Немного верди, немного лжи



страница1/4
Дата17.11.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4
Александр Строганов


НЕМНОГО ВЕРДИ,

НЕМНОГО ЛЖИ
Сцены из семейной жизни

в двух действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

БОРИС СЕРГЕЕВИЧ ВАЛЬЯЖИН, около 50, собиратель колокольчиков

ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ ГРАЧ, его друг, бывший одноклассник.

ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ ГРАЧЕВ, его друг, бывший одноклассник.

ИРИНА ДМИТРИЕВНА КИКИНА, за 70, его угловатая мудрая теща.

ВЕРА АНДРЕЕВНА, около 30, его жена, трогательная блондинка.

ДИНА, ее младшая сестра, большеротая и молчаливая.



Квартира Вальяжиных: гостиная, спальня, кухня.

Пространство тяжелой гостиной как в детском сне заполнено разнообразными колокольчиками. Присутствует абажур, стол, несколько стульев, диван, звероподобный шкаф и заплывшее величием кресло.

Спальня – торт со взбитыми сливками и телефоном.

Кухня – подобие котельной. То и дело самопроизвольно наполняется клубами пара, вследствие чего ее обитатели то появляются, то исчезают.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАНАТОХОДЕЦ
Гостиная.

Борис связывает между собой язычки колокольчиков. Делает он это медленно и сосредоточенно. Не выпуская клубок ниток из рук, ногой осторожно передвигает табурет, забирается на него, делает узелок, спускается и так дальше. Пластика канатоходца.
ЛИПКИ
Кухня.

Ирина Дмитриевна и Вера в избыточных вечерних платьях заняты приготовлением закусок.

КИКИНА Вера, дружочек, ты позволишь задать тебе один нехитрый вопрос.

ВЕРА Ну, конечно, мамочка.

КИКИНА Почему грачи?

ВЕРА Мамочка, тысячу раз задавала ты мне этот вопрос. Их фамилии Грач и Грачев. Игорь Игоревич Грач и Олег Анатольевич Грачев, но… Они неразлучны с раннего детства. Еще в школе их называли грачами. Вот, с тех пор и повелось. Их не смущает это. Им нравится это, мамочка. Это – свидетельство их единства… Мамочка, тысячу раз задавала ты этот вопрос.



Пауза.

КИКИНА А ведь ты не услышала меня.

ВЕРА Мамочка, что я не услышала?

КИКИНА Интонацию. Ты не услышала мою интонацию.

ВЕРА Мама, я понимаю, что они раздражают тебя, но ты должна понять, если они перестанут появляться у нас в доме, Борей останется совсем один. И я знаю, что ты скажешь дальше – у него есть я, ты, Дина, но пойми, мамочка, мужчинам нужно нечто большее… Он и сейчас мерзнет. Он все время мерзнет. Ты обратила внимание, сколько на нем одежд? Если он останется один, он превратится в ледяную глыбу… И он не может устроиться на работу, потому что он не может выйти из дому. Он боится выходить из дому. И я не стану заставлять его делать это… Сейчас я зарабатываю достаточно для того, чтобы позволить себе иметь рядом с собой безработного мужчину. И я люблю его мама, при всех его недостатках, мамочка, и я знаю все его нераскрытые таланты, и я высоко ценю его нераскрытые таланты, и, наконец, я люблю его, мамочка… И он неприхотлив… Бесконечно добрый человек. Четырнадцать лет, вдумайся, вот уже четырнадцать лет ради меня, ради Дины он надевает тесный битый молью фрак и поет! Он ненавидит петь, но он поет… И я люблю его, мамочка. И я не хочу что-то менять, мамочка.



Долгая пауза.

КИКИНА Вера, дружочек, ты позволишь задать тебе один нехитрый вопрос?

ВЕРА Мама, я никогда не полюблю Евгения Анатольевича. (Пауза.) Мама, я очень хорошо знаю Евгения Анатольевича. Все, что связывает нас с Евгением Анатольевичем это работа. Я работаю на Евгения Анатольевича, и все… Я зависима от него, и всё… Мы зависим от него, и всё… Мамочка, Евгений Анатольевич, наш благодетель – очень плохой человек. Очень и очень плохой человек. Просто поверь мне… Евгений Анатольевич очень плохой человек, а Борей очень хороший человек. Просто поверь мне, мамочка… Чувства Евгения Анатольевича ко мне прошли очень давно. И это были не те чувства, что ты подразумеваешь, когда говоришь «чувства». Это совсем другое. А что это – ты не знаешь, мамочка. И никогда не знала, мамочка. И тебе не нужно знать этого, мамочка… И он не ответственен за меня, он использует меня. Всё… Прости. Лучше было не говорить тебе всего этого, прости… Прости, мамочка… Забудем этот разговор. Сегодня у Дины день рождения, и я не хочу тягостных увечных разговоров. Я бы назвала это тягостными увечными разговорами. Прости.



Долгая пауза.

КИКИНА Вера, дружочек, я вчера была в Липках.

Пауза.

ВЕРА Где ты была, мамочка?

КИКИНА В Липках, дружочек.

ВЕРА Мамочка, ты вчера никуда не выходила из дома.

КИКИНА Вера, дружочек, я вчера была в Липках. И мне там очень понравилось.

ВЕРА Что же тебе понравилось в Липках, мамочка?

КИКИНА Если выразить все одним коротким словом – всё, дружочек. И на следующей неделе, во вторник, я переезжаю туда жить.

ВЕРА Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка.

КИКИНА И я надеюсь, что ты не будешь возражать против моего переезда.

ВЕРА Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка.

КИКИНА Тебе хотелось бы узнать подробнее о Липках, дружочек?

ВЕРА Мне очень хотелось бы узнать подробнее о Липках, мамочка.

КИКИНА Ну, во-первых, там очень светлые комнаты. С высокими потолками, дорогими обоями, дорогой мебелью, такие очень высокие шкафы, подстать потолкам. Из орехового дерева, дружочек. Ты можешь мне не верить, но шкафы действительно из орехового дерева… В каждой комнате светлая уборная и светлая ванная. Вообще, там можно ослепнуть от света. Откровенно говоря, я, за всю свою жизнь никогда не видела так много света. Даже в коридоре, даже в коридоре. Можешь верить, можешь не верить.

ВЕРА Я верю тебе, мамочка.

КИКИНА Белье белоснежное. С легким радужным отливом.

ВЕРА Замечательно.

КИКИНА И это – далеко не все чудеса.

ВЕРА Правда?

КИКИНА Представь себе, там есть зимний сад. С бассейном. В зимнем саду я насчитала около ста разнообразных экзотических растений. Это и рододендроны, и кипарисы, о пальмах и говорить нечего… да, апельсиновые деревья. Можешь себе представить? Апельсиновые деревья. (Пауза.) Кроме того, мною были обнаружены алоказия, бальзамин, бегония, глоксиния, драцена, кордилина, жасмин сомбак, зигокактус, калатея, колеус, кургулито, монстера, панкратиум, циперус, традесканция, фикус, хойя, эпифиллюм, эухарис, абутилон, амариллис, араукария, аспсрагус, аспидистра, аукуба, белокрыльник, гибискус, гортензия, зефирантес, иглица, инжир, камелия, камнеломка, кливия, лавр, лигиструм, мирт, олеандр, пеларгония, плектрантус, хедера, примула, самшит, спармания, трахикарпус, туя, узамбарская фиалка, фатсия, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус. Не стану перечислять всего, одним словом не менее ста растений. Можешь представить себе все это богатство?

ВЕРА Откровенно говоря, с трудом.

КИКИНА Я ахнула!

ВЕРА Ничего удивительного.



Пауза.

КИКИНА Теперь представь себе, что все это зеленое великолепие наполнено звуками. (Пауза.) Сначала я не слышала ничего. Это естественно – я находилась под впечатлением. Но постепенно я стала различать, хотела сказать «звуки», нет, не звуки. Мелодии. Самые разнообразные мелодии. Представь себе, если бы одновременно собрали сотню музыкантов с разных концов света, и каждый из них стал бы исполнять, каждый на своем инструменте свою мелодию… Представила?

ВЕРА Мамочка, ты же знаешь, я, к сожалению, не обладаю таким слухом, как у вас с Диночкой.

КИКИНА Бедная Диночка, что с ней будет?

ВЕРА Все будет хорошо, мама.

Пауза.

КИКИНА Может быть, мне взять ее с собой? Ты знаешь, в Липках живут не только пожилые люди, там много молодых, и даже юных.

ВЕРА Кому же не хочется попасть в рай?

Пауза.

КИКИНА Только бы она не пошла по рукам.

ВЕРА Мамочка, я прослежу за этим.

Пауза.

КИКИНА Отвлеклись.

ВЕРА Да.

КИКИНА О чем я говорила? (Пауза.) Знаешь, в последнее время с моей памятью стали происходить чудовищные вещи. Я, в буквальном смысле, ничего не помню. Вот, когда я просыпаюсь утром, ты можешь мне не верить, первое, о чем я начинаю думать – как меня зовут… Честное слово… Почему-то последнее время мне являются невообразимые имена. Не то, чтобы имена родственников, совсем другие, даже чужеземные. (Переходит на шепот.) Иногда мужские.

ВЕРА Со мной такое случается.

КИКИНА Правда?

ВЕРА Говорю же тебе.

КИКИНА Но ты еще совсем ребенок.

ВЕРА Мамочка, это, к сожалению, не связано с возрастом.

Пауза.

КИКИНА Полагаешь, что это – наследственное?

ВЕРА Скорее всего.

КИКИНА (Тяжело вздыхает.) Да. Так на чем я остановилась?

ВЕРА На музыкантах.

КИКИНА Ах, да, музыканты. Так вот, это оказались вовсе не музыканты.

ВЕРА Правда?

КИКИНА Представь себе. (Пауза.) А сколько тебе теперь лет?

ВЕРА Двадцать четыре. Я на два года младше своей маленькой сестренки.

КИКИНА Вот видишь?.. Ничего не помню.

ВЕРА Мамочка, я пошутила.

КИКИНА Шути на здоровье… Так вот, вся эта музыка исполнялась животными.

ВЕРА С ума сойти! Должно быть, опасно находиться там?

Пауза.

КИКИНА Где?

ВЕРА В зимнем саду.

КИКИНА (Смеется.) Местные, местное население, называет его просто Зимний. Как тот дворец, откуда нас выселили в семнадцатом году. Помнишь?.. Вряд ли помнишь, ты тогда была еще совсем маленькой… Помнишь хоть что-нибудь?

ВЕРА Отдельные фрагменты.

КИКИНА Все же что-то осталось в памяти?

ВЕРА Кадка с фикусом.

КИКИНА Довольно странное воспоминание для дворца, не находишь?.. Боже, как непочтительно они себя вели!

ВЕРА Кого ты имеешь в виду, мамочка?

КИКИНА Да, эти конные матросы… Послушай, что-то последнее время их не стало видно. Куда он пропали?

ВЕРА Все вернулось на круги своя.

Пауза.

КИКИНА Что, конных матросов больше нет?

ВЕРА Нет, мамочка.

КИКИНА Куда же они пропали?

ВЕРА Вернулись на корабли и конюшни.

Пауза.

КИКИНА Кто же охраняет двор?

ВЕРА Клоуны, акробаты и танцоры.

КИКИНА Слава Богу, слава Богу! (Пауза.) Ну, так вот. Никакой опасности животные в Липках не представляют. Действительно, первоначально я испугалась, но, обратившись к сопровождению, а это были очень милые люди, судя по светлым одеждам, индусы или алеуты, я тотчас получила успокоение. Оказалось, что все животные в Липках живут в полном согласии с собой и местным населением… Меня обманывают – мелькнуло у меня в голове, но через некоторое время из чащ стали появляться мордочки, одна другой милее, и вот они уже подходят ко мне, ластятся, лижут мне колени и щеки, и так смешно мне сделалось!.. Нет, не смешно, радостно скорее. Человек от избытка радости, бывает, засмеется. То произошло и со мной… Кто же населяет Зимний? возник у тебя естественный вопрос… Возник у тебя этот естественный вопрос?.. Тебе интересно?

ВЕРА Любопытно.

Пауза.

КИКИНА Тебе действительно, интересно, то, о чем я рассказываю?

ВЕРА Ну, конечно же, мама, я-то в Липках не бывала.

КИКИНА Ты не была в Липках?!

ВЕРА Нет.

КИКИНА Дружочек, завтра же утром отправляйся. Четырнадцатый трамвай, прямо без пересадок. Минут семь, от силы восемь – и ты на месте.

ВЕРА Хотелось бы.

КИКИНА Не «хотелось бы», а поезжай в обязательном порядке. (Пауза.) Вот что, поезжайте с Диночкой. Диночка не была там?

ВЕРА О Диночке с уверенностью сказать не могу.

КИКИНА В любом случае поезжайте. Обещай мне.

ВЕРА Обещаю.

Пауза.

КИКИНА Итак. Кто же населяет Зимний?.. Я насчитала около ста разновидностей животных и птиц.

ВЕРА Кто же это, мамочка? с кем довелось тебе встретиться?

КИКИНА Ко мне подходили крокодилы, кайманы, узконосые и широконосые обезьяны, ленивцы, дикобразы, малые и большие муравьеды, медвежата кинкажу, сумчатые опоссумы, тапиры, свиньи-пекари, обычные броненосцы и броненосцы-гиганты, ягуары, пумы, оцелоты, страусы эму и нанду, гигантские олени и олени, едва достигающие величины зайца, олени мунтжак и замбар, малый и большой оленьки, гривистые волки, жарараки, гремучники, боа, анаконды, черепахи, попугаи, туканы, гоацины, мириады колибри, парочка слонов, тигры, леопарды, белогрудый и малайский медведи, быки гаур и бантенг, буйволы, сероу, чепрачный тапир, белорукие гиббоны, макаки, орангутаны, лангуры, антилопы, кенгуру, валлаби, бандикуты, поссумы, вомбаты и коалы. Да разве всех упомнишь, с моей-то памятью? (Пауза.) Но тасманийский дьявол запомнился. По неизвестной пока мне причине все в Зимнем относятся к нему с особенной почтительностью. (Пауза.) Почему бы тебе не купить ему новый фрак?

ВЕРА Кому?

КИКИНА Борису, кому же еще? О ком ты трещишь без умолка вот уже два часа кряду?

ВЕРА Какой в этом смысл?

КИКИНА Быть может, он начнет петь?

ВЕРА Интересная мысль, мамочка.

Пауза.

КИКИНА Я понимаю, что это может выглядеть нескромным, дружочек, но твоя мать всегда была очень и очень мудрым человеком. Только вы этого не видите. Не желаете видеть.

ВЕРА Мама, мы знаем это, ценим это.

Пауза.

КИКИНА Продолжение истории. Итак, меня пригласили на обед.

ВЕРА Что подавали?

КИКИНА (Смеется.) Винигрет.

ВЕРА (Смеется.) А если серьезно?

КИКИНА А если серьезно, я выхожу замуж. Вот где кроется подлинная причина принятого мною решения.

Пауза.

ВЕРА Кто он?

КИКИНА Игорь Дмитриевич Светлицкий… Маршал авиации в отставке… В годы войны я была его пианисткой. Последний раз мы виделись во время фейерверка по случаю Победы… Дым рассеялся, и он исчез… Как думаешь, мы действительно победили, или моя память опять шалит?

ВЕРА Победили.

КИКИНА Да, да, конечно… В противном случае, откуда бы взяться этому раю?

ВЕРА Что ты имеешь в виду, мамочка?

КИКИНА Липки, разумеется, что же еще?

Пауза.

ВЕРА Мамочка, мне хочется как можно больше узнать о маршале.

КИКИНА Да, да, эта персона и теперь волнует многих. (Шепотом.) Но он все еще засекречен… Ты не выдашь меня, дочка?

ВЕРА О чем ты?!

КИКИНА За минувшие годы он нисколько не изменился… Когда я поняла, что он узнал меня, я прослезилась… И он прослезился… Все прослезились. (Пауза.) Он подошел ко мне, преклонил колено, вынул саблю из ножен и склонил предо мной… Все прослезились… и осознали, и оценили. И это была подлинная оценка… Так что тебе, с твоим Борисом, остается только завидовать мне, дружочек… Ты завидуешь мне?

ВЕРА Да, мама.



Пауза.

КИКИНА (Шепотом.) Он хочет ребенка.

Пауза.

ВЕРА Кто?

КИКИНА Маршал. О ком я неустанно рассказываю тебе вот уже два часа кряду?

ВЕРА Мамочка, но в твоем возрасте…

КИКИНА Что – «в моем возрасте»?! что – «в моем возрасте»?!

ВЕРА Мамочка, рожать в твоем возрасте, мягко говоря, небезопасно.

КИКИНА А разве я сказала тебе, что собираюсь рожать?

ВЕРА Мне показалось…

КИКИНА Я выразилась вполне определенно. Игорь Дмитриевич хочет ребенка. Это вовсе не значит, что я собралась рожать.

ВЕРА Это разумно.

КИКИНА Безусловно. Но что с этим делать?

ВЕРА Не знаю.

КИКИНА Вот и я – в растерянности… Ты же понимаешь, если маршал авиации хочет, это практически приказ.

ВЕРА Мне страшно за тебя, мамочка.

КИКИНА Глупенькая. Не бойся. Уж если я умудрилась отказаться от родов в молодости, и это, заметь, при абсолютной плодовитости вашего отца, в преклонные-то годы…

ВЕРА Мамочка, возникает вопрос…

КИКИНА Вот именно.

ВЕРА Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала нас, как мы появились на свет?

КИКИНА Я все придумала. Я тотчас все придумала… После той сцены с саблей, получившей, как я уже тебе докладывала, высшую оценку присутствующих, мы с маршалом Игорем Дмитриевичем, разумеется, принялись строить наши планы на будущее. И знаешь, что я предложила ему?.. Разводить свиней… Каково?!.. Можешь ты хотя бы на минуточку представить себе, какие в таком-то раю будут свиньи?.. Свиноводство – чрезвычайно ответственное, в какой-то мере государственное дело. Маршал Игорь Дмитриевич, как и положено, серьезно подошел к моему ответному предложению. Кстати мое ответное маршалу Игорю Дмитриевичу предложение было оценено и одобрено окружающими… Так вот, когда маршал Игорь Дмитриевич увлечется новым делом, а он чрезвычайно увлекающийся человек, вспомни его исчезновение во время фейерверка, он и думать забудет о детках. Свиньи станут его главными и любимейшими детками. Каково?!.. Он уже приступил к строительству свинарника. Ко вторнику, на следующей неделе, свинарник будет готов… Теперь ты понимаешь, почему я переезжаю в Липки именно на следующей неделе и именно во вторник?

Пауза.

ВЕРА Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала нас, как мы появились на свет?

КИКИНА А как дети появляются на свет? Разве ты не знаешь? Разве не этому учили вас в школе?.. Дети, дружочек, появляются сами по себе. Нет, безусловно, не в том смысле, что их находят в капусте, в данном случае я намекаю на Промысел Божий. С годами ты все-все поймешь. (Смеется.) Знаешь, что он мне заявил, когда мы уже привыкли друг к другу и запросто болтали в баньке? (Закатывается от смеха.) Ни с того, ни с сего он возьми, да и ляпни - Всю жизнь мечтал собирать колокольчики… Представляешь?.. Оказывается, он всю жизнь обожал колокольчики.

ВЕРА С ума сойти.



Пауза.

КИКИНА Ты находишь, что это характеризует его положительно?

ВЕРА Высшей степени положительно.

КИКИНА А я вот так не думаю. Я думаю, что колокольчики – знак слабости.

ВЕРА Просто ты не любишь Борея.

КИКИНА Знаешь, что такое Борей? Кто такой Борей?!.. Аквилон!.. Сын титанидов Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, похититель Орифии, дочери Эрехфея!.. Отец Зета и Калаида!.. А теперь ступай в комнату и посмотри на него. (Пауза.) Не сердись. Это все оттого, что я люблю тебя, дружочек… Я привязалась к тебе за эти годы, и мне жаль тебя. (Пауза.) Теперь, конечно, ты не отпустишь меня в Липки?

ВЕРА Не отпущу. Мама, прости.

КИКИНА Ты не отпустишь меня в Липки?!

ВЕРА Отпущу.



Пауза.

КИКИНА Ты опять пошутила?

ВЕРА Пошутила. Ничего не могу с собой поделать. Все время хочется шутить, шутить…



КИКИНА А знаешь, кто является хозяином Липок?

Входит Дина, худощавая девушка с едва тлеющими глазами. Усаживается на стул, смотрит в одну точку, чуть повыше пола.
ВЕРА Кто же?

КИКИНА Не скажу… Хотя хозяином Липок является тот самый отвратительный, с твоей точки зрения Евгений Анатольевич… Прости, я не хотела ранить тебя. Но так уж выходит, что в нашем медвежьем углу он заправляет всем. За исключением колокольчиков, разумеется. (Громоподобно смеется.) Диночка, девочка моя, ты проголодалась?.. Хочешь винигретика?.. Почему ты не надела нарядное в свой день рождения?

ВЕРА Мамочка, что-то я не слышала, чтобы ты сегодня распевалась. У тебя сегодня очень сложная ария.

КИКИНА У Верди все арии сложные. (Дине.) Почему ты не надела нарядное? Разве ты не знаешь, как одеваются в оперу?

ВЕРА Мама, она не любит всего этого.

КИКИНА (Дине.) Почему, девочка?

ВЕРА Она любит только Верди.
Дина поднимается, подходит к Вере, обнимает ее.

НАБУККО
Гостиная.



Ирина, к очевидному неудовольствию Бориса снимает с него халат, две шотландские рубашки, брюки с подтяжками, нижнее белье.
ВЕРА Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста… пожалуйста, пожалуйста…

ВАЛЬЯЖИН Милая…

ВЕРА Пожалуйста, я говорю пожалуйста, я не так часто прошу тебя.

ВАЛЬЯЖИН Но, милая, это не может продолжаться бесконечно.

ВЕРА Ради меня. Пожалуйста.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Вера, милая…

ВЕРА Я знаю, что ты хочешь сказать.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Понимаешь…

ВЕРА Все понимаю, все. Я прошу тебя сделать это ради меня. Пожалуйста, прошу.

ВАЛЬЯЖИН Если бы это было ради тебя...

ВЕРА (Целует Бориса.) Это ради меня, милый.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Милая, все же мне бы хотелось, чтобы ты выслушала меня до конца.

ВЕРА (Целует Бориса.) Ты знаешь, что это невозможно. Одну твою мысль меняет другая. Ту, в свою очередь – третья. А четвертая уже присутствует. И пятая не за горами… Мысли, мысли, много мыслей. Некоторые из них выпрыгивают изо рта в виде слов… Не часто, нет, не часто. Главным образом ты молчишь. Но когда ты молчишь, ты все равно говоришь. Я слышу. Вот почему в отличие от других мне с тобой никогда не бывает скучно.

ВАЛЬЯЖИН Господи!..

ВЕРА Пожалуйста, Борей, пожалуйста.

ВАЛЬЯЖИН Господи, пошли мне терпения!

ВЕРА Люблю тебя, люблю. Знаешь, так теперь никого не любят. Ни-ко-го! (Пауза.) А почему? Знаешь почему? Знаешь?.. За твое терпение, бесконечную человечность и неслыханную доброту.

ВАЛЬЯЖИН Вера!

ВЕРА У ребенка день рождения.

ВАЛЬЯЖИН (Взрывается.) Какой, черт возьми, ребенок?! Ей уже двадцать шесть лет! В ее возрасте…

ВЕРА Я очень люблю свою сестричку. Свою маленькую сестричку… Маленькую, маленькую, свою маленькую сестричку. Ма-лень-ку-ю!



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН В ее возрасте…

ВЕРА Люблю тебя и сестричку. Тебя люблю, но и сестричку. Прежде всего, тебя, но, не забывай, она мне сестричка, младшая сестричка… Тебя люблю больше, конечно, разумеется, безусловно, больше. Несомненно. Но и сестричку люблю… А почему, собственно, я не должна любить свою сестру?

ВАЛЬЯЖИН Никто не запрещает тебе…

ВЕРА Пожалуйста! Пожалуйста, прошу тебя! По-жа-луйста!

ВАЛЬЯЖИН Все! Довольно! Я смирился.



Пауза.

ВЕРА Она же моя сестричка…

ВАЛЬЯЖИН Я смирился!

Пауза.

ВЕРА Моя маленькая сестричка…

ВАЛЬЯЖИН И довольно об этом!

Пауза.

ВЕРА Ты же умнейший человек…

ВАЛЬЯЖИН Хватит!

Пауза.

ВЕРА И очень добрый человек.

ВАЛЬЯЖИН Боюсь, беседа не прекратится даже после моей смерти.

ВЕРА (Целует Бориса.) Я часто буду ходить к тебе на могилку.

ВАЛЬЯЖИН Что?

ВЕРА Женщины живут дольше, ты же знаешь.

ВАЛЬЯЖИН Не всегда.

ВЕРА Тебе хочется, чтобы я умерла первой?

ВАЛЬЯЖИН Мне хотелось бы переменить тему.

ВЕРА А я не возражаю… Пожалуйста, Борей. Для тебя, милый, я готова на все.
Борис наг и ежится. Вера отправляется к шкафу.
ВЕРА О чем тебе хочется поговорить теперь?

ВАЛЬЯЖИН Не знаю.


Вера извлекает из шкафа разнообразные одежды.
ВЕРА Но у тебя всегда так много мыслей.

ВАЛЬЯЖИН Что тебе до моих мыслей?

ВЕРА Напрасно, вот это ты зря, это ты зря, Борей. Если хочешь знать, меня всегда чрезвычайно интересовали твои мысли, всегда. Но ты закрыт. Ты же закрыт. А мне очень-очень интересно. Иногда любопытство точит меня изнутри, как… голод точит голодного человека. Но я не решаюсь спросить, просто не решаюсь. И так всегда.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Тебе действительно интересно?

ВЕРА Почему всем вам кажется, что я не слышу вас?

ВАЛЬЯЖИН Кому «всем»?

ВЕРА Маме, Дине, тебе.

ВАЛЬЯЖИН При чем здесь мама, Дина?.. Нет, ты не слышишь нас. Ты устала от нас. Тебе не интересно с нами.

ВЕРА Еще как интересно, еще как, Борей! И так было всегда, и это не проходит, и никогда не пройдет. Меня всегда, всегда чрезвычайно интересовали твои мысли… О чем он думает? часто спрашивала я себя… и не находила ответа на этот вопрос.
Вера продолжает перебирать вещи.
ВАЛЬЯЖИН Если тебе, действительно интересно…

ВЕРА Да, да, я слушаю тебя, Борей. Я тебя очень внимательно слушаю. Обрати внимание, я всегда очень внимательно слушаю тебя, Борей… Случаются люди, что только делают вид, как будто слушают. Я – не из таких. Если ты не заметил – я совсем другой человек. Совсем другой.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Вот сейчас ты намекнула на мою раннюю смерть.

ВЕРА Нет, нет, нет, нет, нет…

ВАЛЬЯЖИН Подожди… Вот сейчас ты намекнула на мою раннюю смерть. Однако осмелюсь заметить, человек умирает только когда завершает свои дела… Я, откровенно говоря, толком еще и не начинал. Единственное, что мне удалось – вот эта композиция колокольчиков. Но, видишь ли, колокольчики сами стремились мне в руки… Понимаешь, что я имею в виду?

ВЕРА Конечно.

ВАЛЬЯЖИН Как будто некто, понимаешь, кого я имею в виду?

ВЕРА О, да.

ВАЛЬЯЖИН Как будто некто вкладывал мне их в руки. А руки сами развешивали их… не выбрасывали их, как ты советовала, но развешивали их, в той единственной последовательности, чтобы соблюдался ритм, композиция, ну и так далее… То есть все это как бы вне меня. Понимаешь, что я имею в виду?.. Провидение, руки… Сам я ничего не сделал. Ничего. Ровным счетом.

ВЕРА Бедный, бедный мой.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Недавно обратил внимание на одну особенность. Чуть ума не лишился… Знаешь, на какую особенность я обратил внимание?.. Я обратил внимание на время…



Пауза.

ВЕРА Да, да, я слушаю.

ВАЛЬЯЖИН Вера!.. Оказывается, я часами могу рассматривать потолок. Часами!

ВЕРА Знаю. Один раз ты рассматривал потолок трое суток.
Вера извлекает из шкафа брюки, сорочку, фрак.
ВАЛЬЯЖИН Откуда тебе это известно?

ВЕРА Это всем известно. Это твой рекорд.


Вера придирчиво рассматривает брюки, сорочку, фрак.
ВАЛЬЯЖИН Что значит, «всем известно»?

ВЕРА Мы ходили смотреть на тебя.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Кто?

ВЕРА Я, мама, Дина.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН И Дина?

ВЕРА И Дина.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН И Дина?!

ВЕРА И Дина, разумеется. Моя младшая сестра. Я люблю свою маленькую сестричку…

ВАЛЬЯЖИН Сколько раз я просил тебя, пояснял тебе: Дина – это Дина, а я – это я!.. И было бы хорошо, очень хорошо, было бы изумительно, если бы ты научилась нас различать!.. И я говорю это не случайно! Мы перепутались у тебя в голове. Тебе кажется, что ты думаешь обо мне, а на самом деле думаешь о ней. И наоборот… Впрочем, наоборот не бывает. Ты все время думаешь о ней. Только о ней!

ВЕРА Это естественно – она моя сестричка.

ВАЛЬЯЖИН Но не близнец же, черт возьми!

ВЕРА Какая разница?

ВАЛЬЯЖИН А ты не знаешь?

ВЕРА Ты что, капризничаешь?.. Милый тебе хочется немного покапризничать? Скажи, не стесняйся.


Вера принимается наряжать Вальяжина.
ВАЛЬЯЖИН (После долгой паузы, с ноткой безнадежности.) Праздность.

ВЕРА Праздник. День рождения.

ВАЛЬЯЖИН Праздность и…

ВЕРА Не спорь!.. Пожалуйста, Борей, не капризничай, очень прошу тебя. В сущности, это такая малость…

ВАЛЬЯЖИН Жертва. Ты приносишь меня в жертву. (Пауза.) Ты знаешь, что для меня это невыносимо! И каждый раз…

ВЕРА Просто потерпи.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН (Взволновано.) Сколько теперь времени?

ВЕРА Не знаю.

ВАЛЬЯЖИН Грачи прилетят с минуты на минуту.

ВЕРА Просто потерпи.



ВАЛЬЯЖИН Терпение должно быть чем-нибудь, хотя бы чем-нибудь мотивировано…

ВЕРА Нет, нет и еще раз нет. Терпение – абсолют.

ВАЛЬЯЖИН Это нелепо, нелепо!

ВЕРА Ты, Борей – совестливый, стародавний человек, между тем, обладающий множеством талантов и достоинств…

ВАЛЬЯЖИН На все идешь, только, чтобы нарядить меня в смешное…

ВЕРА Мог бы стать министром или лауреатом…

ВАЛЬЯЖИН Маршалом авиации, если вспомнить детство.

ВЕРА И маршалом авиации, почему бы и нет?

ВАЛЬЯЖИН А стал лошадью.
Вальяжин разражается чудовищным смехом, действительно напоминающим лошадиное ржание. В клубах кухонного пара возникает Кикина.
КИКИНА Дорогие мои, что случилось?

ВЕРА Мама, мы голые.

КИКИНА В этом нет ничего предосудительного – вы муж и жена. Другое дело, если бы…

ВЕРА Мама, мы голые!

КИКИНА Вы меня звали?

ВЕРА Мама, мы не звали тебя.

КИКИНА Мне показалось, Борис позвал меня.

ВЕРА Нет, мама, Борис смеялся.



Пауза.

КИКИНА Надо мной?

ВЕРА Мама, мы переодеваемся.

КИКИНА Вы переодеваетесь?

ВЕРА Переодеваемся.

Пауза.

КИКИНА Так я пойду? если не нужна вам.

ВЕРА Ступай, милая, с Богом! Скоро начнем. Я позову тебя.

КИКИНА Не нужна. Не нужна.


Ирина Дмитриевна возвращается на кухню.
ВЕРА (Борису.) Не волнуйся, она нас не видела. Она, как и все в этом доме, погружена в свои мысли, так что не волнуйся.

ВАЛЬЯЖИН Я никогда не волнуюсь.

ВЕРА Умница! Просто умница!.. Ну, что тут скажешь, умница! Вообще, знаешь, Борей, иногда мне кажется, что ты вообще состоишь из одних достоинств.

ВАЛЬЯЖИН Перестань.

ВЕРА Я заявляю это с полной ответственностью.

ВАЛЬЯЖИН Что за глупости?

ВЕРА Я вполне серьезно!

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН И все же у меня есть недостатки.

ВЕРА Если бы ты при всех своих достоинствах, кроме всего прочего, начал хотя бы изредка выходить из дома…

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Как ты сказала?!

ВЕРА Буквально все погружены в свои мысли. Вот и Дина, наверняка, занята сейчас своими мыслями…

ВАЛЬЯЖИН Ты только что сказала…

ВЕРА Хотя в день рождения, могла бы поболтать с кем-нибудь из подружек…

ВАЛЬЯЖИН Не то! Что ты произнесла только что?..



Пауза.

ВЕРА Как говорится, потрепалась, так, ни о чем, как обыкновенно болтают девчонки, подружки…

ВАЛЬЯЖИН Какие подружки? какие подружки?!

ВЕРА Тебе нравятся ее стихи? Только честно.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Честно?

ВЕРА Честно.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Подозреваю, что она серьезно больна. (Пауза.) Вера, я хочу тебя попросить…

ВЕРА Знаю, знаю, что ты хочешь сказать.

ВАЛЬЯЖИН Вера, я хочу тебя попросить….

ВЕРА Никогда не давить на тебя… Ты не ходишь на улицу принципиально!.. Ты чрезвычайно принципиальный человек… Ты достаточно бродил в своей жизни, и имеешь право… как всякий исключительно принципиальный человек…

ВАЛЬЯЖИН Это мама тебя научила?

ВЕРА Чему?

ВАЛЬЯЖИН Сказать мне такое.

ВЕРА Мама здесь ни при чем.

ВАЛЬЯЖИН Никогда не поверю, что у тебя могла возникнуть такая мысль. ВЕРА Все, не кипятись.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Если бы это было твоей собственной мыслью…

ВЕРА (Целует Бориса.) Забудем это. Забудем. Уже забыли. Забыли, и больше не возвращаемся к этой теме.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Скажи спасибо, что я разрешаю тебе ходить на улицу… Проявляю слабость, так сказать.

Пауза.

ВЕРА А вообще, если честно, Борей… Не буду говорить.

ВАЛЬЯЖИН Нет уж, сказала «а»…

ВЕРА Я уже не помню.

ВАЛЬЯЖИН Если не скажешь, я немедленно останавливаю весь этот маскарад!

Пауза.

ВЕРА Если бы я не выходила на улицу, мы бы просто умерли с голоду.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Вот как?

ВЕРА Согласна, мысль неудачная, но ты сам вынудил меня произнести это.

Долгая пауза.

ВАЛЬЯЖИН Ты больше не выйдешь на улицу. (Пауза.) Никогда. (Пауза.) Обещай мне.

ВЕРА Обещаю.

ВАЛЬЯЖИН Обещай мне!

ВЕРА Обещаю.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Откуда все эти яства?

ВЕРА Какие яства?

ВАЛЬЯЖИН Что же, ты думаешь, я потерял нюх? Я слышу запахи с кухни. Я, знаешь ли, умею различать запахи, просто как собака умею различать запахи. Я иногда думаю, лучше мне было бы родиться собакой. Знаешь, если бы я не был уверен, что из меня самого приготовят шаурму… (Смеется.) Когда я первый раз увидел шаурму, очень испугался. Я не сразу понял, что это такое. Оказывается – шаурма. Жаль, что ее делают из собак, я бы с превеликим удовольствием родился собакой… и не обязательно из созвездия гончих псов…

ВЕРА В данном случае продукты принесла мама.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Мама?

ВЕРА Мама.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Мама принесла все эти продукты?

ВЕРА Мама вчера привезла все эти продукты… По случаю дня рождения своей дочери, моей маленькой сестренки Дины.

ВАЛЬЯЖИН И откуда, с позволения сказать, она привезла их?

ВЕРА Она ездила в Липки.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Каким образом?

ВЕРА На трамвае.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Зачем?

ВЕРА За продуктами.

Долгая пауза.

ВАЛЬЯЖИН Конечно, стихи Дины могут нравиться вам с мамой, но, если честно, это стихи тяжело больного человека…

ВЕРА Не надо так волноваться. Я сказала правду, продукты привезла мама.

ВАЛЬЯЖИН Бог видит, я хотел переменить тему.

ВЕРА У тебя не совсем здоровое сердце, тебе нельзя волноваться.

ВАЛЬЯЖИН Зачем ты обманула меня? Почему ты обманула меня? Что побудило тебя обмануть меня?!.. Никогда не пытайся обмануть меня! Слышишь, никогда!

ВЕРА Мне просто не хотелось тебя расстраивать.

ВАЛЬЯЖИН Ложь – вот что расстраивает меня!.. Всегда!.. С самого детства!.. Сколько помню себя, больше всего меня расстраивает ложь… Мерзкое, скользкое, гадкое слово ложь!..

ВЕРА Мне просто не хотелось расстраивать тебя.

ВАЛЬЯЖИН С раннего детства!..

ВЕРА Я устроилась на работу.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Эмансипация?

ВЕРА Не знаю. Возможно… Не знаю, честное слово.

ВАЛЬЯЖИН Не знаешь этого слова?

ВЕРА Не знаю этого слова. Честно.

ВАЛЬЯЖИН Верю… Что за работа?

ВЕРА Подработка, скорее.

ВАЛЬЯЖИН Что за подработка?

ВЕРА Выполняю мелкие поручения.

ВАЛЬЯЖИН Какие поручения?

ВЕРА Меняю, подменяю, не знаю как правильно. Меня просят о встрече, я, разумеется, встречаюсь.

ВАЛЬЯЖИН Верю. Не волнуйся.

Пауза.

ВЕРА Иногда разговариваю, иногда подолгу, но это – реже, в основном это недолгий разговор… главным образом, встречаюсь… но иногда приходится разговаривать…

ВАЛЬЯЖИН О чем?

ВЕРА Что?

ВАЛЬЯЖИН О чем приходится разговаривать?

Пауза.

ВЕРА Да ни о чем… Не знаю. Невнятные разговоры… Обо всем.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Зачем им это?

ВЕРА Кому?

ВАЛЬЯЖИН Твоим собеседникам?

ВЕРА Не знаю… Им одиноко.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Ты – социальный работник?

ВЕРА Что?

ВАЛЬЯЖИН Спрашиваю, ты – социальный работник?

ВЕРА Социальный работник. Да.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Не знаешь, что это такое?

ВЕРА Не знаю.

ВАЛЬЯЖИН Верю. (Пауза.) Тебе их жаль?

ВЕРА Да, очень. Ты же знаешь, какая я.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Вот что я скажу тебе. Одиночество – удел бездельников… Ты встречаешься с бездельниками… Вера, бездельники – это опасные люди. Бездельники очень и очень опасные люди. Чрезвычайно опасные люди.


Вера смеется.
ВАЛЬЯЖИН Почему ты смеешься?

ВЕРА Ты так это сказал…

ВАЛЬЯЖИН Как я это сказал?

ВЕРА Смешно. Как шестилетний ребенок, когда хочет кого-нибудь испугать. (Пауза.) Это в основном короткие встречи. Я совсем не знаю этих людей.

ВАЛЬЯЖИН Никто не знает людей. Люди сами себя не знают. (Пауза.) Кто устроил тебя на работу?

ВЕРА Это, скорее, подработка.

ВАЛЬЯЖИН Кто устроил тебя на подработку?

ВЕРА Наш ангел.

ВАЛЬЯЖИН Какой еще ангел?

ВЕРА Евгений Анатольевич.

ВАЛЬЯЖИН Евгений Анатольевич?!

ВЕРА Да, тот единственный человек, что заботится о нас.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Он мне не нравится.

ВЕРА (Крайне раздражена.) А мне нравится! Мне нравится покупать продукты, например пирожные! Мне нравится по дороге заглянуть в кафе и выпить чашку кофе! Мне нравится помада! Я обожаю помаду! Мне нравится, что я смогу накопить денег на новый фрак для тебя!

ВАЛЬЯЖИН Нет!

ВЕРА Да!

ВАЛЬЯЖИН Всё! Я запрещаю тебе покидать дом!

Пауза.

ВЕРА К сожалению, я не могу послушаться тебя. Я связана определенными обязательствами. В некоторой степени мы все связаны некоторыми обязательствами, и мне придется выходить из дому, и больше не будем говорить об этом, потому что разговор об этом бессмыслен, потому что мы все связаны некоторыми обязательствами, а на мне лежит выполнение этих обязательств и послушаться тебя я пока не могу, прости, прости, прости.



Вальяжин отвешивает Вере увесистую пощечину, она незамедлительно отвечает ему тем же. Вальяжин падает, садится на полу.

Долгая пауза.
ВАЛЬЯЖИН Не бросай меня.

ВЕРА (Испуганно.) Что ты, Борей? о чем ты? (Поднимает Бориса.) Вставай, вставай, прости меня, прости. Я сама не ожидала от себя такого. Меня беспокоят твои мысли. Меня печалят твои мысли. Что у тебя в голове, Борей? У нас любовь, Борей. У нас такая любовь! Такой любви теперь не бывает!


Борис кладет голову на плечо Вере, она гладит его по головке как маленького ребенка.
ВЕРА Что ты, Борей?! Милый, маленький мой? Иногда мне кажется, что нас с тобой двое на всем белом свете. А так оно и есть так оно и есть. Ты и я. Ты и я…

ВАЛЬЯЖИН А мама?

ВЕРА И мама.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН А Дина?

ВЕРА И Дина.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН (Выпрямляется.) Покажи ее хорошему доктору.



Некоторое время обряд одевания продолжается в тишине.

ВАЛЬЯЖИН (Тяжело вздыхает.) Я мучаюсь, Вера.

ВЕРА Не говори так, пожалуйста. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста… это для меня. Ты любишь меня?.. Между прочим, ты никогда не говоришь, что любишь меня, вот я только что рассказала тебе, как я люблю тебя, а ты? Разве ты когда-нибудь говоришь, как любишь меня? Никогда не говоришь, что любишь меня, никогда не расскажешь, как я дорога тебе…

ВАЛЬЯЖИН Я…

ВЕРА Никогда не говоришь, что скучаешь по мне. И не спорь.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Я мучаюсь.

ВЕРА Могу я в день рождения моей маленькой сестрички сделать ей хотя бы крохотный подарок? Тебе ничего не стоит…

ВАЛЬЯЖИН Откуда ты можешь знать, чего это мне стоит?..

ВЕРА Ничего. Ровным счетом, ничего. И не спорь… Сейчас прилетят твои грачи, и ты забудешь обо мне. И не вспомнишь обо мне.

ВАЛЬЯЖИН Зачем ты так говоришь?

ВЕРА Даже не вспомнишь обо мне.

ВАЛЬЯЖИН Почему, милая?..

ВЕРА Ты не любишь меня.

ВАЛЬЯЖИН Ты отлично знаешь, что я люблю тебя, знаешь, как я люблю тебя.

ВЕРА Нисколько не любишь меня.

ВАЛЬЯЖИН Зачем ты так говоришь?

ВЕРА Я люблю тебя, а ты любишь свои колокольчики. Еще друзей, но, значительно меньше, главным образом, свои колокольчики. И не спорь… Прости, прости.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Тебе действительно было бы легче, если бы я стал маршалом?

ВЕРА Нет, что ты?! Зачем? Мне хорошо и так. Мне очень хорошо!.. Будь ты маршалом, я бы не видела тебя неделями, месяцами. А так – ты всегда рядышком. Какая женщина может похвастаться таким счастьем?!

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Мы так мало разговариваем.

ВЕРА Это нормально… Ты много размышляешь. Думаешь.

ВАЛЬЯЖИН Да, это так. Но, наверное, это не очень приятно, когда человек все время занят собой?

ВЕРА Нет, Борей, я люблю тебя таким, какой ты есть. Ничего не нужно менять.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН (Грустно.) И вновь ты пытаешься обмануть меня…

ВЕРА (Спокойно.) Не нужно говорить мне гадости.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Ты – красивая. Вот оттуда все и…

ВЕРА Не нужно говорить мне гадости… Зачем? Наговоришь, потом жалеешь, не спишь, мучаешься.

ВАЛЬЯЖИН Мучаюсь, да… Очень.

ВЕРА (Целует Бориса.) Знаю, милый, знаю.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН (Отчего-то шепотом.) Меня тошнит от него.

ВЕРА (Понимает, о чем речь.) Я не слышала этого.

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН (Шепотом.) Меня уже тошнит от него!

ВЕРА (Твердо.) Я не слышала этого.

ВАЛЬЯЖИН (Взрывается.) Я ненавижу Верди! (Пауза.) Вера, пойми, за эти годы я подустал от Верди… Устал немного… Не то, чтобы Верди был не хорош, нет. Просто перенасыщение, небольшая усталость, понимаешь?.. Вера, прости. Вырвалось.



Пауза.

ВЕРА Стыдно тебе?

ВАЛЬЯЖИН Стыдно.



Пауза.

ВЕРА Присовокупи к этому еще и то, что он сейчас слышит нас.

ВАЛЬЯЖИН Верди?

ВЕРА Да.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Ты всерьез считаешь, что он слышит нас?

ВЕРА А разве может быть иначе?.. Дина живет его музыкой. Она дышит его музыкой, как мы дышим воздухом… Не думаю, что есть другой человек даже среди профессиональных певцов, который бы дышал Верди… Во всяком случае, у них еще есть Чайковский, Россини, Беллини, кто там еще? А у нее он один. Единственный, понимаешь?.. И ты считаешь, что это может остаться без внимания с его стороны?

ВАЛЬЯЖИН Со стороны Верди?

ВЕРА Разумеется.



Пауза.

ВАЛЬЯЖИН Как если бы он был живым человеком?

ВЕРА При чем здесь это?.. Под «живым человеком» ты понимаешь тело, не так ли?.. тело? бренное тело?

Пауза.

ВАЛЬЯЖИН И ты ступай с ней.

Пауза.

ВЕРА С кем?

ВАЛЬЯЖИН С Диной.

Пауза.

ВЕРА Куда?

ВАЛЬЯЖИН К доктору… К Светлицкому. К Игорю Дмитриевичу… Интеллигентный умный человек. Не из болтунов. Думающий… Пойдешь?.. Не пойдешь?.. Хочешь показать мне, что ты – одна из нас?.. Зачем, Вера? Зачем?

Вера опускает руки, садится в кресло, закрывает лицо руками, имитирует тихий, но потрясающе жалобный плач.
ВАЛЬЯЖИН (Самостоятельно завершая обряд одевания.) Все. Вера, все. Успокойся… Все, все, все, все… Все. Я одет… Я одет, Вера. Я готов.

ВЕРА (Улыбается.) Я знала, что ты очень и очень хороший, Борей.


Вера поднимается, целует Вальяжина.
ВАЛЬЯЖИН Опять обвела меня вокруг пальца. Но ты не обвела меня вокруг пальца, все равно не обвела меня вокруг пальца. Не думай. Я отлично знал, что ты обводишь меня вокруг пальца, видел, как ты обводишь меня вокруг пальца. Просто мне не хочется этих тягостных, увечных объяснений, да, я бы назвал эти объяснения увечными…

ВЕРА (Громко.) Диночка, мы готовы!


Входит Дина. Усаживается в кресло, смотрит в одну точку, чуть повыше пола.
ВЕРА Диночка, сегодня даем «Набукко».
Дина никак не реагирует на слова сестры.
ВЕРА В этом доме все погружены в свои мысли… Но разве это плохо? Это хорошо. Это значит, здесь живут цельные, содержательные люди. (Кричит.) Мама! Мама, мы готовы!

ВАЛЬЯЖИН О, Господи!


В клубах кухонного пара возникает Кикина.
КИКИНА Дорогие мои, что случилось? Вы звали свою маму?

ВАЛЬЯЖИН Чистая дива!

КИКИНА Что ты сказал, Борис?

ВАЛЬЯЖИН Ничего.

ВЕРА Мама, ты готова?

КИКИНА Репетировала всю ночь.

ВЕРА Распелась?

КИКИНА Разумеется.

ВЕРА Ну, что, все готовы? (Пауза.) Сейчас, одну минуточку.


Вера выбегает из комнаты, возвращается с четырьмя пустыми бокалами, раздает их домочадцам.
ВЕРА У каждого в руке по бокалу красного вина. Это придает торжественности...

КИКИНА Верочка, дорогая моя, я люблю белое сухое вино.

ВЕРА У каждого в руке по бокалу белого сухого вина. Дина, ты не против белого вина?

ВАЛЬЯЖИН (Очень фальшиво.) Хорошее вино. Откуда?

ВЕРА Неважно.

ВАЛЬЯЖИН Это как раз имеет большое значение. Правда, Дина?



Пауза.

ВЕРА Все, приготовьтесь.


Вальяжин подносит бокал ко рту.
ВЕРА (Вальяжину.) Не смей! Только после выступления.
Вальяжин делает вид, что осушает бокал.
ВЕРА (Наиграно строго.) Протест? Протест… Или пьянство?!.. Или алкоголизм?!.. Ты посмотри, какая сегодня публика!.. Что теперь будет?.. С тобой? со всеми нами?.. Завалился пьяным на сцену. Сорвал выступление… Люди ждут такой партии годами, десятилетиями, и не получают ее. Ты же – баловень судьбы! Счастливчик! И как ты распоряжаешься со своей фортуной?!

КИКИНА Он больше не будет. Правда, Борис? Не сердись на него, дружочек. Это случилось в последний раз.

ВЕРА Не думаю. Взрослые люди не меняются… Во всяком случае, в лучшую сторону.

КИКИНА И здесь ты ошибаешься. Он исправится, правда, Борис?


Дина встает с кресла, намеревается уходить.
ВЕРА Диночка, не волнуйся, это – розыгрыш, всего лишь розыгрыш. Борей неудачно пошутил. Хотел немного пошутить в честь твоего праздника. Правда, Борей?

ВАЛЬЯЖИН Немного пошутил.

ВЕРА Неудачно пошутил.

ВАЛЬЯЖИН Неудачно. На самом деле я совершенно трезв, Дина. С днем рождения тебя.


Дина возвращается в кресло.
КИКИНА Диночка, улыбнись, дружочек. У тебя дурное настроение?

ВЕРА Мама, при чем здесь дурное настроение? Скажи, при чем здесь дурное настроение?! Мы что, собираемся исполнять оперетту? Это – Верди. Было бы удивительно, если бы она улыбалась. Это уже попахивало бы странностями.

ВАЛЬЯЖИН Может быть, начнем уже?
Вера подходит к магнитофону, включает его. Раздается громкая музыка. Фрагмент оперы «Набукко» Верди.

Ирина Дмитриевна, Вера и Борис, приняв оперные позы, имитируют пение.

Через некоторое время Дина вскакивает и выбегает из комнаты. Имитация тотчас прекращается.

Вера выключает музыку, подходит к Борису, целует его.
ВЕРА Спасибо, Борис.

Пауза.

КИКИНА Все же она слишком впечатлительна. (Пауза.) Куда она отправилась? (Пауза.) Что она там делает?

ВЕРА Пишет стихи.



СЕСТРЫ
Спальня.



Вера и Дина на кровати, поверх покрывала.
ДИНА Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста… пожалуйста, пожалуйста…

ВЕРА Милая…

ДИНА Пожалуйста, я говорю пожалуйста, я не так часто прошу тебя.

ВЕРА Нет, милая.

Пауза.

ДИНА Мои силы на исходе, Верка. Я слишком много думала сегодня, и мои силы на исходе… Погоди, сейчас я наберусь сил.

ВЕРА Не поможет.

ДИНА Поможет.

ВЕРА Не поможет.

ДИНА Поможет. (Кричит.) Верка, сегодня ты пострижешь меня наголо.

ВЕРА Нет.

ДИНА Да.


ВЕРА Нет.

ДИНА Дай набраться сил.

ВЕРА Бесполезно.

Пауза.

ДИНА Тебе нужны аргументы?

ВЕРА Хотя бы.

ДИНА Изволь.

ВЕРА Я вся – внимание.

ДИНА Изволь.

ВЕРА Я вся – внимание.

ДИНА Погоди, дай набраться духу.



Пауза.

ВЕРА Ты что-то натворила?

ДИНА Да.

ВЕРА Что?

ДИНА То.

ВЕРА Что?

ДИНА А вот.

ВЕРА Что, что?

ДИНА Я беременна. (Шепотом.) Я беременна.

ВЕРА Наконец-то.



Пауза.

ДИНА Так ты отреагировала?

ВЕРА Так.

ДИНА Родная сестра?

ВЕРА Только так… Я рада за тебя.

ДИНА Хорошо, пусть рада, пусть ты рада за меня. Я даже очень допускаю, что ты рада за меня, но согласись, теперь моя просьба не кажется такой уж необычной?

ВЕРА Что ты имеешь в виду?

ДИНА Ну, как же? Разве ты видела, чтобы женщины в положении ходили с космами?

ВЕРА Сколько угодно.

Пауза.

ДИНА Интересно, с кем ты общаешься?

ВЕРА С разными людьми.

ДИНА Это – плохие, ущербные люди. Плохие, ущербные и очень опасные люди.

ВЕРА Нечто подобное я уже слышала сегодня.

Пауза.

ДИНА Беременная женщина обязана стричься наголо.

ВЕРА Зачем?

ДИНА Затем, чтобы ее не путали с другими. Затем, чтобы ее не толкали в трамваях, чтобы ее не толкали на катке, уж если она решила покататься на коньках, чтобы ей уступали место в очереди в магазине, ну и так далее.

ВЕРА А других признаков, которые бы отличали беременную женщину, ты не знаешь?

ДИНА Ни единого.

ВЕРА Живот – не в счет?

ДИНА (Смеется.) Глупая, глупая, глупая сестра. Взгляни на меня, разве видишь ты у меня хотя бы малейший намек на живот?.. Съела?

ВЕРА Пожалуй. Но стричь я тебя отказываюсь.

ДИНА Почему?

ВЕРА У тебя не космы, а очень красивые волосы.

ДИНА (Вздыхает.) Ничего не поделаешь. К сожалению, у меня одна сестра. А кроме сестры такое дело доверить никому нельзя. Так что придется тебе смириться, сестра.



Пауза.

ВЕРА Кто он?

ДИНА Кого ты имеешь в виду?

ВЕРА Кто отец ребенка?

ДИНА С этим сложнее.

ВЕРА То есть?

ДИНА А вот скажи мне, недобрая сестра Вера, когда вы поете, то есть, когда вы делаете вид, что поете, вы думаете, что я думаю, что вы поете?

ВЕРА Кто отец ребенка?

ДИНА Хочешь правду?

ВЕРА Ну, вообще-то это – серьезный вопрос.

ДИНА Не знаю… Спроси еще раз.

ВЕРА Зачем?

ДИНА Попытаюсь ответить тебе с легкостью. Мне нужно учиться легкости. Разве ты не видишь, что я все время напряжена? Расслабляюсь только с тобой… Расслаблялась… Теперь делать это мне будет намного сложнее.

ВЕРА Почему?

ДИНА Ты сама теперь напряжена… По-моему, Верка, только не сердись, постепенно ты становишься одной из нас. Предупреждаю тебя, остановись, Верка. Прошу тебя, не делай этого. Без тебя мы погибнем, упреждаю тебя.

ВЕРА Успокойся, девочка моя. Успокойся, Я не позволю себе этого.

Пауза.

ДИНА Правду говоришь?

ВЕРА Правду.

ДИНА Тогда спроси, спроси еще раз, пожалуйста… пожалуйста, я попросила, пожалуйста.

ВЕРА Что я должна спросить?

ДИНА Кто отец ребенка?

ВЕРА Кто отец ребенка?

ДИНА (Пытаясь придать ответу максимум беззаботности.) Грачи… Грачи… Вот и пойми, попробуй, который из них?



Пауза.

ВЕРА Ты что, была с ними?

ДИНА (Пытаясь придать ответу максимум беззаботности.) Да. (Меняет интонацию на одержимость.) С обоими. Представь себе сестра, с обоими. (Смеется.) Исчадие ада, не так ли, сестричка? Твоя сестричка – исчадие ада, не так ли?

ВЕРА Дура.

ДИНА Сама дура.

Пауза.

ВЕРА Выбрось все это из головы.

ДИНА Рада бы, да живот мешает. Живот и волосы. Ты собираешься стричь меня или нет?

ВЕРА Нет.

ДИНА Да.

ВЕРА Нет.

ДИНА (Притворно рыдает.) Да что же это такое? В одночасье стала сироткой! Почему и как это случилось? Пожаловаться некому. Была сестренка – и нет сестренки. Была молодость – и не стало молодости, только тревога и тошнота, тошнота и тревога. Почему же никто не хочет показать меня гинекологу? Что же вы делаете со мной? За что мне такое наказание? Чем я прогневала тебя, Господи?! Разве мало ужаса, что я пережила при дефлорации? Зачем тебе смерть юной девушки?



Пауза.

ВЕРА Они что же, изнасиловали тебя?

ДИНА Да.

ВЕРА Слава Богу.

ДИНА (Обрывает стенания.) Что ты такое говоришь?!

ВЕРА А ты что говоришь?

ДИНА (Возвращается к бесовской интонации.) Поверила? Поверила мне? Уж, пожалуй, уж кто-кто, а я-то – великая актриса, могла бы стать великой актрисой, если бы вы не держали меня в заточении… Никто не насиловал меня! Получила?.. Они не насиловали меня. Получила?.. Они не насиловали меня. Получила?.. Представь себе, что они не насиловали меня. Получила?!.. Хотя в моем случае, согласись, удержаться от изнасилования достаточно трудно… Предельно удобная мишень, не так ли? (Шепотом.) Однако же я сама, слышишь, сама, добровольно пошла на это. (В голос.) И все это потому, Верка, что во мне бушуют страсти, такие страсти, такие нечеловеческие страсти бушуют, кипят, бурлят, переливаются как фейерверки каждую ночь, Верка, каждое утро Верка, и даже днем, Верка, представь себе, даже днем!.. Уж и не знаю, что с этим делать. Может быть, меня показать доктору, как его там, Светлицкому?

ВЕРА Светлицкий, как выясняется, никогда не был доктором.

ДИНА Кто же он?

ВЕРА Маршал авиации.



Пауза.

ДИНА Зубы мне заговариваешь?

ВЕРА Зачем мне это?.. Да ты и сама не пойдешь к доктору.

ДИНА Добрая сестра, хорошая сестра, не хочет отдать свою сестричку на поругание… А, может быть, я этого хочу?! сама хочу?!

ВЕРА Хорошо, я договорюсь.

Пауза.

ДИНА Что ты сказала?!

ВЕРА Хорошо, я договорюсь.

ДИНА Повтори, что ты только что сказала?

ВЕРА Хорошо, я договорюсь.

Пауза.

ДИНА Уж не думаешь ли ты, что я слетела с катушек?

ВЕРА Не думаю.

ДИНА Почему?

ВЕРА Шумишь много.

ДИНА Зачем же, в таком случае сдавать меня в психушку?

ВЕРА Сама просила.

ДИНА Это когда это?

ВЕРА Только что.

ДИНА Ты врешь, ты все врешь, ты всю жизнь врешь, Верка… Почему ты все время врешь, Верка?

ВЕРА Как вы похожи с Бореем.

ДИНА Перестань его так называть! Это неприлично! За кулисами – как угодно, а на публике это смотрится вульгарно… Какой он тебе Борей?! Что за Борей?!.. Борис Сергеевич Вальяжин, лучший баритон в нашем медвежьем углу.

ВЕРА Выражаешься как мамочка.

ДИНА А я люблю свою мамочку. В отличие от тебя я люблю свою мамочку.

ВЕРА Вы очень похожи.

ДИНА Да, и я горжусь этим! (Передразнивает сестру.) Борей, держи хвост бодрей. Тьфу!

Пауза.

ВЕРА Любишь его?

ДИНА Кого?

ВЕРА Бориса Сергеевича Вальяжина.

ДИНА Да. (Пауза.) И он любит меня. (Пауза.) Мы любим друг друга. (Пауза.) Он усыновит моих мальчиков, потому что это мальчики его друзей, а он, в отличие от тебя, умеет ценить дружбу.

ВЕРА Хочется сделать мне больно?

ДИНА Да.

ВЕРА Почему?

ДИНА Потому что ты отказываешься постричь меня.

Пауза.

ВЕРА Стыдно?

ДИНА Стыдно. (Обнимает сестру, печально.) А знаешь, я бы с удовольствием жила в свинарнике. (Оживляется.) Вот теперь ты меня поймешь, я вполне серьезно говорю тебе, я бы хотела жить в свинарнике. Мне будет там хорошо. Мы со свинками скоро привыкнем друг к другу… Скажи, Верка, а, правда, наши организмы похожи? Свинские и человеческие?

ВЕРА Говорят.

ДИНА Вот видишь? Вот видишь?! Что же теперь удивляться, когда во мне бушуют такие свинские страсти?.. Договорись, Верка, прошу тебя, договорись! У тебя так много знакомых. Наверняка, среди них имеется хотя бы один свинопас?

ВЕРА Свинопаска.

ДИНА Нет такого слова «свинопаска». Только «свинопас». Мужской род… Хочу с мамочкой в Липки.

ВЕРА Поезжай.

ДИНА А ты?

ВЕРА А я останусь здесь.

Пауза.

ДИНА Там тоже есть опера?

ВЕРА Наверняка.

Пауза.

ДИНА Поедем. Возьмешь с собой своего Борея.

ВЕРА Он не выходит из дому.

ДИНА И правильно делает.

ВЕРА Наверное.

Пауза.

ДИНА Скажи, только честно, я навсегда одна?

ВЕРА Откуда эти мысли?

ДИНА Кто же на меня позарится?

ВЕРА Глупенькая. У тебя все впереди.

ДИНА Это у тебя все впереди… Говорят, ты пользуешься спросом.

ВЕРА Кто говорит?

ДИНА Не важно.

Пауза.

ВЕРА Кто говорит?

ДИНА Не важно.

ВЕРА Не скажешь, не буду стричь.

ДИНА А скажу – подстрижешь?

ВЕРА Конечно.



Пауза.

ДИНА Врешь?

ВЕРА Конечно.

Пауза.

ДИНА Зачем?

ВЕРА Что бы ты сказала.

ДИНА Что бы стать предательницей?

ВЕРА Вот если не скажешь – будешь предательницей.

ДИНА Это – потому, что ты моя старшая сестра?

ВЕРА Конечно.

ДИНА Погоди, дай набраться духу.



Пауза.

ВЕРА Я догадываюсь, но все еще надеюсь, что это не так.

ДИНА Погоди, дай набраться духу… Черт с тобой. Излагай свою версию. Угадаешь – скажу.

ВЕРА Можешь не говорить.

ДИНА Да?

ВЕРА Да.

ДИНА Да?

ВЕРА Да.

ДИНА Почему?

ВЕРА Мне все равно.



Пауза.

ДИНА Ты можешь обидеться и не разговаривать со мной?

ВЕРА Запросто.



Пауза.

ДИНА Даже в мой день рождения?

ВЕРА Даже в твой день рождения.

Пауза.

ДИНА Ты все правильно подумала.

ВЕРА Нет.

ДИНА Да.

Пауза.

ВЕРА Мерзавец!

ДИНА Ах, вот оно что?!.. Ты тайно любишь его?!.. Ты ревнуешь его ко мне?! Ты знаешь, что я моложе и, если меня постричь наголо, симпатичнее тебя?! Ты не хочешь, чтобы он уделял признаки внимания мне?! Тебе все нужно самой?! Грачей – самой. Евгения Анатольевича – тебе одной?! Всех мужчин на белом свете только тебе одной! Почему ты такая жадная, Верка? (Пауза.) Не бойся, не отниму я у тебя твоих мужиков. Они мне тысячу лет без надобности. Я люблю только Верди, и больше никого. (Пауза.) Отпустишь меня в Липки?

Пауза.

ВЕРА Он что же звонит тебе?

ДИНА Нет, Верочка, звонит он тебе, разумеется, а я беру трубку, и мы болтаем.

ВЕРА О чем?

ДИНА О тебе, родная, исключительно о тебе… Отпустишь меня к свинкам в Липки?

ВЕРА Ребенку там будет плохо.

ДИНА Хорошо.

ВЕРА Плохо.

ДИНА Хорошо.

ВЕРА Плохо.

ДИНА Ты не видела поросяток! Ты и представить себе не можешь, какие они хорошенькие! Розовенькие, игривые, очень и очень хорошенькие! Лучшей компании для малыша и не придумать.

ВЕРА Там грязно.

ДИНА А где не грязно?

ВЕРА Какой же, в таком случае, смысл куда-то переселяться?

ДИНА (Тяжело вздыхает.) В логике тебе не откажешь. Логика – мое слабое место.
Раздается телефонный звонок.
ДИНА Легок на помине.

ВЕРА Откуда ты знаешь, что это – он?

ДИНА Я знаю его звонки.
Звонок.
ВЕРА Не бери трубку.

ДИНА Ах, ах, ах! Дрожишь как лист осиновый. Противно смотреть!


Звонок. Вера берет трубку.

На протяжении всего разговора Дина активно жестикулирует и корчит гримасы.
ВЕРА Да… Да, я слушаю… Нет, не молчу… Просто… нет, ничего… Дело в том… дело в том, что у Дины, Диночки, сегодня день рождения, и я… хотела бы… дело в том, что у моей сестры… я знаю, что вы ее знаете, но… Да, мне все ясно… Хорошо. В двадцать два ноль-ноль… Да, хорошо… Да, я все поняла. Больше не повторится… Просто я надеялась… Хорошо… Я же сказала, что больше ничего подобного вы от меня не услышите. (Очень тихо.) Спасибо. (Громче.) Я только что поблагодарила вас. (Громко.) Большое спасибо… До встречи… Хорошо… До свидания.

Пауза.

ДИНА Счастливая ты, Верка!
Вера закрывает глаза и принимается раскачиваться из стороны в сторону.
ДИНА Волнуешься?

ВЕРА (Открывает глаза.) Почитай мне стихи.

ДИНА Что-нибудь из любовной лирики?

ВЕРА Из любовной лирики.


Теперь Дина закрывает глаза и раскачивается из стороны в сторону. Сначала с ее губ слетает звук, напоминающий стон, затем кошачье урчание, наконец, появляются слова.
ДИНА Капли света, капли света, капли света, капли света, капли света, капли света, капли света, капли света, капли света

По прекрасному лицу.



Пауза.

ДИНА (Открывает глаза.) Понравилось?

ВЕРА Очень.



КАНАТОХОДЕЦ


Гостиная.

Борис связывает язычки колокольчиков. Делает он это медленно и сосредоточенно. Не выпуская клубок ниток из рук, ногой осторожно передвигает табурет, забирается на него, делает узелок, спускается и так дальше. Пластика канатоходца.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница