Новости властных структур



Скачать 302.73 Kb.
Дата06.05.2016
Размер302.73 Kb.



05 октября 2005


Новости властных структур



ТС ВПК

04.10.2005

Владимир Путин назначил нового замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Президент России Владимир Путин своим указом назначил генерал-майора Михаила Петухова заместителем директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Другим указом глава государства освободил от должности замдиректора этой службы Михаила Новикова. Указы опубликованы во вторник на официальном сайте президента РФ.



Оборонно-промышленный комплекс России



Коммерсант-Пермь

05.10.2005

«Мотовилиха» определилась с займом

АНАСТАСИЯ КОСТИНА

Совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы» (МЗ) утвердил условия размещения облигационного займа на сумму 1,5 млрд рублей. Напомним, весной 2005 года совет директоров МЗ предложил акционерам машхолдинга рассмотреть вопрос об увеличении на 50% уставного капитала (сейчас он составляет 1,488 млрд рублей). Эти средства предполагалось пустить на реализацию инвестиционной программы. Однако на годовом собрании акционеры – прежде всего миноритарий «Рособоронэкспорт» – отказались от этой идеи. Как уже сообщал „Ъ“ (№161 от 30 августа), тогда руководство МЗ нашло другой способ привлечения инвестиций и решило выпустить облигационный заем общей суммой в 1,5 млрд рублей. Организаторами выпуска были определены Внешторгбанк и «НОМОС-Банк». Как утвердил на днях совет директоров МЗ, компания выпустит 1,5 млн облигаций сроком на 3 года. Стоимость размещения каждой из них составит 1 тыс. рублей. Облигации будут размещены по открытой подписке, проводимой на фондовой бирже ММВБ. Предусмотрено 6 купонных периодов, досрочного погашения облигаций не будет. Как сообщили на МЗ, размер процентных ставок будет определен в день размещения облигаций. Дата размещения еще не определена, но на МЗ уверены, что первичное размещение начнется в ноябре, а завершится процесс до конца года.


Aviaport.ru

04.10.2005

Холдинг "Сухой" планирует в 2006 году начать производство опытных образцов самолета Су-35

Авиахолдинг "Сухой" планирует в 2006 году начать производство опытных образцов самолета Су-35 на Комсомольском-на Амуре авиационно-производственном объединении им. Гагарина (КнААПО). Об этом во вторник в Хабаровске заявил журналистам после встречи с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым глава авиахолдинга Михаил Погосян.

"Будущее мы связываем с созданием новых самолетов, таких как Су-35, и уже в следующем году на нашем заводе в Комсомольске-на Амуре начнется производство опытных образцов", - сказал М.Погосян. Он также отметил, что в 2006 году в рамках гособоронзаказа в 2,5 раза будет увеличено финансирование работ по модернизации самолетов для российских ВВС.
Российская газета

05.10.2005

КОМУ СТРОИТЬ ФРЕГАТ.

КАК СООБЩАЕТ ИНТЕРНЕТ-САЙТ ВСЛУХ.RU, СОБЫТИЯ ВОКРУГ ОБЪЯВЛЕННОГО В СЕРЕДИНЕ АПРЕЛЯ ВМФ РОССИИ ТЕНДЕРА НА СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ФРЕГАТА ПРИНИМАЮТ ВСЕ БОЛЕЕ СКАНДАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Не исключено, что победителем конкурса будет признано предприятие-банкрот, шансы которого изначально оценивались экспертами как нулевые.

Фрегат нового проекта 22350 будет первым надводным кораблем дальней морской зоны, заложенным для ВМФ после 15-летнего перерыва. Пока речь идет о строительстве одного такого корабля, однако в ближайшее десятилетие ВМФ надеется заказать от 10 до 20 аналогичных фрегатов, стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов долларов. Учитывая, что победитель тендера на флагманский корабль с большой долей вероятности получит право на постройку всех остальных, можно представить, насколько интересен и выгоден этот контракт корабелам.

Заявки на участие в тендере в Федеральное агентство по промышленности подали три участника: "Севмашпредприятие", "Северная Верфь" (совместно с "Балтийским заводом") и Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", который уже шесть лет находится в состоянии банкротства.

Наиболее высоко экспертами оценивались шансы связки "Верфи" и "Балтзавода", которые после фактического объединения стали, пожалуй, самым заметным игроком на рынке военного судостроения. Серьезную конкуренцию питерским корабелам должен был составить "Севмаш", который исторически занимался атомными подводными лодками, но решил расширить специализацию за счет крупного надводного судостроения. Эксперты высказывали предположения, что ВМФ может отдать контракт именно ему, чтобы дать "Севмашу" возможность получить необходимый опыт в новой области, а также чтобы поддержать нуждающееся в заказах госпредприятие.

Заявка третьего участника - калининградского завода "Янтарь" - изначально рассматривалась аналитиками как формальная: на заводе по-прежнему продолжается процедура банкротства, начатая в 1999 году по инициативе Внешторгбанка, которому завод задолжал полмиллиарда рублей. С тех пор долг вырос до 607 миллионов рублей, а Внешторгбанк уступил право его требования Межрегиональному инвестиционному банку (МИБ).

Несмотря на то, что контрольный пакет акций завода принадлежит государству, фактически предприятие находится в руках частного предпринимателя Михаила Хейфица, который возглавляет концерн средне - и малотоннажного кораблестроения и по совместительству входит в совет директоров МИБ.

До 15 сентября на заводе должно было пройти собрание кредиторов, где планировалось подписать мировое соглашение. Это давало "Янтарю" хоть и небольшие, но шансы на выживание (предполагалось рассрочить его задолженность на пять лет). Однако собрание так и не состоялось, и теперь в соответствии с решениями правительства и минпромэнерго министерство обороны должно озаботиться вопросом переноса исполнения гособоронзаказа с "Янтаря" на другие предприятия со стабильным финансово-экономическим положением.

Тем удивительнее выглядят растущие шансы "Янтаря" на победу в тендере ВМФ. Разумеется, о качественном и своевременном исполнении работ не может идти и речи, но хуже другое: когда на заводе начнется конкурсное производство и реализация активов, новым собственником предприятия, включенного в перечень стратегических, может оказаться структура с совершенно непонятной позицией и планами. И тогда ВМФ может остаться не только без фрегата, но и без денег, которые уже затратит к тому времени на сооружение нового корабля.


Известия

04.10.2005

Стратегические ракетоносцы перевооружились

Крылатая ракета Х-555 стала на порядок точнее предшественницы

Дмитрий Литовкин

Попасть в «форточку» с расстояния более чем в 2 тысячи километров — такую задачу способна решить новейшая российская авиационная крылатая ракета Х-555, созданная в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Машина идет на смену стоящим на вооружении стратегической авиации России крылатым ракетам с ядерными боеголовками.

Испытания новой ракеты прошли в середине августа при участии президента Владимира Путина и, как говорят военные, положили конец монополии США на применение высокоточных ракет дальнего радиуса действия. Теперь и российские ВВС смогут применять подобное вооружение для решения любых задач, в том числе и уничтожения лагерей международных террористов.

Появление Х-555 можно считать сенсацией. Российский ВПК давно не создавал новых стратегических систем вооружений. Как говорят специалисты, это не только дорого, но и бессмысленно. Перспектива военного конфликта между" Москвой и Вашингтоном, в ожидании которого СССР (а затем Россия) и США совершенствовали свои наступательные арсеналы, осталась в прошлом, а использовать ядерное оружие против террористов бессмысленно.

—На старой базе в рекордные сроки мы создали абсолютно новую нестратегическую крылатую ракету, —рассказал «Известиям» генеральный конструктор ОАО «Радуга» Игорь Селезнев. — Взяв за основу Х-55, мы сэкономили половину стоимости новой разработки, чем если бы мы начинали с «нуля».

В полете машина не только меняет высоту, но может лететь и над поверхностью земли, огибая рельеф. На цель Х-555 выводит головка самонаведения, получающая данные как с собственной оптико-электронной, так и с многоканальной спутниковой систем навигации ГЛОНАСС. На Х-555 вместо компактного ядерного заряда (130 кг), как на Х-55, может быть установлена бронебойная, кумулятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг.

Для корпорации «Тактическое ракетное вооружение», одного из первых по-настоящему сформированных холдингов нашей оборонки, Х-555 — уже вторая ракетная система, поставленная на вооружение. Не так давно Черноморский флот получил самоходный береговой противокорабельный ракетный комплекс «Бал» с крылатой ракетой Х-35. Об уникальности этой разработки говорит хотя бы тот факт, что головку самонаведения от нашей ракеты хотят купить американцы для своей противокорабельной ракеты «Гарпун».

Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами



Военно-промышленный курьер

04.10.2005
Министр обороны Словакии Юрай Лишка в ходе официального визита в Москву обсудит вопросы развития военного сотрудничества.

Вопросы развития российско-словацкого военного и военно-технического сотрудничества обсудит в Москве министр обороны Словакии Юрай Лишка, прибывающий сегодня в российскую столицу с трехдневным официальным визитом.

Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в Минобороны РФ, "в ходе запланированной на среду встречи с министром обороны РФ Сергеем Ивановым стороны обсудят вопросы развития военного и военно-технического сотрудничества".

Предыдущая встреча двух министров состоялась в феврале этого года в Ницце в ходе неформального заседания Совета Россия - НАТО на уровне глав оборонных ведомств.

Ю. Лишка назначен на пост министра обороны Словакии в сентябре 2003 г. В 2004 г. Словакия приняла решение модернизировать 12 истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении ВВС страны.
Военно-промышленный курьер

04.10.2005

Вопросы закупки Лаосом российских ВиВТ обсудит межправительственная российско-лаосская комиссия.

Вопросы закупки новых российских ВиВТ и комплектующих для военной техники советского образца обсудит российско-лаосская межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ее очередное заседание пройдет в Москве 6 октября.

"На пятом заседании межправительственной комиссии будут рассмотрены вопросы закупок новых вооружений, а также поставок запасных частей, планы военно-технического сотрудничества Лаоса и России", - сообщил сегодня корр. ИТАР-ТАСС посол Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) в Москве Тхонгсаван Фомвихан.

Лаосскую сторону на заседании будет представлять заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Сомсават Ленгсават. По словам посла, лаосская армия применяет ВиВТ оставшиеся еще со времен Советского Союза, в том числе стрелковое оружие, вертолеты, самолеты, танки. "Конечно, часть из них устарела, часть нуждается в ремонте, - сказал Тхонгсаван Фомвихан. "Мы планируем обсудить возможность производства в Лаосе комплектующих частей по российским лицензиям, но все зависит от российских предприятий, насколько это будет оправдано с экономической точки зрения", - уточнил дипломат.


Военно-Промышленный Курьер

05.10.2005

ТУРКИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ''БУКОМ''

Готовность обсудить перспективные направления военно-технического сотрудничества между Россией и Турцией в сфере разработки систем ПВО выразила турецкая делегация на оружейной выставке ИДЕФ-2005.

Об этом заявил директор по особым поручениям "Рособоронэкспорта" и глава российской делегации на ИДЕФ-2005 Николай Димидюк. Посетившая экспозицию России делегация Министерства обороны Турции уже предложила рассмотреть конкретные вопросы сотрудничества в области оборонных технологий на российско-турецкой межправительственной комиссии. Речь идет о представленной на экспозиции в Анкаре технике: оперативно-тактическом ракетном комплексе "Искандер-Э", ЗРК средней дальности "Бук-М1-2" и другом вооружении. Посетивший российский стенд министр обороны Турции Веджди Генюль проявил большой интерес к танку Т-90 и попросил проинформировать о возможностях сотрудничества в сфере производства этой машины.
Коммерсант

05.10.2005

Деньги из глубин

экспорт подлодок

МИХАИЛ БАРАБАНОВ, КОНСТАНТИН ЛАНТРАТОВ

Китай получит еще одну подлодку

Как стало известно „Ъ", на следующей неделе на ходовые испытания выйдет первая из двух подводных лодок, которые для ВМС Китая строит ФГУП «Севмашпредприятие». Контракт на строительство дизель-электрических подлодок проекта 636 (Кilо по классификации НАТО), разработанных в ЦКБ «Рубин», был заключен «Рособоронэкспортом» в мае 2002 года. В рамках контракта, стон-

мость которого составляет более $1,6 млрд, строятся восемь субмарин. Пять лодок были заложены на «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург), две — на «Севмашпредприятии» (Северодвинск) и одна — на заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Благодаря этому заказу кораблестроители впервые вышли на первое место в структуре российского экспорта вооружений.

«Адмиралтейские верфи» уже передали три лодки заказчику, сдача двух остав-

шихся запланирована на конец года. В середине октября свою лодку, которая недавно пришла в Петербург на ходовые испытания, официально передаст китайским морякам «Красное Сормово». По словам высокопоставленного источника „Ъ" в военно-промышленном комплексе, «весь контракт с Китаем должен быть закрыт к 31 декабря этого года».


Перспективы рынка подводного судостроения


Алжир

Рассматривает возможность закупки двух НПЛ проекта 677Э

Пакистан

После 2010 года возможно приобретение четырех НПЛ для замены старых лодок типа Daphne французской постройки

Индия

Планирует после 2009 года объявить тендер на строительство шести НПЛ, главными кандидатами рассматриваются российский проект 677Э или дозаказ еще шести франко-германских Scorpene

Венесуэла

Планирует объявить тендер на строительство трех НПЛ, заявлялось об особом интересе к германским проектам 212А и 214 и российскому 677Э

Перу

Есть заинтересованность в закупке двух НПЛ российского проекта 877ЭКМ

Сингапур

После2010 года возможен заказ не менее четырех НПЛ в Западной Европе

Таиланд

Не ранее 2010 года возможен заказ минимум двух НПЛ

Вьетнам

Рассматривает возможность закупок НПЛ российской постройки


По данным Центра анализа стратегий и технологий.
По прогнозам, в 2005 году ФГУП "Рособоронэкспорт" поставит за рубеж воен­ной техники на сумму около $5 млрд. — примерно столько же, как и в прошлом году ($5,1 млрд.). Но если в 2004 году в структуре экспорта до 60% составили авиационные вооружения, в этом году около $3 млрд. придется на продукцию для военно-морских сил, причем более половины этой суммы — поставка, ре­монт и модернизация подводных ло­док. До сих пор подводный флот никогда не занимал столь значительного места в структуре российского военного экспорта. Однако без новых современных проектов такого показателя Россия может больше и не добиться.

Как все сферы производства военной тех­ники, рынок подводного судостроения с окончанием холодной войны испытал рез­кий спад. Если в конце 80-х годов ежегодно во всем мире со стапелей сходило 60–70 подлодок, то теперь эта цифра не превышает 10–15 в год. Но за последние пять лет наметилась общемировая тенденция к росту строительства подлодок — главным образом за счет крупных заказов странами Азиатско­Тихоокеанского региона. По оценкам американской аналитической компании Forecast International, абсолютного минимума рынок достиг в 2001 году, когда в следующие десять лет ожидалась постройка всего лишь 74 субмарин на общую сумму $60,5 млрд. Но уже в этом году прогноз Forecast International стал существенно оптимистичнее: в 2005–2014 годах со стапелей сойдут 96 подлодок, а на их строительство будет потрачено $77 млрд. Рынок субмарин делится на два сегмента. Первый — лодки с атомными силовыми уста­новками, которые входят в состав флотов лишь пяти стран: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Не исключено, что в ближайшие 10–15 лет атомные подлодки построит для себя или приобретет на стороне Индия и, возможно, Бразилия. По прогнозам, за десять лет будут построены 22 удар­ные субмарины с атомными энергоустанов­ками. Кроме того, США и Россия строят под­лодки с атомным реактором и ядерными баллистическими ракетами, однако в следующие десять лет будет построено только три таких корабля общей стоимостью более $9 млрд. Поэтому говорить о рынке как таковом можно применительно только к неатомным лодкам. Из-за значительно меньшей цены этих субмарин по сравнению с атомными их могут позволить себе приобрести большее количество стран. В настоящее время в эксплуатации находится около 240 неатомных подводных лодок в 42 флотах мира. Неатомное подводное кораблестроение ведут 18 стран: Германия, Франция, Испания, Россия, Швеция, Нидерланды, Китай, Япония, Италия, Турция, Греция, Бразилия, Индия, Пакистан, Иран, КНДР, Южная Корея и Австралия. Субмарины собственных проектов изготавливают лишь первые восемь стран. Остальные довольствуются лицензионной постройкой. Это позволяет говорить о значительной степени монополизации мирового рынка подлодок узким кругом потенциальных поставщиков. Этот круг сводится к трем группам предложений — со стороны Германии (концерн German Submarine Consortium, GSC), франко-испанского альянса (французское государственное кораблестроительное объединение DCN совместно с испанской корпорацией Navantia) и России (в основном — петербургские "Адмиралтейские верфи", хотя в реализации контрактов задействовано также северодвинское "Севмашпредприятие" и нижегородское "Красное Сормово"). ФРГ сохраняет свои позиции ведущего послевоенного строителя неатомных подло­док на экспорт. Всего за последние 40 лет в Западной Германии для продажи за рубеж и в других странах по лицензии было построено 88 субмарин. В частности, Италия отказалась от продолжения строительства лодки собственной разработки, выбрав немецкий проект 212А с воздухонезависимой (анаэроб­ной) энергоустановкой. Анаэробная установка резко повышает возможности лодки, увеличивая ее скрытность и боевую устойчивость. Вместе с тем лодки с анаэробными двигателями значительно дороже, чем с дизель-электрическими. Работы по созданию неядерных воздухонезависимых энергоустановок велись давно, но серийные подлодки с ними появились только в начале XXI века. Первыми стали германские лодки проекта 212А, затем в серию пошли немецкие лодки проекта 214 и франко-испанские Scorpene. Российские КБ, насколько можно судить, отработанным образцом анаэробного двигателя не обладают. По немецким проектам строятся подлодки для Португалии (две), ЮАР (три), в Греции (три), в Южной Корее (три), Турции (восемь), Бразилии (пять).

С Германией успешно конкурирует франко-испанский альянс. В декабре 1997 года правительство Чили подписало контракт стоимостью $400 млн на строительство двух лодок типа Scorpene с дизель-электрической установкой. В 2007–2009 годах две Scorpene должны быть переданы ВМС Малайзии. Лодка Scorpene в ближайшее время может установить рекорд на самый крупный военно­морской контракт. 19 сентября премьер-ми­нистр Индии Манохам Сингх подтвердил ра­нее оглашенное решение приобрести шесть таких субмарин. Сумма контракта оценивается в €2,4 млрд. Одной из основных причин закупки Дели Scorpene стало наличие на них анаэробных энергоустановок.

Ряд стран продолжают разработку субмарин для своих флотов. Navantia для ВМС Испании строит четыре лодки нового проекта S-80А — увеличенный вариант Scorpene. Швеция предполагает постройку двух лодок нового типа Viking.

Вместе с тем из-за изменения военно-по­литической обстановки в мире развитые страны сокращают численность подводных сил. Этому способствует и рост размеров и стоимости лодок нового поколения, на которые возлагается все более широкий круг задач. Так, Германия, имевшая с начала 70-х годов стандартный состав подводного флота из 24 небольших лодок, будет в ближайшем будущем обладать не более чем шестью, но гораздо более крупными. Швеция сократила численность флота с 12 до 6 субмарин. Великобритания продала все четыре недавно введенные в строй лодки типа Upholder Канаде.

Япония продолжает начатое еще в 60-х годах планомерное строительство подло­док собственной разработки темпом одна лодка в год. Иран и КНДР строят только сверхмалые лодки своей разработки.

Продолжает расширяться круг государств третьего мира, обладающих подлодками или желающих приобрести их в будущем. Только за последнее десятилетие ста­ли обладателями субмарин либо заказали свои первые подводные лодки Вьетнам, Малайзия и Сингапур. В обозримом будущем можно ожидать вступления в этот "клуб" еще не менее пяти-шести государств. При этом основным регионом расширения числа обладателей подводных сил является в первую очередь Юго-Восточная Азия. При этом Китай, будучи крупнейшим импортером субмарин, ведет строительство подлодок собственной конструкции. В мае и декабре 2004 года верфь Учань спустила на воду лодку нового проекта 041 (тип Yuan). По формам корпуса эта лодка очень похожа на российскую "Варшавянку". Это явно свидетельствует о том, что лодка либо создана при российском содействии, либо представляет собой попытку "клонирования". Планы по закупке субмарин были у исторического противника Китая — Тай­ваня, свои предложения активно выдвига­ли США, которые даже рассматривали в связи с этим возможность возобновления строительства неатомных подлодок, но пока Тайвань держит потенциальных поставщиков в состоянии неопределенности.

Рост интереса к неатомным субмаринам во многом объясняется значительным увеличением их ударных возможностей — после появления новых крылатых ракет для нанесения высокоточных ударов по наземным целям. Хотя, судя по всему, до сих пор ни одна неатомная подлодка в мире реально не оснащена такими ракетами, через 10–15 лет обладание таким оружием будет достаточно обыденным. Стоимость собственно лодки составляет не более 50% от суммы контракта. Остальное приходится на вооружение, системы разведки и управления, энергоустановку. В этом плане преимущество имеют российские противокорабельные системы оружия, в первую очередь не имеющая аналогов система Club-S со сверхзвуковой ракетой.

Российские проблемыВ последние два десятилетия наша страна вполне успешно продвигала на мировом рынке большую лодку 877Э "Варшавянка" разработки ЦКБ "Рубин" (для советского фло­та субмарины проекта 877 строились с 1980 года). Этому способствовала невысокая цена в $150–200 млн. Главными заказчиками ста­ли Индия и Китай. Дели в 1986–2000 годах закупил девять лодок проекта 877ЭКМ и одну более нового проекта 08773. Пекин в 1992 го­ду купил две 877-х лодки, а в 1995 году заклю­чил контракт на две лодки проекта 636 — мо­дифицированный специально под китай­ские требования вариант "Варшавянки" (об­щая стоимость четырех лодок — $1 млрд). В мае 2002 года Китай подписал договор с "Ро­соборонэкспортом" на сумму не менее $1,6 млрд на поставку восьми лодок проекта 636, оснащенных ракетным комплексом Club-S. Пять лодок строятся "Адмиралтейскими верфями", две — северодвинским "Сев­машпредприятием", одна — нижегородским "Красным Сормовом". Контракт должен быть закрыт к концу 2005 года. Общее количество поставленных за ру­беж лодок проекта 877 и его модификаций достигло 29 единиц. Однако естественное старение проекта делает заключение новых контрактов на их постройку маловероятным. Флоты Индии и Китая заинтересованы в получении лодок нового поколения, а также в развитии строительства лодок на национальных верфях. В свете этого остро назрела необходимость предложения на рынок лодок нового проекта 677Э "Амур" — экспортного варианта лодки 677 "Лада", разработанного ЦКБ "Рубин", которую "Адмиралтейские верфи" достраивают для ВМФ РФ. Интерес к лодкам проекта 677Э проявляют Индия, Китай, Венесуэла и Ал­жир. Основные надежды связаны с Индией: долгосрочная стратегия развития индийского подводного флота даже после закупки шести Scorpene для "Амуров" позволяет рас­считывать на заказ еще как минимум четырех таких лодок. По данным Ъ", сейчас обсуждается возможность строительства одной - двух лодок на "Адмиралтейских вер­фях" и трех-четырех — по лицензии в Индии. Пока нет заказов на строительство новых подлодок, "Адмиралтейские верфи" активно борются за ремонт и модернизацию ранее поставленных за рубеж: после кон­тракта с Индией, который выполняет "Звездочка", перспективным является сотрудничество в этой области с Китаем. Летом этого года стало известно, что ведутся переговоры о ремонте и модернизации трех иранских подлодок проекта 877ЭКМ, поставленных РФ в 1992–1996 годах. Ремонт первой лодки проводит на иранской верфи "Звездочка". Предполагалось, что контракт на оставшиеся две лодки получат "Адмиралтейские верфи". Однако из-за политических событий вокруг Ирана из-за его ядерной программы на поставки вооружения в эту страну может быть наложено эмбарго, и российские предприятия рискуют остаться без этого контракта.





Военно-техническое сотрудничество и ОПК иностранных государств



Коммерсант

05.10.2005

Ислам Каримов обойкотился

Евросоюз ввел санкции против Узбекистана

Юрий Ъ-Черногаев, Владимир Ъ-Соловьев, Михаил Ъ-Зыгарь

Евросоюз объявил вчера о введении эмбарго на продажу Узбекистану оружия и запрета на въезд в страны ЕС высокопоставленных узбекских чиновников. Санкции введены за "неизбирательное использование силы" при подавлении мятежа в Андижане и препятствование независимому расследованию андижанских событий. По сути, это начало процесса, ведущего к международной изоляции режима Ислама Каримова. Россия намерена воспользоваться ситуацией для того, чтобы превратить Узбекистан в главного геополитического партнера в регионе.

Известие о введении Евросоюзом санкций против Узбекистана застало президента за пределами страны. Накануне он отбыл с государственным визитом в Малайзию, руководство которой, как известно, стоит на жестких антизападных позициях. Никто из узбекских официальных лиц не отважился комментировать решение Брюсселя в отсутствие начальства. Те же, кто решился что-то сказать на условиях анонимности, твердили, что Узбекистан от санкций не пострадает. Так, по словам собеседника Ъ из минобороны Узбекистана, отсутствие европейского оружия никак не отразится на боеспособности узбекской армии: "Оставшегося от СССР оружия нам хватит до скончания века. А если придется закупать новое, есть контракты с Россией".

Недавно министр обороны РФ Сергей Иванов посетил Узбекистан, где присутствовал на российско-узбекских военных учениях. Он был первым, кто отреагировал на информацию о готовящихся санкциях ЕС, заявив, что решение Евросоюза ввести эмбарго на поставки вооружений Узбекистану никак не отразится на его военно-техническом сотрудничестве с Россией. "Это эмбарго нас никак не волнует и никак не затрагивает. Наши отношения с Узбекистаном имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества. Мы будем и дальше развивать отношения с этой дружественной страной",– пообещал министр.


Defence Express

04.10.2005
"ЛУЦКИЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД "МОТОР" ЗАВЕРШАЕТ ОСВОЕНИЕ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЯ РД-33 ДЛЯ МИГ-29

Государственное предприятие Министерства обороны Украины "Луцкий ремонтный  завод "Мотор" вскоре освоит в полном объеме все технологические процессы  ремонта двигателя РД-33 для МиГ-29. Об этом в интервью газете "Народна армія" 4 октября сообщил директор предприятия Николай Матрунчик, отметив, что главная задача состоит в максимальном привлечении потенциала украинской промышленности для выпуска запасных частей, которые ныне завозятся из России.  По его словам, ремонт такого двигателя может стать перспективным направлением деятельности завода, годовой оборот которого приближается к 70 млн. гривень, и 95% - это иностранные заказы.   Завод "Мотор" сотрудничает с партнерами из стран СНГ, Восточной Европы, Азии и Африки. 

Государственное предприятие Министерства обороны Украины "Луцкий ремонтный завод "Мотор" - главное предприятие, специализирующееся на ремонте авиационных турбореактивных двигателей для современных боевых самолетов, которые находятся на вооружении многих стран мира.  Уникальность предприятия в том, что оно осуществляет комплексный ремонт авиадвигателей, а также ремонтирует все комплектующие их агрегаты.  В 2000 году предприятие получило сертификат соответствия системы обеспечения качества требованиям стандарта ISO 9002:1994, а в 2001 году - сертификат военной аккредитации. В 2004 году система управления качеством предприятия была сертифицирована согласно Международным стандартам NF EN ISO 9001:2000 и AS/EN/JISQ 9110:2001.(A12) 
Газета

05.10.2005

Франция и Италия вооружаются фрегатами

Андрей Ковалевский

Франция и Италия договорились о начале выполнения грандиозной программы строительства боевых кораблей. Об этом объявлено во вторник по итогам переговоров президента Франции Жака Ширака и председателя совета министров Италии Сильвио Берлускони. Общая стоимость программы составляет 11 млрд. евро. Поначалу Париж и Рим станут осуществлять первую стадию программы, сообщает «Интерфакс». В конечном итоге должны быть построены 27 фрегатов: 17 — для французских ВМС и 10 — для итальянских. Стороны подчеркнули, что речь идет о самой крупной военно-морской программе в странах Европейского союза.


Аэрокосмический портал Украины

04.10.2005

Американская и шведская компании разработали высокоточный артиллерийский снаряд "Экскалибур"

Американская корпорация Raytheon совместно с шведской компанией Bofors разработала артиллерийский снаряд, оснащенный системой глобального позиционирования GPS, сообщает Defense News.

155-миллиметровый снаряд M982 ER DPICM, или, как его еще называют система Excalibur, способен уничтожать все возможные цели, которые могут встретиться на поле боя. В настоящее время он управляется при помощи GPS, однако в будущем его планируется усовершенствовать.
В рамках проекта Excalibur в результате должен появиться снаряд со сменными боевыми модулями, который фактически станет целой серией из трех различных боеприпасов.
Первая боеголовка является обычным фугасным зарядом с программируемым взрывателем. Отличительная особенность этого взрывателя заключается в том, что его можно запрограммировать непосредственно перед выстрелом. Таким образом, он одновременно является и фугасно-осколочным, и бронебойным.

Второй модуль - это "умная" боеголовка, которая способна обнаружить движущуюся цель, проследить за ней и уничтожить. Этот тип боеголовки предназначен для действия на открытом пространстве. Третья разновидность нового снаряда предназначена для городских боев. Она предназначена для уничтожения военной техники. Этот снаряд также способен самостоятельно обнаружить и отследить перемещение цели на улице города.

Еще одной особенностью этого боеприпаса является то, что он будет унитарным, то есть изначально соединенным с гильзой. В настоящее время выстрелы такого калибра поставляются раздельно - сначала артиллеристы заряжают снаряд, а затем - гильзу. Это, по мнению Defense News, приводит к инцидентам, когда из-за слишком медленного сгорания пороха в гильзе воспламенение продолжается, когда заряжающий уже открыл замок орудия. Подобные происшествия зачастую приводят к гибели расчета орудия.

Точность этого боеприпаса при максимальной дальности полета превышает показатели аналогов. Традиционная погрешность для 155-миллиметровых снарядов составляет 370 метров, тогда как у "Экскалибура" она не превышает 10.

В ходе испытаний, которые состоялись в США, снаряд выпустили из самоходной артиллерийской установки Paladin. В ходе этого теста конструкторы проверили способность снаряда менять траекторию полета. Тесты прошли успешно.


Военно-Промышленный Курьер

05.10.2005

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ

В 2006 г. Республика Корея увеличит расходы на оборону на 9,8%. По сравнению с оборонным бюджетом текущего года эти расходы возрастут на 2,1 трлн. вон и достигнут в следующем году 22,9 трлн. вон.

Национальный бюджет на 2006 финансовый год составляет 221,4 трлн. вон, в котором 10,3% отводится на национальную оборону. В последующие годы правительство РК также планирует увеличивать ассигнования на оборону. Если в 2005 финансовом году военные расходы составляют 20,8 трлн. вон, то к 2008 г. они возрастут до 26,4 трлн. вон.
Jane’s Defense Weekly

05.10.2005

Грядет англо-французское сотрудничество по созданию авианесущих кораблей.

Гай Эндерсон (Guy Anderson)

По сообщению источника, находящегося в центре переговоров, англо-французское сотрудничество в разработке авианосцев, основанное на совместных закупках, «вполне осуществимо».

Разрешение на сотрудничество, данное компаниями DCN и Thales, может быть расценено как решающий момент в англо-французском соглашении

Оборонные компании DCN и Thales информировали французское правительство, что сотрудничество между программой Великобритании по созданию авианосца будущего (CVF) и их собственной программой по созданию авианесущего корабля PA2 «вполне осуществимо», сообщил Jane’s Defense Weekly источник, находящийся в центре переговоров.

Он также добавил, что соглашение, основанное на совместных закупках, с проектом CVF ‘Delta’ Великобритании в качестве основы, было представлено французскому агентству по закупкам Délégation Générale pour l'Armement (DGA) 26 сентября. Доклад был представлен фирмой MO-PA2, которая является смешанным предприятием компаний DCN (которая владеет 65% предприятия) и Thales (держатель остальных 35%).

Комментарии источника появились после того, как Алан Кэмерон (Allan Cameron), генеральный директор Военно-морского отделения английской компании Thales, заявил, что Союз по Созданию Авианосца Будущего был «близок выработке концепции о том, как следует организовать эту программу».

Исследование осуществимости англо-французского сотрудничества в области создания авианосца проходило несколько месяцев. Была проведена серия переговоров между компаниями, вовлеченными в это сотрудничество, такими как BAE Systems и VT Group со стороны Великобритании и Thales и DCN со стороны Франции.

Источник заявил Jane’s Defense Weekly: «Решение, основанное на совместных закупках вполне осуществимо. Это наше заключение и это же наша рекомендация, которую мы дали DGA и Агентству по Оборонным Закупкам»

Компания MO-PA2 не смогла прокомментировать встречу, хотя ее официальный представитель подтвердил, что она проходила 26 сентября.

Компания BAE Systems также заявила, что для сотрудничества между двумя программами «есть желание», но добавила, что «нужна ясность». Официальный представитель продолжил: «Вопрос в том, как согласовать требования двух военно-морских сил, каждая из которых имеет различное оборудование и различные самолеты».

Разрешение на сотрудничество, данное компаниями DCN и Thales, может быть расценено как решающий момент для англо-французского соглашения. Министерство Обороны Великобритании дало ясно понять, что соглашение должно быть принято скорее на промышленном уровне, чем на государственном, которое предполагается первоначально предпочла Франция.

Однако Министерство Обороны одобрительно смотрит на возможность сотрудничества. Официальный представитель заявил: «Принимая во внимание, что Франция и Великобритания берутся за такие масштабные проекты, имеет смысл обратить внимание на возможность загрузить экономики обеих стран».

Перед этим официальный представитель Французской DGA сообщил Jane’s, что «слово за представителями промышленности». Пятого сентября высокопоставленный представитель Министерства Обороны Великобритании в Париже сообщил Jane’s, что Франция «в принципе» одобрила британский проект авианосца.
Jane’s Fefense Weekly

05.10.2005

Переговоры консорциума Eurofighter с Турцией.

Консорциум Eurofighter предложил Турции статус партнера в программе Typhoon, который, как надеются представители консорциума, сможет прийти на замену F-16 и F-4E, состоящих на вооружении турецких ВВС..

Глава департамента по связям с общественностью консорциума Eurofighter Марк Ритсон (Mark Ritson) заявил, что присоединившись к программе, Турция получит возможность разработать обширную технологическую базу, которая впоследствии позволит ей производить как непосредственно Typhoon, так и другие самолеты. Также, по его словам, участие Турции в программе Typhoon, позволит избежать установления монополии США на турецком рынке военных самолетов.

Старший вице-президент итальянской компании Alenia Aeronautica которая является одним из участников программы Eurofighter, заявил, что американский Joint Strike Fighter(JSF) придет на замену некоторым самолетам турецких ВВС, в то время как Typhoon, займет место F-16 и F-4E.

Он также заявил, что возможность совместной эксплуатации турецкими ВВС Typhoon и JSF не вызывает никаких сомнений и не приведет к затруднениям.

ВВС Турции располагает 200 самолетами F-4E. 54 из них были модернизированы в вариант Phantom 2000 израильской компанией Israel Aircraft industries; решение о модернизации следующей партии в 48 самолетов еще должно быть принято новым главнокомандующим ВВС Турции, генералом Фаруком Комертом.

Мурат Баяр, заместитель главы департамента по оборонной промышленности Турции, заявил, что Турция намерена серьезно рассмотреть предложение о вступлении в консорциум Eurofighter либо в качестве альтернативы участию в программе JSF, либо одновременно с ней.

В течение этого года решения Турции в отношении проекта JSF будут продиктованы такими факторами как рентабельность, оперативная потребность, эффективность логистики, а так же степенью участия турецкого промышленного комплекса в проекте.

«Мы не склонны рассматривать участие в программе Evrofighter как промежуточное решение, мы собираемся проанализировать обе программы согласно вышеперечисленным критериям, и только тогда окончательно решим в какой из них мы будем принимать участие. Возможно также вариант совмещения и в JSF и в Eurofighter.

В США намерение Консорциума Evrofighter занять в проекте Турцию подверглось критике.



Гражданская авиация и авиакомпании



Avia.ru

04.10.2005

Совет директоров ВАСО подпишет с Роспромом протокол о поддержке производства Ил-96

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) планирует в среду подписать с Федеральным агентством по промышленности (Роспром) протокол о поддержке производства самолетов Ил-96 и Ан-148.

В среду ожидается рабочий визит руководителя Роспрома Бориса Алешина в Воронеж, передает РИА Новости.

Предполагается, что в ходе встречи главы Роспрома с представителями трудового коллектива воронежского авиазавода пойдет речь о мотивах приостановки 22 августа Ространснадзором эксплуатации лайнеров Ил-96, о причинах отставки в минувшую пятницу Вячеслава Саликова с поста гендиректора ВАСО, а также о перспективах развития отечественного авиапрома.


Aviaport.ru

04.10.2005

Ситуацию вокруг ВАСО прокомментировал губернатор

3 октября глава администрации области Владимир Кулаков в эксклюзивном интервью программе "Вести-Воронеж" прокомментировал отставку директора ВАСО Вячеслава Саликова. Как уже сообщалось, в прошлую пятницу Саликов был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. Мы приводим полный текст ответа на наш вопрос.

Владимир Кулаков, глава администрации Воронежской области: "Кадровые перемещения они авиазаводу ничем не грозят, это если честно говорить. Вячеслав Алексеевич Саликов как директор, выдающийся человек, и он сегодня в этой острейшей борьбе политической, на самом верху стал жертвой этой борьбы, и не больше и не меньше. Я перед своим отъездом в Данию отправил Фрадкову телеграмму, где высказал своё мнение по этому делу. Я знал уже тогда, что вопрос, тучи сгущаются, стрелочника найдут обязательно. Поэтому я написал ему, что категорически возражаю против снятия Саликова в этот период времени как раз с должности, т.к. сегодня он является той самой фигурой, которая консолидирует предприятие, которому доверяют и рабочие и инженерно-технические работники, который успешно работает со столичными структурами, т.е. нормальный директор, который и должен быть сегодня.

Вопрос снятия, это же АО, и вопрос снятия с должности Саликова, решает сегодня не власть, а совет директоров предприятия. Так закон трактует и так оно есть. Когда в пятницу прошедшую состоялось заседание совета директоров, с участием Саликова, то совет директоров не смог набрать необходимое количество голосов, чтобы его от должности освободить. И вот в этот момент, видя, что директива правительства была освободить директора завода, советом директоров не поддерживается, и они не могут его снять, Саликов принял решение, я считаю, что принял решение мудрое очень, чтобы сохранить в дальнейшем завод, перспективу завода, он сам написал заявление. С просьбой его освободить от занимаемой должности. Т.е. Саликов не снят, я ещё раз повторяю, он сам написал заявление и освобождён от должности по собственному желанию.

Он тут же был трудоустроен, он является заместителем гендиректора, по производству, компании "Ильюшин Финанс". Он будет точно так же работать на заводе. И с позиции компании уже "Ильюшин Финанс", осуществляет все функции связанные с производством авиационной техники на заводе.

Исполняющим обязанности директора завода временно назначен Шушпанов Николай Николаевич, главный инженер, до того момента пока совет директоров не подберёт нового директора. И не изберёт его в установленном законом порядке. Такова ситуация сегодня на заводе.

5 октября сюда намечен приезд руководителя агентства министерства промышленности, Алёшина, который должен встретиться с коллективом предприятия, объяснить им причины, мотивы вот таких решений. И рассказать коллективу, каковы перспективы дальнейшего развития и существования Воронежского авиационного завода. Естественно, что у меня в этом месяце назначена встреча с президентом России, этот вопрос на этой встрече я обязательно… будет стоять номером 1 вопрос по авиационному заводу, и только после встречи с президентом я смогу сказать, что дальше будет с нашим родным предприятием".
Aviaport.ru

04.10.2005

КнААПО наладит производство региональных гражданских самолетов

О задачах, стоящих перед КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение), а также о проблемах, связанных с загрузкой предприятия шла речь 4 октября на встрече губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева с главой авиационной холдинговой компании "Сухой" Михаилом Погосяном и генеральным директором КнААПО Виктором Меркуловым, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре краевого правительства.

По словам Михаила Погосяна, недостаточный объем государственного оборонного заказа может быть компенсирован наращиванием производства регионального гражданского самолета RRJ. "В 2008 году на рынок будут поставлены первые 12 самолетов RRJ производства КнААПО, а к 2010 году мы намерены выйти на объем в 60 самолетов" - заявил Погосян.

Разное



Ведомости

05.10.2005

Россия хочет собирать “ГАЗели” и “КамАЗы” в Бразилии

Россия и Бразилия рассматривают возможность организации сборочного производства микроавтобусов “ГАЗель” и “КамАЗов” в Бразилии, сообщил глава Роспрома Борис Алешин. Первый замминистра иностранных дел Бразилии Самуэл Пинейро Гимараес пока никак не прокомментировал перспективы организации сборочного производства в России, сообщив при этом, что Бразилия крайне заинтересована в развитии сотрудничества с Россией в области разработки и добычи нефти. Алешин пояснил, что речь идет пока лишь о первоначальной стадии переговоров “Зарубежнефти” и “Газпрома”.


Военно-Промышленный Курьер

05.10.2005

ЛОББИРУЯ ЗАПАДНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ЧТО СТОИТ ЗА ТЕЗИСОМ О НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Александр БАКЛАНОВ

В статье Сергея Старикова (ежедневная аналитическая газета "RBC Daily" за 29.08.2005 г.) сделана попытка определения причин убытков, понесенных российскими авиакомпаниями в первом полугодии 2005 г. По мнению автора, самолеты российского производства расходуют неоправданно много топлива (в расчете на одно пассажирское кресло при перевозке на заданное расстояние), а это, естественно, при нынешних высоких ценах на авиационный керосин - и есть одна из основных причин убытков отечественных компаний-перевозчиков.

В обоснование своего мнения автор цитирует г-на Норманда (директора департамента по экономике ООО "Эйр Юнион"): "Если сравнить топливные расходы в расчете на одно пассажирское кресло в Boeing 767 и Ил-96-300, то разница составит 25-30% в пользу первого". Далее С. Стариков приводит объяснение причин "большого потребления топлива" самолетами российского производства, данное экспертом Центра по изучению проблем разоружения г-ном Кенжетаевым. Оно сводится к утверждению о том, что двигатели российского и российско-украинского производства значительно уступают по топливной экономичности двигателям западного производства.

Однако оставим на совести автора "RBC Daily" и цитируемых им экспертов утверждения о "низкой" топливной эффективности самолетов российского производства. Просто рассмотрим выполненное специалистами сравнение двигателей российского и российско-украинского производства с двигателями западного производства по тем параметрам, которые наиболее сильно влияют на топливную эффективность самолета. Как известно, критерием топливной экономичности двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД), установленных на упомянутых в статье самолетах Boeing 767, Ил-96-300 и Ту-334, является удельный расход топлива, который равен расходу топлива за 1 час работы двигателя, деленному на его тягу, и измеряется в кг/кГ.час.

Сравнение ТРДД по топливной экономичности корректно только в одном случае: если сравниваются удельные расходы топлива двигателей близкой размерности (по тяге на взлетном режиме), работающих на одинаковых режимах, при одинаковых скорости и высоте полета. Для двигателей коммерческих (пассажирских) самолетов наиболее показательно сравнение удельных расходов топлива при их работе на крейсерском режиме, в крейсерских (оптимальных для данного типа самолета) условиях полета. Кроме удельного расхода топлива, на топливную эффективность самолета влияет также масса двигателя.

Удельный расход топлива.

Сравнение двигателей российского производства, установленных на упоминаемых в статье С. Старикова самолетах Ил-96-300 (ТРДД ПС-90А) и Ту-334 (ТРДД Д-436Т1), с зарубежными двигателями близкой размерности выполнено на основе данных, взятых из общедоступных источников (рекламных проспектов фирм-изготовителей, справочников Janes Aero-Engines, российских и зарубежных журналов). И что же показывает сравнение ТРДД ПС-90А (изготовители - ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Пермский моторный завод", тяга на взлетном режиме - 16000 кГ, на крейсерском - 3500 кГ) с одним из наиболее экономичных зарубежных ТРДД - английским двигателем RB211-535Е4/E4В (изготовитель - фирма Rolls-Royce, тяга на взлетном режиме - 17800 кГ, на крейсерском - 3850 кГ)? А вот что: удельный расход топлива (в крейсерских условиях полета, на крейсерском режиме работы) и сухая масса ТРДД ПС-90А (0,595 кг/кГ. час и 2950 кг соответственно) существенно меньше, чем у ТРДД RB211-535Е4/E4В (0,620 кг/кГ.час и 3295 кг соответственно). А при сравнении ТРДД Д-436Т1 (изготавливается в кооперации несколькими российскими и украинскими предприятиями, тяга на взлетном режиме - 7570 кГ) с одним из самых новых европейских ТРДД - германо-английским двигателем BR710-48 (изготовитель - совместное предприятие, созданное фирмами BMW и Rolls-Royce, тяга на взлетном режиме - 6980 кГ) видно, что удельный расход топлива (в крейсерских условиях полета, при одинаковой с BR710-48 тяге, равной 1588 кГ) ТРДД Д-436Т1 (0,634 кг/кГ.час) меньше, чем у ТРДД BR710-48 (0,64 кг/кГ.час). Сухая масса ТРДД Д-436Т1 (1450 кг) значительно меньше, чем у ТРДД BR710-48 (1818 кг).

Еще один пример. Сравнение двигателя Д-436Т1 с двигателем SaM 146 (разрабатывается Power Jet - совместным предприятием, созданным французской компанией Snecma и российским НПО "Сатурн") показывает, что при близких значениях тяги на взлетном режиме (7345 кГ у Д-436Т1 и 6990 кГ у SaM 146) они имеют практически одинаковый удельный расход топлива на крейсерском режиме (0,634 кг/кГ.час у Д-436Т1 и 0,629 кг/кГ.час у SaM 146). Но при этом двигатель Д-436Т1 (и его модификации) изготавливается серийно, сертифицирован и устанавливается на самолеты Ту-334, Бе-200, а двигатель SaM 146 существует только "на бумаге" (или "виртуально" в компьютерах Power Jet). Таким образом, ТРДД российского и российско-украинского производства ПС-90А и Д-436Т1 (каждый в своем классе тяги) по удельному расходу топлива и сухой массе (то есть по тем параметрам, которые наиболее сильно влияют на топливную эффективность самолета) даже несколько лучше серийно изготавливаемых западных ТРДД. Причем, еще раз отметим, ТРДД Д-436Т1 (сертифицированный и серийно изготавливаемый) по указанным выше параметрам практически не уступает разрабатываемому (с участием зарубежных фирм) ТРДД SaM 146.

Вероятно зная, что правильно выполненное сравнение будет не в пользу ТРДД западного производства, г-н Кенжетаев сознательно вводит в заблуждение читателей "RBC Daily" тем, что для ТРДД западного производства приводит удельный расход топлива на взлетном режиме, в земных статических условиях (0,3:0,4 кг/кГ.час), а для ТРДД российского и российско-украинского производства на крейсерском режиме, в крейсерских условиях полета (0,6:0,63 кг/кГ.час). То есть этот эксперт, как говорят в народе, "сравнивает красное с :длинным". Такой подход к анализу проблемы может быть объяснен только установкой любым способом доказать превосходство двигателей западного производства над двигателями российского и российско-украинского производства.

Да и в целом общая направленность статьи С. Старикова и ее тональность дают все основания прийти к выводу: цель этой публикации - создать мнение о неконкурентоспособности российских авиадвигателестроительных предприятий.




Центр анализа стратегий и технологий

г. Москва, Ленинский проспект, д.45, оф., 480, тел./факс: (095) 135-1378, 775-0418; e-mail: editor@cast.ru www.cast.ru 1


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница