Немецкий язык



Скачать 164.61 Kb.
Дата26.10.2016
Размер164.61 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2010 г.



Рабочая программа дисциплины

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Направление подготовки



022000 Экология и природопользование

Профиль подготовки



Природопользование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов,


2010 год

1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Немецкий язык» является развитие профессиональной коммуникативной и социокультурной компетенций по немецкому языку. Целью дисциплины также является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка. Обучающиеся бакалавриата должны научиться использовать знание немецкого языка в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в состав гуманитарного и социально-экономического цикла, в его базовую часть. Она логически и содержательно-методически связана с учебными дисциплинами, изучаемыми на данном направлении - обучающиеся должны обладать знаниями в области экологии и природопользования. Освоение данной дисциплины как предшествующей желательно для изучения дисциплин модуля по специальности и написания выпускной квалификационной работы.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Немецкий язык»
ОК – 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК – 2. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК – 3. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК – 7. Обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоитъ методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;

ОК – 9. Быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;

ОК – 13. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать знаниями в области иностранного языка, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, кроме этого он должен:
Знать:

  • особенности коммуникативной, интенсивной (форма эмоционально-сознательного усвоения), проектной и профессионально-ориентированной методик;

  • стратегии работы над языком, способы усвоения иноязычных материалов;

  • базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию своей широкой и узкой специальности;

  • иметь представление об основных приемах аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности.


Уметь:

  • понимать основные идеи и факты устной речи;

  • понимать/распознавать отношения и точки зрения;

  • четко и логично, убедительно задавать все виды вопросов;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • понимать со словарем, извлекать основной смысл, концептуально излагать содержание общеобразовательных и специальных текстов;

  • вести беседу в рамках общеобразовательных тем;

  • развитие целостных и социальных ориентаций;

  • усвоение знаний основ культуры, наиболее распространенных реалий, традиций обычаев, менталитета национальностей, говорящих на немецком языке;

  • формирование способностей к общению с учетом социокультурных различий;

  • читать и понимать со словарем специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;

  • участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы);


Владеть:

  • основными продуктивными навыками устной и письменной речи;

  • навыками разговорно-бытовой речи (владеть нормативным произношением и ритмом речи и применять их для повседневного общения;

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • наиболее употребительной (базовой) грамматикой и основными грамматическими явлениями, характерными для профессиональной речи;

  • основами публичной речи - делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой;

  • основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единицы (288 часов).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Тема 1. Контакты. Обращение. Знакомство. Приветствие. Просьбы. Адрес. Профессия. Место учебы, работы.

1

1-4







12

3

устный и письменный контроль

2

Тема 2. Профессии. Место работы. Провождение свободного времени. Конец недели. Каникулы.

1

5-9







15

2

устный и письменный контроль

3

Тема 3. Путешествие. Ориентация. Транспорт. Посещение магазинов. Город. Осмотр. Экскурсии.

1

10-14







15

2

устный контроль

4

Тема 4. Товары. Отделы. У кассы. Покупка. Обмен. Цены. Ориентация.

1

15-17







12

2

устный контроль







1

18













зачет

5

Тема 5. Образование. Система образования. Проблемы студентов. Образование в России, Германии. Стипендии. Досуг студентов. Фонетика.

2

1-5







20

4

письменный контроль

6

Тема 6. Немецко-говорящие страны. Население. Федеральные земли. Достопримечательности. Города. Культура. Традиции и обычаи.

2

6-9







20

4

устный и письменный контроль

7

Тема 7. Виды жилья. Поиск квартиры в России, Германии. Объявления. Оплата жилья.

2

10-14







20

4

устный и письменный контроль







2

15













зачет

8

Тема 8. Планета Земля. Земля как биофизическая система. Горные породы. Формы ландшафта. Климат. Почвы. Земляные, морские ресурсы.

3

1-7







21

4

устный и письменный контроль

9

Тема 9. Религии мира. Индустриальный мир. Национальные государства. Глобализация.

3

8-11







12

2

устный и письменный контроль

10

Тема 10. Регионы мира. Океания.

3

12-14







9

1

письменный контроль

11

Тема 11. Азия. Индонезия. Ближний Восток. Филиппины.

3

15-17







12

2

устный и письменный контроль







3

18













зачет

12

Тема 12. Северная Европа. Дания. Финляндия. Средняя Европа. Германия. Бельгия. Южно-восточная Европа. Словения. Восточная Европа. Россия. Белоруссия.

4

1-5







15

3

устный и письменный контроль

13

Тема 13. Морская экосистема. Движение морской воды. Морская вода - источник жизненного пространства и питания

4

6-10







15

3

устный и письменный контроль

14

Тема 14. Люнебургская пустошь. Развитие и формы ландшафта. Развитие вегетации. Почвы и развитие почв. Типы почв.

4

11-15







15

3

устный и письменный контроль

Всего:







213

39

экзамен



Содержание дисциплины


Тема 1. Контакты. Обращение. Знакомство. Приветствие. Просьбы. Адрес. Профессия. Место учебы, работы.

Стилистически нейтральная наиболее употребительная лексика общего языка и базовая терминология специальности. Наиболее распространенные формулы-клише (обращение, приветствие, благодарность, извинение и. Местоименные наречия. Порядок слов в придаточных предложениях (общие сведения). Местоимения man и es и их функции.


Тема 2. Профессии. Место работы. Провождение свободного времени. Конец недели. Каникулы.

Артикль. Склонение существительных (общая схема). Множественное число. Личные местоимения, притяжательные, указательные.


Тема 3. Путешествие. Ориентация. Транспорт. Посещение магазинов. Город. Осмотр. Экскурсии.

Словообразование. Наиболее употребительные суффиксы и приставки существительных и прилагательных. Субстантивация как один из самых распространенных способов образования новых смыслов.


Тема 4. Товары. Отделы. У кассы. Покупка. Обмен. Цены. Ориентация.

Грамматика для пассивного усвоения. Основные грамматические конструкции, встречающиеся в немецких текстах: haben, sein zu + infinitiv, um zu + inf, ohne zu + inf, statt zu + inf, Passive личный и безличный, Zustandspassive. Основные типы придаточных предложений, придаточные условные бессоюзные. Глаголы haben, sein, werden как самостоятельные и как вспомогательные в различных функциях.


Тема 5. Образование. Система образования. Проблемы студентов. Образование в России, Германии. Стипендии. Досуг студентов. Фонетика.

Установка и корректировка тех звуков, неправильное произнесение которых ведет к искажению смысла: твердый приступ в начале слова и корня, гласные u – u, o - o, a - a противопоставление долгих-кратких гласных по признаку напряженности-ненапряженности и по степени подъема. Ритмика немецкого предложения. Интонация и ее роль при выражении собственного отношения к высказыванию. Правила постановки ударения в немецких и интернациональных словах.


Тема 6. Немецко-говорящие страны. Население. Федеральные земли. Достопримечательности. Города. Культура. Традиции и обычаи.

Грамматика для активного усвоения. Названия стран. Склонение имен собственных, географических названий и интернациональных слов. Отрицание. Предлоги для обозначения местоположения предмета в пространстве, для обозначения времени. Степени сравнения прилагательных (общие сведения).


Тема 7. Виды жилья. Поиск квартиры в России, Германии. Объявления. Оплата жилья.

Презенс. Модальные глаголы. Глаголы с отделяемыми приставками. Перфект. Имперфект глаголов haben и sein. Грамматические структуры: место сказуемого и отрицания в немецком предложении, вопросительные и повелительные предложения. Конъюнктив как средство вежливого общения с собеседником, распространенные формулы-клише. Управление глаголов (наиболее употребительные глаголы)


Тема 8. Планета Земля. Земля как биофизическая система. Горные породы. Формы ландшафта. Климат. Почвы. Земляные, морские ресурсы.

Основные речевые модели для передачи основного содержания текста, в том числе на профессиональные темы. Знакомство с основными типами словарей: двуязычными и одноязычными: толковыми, фразеологическими, терминологическими и т.д.



Тема 9. Религии мира. Индустриальный мир. Национальные государства. Глобализация.

Правила постановки ударения в немецких и интернациональных словах. Ритмика немецкого предложения. Интонация и ее использование для выражения собственного отношения к высказыванию.


Тема 10. Регионы мира. Океания.
Тема 11. Азия. Индонезия. Ближний Восток. Филиппины.
Тема 12. Северная Европа. Дания. Финляндия. Средняя Европа. Германия. Бельгия. Южно-восточная Европа. Словения. Восточная Европа. Россия. Белоруссия.
Тема 13. Морская экосистема. Движение морской воды. Морская вода - источник жизненного пространства и питания
Тема 14. Люнебургская пустошь. Развитие и формы ландшафта. Развитие вегетации. Почвы и развитие почв. Типы почв.
5. Образовательные технологии
При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, выход в Интернет).

Обучение грамматике подчинено общей цели обучения, носит прагматический характер, грамматика служит средством обучения, допускаются объяснения на русском языке. Основой построения программы является разделение курса на два направления или аспекта - "общий язык" и "язык для специальных целей". Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками.

Обучение общему языку ведется на материале произведений речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого и культурологического характера. Обучение языку специальности ведется на материале произведений речи на профессиональные темы.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Технология обучения строится на принципе эффективного и постоянного сочетания аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на чтение общеобразовательных и специальных текстов (20-40 страниц в семестр), также планируется написание сообщений по определенной теме, рефератов, конспектов. Сочетание коммуникативного обучения языку и подготовке в сфере профессиональной коммуникации с помощью ролевых игр.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра в виде контрольных работ и устных опросов.

Собеседование на зачёте (итог оценивается словесно: зачёт/незачёт).

Итоговый контроль имеет форму экзамена, на котором оценивается уровень овладения учащимися основными видами речевой деятельности (аудирование, разговором, чтением, письмом). Он включает:

1. Перевод текста по специальности объемом 1200 печатных знаков с немецкого языка на русский с помощью словаря (время подготовки - 60 минут).

2. Чтение и пересказ на немецком языке информации (связанной со специальностью или имеющий научно-популярного характера) объемом 1000-1200 печатных знаков (время подготовки - 30-40 минут).

3. Рассказ на немецком языке одной из изученных тем социокультурного (страноведческого) содержания.

4. Беседу с преподавателем по темам курса.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

1. Барген Х., Варзонин Ю. Немецкий язык для начинающих = Deutsch fur Dich : учеб. пособие - [М.] : Гуманит. издат. центр "Владос": Kolonna Publications: Фамилия Лтд, [1995]. - 199 с.


б) дополнительная литература:

1. Ефимова М.А. Немецкий язык: Краткий экспресс-курс для начинающих: практ. пособ - М. : АО "Буклет", 1992. - 64 с.


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://deutsche-sprache.ru/temadeutschland/ - Изучаем немецкий язык

  2. http://www.deutsch-uni.com.ru/ - Немецкий язык

  3. Ru http://www.deutschesprache.ru/index.php - Немецкий язык.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Немецкий язык»
Таблицы, мультимедийные презентации. Мультимедийная установка. Видеоаппаратура (телевизор, видеомагитофон). Магнитофон. Лингафонный кабинет.

Сборник текстов на иностранном языке (градуированных по степени языковой трудности) по основам специальности: элементарный уровень, средний уровень. Отраслевые пособия. Видеофильмы и мультимедийные материалы на иностранном языке по направлению подготовки.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование и профилю Природопользование.

Автор: Кучерова Т.Н., кандидат филологических наук, доцент Института филологии и журналистики СГУ


Программа одобрена на заседании кафедры немецкого языка,

от ___________ 2010 года, протокол № _________________.


Подписи:

Заведующий кафедрой немецкого языка

Института филологии и журналистики,

доцент, к.ф.н. Т. Н. Кучерова

Директор Института

филологии и журналистики,

доцент, к.ф.н. Л.С. Борисова


Декан географического факультета ,



профессор, д.г.н. А.Н. Чумаченко




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница