Немецкие хутора в южных районах Прикамья в начале ХХ в



Скачать 65.65 Kb.
Дата11.05.2016
Размер65.65 Kb.
Вайман Д.И.,

Черных А.В.


Немецкие хутора в южных районах Прикамья в начале ХХ в.
Полевые исследования последних нескольких лет в южных районах Пермского края позволили выявить компактную группу сельского немецкого населения, сформировавшуюся на рубеже ХIХ – ХХ вв. Неосвоенные земли русско-башкирского пограничья, находящиеся на границе Уфимской и Пермской губернии в конце ХIХ в. – начале ХХ в. активно осваиваются переселенцами из западных губерний, немцами и эстонцами. Немцами были основаны деревни Николаевка Первая, Николаевка Вторая, Екатериновка, Романовка, Сергеевка, Нижняя Григорьевка1. До 1920-х гг. эти деревни относились к Уфимской губернии, а затем были переданы в Уральскую область, вошли в состав Алмазовского и Чернушинского районов Кунгурского и Сарапульского округов Уральской области. В настоящее время эта территория в административном отношении относится к Чернушинскому и Октябрьскому районам Пермского края. Характер расселения немцев в южных районах Пермского края показывают статистические материалы 1920-х гг. 2. В семи немецких деревнях в 1926 г. проживало 412 немцев, отдельные семьи были также отмечены в соседних русских деревнях Ашша, Жуки и Верхняя Григорьевка. В то же время в немецких деревнях проживали также семьи русских и эстонцев.

Таблица 1

Расселение и численность немецкого населения южных районов Прикамья в 1920-е гг.

Район, населенный пункт

Число хозяйств

Численность населения

Среди них немцев

Вторая национальность

Алмазовский район (территория современного Октябрьского района)

1. д. Николаевка 1 -я 

14

81

69

Русские

2. д. Николаевка 2-я

27

133

111

Русские

3. хут. Еске (образован в 1925 г.)

1

6

6

-

4. д. Романовка (Блюменталь)

13

60

40

Русские

5. д. Екатериновка

9

61

47

Русские

6. д. Сергеевка

16

84

39

Эстонцы

Чернушинский район

7. д. Нижняя Григорьевка

22

119

100

Русские

Итого:

102

544

412

русские, эстонцы

Основу переселенцев составили немцы преимущественно с территорий западных губерний России, с территорий современной Украины и Белоруссии. Значительную часть переселенцев составили выходцы с Волынской губернии. Предания о переселении, записанные от жителей немецких деревень, раскрывают некоторые особенности формирования группы: «Наши прадедушки приехали из Киевской губернии, раньше называли город Знаменка, война началась, высылали, кто как на чём ехал, маме моей было14 лет когда их высылали, так они на лошади ехали, ехали говорит и брат заболел, так на дороге и похоронили, возле трасы. Бабушки уже в живых не было, так они с отцом и ехали до Киевской губернии, а оттуда сюда» (д. Николаевка); «Мама говорила, дед приехал из Минской губернии, лес корчевали, землю у помещика брали, помещик в Тюинске жил, деды семьями приехали, крестьянствовали, вообще немцы семьями жили» (д. Николаевка); «Бабушка рассказывала, что они раньше жили в Киеве, а потом Екатерина привезла их на поезде в Николаевку, где был один лес. Лес рубили, строили дома» (д. Нижняя Григорьевка). Немецкие поселения лишь условно можно назвать деревнями, хотя они и имели свои названия и в официальных документах были записаны как деревни, так как деревня представляла несколько самостоятельных хуторов, состоящих из крестьянской усадьбы и прилегающего земельного надела, отдельные хутора были расположены вдоль дороги и расстояния между усадьбами доходили до километра.

Хуторские поселения в период коллективизации В 1939-1940 гг. были ликвидированы, усадьбы были свезены в одну деревню. Население хуторских немецких деревень Николаевки Первой и Второй было переселено в деревню Ивановка. Немецкие хозяйства их Романовки, Екатериновки, Сергеевки были переведены в русскую деревню Жуки, где составили отдельную немецкую улицу. Немецкая улица появилась и в марийской деревне д. Баймурзино, куда было переселено население и вновь образованной в середине 1920-х гг. хуторской деревни Найдорф.

В настоящее время в южных районах Прикамья ни одной немецкой деревни не сохранилось. Деревня Ивановка, где еще в послевоенное время основное население было немецким, также превратилась в русско-чувашско-удмуртскую деревню. Последняя немецкая семья из деревни в 2000 г. выехала в Германию. Потомки населения немецких деревень в настоящее время живут в г. Чернушка, с. Трун Чернушинского района, п. Щучье Озеро, п. Октябрьский, п. Сарс, с. Тюинск, д. Новопетровка Октябрьского района. По переписи 2002 г. численность немецкого населения в Октябрьском района составила 50 человек, в Чернушинском – 93 человека, значительную часть этого населения составляют потомки местного немецкого населения.

Немногочисленная группа немецкого населения активно вплоть до недавнего времени сохраняла многие особенности традиционной культуры. Немецкое жилище отличались от русских. Дом был с верандой, под одной крышей ставились жилые и хозяйственные постройки. Внутренняя планировка жилища сохраняла традиционное разделение на несколько изолированных комнат. В кухне ставилась печь для печения хлеба и «плита» для приготовления пищи, которая была соединена системой дымоходов с камином, стоявшим в комнате и служившим для обогрева остальной части жилого помещения. Традиционный костюм хотя и рано выходит из активного бытования, отдельные его элементы сохраняются достаточно долго, вплоть до 1970-х гг., как, например, деревянные с кожаным верхом пантофли или глозы. Основой женского костюма была кофта и юбка. Сохранение традиций характерно и для традиционной кухни. Наиболее распространенные, сохраняющиеся до настоящего времени традиционные блюда немцев Южного Прикамья: пироги с начинкой, капуста, тушеная с мясом, пироги с мясом (Fleischpirogen), пироги с капустой (Krautpirogen), пироги с творогом (Guarkpirogen), различные супы, чаще всего с квашеной капустой (Krautsuppe).

Наибольшую устойчивость и этническую специфику показали традиционные календарные праздники и обряды Рождество Weinachten, Пасха Ostern, Троица Pfingsten. Немецкое Рождество празднуется 25 декабря (по нов. стилю), сроки его празднования не совпадали с русским, приходящимся на 7 января (по н.ст.), такое несоответствие в немецких деревнях объясняли следующим преданием: «Русский шел в лаптях, а немец в глозы (деревянные туфли) ноги засунул, дошли до воды, немец глозы снял, речку перешел, а русский пока лапти развязал, на целую неделю опоздал» (п. Щучье Озеро). На Рождество традиционно ставилась елка, она стояла почти в каждом доме. Дети учили рождественские песни и стихи, для них проводился праздник елки. Детям дарили подарки: конфеты, печенье, другие сладости. Взрослые принимали участие в рождественском богослужении. В некоторых деревнях сохранялось рождественское ряженье, а также происходил обход дворов. Как правило, молодежь обходила дома с рождественскими песнями и получала подарки, обычно пироги, яблоки, конфеты. Накануне Пасхи на Вербное воскресенье ходили за вербой, которую приносили в дом и ставили в вазы с водой. На Пасху, сроки которой также не совпадали с православной, традиционно луковой шелухой красили яйца. Детям говорили, что «заяц принес крашеные яйца». Как и на Рождество разучивали пасхальные песни, читали молитвы. Молодежь совершала в пасхальную ночь обход деревни, под окнами каждого дома исполнялись несколько песен, обычно кантов, повествующих о событиях евангельской истории.



На Троицу украшали комнату, перед домом ставили березу, ее приносили из леса, но если березки не было, в доме ставили березовые ветви. В субботу ходили на кладбище, поправляли могилы и высаживали цветы. Но трапезы на кладбище не устраивали. Находясь в иноэтничном окружении, взаимодействуя с соседними народами, происходило разрушение «своего» и активное восприятие инокультурного. В этой связи в традиционной обрядности немцев можно увидеть заимствованные праздники, это Радольница, Масленица, развернутый комплекс Троицкой обрядности с посещением кладбища, также воспринят от соседей. Некоторые праздники получили отдельные элементы обрядности сохранялись традиционные.


1 Немецкие населенные пункты с СССР до 1941. М. 2002. C. 140 – 141.

2 Список населенных пунктов Уральской области. Свердловск, 1928. Т.VI. Кунгурский округ. С.4-9; Список населенных пунктов Уральской области. Свердловск, 1928. Т.IХ. Сарапульский округ. С.128-131,


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница