Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры



Скачать 220.36 Kb.
Дата12.11.2016
Размер220.36 Kb.
МОУ лицей «Морской технический»

Открытые уроки

по курсу «Кубановедение»

на тему:

«Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры».

учитель начальных классов

Капшукова Татьяна

Анатольевна

(1 урок)

Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры.
Цели:

знать особенности быта и культуры жителей Кубани и их связь с историческим прошлым края.

уметь: находить эти зависимости в бытовой жизни и обрядах.

развивать: речь, логическое мышление, творческие способности.

воспитывать: любовь к родине, родному краю, уважение к людям Кубани.
Оборудование: 1) учебник Б.А.Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 класс, Краснодар, 2000.

2) книга для чтения под редакцией В.Н.Ратушняка «Родная Кубань. Страницы истории», Краснодар, 2003.

3) фонограмма мелодии «Гимна Кубани».

4) карта Краснодарского края.

5) картинки, символизирующие народы, населяющие территорию края.

Ход урока:

Учитель: Привет, Кубань моя родная!

Привет, все реки и поля.

Во всей стране одна такая

Моя родимая земля!


Здравствуйте, ребята! Я снова позволила начать урок со стихотворения, сочиненного вами о нашем родном крае. Нам сегодня предстоит пройти путь с VIII в. до н. э. до заселения земли казаками. Готовы ли вы к этому путешествию?

Дома вы трудились НЕ ПОКЛАДАЯ РУК (как говорят в Армавире), чтобы выучить ГИМН Кубани. Прошу встать.

(Дети исполняют Гимн Кубани).

Ну вот, у меня ОТ ДУШИ ОТЛЕГЛО (как пишет в своей книге «Над Кубанью» Первенцев А.А.) С домашним заданием вы справились отлично.


А теперь попрошу вашей помощи в построении плана урока. Тема урока: (открывается запись на доске) «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры». Какие знания нам понадобятся?


Дети:

-В прошлом году на уроках Кубановедения мы говорили о разных народах, живших на территории Кубани в древние времена. Даже говорили о некоторых обычаях.

-А еще мы готовили линейку, посвященную Кубани, и на ней рассказывали о казаках.

-А в 1 классе у нас был классный час, и я помню несколько вопросов, которые мы вам задавали, а вы нам на них отвечали.

-Мне кажется, что еще надо знать, в каком месте на территории края жили эти народы, потому что жизнь в горах отличается от жизни на равнине.
Учитель: Я с вами вполне согласна, но хочу еще добавить, что время тоже имеет свое значение. Об этом не нужно забывать.

Напомните мне, какие народы населяли территорию нашего края.


Ученики называют, а учитель без эмоций записывает все названные народности, среди которых могут быть и американцы, например. Если дети сами замечают ошибку, то ее можно исправить. Так на доске появляется запись: КАЗАКИ

МЕОТЫ

ГРЕКИ

АДЫГИ

САРМАТЫ

СКИФЫ

Попробуем рассказать о них, используя уже известные вам факты. Одновременно мы будем «заселять» карту нашего края определенными народами.

Работаем в группах. Каждой группе я предлагаю рисунок человека в национальной одежде и с подписью времени, в которое этот народ жил на территории нашего края. Группе предстоит:


  1. вспомнить все, что они знают об этом народе

  2. постараться определить их род занятий и место поселения

  3. особенность этого народа, это могут быть обычаи, традиции.

На задание 5 минут.

Учитель раздает нарисованные на бумаге фигурки людей в национальной одежде с подписью времени заселения этим народом территории края. (Приложение №1. Можно использовать рисунки с форзаца учебника «Родная Кубань» под редакцией В.Н.Ратушняка) 1 группа – САРМАТЫ, 2 группа – МЕОТЫ, 3 группа – ГРЕКИ, 4 группа – АДЫГИ.

Детям предлагаются учебники Б.А.Трехбратова «История Кубани с древнейших времен до конца ХVIII века», в которых учитель уже сделал отметки тех статей, где описывается жизнь этих народов.

САРМАТЫ – стр.32-34 учебника Б.А.Трехбратова и стр. 32 – 34 учебника В.Н.Ратушняка. МЕОТЫ – стр. 39 – 43 учебника Б.А.Трехбратова и стр. 26 – 32 учебника В.Н.Ратушняка. ГРЕКИ – стр.46 – 62 учебника Б.А.Трехбратова и стр.14 -21 учебника В.Н.Ратушняка. АДЫГИ – стр.107 – 114 учебника Б.А.Трехбратова и стр.44 -50 учебника В.Н.Ратушняка.

Также, каждой группе предлагается план ответа, который можно составить вместе с детьми, а можно предложить в готовом виде:

  1. Название. Время заселения.

  2. Основные занятия населения.

  3. Зависимость места поселения и занятия населения.

  4. Интересные факты, обряды.

  5. Одежда.

Пока дети работают, учитель открывает доску, на которой висит карта Краснодарского края (желательно, физическая)

Прошу 2 группу начать свой рассказ. Как вы думаете, почему они начинают, а не 1 группа?


Дети: Это, наверное, первые народы, заселившие наш край.
Учитель: Это, конечно же, не первые, но они были первыми из названных сегодня на уроке.

Один человек от группы рассказывает:

Слово «меоты» означает «море, которое мутнеет» или «соленое болото», потому что жили они возле плавней, возле реки Кубань. Заселились они в VIII веке до нашей эры.



Прикрепляет на карту своего «героя».

Главным занятием было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лен. Этому помогала река. Еще один вид занятий – скотоводство. Животные помогали пахать, навозом удобряли поля.

Изо льна делали одежду.

Меоты были ремесленниками. Они умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду.

Жили они в круглых домах с соломенными крышами. Поселок окружали рвы и земляные валы с частоколами. В центре поселений была цитадель, где находилось жилище вождя, хранилось оружие и запасы продовольствия.

Поселения находились недалеко друг от друга, поэтому во время опасности сигналы подавались с помощью костра.


Учитель: Скажите нам, пожалуйста, меоты были воинственными племенами или мирными?

Ученик: Они воевали только тогда, когда на них нападали.

Учитель: Спасибо. Давайте познакомимся с жизнью САРМАТОВ. Слово 1 группе.
Ученик: Сарматы были соседями СКИФОВ. Заселились они в IV веке до нашей эры. Основное занятие населения сарматов – кочевое скотоводство. У них не было домов, а кибитки, сделанные из войлока. Они прикрепляли их к повозкам, на которых и жили. Вокруг повозок пасся скот.

Прикрепляет на карту своего «героя».

Они научились очень хорошо делать шлемы и панцири из воловьей кожи. Еще одно их занятие было – сбор дани с соседних земледельческих племен, может быть и меотов. Поэтому они очень большое значение придавали военной одежде и оружию.

Но самое интересное то, что один обычай сарматов нам знаком. Когда сармата хоронили, в курганы, как скифы, клали одежду, деньги, украшения. Но перед захоронением они должны были разбить зеркало или зашить его в футляр. Они считали, что в зеркале отражается душа умершего. Еще сарматы верили в силу огня, поэтому в захоронениях встречаются курильни, дым которых освобождал от злых сил.

Сарматов можно было узнать по внешнему облику: от морозов они защищались шкурами животных и сшитыми штанами. Только лицо у них было открыто, но и оно было защищено густой бородой.


Учитель: Спасибо. Вопрос о зеркале. Почему этот культ нам знаком?
Ученик: У нас в станице во время похорон завешивают зеркала, как у сарматов.
Учитель: Предлагаю передохнуть и физминутку провести в виде игры «Зеркало». Повернитесь друг к другу парами и по очереди «подразните» друг друга.
Проходит физминутка.

Предоставляем слово 3 группе.


Ученик: Нашей группе предстоит рассказать о ГРЕКАХ, которые заселились на территорию края в VI веке до нашей эры.

Прикрепляет на карту своего «героя».

На родине грекам стало не хватать еды, лучшие земли захватили богатые греки, поэтому простому народу пришлось искать новые места для жизни. Так они и добрались до побережья Черного моря, где и основали колонию. Селились греки рядом с местным населением, чтобы можно было с ним торговать. Греки предлагали оливковое масло, вина, тонкие ткани, дорогое оружие, стеклянные украшения и гончарные изделия, а покупали рыбу, соль, хлеб, воск и лес.

Основное занятие для греков – торговля. На кораблях они торговали по всему побережью.

В греческих городах обязательно строили храмы, в них были жрецы, приносились жертвы богам.

Вокруг городов выросли виноградники. До сих пор они занимают много места на побережье, там, где жили греки. Даже завод по производству вин носит греческое название «Фанагория».
Учитель: Вопросов нет. Слово 4 группе.
Ученик: Мы расскажем об АДЫГАХ. Есть у них еще одно название – ЧЕРКЕСЫ. Поселились они на территории края примерно с 1 тысячелетия нашей эры по всему левому берегу реки Кубань.

Прикрепляет на карту своего «героя»

Национальностей у адыгов было множество: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКАЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ, БЕСЛЕНЕЕВЦЫ и другие. Одними правили князья, другими – старосты.

Основного занятия у них не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее, чем пасти коров. Другие выращивали виноград. Третьи ловили рыбу. Четвертые собирали в лесу мед. Но все они очень ценили коней. Все их сказки и легенды посвящены этим животным. За хорошего коня они могли отдать все, что у них было.

Дома же они строили из простых материалов – дерева и соломы. Считалось, что дом из камня строит тот, кто не может за себя постоять. Поэтому военному делу они уделяли большое значение. Нам до сих пор знакомо мастерство джигитов.

А вот одежда их нам тоже знакома – у казаков в народном костюме есть черкеска с галунами – это от черкесов, то есть адыгов.
Учитель: От адыгов у нас осталась только черкеска или есть еще что-то?
Ученик: Адыги и сейчас живут у нас на территории края. Столица их – город Майкоп.
Учитель: Спасибо. Хорошо потрудились. Но не прозвучали рассказы о СКИФАХ и КАЗАКАХ.

О них мы говорили много. Давайте вспомним отдельные моменты из их жизни. СКИФЫ. Предлагаю решить задачу о скифских племенах. Кстати, где они селились и чем занимались?


Дети: Поселения скифов были на востоке края.

Появляется на карте еще одна картинка.

Основное их занятие – война.

А еще они царей хоронили и насыпали курганы.
Учитель: Молодцы. А теперь – задача (из задачника по истории А.Литвинова «История становится ближе»):

Клятва.

«Отец истории» Геродот рассказывает о скифах: все договоры о дружбе, освященные клятвой, совершались у них так. В большую глиняную чашу наливали вино. Затем в нее погружали меч, стрелы, секиру и копье. После этого произносили длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пили из чаши.

Вопрос: Предположите, что еще добавлялось в вино, доказывающее личную причастность каждого участника договора, кроме меча, стрел, секиры и копья?

1 минута на обсуждение.



Дети обсуждают в тех же группах. Лидера группы могут сменить, а могут и оставить.
Учитель: Начнем с 4 группы.
Ученик: Нам кажется, что они лили туда вино, чтобы скрепить договор.
Учитель: Как вы думаете, 3 группа?
Ученик: Мы думаем, что они туда добавляли по капле своей крови, так как они не боялись боли и могли проколоть или порезать себя.
Учитель: А что скажет 2 группа?
Ученик: Мы думаем, что они опускали туда что-то из военной одежды – шлем или кольчугу.
Учитель: 1 группа, вам слово.
Ученик: Мы тоже думаем, что это была кровь. Помните, что когда умирал царь, его бальзамировали и возили по поселениям, а те, кто видел эту процессию, даже могли отрезать себе часть уха или проколоть руку стрелой. Поэтому капнуть крови им было не трудно.
Учитель: Читаю правильный ответ: В большой глиняной чаше вино смешивалось с кровью каждого участника договора, для чего прокалывали шилом кожу или делали маленький надрез ножом.

Мне приятно, что вы смогли разрешить и эту задачу, а, значит, что о жизни СКИФОВ вы знаете много. Подведем итог нашего урока. Ответьте на вопросы теста, где ответами будут номера народов, заселявших территорию края.



У названий народностей на доске учитель дописывает номера:

1 – МЕОТЫ

2 – САРМАТЫ

3 – ГРЕКИ

4 – АДЫГИ

5 – СКИФЫ

Писать слова не нужно, достаточно поставить номер.

- Кто научил жителей Кубани выращивать виноград и изготавливать вино?

- Какие народы строили городища с цитаделью и круглыми домами из глины и соломы?

- Какой народ оставил после себя огромное количество курганов-захоронений?

- У какого народа лошадь ценится больше всего, а искусство джигитовки сохранилось до сегодняшних дней?

- Какой народ кочевал по территории края и не брезговал сбором дани?

Проверьте и поставьте себе оценку. Если ошибок нет – «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки – разрешается дома повторить и попытаться написать другой тест по этой теме.

На доске появляется запись: 3, 1, 5, 4, 2. Идет самопроверка. Итог по полученным оценкам.

Домашнее задание по группам: 1 группе подобрать материал о причинах появления казаков на территории края, 2 группе подобрать материал о занятиях казаков на Кубани, 3 группе подобрать материал о быте и традициях казаков, а 4 группе – материал о казачьих станицах нашего района.

Закончить урок я снова позволю себе вашим стихотворением:

Я вижу поле золотое,

Я вижу море голубое,

Здесь будем мы с тобой расти –

Кубанца звание нести!

Спасибо за урок!



Литература: «Родная Кубань. Страницы истории» Книга для чтения под редакцией профессора В.Н.Ратушняка. Краснодар 2003.

Б.А.Трехбратов «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века». Учебник для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар 2000.

А.Литвинов «История становится ближе». Задачник. Москва, 1996.

В.И.Андрющенко, Р.Я.Иванова, Т.Г.Иванова «Словарь фразеологизмов говоров Кубани». Армавир, 1994

Стихи Ореховой Алины – 8 лет и Люлько Николая – 9 лет.
Урок Кубановедения в 4 классе.

(2 урок).
Тема: Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности быта и культуры.

Цели:


знать: причины заселения территории края казаками, особенности их быта и культуры

уметь: находить зависимость между современной жизнью на Кубани с историческими корнями

развивать: речь, логическое мышление, творческие способности, умение работать с книгами

воспитывать: любовь к родной земле, уважение к народным традициям, культуру общения в детском коллективе.
Оборудование: 1) карта Краснодарского края;

2) текст песни «Ой, тысяча семьсот девяносто першого року»;

3) иллюстрация с изображением казака;

4) книги для книжной выставки;

5) кроссворд;

6) клочок шерсти овцы;

7) перья;

8) мелкие монетки;

9) льняное полотенце;

10) ваганы (корыто);

11) рубэль (приспособление для глаженья белья);

12) серп;

13) рушник (вышитое полотенце);

14) макитра;

15) крынка.
Ход урока:

Учитель: Теплое солнце, пшеница в полях,

Множество ягод и фруктов в садах,

Тихая речка, огромное море,

Леса и луга, и бескрайнее поле –

Все это – милый, богатый наш край.

Нет его лучше – ты так и знай!

Я снова начинаю урок поэтическими строками, сочиненными Астрецовой Олей. Добрый день! Однажды в Новокубанском районе был записан фразеологизм: «Он в работе горит». Как вы его понимаете?
Дети: Это когда он очень хорошо работает.

Учитель: Предлагаю и вам поработать так, чтобы и вы к концу урока «сгорели в работе». Согласны? Тогда вперед!

Дома я просила вас выполнить задание по группам. Прошу показать те книги, которые вы использовали в подготовке к уроку.



Дети выставляют книги, т.о. получается книжная выставка.

Тема нашего урока: «Население Кубани в различные исторические эпохи. Особенности культуры и быта» Мы продолжаем эту тему, но остановимся на кубанском казачестве.

Каждая группа расскажет о своих исследованиях. А нам предстоит все выслушать, выделить главное и постараться найти зависимость между прошлым и настоящим казаков.

Предоставляем слово 1 группе, готовившей рассказ о причинах переселения казаков на Кубань.


Дети:

1) Почему-то все говорят о казаках, которые переселились на Кубань из Запорожской Сечи. А мы нашли в библиотеке материал о казаках, которые раньше запорожцев переселились к нам – это Донские казаки под руководством Игната Некрасова. В истории Кубани их так и называют – некрасовцы. Но жизнь их не оставила доброго следа, потому что эти казаки, вместе с турками и черкесами, промышляли разбоем. Некрасовцы встали на сторону крымского хана и во время войны, потерпев поражение, Россия признала их подданными крымского хана.

А жили эти казаки между Таманью и Темрюком.

Многие из них переселились в Турцию, а другие вернулись назад на Дон. Последние из них вернулись на родину в 1962 году.

2) Но прославилась Кубань запорожскими казаками. В 1777 году началась война с Турцией. Командование принимает решение отправить на Кубань опытного генерала. Им был А.В.Суворов. Под его руководством за 106 дней было построено более двадцати укреплений – крепостей. Суворов сумел подружиться с черкесскими князьями и называл их своими приятелями.

В апреле 1783 года был опубликован манифест о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России.

Новые российские земли нужно было заселять. И в 1792 году императрица Екатерина II дарит казакам особую грамоту, разрешающую поселение на землях между Кубанью и Азовским морем. А ездил к императрице за этой грамотой Антон Головатый.
3) В Полтавской губернии, на Украине, родился в семье казачьего старшины Антон Андреевич Головатый, ставший позже полковником казачьей гребной флотилии Запорожской Сечи. Четыре месяца он был казачьим депутатом в г. Петербурге, где получил от Екатерины II грамоту на вечное пользование кубанской землей. О чем поется в песне " Ой, тысяча семьсот девяносто першого року».

Ой, тысяча семьсот

Девяносто першого року, гэй!

Выйшов указ вид нашой царыци

3 Петербургу городу, гэй, гэй!

Ой, що пан Чепига и пан Головатый,

Зибравши всэ вийско Запорижськэ,-

Гэй, выступае та на Кубань – ричку,

На вишнее время всэ, гэй, гэй!

Ой, вы прощавайтэ, курени казацьки,

Уже ж нам у вас быльш не жыты.

Ой вы, прощавайте, вы, стэпы буджацьки

Вжэ ж нам по вас бильш не ходыты, гэй, гэй.

Бувай жэ здорова, Днипр – вода мутная,

Пидэм на Кубань, иншон напьемся.

Бувайтэ здорови, вси курени наши,-

Тут вам бэз нас розвалыться, гэй, гэй!

Там будэмо рыты, там будэм гуляты

И рыбу ловыты, гэй!

А вражого турка, та як того зайця,

По скалам гоняты, гэй, гэй!
Учитель: Спасибо за труд. Но я бы хотела, чтобы ваши товарищи с помощью моих вопросов определили, не забыли ли вы что-то важное.

Открывается запись на доске:

- Откуда переселились казаки на территорию Краснодарского края?

- Зачем Екатерина II пожаловала эти земли казакам из Запорожской Сечи?

- В каком месте высадились первые казаки-запорожцы?

- Как называлась столица Кубани?

Дети читают вопросы и обсуждают рассказ 1 группы:
Дети: На первый вопрос группа ответила, потому что мы узнали, что казаки поселились и с Дона, и из Запорожской Сечи.

На второй вопрос они тоже ответили, потому что мы узнали, что Екатерина подарила эти земли, чтобы заселить их своими жителями и чтобы охранять от турков.

На третий вопрос они не ответили.

На четвертый вопрос ответа тоже не было.


Учитель: 1 группа, сможете ли вы дать ответы на эти вопросы?
Дети: Я могу ответить на последний вопрос. В честь того, что Екатерина II подарила казакам эти земли, город так и назвали – ЕКАТЕРИНОДАР. А сейчас он называется Краснодаром.
Учитель: На третий вопрос я отвечу. В том месте, где высадились первые казаки из Запорожской Сечи, стоит памятник. Вот он на фотографии (учитель показывает фото памятника из фотоальбома «Нива Кубани», Москва, издательство «Планета», 1982 год)

Автор этого памятника – эстонский скульптор А.Адамсон. Стоит этот памятник в станице Таманской.

Предоставляем слово 2 группе, которая расскажет нам о занятиях казаков.
Дети: Как вы уже поняли, что казаки сначала занимались охраной южных границ России от набегов. Они строили КУРЕНИ – казармы, казацкие поселения. Таких куреней было 40. Потом эти курени переросли в станицы. Есть станицы, которые не поменяли своего названия. Это – Пашковская, Динская, Крыловская и другие.

Со временем необходимость в защите отпала. Казаки стали заниматься мирным трудом. Самая большая ценность Кубани – ЧЕРНОЗЕМ – самый плодородный вид почв. Благодаря ему, казаки собирают хорошие урожаи. Мы предлагаем разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия некоторых культур, которые выращивают в нашем крае. Есть еще одно зашифрованное слово. Если вы правильно разгадаете его, то узнаете, как называют наш край в России.



Дети коллективно разгадывают кроссворд:





р

о

ж

ь










г

р

е

ч

и

х

а













т







п

о

д

с

о

л

н

е

ч

н

и

к




р

и

с










п

ш

е

н

и

ц

а







с

в

ё

к

л

а





Учитель: Я попрошу вас назвать еще одно важное занятие населения нашего края помимо растениеводства.
Дети: Это животноводство. В прошлом году мы чествовали доярку – Бабенко Дину Николаевну. Ей присвоили звание Героя труда Кубани.
Учитель: Молодцы, ребята. А что расскажет нам 3 группа? У них было самое веселое задание – рассказ о быте и культуре казаков.
Дети: Казаки селились на хуторах или в станицах. Каждая станица имела от 100 до 600 дворов, церковь, торговые лавки, кузницу, водяные и 5-10 ветряных мельниц, 2-3 общественных здания (правления). Дворы в станицах строили так, чтобы на дорогу смотрела глухая стена без окон. Проходы между домами были запутаны, в них было много тупиков.

Некоторые архивные документы донесли до нас свидетельства жизни и быта наших предков на кубанской земле. Вполне естественно, что большинство подобных документов отражают жизнь главного города Кубани – Екатеринодара.

Например, в 1845 году в городе было около 4.000 домов, причем в основном турлучных. За этот год в городе не было ни одного убийства, грабежа, разбоя, воровства и мошенничества. Зарегистрировано одно самоубийство, пойман один солдат – дезертир и каторжник – беглец. Как тут не позавидовать!

В каждом казачьем курене действовал СТАНИЧНЫЙ СХОД, СТАНИЧНЫЙ АТАМАН, СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, СТАНИЧНЫЙ СУД.

СТАНИЧНЫЙ СХОД – орган власти, который созывался для решения самых важных вопросов.

СТАНИЧНЫЙ АТАМАН избирался на три года. Ему подчинялись все жители станицы.

СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ состояло из атамана, его помощника, казначея и доверенных лиц от населения.

СТАНИЧНЫЙ СУД избирался ежегодно сходом станицы в количестве 4-12 человек. Суд атаману не подчинялся, и атаман не имел права присутствовать на суде.

В каждом доме в правом углу висели обязательные иконы: ИИСУС ХРИСТОС, БОГОМАТЕРЬ, СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Также висела икона, покровительствующая местному храму, например, Покров пресвятой Богородицы, Св. Параскева Пятница и др. Например, в г. Тихорецке Свято- Успенский храм, поэтому казаки повесили бы икону Богородицы. Праздник, связанный с этим святым, отмечали всей станицей, как самый большой.

В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны.

Но самой интересной традицией было то, что строили дома всей станицей, притом за помощь денег не брали.

Мы вам сейчас покажем предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома, а вы попробуйте определить их назначение.



Дети показывают предмет, а остальные ребята указывают их назначение.

При закладке фундамента в него бросали куски шерсти домашних животных и перья домашней птицы. Зачем?
Дети: Чтобы хозяйство водилось.

Матицу – несущее бревно для крыши, поднимали на полотенцах, а не на «пустых» руках. Зачем?
Дети: Чтобы в доме не было пусто.

Под матицу закладывали мелкие деньги. Зачем?
Дети: Чтобы в доме деньги водились.



В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем?
Дети: Чтобы Бог помогал.

А теперь мы предлагаем сыграть в одну игру. Эта игра была одной из любимых у казачат.



Дети разучивают игру «Коршун».

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун делает вид, что роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него. Цыплята держатся за наседку и друг за друга. Им нельзя разрывать цепочку. Наседка с коршуном ведут диалог:

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою.

На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку ищу.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

-Зачем мешочек?

-Камешки класть.

-Зачем тебе камешки?

-В твоих деток кидать.

-За что?

- Ко мне в огород лазят.

-Ты бы делал забор выше, коль не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, прогоняет коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Учитель: Вот спасибо вам. Мы и новое узнали, и в игру поиграли – отдохнули.
Дети: У нас еще не все. Мы хотели бы показать предметы, которыми пользовались раньше, а вы угадайте, что это и зачем нужен был этот предмет.

Показывают предметы из музея: ваганы - корыто, рубэль - приспособление для глажки белья, серп, рушник, макитру – приспособление для хранения маринадов, молочных продуктов, крынку – глиняный кувшин без ручки.
Учитель: Предоставляем слово 4 группе. Нам предстоит услышать рассказ об истории казачества в нашем районе.
Дети: Началась история Тихорецкого района с А.В.Суворова, который летом 1778 года ставит здесь первые укрепления – коммуникационный Терновский фельдшанец на реке Терновка (сейчас это станица Терновская) и коммуникационный пост на реке Челбас (сейчас это станица Архангельская). В 1801 году на месте поста на Челбасе создается казенное поселение Архангельское, в 1812 году –селение Терновское, в 1829 году – селение Тихорецкое. Названия свои они получили по-разному. Станица Терновская названа так потому, что в этом месте были заросли терна, Архангельскую назвали переселенцы из села Архангельское Новодевицкого уезда Воронежской губернии. Город Тихорецк стоит на берегу речки Тихонькая, поэтому и носит такое название – Тихая речка.

А вот дата основания нашей станицы не выяснена. История ее появления тоже запутана. По одной из версий в 20-е годы XIX века была помещичья деревня Демьяновка. На правом берегу реки Борисовки был хутор Ярмизин. В конце XIX века несколько хуторов объединились в один большой хутор Борисовский, в 1907 году село Демьяновка, хутор Ярмизин и другие хутора объединились в крупное Ярмизинское крестьянское товарищество, а в 1922 году это уже хутора Борисовский и Ермизин. В 1924 году они объединились в хутор Еремизино-Борисовский. В 1998 году хутор стал станицей.


Учитель: Спасибо всем исследователям, проделавшим кропотливую работу к уроку. Подведем итог нашего урока.

На нашей карте еще не размещена иллюстрация с изображением казака. Куда вы ее поместили бы?


Дети: Предлагаю определить на карте местоположение станицы Тамань и поместить туда, потому что в этом месте на кубанскую землю ступили казаки.

А я бы поместил в центр, потому что казаки и по сей день живут на территории края, притом по всему краю.



Дети прикрепляют иллюстрацию к карте.
Учитель: Нам осталось выяснить взаимосвязь кубанской казацкой жизни прошлых лет с современной жизнью. Вы услышали много интересного. Назовите, что осталось в нашей современной жизни от быта и традиций кубанского казачества.
Дети: Дома у некоторых построены так же, как и у казаков, из самана, а покрыты камышом.

Национальный казацкий костюм не поменялся с тех лет.

В нашей речи остались старые слова, например, - рушник, макитра.

Много праздников мы отмечаем по казацким традициям, например, свадьба. Рождество.

Казаки за это время нашли много разных занятий, но главным осталось земледелие и животноводство.
Учитель: Дома предлагаю найти, разучить какой-нибудь казацкий обряд или казацкую игру.

В конце мне хочется прочесть еще одно стихотворение Оли Астрецовой. Оно посвящено нашей станице:

Наша станица совсем небольшая,

Но все равно для меня дорогая.

В ней нету театра, в ней нету вокзала,

Электрички не ходят, автобусов мало.

Но здесь родилась я, и здесь я живу,

И нашу станицу я очень люблю.



Спасибо за урок!

Литература:

«Родная Кубань. Страницы истории» Книга для чтения под редакцией В.Н.Ратушняка. Краснодар, 2003.

Е.М.Сидоров. «Земля Тихорецкая», Краснодар, 1995

«Детские народные подвижные игры». Книга для воспитателей детского сада и родителей. Москва,1995

И.Горлова, А.Манаенков, В.Лях «Культура кубанских станиц», Краснодар, 1993

Е.М.Сидоров «Тихорецкое краеведение». Краснодар, 1999

«Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год» под редакцией В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996

Литературно-исторический журнал «Родная Кубань» №3 – 1998 год

«Потомство Шкуринского куреня». Технические редакторы: З.С.Кондрашова, Н.И.Филимонова, Москва, 1994

Фотоальбом о Краснодарском крае «Нива Кубани» Москва, 1982

Стихи Астрецовой Ольги (8 лет)





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница