О роли корпоративного портала вуза в управлении образовательным процессом



Скачать 51.86 Kb.
Дата29.04.2016
Размер51.86 Kb.
Бабин Е.Н.

Казанский государственный финансово-экономический институт

Казань, Россия

babin@ksfei.ru



О РОЛИ КОРПОРАТИВНОГО ПОРТАЛА ВУЗА В УПРАВЛЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Характерной чертой экономики знаний в деятельности вузов является непосредственное использование информационных технологий в совершенствовании и развитии образовательного процесса, для управления которым присущи: обеспечение высокого качества образования, развитие новых форм научно-образовательной деятельности, клиентоориентированных образовательных программ дополнительного образования, инновационных приемов обучения, оптимизация затрат на реализацию образовательных программ.
Эти и другие управленческие задачи эффективнее реализовать
с помощью предлагаемой единой информационной среды вуза – среды для формирования, хранения, распространения, обмена
и использования знаний. В отношении вузов различают знания, создаваемые и распространяемые в процессе осуществления образовательной и научной деятельности, и знания о вузе как объекте управления [4].

Важным элементом единой информационной среды вуза является корпоративный портал. Это ресурс, обеспечивающий единую точку входа для персонифицированного доступа к информации, сервисам, приложениям, данным, знаниям вуза и управляющий взаимодействиями между сотрудниками, преподавателями


и студентами, подразделениями, проектными группами и собственно вузом. По расчетам Института статистических исследований
и экономики знаний ГУ–ВШЭ на начало 2009 года только 70,6% российских вузов имели веб-сайт в Интернете, 35,4% располагали сетью Интранет и 15,5% – сетью Экстранет, 75,1% компьютеров, сосредоточенных в вузах, входили в состав локальных вычислительных сетей, 67,7% имели доступ в Интернет [1].

Создание единого корпоративного портала в Казанском государственном финансово-экономическом институте обусловлено необходимостью интеграции ранее созданных внутренних и внешних сайтов института, приложений и баз данных в единую информационную среду вуза в целях совершенствования организации и управления образовательным процессом, обеспечения мониторинга качества образования, повышения эффективности использования результатов научно-исследовательской деятельности, повышения оперативности в управлении финансовыми и другими ресурсами, обеспечения единого доступа ко всем средствам управления знаниями


в вузе. Для создания портала был выбран продукт Microsoft SharePoint Server 2010.

Единый корпоративный портал должен решить следующие задачи:



  • повышение эффективности работы сотрудников путем предоставления единой точки входа к корпоративным сервисам в зависимости от прав доступа;

  • интеграция информационной среды вуза с порталом, систематизация контента, интеграция портала с любыми другими приложениями;

  • обеспечение интерактивного взаимодействия пользователей портала с помощью форумов, конференций, опросов;

  • информирование пользователей по электронной почте
    о появлении информационных материалов, контекстно связанных с их сферой деятельности;

  • самостоятельная публикация новостей и другой информации структурными подразделениями института;

  • предоставление преподавателям прав размещения объявлений, редактирования своих анкетных данных, выставления рейтинговых баллов студентам, размещения дополнительных учебных материалов из любой точки доступа;

  • доступ студентов к информации: рейтинговые баллы, экзаменационные оценки, расписание занятий, расписание работы преподавателей, учебно-методические комплексы, электронный каталог библиотеки;

  • доступ родителей к информации об успеваемости студентов, общение через форумы с преподавателями и руководством института;

  • обеспечение удобной навигации и поиска по порталу;

  • возможность создания собственных страничек пользователей;

  • интеграция с системой электронного документооборота вуза;

  • доступ к единому корпоративному хранилищу данных, корпоративной электронной почте, инструментам анализа данных.

В настоящее время образовательная составляющая портала обеспечивает:



  • публикацию электронных учебно-методических материалов
    и доступ к электронным учебникам, разработанным преподавателями КГФЭИ;

  • доступ студентов к материалам учебно-методического комплекса по дисциплине;

  • хранение полнотекстовых цифровых материалов
    и библиотечного каталога;

  • применение дистанционных образовательных технологий;

  • доступ студентов и родителей к информации о текущей успеваемости и расписании занятий;

  • контроль обеспеченности дисциплин учебно-методическими материалами.

Для эффективного управления образовательным процессом необходима взаимосвязь образовательной и корпоративной составляющих портала через программно-технические решения. Сервисы корпоративной составляющей портала обеспечивают взаимодействие сотрудников подразделений КГФЭИ в управлении образовательным процессом в цепочке «поступление – обучение – контроль знаний – окончание вуза»: составление рабочих учебных планов, педагогической нагрузки, расписания, мониторинг успеваемости, формирование отчетности, проведение экзаменационных сессий в виде компьютерного тестирования, печать дипломов
и приложений и другие задачи. С помощью портала можно
с минимальными затратами добавлять в информационную среду новые сервисы, функции или данные, учитывая возникающие потребности
в управлении вузом или появившиеся возможности для обучения.

Таким образом, для создания информационной среды, максимально приближенной к современным требованиям образовательного процесса, для повышения эффективности и скорости принятия управленческих решений сайты со статическим информационным наполнением должны перерасти в динамически формируемые web-ресурсы, интегрирующие данные, информацию


и знания вуза в любые сервисы или процессы.
Функционал корпоративного портала вуза, разработанный нами
на основе портала знаний [3], представлен на рис. 1 (см. ниже).

Использование портальных решений в организации и управлении образовательным процессом позволяет накапливать, извлекать


и предоставлять знания, повышает качество образования и создает устойчивые конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.

Рис. 1. Функциональные возможности корпоративного портала вуза.


Список использованной литературы:

  1. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор. [Электронный документ] // Вопросы образования. – 2010. – №3. – С. 152-168. – Режим доступа: http://education-monitoring.hse.ru/docs/VO-3-10-Stat.pdf.

  2. Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Вопросы создания университетского образовательного портала как части информационной среды вуза. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r45286/362-385.pdf.

  3. Соколов А.Ф. Система управления корпоративными знаниями. // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – №22(187). – С. 16-23.

  4. Уварова Т.Г. Трансформация управления ВУЗом на принципах менеджмента знаний. [Электронный документ] // Проблемы современной экономики. – 2007. – №4(24). – С. 349-352. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23212.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница