Назад Формирование личности ребенка средствами изобразительного искусства



Скачать 88.44 Kb.
Дата14.11.2016
Размер88.44 Kb.
Назад

Формирование личности ребенка

средствами изобразительного искусства.

Стороженко Т.С.

Бутырская средняя школа

Валуйского района
Почему сегодня в педагогике так много внимания уделяется созданию условий для развития творческих способностей детей? Да потому что человек, занимающийся творчеством, непобедим, уверен в себе, стрессоустойчив.

Работая учителем изобразительного искусства маленькой сельской школы, знаю, какая ответственность лежит на мне за формирование личности ребенка средствами искусства. Именно сейчас, когда в обществе происходит перемена, нужен человек смелый, инициативный, думающий, способный на творческий подход к любому делу, за какое он бы ни взялся.

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий художественный вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Урок изобразительного искусства – это особенный урок. Какой он будет для ребенка?.. Пусть первая встреча с прекрасным навсегда останется в детской душе. Когда ребята впервые переступают порог кабинета и зачарованно рассматривают детские работы, сразу сыплются вопросы: «Неужели это ребята сделали? А мы такое будем делать? А это правда из глины? и т.п. И вот здесь сразу стараюсь вселить в них веру в свои силы, сделать ставку на успех, заинтересовать своим предметом.

Наш кабинет – это не просто класс, это кабинет – музей, это выставочный зал. В оснащении его принимали участие многие ребята, родители, учителя (приносили предметы быта, изделия ДПИ, наглядность из журналов, предлагали помощь в оборудовании). В это время у учащихся формировалось чувство коллективизма, развивались коммуникативные качества. Теперь это один из богатых кабинетов школы, а может и района. Ребята с удовольствием оставляют свои произведения в кабинете, зная, что здесь они будут долго храниться и экспонироваться. И можно с уверенностью сказать, что работа каждого учащегося побывала на выставке. Разве ребенок не испытывает положительные эмоции?!

10-ый год мы работаем по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Школьники учатся видеть многообразие связей искусства с жизнью, вглядываться в реальную жизнь, сопереживать, видеть пропорции, цвет, форму, пространство, получать практические навыки.

В федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» сказано, что надо возрождать и развивать культуру малых городов и российского села.

На наших уроках не является редкостью знакомство с культурой родного края, здесь формируется чувство патриотизма (интерес к настоящему и будущему края, чувство гордости за своих земляков, бережное отношение к народному достоянию и родной природе). На уроках в 5-х классах познакомились с темой «Значение эмблематики в определении места человека в обществе» через белгородскую и валуйскую символику, подобрали совместно богатый материал, изучили и изготовили карту Белгородской области с распределением ремесел на ее территории. Обсудили с учащимися различные варианты отражения темы в работах. За несколько лет выполнили:



  1. гербы Белгородской области (импровизации в технике пирографии, коллективная работа;

  2. гербы с. Бутырки (глина);

  3. гербы Бутырской средней школы (комбинированная техника);

  4. гербы ДХШ (цветные карандаши).

В нашем селе есть замечательная глина, с которой мы постоянно работаем на уроках ИЗО. Проводятся уроки по теме «Волшебная глина – природное богатство Белгородской области». Здесь история и современность, игрушки и изделия борисовских мастеров и старооскольских мастериц Гончаровых Н.О. Ребята делают игрушки по мотивам выбранного ими промысла. На этих уроках формируется чувство гордости за своих земляков, уважение к труду мастеров, бережное отношение к глине и творческий подход к ее использованию, учебные и трудовые навыки.

Белгородский народный костюм тоже не остался без внимания. Учащиеся в этой глубинке имели возможность увидеть настоящую женскую праздничную одежду 1910-20 гг., и это произвело на них сильное впечатление. Они даже не думали, что у крестьянки может быть такой художественный вкус, искусность в работе и терпение. Права пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Здесь ребята увидели наглядный пример бережного отношения к памятникам старины, связь поколений через предметы быта.

В школе имеется вестибюль, оформленный работами, посвященными Великой Отечественной войне: «Графическая серия «Победа»; выполнены проекты по оформлению этого зала, проект площадки-памятника, скульптурные, графические и живописные работы. Ко Дню освобождения села, 2 февраля, оформляются выставки.

Чтобы выполнить интересные и разные работы, учителю ИЗО необходимо создать благоприятные условия. Однако есть нечто самое важное – то, что может помочь преодолеть недостаточность условий – атмосфера увлеченности предметом. Увлеченность рождается не сама по себе – она создается, программируется учителем. Учитель, чтобы обучить, должен на уроке сформировать эмоциональную атмосферу, для этого необходимую.

Формируется заинтересованность в изучении культуры не только своего края, своей Родины, но также и других народов. Одной из любимых тем в нашей школе является искусство Японии. Культура этого народа находит отражение в разных работах учащихся: портрет японок, пейзаж с цветущей сакурой. Наиболее интересна тема «Икебана». Подбираем различный живой растительный материал, посуду, крепления. Работа в парах, продумывание и составление композиций, названия, стихотворения в японском стиле, раскрывающее идею икебаны. Это интегрированный урок с литературой «Путешествие в Страну восходящего солнца». И загадочное слово «икебана» становится понятным, интересным и закрепленным в своем букете. Этими цветочными композициями украшаем школу, кабинеты.

Темы сострадания, сопереживания, радости …

Большое внимание уделяется человеку, его отражению во всех видах ИЗО. Познавательные мотивы, волевые и деловые качества формируются в этот момент особенно. Ну какому ребенку не хочется научиться рисовать человека?.. Все рисуют с удовольствием, у всех получаются отличные портреты, самые разные лица, такие как в жизни! Ведь не бывает одинаковых людей! Ребята настолько сильно заражаются этой темой, что рисуют дома, приносят домашние портреты. Разве можно в ребенке погасить этот творческий порыв, его самостоятельность, инициативу, желание закрепить полученные навыки?! Эти портреты в разных техниках и материалах: графический карандаш, тушь, перо, силуэтный рисунок, скульптурный и живописный портрет. Практикуются интегрированные уроки с литературой: «Друзей моих прекрасные черты…», когда разбирается понятие нравственной красоты, звучат стихи разных авторов в исполнении учащихся, выполняются портреты друг друга с натуры, в которых можно угадать детей. На таких уроках формируются духовно-нравственные качества личности, внимательное отношение к человеку.

Большой гордостью школы является оформление интерьера коллективными работами учащихся. Не случайно они становятся поводом для радости и самоутверждения классных коллективов. Чувство нужности своих работ не только для отметки, а для жизни, может неимоверно поднять авторитет любого дела. Попытки вторгаться в окружающую жизнь, анализируя ее, пытаясь искать пути ее улучшения, могут очень много дать не только в области умений, но и в формировании ответственности за нее – в формировании гражданского (через художественный) интереса к реальному своему окружению – к родному селу, школе. Выполнить большое панно мы не в состоянии, т.к. классы малочисленные. Поэтому останавливаемся на небольших работах в одном стиле. Творческая масштабная работа окрыляет, сплачивает ребят, пробуждает веру в свои силы, возможности коллектива и, конечно же, является источником больших человеческих чувств. В настоящее время учителю в школе не приходится надеяться на то, что учащиеся принесут дорогостоящие материалы и принадлежности. Поэтому педагог, чтобы заинтересовать детей, должен продумать обеспечение на уроке материалами доступными, но возможными для решения поставленных учебно-творческих задач. Учитель – профессия творческая, а потому совершенству нет предела. И, как всегда, хочется найти что-то новое, интересное, найти выход из любого положения. Наши дети работают в разных материалах. Школа оформлена коллективными композициями на темы; «Богатство нашего края» (фрукты, цветы; аппликация на ткани), «Цветы и птицы» (полуобъемная бумагопластика), «Цветы» (полуобъемная бумагопластика), «Цирк» (аппликация на ткани), «Бабушкины сказки» (аппликация на ткани), «Неувядающая краса» (флористика), «Живая природа» (роспись на стекле под витраж), «Братья наши меньше» (аппликация из спилов веточек), варианты оформления живых уголков, цветочных клумб. Эта работа итоговая в учебном году, подготовительной и поисковой части много, но это все приносит радость в конечном результате.

Наши уроки, практическая и внеклассная работа настолько разнообразны, что дети не имея образования ДХШ, из сельской глубинки, принимают решение получить специальность с художественным уклоном. Индивидуальная работа по подготовке учащихся на художественные отделения и их поступление, наличие одаренных и желающих заниматься искусством всерьез, побудило меня открыть на базе нашей школы филиал Валуйской детской художественной школы. Таким образом дети будут иметь возможность получить профессиональное образование на начальной стадии, проявить свои способности, творчески самореализоваться. Они меньше будут подвержены влиянию негативной уличной среды. Если подросток утвердился в своих увлечениях данным искусством, если у него проявилась решимость попробовать вступить на путь профессионального искусства – ему дорога в ДХШ. И здесь на первый план выходят задачи искусства как языка, накопление профессиональных знаний и навыков (в композиции, рисунке, живописи, скульптуре, истории искусства), необходимых не каждому человеку, а именно профессионалу искусства. Это очень непростые, очень трудоемкие навыки и знания. И накопление их здесь только начинается. Если общеобразовательная школа готовит зрителя, то художественная школа готовит будущего художника. И мне приятно, что в ДХШ просятся дети с улицы, значит у них есть стремление изменить свою настоящую жизнь, сделав ее более содержательной и интересной.

Так что же дает изобразительное искусство в формировании личности ребенка?

Каждый вид искусства имеет свои особенные средства гуманистического воспитательного воздействия на личность. ИЗО особенно развивает эмоционально-смысловое восприятие цвета и форм предметного мира. Эти зрительные образы (наряду с тактильными) формируют представления человека об окружающем мире, о красоте. Изобразительная деятельность развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, глазомер, умение сосредоточиться, чувство ритма и гармонии, способствует полноте и синтетичности восприятия жизни. Наблюдательность должна быть развита не только в отношении к пропорциям предметов или изменениям цвета в натюрморте, но ко всем явлениям окружающей ребенка природы. К жизни человека и общества. А это во много раз значимее и сложнее! И процесс вглядывания в жизнь (а без него наблюдательности не будет) требует развития внимания, собранности, отбора главного и т.д. – требует не только классного, но и внеклассного, свободного времени. Благодаря искусству воспитывается эстетическое отношение к человеку, природе, обществу, зарождается чувство прекрасного, ощущение единства с окружающей действительностью. Искусство играет огромную роль и в передаче человеку моральных ценностей. Произведения искусства – это запечатленная этика, язык, на котором легче всего передаются морально-этические нормы поведения. Трудовые умения и навыки характеризуют уровень достигнутого личностью трудового опыта, степень мастерства, широту, основательность, освоенность умений. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависят от того, насколько учеба и труд школьника способны своими результатами удовлетворить потребность, характерные для данного возраста. Формируются волевые качества, стремление чем-то овладеть в определенной степени, закончить работу, чего-то добиться в жизни, ставятся перспективные планы. Формируются, развиваются коммуникативные навыки.

А какой жизненный запас практических умений и навыков дети получают в урочной и внеурочной деятельности. Ведь они практически работали во всех материалах и техниках.

Какой же вывод? Он уже сформулирован Б.М.Неменским:

Во-первых, пора нам осознать высокую социально-формирующую, а не развлекающую (для свободного времени) роль искусства.

Во-вторых, к духовной пище искусства людей нужно специально приучать, открыть двери в его кладовые. Иного пути, кроме формирования высокого уровня эстетических потребностей, для приобщения к кладовым искусства нет и быть не может. Само – не получится.

В-третьих, единственным решающим полем для этой работы является общеобразовательная школа, уроки искусства, охватывающие 100 % детей. Считать, что эту задачу выполняют внеклассные формы, - самообман!


Список литературы.


  1. Б.М.Неменский «Мудрость красоты», М., «Просвещение», 1987, с. 250

  2. Журнал «Школьные технологии», 2003, № 4.

Авторские данные:

Стороженко Татьяна Сергеевна,


«Муниципальная Бутырская средняя общеобразовательная школа

Валуйского района Белгородской области»,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Домашний адрес: 309956, с. Бутырки

Валуйский район Белгородская область

Телефон: 9-27-16 – домашний.



Назад


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница