Носир бухори и развитие газели в XIV веке 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья



страница1/4
Дата10.05.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4


На правах рукописи

Исрофилов Шарифмурод Рахимович

НОСИР БУХОРИ И РАЗВИТИЕ

ГАЗЕЛИ В XIV ВЕКЕ
10.01.03 – Литература народов стран зарубежья

(таджикская литература)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

Душанбе – 2010

Работа выполнена на кафедре истории таджикской литературы Таджикского национального университета


Научный консультант:

-

доктор филологических наук,

профессор Сатторов Абдунаби




Официальные оппоненты:

-

доктор филологических наук,

профессор Ходжамуродов Олимджон Хамроевич







-

член – корреспондент АН РТ, доктор

филологических наук, профессор



Назриев Джурабек





-

доктор филологических наук,

профессор Мардони Тоджиддин Нуриддин





Ведущая организация: Институт востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан.
Защита диссертации состоится «1» июля 2010 г. в «13.30» часов на заседании диссертационного совета Д 737. 004. 03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).
Автореферат разослан «____» ______________ 2010г.
Учёный секретарь

диссертационного совета ,

доктор филологических наук,

профессор Нагзибекова М.Б



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Носир Бухори является одним из выдающихся поэтов-лириков начала ХIV в. Тем не менее, до настоящего времени относительно его жизни, творчества и места в истории персидско-таджикской литературы не было посвящено ни одного серьезного исследования. Следует отметить, что заслуга Носира Бухори в развитии любовно-мистической газели огромна. Самые великие поэты этого периода, такие как Хафиз и др., находились под влиянием его поэзии. Причиной отсутствия исследований о творчестве Носира Бухори является недоступность экземпляров его дивана и отсутствие полного собрания его стихов.

Авторы литературных источников, упоминавших в своих трудах Носира, представляют его как поэта-мистика, достигшего истины, и как талантливого поэта, прославлявшегося сладкоречием. Носир Бухори вышел на арену творческой деятельности в такое время, когда суфизм (исламский мистицизм) достиг своей кульминационной точки развития и когда усовершенствовались два стиля газелесочинения – мистические газели Джаллалуддина Руми и любовные газели Саади Ширази. Носир ещё до Хафиза объединяет эти два стиля сочинения газелей, и его газель становится, как следствие этого, смесью этих двух разновидностей газели.

Носир является поэтом и мистиком, и эти два качества наводят его в написании любовно-мистических газелей, определивших его место в поэзии и в мистицизме. Его тарджеъбанды и таркиббанды, касыды и кытъы, рубаияты и маснави, особенно его газели, являются выражением лирических и религиозных, политических и социальных мыслей, а также индивидуального поэтического стиля Носира Бухори.

Для правильного понимания поэзии Носира необходимо быть осведомлённым в суфийских и мистических учениях, религиозных тенденциях его времени. В качестве первоисточника по этой проблеме могут послужить трактаты, посвящённые суфизму, таких мистиков, как Шакик Балхи, Абухамид Газоли, Ахмад Газоли, Худжвири, Мухйиддин Ибн Араби, Наджмуддин Рози, Абдуррахман Сулами, Махмуд Шабустари, Шамсуддин Лохиджи, Маъсумшах Ширази и др.

Следует отметить, что рассмотрению различных сторон суфизма и его роли в литературе посвящено большое количество исследовательских работ как отечественных, так и зарубежных учёных, позволяющих приобрести сведения о наследии поэтов-мистиков, включая поэзии Носира. К таким работам можно отнести исследования таких учёных, как Касим Гани, В.А. Жуковский, Б. Фурузонфар, А.Дж. Арберри, Р.А. Никольсон, Е.Э. Бертельс, А. Зарринкуб, Н. Пурджаводи, Т. Пурномдориён, Б. Хуррамшохи, Партави Алави, Дж. Нурбахш, Р. Ходизода, К. Олимов, М. Хазраткулов, А. Мухаммедходжаев и др.

Для всестороннего исследования темы предпринята попытка установить культурные основы эпохи Носира, состояние суфийской литературы в городах и странах, где жил поэт-мистик, его отношения с поэтами и правителями, а также его связи с путниками тариката. Для определения места поэта в истории персидской литературы объектом глубокого научного изучения должны стать этапы формирования личности Носира в качестве поэта-мистика, жанровый состав, идейное содержание его поэзии, его творческий стиль, особенности риторики, подражание прежним поэтам и сотрудничество с современниками. При этом, также необходимо сравнивать идейное содержание газелей Носира, его стиль и особенности выражения, его тарикат и мистические мысли с величайшим поэтом-лириком персидской литературы – Хафизом, так как эти два поэта имеют похожие стили и методы. Всё это позволяет установить этапы эволюции любовно-мистической газели и определить место Носира в истории персидско-таджикской литературы, в особенности в написании газелей.



Цель и задачи исследования. Для всестороннего исследования темы нами конкретизированы следующие задачи:

  • изучение политической, социальной и литературной жизни эпохи Носира на основе существующих сведений первоисточников и современных научных исследований, а также установление культурных основ его творчества;

  • определение направлений путешествий поэта-лирика и отображение политического, социального и литературного положения в городах и странах, где он побывал;

  • установление лиц, которых восхвалял поэт, а также государственных и культурных деятелей, наставников суфийских тарикатов, с кем Носир имел связи и посвящал свои хвалебные оды;

  • определение состояния общественно-философских направлений, в частности мистических школ и отношения Носира к ним;

  • сравнение и сопоставление сообщений литературных, исторических и географических источников, рассмотрение результатов исследований современных ученых с целью восстановления подробной научной биографии Носира Бухори;

  • выявление и установление экземпляров рукописи Носира, хранившихся в библиотеках различных стран, в том числе в библиотеках Таджикистана, Узбекистана, России и Азербайджана, оставшихся за пределами внимания учёных, а также доказательство их научной ценности;

  • сопоставление рукописей дивана Носира с существующими экземплярами в Иране и Турции, а также восстановление авторского экземпляра;

  • критическое изучение опубликованных диванов и избранных произведений, научного и критического текста его наследия;

  • анализ и исследование наследия Носира с точки зрения литературных жанров, а также их изобразительных и смысловых особенностей;

  • выяснение причин, по которым Носир обратился к хвалебным стихам, определение отличительных черт его хвалебных касыд от касыд других поэтов;

  • анализ мастерства поэта в каждом поэтическом жанре и определение тем и мотивов его поэтических сочинений;

  • исследование религиозно-вероисповедческих, философских (калямских), политических и социальных воззрений Носира;

  • анализ тематики газелей Носира и определение его мистичесиких взглядов;

  • уточнение духовного наставника (пири тарикат – духовного путеводителя), мазхаба и секты Носира;

  • исследование поэтики стихов поэта - размер, рифмы, рефрена, структуры и видов газелей, использования поэтических фигур, стиля выражения и т.д.;

  • рассмотрение влияния предшественников - таких, как Анвари, Захир, Саади, Хакани, Мавлави, Санаи, Низами - на Носира и его подражание произведениям поэтов-немистиков, таких как Фирдоуси, Адиб Сабир, Амир Муиззи и другие;

  • определение поэтического таланта Носира в ответных стихах, аргументация и иллюстрация его следования традициям и новаторства в них;

  • сопоставление стихов Носира с поэтическими сочинениями поэтов-его современников - Хафиза, Салмана, Камала; установление влияния его стихов на творчество других поэтов;

  • разрешение проблемы атрибуции стихов Носира и Хафиза, Носира и Салмана.

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, а также общетеоретические работы классических и современных литературоведов. Для решения поставленных в работе проблем использовался метод историко-сравнительного анализа, также применялась нормативная поэтика, текстологические критерии и подходы.

Источниковая база исследования. Работа выполнена на основе привлечения широкого круга первоисточников и лирического наследия Носира Бухори, Хафиза Ширази, Хакима Санаи, Шайха Аттара, Джалалид-дина Руми, Ираки, Салмана Саваджи, Камала Худжанди, а также наследия поэтов, не владевших мистическими взглядами: Фирдоуси, Амир Муиззи, Адиб Сабир, Асджади, Анвари, Захир Фараби и мн. др.

Степень разработанности проблемы. Исследование жизни и творчества Носира Бухори в основном начинается со второй половины ХIХ в. на Западе с научных сообщений востоковедов-библиографов Х. Эте (9,674)1, Дж. Рия (20,598) и Е. Блошер (4,372).

На Востоке о Носире впервые упоминает Шибли Нуъмани в своём комментарии к эпохе Салмана Саваджи как об известном поэте-панегерике этого времени (28, 154), а позже - С. Айни с опорой на сведения «Тазкиратушшуаро» Давлатшаха Самарканди приводит краткую информацию о времени поэта и некоторые образцы его поэзии (2, 72).

Первое сравнительно серьёзное исследование о Носире принадлежит перу Парвиза Нотила Хонлари, установивший влияние стихов Носира на творчество Хафиза, и который рассказал о его жизни и литературных трудах, стиле выражения и поэтических особенностях (15,929). Махди Дурахшон на основе экземпляров диванов Носира, хранившихся в Иране, составил относительно полный диван поэта, написал подробное введение о биографии поэта, его родословной, месте проживания и путешествиях, количестве стихов, стиле выражения и других аспектах творений Носира (7). Вслед за изданием дивана (1353/1974) в Иране вплоть до настоящего времени опубликовано несколько статей, посвященные поэзии других поэтов эпохи Носира. Одна из них принадлежит перу Б. Хуррамшахи, исследовавшему влияние Носира на Хафиза (28, 73), а автором другой работы является С. Муджаррад, который вскрывает сотрудничество Носира Бухори с Салманом (18, 31).

В исследовательских работах по персидско-таджикской литературе, принадлежащих З.Сафо (21, 995), Яну Рипке (19, 472), И.С. Брагинскому и Х. Мирзозаде (14, 57), даны краткие сведения о биографии и литературном наследии Носира. Работа З.Сафо является более полной и серьезной научной работой.

И. Абдуллаев после обнаружения копии дивана Носира в Намангане (Узбекистан) написал несколько статей по ознакомлению с этим диваном, эпохой и произведениям Носира (1, 44). Позднее С. Курбанов на основе этого дивана написал кандидатскую диссертацию на тему «Лирическое наследие Насыра Бухари» (13). В 1990 г. А. Хабибов издал «Избранное» со стихами Носира (23).

В энциклопедических источниках, изданных в Таджикистане, Иране, Афганистане, Узбекистане на персидском, таджикском и узбекском языках, приводятся очень краткие сведения о Носире и его стихах.

Несмотря на вышесказанное, до сих пор не осуществлено ни одного глубокого монографического исследования о Носире и его поэзии. Большинство упомянутых работ содержат лишь общеознакомительные сведения, в которых Носир показывается как поэт второй или третьей величины.

Наиболее серьёзной работой является монография С. Курбанова «Лирическое наследие Насыра Бухари». Недостатком этой работы, однако, является то, что в ней не уделено внимания мистическим, богопознавательным, а также религиозно-вероисповедческим воззрениям Носира, составляющим наибольшую часть его поэзии. Кроме того, Курбанов, говоря о жизни и творчестве Носира, ограничился источниками, находящимися в его распоряжении.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что жизнь и наследие поэта-мистика Носира Бухори до настоящего времени не изучено должным образом, не раскрыто его поэтическое мастерство и его мистический мир, не установлено также его место в персидко-таджикской литературе. Сведения о нём в научно-литературных источниках и существующих многочисленных копиях дивана поэта позволяют нам установить место Носира в мистицизме, говорить о его поэтическом мастерстве, а также определить его роль в развитии персидско-таджикской литературы, в особенности в написании газелей.

Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным творческой биографии Носира Бухори, культурной, литературной и общественно-политической обстановке, в которой он жил и творил, изучению тематики, стиля и поэтики, а также художественных особенностей наследия поэта. Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка исследовать мистическую и философскую концепцию поэта-лирика Носира Бухори. В работе критически рассматриваются и обобщаются сведения из средневековых источников, сообщения составителей каталогов, мнения современных учёных по разным аспектам биографии и поэтического творчества поэта. Изучая степень разработанности темы, мы пришли к выводу, что в предыдущих научных работах литературоведов затронуты лишь отдельные аспекты изучаемой темы, к тому же они полны ошибок и недочётов и не охватывают всей проблемы.

Данная диссертация, кроме того, является первой попыткой в таджикском литературоведении рассмотреть индивидуальный поэтический стиль Носира Бухори в общем контексте поэтического искусства эпохи поэта, определить его место в поэтическом мире.

В работе впервые на основе сведений литературных и исторических источников всесторонне исследовано окружение поэта, восстановлена наиболее полная научная биография Носира, изучено его творческое наследие благодаря привлечению рукописных копий его стихов в фондах Ирана, Турции, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и России.

Впервые всё литературное наследие Носира целиком стало предметом научного исследования и определено идейное содержание этого наследия, его художественно-эстетическая ценность. Помимо этого, впервые газели поэта подверглись исследованию по тематике, идейному содержанию, метрике, рифме, рефрену и художественным средствам. Большое внимание уделено также художественным символам в наследии поэта. Изучение данной темы привело нас к выводу о том, что лирика Носира подготовила почву для создания индийского стиля, в результате чего определено истинное место Носира Бухори в персидско-таджикской литературе.



Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическая и практическая методика настоящего исследования может быть использована при рассмотрении художественной и мистической лирики других персоязычных поэтов, а также послужить отправной точкой при их сравнении. Полученные результаты позволяют расширить научные представления о месте Носира в истории литературы и могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории персидско-таджикской литературы.

Материал, содержащийся в диссертации, может быть использован в процессе изучения истории персидско-таджикской литературы и особенно этапов развития мистической литературы. Выводы и результаты предпринятого исследования обогатят персидско-таджикское литературоведение и способствуют решению многих теоретических проблем жанровых форм, особенно газели. Этим обусловливается практическая ценность исследования.

На основе материалов диссертации в языковых и востоковедческих вузах и на филологических факультетах университетов республики, в целях углублённого изучения истории развития мистической литературы, можно ввести спецкурсы и специальные семинары, посвящённые жизни и творчеству Носира Бухори, вопросам проникновения мистицизма в светскую литературу и т.д. Поскольку жизнь и творчество Носира исследуются на фоне широкого пространства культурного взаимодействия, то это открывает новые возможности для изучения вклада таджикского народа в сокровищницу мировой литературы.

Наконец, выводы и результаты исследования могут послужить важным источником для учёных, занимающихся изучением исторической и литературной жизни персоязычных народов других регионов.

Работа в целом представляется полезной литературоведам, историкам, специалистам по истории персидско-таджикской литературы, преподавателям высших и средних учебных заведений, где преподаётся персидско-таджикская литература.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (20-го октября 2009 г., протокол № 18).

Основное содержание диссертации отражено в одной монаграфии и четырех книгах, а также в более чем 25 научных статьях, опубликованных в Таджикистане, Казахстане и Иране на таджикском, персидском и русском языках, в комментариях к произведениям таких, поэтов-мистиков, как Низами Ганджави, Шайх Аттор, Джалаладдин Руми, Хафиз Ширази и, конечно, Носир Бухори.

Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на международных и региональных симпозиумах, научных конференциях и семинарах (Душанбе 1991, 1995, 2008 гг.; Тегеран 1997, 1999, 2008 гг.; Шираз 2000 г.; Мешхед 2008 г.; Алматы 2004, 2006 гг.; Медина 2006 г.), а также на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета и Таджикского государственного института языков (1995-2009 гг.).

Объём и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность проблемы, степень её изученности, определены цели и задачи работы, методологические основы диссертации, объект и источники исследования, аргументируются теоретическая и практическая значимость исследования, его новизна и обосновывается структура диссертации.

Первая глава «Эпоха и культурная среда творчества Носира Бухори» состоит из двух разделов.

В первом разделе - «Эпоха Носира Бухори» - на основе детального изучения исторических, литературных и географических средневековых источников, исследовательских работ современных ученых показана политическая, социальная и литературная жизнь XIV в. в Бухаре и других городах, странах, в которых во время своих путешествий побывал Носир Бухори. На основе стихов поэта и сведений первоисточников составлена карта его путешествия из Бухары до Хиджаза, его беседы и встречи с мистиками, видными представителями тариката и другими литераторами. Мысли и произведения Носира Бухори являются продуктом различных влияний и факторов: времени, места, политических, социальных, религиозных, философских, суфийских положений и ситуаций. Наука и искусство эпохи Носира Бухори, повлиявшие на него, имели большое значение в формировании его мастерства, таланта, мыслей и взглядов.

Творческая деятельность Носира приходится на период правления последнего представителя монгольских Ильханидов - Султана Абусаида, после смерти которого его государство раздробляется между его преемниками. Самой известной династией, правившей после свержения Ильханидов до формирования государства Тимуридов, являются Ильканиды или Аль Джалаир (династия Джалаир). Носир имел непродолжительные связи с Султаном Увайсом и его сыном – Султаном Хусайном, из числа эмиров этой династии. Он написал две касыды, посвящённые отцу, и одну касыду - его сыну. Больше всего он имел отношения с правителем Шарвана – Хушангшахом, во дворце которого в течение определённого времени он занимался секретарским делом. Одной из причин его связей с шарваншахами являлось то обстоятельство, что, в отличие от других шахов его времени, шарваншахи по происхождению были иранцами. Поэт посвятил Хушангшаху 17 касыд, 3 таркиббанда и одну кытъу.

Некоторое время он пребывал у Малика Муизуддина Хусайна из династии Аль Карт, из родословной маликов (правителей) Ирана, правивших там с начала XIII в. до конца XIV в.со столицей в г. Герат. Во время своего путешествия Носир устанавливает хорошие отношения с Маликом Муиззуддином Хусайн Картом, которому посвящает две касыды.

У Носира имеются две касыды, посвященные Султану Искандару, в связи с чем и согласно предположению М. Дурахшона, «можно допустить, что поэт писал хвалебные стихи Исканадару Ильясу или упомянутому Искандару, падишаху (правителю) Самарканда» (8, 32). Однако сведения Дурахшона относительно путешествия Носира и его хвалебных стихов, посвящённых Искандару ибн Ильясу, не имеют под собой научной основы и остаются лишь предположениями. Вероятно, эти касыды посвящены Джалауддавла Искандару ибн Таджуддавла, который был из числа падишахов Мазандарана.

Носир имел беседы с шейхами, сейидами (потомками пророка ислама), некоторые из которых являлись государственными деятелями и имели чины, а другие - предводителями суфийских тарикатов. Некоторым из них он посвящал свои касыды. К примеру, у него есть касыда «В восхваление Шайха Сафиуддина Ардабили», которую он написал во время своего пребывания в Ардабиле и где он имел беседу с сыном этого шейха – Ходжой Садриддином. Другим человеком, которому Носир посвятил хвалебные стихи, был Ходжа Гиесуддин Каджаджи – шейхулислам времени правления Султана Увайса и Султана Хусайна Джалаира, обладавший поэтическим даром, о чём Носир упоминает в двух своих касыдах, посвящённых ему.

Кроме того, Носир Бухори был знаком с Тоджиддином Кози Шайхом Али, который, согласно сведениям исторических первоисточников, был одним из крупных кадиев и шейхов времени Султан Увайса и Султан Хусайна Джалаира; он занимался государственными делами во дворце Хушангшаха. Поэт был близким другом этого шейха и посвятил ему четыре касыды.

Также упоминается Ходжа Шамсуддин, имевший титулы визиря и казия. Возможно, им является Ходжа Шамсуддин Закария, который имел высокую должность в министерстве (согласно высказыванию Хондамира) во время правления эмира Шайха Хасана Илькани, Султан Увайса и Султан Хусейна. Носир посвятил Ходже Шамсуддину три касыды.

У Носира есть также кытъа, посвящённая Ходже Ходжаги, в которой он просит у него лошадь. М. Дурахшон считает, что Ходжа Ходжаги был одним из заместителей Султана Ахмада (8, 42). Так как Носир не имел никаких отношений с Султаном Ахмадом, то он получает в подарок лошадь от Ходжи Ходжаги. Анализ стихов поэта подтверждает, что Ходжа Ходжаги является одним из приближённых лиц Хушангшаха. Доказательством тому являются две кытъы стихов, в которых поэт жалуется шаху по поводу гибели своей лошади и неимения верхового животного.

Кроме того, Носир написал касыды и марсию (элегию) таким личностям, как визирью Ходжа Убайдуллах, Ходже Носируддину, а также выдающимся людям Ирака: шаху Абулмаали, с которым он встретился в день праздника Курбан (жертвоприношения) в Мекке; Шайху Шихабуддину - визирью Авазшаха; Ходже Халилу, Малику Фахруддину, Авджадуддину, Масъудшаху и другим. Из содержания касыд следует, что некоторые из них являлись сейидами, а не влиятельными чиновниками.

Второй раздел называется «Культурная среда творчества Носира». В этой части диссертации приводятся краткие сведения о научных кругах и мировоззренческих течениях, литературных, исторических и географических книгах и монографиях, а также о различных науках, распространённых в XIV в. в Мавераннахре, Хорасане, Иране, Аравии и в других мусульманских странах, аргументируется их влияние на Носира. Наряду с упоминанием исторических наук, сообщающих о событиях периода нашествия монголов до прихода к власти Тимуридов, также рассмотрена культурно-литературная жизнь тех городов, в которых во время своих путешествий побывал Носир. В частности, отмечается, что, хотя Носир родился в Бухаре и вырос в этом городе, но большая часть его жизни протекает во время путешествий.

Поэт-дервиш (отшельник), Носир Бухори видит совершенство человека в странствованиях по миру и придаёт огромное значение путешествиям. Носир посетил многие крупные города того времени – Багдад, Табриз, Шираз, Мекка, Медина, Шарван, Герат, Мешхед, Дамаск, Ардабиль, Шомрон, Неджеф, Исфахан и другие, где жил в течение некоторого времени. Отсюда нельзя соединить его культурную среду с каким-либо одним городом или одной страной.

Относительно особенностей культурной жизни этих городов существует много сведений в литературных, исторических первоисточниках и исследовательских работах. Авторы некоторых из этих первоисточников являлись современниками Носира и сообщают о событиях в годы жизни Носира. В частности, «Таърихи вассоф» Абдуллаха Ширази, «Низомуттаворих» Умара Байзави, «Таърихи гузида» и «Зафарнома» Хамдуллаха Муставфи, «Маджмаъулансаб» Мухаммада Ибна Али Шубукараи дают сведения о событиях периода монгольского господства до прихода к власти Тимуридов. Другим автором является Ибн Батута, который был ровесником Носира; он приводит сведения о многих городах и краях, в которые путешествовал поэт. Книги Хафиза Абру, Шарафуддина Али Язди, Камалиддина Абдураззака Самарканди, Хондамира, Мирхонда рассказывают о событиях прихода к власти Тимуридов, когда Носир проводил последние годы своей жизни.

Литературные центры того периода: Багдад, Шираз, Табриз, Шарван, Мешхед, Бухара, Самарканд, Исфахан, Герат, Мекка, Медина, Дамаск - после завоевания монголов и обращения к исламу их ханов постепенно восстанавливались, а в эпоху Тимура они уже стали крупными культурными, литературными и образовательными центрами.

Культурная среда творчества Носира берёт своё начало из нескольких источников. Во-первых, Носир, как знаменитый поэт и выдающийся суфий-мистик, имел несомненно совершенное знание о литературном и суфийском наследии своих предшественников. К тому же, Носир был знаком с поэтическими диванами и прозаическими произведениями персоязычных поэтов и писателей, начиная от Рудаки и до своих современников.

Носир окончил медресе, в котором в то время изучались такие книги, как «Кашшоф» Замахшари и комментарии, посвящённые ей, «Кимиёи саодат» Имама Газоли, «Мирсадулибад» Наджимиддина Рози, «Мифтахулулум» Саккоки и другие научные книги, а также книги по риторике. Кроме того, Носир хорошо знал астрономию и медицину, он часто обращался к их научным терминам и книгам, испытывал интерес к музыке. Он знал арабский язык и был хорошо сведущим в арабской литературе, доказательством чего может служить широкое использование арабских слов и заимствований, словообразований на этом языке, упоминание крупных арабских поэтов, таких, как Сахбан, Хасон, Джарир, Аъша Ибн Кайс. Носир жил в течение некоторого времени и был тесно связан с литературной и культурной жизнью таких городов, как Мекка и Медина, Сирия и Дамаск, Багдад, и других крупных арабских городов, являвшихся крупными культурными центрами исламского мира.

Будучи талантливым поэтом, Носир также являлся критиком. Среди наук его времени его больше всего привлекало изучение науки риторики. Он часто упоминает о своих знаниях в области поэзии и высокого положения своих стихов с использованием терминов риторической науки.

Всё это оказало сильное влияние на формирование индивидуальности Носира как талантливого поэта и выдающегося мистика.

Вторая глава - «Биография Носира Бухори и его литературное наследие» - состоит из трёх разделов. На основе сведений, представленных в литературных и исторических первоисточниках, в частности дивана поэта, установлена творческая биография Носира. На основании свидетельств поэта в его стихах в диссертации опровергается предположение М. Дурахшона относительно года рождения поэта, а также ставится под сомненией сведения антологий и различных исследователей о годе смерти поэта.

В первом разделе - «Биография Носира Бухори» - говорится о том, что Носир родился в Бухаре, однако об имени его отца, родословии ничего не известно. Авторы тазкиры называют его Шахом, Ходжой и Дарвешом Носиром Бухори. Давлатшах Самарканди ставит его в один ряд с такими поэтами и мистиками времени правления Султана Абусаида, как Салман Саваджи, Ходжу Кирмани, Убайд Закани, Алауддавла Симнани и Шайх Абдурраззак Коши. Когда ильханид Султан Абусаид правил в 716/1315-736/1335 гг., Носир в маснави «Хидоятнома», которого завершает в 767/1365 г., жалуется на свой старческий возраст. Это показывает, что поэт родился не в период между 715/1314-720/1319 гг., о которых упоминает М. Дурахшони, а раньше того времени, до 710/1309 г., скорее всего, он родился в период между 705/1304-710/1309 гг. Эта дата соответствует сведениям антологий и стихов самого поэта.

Из напоминаний поэта следует, что его родители и предки были из числа учёных людей и духовенства своего времени. Носир получил своё начальное образование в медресе, у своего учителя Хамидуддина и своего дяди Шарафуддина Мухаммада, о чём он упоминает в одной из своих касыд (7, 91). Из сообщений первоисточников и слов самого поэта становится ясным, что Носир родился в семье образованных людей, в которой он смог свободно заняться наукой и достичь положения выдающихся учёных своего времени. Во-вторых, в шариатских науках он достигает такого положения, что, согласно мнению Такиуддина Коши, «в велаятах Балха и Бухары не было никого, кто мог бы в науке быть равным ему и постигать его слова. Поэтому «шайхи Балха и Бухары посчитали целесообразным, чтобы Носир отправился в Багдад и занялся распространением своих литературных и мистических идей, так чтобы его слова были отчеканены» (21, 996).

Причина путешествия и обращения к тасаввуфу Носира заключалась в нескольких факторах: во-первых, он намеревался усовершенствовать свои знания и достичь совершенства в науках; во-вторых, после достижения высокого положения в науке он из-за суеты времени и среды испытывает трудности в постижении истины. Нельзя не упомянуть основную причину, на которую указывали авторы антологий, то есть, намерение посетить Мекку и совершить паломничество. Из содержания касыд поэта вытекает, что Носир в 744/1343-745/1344 гг.х. находился в доме Ходжы Гиёсуддина Али Калъаи в Табризе. Вероятно, что до прихода в Табриз он посещает в Мешхеде мавзолей Имама Ризы. После этого, в период между 745/1344-746/1345 гг., в Ардабиле он удостаивается беседы с Шайхом Садруддин Ардабили. В месяце рамадан 747/1346 г., который пришёлся на зиму, он находился у визиря Шамсуддина в Табризе. В праздник розговенья (Иди Курбон) 750/1349 г., который приходился на месяц хамаль, мы видим его в Герате в беседе с Муизуддином Хусайном - падишахом Аль Карт. Между годами 751-753 он был в доме Шаха Абдулмаали. Шах Абдулмаали не был правителем, он являлся потомком сейидов, которые большей частью занимались назиданиями и пропагандой ислама. После посещения Каабы Носир удостаивается беседы с этим потомком сейидов. После 754/1353 г. Носир в Ираке беседует с визирем Ходжой Убайдуллохом. Между 759/1357-762/1360 гг. он пребывал в городах Сирии и Ирака. По предположению М. Дурахшона, между 762-776 гг. «возможно, в период этих четырнадцати лет он совершил путешествия в Исфахан, Хорезм, Самарканд или Индию» (8, 21).

Что касается того, что Носир был в Исфахане и Самарканде, нет сомнений - на это указывал сам поэт. О своём решении путешествовать в Хорезм Носир упоминает в своём кратком маснави. Но доказательства путешествия поэта в Индию, которые приводит М. Дурахшон, не находят подтверждения. В нашем распоряжении нет свидетельств, подтверждающих факт путешествия поэта в Индию. Согласно словам самого поэта, он написал «Хидоятнома» в Бухаре в 767/1365 г. Из этого становится ясно, что Носир жил в эти годы не в Индии, а в Бухаре. Вероятно, он оставался большую часть времени в своём родном городе, а потом опять отправлялся в путешествие, во время которого мы увидим его в 776/1374 г. в Багдаде.

Большинство авторов тазкиры упоминают о встрече Носира с Салманом Саваджи в 776/1374 г. Если некоторые из них утверждают, что «он встретился с Салманом по пути в Байтуллах (Дом Аллаха), то другие отмечают его встречу с Салманом «после посещения величественной Мекки» и возвращения в Багдад. Из анализа сообщений антологий становится ясно, что, кроме Такиуддина Кашани, большинство авторов тазкиры повторяют сведения Давлатшаха, но в иной манере, а авторы антологий по Индии смешивали его странствия с похождениями Казия Носира Бухори. Детальное изучение сообщений антологий и их сопоставление со сведениями исторических первоисточников и дивана поэта показали, что Носир до 776/1374 г. прибывает в Багдад, и его знакомство с Салманом происходит до этой даты, и возможно, по инициативе Салмана он был приглашён во дворец Султана Увайса. Эта встреча приходится ко времени первого путешествия поэта. В 776/1374 г. поэт действительно находился в Багдаде, и это его путешествие, по крайней мере, происходило во второй раз после посещения Мекки. Ярким доказательством этому является бейт, в котором речь идёт о разливе воды реки Тигр:



Ироќро чу аз туѓёни об чашм расид,

Маро зи хуни љигар Даљла дар канор омад.

(8, 44)

Ирак был разрушен из-за разлива воды,

Из-за кровоточащего сердца Тигр пробрался ко мне.

Сообщение Хондамира также соответствует истине (24, 242). Носир после смерти Увайса и знакомства с поведением и образом жизни его наместника Султана Хусейна полностью разрывает свои отношения с Аль Джалаиром и направляется в Шарван. Возможно, отношения Носира с Хушангшахом произошли между 747/1345-777/1375 гг. Поэт в течение некоторого времени служит писарем во дворце этого эмира, однако не останавливается там. До смерти Хушангшаха (784/1382) Носир намеревается в 782/1380 г. ещё раз отправиться в путешествие:



Сол бар њафсаду њаштоду ду аз њиљрат буд,

К-ин муборак ба сар омад ба тариќи эъљоз.

(7, 65)

Был год восемьдесят второй от хиджры,

Когда этот благословенный пришёл необычайным образом.

Что касается года смерти поэта, то составители каталогов и современные исследователи не имеют единого мнения, часто повторяют 772, 773 и 779 гг., о которых упоминали авторы тазкиры. М. Дурахшон и С. Курбанов высказывают предположение о годе смерти поэта между 784/1382-790/1388 гг. То, что Носир был при жизни до 782/1380 г., является бесспорным фактом. Именно в этом 782/1380 г. Тимур притягивает свои войска в Хорасан. Носир, вопреки Камалу и Хафизу, ни разу не упоминает о Тимуре. Поэтому можно предположить, что Носир умер до образования государства Тимуридов, примерно между 782/1380-785/1383 гг., по пути в хадж. При этом весьма правдоподобной представляется информация Такиуддина Кашани о том, что «он ещё раз отправился в путешествие хаджа, и в этом путешествии он простился с жизнью» (21, 997).

Второй раздел второй главы называется «Диван Носира Бухори и копии его рукописей» и состоит из двух параграфов. Носир в течение шестидесяти лет занимался стихотворчеством и оставил после себя диван из касыд, газелей, рубаиятов, таркиббандов, тарджиатов, мухаммасатов, мусамматов, мукаттаъатов, муфрадатов и маснави. Письменные копии его дивана хранятся в библиотеках Ирана, Турции, России, Таджикистана, Азербайджана и Узбекистана. Возможно, они существуют и в библиотеках других стран, таких, как Индии. По сравнению с диванами других поэтов своей эпохи, копии дивана Носира являются очень редкими, раритетными.

В первом параграфе второго раздела этой главы «Рукописи дивана Носира Бухори» представлены копии дивана поэта, хранящиеся в библиотеках упомянутых стран. Кроме того, с научной точки зрения изучены своды и другие сборники, в которых приведены стихи поэта. Самой ранней копией, в которой приведены стихи Носира, является копия под номером 884, хранившаяся в Институте письменного наследия и востоковедения имени академика А. Мирзоева АН РТ. Эта рукопись является диваном Котиби, на его полях записаны стихи Носира Бухори, Шахи, Бисати, Хаёли и Озари. 289 газелей Носира помещены на полях листов 88б, 100б –106б; 117а–163б; 165а – 208б; маснави «Хидоятнома» помещены на листах 209а-226а; 3 тарджеъбанда помещены на листах 226б-233б.

Его написание завершилось в месяце рамадан 850/1446 г. Часть листов этой копии перешла на копию 628. Более полной копией дивана поэта является экземпляр Намангана. Этот диван начинается с короткого введения, на листах 2б-7а помещены две касыды о единственности Бога и две касыды о качествах (наът) пророка ислама, а на листах 7б-86б помещены касыды, затем помещены таркиббанд, тарджеъбанд, десять кытъа, два маснави вплоть до листа 112б. На листах 112б-255а помещены 460 газелей, а на листах 225а-256б помещены семь рубаиятов. Диван состоит из 256 листов и включает 7000 бейтов, которые переписаны в 858/1454 в Ширазе Махмудом Котибом. Копия «Малик», хранящаяся в библиотеке Тегеранского университета, написана в 859/1455 г. Копия библиотеки «Фотех» Стамбула, написанная в 864/1460 г., содержит 6600 бейтов, на основании которой составлен диван М. Дурахшона. Таким образом, изучены другие копии дивана и избранное поэта, копии упомянутых поэтических сводов и сборников поэта, хранящихся в библиотеках различных стран. В общем, стихи Носира, выявленные в многочисленных копиях, составляют почти 10 000 бейтов.

Во втором параграфе второго раздела – «Издание и публикация поэзии Носира Бухори » - исследуется диван, избранные стихи и образцы поэзии поэта, опубликованные в Иране, Таджикистане и Узбекистане, показаны их достоинства и недостатки. В особой степени был подвергнут критическому рассмотрению диван поэта, который один раз был опубликован в Иране и один раз в Таджикистане в виде «Избранного».

Третий раздел называется «Классификация и анализ литературных жанров поэзии Носира». В нём каждый поэтический жанр творчества поэта по отдельности становится объектом тщательного анализа.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница