О соотношении понятий исполнения военной службы и прохождения военной службы по контракту Юрисконсульт Управления кадров фпс россии капитан юстиции Крючков А. Е



Скачать 194.09 Kb.
Дата07.11.2016
Размер194.09 Kb.

О соотношении понятий исполнения военной службы и прохождения военной службы по контракту

Юрисконсульт Управления кадров ФПС России капитан юстиции Крючков А.Е.

Содержание прав и обязанностей участников отношений, складывающихся при прохождении гражданином военной службы по контракту, зависит от правовой природы института военной службы.

Конституция Российской Федерации определила, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (пункт 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации1).

Гражданин Российской Федерации исполняет свою обязанность по защите Российской Федерации путем несения военной службы (пункт 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а так же в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации2.

Следовательно, военная служба обладает как общими свойствами государственной службы, так и специальными свойствами, отличающими ее от других видов государственной службы.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» определено, что под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Правовые аспекты государственной службы изучали такие ученые, как А.А. Демин, Ю.Н. Старилов, Д.М. Овсянко, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Тихомиров, А.Г. Чернявский и другие3.

А.А. Демин определяет государственную службу как «деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства»4.

Аналогичного мнения придерживаются Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилов, А.Ф. Ноздрачев, Г.В. Атаманчук5.

Ю.А. Тихомиров уточняет, что государственная служба - это организация «постоянной деятельности работников по осуществлению полномочий как органов государственной власти, так и образуемых ими государственных органов и учреждений публичного характера»6.

В целом придерживается такого же мнения и Д.Н. Бахрах, но в контексте государственной службы он называет службу одним из видов платной общественно полезной деятельности, которая «состоит в управлении, обслуживании управления (делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном социально-культурном обслуживании людей»7.

Таким образом, ученые сходятся во взглядах на том, что государственная служба - это исполнение служащими своих обязанностей, которые являются функциями (полномочиями) государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Правовые аспекты военной службы исследовались Ю.И. Мигачевым, С.В. Тихомировым, В.Н. Дубровиным, А.В. Кудашкиным, К.В. Фатеевым, А.И. Землиным, Г.А. Золотухиным, А.В. Михайловым, В.Г. Стрекозовым, С.Н. Дубиком, Л.Л. Климаковым, С.В. Корнишиным, Д.А. Митюричем, А.А. Мурановым, А.Л. Горбачевым, В.Е. Звягинцевым, В.Ю. Левченко, Л.М. Пчелинцевым, А.П. Янковым, И.Н. Арцибасовым, В.П. Серегиным, Х.М. Ахметшиным, В.Г. Белявским, А.Г. Горным, А.С. Кобликовым, В.А. Малых, Н.И. Кузнецовым, Н.И. Павловым, В.П. Пановым, И.П. Рашковецом, В.И. Шашом и многими другими.

Авторы, давая понятие военной службы, в основном придерживаются подхода, характерного для определения государственной службы.

Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров называют военную службу «особым видом федеральной государственной службы»8. Такого же мнения придерживается и В.Н. Дубровин9.

А.И. Муранов определяет военную службу как «особый вид государственной службы, который заключается в непосредственном выполнении гражданами конституционной обязанности в составе Вооруженных Сил РФ, других предусмотренных законом воинских формирований»10.

В.А. Малых считает, что «воинская служба есть служба государственная»11

По мнению А.В. Кудашкина, военная служба как особый вид государственной службы является «деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных задач»12.

Следовательно, профессиональная деятельность по исполнению полномочий, которыми наделена Пограничная служба Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «О Пограничной службе») является видом государственной службы, содержание которого определяется через специализацию, проистекающую из целей и функций Пограничной службы13.

Таким образом, военную службу как милитаризованную федеральную государственную службу можно определить как профессиональную деятельность граждан по исполнению полномочий федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и образуемых им государственных органов и учреждений публичного характера в целях непосредственного обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Такая редакция определения института военной службы, как представляется, не должна вызывать недовольства.

Тем не менее, она видится ошибочной по следующим причинам.

Прежде всего, авторы суживают понятие государственной (военной) службы до исполнения персоналом (личным составом) функций государства в определенной сфере.

В военном энциклопедическом словаре понятие «воинская служба» определяется как «исполнение гражданами установленной законом воинской обязанности. Прохождение ее определяется законами»14. Таким образом, создается впечатление о тождественности понятий «исполнение» военной службы и «прохождение» военной службы.

Однако в законодательстве Российской Федерации применительно к военной службе различается ее несение (Конституция Российской Федерации ст. 59 пункт 2), исполнение (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» ст. 2 п. 1) и прохождение (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» ст. 2 п. 2).

В отношении государственной службы действующее законодательство Российской Федерации различает прохождение государственной службы (статья 3 Федерального закона «Об основах государственной службе в Российской Федерации»)15, нахождение на государственной службе (статья 21 Федерального закона «Об основах государственной службе в Российской Федерации») и исполнение обязанности по государственной должности государственной службы (статья 3 Федерального закона «Об основах государственной службе в Российской Федерации»).

Ученые, занимающиеся изучением государственной службы и военной службы, в частности, к сожалению, редко комментируют этот факт и слабо раскрывают соотношение этих терминов между собой.

Представляется крайне важным определить соотношение института военной службы и института (подинститута) прохождения военной службы.

В ряде случаев ученые, исследовавшие правовые аспекты государственной службы, не проводят принципиального разграничения между исполнением, несением и прохождением государственной службы.

Е.В. Охотский отмечает, что «в научной литературе неоднократно предпринимались попытки дать определение понятия «прохождение службы», проанализировать содержание и характерные черты этого процесса в различных системах, в том числе государственных. Достаточно широкое распространение получил взгляд на прохождение государственной службы как на процесс практического осуществления функций в рамках конкретных полномочий по должности»16.

Необходимо отметить, что Л.Л. Попов не отделяет начало, продолжение и окончание военной службы от начала, продолжения и конца прохождения военной службы17. В то же время он не отождествляет военную службу с порядком ее прохождения, считая, что «особенности военной службы определяют специфику ее прохождения» 18.

В других случаях ученые формально отделяют институты прохождения государственной службы от исполнения государственной службы. В то же время, раскрывая содержание этих институтов, авторы допускают их смешение.

Так, Ю.Н. Старилов считает, что «правовой институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы»19.

Тем самым, Ю.Н. Старилов отделил прохождение государственной службы от исполнения государственной службы то есть от выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей

Однако Ю.Н. Старилов, выделяя в правовом институте государственной службы «элемент (или подинститут)20« прохождения государственной службы, указывает, что в прохождение государственной службы, помимо прочего, входит и «выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей»21.

Ю.Н. Старилов, рассуждая об элементах государственной службы, выделил выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций как элемент, равный прохождению государственной службы. Раскрывая состав подинститута – прохождение государственной службы, поместил в него выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций. Тем самым вновь объединил исполнение государственной службе с ее прохождением.

Е.В. Охотский считает, что прохождение государственной службы представляет собой «особую социально-правовую систему юридических фактов процессуального характера, включающую органическую совокупность этапов и целенаправленных действий по планированию кадровых процессов, отбору, расстановке, воспитанию и ротации кадров, их профессиональной подготовке и переподготовке, мотивации к карьерному продвижению, контролю и оценке деятельности работников»22.

Таким образом, Е.В. Охотский не включил в определение прохождения государственной службы выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций.

Однако в систему прохождения государственной службы, Он поместил и «исполнение служебных обязанностей по должности»23. Тем самым продемонстрировал, что придерживается мнения о том, что в прохождение государственной службы входит исполнение государственным служащим обязанностей по должности, которую он занимает.

В.Я. Кикоть, рассуждая о службе в органах внутренних дел, как о виде государственной службе, полагает, что служба в органах внутренних дел и порядок прохождения службы регулируются одними и теми же правовыми актами24. При этом он указывает, что «служба в органах внутренних дел осуществляется с целью выполнения особых задач»25.

В то же время В.Я. Кикоть указывает, что в органах внутренних дел «основные усилия направлены на обеспечение личной безопасности граждан, охрану общественного порядка и борьбу с преступностью»26.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» определено, что под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Следовательно, профессиональная деятельность по исполнению полномочий, которыми наделена Пограничная служба Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «О Пограничной службе») является видом государственной службы, содержание которого определяется через специализацию, проистекающую из целей и функций Пограничной службы27.

Вся деятельность Пограничной службы в целом направлена на обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации.

Полагаем, что к особым задачам не могут относиться вопросы поступления на службу, назначения на должность, увольнение со службы и т.д.

Если исходить из того, что государственная служба – это исполнение полномочий государства, тогда и прохождение военной службы как подинститут государственной службы должно быть исполнение полномочий государства.

Предположим, что прохождение военной службы входит в военную службу, понимаемую как исполнение полномочий государства по обеспечению пограничной безопасности Российской Федерации.

С одной стороны, издание соответствующим начальником приказа о предоставлении военнослужащему отпуск является исполнением им функций государства.

Но, более чем спорно, что исполнение такого приказа военнослужащим, то есть убытие военнослужащего в отпуск, обеспечивает пограничную безопасность Российской Федерации.

При отождествлении исполнения военной службы с прохождением военной службы вывод должен быть о том, что присвоение очередного воинского звания военнослужащему, убытие военнослужащего в отпуск, назначение военнослужащего на воинскую должность – все это является исполнением полномочий государства. Тогда как все это не связано напрямую с обеспечением безопасности государства и выполнением задач Пограничной службы, но определяет положение военнослужащего в служебно-должностных отношениях с другими военнослужащими.

Кроме того, при таком отождествлении придется считать, что том случае, когда государственный служащий прекращает государственную службу, что предусмотрено элементом как прохождения военной службы (пункт 2 статьи 1 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение))28, так и элементом прохождения государственной службы (статья 25 ФЗ о госслужбе РФ) исполняет функции государства.

Таким образом, само прохождение гражданином военной службы по контракту в Пограничной службе России оказывает не непосредственное, а опосредованное влияние на обеспечение пограничной безопасности.

Следовательно, прохождение военной службы и военная служба являются различными институтами, и ошибочно их отождествлять.

Не является должностной обязанностью обязанность военнослужащего пройти аттестацию или освободить должность, как не является должностным правом право согласиться с назначением или отказать от назначения на вышестоящую должность.

Подобные права и обязанности, по нашему мнению, входят в круг прав и обязанностей прохождения военной службы.

Военнослужащий, таким образом, обладает кругом прав и обязанностей, не связанных непосредственно с исполнением обязанностей по занимаемой им должности.

Полагаем, что эти права связаны с прохождением им военной службы.

Мнения о том, что прохождение государственной службы является самостоятельным институтом, придерживается ряд ученых.

Так Д.М. Овсянко считает, что «под прохождением государственной службы понимаются изменения в служебно-правовом положении государственного служащего, которые определяются такими обстоятельствами (событиями), как поступление на государственную службу и назначение на должность категории «Б» или «В»; присвоение квалификационного разряда, воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга; аттестация; увольнение с государственной службы, а также другими фактическими данными, с которыми действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества»29. Д.М. Овсянко дает и другое, более лаконичное определение прохождению государственной службы - «это длящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должности категрий «Б» и «В», выражается в последовательной смене этих должностей начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее».

Такой подход согласуется как с содержанием главы 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», так и с содержанием норм Положения о порядке прохождения военной службы, не предусматривающих прямой связи между исполнением служащим (военнослужащим) функций государства и прохождением им государственной (военной) службы.

Д.Н. Бахрах называет прохождение государственной службы одним из аспектов службы, «которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др.»30.

Тем самым, по мнению Д.Н. Бахраха, прохождение государственной службы является аспектом государственной службы, наравне с материальным обеспечением, осуществлением службы, подготовкой кадров.

Д.Н. Бахрах также определяет прохождение государственной службы как систему «юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение – это динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, его карьера»31.

Такого мнения в отношении прохождения военной службы придерживаются Л.М. Колодкин и А.В. Фатула, которые считают, что под прохождением службы, (в органах внутренних дел) следует понимать «совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения сотрудника органов внутренних дел»32.

А.В. Кудашкин считает, что под прохождением военной службы, исходя из его содержания, следует понимать «регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания»33. Полагаем, что это понятие прохождения военной службы следует после слов «особого вида государственной службы» следует дополнить «исполняемой гражданами в органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба».

Тем самым А.В. Кудашкин с одной стороны разделяет прохождение военной службы и исполнение военной службы. В то же время, используя формулировку «в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида государственной службы», автор противоречит сам себе, поскольку из его определения следует, что исполнение военной службы более широкое понятие, чем прохождение военной службы; а также то, что от исполнения военной службы зависит прохождение военной службы.

Полагаем, что такое мнение ошибочно, потому что для того, чтобы гражданин мог исполнять военную службы, он должен быть военнослужащим. Гражданин приобретет статус военнослужащего с началом военной службы (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), т.е. с началом прохождения военной службы.

Таким образом, объединяя определения А.В. Кудашкина о военной службе и прохождении военной службы, получаем, что прохождение военной службы - это «процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении деятельности по исполнению обязанностей военнослужащими, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных задач с момента поступления их на деятельность по исполнению обязанностей военнослужащими, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных задач и до ее окончания».

Таким образом, гражданин «поступает на деятельность», а такая формулировка логически и лексически ошибочна.

В этой связи уместно привести формулировку Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», «исполнение обязанности по государственной должности государственной службы» (ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной службе в Российской Федерации»). Таким образом, государственная служба включает государственную должность.

Следовательно, гражданин поступает на воинскую должность, поступая на военную службу.

Значит, возможно предположить, что служба заключается в исполнении должностных обязанностей, т.е. понятие службы, используемое в настоящее время, является синонимом исполнению обязанностей.

В то же время гражданин на воинскую должность назначается, а на военную службу поступает (статья 11, подпункт «г» пункта 1 статьи 3 Положения), таким образом, и такой вывод не соответствует действительности.

В статье 13 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» предусмотрено отделение должностных обязанностей от службы.

Ввиду несовпадения содержания определений, полагаем, что формулировка военной службы как исполнения обязанностей отражает лишь часть элементов, составляющих военную службу.

Это позволяет предположить, что выполнение служебных обязанностей и служба – различные элементы.

Исполнение военной службы является непосредственной деятельностью по выполнению задач по обеспечению безопасности государства. Прохождение военной службы есть процесс, определяющий служебно-правовое положение военнослужащих при исполнении ими военной службы в Пограничной службе.

Следовательно, исполнение военной службы производно от прохождения военной службы.

Порядок и способы исполнения гражданами военной службы в Пограничной службе определяются их правами и обязанностями, которые зависят, по нашему мнению, от служебно-должностного положения военнослужащего. В настоящее время используется термин служебно-правовое положение. Он означает, что военнослужащий наделен служебными правами и обязанностями. В то же время, военнослужащий обладает также правами и обязанностями, предусмотренными по занимаемой им воинской должности. Они также входят в понятие служебных прав, но использование термина «служебно-правовое положение» не отображает изменение круга прав и обязанностей военнослужащего.

Например, военнослужащий при переводе его из одного федерального органа исполнительной власти в другой не лишается воинского звания (как элемента служебного положения, определяемого прохождением военной службы в государстве), но освобождается от воинской должности (как элемента должностного положения, определяемого прохождением военной службы в федеральном органе исполнительной власти).

Таким образом, служебно-правовое положение военнослужащего как гражданина, проходящего военную службу в Российской Федерации, не изменилось. Тогда как должностное положение военнослужащего претерпело изменения, связанные с новым кругом должностных (ведомственных) обязанностей.

Поскольку место военнослужащего в системе военных отношений зависит от занимаемой им воинской должности, для более точного обозначения правового положения военнослужащего полагаем целесообразным использовать термин «служебно-должностное положение».

Служебно-должностное положение военнослужащего состоит: 1) из должностного положения военнослужащего в федеральном органе исполнительной власти, в котором он проходит военную службу; 2) из служебного положения военнослужащего при прохождении им военной службы в Российской Федерации.

В результате анализа приведенных выше мнений видно противоречие между заявляемым содержанием службы, исполнением службы и прохождением службы, а также отсутствие единого подхода к соотношению термина «государственная (военная) служба» с термином «прохождение государственной (военной) службы».

Правильной представляется точка зрения о том, что военная служба предполагает ее несение гражданином, что проявляется в прохождении и исполнении военной службы.

Следовательно, прохождение военной службы действительно входит в военную службу, но понимание военной службы видится по-иному.

Прежде всего, представляется ошибочным сужение военной службы только до исполнения обязанностей.

Полагаем, что понимание военной службы как деятельности по исполнению обязанностей военнослужащими в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных задач тождественно исполнению военной службы.

Поскольку исполнение военной службы направлено на выполнение задач, стоящих перед федеральным органом исполнительной власти, а прохождение военной службы направлено на обеспечение выполнения этих задач, полагаем, что следует отделять понятие «исполнение военной службы» от понятия «прохождение военной службы».

Прохождение военной службы, как представляется, обеспечивает возможность исполнения военной службы.

Несение военной службы, по нашему мнению, включает в себя как исполнение военной службы, так и ее прохождение.

Таким образом, прохождение военной службы является самостоятельным институтом, регулирующим общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения военной службы.



1 Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.93 // Российская газета. - 1993. – 25 дек.

2 Федеральный закон от 12 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №13. - Ст. 1475.

3 См.: Бахра Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М., 2002; Габричидзе Б.К., Чернявский А.Г. Административное право. – М., 2002. – С. 198; Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте. Отечественный и зарубежный опыт. – М., 2002. – С. 197.

4 См.: Демин А.А. Государственная служба: Учеб. пособие. - М., 2002. -С. 6.

5 См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - С. 48; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т.1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - С. 622; Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие / Рук. авт. кол. А.Б. Оболонский, А.Г. Барабашев. - 2-е изд. - М., 2000. - С. 125; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. - М., 2002. - С. 113.

6 Тихомиров Ю.А. Административное право и административный процесс: полный курс. - М., 2001. - С. 250.

7 См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 206.

8 См.: Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. - М., 2002. - С. 130.

9 См.: Дубровин В.Н., Мигачев Ю.И. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справ. пособие. - М., 2000. - С. 86.

10 См.: Юридический справочник для военнослужащих / Под ред. А.И. Муранова. - М., 1997. - С. 95.

11 См.: Военное право: Учебник / И.Н. Арцибасов, Х.М. Ахметшин, В.Г. Белявский и др. / Под ред. А.Г. Горного. - М., 1984. - С. 55.

12 См.: Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1999. - С. 19.

13 См.: Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие / Рук. авт. кол. А.Б. Оболонский, А.Г. Барабашев. - 2-е изд. - М., 2000. - С. 135.

14 Военный энциклопедический словарь / Пред. гл. ред. комиссии С.Ф. Ахромеев. - М., 1986. - С. 150.

15 Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 3 авг.

16 См.: Охотский Е.В. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2002. - С. 197.

17 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М., 2002. - С. 633.

18 См.: Там же. – С. 633.

19 См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002. - С. 664.

20 См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. Т. 2. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2002. - С. 122.

21 См.: Там же. – 122.

22 См.: Охотский Е.В. Указ. соч. - С. 199.

23 См.: Там же. – С. 199.

24 См: Административная деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. - М., 2003. - С. 61.

25 См.: Там же. – С. 51.

26 См.: Там же.

27 См.: Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие / Рук. авт. кол. А.Б. Оболонский, А.Г. Барабашев. - 2-е изд. - М., 2000. - С. 135.

28 Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237 «Положение о порядке прохождения военной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 38. - Ст. 4534.

29 См.: Овсянко Д.М. Указ. соч. - С. 99.

30 См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 241.

31 Там же. – С. 241.

32 См.: Колодкин Л.М., Фатула А.В. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел: Учеб. пособие. - М., 1990. - С. 95; Административная деятельность органов внутренних дел: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. - М., 2003. - С. 61.

33 Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под общ. ред. В.Г. Стрекозова. – М., 1999. - С. 212.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница