Научно-популярная



страница1/32
Дата09.05.2016
Размер3.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
РЕРИХОВСКАЯ

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ

БИБЛИОТЕКА
Международный Центр Рерихов

Центр-Музей имени Н.К.Рериха

Международная лига защиты Культуры

Культурный Центр имени Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве

Федерация космонавтики России

Российская академия художеств

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

«Мастер-Банк»



ИСКУССТВО

КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ. 1998



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ИМЕНИ Е.И.РЕРИХ

МАСТЕР-БАНК

МОСКВА, 1999

Редакционная коллегия серии

П.С.Гуревич, Т.И.Мурашкина, Л.В.Шапошникова, А.Л.Яншин
ББК 85

И 86
ИСКУССТВО КАК СПОСОБ



ПОЗНАНИЯ
Материалы международной

общественно-научной конференции. 1998

Москва, Международный Центр Рерихов, 1999. – 304 с.
В настоящем издании собраны материалы Международной общественно-научной конференции «Искусство как способ познания».

Конференция была организована Международным Центром Рерихов и Центром-Музеем имени Н.К.Рериха совместно с Международной лигой защиты Культуры, Культурным Центром имени Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве, Федерацией космонавтики России, Российской академией художеств, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, «Мастер-Банком».

Конференция состоялась в Москве в октябре 1998 года.
На обложке: фрагмент картины Н.К.Рериха «Агни Йога»

и скульптурное изображение Будды.


ISBN 5-86988-069-6 © Международный Центр Рерихов, 1999

СОДЕРЖАНИЕ



Конференцию открыл

Печников Г.М. ………………………………………………………………..


Участников конференции приветствовали

Чирятьев М.Н. ………………………………………………………………..

Норкин К.Б. ……………………………………………………………………

Кадакин А.М. …………………………………………………………………

Ашок Саджанхар ……………………………………………………………..

Корольков Н.К. ………………………………………………………………..

Раушенбах Б.В. ……………………………………………………………….

Лидоренко Н.С. ……………………………………………………………….

Штеффи Рольфс ………………………………………………………………

Анжали Сен ……………………………………………………………………

Урсула Айхштадт ……………………………………………………………..

Молчанова К.А. ……………………………………………………………….

Березовой А.Н. …………………………………………………………………

Бочарова С.Е. ………………………………………………………………….

Шестаков В.И. …………………………………………………………………
Участники конференции прослушали доклады

Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты ………………………………

Зорин С.М. Новый инструментарий художника для отражения тонких миров в мире проявленном …………………………………………………..

Маточкин Е.П. Н.К.Рерих и высшая реальность

древнего искусства ……………………………………………………………



Тютюгина Н.В. Гималайские этюды Н.К.Рериха …………………………..

Короткина Л.В. «Камень мудрости» – космический образ

в творчестве Н.К.Рериха ………………………………………………………



Рудзите И.Р. Духовный реализм Николая Рериха …………………………

Бандура А.И. Структура тонких миров в музыкально-философской космогонии А.Н.Скрябина ……………………………………………………

Баркова А.Л. Китайская поэзия и китайская живопись: путь от чиновника к отшельнику ……………………………………………………………………

Рыкова С.Л. Традиционное художественное мышление китайцев ………..

Рагс Ю.Н. Музыка как выражение высшего смысла бытия:

художественное восприятие музыки и наука о ней …………………………



Стеценко А.В. Знание есть искусство ……………………………………….

Янковская Л.В. Живые камни духовного храма …………………………….

Марутаев М.А. Гармония – сущность мироздания ……………………….

Фролов В.В. Осознание красоты как путь постижения человеком

тонких миров ………………………………………………………………….



Григорьева Т.П. Красота Небытия в искусстве японцев ……………………

Иванов С.П. А.С.Пушкин – Предтеча духовной революции ……………..

Шевченко Н.А. Духовная реальность и театральная иллюзия.

Традиция и понятие новой мистериальности в театральном искусстве …..



Хмелева Л.Г. Гений и искусство познания инобытия ………………………

Уроженко О.А. Пластические искусства как способ

приобщения к Бытию …………………………………………………………


Круглый стол …………………………………………………………………
Резолюция …………………………………………………………………….



Конференцию открыл


Г.М. ПЕЧНИКОВ


президент Международного Центра Рерихов,

Москва
Дорогие друзья!

Мы приступаем к нашей очередной конференции, которая посвящена памятному дню 9 октября – дню рождения Н.К.Рериха. Это стало уже доброй традицией, добрым праздником – московским, всероссийским. Но сегодня этот праздник особенный. Вы были свидетелями, как на территории Центра-Музея им. Н.К.Рериха взвилось Знамя Мира, Знамя Культуры. Мы открыли необычайную, уникальную выставку художников, своеобразно мыслящих, отражающих в своих полотнах тему инобытия. «Искусство как способ познания инобытия» – так определили мы тему нынешней конференции. Когда мне думалось, что же такое инобытие, вдруг пришло на память выражение Блока о том, что поэт с небом говорит, и, наверное, законы инобытия, тонкие миры доходят до нас прежде всего через художников, через поэтов. Я обратился к Пушкину, перечитал «Ангела» и «Демона». Был в сентябре в Кулу, и вдруг вспомнилось стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке». Я прочту его последние строчки:


Туда б, сказав «прости» ущелью,

Подняться к вольной вышине,

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!
Этот постоянный разговор с небом, с Богом, наверное, присущ всем поэтам, мы через них, через их творчество постигаем микро- и макрокосмос, и иные миры. Пишет Пушкин своего «Ангела» и своего «Демона» и вдруг подхватывает тему юный Лермонтов, в 15 лет он пишет своего «Демона». Это становится ведущей темой в его творчестве. Он успевает завершить «Демона» перед самой смертью – «Печальный демон – дух изгнанья...» Его не публикуют, отправляют в ссылку. Я нашел заметку Великого Князя Михаила Павловича, брата царя. Он пишет, что были у нас и итальянский Везельвул, и английский Люцифер, и немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. «Демон» впервые был опубликован только в 1856 году. В этом году родился Врубель, для которого тема Демона была темой всей жизни, потом ее продолжил Рубинштейн, в одноименной опере. Шаляпин на сцене воплощал образ Демона. Эта тема – неиссякаемая в искусстве.

Много лет назад на встрече с космонавтами в Доме дружбы народов я спросил: «Вы были первыми, кто увидел Землю из космоса. Как она выглядит?» Помните слова первого космонавта? Он сказал, что увидел Землю, как на полотнах Н.К.Рериха. Я ответил космонавтам, что раньше их так воспринял Землю другой человек, и стал читать его стихи:


Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянии голубом...
Ведь это какое прозрение надо иметь поэту, чтобы в своем воображении перенестись туда и увидеть Землю, когда еще никаких ракет не было. А Блок, творивший на переломе тысячелетия? Вся его поэзия была пронизана предощущением иных миров.

Открывая нашу конференцию, я хочу предоставить слово Михаилу Николаевичу Чирятьеву, председателю Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, который зачитает послание Дмитрия Сергеевича Лихачева, которого мы все поздравляем с высокой наградой.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница