опыта, который можно было бы перенести на территорию края.

У нас разработана и реализуется краевая программа по обороту отходов, но она, к сожалению, не решает вопросы вторичного использования отходов, а направлена лишь на развитие системы захоронения. Поэтому для нашего региона тема рециклинга весьма актуальна. Рециклинг - более широкое понятие, чем оборот отходов. Говоря о рециклинге, мы подразумеваем процесс, который начинается с момента образования отходов до производства конечной продукции из них. Анализируя подходы к развитию системы рециклинга, я прихожу к выводу, что одним из необходимых условий развития данной системы, является создание некоего института, который бы объединил всех участников этого процесса. И это подтверждается, наличием опыта других регионов. В частности, Кузбасская ассоциация рециклинга существует три года, но ее деятельность уже стала заметной, как для населения, так и для органов власти, тем более что она способствует реализации определенных бизнес решений.

Отмечу, что со мной на конференции присутствовали представители и наших предприятий - Экоресурс, Сибагропромстрой, Чистый город и др. Совместно с ними мы пришли к выводу, что ассоциацию рециклинга необходимо создавать и в нашем крае, это действительно поможет объединить в единое целое усилия различных организаций. Объединение ресурсов, идей и решений, это первая задача, которую нам необходимо решить. Кстати, подобные же выводы были сделаны и на заседании Совета безопасности при губернаторе края, на котором обсуждалась проблема утилизации твердых бытовых отходов, где мне удалось озвучить свои предложения.

Дополнительно к запланированных мероприятиям было предложено поддержать идею создания в Красноярском крае ассоциацию рециклинга, привлечь общественные организации к выполнению контрольных функций за выполнением экологического законодательства и при дальнейшей корректировке краевых программ, связанных с обращением отходов, разработать дополнительные механизмы привлечения инвесторов в эту сферу. Как мне показалось, губернатор, отнесся к данным предложениям одобрительно!"

Об опыте работы муниципальных образований по вывозу ТБО в частном секторе

Согласно Жилищному кодексу РФ за собственниками жилых домов закреплена обязанность по оплате коммунальных услуг на основании договоров, заключенных со специализированными организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Данная норма об обязанности собственников жилых помещений по оплате услуг на вывоз бытовых отходов с территорий частных домовладений закреплена постановлением администрации города Красноярска от 04.07.2006 № 607 «Об утверждении положения о порядке организации и оплаты вывоза бытовых отходов от индивидуальных жилых домов». В соответствии с положением об администрации района в г. Красноярске, утвержденным распоряжением администрации города от 26.02.2007 № 46-р, организация работы по вывозу мусора от индивидуальных жилых домов и ликвидации несанкционированных свалок относится к одной из основных функций районной администрации.

На сегодняшний день четкий и системный подход в этом направлении в г. Красноярске не проработан, механизм организации сбора и вывоза отходов не сформирован. Работа по привлечению жителей частного сектора к оплате услуг по вывозу ТБО ведется, но в массовом порядке результаты не достигнуты, что требует регулярного привлечения бюджетных средств на вывоз ТБО из частного сектора и устранение несанкционированных свалок, организуемых жильцами. Не установлены требования к обустройству мусорных стоянок, порядку накопления ТБО. Муниципальная инфраструктура и единый тариф по оказанию данного вида услуг отсутствуют, а частными фирмами предъявляются неоднозначные подходы к работе, что не всегда соответствует поставленным задачам и не обеспечивает должного порядка.

Опыт подобной работы в городах России может послужить наглядным примером для практического использования.

1. В г. Екатеринбурге администрацией города совместно с ЕМУП «Спецавтобаза» в 2009 году внедрен пилотный проект «Мусор в белом» по сбору и вывозу ТБО с территории частного сектора. За основу взята южнокорейская технология, адаптированная в России. Жителям индивидуального дома предлагается приобрести маркированный мешок для ТБО объемом 60 литров за 11 рублей и 110 литров за 18 рублей, которые продаются в ближайших киосках, павильонах, магазинах или у водителей мусоровозов. При этом в цену пакета включена стоимость транспортировки и захоронения отходов.

График и маршруты движения мусоровозов разработаны в индивидуальном порядке для каждого района города (преимущественно 2-3 раза в неделю) и для удобства жителей размещены на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза». В установленный день жители выставляют заполненные мешки на улицу (перед домом или в специально отведенное место), мусоровоз их забирает и отвозит на полигон ТБО (фото прилагается).

С 2010 года к данному проекту активно подключились и садоводческие товарищества, которые не имеют возможности оборудовать и обслуживать собственные контейнерные площадки и не делают этого по причине внешней доступности для недобросовестных пользователей и неоднозначной востребованностью всех членов садоводства.

Однако подобная технология сбора отходов не нашла поддержки у жителей частного сектора, расположенного в центре города рядом с многоквартирной жилой застройкой. Жители выбрасывают свой мусор в контейнеры многоквартирных жилых домов, либо устраивают несанкционированные свалки, которые ликвидируются за счет бюджета города.

2. В г. Артёме Думой Артёмовского городского округа утверждено Положение от 30.06.2005 № 152 «Об организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки в границах Артемовского городского округа» (прилагается), которое закрепило обязательства собственников жилья заключать договор на вывоз твёрдых бытовых отходов со специализированными организациями. Для собственников индивидуальных жилых домов определен порядок вывоза ТБО пластиковыми пакетами, стоимость которых входит в счет оплаты услуг по договору. Содержание площадки для сбора пакетов осуществляется также организацией в счет оплаты услуги.

Реализация данного проекта предполагает аналогичный г. Екатеринбургу алгоритм вывоза ТБО: жители приобретают маркированные пакеты для сбора отходов. В определенный день согласно графику горожане выставляют маркированные пакеты с отходами в установленное место, затем мусоровоз забирает их и отвозит на полигон для захоронения.

По информации МКУ «Управление благоустройства» г. Артёма стоимость услуги, оказываемой подрядчиком – ООО «СТАРТ-1» составляет 45 рублей на человека, включая стоимость пакета объемом 20 л.

3. В г. Новосибирске согласно постановлению администрации города от 20.04.2012 № 3907 «Об организации вывоза твердых бытовых отходов с территорий индивидуальной жилой застройки города Новосибирска» (прилагается) администрации районов должны организовать работу по заключению договоров на сбор и утилизацию ТБО с владельцами индивидуальных жилых домов. Иными словами жители частного сектора наряду с владельцами квартир в многоэтажных жилых домах должны оплачивать вывоз ТБО. Договоры будут заключаться исходя из рекомендуемой стоимости вывоза и захоронения ТБО из районов индивидуальной жилой застройки города. Она составляет 30 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость) в месяц на одного проживающего.

4. В г. Иркутске администрация города за счет средств местного бюджета размещает на территории частного сектора контейнерные площадки. Закупку и установку контейнеров, а также их содержание обеспечивает МУП «Спецавтохозяйство» на собственные средства.

Муниципальным предприятием ведется работа с населением по заключению договоров об оказании услуг на вывоз ТБО с индивидуальной либо муниципальной контейнерных площадок (формы договоров прилагаются). При этом наиболее активно заключают договоры с предприятием жители, имеющие летний водопровод, поскольку одним из условий подключения воды является наличие договора на вывоз ТБО, который заключается сроком на 1 год.

Комитеты по управлению округами администрации города оказывают активное содействие муниципальному предприятию в части проведения разъяснительной работы среди населения, информирования о соблюдении чистоты и порядка на территориях общего пользования. К слову, администрация города проводит соревнования между округами, в том числе по наибольшему количеству заключенных договоров на вывоз ТБО в частном секторе, победившему округу перечисляется 500 тыс. руб. на мероприятия по благоустройству подведомственной территории.

Нормы накопления коммунальных отходов и тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО утверждены нормативными актами города (прилагается). По информации специалистов МУП «Спецавтохозяйство» в текущем году на 1 человека приходится порядка 360 руб. на обеспечение услуги по вывозу ТБО.

5. В г. Томске постановлением администрации города от 11.11.2009 № 1110 (прилагается) утвержден Регламент сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе от индивидуальных жилых домов. Основной специализированной организацией, осуществляющей сбор и вывоз ТБО от частного сектора, а также обслуживание контейнерных площадок, является УМП «Спецавтохозяйство».

Оплата услуг специализированной организации осуществляется либо путем заключения договора на вывоз ТБО, либо вместе с квитанцией по оплате услуг водоснабжения и водоотведения. Тарифы для расчета с населением установлены постановлением администрации г. Томска от 30.11.2010 № 1280 (прилагается).

Основным способом сбора ТБО на территории частного сектора города Томска является использование контейнеров. Однако существуют трудности при определении мест размещения контейнерных площадок. Некоторые жители не хотят видеть под своими окнами постоянное место складирования отходов, имеются сложности с устройством подъездных путей к мусорным стоянкам.

Также в г. Томске существует технология кольцевого вывоза ТБО без использования контейнеров. Согласно утвержденному графику, в назначенное время на улицу приезжает мусоровоз, и жители выносят к нему мусор. Данный способ сбора отходов применяется на нескольких улицах.

В качестве пилотного проекта на небольшой территории частного сектора Томска применялась система сбора ТБО с использованием упаковочной тары (мешков). Мешки с логотипами и номерами телефонов специализированной организации продавались на объектах мелкорозничной торговли (расчет стоимости прилагается). Разработаны график и маршруты движения мусоровозов, преимущественно 3 раза в неделю. Однако данная технология не получила развития ввиду отсутствия спроса на мешки. Образовавшиеся отходы жители выносили в расположенные поблизости контейнеры.

Необходимо отметить, что УМП «Спецавтохозяйство» ведется постоянная работа с населением частного сектора. Специалисты предприятия вместе с представителями администраций районов проводят беседы с жителями о необходимости осуществления централизованного сбора ТБО для соблюдения чистоты и порядка на подведомственной территории. При возникновении конфликтных ситуации привлекаются представители административных комиссий, органы полиции.

6. Администрация г. Орла постановлением от 06.07.2012 № 2270 (прилагается) утвердила целевую программу ремонта и благоустройства контейнерных площадок, расположенных в частном жилом секторе, на 2013-2015 гг. Подобный документ принят в областном центре впервые. Его действие рассчитано на 3 года. За это время планируется отремонтировать более 100 контейнерных площадок. На территории частного жилого сектора будут выделены специальные места для размещения контейнеров и созданы наилучшие условия для сбора отходов и работы спецтранспорта. В частности, площадки оборудуют уклоном в сторону проезжей части и установят ограждение.

До сих пор в городе существовала другая практика возведения таких площадок. Нередко контейнеры устанавливались прямо на землю, а не на специальное твердое основание, правила установки не соблюдались, равно как и правила сбора мусора. Площадки годами не ремонтировались, что привело к «нарушению экологического благополучия».

На решение проблемы из бюджета города планируется выделить около 1,8 млн. руб. Кроме того, программа предусматривает проведение бесед с жителями частного сектора: власти попытаются убедить их заключить со специализированными организациями договоры на вывоз ТБО.

7. В городском округе Кинешма Ивановской области итоги работы по вывозу мусора из частного сектора за 2011 год подведены в решении городской Думы от 01.03.2012 № 34/343:

«Одной из острых проблем 2011 года по благоустройству городского округа Кинешма была работа по санитарной очистке города. Деятельность МУП "Спецавтохозяйство" в начале года подвергалась критике. Для решения данной проблемы были введены еще 2 перевозчика бытовых отходов - это "ТрансЖилСервис" и "Чистое поле". В настоящее время 70% вывозимого объема обслуживает МУП "Спецавтохозяйство". В целях восполнения утраченных объемов предприятию было предложено оказывать услуги по вывозу ТБО в секторе индивидуальной застройки в микрорайонах "Поповка", Электроконтакт, Нижняя Устиниха, улицах Текстильная, Пирогова. В результате в течение 2011 года предприятием заключено 445 договоров на вывоз ТБО с собственниками индивидуальных домов. Кроме того, через торговую сеть производилась реализация пакетов для сбора бытовых отходов в микрорайоне "Сокольники", в ТОС "Заречные". Всего реализовано 7 тыс. пакетов.

Работу с жителями частного сектора по заключению договоров на вывоз ТБО необходимо усилить в этом году. Это не только финансовые пополнения в городской бюджет, но и санитарное содержание территории города, экологическая безопасность».

8. По аналогии с другими городами решаются вопросы организации вывоза ТБО из частного сектора в г. Казани.

Решениями Казанской городской Думы о бюджете муниципального образования предусматриваются субсидии организациям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате оказания услуг по обращению с отходами на территории индивидуальной жилой застройки по утвержденным рекомендуемым тарифам. Недополученные доходы исчисляются как разница между стоимостью оказания услуг по вывозу и размещению ТБО и средствами фактически собранными с жителей (выписка из решения Казанской городской Думы от 06.12.2010 № 3-2 прилагается).

9. Решением Совета депутатов Первомайского городского поселения Челябинской области утверждена плата за сбор, вывоз и утилизацию ТБО с населения, проживающего в частных домах, с учетом действующего графика сбора, вывоза и утилизации ТБО с одного человека в месяц (прилагается).

Таким образом, для организации работы по вывозу ТБО из частного сектора требуется обсуждение следующих направлений:

- обеспеченность инфраструктурой для сбора и накопления ТБО;

- выбор способа оплаты за вывоз ТБО и порядка вывоза по результатам обсуждения с жителями;

- выбор обслуживающих компаний, к обязанностям которых кроме вывоза ТБО относится работа по заключению договоров на оплату услуг с жителями частного сектора и сбору средств оплаты;

- принятие решений об установлении единых тарифов на вывоз ТБО по каждому из принимаемых за основу методов;

- рассмотрение вопросов о предоставлении субсидий обслуживающим компаниям;

- организация информирования населения и информационных акций.

Подготовлено управлением

по охране окружающей среды

администрации г. Красноярска



 


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница