О региональном компоненте содержания биологического образования в преподавании курса «Биология. Животные. 7 кл.» в общеобразовательных учреждениях Камчатского края



Скачать 101.47 Kb.
Дата08.05.2016
Размер101.47 Kb.
Методист по биологии

ЦПК КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК»

Е. А. Максименко
О региональном компоненте содержания биологического образования в преподавании курса «Биология. Животные. 7 кл.» в общеобразовательных учреждениях Камчатского края

С 2007/2008 учебного года в общеобразовательных учреждениях Камчатского края приказом № 630 управления образования администрации Камчатской области от 14.08. 2007 г. утвержден региональный базисный учебный план. Данный приказ регламентирует введение в региональный компонент регионального базисного учебного плана на основной ступени общего образования курсов «Биология (региональный компонент)» в VI классе 1 час в неделю, в VII классе 0,5 часа в неделю при 6-дневной учебной неделе, «Биология (региональный компонент)» в VI классе 0,5 часа в неделю, в VII классе 0,5 часа в неделю при 5-дневной учебной неделе, «Окружающая среда и здоровье человека» в VII классе 0,5 часа в неделю. Региональный компонент среднего (полного) общего образования предполагает изучение курса «Экология» в X-XI классах по 1 часу в неделю в качестве самостоятельного предмета. Региональный компонент регионального базисного учебного плана является обязательной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы общего образования.

С 2008/2009 учебного года продолжается реализация регионального компонента регионального базисного учебного плана в 6-х классах общеобразовательных учреждений в соответствии с приказом № 630 и рекомендациями кабинета биологии ГОУ ДОВ ИПК [7]. Региональный компонент курса «Биология. Животные» (7 кл.) служит наполнением федерального компонента содержания биологического образования. Записи в классном журнале ведутся учителем на одной предметной странице.

Центром повышения квалификации КГОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК» разработаны рекомендации по содержанию регионального компонента курса биологии в седьмом классе.



Тематическое планирование курса «Биология. Животные. 7 класс»



Тема

Федеральный компонент

Региональный компонент

Содержание регионального компонента

1.

Общие сведения о мире животных

5

1

Экологические факторы, особенности их влияния на животный мир Камчатки. Особенности условий существования животных полуострова

2.

Строение тела животных

2







3.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4







Подцарство Многоклеточные животные

4.

Тип Кишечнополостные

2

1

Многообразие кишечнополостных. Актинии, медузы, альционарии, их роль в водных экосистемах

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6




Многообразие червей, особенности строения, место в трофических связях. Многощетинковые морские черви – полихеты (серпулиды, сабеллиды, нереиды, пескожилы)

6.

Тип Моллюски

4




Брюхоногие моллюски (литторины, блюдечки, трубачи). Двустворчатые моллюски (устрицы, гребешки, мидии, сердцевидки; жемчужница Миддендорфа как вид, занесенный в Красную книгу Камчатки). Головоногие моллюски: кальмары, осьминоги. Голожаберные моллюски. Хитоны. Особенности биологии и экологии, промысловое значение. Марикультура.

Лабораторная работа «особенности строения головоногих моллюсков»



7.

Тип Иглокожие




1

Особенности строения, жизнедеятельности и образа жизни иглокожих. Многообразие иглокожих (офиуры, морские звезды, морские ежи, голотурии).

Лабораторная работа «Особенности строения морской звезды»



Тип Членистоногие. 7 часов

8.

Класс Ракообразные

1

1

Многообразие ракообразных (балянусы – морские желуди, креветки, раки-отшельники, крабоиды, камчатский краб). Особенности биологии и экологии, промысловое значение

9.

Класс Паукообразные

1







10.

Класс Насекомые

5

1

Представители отрядов Двукрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, обитающие на Камчатке. Охрана насекомых. Виды насекомых энтомофауны, занесенные в Красную книгу Камчатки

Тип Хордовые

11.

Подтип Бесчерепные

1







12.

Надкласс Рыбы

6

2

Лососевые рыбы Камчатки. Благородные лососи (камчатская семга, микижа). Тихоокеанские лососи (горбуша, нерка, кета, кижуч, чавыча, сима). Гольцы. Распространение, особенности биологии, разнообразие жизненных форм, проблемы сохранения и рационального использования.

Хрящевые рыба прикамчатских вод (акулы, скаты). Ихтиофауна пресноводных водоемов (малоротая корюшка, трехиглая колюшка, щука). Акклиматизированные виды рыб (карась, сазан). Промысловые рыбы прибрежного (тресковые, сельдь, камбалы, терпуги) и глубоководного (морские окуни, палтусы, макрурусы) комплексов.

Многообразие морских рыб. Охрана рыбных запасов. Виды рыб, включенных в Красную книгу Камчатки.

Экскурсия на рыбоводный завод



13.

Класс Земноводные, или Амфибии

4




Углозубый тритон. Озерная лягушка – новый вид в фауне Камчатки

14.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4







15.

Класс Птицы

7

3

Особенности орнитофауны Камчатки и прилегающих акваторий. Годовой цикл птиц. Оседлые, гнездящиеся, мигрирующие, зимующие птицы Камчатки. Экологические группы птиц. Особенности внешнего строения птиц в связи с местом обитания. Морские птицы (альбатросы, буревестники, чайки). Птицы водно-болотных угодий (гуси, утки, казарки, лебеди). Дневные (коршун, перепелятник, тетеревятник, беркут, орланы, кречет, сапсан) и ночные (совы, мохноногий сыч) хищные птицы. Птицы тундр и болот (жаворонки, куропатки, глухари, кулики), морских побережий (бакланы, кайры, чистики, старики, тупики, ипатки, топорки). Птичьи базары. Птицы лесов (кукушки, дятлы, кедровка, ворона, ворон, пеночки-таловки, соловьи, гаички, снегирь, поползни, чечетки, вьюрки). Птицы антропогенных ландшафтов. Охрана птиц и их местообитаний. Птицы, занесенные в Красную книгу.

Лабораторная работа «Особенности строения водоплавающих птиц»



16.

Класс Млекопитающие, или Звери

9

4

Наземные млекопитающие Камчатки. Особенности формирования териофауны региона. Многообразие наземных млекопитающих. Насекомоядные (бурозубки), Рукокрылые (ночницы, северный кожанок). Зайцеобразные (пищухи, заяц-беляк). Грызуны (беличьи: белка, бурундук, суслики; канадский бобр; хомяковые: лемминги, полевки, полевки-экономки). Хищные (куньи: соболь, росомаха, горностай, речная выдра, северный калан; псовые: полярный волк, песцы, лисица; медвежьи: камчатский бурый медведь, сибирский белый медведь; кошачьи: рысь). Парнокопытные (оленьи: лось, северные олени; полорогие: снежные бараны). Интродуцированные млекопитающие (ондатра, норка, канадский бобр, лось, благородный олень). Камчатский бурый медведь как один из крупнейших представителей наземных млекопитающих Камчатки, особенности биологии и экологии. Правила безопасного сосуществования человека и медведя. Многообразие морских млекопитающих. Хищные: ушастые тюлени (сивучевые: сивуч, северный морской котик; моржиные: тихоокеанский морж); настоящие тюлени (тюленьи: лахтак, антур, ларга, кольчатые нерпы, крылатка). Китообразные: дельфины, кашалот, серые киты, гладкие киты, полосатиковые. Охрана млекопитающих и мест их обитания. Виды млекопитающих, занесенных в Красную книгу

17.

Охрана животных




3

Охрана животных. Красная книга. Особо охраняемые природные территории Камчатской области. Государственные природные заповедники: Кроноцкий биосферный заповедник, Командорский биосферный заповедник. Природные парки. Государственные природные заказники. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

18.

Развитие животного мира на Земле

2






В результате изучения курса «Биология. Животные. 7 класс» кроме знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями государственного стандарта по биологии к уровню подготовки выпускников основной школы, учащиеся Камчатского края должны знать и уметь: называть и распознавать животных разных систематических групп, характерных для нашей территории; домашних и сельскохозяйственных животных; животных, представляющих опасность для человека; обосновывать правила поведения в природе при встрече с опасными животными; наблюдать за поведением животных; определять место и роль животных в экосистемах; составлять цепи и сети питания, в которых животные выступают потребителями разных уровней; знать животных, занесенных в Красную книгу Камчатки.

Учителя биологии, работающие по УМК И. Н. Пономаревой и В. В. Пасечника, учитывают рекомендации по содержанию регионального компонента при составлении календарно-тематического планирования. Учителям, работающим по УМК Н. И. Сонина, необходимо учесть, что в 7 классе кроме раздела «Животные» изучаются разделы «Царство Прокариоты» и «Царство Грибы». Следует скорректировать календарно-тематическое планирование согласно количеству часов на изучение каждой темы, рекомендованному федеральным и региональным компонентом. И в планировании, и в классном журнале темы, которые изучаются за счет регионального компонента, отмечаются аббревиатурой РК.

В X-XI классах продолжается изучение курса «Экология» [7]. Записи в классном журнале ведутся на отдельной предметной странице. В качестве базовых могут использоваться учебники, рекомендованные и допущенные МО РФ и включенные в федеральный перечень приказом Минобрнауки РФ от 13.12. 2007 г. (Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология.10 (11); Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология 10 (11), выпущенные издательством «Дрофа»).


Библиографический список

  1. Артюхин Ю. Б., Бурканов В. Н. Морские птицы и млекопитающие Дальнего Востока России: полевой определитель / РАН ДО Камчат. ин-т экологии и природопользов. Гос. ком. по рыболовству РФ; Камчат. бассейновое упр. по охране и воспроизв. рыб. ресурсов и регулированию рыболовства. – М.: АСТ, 1999.

  2. Бугаев В.Ф. Рыбы бассейна реки Камчатки: численность, промысел, проблемы. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во «Камчатпресс», 2007.

  3. Гордиенко Т. А. Бурый медведь Камчатки: краткое практическое пособие по экологии и предотвращению конфликтов. Петропавловск-Камчатский, 2007.

  4. Дежкин В. В., Борейко В. Е., Данилина Н. Р. Заповедная природа: для нас и потомков. – М.: ЛОГАТА, 2000.

  5. Жолудев В. Л. Тихоокеанские лососи Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2007.

  6. Зверев И. Д. Введение в экологические системы: учебное пособие для школьников. – М.: Тобол, 1995.

  7. Информационный бюллетень: методические материалы к августовским совещаниям педагогических работников. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КОИПКПК, 2007. – Вып. 12.

  8. Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000.

  9. Красная книга Камчатки: в 2 т. – Том 1. Животные. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор; Книжное издательство, 2006.

  10. Люлеева Д. С., Жукова Л. А., Жуков М. И. Птицы природного парка «Налычево» / под ред. В. И. Меньшикова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Госкомкамчатэкологии, 2000.

  11. Особо охраняемые природные территории Камчатской области: региональные правовые акты / сост. В. И. Меньшиков. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Госкомкамчатэкологии, 2000.

  12. Позвоночные животные Северо-Востока России / Институт биологических проблем Севера ДВО РАН. – Владивосток: Дальнаука, 1996.

  13. Пономарева И. Н. Экология. – М.: Вентана-Граф, 2001. – (Библиотека учителя).

  14. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / авторы-составители Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова – М.: Вентана-Граф, 2007.

  15. Региональный компонент биологического образования / Л. Н. Вильямова, А. И. Волков, Г. А. Зимина и др. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Госкамчатэкологии, 2000.

  16. Санамян К., Санамян Н. Подводный мир Камчатки: путешествие по Авачинскому заливу. – М.: Изд-во «ВеГа», 2007.

  17. Семенцова В. Н. Биология: 7 класс: технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

  18. Сборник нормативных документов: биология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.

  19. Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей: материалы научных конференций. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во «Камчатпресс», 2004, 2005, 2006, 2007.

  20. Труды Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Петропавловск-Камчатский. Камчатский печатный двор: Книжное издательство, 2000 – 2006. – Вып. I – VI.

  21. Учебно-методическое обеспечение экологического образования школьников: сборник материалов и выступлений: учебно-методическое пособие / под ред. Л. А. Токаревой. – Саратов: Научная книга, 2006.

  22. Христофорова Н. К. Основы экологии: учебник для биологических и экологических факультетов университетов. - Владивосток: Дальнаука, 1999.

  23. Экология животных: пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др.; под ред. Н. М. Черновой. – М. : Вентана- Граф, 2005.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница