Новые темы, проблемы, образы поэзии периода



Скачать 55.05 Kb.
Дата15.11.2016
Размер55.05 Kb.
Тема: Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»

(Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина)


Цель: Дать обзор творчества поэтов «эстрадной» лирики.
Задачи:

- Показать роль поэзии «оттепели» в общественной жизни страны.

- Познакомить обучающихся с основными вехами биографии Е.Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной.

- Дать краткий обзор поэзии «шестидесятников», остановившись на главных темах творчества и особенностях лирики.


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация


  1. Организационный момент.




  1. Слово учителя

Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу. К сожалению, к подлинному переосмыслению советской истории, политического террора, роли в ней поколения 20-х годов, сути сталинизма ни власть, ни «шестидесятники» не подошли. Но в литературе шли процессы обновления, переоценки ценностей и творческих поисков, первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом».

Поэзия стала осознавать опыт литературных течений и школ начала ХХ в. Этому содействовала моральная атмосфера, порождавшая смелость (говори что хочешь), честность (говори, что думаешь). Поэты попытались подключиться к прерванному историческому опыту. В связи с этим слова «любовь», «дружба», «товарищество» и другие вновь приобрели свои идейную ценность. Поэты стараются бороться против внедренных в литературу универсальностей: злоупотребления лозунговыми словами, бюрократизмами, восхвалениями и прочими атрибутами тоталитарной системы, построенной на лжи и страхе.

Увлечение поэзией стало знаменем времени. Стихами болели тогда люди, ни прежде, ни позже поэзией и вообще литературой особенно не интересовавшиеся. Поэтические чтения впервые в отечественной истории стали собирать толпы молодежи.

Создалась молодёжная среда, паролем которой было знание стихов Пастернака, Мандельштама, Гумилева. В 1958 году в Москве был торжественно открыт памятник Владимиру Маяковскому. После завершения официальной церемонии открытия, на котором выступали запланированные поэты, стали читать стихи желающие из публики, в основном молодёжь. Участники той памятной встречи стали собираться у памятника, регулярно. Встречи у памятника Маяковскому в течение 19581961 гг. все более приобретали политическую окраску. Последняя из них состоялась осенью 1961 г., когда были арестованы несколько наиболее активных участников собраний по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.

Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Её продолжали вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Молодые поэты - Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина - стали настоящими кумирами «оттепели», выступая с поэтической «эстрады».

Они представляли собой группу актеров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале. Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам. Ахмадулина вносила ноту загадочной интимности. Считая творчество таинством, она как бы причащала к этому таинству своих читателей и почитателей.

Власти допускали выступления Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского на публике, считая, что такое явление необходимо, чтобы народ мог «выпустить пар». Эти поэты были нужны власти, хотя она доверяла им не во всем.


  1. Реализация индивидуального домашнего задания

Сообщения учащихся о

Евгении Евтушенко (http://www.biografguru.ru/about/evtushenko/?q=3119),

Андрее Вознесенском (http://library-pl12.hut.ru/view_detail.php?id=33),

Белле Ахмадулиной (http://poem.com.ua/info/ahmadulina1.html ).



  1. Задание по прослушанному. Заполнить таблицу.

Особенность лирики поэтов

Евгений Евтушенко

Андрей Вознесенский

Белла Ахмадулина






























  • Публицистичность (В,Е)

  • Камерность (А)

  • Интимность(А)

  • Назидательность и риторичность(Е)

  • Пристрастие к архаичной манере письма (А)

  • Гиперболическая метафоричность(В)

  • Излюбленный приём – оксюморон (В)

  • Лирическая исповедальность и эпическая панорамность (Е)




  1. Чтение и комментирование стихотворений.

Прочитайте стихотворение «Ностальгия по настоящему» Андрея Вознесенского. Ответьте на вопросы.

  1. Какой художественный приём лежит в основе названия? Объясните его смысл.

  2. К какой традиции примыкает А.Вознесенский в его неприятии прошедшего и культе «настающего»?

Прочитайте «Молитву перед поэмой» Е.Евтушенко.



  1. Как вы понимаете мысль Е.Евтушенко «Поэт в России – больше чем поэт»?

  2. Какие черты творчества поэтов-предшественников отмечает Евтушенко? В чём художественное своеобразие строф, посвящённых предшественникам?




  1. Слово учителя

Обобщая, можно сказать, что в творчестве Евтушенко преобладает социальная и нравственно-психологическая проблематика.

Одна из центральных тем поэзии Вознесенского — судьба мастеров. Значима тема Великой Отечественной войны. Сквозные мотивы лирики поэта 70-80-х гг. – мотив несвободы, больной совести, растраченного таланта.

Поэзия Ахмадулиной обращена к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству.

К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать кризис. Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться и к массовому вкусу, и к требованиям, дозволенным цензурой. Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, нерождённом.

К середине 60-х годов, «громкая» поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады, заняв более скромное место в литературном процессе. Но поэты – «шестидесятники» небывало расширили состав поэтической аудитории, сделали поэзию масштабным общественным явлением.

Известны «шестидесятники» как поэты-песенники, пишущие для эстрады.




  1. Прослушивание песен на стихи Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной.




  1. Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Н. Рубцова, проанализировать его.

Индивидуальное сообщение: «Основные этапы жизненного пути Н.Рубцова».


Список литературы.

  1. Русская литература ХХ века. 11кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / [В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П. Просина]; под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / В.В. Агеносов и др. ; Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007

  3. Русская поэзия второй половины ХХ века. _ М.: Дрофа, 2005. – 238с. – ( Библиотека отечественной классической художественной литературы)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница