О расстройствах личностной и поведенческой сфер у подростков-беженцев



Скачать 54.69 Kb.
Дата06.05.2016
Размер54.69 Kb.
И.В. Бакунова,

Ставропольский государственный

университет

О РАССТРОЙСТВАХ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР

У ПОДРОСТКОВ-БЕЖЕНЦЕВ
В настоящее время Россия переживает сложный период, характеризующийся социально-политической и экономической нестабильностью, что способствует росту случаев возникновения разнообразных чрезвычайных ситуаций – техногенных и экологических катастроф, терроризма, военных конфликтов, вынужденных переселений и другие бедствия. Такое экстремальное существование формирует у личности синдром «уцелевшего», т.е. различные посттравматические стрессовые расстройства (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998) [4].

Психологические последствия экстремальных событий неразрывно связаны с понятием «психологическая травма» или «травматический невроз». Систематическое изучение данного феномена началось в 80-х гг. XIX в., когда английский невролог Дж. Эриксен (1882) впервые описал функциональные расстройства нервной системы у лиц, перенесших железнодорожную катастрофу. В 1889 г. Г. Опенгейм впервые вводит специальную нозологическую единицу – травматический невроз. Среди российских ученых известны работы А.И. Озерецковского (1879), изучавшего травматизацию солдат во время войны. В происхождении травматического невроза решающее значение придавалось либо механическим повреждениям, либо психогенным факторам, например испугу (Э.Крепелин, 1889).

Впервые психологическую трактовку травматического невроза дал З.Фрейд (1955), описывая психологические механизмы кошмарных сновидений у солдат и лиц, уцелевших во время железнодорожных аварий [7]. После революции, в 1927 году, вопрос о последствиях психической травматизации, связанной с переживаниями военного времени, изучался видным русским психиатром П.Б.Ганнушкиным, распространившим определение «нажитая психическая инвалидность» [2].

В период Второй мировой войны появился новый аспект в понимании клиники и этиологии психотравмы. В 1945 г. Р.Гринкер, П.Шпигель стали связывать ее с нервно-психическим истощением уцелевших солдат и ввели в научный обиход клиническую форму «фронтовой усталости», или «фронтового истощения».

В 1995 г. посттравматическое стрессовое расстройство и его диагностические критерии были введены и в десятую редакцию Международного классификатора болезней, основного диагностического стандарта в европейских странах, включая Россию [5]. В МКБ-10 указывается, что постстрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать дисстресс практически у любого человека.

Риск возникновения психологических проблем у беженцев очень высок (Г.П.Киндрас, А.М.Тураходжаев, 1992). Это связано с воздействием множества стрессовых факторов – травматические переживания в местах проживания (угрожающие жизни ситуации насилия, процесс изгнания), необходимость их покинуть, полная потеря всей своей собственности и социального положения, голод, трудности с устройством в новом месте и т.д.

Проблема вынужденной миграции актуальна в настоящее время для всей Российской Федерации, но особую актуальность она носит для Юга России. Сотни тысяч людей из Осетии, Абхазии, Дагестана, Чечни и ряда других регионов Северного Кавказа вынуждены покидать родные места. Одним из приоритетных регионов для вынужденных переселенцев стал Ставропольский край. По данным миграционной службы, в Ставропольском крае насчитывается 60 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, из них 8 тыс. семей, в которых воспитываются 15 тыс. детей.

Нами было проведено эмпирическое исследование 150 подростков из семей беженцев и вынужденных переселенцев в возрасте от 13 до 16 лет, проживающих на территории Ставропольского края. В качестве методов использовались личностные и клинические опросники: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (1981), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (В.Д. Менделевич, К.К. Яхин, 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин и соавт., 1976; И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка, шкала тревоги (J. Teulor, 1953). Математические методы исследования представлены многовекторным психологическим анализом (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, 1998). Результатом проведенного исследования стали данные, свидетельствующие о личностных, поведенческих и характерологических расстройствах у подростков из семей беженцев.

В экстремальной обстановке решающее значение имеют стрессоры угрожающие жизни, необычные по силе и модальности впечатления. Массивное истощающее воздействие на организм оказывают физические и психические нагрузки, нарушение режима жизнедеятельности [6]. Спектр психических расстройств, возникающих в период вынужденной миграции, самый разнообразный. Считается, что естественной психофизиологической реакцией организма на острый психологический стресс является нарушение сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, легкие вегетативные расстройства. Данные адаптивные психологические реакции проявляются на симптоматическом уровне и требуют проведения мероприятий первичной профилактики. Дезадаптивные реакции проявляются на психофизиологическом уровне и ограничивают жизнедеятельность подростка. Дезадаптивные реакции социально-психологического стресса проявляются в виде острых аффектов, преневротических и психовегетативных нарушений [1].

К патохарактерологическим реакциям, в ответ на острый стресс у беженцев, относятся реактивные состояния, которые проявляются в виде ситуативно-обусловленных патологических форм поведения, что неизбежно приводит к социально - психологической дезадаптации. В этом случае типичными проявлениями становятся индивидуализм, некоммуникабельность, нарушение межличностных связей с нарастающей тревогой и подавленностью.

Аддиктивное поведение выражается в стремлении уходить от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема одурманивающих веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных патологических эмоций.

Проявление постстрессового расстройства не во всех исследуемых случаях носит одинаковый характер. Отличительные особенности в симптоматике постстрессовых переживаний обусловлены в первую очередь конституциональными и психотипологическими особенностями личности [3]. На это в своих исследованиях указывали российские исследователи (В.В.Сакерин, Н.В.Головко, А.В.Певзнер, А.В.Рабочий, 1998). В нашем исследовании, для личностей стенического, гипертимного склада типичной является тенденция к преодолению стресса, а также высокая степень компенсации. Личностей астенического типа (психастеники, сенситивные шизоиды) отличает длительная пролонгированная реакция на стресс, невысокий уровень жизненной компенсации. Подростки истерического типа отличаются психопатоподобными реакциями, чаще возбудимого характера со склонностью к злоупотреблению алкоголя и наркотиков, с низкой социальной адаптацией.

Очень часто у человека, подвергшегося воздействию психической травмы, симптомы постстрессовых переживаний подавлены и скрыты. Типичными проявлениями на ранних стадиях развития этого синдрома могут быть навязчивые переживания, ночные кошмары, чувство отчуждения, эмоциональный уход в себя и потеря интереса к жизни, нарушение сна, гиперчувствительность, депрессия, некоммуникабельность.

Таким образом, деструктивное социально-стрессовое воздействие в виде вынужденной миграции семьи, взаимодействуя с конституционально-психотипологическими основами личности, детерминирует проявление аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений. Влияние экстремальных социальных условий деструктивным образом сказывается на структуре личности подростка, нарушая и искажая психологическое и психическое здоровье подростков из семей беженцев, что проявляется в комплексном, системном характере аномальных личностных и поведенческих изменений, а также в расстройствах невротического уровня.



Список литературы

  1. Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. - Ростов н/ Д.:Феникс, 1996.

  2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды / Под ред. О.В. Кербикова- М.,1964.

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

  4. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности.- М.:ПАРФ, 1998.

  5. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ.-Женева, СПб, 1995.

  6. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.:Прогресс, 1979.

  7. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.:Просвещение, 1955.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница