Не идеологии и программы оппозиционных партий приводили народ к победе, а народ приводил оппозиционных политиков к власти



Скачать 363.4 Kb.
Дата05.05.2016
Размер363.4 Kb.
I.
На постсоветском пространстве Кыргызы – единственный народ, своей волей сменившие власть двоих президентов далеко не престарелого возраста.

Феномен обоих событий заключается в том, что не идеологии и программы оппозиционных партий приводили народ к победе, а народ приводил оппозиционных политиков к власти, (которые, можно сказать, оказывались в нужное время в нужном месте).

У истоков событий, когда Союз начал разваливаться и первые секретари ЦК партий становились президентами, в Кыргызстане именно под давлением масс к власти пришел опять таки не партийный функционер.

Если народную революцию марта 2005г. можно было ещё отнести к случайности, то события апреля 2010г. уже подтверждают их системную закономерность.



В чем их причины и каковы уроки!

Научный анализ и поиск правильных, адекватных истинным событиям, ответов является судьбоносным не только для Кыргызстана, но и для всего региона Средней Азии и Казахстана, как показали трагические события 10-12 июня на юге республики, приведшие к сотням тысяч беженцев, большим человеческим и материальным потерям.

Уникальность событий марта 2005г. и апреля 2010г. в Кыргызстане исключают поиск правильных ответов на поставленный вопрос в рамках научных концепций и взглядов не только Запада, но сложившихся в СССР, и продолжающих сохраняться во многих республиках СНГ.

Концептуальной причиной этого является фундаментально ошибочный взгляд евроцентризма, основанный на мировоззрении антропоцентризма, антропоморфизма и антропомеханизма, ограниченно-односторонний взгляд на предысторию и праисторию человечества, крайне узкое и поверхностное понимание, в частности, номадизма.

В качестве подтверждения могу сказать, что бронзовая культура Египта, Месопотамии и Европы не является местной, автохтонной, т.к. на этих территориях в древности не было олова. Бронзовая культура была принесена сюда с Востока, с гор Алтая, Тянь-Шаня и степей Казахстана, что неоспоримо доказано методами геохимического анализа руд, спектрографическими и металлографическими анализами бронзовых изделий.
II.
При начавшемся распаде СССР реформаторы-демократы под влиянием идеологии запада и неоспоримой эффективности его экономики и социальной политики, фундаментом новой общественно-политической системы постсоветского времени провозгласили рыночную экономику, частную собственность, приватизацию госсобственности, деидеологизацию и демократизацию общества, права человека и принцип разделения и баланса трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, с ориентацией и расчетом на помощь Запада. Концептуально и теоретически все было верно и правильно.

Но на деле госсобственность оказалась разворованной и растащенной теми же реформаторами-демократами, приватизация превратилась в «прихватизацию», демократы в «дерьмократов», расхваленная рыночная экономика приобрела лицо дикого капитализма с звериным оскалом, миллионы людей оказались безработными, нищими, большинство из которых было вынуждено эмигрировать, скитаясь в ближнем и дальнем зарубежье.

Пышным цветом расцвели преступность, наркомания, СПИД, работорговля, бездуховность и безнравственность, а всеобщая коррупция везде и во всем стали образом и нормой жизни.

Президентская власть быстро подмяла под себя все три ветви власти, установив свое тоталитарное семейное господство как в сфере политики, так и в сфере экономики.

Все принципы разделения и баланса ветвей власти, нормы и положения парламентаризма и демократии, прописанные в Конституции страны, многократно «улучшавшиеся» и «совершенствовавшиеся» (разумеется, в кавычках), столько же раз «поддержанные» всенародными референдумами, и все 20 постсоветских лет действовавший в стране Конституционный Суд не смогли предотвратить вопиющие беспредел и беззаконие, творимые членами семьи и окружением последнего президента, проводившего, особенно, в последние 1,5-2 года открытую политику разрушения государственности и суверенитета Кыргызстана.

Чаша народного терпения переполнилась, когда страной стали фактически править гуревичи, надели, елисеевы, т.е. несколько человек еврейского происхождения, хотя и с русскими фамилиями.

Фундаментальной ошибкой и глубоким заблуждением реформаторов, к сожалению, сохраняющемся и сегодня у большинства политиков, является вера в то, что западная модель демократии и формы ее реализации в Кыргызстане будут столь же эффективными.

Это заблуждение является следствием незнания ими истории кыргызского народа, его обычаев, традиций, менталитета, а также тысячелетнего опыта общественного устройства и управления.

Основой надежного и эффективного контроля над деятельностью избранного народом власти со стороны гражданского общества и средств массовой информации на Западе является непоколебимый институт частной собственности, ставший за многие века незыблемым и неприкосновенным, даже для государственной власти, чего нельзя сказать о кыргызах, тысячелетиями имевшими землю и скот в коллективном, общественном пользовании.

Вследствие простоты и родоплеменной структуры кочевого образа жизни, институт права у номадов имел крепкую форму неписанных обычаев и традиций, называвшихся адатом, и неукоснительно соблюдавшимися каждым с малолетнего возраста.

Можно сказать, что они прививались человеку с молоком матери и прочно держались востребованностью и оправданностью специфическими условиями кочевой жизни.

На Западе институт права за несколько веков эволюционизировал от обычаев и традиций до многотомных сборников законов с их разъяснениями, комментариями и практикой применения.

При этом установилось действительное равенство людей перед законом, независимо от материального состояния и властных полномочий, что обеспечивается реальной независимостью судебной системы.

Таким образом, в условиях Кыргызстана (и некоторых республик СНГ), западная модель демократии (в их условиях действительно эффективная) на деле привела к полной бесконтрольности, безответственности и безотчетности власти ни перед кем, ни за что и никогда, что нашло свое отражение в Конституции, внесенной в нее поправкой референдумом от 2 февраля 2003г. статьей 53, гласящей: «Президент не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие или бездействие в период исполнения им своих полномочий».

В результате многократных изменений и дополнений, вносимых президентами и их соучастниками в ограблении собственного народа – депутатами, сложилась, окрепла и стала узаконенной такая общественно-политическая система, при которой:

- ни президент, ни правительство, ни парламент все 20 лет ни за что, ни перед кем не несли и после референдума 27 июня 2010г. тоже не будут нести никакой ответственности за свою деятельность;



- власть стала надежным и гарантированным средством быстрого обогащения, отторгая опытных, квалифицированных и честных управленцев, востребуя взяточников, коррупционеров, лицемеров, подхалимов, жуликов и проходимцев международного масштаба;

- законы действуют избирательно, в обществе царит несправедливость, коррупция, беспредел чиновников, чинопочитание;

- в экономике нет и не предвидится условий для честной конкуренции, инвестиций и базовых предпосылок роста, повышения эффективности, улучшения качества продукции и т.п.;

- духовно-нравственные, моральные ценности преданы забвению, культурное наследие уничтожается, господствует единственная идеология: обогащение любой ценой, даже в ущерб государственности и суверенитета республики;

- законным, легитимным путем смена власти невозможна и исключена теоретически и практически;

- произошло полное слияние государственных институтов с партийными, их сращивание с криминалитетом;

- государственная власть действует не в интересах народа и страны, а служит целям обогащения узкого круга людей, близких к высшим должностным лицам государства.



III.
Главной причиной событий марта 2005г. и апреля 2010г. стала не сама по себе общественно-политическая система постсоветского периода страны (ведь такая система сложилась не только в Кыргызстане), а то, что она вопиюще не соответствовала историческому опыту общественного устройства и управления кыргызского народа.

Известный ученый-археолог ХХ века Бернштам Н.А. в своей докторской диссертации, защищенной в 1942г. в г.Ташкенте, пришел к заключению, что история кыргызских племен по материалам археологических раскопов начинается в IV тыс.до н.э., с Афанасьевской курганской культуры. (Приложения № 1 и № 2).

Позднее, исследования палеоастрономии (публикации д.и.н. Ларичева В.Е. 1985, 1989 и 1992 годов), результаты совместных исследований 18 институтов и центров генетики 14 стран мира, выявивших в ДНК у 63,5% кыргызов наличие гаплогруппы R1а1, отодвинули эту дату до эпохи мезолита, т.е. XI-XII тыс.до н.э.

Наличие в кыргызском языке 73% однокорневых фонем, отсутствие в нем мужского, женского и среднего родов удревнили этот срок до раннего мезолита или конца верхнего палеолита.

В данном случае важна не археологическая дата, а характеристика самой эпохи.

В мезолите, неолите, с каменными орудиями труда исключалась сама возможность накопления богатства, имущественное и социальное равенство сохранялось до эпохи бронзы, а в некоторых частях планеты – до эпохи железа.

В эту историческую эпоху еще не могло быть отделившейся от массы людей управляющей прослойки, т.е. власть была только у народа.

Мировые религии еще не возникли, святых писаний не было, в мировоззрении людей центральное место занимал культ Природы.

Сама жизнь не допускала идеи антропоцентризма и антропоморфизма.

Выжить можно было единственно в условиях общинности и коллективизма, о частной собственности не могло быть и речи.

Именно при таких обстоятельствах сформировались и окрепли фундаментальные принципы общественной жизни и устройства, нормы и правила человеческих взаимоотношений кыргызов еще в древнейшие, доисторические времена.

Это более чем достаточно подтверждается обычаями и традициями, пословицами, поговорками, этнографическими и фольклорными материалами кыргызов (Теңирим теңдикти жалгайт, Хан бийлигинен нарк күчтүү, дүнүйө опаа болбойт и др.).

Об этом свидетельствует и то, что кыргызы не знали ни рабовладения, ни феодализма.

Исторически себя оправдавший, успешно прошедший испытание тысячелетиями суровой жизни, этот опыт общественного устройства и управления кыргызы смогли сохранить и донести до ХХ века в силу его востребованности кочевым образом жизни.

В отличие от оседлых народов, когда люди привязаны к земле и не будучи в состоянии ее оставить, вынуждены терпеть гнет и насилие, у кочевников управление и общественное устройство были основаны на взаимном уважении и справедливости, которые базировались:

- на экономической независимости ввиду общинного пользования пастбищами и скотом;

- на отсутствии репрессивного аппарата принуждения и насилия (тюрем, полиции, наемной армии, налоговых, таможенных и прочих силовых структур);

- на возможности коллективно противостоять несправедливости и насилию ввиду родоплеменной структуры общества;

- на возможности откочевать и отделиться при чрезмерном насилии или несправедливости;

- на необходимости сохранения и упрочения единства и сплоченности общества, как единственного пути противостояния захватчикам и агрессорам и обеспечения своей независимости.

Тысячелетиями кыргызы жили в условиях экономической , политической и духовной свободы (не было церквей, мечетей, святых писаний, признанных пророков, священнослужителей и т.п.).

Власть всегда была у народа, реализуемой в форме института Народного Курултая и никогда не передавалась по наследству (иных форм правления просто не могло быть в условиях экономической, политической и духовной свободы).

Кочевая жизнь исключала накопительство и обогащение, а коллективное пользование пастбищами и скотом было основой социального равенства.

Гарантом справедливости была также родоплеменная структура, не позволявшая кому бы то ни было творить произвол и насилие.

Каждый кочевник (включая и женщин) обязан был быть воином, поэтому армия была представлена всем народом.

Отсутствие торгово-денежных отношений внутри общества делало духовный мир кочевника сильным, свободным и независимым.

Тысячелетия кочевой жизни, когда богатство, деньги и власть не были смыслом и целью жизни, привели к доминированию и верховенству в кыргызском обществе духовно-нравственных ценностей и норм морали, понятий добра и зла, чести и достоинства, к обостренному чувству справедливости.

Таким образом, несовместимость исторического опыта общественного устройства и управления кыргызов с общественно-политической системой страны постсоветского периода привело к их непримиримому противоречию, что и стало главной причиной событий марта 2005г. и апреля 2010г.


IV.
Данный вывод отнюдь не означает призыва вернуться к кочевому образу жизни, что само по себе абсурдно и невозможно.

Вопрос состоит в том, чтобы принципы общественного устройства и управления, оправдавшие себя в течение тысячелетий были приняты во внимание, учтены и творчески адаптированы к реалиям современной эпохи.

Такими базовыми принципами являются:

- обеспечение реального участия народа в управлении государством на всех ее уровнях;

- подотчетность и подконтрольность власти народу через институт Народного Курултая;

- соблюдение и обеспечение принципа справедливости в социальной, политической и экономической сферах жизни общества;

- провозглашение высшей ценностью общества сохранение и развитие национального наследия государствообразующего кыргызского народа: его истории, культуры, языка, духовных и нравственных заповедей.

Считать недопустимым деятельность государственной власти, наносящих урон национальному наследию;

- необходимость сохранения и укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия, единства и сплоченности;

- сохранение и развитие народных традиций самоуправления и самоорганизации;

-возрождение традиционного для кыргызов мировоззрения экоцентризма.

* * *

Семьдесят лет тоталитарного господства коммунистической идеологии под лозунгами интернационализма, двадцать лет оголтелой вестернизации и объективных процессов глобализации должны стать уроком о недопустимости игнорирования национальной самобытности, за несколько тысячелетий впитавшейся в кровь и плоть кыргызского народа.



Д. Сарыгулов

27.06.2010г.

Специально для научной конференции

в г.Бишкек

Приложение №1

Дастан Сарыгулов

Кыргызстан, г.Бишкек

Тел/факс:

+(996-312) 52-92-14

+(996-555)73-00-30

e-mail:tengirordo@mail.ru

e-mail:manas-kj@mail.ru

Генетико-лингвистические и этно-археологические данные эпохи происхождения и распространения бронзы
(специально для между народной научной конференции 18-20 ноября 2009г. в г.Афион-Караш, Турция)

Кыргызстан – 2009г.

I.

Происхождение бронзы было предметом острых дискуссий среди ученых-историков и археологов еще в XIX, о чем свидетельствует книга профессора Чешского университета г-на Л.Нидерле1.

Останавливаясь на основных (в то время) теориях о происхождении бронзы и европейской бронзовой культуры, автор предлагает собственную, аргументируя её следующим образом:

«Прежде всего следует заметить, что ни одна из теорий не ищет теперь колыбели бронзовой культуры в Европе, но все-вне её2. Результаты более внимательных типологических исследований, в противоположность некоторым прежним теориям, - ведут за пределы Европы, на Восток, в Азию.

Там, по наиболее вероятному мнению – возникла эта новая культура и оттуда несколькими путями она пришла и распространилась по Европе»3.

«Р.Вихров встретился с вопросом о происхождении бронзы при изучении своих находок на Кавказе и пришел к следующим заключениям: Кавказ не может быть местом происхождения бронзы уже по одной той причине, что там нет олова… Бронзовые предметы, которыми так изобилуют кавказские могильники, имеют совершенно своеобразный характер…, место их происхождения следует искать в глубине Азии. Там по его мнению, зародилась бронзовая культура и оттуда распространилась по всем направлениям. На Запад она проникла в Россию двумя путями, с одной стороны через Урал… с другой – по южному берегу Каспийского моря в Малую Азию и оттуда в Европу. Этот второй путь был самым главным, создал бронзовую культуру всей средней, южной и западной Европы»4.

«Софус Мюллер… был очень заинтересован сходством между венгерскими и сибирскими бронзами, которое привело его к заключению о прямой культурной связи между Венгрией и Сибирью. Многие формы орудий и оружия или принадлежит исключительно только этим странам, или сравнительно чаще всего в них встречаются, например: двойные топоры, топоры-молоты, серпы, особенно же топоры с втулкой или так называемые цельты. Последние, действительно, были находимы во множестве в Сибири, затем они встречаются в Южной России, в Венгрии и в остальной Европе... Таким образом, уже один этот вид орудий указывает дорогу, по которой распространилась бронзовая культура в Европу.

Она появились, очевидно, где-то в Средней Азии, получила затем большое развитие в Сибири и направилась вместе с тем на запад, в Европу»5.

«…Тем не менее, из приведенных нами фактов и соображений несомненно вытекает с достаточной утвердительностью вывод, что место происхождения бронзы следует искать в глубине Азии.

В Средней Азии (около Иссык-Куля) и в Восточной Сибири (Минусинский край) мы встречаем, главным образом, медную, а не бронзовую промышленность. Важными некогда центрами добывания меди служили ещё Алтай и Урал; с Урала медные (бронзовые) изделия распространились по всему Северу России и доходили до Финляндии, даже до Скандинавии»6.

Спустя восемь десятилетий, с появлением методов геохимического анализа руд, спектрального анализа состава металлов, а позднее – их металлографического анализа ученые получили возможность решения многих вопросов, связанных не только с бронзой, но как с медью, так и с железом.

Об этом достаточно подробно изложено в книге «Металл-Человек-Время», изданной Академией Наук СССР в 1972году7.

«Спор о прародине металла имеет давнюю историю… Сам же автор сводки Роберт Джеймс Форбес помещал первичный центр возникновения металлургии в область горных цепей, протянувшихся от Закаспия до озера Байкал, - Копетдага, Памира, Тянь-Шаня и, видимо, Алтая»8.

«Из сравнительно обширного региона Копетдаг, Памир, Тянь-Шань и, может быть, Алтай, который Форбес считает первичным центром, медь и металлургические идеи, по его мнению, распространялись во все стороны света»9.

«На востоке прежде всего концентрировались, по-видимому, оловорудные месторождения, так как при всем тщании геологи не могли найти сколько-нибудь заметных следов этого металла на Урале.

Источники оловянистых бронз некоторых групп также находились за Уралом, наверное, в производственных центрах рудного Алтая, где были широко известны древние оловянные рудники, в Восточном Казахстане и Средней Азии.

…Ведь на рудном Алтае в древности располагался огромный горно-металлургический центр, возможно, превосходивший по масштабам производства даже уральский»10.

«Главным техническим достижением металлургов на этом, третьем этапе, было широчайшее распространение медно-оловянных сплавов-классических бронз… Основным событием исторического характера следует считать возникновение своеобразной и огромной металлургической провинции, раскинувшейся на бескрайних пространствах и базировавшейся на месторождениях Урала, Средней Азии, Казахстана и Рудного Алтая… Продукция названных металлургических очагов во многих районах явно превалировала над изделиями прочих провинций – кавказской, центральноевропейской и саяно-забайкальской. Причину этого нужно искать в культурных связах народов.

Степную зону Евразии от Енисея до Днепра занимали две огромные группы скотоводческого населения (родственные друг другу в хозяйственном и культурном отношении), которые археологи называют срубной и андроновской культурами. Андроновцы были, кроме того, племенами металлургов. …На крайнем востоке андроновской территории имелись богатые оловянные рудники, откуда на запад, видимо, шла драгоценная лигатура древности»11.

В своей книге этот же автор12 пишет: «При бесспорном главенстве меди уральских рудных источников мы должны отметить другое важнейшее направление – восточное, откуда притекло сюда весьма значительное количество бронз (Казахстан, Рудный Алтай, Средняя Азия). И если местная медь преобладала, то изготовление искусственных бронз полностью зависело от этих восточных ГМО и ГМЦ где и отмечены основные месторождения олова, мышьяка, сурьмы и, видимо, серебра, тогда как на Урале в это время олова не вырабатывалось, что, по крайней мере, сегодня является бесспорным… Следовательно, создание и существование в пределах Уральского ГМО производства бронз необходимо ставить в полную зависимость преимущественно от восточных центров и металлургических очагов»13.

Общепризнанное распространение классических бронз с Востока на Запад неизбежно было связано с распространением культуры и языка туранских народов в этом же направлении на протяжении III-II тысячелетий до нашей эры, которое продолжалось и в эпоху саков, сарматов, а позднее - в V, XII и XIV-XV веках (Атилла, Чингиз хан, Тамерлан).



II.

Второй том многотомного энциклопедического издания «языки мира»14, выпускаемого Институтом языкознания Российской Академией наук, посвящен тюркским языкам.

В нем отмечается: «К алтайским языкам относятся тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, а также японский и корейский языки»15.

«Согласно известной гипотезе В.М.Иллич-Свитыча, алтайские языки вместе с уральской, дравидийской, индоевропейской, семито-хамитской и картвельской языковыми семьями объединяются на основе генетического родства в единую ностратическую макросемью»16.

«Согласно представлением В.М.Иллич-Свитыча, алтайская общность распалась значительно раньше остальных пяти языковых общностей, входящих в ностратическую макросемью.

Современные исследования относят период распада алтайского праязыка к Х тысячелетию до н.э.(О.В.Суник), VII тысячелетию до н.э. (С.А.Старостин)17.

Последние публикации (2004-2005гг.) отодвигают этот срок назад еще на три тысячи лет, т.е. к XIII-X тысячелетиям до н.э.

Более ранний распад алтайской общности, вероятнее всего, был связан с более ранним её формированием и развитием, когда число её носителей все более увеличиваясь, вынужденно было постоянно осваивать новые территории в поисках охотничьих угодий т.к. ни земледелие, ни скотоводство в тот период еще не возникло, а если и было, то в столь зачаточном состоянии, что не могло стать основой хозяйствования.

«Генетически алтайские языки, по-видимому, делятся на две подгруппы: одну из них составляют тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки (иногда о них говорят как об алтайских в собственном смысле слова): вторую - корейский и японский языки»18.

Из алтайских (в собственном смысле слова) языков самую большую группу составляют тюркские языки, которые в свою очередь делятся на огузскую, кыпчакскую, карлукско-уйгурскую, кыргызскую (сибирскую), тобаскую, якутскую и булгарскую группы19.

Таким образом, как по исторической хронологии, так и по географии обитания носители тюркских языков (туранские народы) играли ключевую роль в зарождении и распространении эпохи бронзы на всех её этапах.

III.

Известный историк-археолог ХХ века Н.А.Бернштам в своей докторской диссертации «История кыргыз и Кыргызстана с древнейших времен до монгольского завоевания» (1942г.) пришел к Заключению:



«История кыргыз уходит в глубокую древность, к IV тысячелетию до н.э., но эта предыстория племен Енисея может считаться эпохой становления лишь кыргызских племен»20.

К такому выводу ученый пришел после детального анализа материалов археологических раскопок Афанасьевской, Андроновской, Карасукской, Тагарской и Таштыкской этапов курганной культуры, охватывающей период почти четырех тысячелетней истории, названных по месторасположению их первичных раскопок, в которых они были идентифицированы. И все они расположены на территории Хакассии – древней родины кыргызов на Алтае, топонимика которой и сегодня более 75% составляет кыргызские названия.

Не вдаваясь в научные детали подробных аргументаций диссертации, будет достаточным остановиться на следующих национальных индикаторах кыргызского народа, характерных для этапов курганной культуры.

Первое, это астрагалы, находимые в захоронениях еще до афанасьевского периода – неолитической эпохи.

На Карасукском и Тагарском этапах на находимых в захоронениях астрагалах уже встречаются изображения родовых тамг кыргызских племен, эти же тамги выбиты на каменных изваяниях, установленных у курганных могил.

У кыргызов и сегодня 25 национальных спортивных игр основаны на применении астрагалов, а в языке встречаются 37(!) слов, только им присущих.

Женские костяки имеют накосные привески (на ранних этапах – из ракушечников, на поздних – из бронзы и серебра). Кыргызские женщины еще в середине ХХв. повсеместно носили накосные привески.

На всех этапах курганной культуры находимые трубчатые кости расколоты и не найдено ни одной кости свиньи.

И сегодня кыргызы сохранили обычай раскалывания трубчатых костей, и сегодня кыргызы в хозяйстве не содержат ( и никогда в истории) не содержали свиней.

Начиная с андроновской эпохи в могилах найдено много пряжек и нашивных элементов поясных ремней. Кыргызы до второй половины ХХв. носили широкие поясные ремни.

И сегодня кыргызы в быту широко используют кирки-тесла.

И сегодня кыргызы выпускают и широко используют лунный календарь с указанием дней «Тогола» (когда созвездие Плеяды оказывается на одной прямой с Землей и Луной (что высечено на известных петроглифах Саймалы-Таша, датируемых II тыс. до н.э. - I-III века н.э.).

Эти и другие этно-археологические материалы в совокупности с лингвистическими данными кыргызского языка (более 70% слов являются однокорневыми, отсутствие мужского и женского родов, агглютинация, свободное расположение слов в предложениях и др.) неоспоримо свидетельствуют о том, что алтайские, в том числе и тюркские народы стояли у истоков бронзовой культуры и были её активными носителями и распространителями с Востока на Запад.

IV.

В августе 2001г. были опубликованы результаты анализа 23 биаллельных полиморфизмов NRY выборки, состоящей из 1935 мужчин 49 евразийских популяций, выполненные 18 исследовательскими центрами 13 стран и опубликованные в статье «Сердце Евразиии: континентальный взгляд на разнообразие Y – хромосомы21.

В ней говорится: «Средняя Азия показала себя важным источником генетического разнообразия, и источника, по крайней мере, трех главных волн переселения в направлении Европы, Америки и Индии.

Непротиворечимость биаллельных и микросателитных результатов предлагает что центральноазиатские популяции являются самыми старыми на континенте.

Такая картина высокого разнообразия совместима с теорией раннего заселения Средней Азии анатомически современными людьми, предположительно, 40-50 тыс. лет назад, с последующей миграцией в Европу, Америку и Индию, рассеивая по пути производные последовательности М45,М173 и М17.

…совершенно ясно, по картине Y-хромосомного разнообразия, что Средняя Азия сыграла решающую роль в человеческой истории.

… Что совершенно ясно, это то, что древняя популяция с гаплотипом М 45, проживающая в Средней Азии, была источником большинства современного Y-хромосомного разнообразия в Европе и среди коренных американцев.

… распространение и возраст гаплотипа М 17 в Европе и Центральной и Южной Азии совпадают с предполагаемыми переселениями этих народов, которые оставили прекрасный образец археологических остатков, известных под названием «курганная культура».

… Предполагаемая дата появления гаплогруппы R1а(М17) – 13 тыс.лет до н.э., предполагаемое место появления – Средняя Азия или Восточная Европа, происходит от мутации гаплогруппы R1, происшедшей у мужчины, жившего около 15тыс.лет тому назад.

Процент носителей гаплогруппы R1а1 (М17,М198) составил у кыргызов-63%, русских-52%, украинцев-48%, венгров-60%.

… Предполагается, что гаплогруппа R могла зародиться где-нибудь на северо-западе Азии между 30000 и 35000 лет назад.

Однако большинство разновидностей гаплогруппы R найдено среды населения Средней Азии, Сибири и коренных американцев».

Таким образом, даже в рамках краткого доклада становится бесспорным роль тюркских народов, в том числе и кыргызского, в формировании и распространении эпохи бронзы на планете.
Д.Сарыгулов г.Бишкек, октябрь 2009г.
Приложение №2

Кыргызстандын

окумуштуу-тарыхчыларына

2010-жылы 18-март күнү Бишкек шаарында Достук мейманканасында Кыргыздын түпкү тарыхын жокко чыгарам деген окумуштуу-тарыхчыларга берилчү кыргыздын байыркы тарыхын талашсыз далилдеген илимий маалыматтар

топтому

(жардам иретинде бекер таратылат)


Бишкек, февраль, 2010-ж.
Кыргыздын байыркы, түпкү тарыхы боюнча талашсыз илимий маалыматтар топтому

I.
Биринчи. ХХ кылымдын белгилүү археолог-тарыхчысы А.Н.Бернштамдын 1942-ж. Ташкент ш. «Кыргыздын жана Кыргызстандын эң байыркы мезгилден монгол басып алууларына чейинки тарыхы» деген докторлук диссертациясы (биринчи жолу басмадан 56 жылдан кийин чыккан).

Бул көлөмдүү (163 бет) эмгегинде А.Н.Бернштам көптөгөн тарыхый жана археологиялык маалыматтарды келтирип, мындай корутунду чыгарат: «…кыргыз урууларынын пайда болушунун башаты, кыргыз элинин тарыхы – Афанасьев маданиятынын археологиялык эстеликтери боюнча байыркы кыргыз коомунун келип чыгышына негиз болгон…» (А.Н.Бернштам, Кыргыздын жана Кыргызстандын тарыхы жана археологиясы боюнча тандалма эмгектер, Бишкек, 2004-ж., 24-бет) «Кыргыздардын тарыхы эң эле байыркы замандардын тереңине, биздин заманга чейинки IV миң жылдыкка барып такалат… (ушул эле китептин 162 бети).

Бул илимий эмгектен кийин А.Н.Бернштам «…жогорку окуу жайында лекция окуудан, археологиялык экспедициялык иштерден четтетилип, куугунтукка алынат» (ушул эле китептин 5-бети), бирок анын аталган тарыхый эмгеги илимий негизде жокко чыгарылган эмес (бүгүнкү күнгө чейин).

Тескерисинче, куугунтуктоонун айынан, эрте, 46 жашында бул дүйнөдөн өтүп кеткенден (1956ж.) кийинки элүү жыл ичинде кыргыздын байыркы тарыхын далилдеген бир далай илимий: генетика, лингвистика, этнография жана археологиялык изилдөө-табылгалар белгилүү болуп, тарыхчы-окумуштуунун тыянактарын толуктап, кыргыздын түпкү тарыхын ого бетер тереңдетти.

Демек, кыргыздын тарыхы б.з.ч. IV миң жылдыкта башталганын ким жокко чыгарам десе, ал аталган илимий эмгекти (докторлук диссертация болуп жакталганды) жокко чыгарышы керек.

Экинчи. Бир топ жалпы окшоштуктар менен бирдиктүү деп тарых илими тааныган Афанас, Андрон, Карасук, Тоо-Кар, Таштык дөбө маданияттарынын баары кыргыздын түпкү мекени – Хакассияда жайгашкан (Хакас Республикасынын административдик картасы, 2005-ж., Новосибирск ш., А-6, В-3, Ж-9, И-6 бөлүкчөлөрү).

Биринчи жолу казылып, аныкталган жердин аты менен аталган мамилени кармасак, анда дөбө маданияттардын баарын бириктирип, Хакас (Кыргыз) дөбө маданияттары деп аталышы керек эле.

Анысыз деле, белгилүү академик С.В.Киселев «Таштык маданияты кыргыздарга таандык»- деп бир нече жолу көрсөткөн (С.В.Киселев, Древняя история Южной Сибири,, Акад.Наук СССР, Москва, 1951ж., 413,414,432,437,459-беттер).

Үчүнчү. Аталган дөбө маданияттарга таандык мүрзөлөрдө, айыл калдыктарында жиликтер чагылганы, аялдардын сөөгү чач учтуктар менен коюлганы, көптөгөн санда томпой, чүкөлөр, кемер курлардын калдыктары табылганы, мал чарбасында чочко жок болгону көрсөтүлөт (ушул эле китептин 39, 58, 71, 72, 89, 91, 100, 103, 104, 127, 131, 160,161,162,163,171,177,180,183,199,222,228,252, 254, 257, 259, 261, 270,271,294,301 ж.б. беттери).

Кыргызга таандык улут белгилери (бозүй, эн тамгалар, уруулук түзүлүш, чач учтуктар, жилик чагуу, кемер курлар, керки-чоттор, теңдик, тең укуктуулук, сөөк койуу аземи жана башка малыматтар) кеңири келтирилген академик Окладников А.П. жетекчилиги алдында 1968ж. чыккан китепте: История Сибири, Древняя Сибирь, том первый, Наука, Лениград, 1968ж. – 116,117,126,127,164,166,176,177,179,181,182,



185,187,245,156,257,258,267,272,273,276,277 бет (бозо), 278-бет (кымыз жөнүндө) ж.б..

Этнография (улут белгилер) толугу менен кыргыз элине таандык болгону даана аныкталып турат (тешилген чүкөлөр, топурак салуу салты, ж.б.).



Кыргыздарда гана томпой, чүкөгө негизделген 25 улуттук оюн бар (Арстанбек Касен, Кыргызские игры и развлечения, Илим, Бишкек, 2004-ж. 122-136 беттер), кыргыз гана «ордо», «упай» оюндарын ойнойт, кыргыз тилинде гана томпой, чүкөгө байланышкан ( мен эле билген) 37 сөз бар (Д.Сарыгулов, Кемиген кыргыз, Бишкек, 2007ж., 27 бет).

Төртүнчү. Белгилүү тарыхчы, археолог, академик Е.Е.Кузьмина «Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня» деген китебинде (Фрунзе, Илим 1986ж.) «кыргыздын бозүйү андрон турак жайынан пайда болгон» деп айтып, аны толук далилдеп берген (аталган китептин 52-бети).

Бешинчи.

Жер-суу аттар (топонимика) илими Алтай, Хакасия, Миң суу ((Минусинск) – баары кыргыздын түпкү мекени болгонун далилдеп турат. Кыргыз эли бул жерлерден күч менен көчүрүлгөнүнө төрт кылым өтсө да, бүгүн да жер-суулардын аттары кыргыз тилинде болуп жатат.

Алтай жана Хакас республикаларынын картасынан (Новосибирск, ПО инжгеодезия, 2005ж., Новосибирск, Роскартография, 1998-ж.) жер-суулардын аттарына көңүл бурсак, алар төмөнкү;

- Суулар: Орок, Жамбаш, Чуй, Узун-Карасу, Уйкараташ, Тузак суу, Таштуусуу, Тоңбоссуу, Тогузкөлсуу, Тикоюксуу, Тайгөлсуу, Сакалсуу, Ортолуксуу, Өзөксуу, Кызылайрысуу, Нарын, Нарынкөлсуу, Муздуубулаксуу, Моголдорсуу, Миңбулаксуу, Маралсуу, Кыргызсуу, Күркүрөө, Кызылталсуу, Куш, Кутурган, Куруткан, Кузгун-суу, Кызылөтүксуу, Курусай, Курукөл, Атыркөлсуу, Арчалуу, Арашан, Акташ, Алаш, Куруөзөк, Куурагансуу, Көккарагайсуу, Куугандысуу, Кошталсуу, Кошбулаксуу, Кошколсуу, Корумду, Коргонсуу, Канайсуу, Жетиген, Колгазан, Колбычак, Колбала суулары, Көксуу, Аксуу, Карасуу, Кичисуу, Керексуу, Кендирсуу, Куюшкансуу, Куурчаксуу, Карлыгачсуу, Карачатсуу, Каракөл, Карадарыя, Каражол, Каратогонош, Карагыр, Карагай, Караганас, Кара-Булак, Караарык, Каратурук, Караайгыр, Капкак, Илбирстүү, Итөлгөн, Элечек, Буктурма, Букалуу, Бостал, Курусай, Актору, Балыкчы, Басыз, Аркан, Кызылташ, Кантегир, Каратеке, Караташ, Үңкүр, Узункара, Тоотерек, Ортон, Өткүл, Кызыр, Эн, Кам, Най, Энесай, Акташ, Бел, Баянсаз суулар.

Бул тизмени дагы эки барак уланта берсек болчудай эле…



- Тоо-кыр-ашуулар:

Чолокчат, Чептүү, Чалкан, Үчөлөң, Үчаркар, Уйтүшкөн, Узункөл, Түлкү, Ташөзөн, Таштуукыр, Ташдөбө, Сандыкташ, Салкынчоку, Манас, Мөгдүрсоккон, Курчкыр, Күркүрөө, Кырсай, Кызылташ, Кызыларт, Кууташ, Кургак, Куурай, Кууган, Коргон,Күңгөй, Көккочкор, Карлуукыр, Караташ, Каракыр, Каракыя, Карагай, Карабулак, Карабел, Караайгыр, Кабырга, Жылкытал, Бугумүйүз ж.б.;



- Көлдөр: Эркөл, Жаманкөл, Чиркейкөл, Чакакөл, Нуркөл, Уялуукөл, Үкөккөл, Узункөл, Таштуукөл, Тереккөл, Талдуукөл, Согушкөл, Саздуукөл, Сасыккөл, Муздакбулаккөл, Манаскөл, Маралкөл, Кыргызкөл, Кылкандуукөл, Кызылташкөл, Кызылталкөл, Коруктукөл, Кошкөл, Көксуукөл, Көккөл, Каракөл, Кендиркөл, Иткөл, Жеркөл, Жылуукөл, Жеңишкөл, Жаңгызкөл, Жетикөл, Бешкөл, Баяскөл, Баяннуркөл, Балыктуукөл, Байкөл, Баяскөл, Аккөл, Атаккөл, Аскакөл, Арсөөккөл, Аккөл, Айрыкөл, Киндиктүүкөл, Үчэмчеккөл, Тузкөл, Салбаткөл, Ошкөл, Ысыккөл, Ирикөл, Жеримкөл ж.б.

Ар бир кыр, чоку, сай, көл, суу, ашуу өз атына ээ болуш үчүн бабаларыбыз ошол жерде бир нече кылым эмес, бир нече миң жыл жашап өткөн эле!!



Алтынчы.

Америка, Европа, Кавказ, Алдыңкы жана Борбордук Азияда жайгашкан 14 өлкөнүн 18 генетика изилдөө борборлору (АКШ, Индия, Англия, Россия, Грузия. Армения, Ливан, Иран, Казакстан, Түркмөнстан, Тажикстан, Кыргызстан ж.б.) көп жылдар бою 49 улут өкүлдөрүнүн канын, Y- хромосом өзгөчөлүктөрүн бирге изилдеп, жыйынтыгын 2001-ж. жарыялаган (www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas/).

Анын корутундусунда минтип айтылат:

- «Средняя Азия показала себя важным источником генетического разнообразия, и источника, по крайней мере, трех главных волн переселения в направлениях Европы, Америки и Индии»;

- «Совершенно ясно, по картине Y- хромосомного разнообразия, что Средняя Азия сыграла решающую роль в человеческой истории»;

- « 63% кыргызов оказались носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1A1(М17, М198), происшедшей от мутации гаплогруппы R1 около 15000 лет назад (по данным скорости мутаций)»;

- «Гаплогруппа R могла зародиться на северо-западе Азии, между 30000 и 35000 лет назад. Однако большинство разновидностей гаплогруппы R найдено среди населения Средней Азии, Сибири и коренных американцев».;



- «Самая значительная волна распространения, вероятно, связана с распространением индоевропейских языков и курганной культурой (дөбө маданияты менен, R1а1 байыркы арий элине таандык деген пикир үстөмдүк кылууда).

R1а1 гаплогруппа Орто Азия менен Сибирде жашаган, дөбө маданиятын жараткан арий элине таандык дегенге өзгөчө көңүл буруу зарыл. Санкт-Петербург шаарында 1885-ж. басмадан чыккан кесиби доктур Зеланд Н.Д. жазган «Киргизы» (этнографический очерк) деген илимий эмгекте минтип айтылат:

- «… этот народ (киргизы) действительно содержит примесь арийской крови…» - 2 бет;

- «Киргизы, как некоторые другие первобытные народы, могут долго голодать». – 19 бет;

- «обглодав длинную кость до чиста, … киргиз разбивает его черешком ножа и достает костяной мозг, как человек каменного периода» - 18 бет.

- «…киргизский народ до сих пор почти не подвержен влиянию возбуждающих и одуряющих веществ, табаку не курят и не нюхают, пьянства в собственном смысле нет…» - 18 бет.



Жетинчи.

ХХ кылымдын белгилүү тарыхчы-археологу Гордон Чайлд 1920-ж. «Арийлер» деген китеп жазып (Москва, Центрполиграф, 2007ж.), анда минтип айтат:

- «Арийлер Көкө Теңирге сыйынган (14 бет), балык жеген эмес (111 бет), эшек миңген эмес (115 бет), арстанды билген эмес (тилинде андай сөз жок) (116 бет), чочко баккан эмес (109 бет), өлгөндөрүн өрттөгөн (47 бет), бийик калпак баш кийими болгон (39 бет), дөбө маданиятын жараткан (267 бет), малчарба күткөн (109 бет), кайыңды ыйык туткан (116).

Ар, Аруу, Ариет, Ардак, Ар намыс, деген кыргыз сөздөр жөн эле окшоштук болбостур!

Белек Солтоноев «Кыргыз тарыхы» аттуу эмгегинде (1895-1934-жж. жазылган) минтип айтат (Бишкек, 2003ж.):

- «Кыргыз … фин, гунн уругунан жаки түрктөшкөн могол, жаки Арий насилинен каны аралашкан бир урук «курама» эл» - 7 бет;

- «Кыргыздар мусулман арасынан 3400 жыл мурун чыккан Угузхандын небересинен таралган (Сибирь тарыхы, Ади-Атласи, Казань, 1911-ж. 24-бет) –дейт – 22 бет.

Демек, биздин заманга чейин 2800 жыл мурун тараган, бул Афанас дөбө маданиятынын дооруна туш келет. Санжыра менен археология илими бири бирине дал келгени жөн эле кокустук эместир!!!



Сегизинчи.

Лингвистика илиминин изилдөөлөрүндө минтип айтылат (Языки мира. Тюркские языки, РАН, Институт языкознания, Москва, 1996ж.):

- «Согласно представлением В.М.Иллич – Свитыча, алтайская языковая общность распалась значительно раньше остальных пяти языковых общностей, входящих в ностратическую макросемью.

Современные исследования относят период распада алтайского праязыка к Х тысячелетию до н.э. (О.П.Суник), VII тысячелетию до н.э. (С.А.Старостин)» - 8-бет).

2005ж. жарыкка чыккан китепте (С.А.Бурлак, С.А.Старостин, Сравнительно-историческое языкознание, Москва, 2005ж.) алтай топ тилинин таралышы б.з.ч. ХIII миң жыл мурун болгону айтылат.

Демек, Х миң жыл б.з.ч. мезгилде Алтай элдеринин саны өсүп, Алтай тар болуп, улам жаңы жерлерди өздөштүрүп, тарай баштаганы айтылат.

Тилдин жаралып, өнүгүүсү, илим аныктагандай, ачык тыбыш жаратып, аны жабык тыбыш менен кенен айкалыштыруу мүмкүнчүлүккө байланыштуу болгон.

Ээк пайда болгондон кийин гана мындай мүмкүнчүлүккө Адам ээ болот. Демек, эң алгачкы сөздөр кыска, бир муунду эле болгон.

Сүйлөө мүмкүнчүлүк өнүккөн сайын улам көп муундуу, татаал сөздөр жарала баштаган.

Кыргыз табиятты жана өзүн тааныган сөздөрдү алалык: күн, ай, жер, суу, тоо, кыр, сай, зоо, таш, жаз, жай, күз, кыш, көл, муз, кар, жар, ак, көк, бак, чөп, гүл, от, күл, саз, сүт, дан, май, ун, нан, баш, каш, чач, жан, кан, көз, тиш, тил, ич, сан, бут, кол, бел, рух, кут, ук, ич, кач, чап, кет, бар, кел, тур, же, жет, жат, жут, эл, ит, ат, кой, тай, уй, үй ж.б.

Кыргыз тилинде мындай сөздөр 78% түзөт (Н.А.Баскаков. Историко-типологическая фонология тюркских языков, Наука, Москва, 1988г. 31 бет). Ушул сөздөр орус тилинде эки-үч муундуу болуп жатпайбы!

Кыргыз тилинде «эркек», «ургаачы» мүчөлүк белги жок («мужской», «женский» род).

Демек, кыргыз тили үй-бүлө пайда боло элек, аталык (патриархат) жана энелик (матриархат) доорлордон мурда жаралган, уруулук түзүлүш боло элек мезгилде (жогорку палеолит учурунда).

Улам сүйлөө мүмкүнчүлүк өөрчүгөн сайын, мурдагы сөздөргө тыбыш кошуп, жаңы маанидеги сөздөр жарала берген (Ар: аруу, ариет, ардак; көз: көзөмөл, көздөө; баш: башчы, башкаруу ж.б.).

Бул аглютин топ тилдердин белгиси.

Тил жаңы жаралган учурда бир эле сөз бир далай мааниге ээ болгон: аяк, аял, аян, аш, ач, ат, ата, арт, ар, как, кал, кан, кап, кар, кас, кат, кач, каш, кез, кел, кет, кеч, кой, оп, от, ор, өң, от ж.б.



Тогузунчу.

Кыргыздын жыл санагы жана жылдыздар жөнүндө билими палеолит доорунан бери калыптанганы жөнүндө (50-30 миң жыл илгери) илимий изилдөөлөрдөн белгилүү болду.

Тарых илиминин доктору «В.Е.Ларичев «Святилище созвездия малая медведица» аттуу илимий макаласында минтип жазат: (Журнал «История и культура Востока Азии», РАН, Институт археологии и этнографии, Новосибирск, «Наука», «Сибирское отделение, 1992 жыл).

- «Экспериментальные исследования палеоастрономического плана уже несколько лет ведутся … в районе так называемых Сундуков… предгорий Кузнецкого Алатау, которые протянулись вдоль левого берега р.Белый (Аксуу) … в Северной Хакасии» - 9 бет;

- «Резная техника контурных рисунков на скалах Хакасии получила широкое распространение на тепсейском этапе таштыкской культуры» 10-бет (таштык маданияты кыргыздарга таандык деп С.В.Киселев «Древная история Южной Сибири» деген эмгегинде көрсөткөн: 413,414,432,437,459 беттери).

- «… созвездие Большая Медведица было одним из первых, которое человек выделил около 50 тыс.лет назад» - 14 бет;

«…Поскольку теперь корни астрономии прослеживаются по меньшей мере до 30 тыс. лет…» - 16 бет;

- «Хакасы … придавали высочайшую значимость той точке неба, в которой находится астрономический север. Именно это место именовалось необычноТигир тÿндÿги (Дымовое отверстие неба) – Теңир Түндүгү – 17 бет;

- «… именно это обстоятельство определяло в первую очередь благоговейное отношение хакасов, алтайцев, тувинцев и других народов Саяно-алтайской страны к горам, трепетно называемым Сумер» - 20 бет;

- «… как выяснилось, наблюдения с вершины (горы Черной –Каратоо) за небом начались ещё в палеолите и осуществлялись, помимо времени таштыка, также в эпоху тагара (ТОО-кар дөбө маданияты доорунда) – 25 бет.

Алтайдын чыгыш тарабында табылган ай календары 24 миң жыл илгери түзүлгөнү жөнүндө тарых илиминин доктору В.Е.Ларичев илимий эмгектеринде кеңири токтолгон (Журнал «Каменный век северной, средней и восточной Азии», Академия наук СССР, Институт истории, Наука, 1985г. статья «Лунно-солнечный календарь …древнекаменного века Сибири» - 60-85 беттер; В.Е.Ларичев, Мудрость змеи: первобытный человек, Луна и Солнце, Наука, Академия наук СССР, 1989г. 137-257 беттер).

Ай санагын (лунный календарь) кыргыз эли дайыма айтып, сактап, муундан муунга мурастап, колдонуп келген (союз учурунда да эл аны унуткан эмес). Кайсы күндөрү ай жаңырып, толуп, бөксөрүп, Үркөр топ жылдызы менен тогошоорун кыргыз жакшы билген.

Себеби, бул күндөрү табиятта зор өзгөрүүлөр болоорун бабаларыбыз байыркы доордо эле байкаган экен.

Тогол күндөрдүн (табиятка болгон жагымсыз таасирин) астрономия илими да, кыргыздан башка бөлөк бир дагы эл билбегени бүгүн анык болду.

Кийинки сегиз жыл удаа ай календары Кыргызстанда үзгүлтүксүз басмадан чыгарылып, калың эл аны урунуп, пайдаланып калды.

Демек, бул билим кыргыз элине гана таандык экени талашсыз далилденип турат. Тогол күндөрүн өзбек , казак, түркмөн, тажик, монгол ж.б. элдер билбейт.

Тогол жана ай жаңырган күндөрү гравитация жана электромагнит талааларында зор өзгөрүүлөр аба ырайына гана эмес, өсүмдүктөргө, жаныбарларга, өзгөчө - адамдарга олуттуу таасир берээрин бабаларыбыз илгери эле байкап, анын сырын ачкан экен.

Кыргыз ок жылдыз, Сумбула жылдыз, куйруктуу жылдыз, Тараза, Чидер, Чолпон, Кызыл, Сары, Кичи Чолпон, Чычкылуу, Алтын Казык, Жетиген, Жашыл, Кара күч, эшек кырган, Керген саба, Балбылдак, Жарык, Көкөтөй, Кош музоо, Үч аркар, Толтойдун огу, Бука, Эгиз, Кош өлүм, Кыз, Бөйөн, Пери ж.б. далай жылдыздарды илгери эле ажыратып, таанып билген.

Сумбула жылдыз «тууганда» - суу муздайт, чөп катат, Тараза жылдыз чыкканда таң сууп, чиркей-чымын жоголуп, мал семире баштайт, Үркөр жерге батпай жер жылыбайт, Чидер көрүнгөндө - жай аяктайт, Үркөр таң алдында чыкканда – шүүдүрүм түшүп, жер салкындайт, Үркөр чак төбөгө келгенде – кыш теңелет…

Илим аныктагандай, мындай билим топтош үчүн, жылдыздарга байкоону 15-25-35 миң жыл тынбай жүргүзүү зарыл болгон: Топтолгон маалыматты үзгүлтүккө учуратпоо үчүн, ушунча миң жылдар бою ал муундан муунга өткөрүлүп турушу керек эле!!!

Саймалуу таш сүрөттөрүнүн арасында Тоголдун сүрөтүн кыргыз бабалары чеккенин бышык айталабыз. Урпактар тогол күндөрүн унутпай, эстеп жүрсүн. Бул күндөрү көчпөсүн, ашуу ашпасын, дарыя кечпесин, ууга чыкпасын, аш-той берип бекер убара болбосун – деген мааниде тоголдун сүрөтүн чегишкен.

Хакассиянын тоолорунда аскаларда чегилген жылдыздардын сүрөттөрү 15-20 миң жыл илгери болгону – кыргыздын түпкү, байыркы тарыхын талашсыз далилдеп турганын эч ким тана албастыр!
Онунчу.

Тарых илими далилдегендей, жер иштетүүдөн кыйла мурун адам жапайы өсүмдүктөрдүн данын терип, азык кылган. Ал доордо үрөнүн сээп, аларды атайын өстүргөн эмес.

Кыргыз бозо салат (таруу же коноктон). Булар дан өсүмдүктүн отоосуна кирет (ит конок – щетинник-сорняк). Ун болуп бербейт, нан бышыруу мүмкүн эмес.

Кайнатып, угут салып ачытып, сузуп алса – бозо болот. Казак, өзбек, түркмөн, монгол, татар ж.б. түрк элдери бозо салбайт (венгрлер илгери бозо салчу дешет).

Таруунун артыкчылыгы: бир дан 600-1200 дан түшүм берет (буудай, арпа болгону 40-60 дан түшүм берет), бир гектар жерге таруунун 10-12 кг үрөөнү кетет (буудай, арпаныкы – 210-230кг), 100гр тарууда 307 ккал кубаттуулук, (100гр этте – 216 ккал), таруу 45-60 күндө бышат (буудай, арпа – 120-190 күндө), таруу кайракы жерде өсө берет (сугатты талап кылбайт), «Гипертония, сахарный диабет, панкреатит, цистит, лишай, закупорки в печени и желчном пузыре, язва желудка» ж.б. бир топ ооруга дары болуп эсептелет (кан жаратат, бозо ток, күч-кубат берет).

Таруу, конок сепкенде жерди соконун тиши чийип эле кетсе жетиштүү болот (таш доорунда учу таш же сөөктөн болгон, ал жерди чийгенге эле жараган).

Кыргыздын белдемчи деген кийими топчу пайда боло элек доордо жаралган (20-30 миң жыл илгери).

Он биринчи.

Европа, Египет, Месопотамиядагы коло маданияты жергиликтүү эмес, ал сырттан келгенин тарых илими кырк-элүү жыл мурун эле далилдеп бергени менен, бул маалымат кеңири белгилүү боло элек.

Е.Н.Черных, белгилүү окумуштуу, илимпоз, өзүнүн эмгегинде минтип жазат («Метал-Человек-Время», Москва, Наука 1972ж.):

- «Из сравнительно обширного региона – Копетдаг, Памир, Тянь-Шань, и, может быть, Алтай, который Форбес считает первичным центром, медь и металлургические идеи, по его мнению, распространялись во все стороны света» - 31 бет;



-«На востоке прежде всего концентрировались, по-видимому, оловорудные месторождения, т.к. при всем тщании геологи не могли найти сколько-нибудь заметных следов этого металла на Урале.

Источники оловянистых бронз … также находились за Уралом, … в производственных центрах рудного Алтая, где были широко известны древние оловянные рудники, в Восточном Казахстане и Средней Азии… ведь на рудном Алтае в древности располагался огромный горнометаллургический центр, возможно, превосходивший по масштабам производства даже уральский» - 88-89 бет;

- «… Основным событием исторического характера следует считать возникновение своеобразной и огромной металлургической провинции, раскинувшейся на бескрайних пространствах и базировавшейся на месторождениях Урала, Средней Азии, Казахстана и Рудного Алтая… На крайнем востоке андроновской территории имелись богатые оловянные рудники, откуда на запад шла драгоценная лигатура древности» - 105,106 бет.

С.В.Киселев, «Древняя история южной Сибири» аттуу эмгегинде (Академия Наук СССР, Москва, 1951ж.) минтип жазат:

- «…совершенно аналогичные колотушки найдены на горе Темир в Хакасии и на Калбинском хребте в Восточном Казахстане, в древних выработках медной руды или около них» - 27 бет;

- «Наличие обработки меди подтверждается находкой в шестой могиле (афанасьевской культуры) медных оковок – единственных пока металлических предметов описываемого могильника» - 28 бет;

- «Уровень афанасьевской металлургии был весьма низок – мы не знаем пока предметов этого времени, целиком отлитых в форме. Все изделия – пластинчатые, полученные не только отливкой, но и последующей отковкой» - 49 бет.

Манасчы Сапарбек Касмамбетов – аксакалдын айтуусу боюнча: «Эр Манастын сыр найза, Учун соккон колодон, өткүр, бекем, курч кылып, ичине болот сологон. Сабын алган кайыңдан, сыртын кармап тарамыш, бир Теңирге сыйынган. Чымын консо – чыңк эткен, чырпык тийсе – кадимки чагылгандай чарт эткен» дейт.

Демек, окуя – коло дооруна таандык болуп жатат (найзанын учу темирден эмес), Андрон дөбө маданияты мезгилине (б.з.ч. II миң жыл – б.з.ч. бир миң эки жүз жыл).

Он экинчи.

Чикаго университетинин профессору А.Лео Оппенхейм 1968ж. илимий эмгегин басмадан чыгарган. Ал 1990-ж. орус тилине которулуп «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» деген ат менен жарык көргөн (Академия Наук СССР, Институт востоковедения, Москва, «Наука», 1990-ж.).

Анда минтип айтылат: В Вавилонии со времен Саргона Аккадского (б.з.ч. 2316-2216жж.) и вплоть до периода Хаммурапи имя царя часто писалось с детерминативом DINGIR («бог»), (Теңир), которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения» - 78 бет.

«Теңир, Кут» - Алтай элдеринин баарына таандык эки түпкү түшүнүк. Жапон эли императорун «Тэнно» деп атайт (Теңирдин өкүлү деген мааниде), буддалар колго алып жүргөн добулбасты «тэнко» дейт (Теңирге байланыштырган аспап деген мааниде).

Теңир, Кут деген эки түшүнүк Алтай элдери тарай электе баарына таандык болбосо, ар киминде ар бөлөк ишеним пайда болмок.

Демек, Теңир деп Жаратканды тааныган үчүн, бул түпкү ишеним Алтай элдери тарай электе баарында бирдей болгон.

Илим Алтай элдери тараган мезгилди б.з.ч. VII-X миң жыл мурун болгон деп аныктайт.

Шумер өлкөсүндө калай жок, колону ал жерге Алтайдан кеткен адамдар алып барган.



Сумер деген ыйык тоонун атын сактап жаңы өлкөнүн атын Сумер (Шумер) деп аташкан.
Корутунду

Кыргыздын түпкү тарыхына таандык илимий маалыматтардын он эки ири бөлүкчөдөн турган топтому берилди.

Мунун бары жөн эле кокустук, кыргыздын түпкү тарыхына тиешеси жок деген тарыхчылар ар бир бөлүкчөдө берилген маалыматтарды илимий негизде жокко чыгарышы зарыл.

Албетте, А.Н.Бернштамдын докторлук диссерта­циясынан баштап.



Д.Сарыгулов,

Манас-Мурас” илимий-агартуучулук



Ч. Айтматов атындагы коомдук

борбордун мүчөсү,

Теңир ордо фондун негиздөөчүсү,

Бишкек, 21-февраль, 2010-ж.

куктуулук, скерки-чоттор, тезүй, эн тамгалар, уруулук т1,160,161,162,163,171,177,180,183,199,222,228,252,254,257,259,261,270,





1 Л.Нидерле «Человечество в доисторические времена» (доисторическая археология Европы и славянских земель). Санкт-Петербург, 1898г.

2 Здесь и далее в тексте выделено мной.

3 Там же, Стр.213.

4 Там же, Стр.215.

5 Там же Стр.216-217.

6 Там же Стр.221.

7 Е.Н.Черных, «Метал-Человек-Время», Москва, Наука, 1972г.

8 там же, Стр.17

9 там же, Стр.31.

10 Там же, Стр.88-89.

11 Там же, Стр.104,105,106.

12 Е.Н.Черных «Древнейщяя металлургия Урала и Поволжья», Москва, 1970г.

13 Там же, Стр.123.


14 Языки мир: Тюркские языки, В.Н. Ярцева, В.М.Солнцев, Н.И.Толстой, Э.Р.Тенишов и др Москва, 1996г.

15 Там же, стр.7.

16 Там же, Стр.7.

17 Там же, Стр.8.

18 Там же Стр.7.

19 Э.Р.Тенишев, Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. Москва, институт языкознания РАН, Наука.

20 А.Н.Бернштам, Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана» Бишкек, 1998г. том II. Стр.311.

21 PNAS. August 28, 2001, WWW.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница