Не похожий на тебя…



Скачать 127.3 Kb.
Дата14.11.2016
Размер127.3 Kb.

Не похожий на тебя….

Не похожий на меня…


Социальные исследования, проводимые психологами и социальными работниками интересующимися вопросом «Белая ворона» в коллективе показали, что практически в каждом школьном коллективе существует «белая ворона», — существо, отличное от всех остальных, причем неважно в какую сторону: яркие лидеры или забитые парии. Потому и отношение к ним у всех разное.

Было проведено исследование в старших классах, результат оказался следующим. У 50% опрошенных «белая ворона» не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций, поэтому мы назвали эту группу ребят «терпимыми». 16% относятся к ней негативно: они, условно говоря, «гонители». 14% — «очарованы» блеском экзотической птички. Наконец, 19% опрошенных сами себя считают «белой вороной».

«ОЧАРОВАННЫЕ»


Всего лишь 22 из 156 опрошенных (14%) могут похвастаться своей безграничной любовью и уважением к «белым воронам». В их воображении «белая ворона» — это некий романтический образ: человек своеобразный (82%) и сильный (20%), к которому в классе относятся с интересом (20%) и даже считают гордостью коллектива (еще 15%). О такой идеализации не мечтали даже... сами «белые вороны», которые, что уж греха таить, склонны приукрасить свой быт всякими разными побрякушками.
Поклонники «белой вороны» считают, что последние наделены выразительностью от рождения (59%); загадочный наследственный фактор придает им столь ослепительный ореол, что все реальные минусы изоляции перед ним блекнут. Конечно, в юном возрасте можно ходить и в розовых очках, но ларчик открывается просто: 20% «очарованных» «белую ворону» просто... придумали (ее нет в их окружении). А некоторые тайно относят себя к этому редкому виду птиц, но стесняются в этом признаться (10% не дали ответа на вопрос о цвете собственного оперения).
«Очарованные» склонны приукрасить действительность, им хочется иметь перед собой светлый ориентир. Для них сильная личность обладает притягательным магнетизмом: в 50% случаев они однозначно примут дружбу экзотической птички и в 9% случаев готовы примерить на себя ее оперение. Еще 55% сделали бы это в порядке эксперимента.
Они не верят в то, что во взрослой жизни «белую ворону» ждут большие проблемы, но некоторое сомнение в безоблачности будущего таких людей у «очарованных» все же появляется (41% считает: не стоит надеяться, что мир прогнется под «белую ворону»).
Да, нашим романтикам хочется верить, что неординарность — это козырная карта в жизни (36%), и совсем не хочется признавать, что за это могут, напротив, канделябром по лбу (лишь 20% считают, что «белая ворона» — объект агрессии). И все же, если такое случится, считают «очарованные», надо защищать таких людей, хотя и без вмешательства взрослых.
Конечно, если вдруг «белая ворона» посереет и станет как все, то ее перестанут третировать, но как скучен будет без нее мир! И ни один «очарованный» не пожелал нашей «белой вороне» такой участи.
Итак, уважаемые «белые вороны», знайте, что есть всего 14%, нет, целых 14% ребят, которые восхищаются вами, по-хорошему завидуют вам и всегда готовы с вами дружить!


Единственное пожелание от этой группы:

«Будь собой и дари людям радость!»

«ТЕРПИМОЕ» БОЛЬШИНСТВО


«Белая ворона» — явление редкое, но даже среди нейтрально относящихся к ней людей, а таких 50% (78 человек), никто не считает ее гордостью коллектива. Большинство опрошенных признают, что в классе к ней относятся отстраненно (24%) и даже с пренебрежением (25%).
В вопросе о происхождении «белой вороны» мнения «терпимых» разошлись. Равное количество голосов получили гипотезы о каких-то проблемах (в семье, материальных, травмах) — 34% и о врожденной «белизне» птички — 33%. Но наряду с ними присутствовали и другие мнения: это продукт воспитания (14%), такие люди просто зазнаются (6%) и вообще что «белая ворона» пока новенькая и к ней просто привыкают.
Но, несмотря ни на что, в отличие от ярых противников «альбиноса», среди «нейтральных» нашлось всего 7 человек, которые никогда не стали бы дружить с «редкой птичкой» (9% опрошенных).
Разумеется, на месте «белой вороны» никто не хотел бы оказаться: невзирая на всю свою «терпимость», 72% опрошенных даже не хотят и думать о том, чтобы хоть на минуточку ею стать. Но все же нашлись смельчаки, которые ненадолго, в порядке эксперимента, согласились бы, возможно, оказаться на ее месте (28%).
Самого же «альбиноса» большая часть «терпимых» считают человеком своеобразным (70%), меньшая — забитым (21%), ну и лишь один индивид думает, что наша «птичка» сильная. Видимо, из-за своего своеобразия «белая ворона» часто становится объектом агрессии — так считает половина опрошенных. А вот вмешиваться в эти отношения взрослым, например учителям, не стоит, так как будет только хуже — мнение подавляющего большинства (83%). Но защищать «белых ворон» все-таки надо (62%)...
Кого же винить в изоляции «белых ворон»? 3% опрошенных думают, что виноват переходный возраст. Скептики (13%) выносят приговор: «горбатого могила исправит». А большинство думает иначе: 42% полагают, что «белая ворона» — это состояние вовсе не постоянное и жизнь внесет свои коррективы, 40% — что в другом коллективе этот человек может быть принят как свой. Короче, «нейтральные» считают, что «белая ворона» все-таки имеет шансы войти в «стаю».
А вот насчет дальнейшей судьбы редкой птички многие «терпимые» затрудняются ответить (38%). 15% опрошенных считают, что она сможет занять достойное место в жизни только в том случае, если изменится. 22% пророчат ей большие проблемы. И, наконец, 20% думают, что наш «альбинос», безусловно, найдет себя в жизни.
Но все же надеяться, что «мир прогнется под «белую ворону», не следует: это бессмысленно — таково мнение большинства (53%).
Но не все так страшно. Каждый человек — индивидуальность и личность. И непохожесть «белой вороны» на других вполне естественна и даже украшает ее. А подчас в плохом отношении к ней виновата не только она сама, но и коллектив, в котором «живет» такой «ценный и редкий вид». Так что если ТЕБЕ плохо в твоей «среде обитания», советует наше «терпимое» большинство, — просто смени ее.


И главное: «Будь собой — не дай СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ!!!»

«ГОНИТЕЛИ»


Около 17% всех опрошенных молодых людей (26 человек) выразили негативное отношение к «белым воронам». Таких радикально настроенных подростков, безусловно, можно встретить в любом коллективе. По мнению 35% «гонителей», в классе к «белой вороне» относятся с явным пренебрежением.
Негативно настроенная группа, в отличие от остальных, считает главной особенностью «белой вороны» ее поведение и привычки. Это «человек в футляре», забитый и неразговорчивый. Среди современной энергичной и продвинутой молодежи он выделяется своей блеклостью. Его внешний вид (и даже движения!) вызывают агрессию со стороны окружающих. Так считает почти половина данной группы (46%). Причиной того, что человек стал «белой вороной», «нетерпимые» считают воспитание. Их диагноз радикален и бесповоротен: «горбатого могила исправит».
А вот в своем прогнозе на будущее они солидарны с остальными тинэйджерами: бессмысленно полагать, что «мир прогнется» под «белую ворону» — ей самой придется «прогибаться» под этот сложный и подчас несправедливый мир. Ее ждут большие проблемы. Всего один «гонитель» не согласился с этим утверждением.
На вопрос о возможности дружбы с «белой вороной» «нет» ответили большей частью именно «нетерпимые», хотя некоторые из них проявили-таки признаки жалости! Большинство из них ни под каким предлогом не хотели бы оказаться на месте «белой вороны», потому что не видят в ее положении никаких плюсов. А главным минусом считают отсутствие общения, одиночество и закомплексованность: «У нее нет друзей, нет любви и дружбы. Она отделена от мира — это ненормально. Нельзя же жить замкнуто!»
Чтобы «белой вороне» вернуться в «стаю», по мнению «нетерпимых», ей срочно надо овладеть чувством «стадности». Многие из них расценивают его как положительную черту, и в жизни стараются быть похожими на других, дабы не выделяться, не привлекать к себе внимание. «Белой вороне» необходимо больше уверенности в себе, открытости и доброжелательности. И тогда она будет ощущать себя частью единого коллектива, что непременно скажется на отношении к ней окружающих.
Некоторые старшеклассники, несмотря на неприятие «белых ворон», дали несколько советов людям, попавшим в подобную ситуацию: больше общаться, прислушиваться к мнению одноклассников, не выделяться среди остальных, «любить себя таким, какой ты есть... в общем: не грусти, похрусти, и все будет о’кей».

«БЕЛЫЕ ВОРОНЫ»

Мы знаем, что многие из опрошенных нами ребят просто побоялись признаться в истинном цвете своих перьев, несмотря на то что они и есть те самые «белые вороны». Выражаем признательность тем, кто все же решился. К нашему удивлению, их оказалось совсем немало. 19% опрошенных (30 человек) сами относят себя к белокрылым. Конечно, именно эта группа ребят представляла для нас наибольший интерес. Она же и оказалась самой сложной. Каждый давал свое определение «белой вороне». «Птицы» попадались разные, порой они не поддавались никакой классификации.

Но все же можно выделить три группы.

«Стань главным, и люди за тобой потянутся!»




Первая группа «белых ворон» больше похожа на «белых коршунов». Они все время стремятся отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые, всегда на виду, в центре внимания и иногда — непонимания. Своими поступками они ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его: «Все люди удивляются моим прогрессивным взглядам и хотят подражать мне».
Заметьте, быть такими «белыми воронами» довольно выгодно и интересно. С твоим мнением считаются, спрашивают совета, говорят комплименты, зовут на все вечеринки. Такие подростки чувствуют себя сильными из-за своей непохожести: «Люди гораздо больше забиты, беспомощны и неинтересны, чем я». В классе они нередко лидеры, гордость коллектива, но чаще их считают просто зазнайками, хотя относятся с уважением и даже иногда побаиваются. Но способны ли они стать кому-то близкими друзьями — вот вопрос.
«Таким-то людям будет легко пробиться в жизни, — думают одноклассники. — Не они зависят от других, а другие от них». Однако роль эта совсем не так легка, как кажется. Нередко они оказываются заложниками своего избранного положения: никогда нельзя терять авторитет в глазах других, приходится умалчивать о личных проблемах и всегда сохранять оптимизм. Ни за что и ни с кем нельзя делиться своими неудачами: имидж требует жертв. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. И это еще цветочки.
В школе учителя придираются: не любят всезнаек, на улице у молодых людей серьги из ушей вырывают и т.д. Надо быть всегда начеку, чтобы отстоять свою индивидуальность. Но ведь этим «коршунам» только дай повод за свои права побороться, и они сделают это агрессивно, но с блеском. Отчаиваться они пока не собираются, так же как и что-либо менять в своем положении (они за него столько боролись!).


С удовольствием философствуют на тему своей избранности:

«Как только стая поглотит последнюю «белую ворону», общество станет похожим на колонию».

«Не слишком ли сильно мы все хотим слиться со стаей?
Я думаю, что достаточно лететь с ней в одном направлении»




Как видите, направление со стаей все-таки выбрано одно. Следующая группа «белых ворон» пока не спешит затесаться в ряды абсолютных лидеров. Но такие подростки всегда и на все имеют свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В классе к таким чаще относятся с интересом (27%), а если негативно, то отнюдь не все: «У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто «белым воронам» эти враги высказывают в лицо то, что думают».
Самостоятельны, не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них: собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со «стаей». Так ответило 52%. Это — яркие личности! Даже судя по анкетам, умные и интересные. Среди них самое популярное определение в самохарактеристике — своеобразные (64%).


«Стадное» чувство их раздражает.
Почему они стали такими? В большинстве случаев «белые вороны» говорили, что просто отличаются от других характером, без указания на какие-либо причины. Но, конечно, повлияло и воспитание, образ жизни семьи, например: «Частая смена школ, случайные командировки отца в другие города, страны: живя в Европе, имела возможность общаться с интересными людьми».
83% ответили, что оставят все как есть и просто будут жить дальше. У них уже есть все: они сами, их индивидуальность, неповторимый внутренний мир, неординарное мышление и, как следствие, интересная жизнь. Безусловно, пройдет время и они найдут свое место в жизни.

Их девиз: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

«Надо менять себя полностью...»



14% «белых ворон» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но пока не получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные «белые птенчики». Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям, ох, как тяжело.
Окружающие часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. 12% всех «белых ворон» не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить на «глупых людей» время и эмоции. «Держи свое мнение при себе», «надо менять себя полностью» — советы братьям по несчастью.
Порой «белых ворон» охватывает отчаяние: «Вообще перестану с ними (классом) общаться». Им (таких 20%) категорически не нравится их положение в классе. Они призывают окружающих к терпению: «Белые вороны» тоже птицы, не судите и не судимы будете, ибо каждый по-своему «белая ворона».
Наверное, «белым птенчикам» надо что-то для начала поменять в себе: может быть, сходить к психологу, а потом даже поменять школу, чтобы легче было создать новый имидж.

Нам очень понравился совет «белым воронам» в одной из «нормальных» анкет:

«Полюби для начала самого себя!» И тогда, возможно, из «белого птенчика» вырастет настоящая сильная

«белая птица».

«Слава Богу, у меня есть старший брат...»


Внимание, тревожные цифры! 73% наших «белых ворон» были объектом агрессии или являются им и сейчас. Наши «белые вороны», как правило, привыкают не обращать внимания «на наезды» и продолжают бороться за свою индивидуальность.
В большинстве своем (83%) они гордые, и потому, несмотря ни на что, не считают свое положение нетерпимым. Но все же 63% были бы совсем не против, если бы в трудный момент хоть кто-то защитил их от несносных обидчиков. Вот только помощь учителей большая часть принимать отказывается. Кроме тех, чье положение уже становится невыносимым. Когда постоянно бьют и травят, приходится прибегать к помощи завучей и директора без шуток!
Простые выяснения отношений перерастают в настоящие драки: «Слава богу, у меня есть старший брат». Есть только одна мечта: побыстрее закончить школу. 23% винят окружение в своем сегодняшнем положении: «В классе есть лидеры, которым не нравится моя индивидуальность» или «Есть один человек, который меня, в некотором роде, забивает».
«Белых ворон» часто не воспринимают, считают, что они «не от мира сего». Но именно среди «белых ворон» попадались ребята интересные, образованные и начитанные. Их ответы пестрели цитатами из В. Маяковского, А. Грибоедова, А. Вознесенского и бог знает откуда еще. «Выдавали» они их с легкостью, непринужденно и, конечно, наизусть.




А теперь самое заветное!!!!. Мы попросили наших «белых ворон» анонимно обратиться к окружающим. Вот одно из самых ярких, дышащих достоинством обращений:
«Вы слышите нас? Тогда откройте уши тем, кто не слышит.


Мы — ваше спасение.

Мы — та ваша часть, которая рвется на волю вопреки общественным догмам!

Мы — ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Не будьте жадными, дайте нам место для действий.

И мы вытянем вас в яркий, незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными.

Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными!»
  1. Какой оттенок имеет для вас понятие «белая ворона»?

а)Положительный, б)нейтральный, в)негативный.

  1. Есть ли в вашем классе, в вашем окружении «белая ворона»?

а)Да, б)Нет

  1. Как относятся к «белой вороне» в классе?


а)она гордость коллектива; б)с интересом; в)настороженно; г)отстранённо; д)негативно; е)с явным пренебрежением

  1. В чём вы видите её непохожесть на других?

а)в особенностях мировоззрения; б)в особенностях поведения, привычек; в)в необщительности, замкнутости, низкой самооценке; г) в индивидуальности, неординарности; д)в высокой самооценке; е)во внешнем виде, одежде

  1. Почему по-вашему побелела «белая ворона»?

а)такой уродилась; б)к этому привели какие-то обстоятельства; в)проблемы в семье, материального характера, травмы; г)это продукт воспитания; д)просто этот человек новенький в коллективе и к нему привыкают; е)зазнаётся

  1. Как вы думаете быть «белой вороной» - это временное состояние или постоянное?

а) горбатого могила исправит; б) жизнь внесёт свои коррективы; в) виноват переходной возраст; г)в другом коллективе, даже сегодня, этот человек может быть воспринят как свой

  1. Стали бы вы дружить с «белой вороной»?

а)да, б)нет, в)по обстоятельствам

  1. Хотели бы вы оказать на её месте?

а)да, б)нет, в)ненадолго в порядке эксперимента

  1. Видели ли вы плюсы в положении «белой вороны»?

а)не вижу; б)она – яркая индивидуальность; в)у неё есть свой взгляд на жизнь; г)она независима и естественна; д)к ней хорошо относятся окружающие; е)ей легко пробиваться в жизни

10. А минусы?

а) не вижу; б) она одинока; в) ей надо постоянно бороться за авторитет; г) у нее формируются комплексы; д) забитость, замкнутость, пессимизм; е) она находится в общественной изоляции; ж) над ней издеваются, ей завидуют; з) ей тяжело пробиться в жизни;



11. Чего не хватает «белой вороне», чтобы ее приняли в стаю?

а) общительности, искренности, открытости; б) уверенности в себе, смелости; в) «стадного» чувства, гибкости в общении; г) ощущения себя частью коллектива; д) адекватности мышления, ума; е) адекватности поведения; ж) нормальной внешности, одежды; з) другого общества



12. Продолжите характеристику «белая ворона» – это человек…

а) сильный; б) своеобразный; в) забитый



13. в чем состоит ваше личное противоядие от общественной изоляции?

а) много общаюсь, коммуникабелен; б) жизнерадостен, обладаю чувством юмора; в) естественен, искренен, прямолинеен; г) доброжелателен по отношению к людям; д) не отличаюсь от «стаи»; е) дорожу дружбой


  1. Нравится ли вам положение в классе, коллективе?

а) да; б) нет; в) есть свои плюсы и свои минусы

2. В чем вы видите основную причину такого вашего положения в коллективе?

а) себе; б) в окружении; в) в себе и окружении

3. Если причина внутри вас, то какие качества не дают вам слиться со «стаей»?

а) не хватает общительности; б) моя независимость; в) не хватает уверенности в себе; г) застенчивость; д) честность, порядочность, скромность;

4. Если причина в окружении, то какие особенности класса не дают вам возможности быть с ним единым целым?

а) непонимание; б) снобизм; в) жестокость и нетерпимость; г) презрение окружающих; д) люди забиты, неинтересны

5. Были ли случаи агрессии окружающих против вас?

а) да; б) нет

6. Считаете ли вы сложившиеся отношения нетерпимыми?

а) да; б) нет











База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница