Не смотря на то, что трансактный анализ в целом создавался как теория психотерапии для



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4



Не смотря на то, что трансактный анализ

в целом создавался как теория психотерапии для

психологов и психотерапевтов, многие положения этого

учения могут быть применимы в жизни каждого человека.


Трансактный анализ для родителей.


Суть транзактного анализа

В начале 60-х годов прошлого столетия в США появилось новое направление в психотерапии, которое по своей популярности превзошло в то время даже психоанализ Фрейда.

Это трансактный анализ. Теория известного учёного Эрика Берна о личности и межличностных отношениях.

Его книга: «Игры, в которые играют люди» сразу получила всенародное признание, а сама теория была принята учёными всего мира.

Обнадёживает то, что в последние годы трансактный анализ стал узнаваемым и в России, и не только в профессиональной среде. Кто-то читал книги Берна, для кого-то знакомы такие понятия, как внутренний Родитель или внутренний Ребёнок. А кому-то даже удалось поучаствовать в тренингах с применением трансактного анализа.
Но большинство людей всё-таки ещё не знают, что это такое. И на сегодня, к сожалению, трансактный анализ в нашей стране остаётся уделом всего лишь узкого круга специалистов: психологов и психотерапевтов. Одной из причин низкой популярности трансактного анализа в нашей стране является то, что вся литература по этой теме рассчитана только на профессионалов.
Я же с полной уверенностью могу сказать, что учение Эрика Берна необходимо всем! Так как в его теории можно найти ответы на те вопросы, которые мы постоянно задаём себе в нашей повседневной жизни.
Поэтому я взял на себя смелость предложить свой вариант изложения теории Э.Берна, с надеждой, что моё объяснение сможет заинтересовать даже тех людей, которые раньше не имели к психологии никакого отношения. В течение года я провожу обучающие тренинги для родителей, и практика показала, что трансактный анализ доступен любому человеку, независимо от его базового образования.

Многие положения трансактного анализа особо актуальны в родительской практике. Ведь благополучие ребёнка зависит, прежде всего, от его воспитания, и новые знания могут помочь родителям делать это правильно.

Конечно, я подаю материал в сокращённом виде, но от этого не теряется общее представление об этой теории.

Все темы, которые включены мною в обучающий курс, крайне важны для дальнейших тренингов по отработке навыков общения в детско-родительских отношениях.


Идея создания трансактного анализа.
Эрик Берн (1910-1970) был психиатром, психотерапевтом, психоаналитиком. Кроме этого Э.Берн занимался наукой. Это не разные специальности, а ступени профессионального роста.

В 30-40 годы психоанализ был на пике своей популярности, и являлся достаточно ортодоксальным направлением. Ведущими психоаналитиками в то время были люди, которые ещё лично знали Фрейда. А Фрейд, как известно, не любил инакомыслия. Этим же отличались его последователи и ученики.

Естественно, что это порождало бунтарский дух у молодого поколения учёных, к числу которых принадлежал и Эрик Берн. Его не удовлетворяло исследование только бессознательных психических процессов своих пациентов. Э.Берну намного интереснее было изучать психологию общения людей.

Теперь уже трудно сказать, как строил свои первоначальные гипотезы учёный, но в результате своих поисков он пришёл к гениальному открытию. Для исследования межличностных отношений он предложил использовать так называемую единицу социального взаимодействия, которую он назвал трансакцией. Таким образом, получилось определение, которое легло в основу его будущей теории.



Трансакция – это единица социального взаимодействия, включающая в себя стимул и реакцию.

Возможно, для названия своего учения Берн выбрал не самое лёгкое и знакомое слово. Но оно лучше любого другого объясняет смысл этого понятия. Трансакция переводится как договор, соглашение.

Простейшей и самой частой трансакцией в нашей жизни является обычное приветствие. Когда один человек говорит: «Привет!», т.е. посылает свой стимул, а второй ему отвечает: «Здравствуй!» - даёт ответную реакцию.



Стимул

«Привет!»

Реакция

«Здравствуй!»

Иногда это произносится нами на ходу и на этом всё заканчивается, а в других случаях является началом длительного общения. Независимо от продолжительности трансакций, мы можем при этом испытывать разные чувства. К сожалению, не всегда те, которые мы ожидаем.

В чём же заключается очень частое разногласие между людьми, если всё выглядит, казалось бы, так просто? Послал стимул – получил реакцию. Почему нам иногда хочется, чтобы общение длилось, как можно дольше, а когда-то совсем наоборот?

Предпосылки возникновения теории.
Вы замечали, что в разное время, в зависимости от обстоятельств мы испытываем разные чувства? Мы называем это настроением. На самом деле в это время мы и мыслим по-другому, и поведение наше в чём-то меняется. Всё это вместе: чувства, мысли, поведение, является нашим эго-состоянием, т.е. состоянием нашего я потому, что эго переводится, как Я.

В разное время один и тот же человек, может выглядеть и чувствовать себя по-разному. Мы можем быть весёлыми, грустными, задумчивыми, озабоченными, беспечными, принципиальными. Всех вариаций не перечесть.

Э. Берну удалось во всём этом многообразии найти особую закономерность, и он выделил три эго-состояния, которые имеют не только свою особенность в проявлении, но и выполняют определённую роль в нашей жизни. Он дал им образные названия – внутренний Родитель, внутренний Ребёнок и внутренний Взрослый. Для наглядности он изобразил это графически. И действительно диаграммы эго-состояний и трансакций помогают лучше воспринимать излагаемый материал.

(В дальнейшем названия эго-состояний в тексте всегда будут писаться с большой буквы, а реальные родители, дети и взрослые со строчной. Ребенок на диаграммах обозначается букой Д – Дитя.)





Как было уже отмечено, в то время господствовал психоаналитический подход к природе человека, и такое объяснение устройства личности учёных не устраивало. За такое вольнодумство Э.Берна исключили из ассоциации психоаналитиков, что было для него, конечно, большой травмой, но от своей идеи он всё равно не отказался.

Много лет он доказывал, что именно такой подход к структуре личности может объяснить сложность взаимоотношений между людьми. Когда мы понимаем, что в общении двух людей принимает участие как минимум шесть субличностей, тогда становится понятным, почему так часто между людьми возникают разногласия.

О природе каждого эго-состояния мы ещё будем говорить более подробно, а сейчас остановимся на том, какие особенности трансакций выделил Эрик Берн.

Виды трансакций и их основные правила.

На этом рисунке дано изображение сразу несколько разных трансакций.

Для непосвящённого человека эта диаграмма может показаться китайской грамотой. А между тем в этом есть определённая закономерность, которую очень легко понять.



  1. Основой правильного общения являются параллельные трансакции. Они могут быть между одноимёнными состояниями и противоположными.



Параллельными транзакциями называются такие, при которых эго-состояние, куда послан стимул, является источником реакции.

Например. Когда мама с ребёнком подходит к луже, говорит ему: «Так, в лужу мы не пойдём!» Она из своего Родителя обращается к Родителю ребёнка. А ребёнок ей отвечает: «Нельзя в лужу заходить, это только плохие детки так делают!» Он тоже ответил маме из своего внутреннего Родителя.



Кому-то может показаться, что это была параллельная трансакция Взрослый-Взрослый. На самом деле мама с детства знает, что в лужу лезть не хорошо, это и есть её внутренний Родитель, и, как видите, ребёнок это тоже усвоил это правило, которое отложилось в его Родителе.

А вот если бы они говорили о конкретной ситуации, то это уже была бы трансакция Взрослый-Взрослый. «Сынок, не ходи в лужу, ты можешь промочить ноги!» «Хорошо, мамочка, я постою на самом краю, и посмотрю, как поплывёт мой кораблик».

Ну и наконец, если бы мама шла с ребёнком после летнего грибного дождика по парку, они могли бы смеясь прошлёпать по тёплой лужице, продемонстрировав жизнерадостную трансакцию Ребёнок-Ребёнок. «Мама, догони меня!» «Сейчас догоню! Ха-ха-ха!»



Если ребёнок посылает сигнал о помощи, он, как правило, направлен из Ребёнка в Родителя папы или мамы. И когда его просьба удовлетворена, то это тоже пример параллельной трансакции. Ребёнок просит сквозь слёзы: «Мама, я не могу обуть ботинок!» И мама ему отвечает: «Не плачь, давай я тебе помогу!»



А если маме нужно учить ребёнка необходимым навыкам, то стимул из её Родителя будет направлен в Ребёнка своего сына или дочери. Адекватная реакция из Ребёнка в Родителя мамы также даст параллельную трансакцию. «Машенька, иди чистить зубки!» «Хорошо, мамочка!»





  1. Следующая разновидность трансакций – пересекающиеся.



Пересекающаяся транзакция – это такая транзакция, при которой эго-состояние, куда послан стимул, не является источником реакции. Она бывает тогда, когда нужно прервать затянувшуюся параллельную трансакцию или когда кого-то не устраивает стимул, и он даёт реакцию из другого эго-состояния.

Ситуация с той же лужей могла иметь другие варианты.

Например. Если ребёнок лезет в лужу, где он может промочить ноги и простыть, мама из Взрослого не разрешит ему это сделать. Хотя ребёнка такая реакция мамы явно не устроит. «Мама, я хочу пройти по лужице!» «Нет, сынок, нельзя. Она глубокая, ты промочишь ноги и заболеешь!»

Когда ребёнок у нас что-то просит, он посылает стимул из своего Ребёнка в нашего Родителя, а мы, в силу каких-то опасений воспринимаем его нашим Ребёнком и из него даём реакцию в Родителя нашего ребёнка. Получается резкая пересекающаяся трансакция.

Например. В той же ситуации, когда ребёнок просит залезть в лужицу, мама может ответить резким тоном. «Не смей! Отойди от лужи!!!» Здесь нет оценки ситуации. Ей просто не хочется, чтобы ребёнок лез в лужу.

3. И, наконец, скрытые трансакции.



Скрытая транзакция, у которой есть два уровня коммуникации, социальный и психологический. Социальный уровень транзакции – это то, что мы говорим. А психологический уровень заключается в невербальных (не словесных) сигналах – мимике, интонации голоса, жестах и т.д. Скрытая трансакция необходима нам тогда, когда у нас имеется запрет на проявление каких-то чувств.

Скрытые трансакции могут появляться в общении с детьми в любом возрасте, но наиболее наглядно это видно, когда дети уже более взрослые.

Например. Когда школьник просится у мамы пойти к другу, чтобы вместе учить уроки, то он аргументирует это тем, что его товарищ лучше учится и в чём-то ему поможет. Внешне это выглядит как трансакция Взрослый-Взрослый. «Мама, я хочу пойти на ночь к однокласснику. Нам нужно подготовиться к контрольной по математике!» На самом же деле ребёнок просит об этом таким тоном, что маме сразу становится понятно – уроки здесь ни при чём. Мама считывает скрытую трансакцию Ребёнок – Родитель. «Мама, отпусти меня к другу на ночь. У него есть компьютер и нам хочется поиграть с ним в игры». Но мама знает, что у друга её сына родителей не будет дома, и она опасается, что дети там будут заниматься чем-то нехорошим. Сказать же об этом сыну маме стыдно. Поэтому она поддерживает социальный уровень трансакции. «Нет, нельзя. Незачем его отвлекать. Лучше давай я сама помогу тебе разобраться с уроками». Как будто она тоже дала реакцию из Взрослого эго-состояния. На самом деле это было сказано таким тоном, что подспудно оказалась пересекающаяся трансакция Ребёнок-Родитель. «Ишь, чего надумали! Я то знаю, чем вы там будете заниматься!» Но сказать, что она не отпускает сына из-за опасения недозволенных развлечений, мама не решилась. Поэтому и ей тоже пришлось прибегнуть к скрытой трансакции.

Далее Э.Берн вывел для каждой группы трансакций правила:




  1. Параллельная трансакция может длиться сколько угодно.

Например. Если бабушки у подъезда обсуждают всех, кто проходит мимо и сходятся на том, какая несносная нынче молодёжь пошла, им это не надоест никогда. Это типичный пример параллельной трансакции Родитель-Родитель.

  1. Пересекающаяся трансакция, сразу прекращается, часто оставляя неприятные чувства.

Например. Если в компании этих соседушек кто-то вступится за молодёжь, и переведёт разговор в трансакцию Взрослый-Взрослый, сказав, что среди них тоже много воспитанных и ответственных молодых людей, от бабушек тут же последует реакция из их Ребёнка и получится трансакция Ребёнок-Родитель: «А что это Вы их так защищаете?!» Оппонент тоже в долгу не останется и парирует: «На себя бы посмотрели, сплетницы!» Это тоже Ребёнок-Родитель.

Сами понимаете, что такие трансакции долго продолжаться не могут.



  1. При скрытой трансакции главным является психологический уровень.

Для ученика, который просится на ночь к своему другу, на первом месте стоит удовольствие от компьютерных игр. А речь о занятиях – это ширма.

Если мама за основу принимают озвученную трансакцию Взрослый-Взрослый, то она может ему ответить: «Конечно, иди, если тебе это необходимо!» Тоже Взрослый-Взрослый. Но за таким наивным непониманием скрывается главная причина её доброты. «Вот и хорошо, мы тоже сегодня как раз сегодня хотели побыть дома с папой одни!» Главная цель достигнута обеими сторонами!

Но это уже получился пример психологической игры. А об этом мы будем говорить позже. Когда вы научитесь хорошо оценивать эго-состояния и трансакции.
Эта часть учения Э.Берна является краеугольной, поэтому и вся его теория получила название – трансактный анализ. На самом деле, все положения учёного являются важными.

И ещё раз напомню, что эти знания необходимы не только профессионалам, но и каждому человеку, особенно родителям.



Общая характеристика эго-состояний.
Эго-состояния – это объективная реальность. Каждое из них имеет одинаково важное значение в нашей жизни, как и любая часть нашего организма. Каждому присуща его неповторимая роль. И если, по каким то причинам, мы оказываемся не в том состоянии, в котором нам нужно быть, то возникают всякие трудности. Берн подобрал очень правильные названия всем эго-состояниям, и вы сейчас в этом сами убедитесь.
Внутренний родитель. Это эго-состояние несомненно имеет сходство с названием, которое предложил Э.Берн. Ведь родитель в нашем представлении, как правило, строгий, поучающий, не терпящий возражений.

Внутренний Родитель – это набор наших чувств, мыслей и поведенческих реакций, которые мы с самого раннего детства скопировали у взрослых значимых для нас людей. Прежде всего – это родители, а также бабушки, дедушки, тёти, дяди и все, кто, так или иначе, был значим для нас в нашем раннем детстве. Часто для детей Родительскими фигурами являются старшие братья, сёстры, учителя или просто знакомые. Внутренний Родитель – это своеобразный шаблон, который помогает ребёнку выжить в этом мире.

Например. После того, как мама несколько раз скажет ребёнку, чтобы он не трогал горячий утюг, и, получив, вдобавок, болезненные ощущения (от мамы или всё-таки обжёгшись об утюг) в подтверждение маминых слов, дальнейшую заботу о нём будет осуществлять уже его внутренний Родитель.

Через некоторое время мы можем увидеть, как этот маленький человечек будет очень серьёзным тоном и, сопровождая свои слова соответствующими жестами, всем объяснять, что «Утюг трогать нельзя, он горячий!»
Внутренний Ребёнок. Далее Э.Берн отметил следующей интересный факт.  Каким бы взрослым и почтенным не был человек, в какие-то моменты жизни он может быть похожим на ребёнка. Это наблюдение подсказало ему название соответствующего эго-состояния.

Внутренний Ребёнок – это все наши чувства, переживания и поведение которые мы когда-то прожили в детстве. При некоторых обстоятельствах мы не просто вспоминаем наше детство, а как бы снова проживаем прежние чувства, так же мыслим и даже иногда ведём себя соответственным образом. Часто мы переживаем радостные, приятные ощущения, испытанные в детстве, а иногда наоборот, возникает какое-то болезненное чувство, от которого мы не смогли избавиться в детстве. Это, как правило, какие-то страхи, переживания, неудовлетворённость.

Внутренний Взрослый. И, наконец, независимо от наших переживаний, будь то это запрет на что-то нашего внутреннего Родителя, или беспокойство Ребёнка, мы даже в самой сложной жизненной ситуации можем принимать те решения, которые позволяют её полностью разрешить. Причём это выражается не только в нашем правильном поведении, но и в настроении. Э.Берн назвал это состояние – внутренний Взрослый.

Внутренний Взрослый – это та часть нашего эго-состояния, которая максимально соответствует ситуации здесь и сейчас, проявляясь в уверенном поведении, рассудительности и спокойствии.

Оно начинает формироваться у ребёнка уже с шести месяцев. С годами роль Взрослого становится главной в жизни каждого человека. Именно эта часть нашего эго-состояния является посредником между Родителем и Ребёнком, помогая нам в любой момент жизни находиться «здесь и сейчас».


Для иллюстрации того, как проявляются наши эго-состояния, я приведу шуточную метафору. Представьте себе, как повели бы себя три человека у светофора, если бы у каждого из них было только одно из этих состояний.
Человек, имеющий внутреннего Ребёнка, которого ни разу в жизни не предупреждали о последствиях неправильного поведения на дороге, сразу бы побежал на другую сторону, даже не взглянув на какие-то там фонарики. Ему было бы задорно прямо перед едущими машинами перебежать улицу. «Смотрите, какой я быстрый и смелый!» Едва ли это порадует взрослых. Но зато, какой восторг испытают дети, глядя на этого героя!
Другой человек, с сильным Родителем, встанет, как вкопанный перед красным светом! И это, конечно же, правильно! Но, если вдруг светофор окажется сломанным, и красный свет будет гореть целый час, то такой человек так и останется стоять на месте.
А если бы мы могли прочитать мысли Взрослого, на пути которого оказался светофор с красным сигналом, мы бы вспомнили фантастический фильм с человеком-роботом. «Это устройство показывает нам, что дорогу сейчас переходить нельзя. Опасно для жизни! Через минуту. Время ожидания истекло! Принимаю новое решение: посмотреть налево, посмотреть направо. Дорога свободна, можно идти!» Заметили, как это вычурно?
Нормой является координированное действие всех эго-состояний. Главным будет Взрослый. Он прислушается к Родителю, и остановится на красный свет, а не будет на ходу придумывать новые правила. Одёрнет своего Ребёнка, которому тут же захотелось бы побежать вперёд, зато оставит на лице всю детскую непосредственность. Но когда он поймёт, что ситуация нестандартная, поступит так как нужно. Т.е. посмотрит по сторонам и вместе с другими пешеходами перейдёт дорогу.
Мой пример показал лишь взаимодействие эго-состояний между собой внутри одного человека. Но ведь на том же переходе может состояться диалог двух и более людей, который будет полностью зависеть от того, какие их эго-состояния примут в нём участие, и как они будут между собой взаимодействовать.
Для того, чтобы правильно оценивать свое эго-состояние и эго-состояние наших собеседников, прежде всего наших детей, необходимо о каждом эго-состоянии поговорить подробнее.
Внутренний родитель.

Для чего нам необходимо уметь оценивать эго-состояния? Чтобы понимать соответствуют ли они той ситуации, в которой мы находимся в конкретный момент времени.

Когда мы только начинаем изучать теорию эго-состояний, нам кажется, что мы всегда находимся только во Взрослом. Но это не так. Сейчас вы узнаете, что для каждого эго-состояния есть особые признаки, по которым мы можем определить, кем же мы в данный момент являемся: Родителем, Ребёнком или всё-таки Взрослым.

Проявление каждого эго-состояния соответствует их назначению. Самая главная задача родителей, прежде всего, сохранить жизнь своему ребёнку, затем правильно его воспитать, чтобы он был счастлив в этой жизни. Когда родители обращаются к своим детям, они выбирают при этом особую интонацию, мимику, жесты. Все эти сигналы дети «проглатывают не пережёвывая», интроецируют. А родители в свою очередь получили эти знания и навыки по воспитанию в семье своего происхождения, так же с самого раннего детства. Помните пример, когда 2-3 летний малыш предупреждает, что утюг трогать нельзя. И тон у него уже поучающий, и брови при этом хмурит, и даже пальчиком может погрозить. Всё это он скопировал у своей мамы. Но когда этот мальчик вырастет и будет точно также оберегать своего ребёнка от опасности, он будет уверен, что его этому никто не учил. «Я сам всё это знал!»

Нет! Мы с момента рождения копируем у всех значимых для нас людей то, что может пригодиться нам в нашей жизни.

В тоже время не все родительские предостережения или наставления одинаково нужны нам как в детстве так уже и во взрослой жизни. И если в какой-то сложной ситуации мы будем отстаивать свою точку зрения, нам важно оценить, из какого состояния мы всё-таки говорим. Причём независимо с кем мы спорим, со взрослыми людьми или с ребёнком. Да и состояние нашего собеседника при этом не лишне оценить.

Для внутреннего Родителя есть значимые слова и выражения, по которым мы можем отличить его от другого эго-состояния.

«Глупый, капризный, нелепый, отвратительный, ужасный, упрямый, ленивый, вздор, абсурд.» – это оценочные слова.

Часто в речи Родителя может звучать уверенность, не терпящая возражений: «Я лучше знаю! Такого не может быть! Как ты смеешь! Ни за что на свете!».

Либо звучит покровительственный тон: «Милашечка, голубчик, бедняжка, сынок, душечка, заинька, да ладно уж и т.п».

Часто в речи Родителя звучат такие требования: «Не смей! Я кому сказал?! Прекрати сейчас же! Не спорь со мной! Делай, что тебе говорят!».

Все эти выражения сопровождаются соответствующей мимикой и жестами: нахмуренный лоб, плотно сжатые губы, прищуренные глаза, скрещенные руки на груди, указующий перст или поглаживание по голове, похлопывание по плечу, а то и по спине (этакое приободрение).




Внутренний ребёнок.

Совсем по-другому человек будет выглядеть в состоянии внутреннего Ребёнка.

Это может быть в ситуации, когда он свободен от какой-либо ответственности, и может, что называется, расслабиться. Тогда в его подсознании оживают те чувства, которые он испытывал когда-то в детстве и его состояние здесь и сейчас также может проявляться в соответствующей речи, мимике, жестах.

Но часто к нам могут возвращаться и неприятные чувства, которые также свойственны детям.

В любом случае в состоянии внутреннего Ребёнка мы очень похожи на детей.

Слова и выражения: «Я хочу, я не знаю, мне всё равно, мне кажется, когда я вырасту, самый большой, самый лучший» - позволяют нам понять, что мы или наш собеседник находится в Детском эго-состоянии.

Дети очень интересно выражают превосходную степень: «У меня лучше, чем у тебя!»

Разные чувства сопровождаются своеобразными детскими жестами, позами и мимикой.

При положительных реакциях: радость, смех, восторг, удивление, подпрыгивание.

При обидах и разочарованиях: слёзы, надутые губы, хныкающий голос, пожимание плечами, потупленный взор.

При раздражительности: вспыльчивость, закатывание глаз, дрожание губ, замахивание рукой, часто высокие ноты при желании перекричать собеседника. Иногда кто-то может даже плеваться.

Когда мы оцениваем состояние маленьких детей, нужно помнить, что, не смотря на возраст ребёнка, его внутренний Ребёнок также иногда может не соответствовать ситуации здесь и сейчас.

Но самое важное, не пропускать у себя Детское эго-состояние, когда мы уверены, что находимся во Взрослом.

Родителям нужно помнить очень важное правило. Нельзя допускать подмены статуса и роли. Если ребёнок в семье выполняет роль Родителя, а родители при этом уютно чувствуют себя в роли Ребёнка, то это очень травматично для детей.

Когда, например, папа удручённый тяготами жизни приходит домой навеселе, ребёнок зная, как это огорчает маму, начинает его воспитывать. «Ты опять напился! Сколько же это может продолжаться?!» И мама довольна, что у неё такой защитник уже есть, и папе приятно, что о нём кто-то заботится. Да не просто кто-то а его любимое дитя!
К сожалению, эти ситуации очень часты в семье, и родители не догадываются, какую это травму доставляет их детям.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница