Народное образование на XVI всероссийской промышленно-художественной выставке в нижнем Новгороде



Скачать 440.7 Kb.
страница1/3
Дата30.10.2016
Размер440.7 Kb.
  1   2   3
Муниципальное казенное учреждение культуры

«Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина»

Городской социокультурный краеведческий центр

Народное образование

на XVI Всероссийской промышленно-художественной

выставке в нижнем Новгороде
(по воспоминаниям

участников педагогических курсов 1896 года)



Краеведческое пособие

К 120-летию XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки

в нижнем Новгороде

Составитель: Т.В. Кучерова,

заместитель директора по основной деятельности.

Нижний Новгород, 2016



От составителя
Выпуск пособия приурочен к 120-летию XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде, которое отмечается в 2016 году.

Выбор темы продиктован несколькими обстоятельствами. Во-первых, вопрос экспонирования отечественных достижений в народном образовании и педагогике, в том числе на нижегородской Всероссийской выставке 1896 года, недостаточно освещен в специальной литературе [1], поэтому поднятая тема представляет интерес для исследователей истории образования и краеведов, изучающих постановку школьного дела на местах. К тому же достижения в области образования стали необходимой принадлежностью российских промышленных выставок только с 1882 года, а на нижегородской выставке 1896 года в специальном XIX научно-учебном отделе было впервые наиболее полно отражено состояние и развитие народного образования Российской Империи за 10 лет.

В этой связи особенно любопытны свидетельства очевидцев, побывавших в 1896 году в Нижнем Новгороде в качестве делегатов педагогических курсов, организованных в рамках XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки. В нескольких номерах журнала «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1896 год печатались репортажи участников поездки с подробным описанием самой выставки, XIX отдела и собственно курсов. Эти публикации попали в поле моего зрения в ходе родословных изысканий о предках – потомственных священнослужителях Оренбургской епархии – и побудили к созданию предлагаемого пособия.

Детальный рассказ о выставке и ее отделах содержится в статьях В. Троицкого [2] и В. Обухова [3]. Об учительских курсах и совещании наблюдателей церковно-приходских школ в рамках выставки писали делопроизводитель Училищного совета Оренбургской епархии Василий Обухов [4] и ректор Оренбургской духовной семинарии протоиерей Феодор Дмитровский [5]. Эти материалы невольно заставляют проводить сравнение с современностью: насколько тщательно, вдумчиво и основательно принимались все решения по народным школам, какое пристальное внимание уделялось учебным и наглядным пособиям и комплектованию учебных библиотек, как гордилось епархиальное духовенство успехами своих учителей и учеников!

Пособие представляет собой краткий конспект, а местами дословное цитирование вышеуказанных текстов, приводимых в современной орфографии. Материал сгруппирован в логическом порядке: сначала освещается предыстория вопроса (рассказ о том, каким образом очевидцы оказались в Нижнем Новгороде и как проходили курсы), затем дается общая характеристика выставки и экспонатов, после чего внимание акцентируется на объектах, связанных с церковными школами. Комментарии и ссылки на литературу и источники даны в Примечаниях. В оформлении использованы фотографии М.П. Дмитриева и графические работы Н.С. Самокиша из фонда сектора редкой книги ЦГБ им. В.И. Ленина, а также фотографии знаменитой полиграфической фирмы «Шерер, Набгольц и Кº» (Москва) из интернета [6]. В Приложениях приведены Список церковно-приходских школ России, удостоенных наград выставки, и Список экспонентов Нижегородской губернии, отмеченных наградами по XIX отделу («Народное образование, метеорология, охранение народного здравия, благотворительность, подача помощи страждущим и спасание на водах»).

Поскольку пособие ориентировано на широкий круг читателей, необходимы некоторые пояснения. Учебные заведения Российской Империи находились в различном ведомственном подчинении. Светские учреждения высшего, среднего и начального образования (за исключение военных) подчинялись Министерству народного просвещения. Учреждения духовного образования, в том числе церковно-приходские школы [7] и школы грамоты [8], были подчинены ведомству православного исповедания – Святейшему Правительствующему Синоду. И в церковных школах обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища.

Татьяна Вадимовна Кучерова.

Часть 1.


Педагогические курсы

для учителей и учительниц церковно-приходских школ

во время Всероссийской Выставки в Нижнем Новгороде
В начале июня 1896 года Оренбургским Епархиальным Учительским Советом получено было циркулярное предложение Училищного при Священном Синоде Совета с уведомлением о том, что во время Всероссийской Выставки в Нижнем Новгороде будут происходить педагогические курсы и курсы церковного пения для учителей и учительниц церковно-приходских школ. Курсы предложено было открыть 15 июня и продолжить до 15 августа, причем было разъяснено, что этот двухмесячный период будет разделен на два срока, или очереди: первый с 15 июня по 15 июля, а второй – с 15 июля по 15 августа. В первую очередь должны были явиться на курсы учителя и учительницы церковных школ, находящихся в губерниях восточной половины Империи, а во вторую – западной половины Империи. Из епархий предписано было командировать двух учителей и вместе с ними председателей Училищных Советов.

На экстренном заседании Оренбургского епархиального Училищного совета, созванного по распоряжению Преосвященного Николая, епископа Оренбургского и Уральского, постановили командировать в Нижний Новгород учителя Сенцовской церковно-приходской школы Аркадия Покровского и учителя Орской церковно-приходской школы Илью Пикалкина, а для ознакомления с церковно-школьным делом в России путем личного обмена мыслей с разными деятелями – председателя епархиального Училищного совета ректора Оренбургской духовной семинарии протоиерея Феодора Дмитровского и делопроизводителя Училищного совета Василия Обухова.

Оренбургский епархиальный наблюдатель г. Рыбаков выехал в Нижний Новгород на следующий день после экстренного заседания Совета, а прочие командированные лица – по Оренбургской железной дороге в Самару 10 июня вечером. На вокзале Оренбурга к нам присоединились духовник и учитель пения Оренбургской духовной семинарии священник Григорий Добромыслов и учитель образцовой при семинарии школы Владимир Асанов, которые отправились на Выставку по своему желанию.

Мы попали на один из лучших пароходов общества «Кавказ и Меркурий, именно на пароход «Владимир Мономах», и для нас, которые никогда не видали Волги, путешествие по этой реке на прекрасном пароходе было истинным наслаждением. …Особенно красивую панораму нашим взорам представляли города Симбирск, Казань, Свияжск, Нижний Новгород, Макарьев с его четырехглавым монастырем, селенья Исады и Лысково, Жигулевские горы.

На третий день нашего путешествия по Волге, вечером, показались на правом ее берегу большие пригородные селенья Нижнего Новгорода, а за ними окруженный стенами Макарьевский монастырь. Скоро при медленном и постепенном движении парохода начали показываться и постройки Нижнего Новгорода. Мы с необыкновенным любопытством рассматривали этот древний город, расположенный на высокой горе и по ее склону, с его громадными кремлевскими башнями и стенам, с его соборами и златоглавыми церквями, с его массивными и красивыми зданиями.

В 5 часов вечера 14 июня «Владимир Мономах» медленно подошел к пристани, и мы, сойдя на берег, отправились в город за поисками отведенного для нас помещения. В семинарии мы узнали, что для учителей отведено помещение в здании семинарского общежития, а для прочих лиц, прибывших на курсы, – в здании Сергиевского духовного училища.

15 июня совершено было торжественное открытие педагогических курсов. Торжество началось в 11 часов утра молебном в кремлевском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, которое совершил Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский вместе со старшим городским духовенством и отцами председателями Оренбургского и Симбирского епархиальных Училищных советов. Пред приездом Владыки в собор прибыли власти: главный наблюдатель школ церковно-приходских и грамоты Империи действительный статский советник В.И. Шемякин [9], руководители педагогических курсов П.И. Мироносицкий и А.В. Касторский (по пению), г. Шохор-Троцкий (по арифметике) и Г. Виноградов (по русскому языку), нижегородский городской голова барон Д.Н. Дельвиг и другие высокопоставленные лица.

После молебна все отправились в здание семинарского общежития [10], и собрались там в большом зале. Места в президиуме заняли епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир, нижегородский городской голова барон Дельвиг, наблюдатель церковно-приходских школ Империи В.И. Шемякин. Заседание открыл речью В.И. Шемякин, в которой напомнил, что в 1896 году истек 12-й год возрождения церковно-приходской школы в России и охарактеризовал это 12-летие как период младенчества и отрочества церковно-приходской школы, в течение которого она должна была перенести тяжелые испытания и напряженно работать. Со времени издания Высочайше утвержденного 26 февраля Положения об управлении школами церковно-приходскими и грамоты, церковные школы вступили в пору юности, полную надежд и веры в будущее. С этого времени она стала получать материальную поддержку от государственного казначейства, новую организацию, особую инспекцию.

День открытия курсов совпал с 50-летним служением церкви и государству обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, и в связи с этим от имени курсов ему была послана приветственная телеграмма.

После того, как были пропеты «Многая лета» Императору, Победоносцеву, Шемякину и учителям, руководитель курсов по церковному пению П.И. Мироносицкий обратился с речью, в которой выяснил важность церковного пения и цель курсов по данному предмету. За ним говорил руководитель курсов пор арифметике г. Шохор-Троцкий. Он старался разъяснить, что основными принципами его методики будут служить целесообразность, ясность, простота и постепенность преподавания.

Торжество окончилось пением гимна «Боже, Царя храни!», который исполнили учителя и учительницы церковных школ.

После отбытия Преосвященного Владимира из залы заседания руководители курсов гг. Мироносицкий, Шохор-Троцкий и Виноградов предложили учителям и учительницам доставить к 10 часам 17 числа, т.е. понедельника, письменные ответы на разные вопросы о том, по какому способу каждый из них преподавал в школе пение, арифметику и русский язык, какими пособиями руководствовался и каких успехов достигал своим преподаванием. Ответы на эти вопросы затребованы были с тою целью, чтобы определить степень способностей и познаний учащих и чтобы сообразно с сим разделить их на группы. Выяснилось, что руководители с каждой группой будут заниматься отдельно.

17 июня в здании семинарского общежития педагогические курсы были открыты лекцией г. Шохор-Троицкого по арифметике и г. Мироносицкого по пению. На лекциях присутствовало кроме учителей и учительниц много епархиальных наблюдателей и учителей, приехавших на выставку по своему желанию. По расписанию курсов занятия курсистов должны быть утренние и вечерние: утренние занятия с 8 1/2 утра до половины второго, вечерние – с 5 до 8 часов. Воскресенье и один из будних дней были назначены для обозрения Выставки.

Жизнь курсистов с внешней стороны обставлена прекрасно. Они пользуются готовым бесплатным помещением – курсисты в здании семинарского общежития, а курсистки – в здании женского епархиального училища [11]. Кроме сего, им дается готовый бесплатный стол. Обед из трех блюд, ужин из двух.

Но благожелательное начальство озаботилось окружить удобствами и самое посещение и осмотр выставки курсистами. Они осматривают выставку под руководством лиц учрежденной инспекции и во время путешествия по выставке могут подкреплять свои силы в народной чайной, устроенной В.И. Шемякиным, где они получают чай (сколько угодно) и булки.

Эта чайная заслуживает особого упоминания. Она находится на выставке в отделе огнестойких построек и помещается в одной из них, представляя собой крестьянскую избу с примыкающими к ней сзади крытыми со всех сторон сенями и двором. Чайная помещается в довольно просторных сенях, которые уставлены столами. Чайной заведует одна из местных учительниц. Чайная составляет сущее благодеяние не только для курсистов, но и для всего учащего люда. Выставка громадна и по пространству, и по числу экспонатов. Обозрение ее хотя и в высшей степени интересно, но утомительно. Всякий посетитель, пропутешествовав по ней часа три, четыре, непременно захочет и есть, особенно пить. Конечно, на Выставке есть рестораны, но пища и чай в них сравнительно не дешевы, особенно для бедного учащего люда. В народной же чайной они могут напиться чаю сколько угодно за 3 коп., а если прибавить копейку, то получить еще в добавок и кусок лимона. Здесь же продаются и булки. Вследствие всего этого народная чайная весьма усердно посещается всеми учителями и учительницами, приезжающими на выставку. Чайная сделалась сборным пунктом и как бы клубом, в котором встречаются народные учителя всех ведомств и разных городов, сел и деревень России. Знакомства совершаются быстро, т.к. всех их связывает одно дело.

Кроме чайной учителям и учительницам предоставляется еще другое удобство при посещении выставки. Компания Сименса и Гальске, содержащая электрическую железную дорогу, соединяющую Нижний Новгород с Выставкой, была настолько любезна, что предоставила народным учителям бесплатный проезд до Выставки 2 раза в неделю под тем, впрочем, условием, если учителя будут отправляться на Выставку группами».

Василий Обухов


***
Совещание в Нижнем Новгороде во время Всероссийской Выставки

деятелей по церковно-приходским школам
17 июня, в понедельник, наблюдатель церковных школ Империи действительный статский советник В.И. Шемякин открыл под своим председательством первое заседание речью, в которой высказал, что настоящее собрание в лице отцов председателей училищных советов, епархиальных наблюдателей и других лиц представляет счастливые условия для обмена мыслей по многим вопросам церковной школы. Особенное значение собрание имеет для решения двух вопросов. Они касаются уездной инспекции и второклассных школ. Для полного, обдуманного и основательного их решения назначаются еженедельные вечерние собрания по понедельникам, средам и пятницам.

1. В настоящем заседании В.И. Шемякин выяснил, что положение о том, чтобы в каждом уезде было открыто по две школы второклассных, на первый раз может быть и не соблюдено. Число школ должно отвечать потребности и быть в согласии с благоприятными условиями.

2. Школа грамоты может быть не открываема на первый год. Эту школу могут заменить существующие школы грамоты и даже одноклассные школы. При существовании в одном селении двух школ – одноклассной и школы грамоты, между ними может быть сделано такое распределение учебного материала: в школе грамоты может идти первоначальное обучение с законченным курсом, а в одноклассной – продолжение образования в течение двух лет.

3. Для должности учителей во второклассные школы требуются лучшие, опытные, с семинарским образованием лица, для женских школ – из епархиальных женских училищ. Желательно, чтобы эти лица послушали педагогические курсы на выставке.

4. Задачей школ требуется, чтобы пение было поставлено наиболее правильно и высоко…

5. Не менее пения школа должна отличаться хорошей библиотекой и приучением учеников к чтению книг.

6. Занятия в огороде нужно начинать с первого года, чтобы иметь свои продукты для содержания живущих в общежитии. Для полевых занятий в земледелии нужно не менее 3-5 десятин.

7. О заведении ремесленных занятий будут особые указания.

8. Рано окончившие курс одноклассной школы (11 лет) должны провести 3-4 года вне школы, чтобы потом лет 14-15 поступить во второклассную школу. Во все это время ученики как кандидаты второклассной школы должны поддерживать связь со школой путем чтения книг из школьной библиотеки, упражнением в письме и науках под руководством учителя, а связь с церковью – путем постоянного участия в церковном хоре.

9. Особое внимание и забота руководителей школ должны быть обращены на воспитание учеников. Желательны от воспитателей не один надзор за выполнением правил дисциплины, не один надзор за поведением – все это только средства. Главная же цель воспитания – внутренняя духовная связь воспитателя с воспитанниками. При этом воспитатели и воспитанники должны стараться воспитать в себе качества скромности, трудолюбия, простоты в жизни и любви к своим занятиям, не исключая крестьянских.

Велика задача воспитателя. Самая эта задача требует, чтобы воспитатель по призванию поступал на свое дело, чтобы поступал на дело воспитания не на короткое время и для получения права поступления на другую службу, чтобы он считал требованием сердца и всей души постоянное и безотлучное пребывание в школе в кругу своих учеников, чтобы чтение, церковное пение, взаимные беседы были насущными ежедневными потребностями воспитателя и воспитанников. Чтобы обращение воспитателя с воспитанниками влекло последних к воспитателю простотой, задушевностью, неизменной благорасположенностью и надеждой учеников получить ответы на занимающие их вопросы, а также советы на различные нужды и трудные обстоятельства жизни.

Велика и неоценима может быть польза такого воспитателя. А как велика польза от хорошо воспитанных учеников! Это покажет только будущее, когда образуется новое поколение образованного крестьянства, и когда это поколение будет вести разумную, трудолюбивую и богобоязненную жизнь во славу Божью и для чести своего дорогого отечества.

Во втором заседании, 19 июня, в среду, читался доклад епархиальных наблюдателей об отношении их к Епархиальному Училищному совету, к образцовым при семинариях школам, к отделениям Совета и к Губернским Училищным советам.

После разрешения этих вопросов председатель поставил три вопроса, уяснение которых ведет к лучшему положению учебно-воспитательного дела в церковно-приходских школах: 1) о положении учителей, 2) о народных чтениях и 3) о всеобщем обучении.

1). Требуется, чтобы учителя были подняты в материальном и нравственном отношении. Должно употреблять заботы и меры, чтобы учителю жилось хорошо, чтобы он не терпел обид.

2) Народные чтения с пением – действительное и испытанное средство для поднятия упадающей нравственности народа. Вместе с чтениями необходимо устройство библиотек. Всеми этими средствами успешно можно будет бороться против народного пьянства.

3) Вопрос о всеобщем и обязательном обучении поднят земствами. Поэтому нужно всячески приобретать сведения о состоянии земских школ и степени их приближения к провозглашенному идеалу. Близкое знакомство с положением народного образования в земских школах важно и необходимо как в целях самозащиты от натиска критиков церковно-приходских школ, так и в целях обстоятельного изучения дела народного образования других ведомств.

На третьем заседании в пятницу, 21 июня, было выяснено, что усадьба и земля для школы весьма необходимы. При земле мальчики круглый год заняты, умственные занятия чередуются с физическими. Школой образуется любовь к книжности, школой же поддерживается любовь и к земледелию. И сбывается педагогический принцип Песталоцци о соединении умственного образования с физическим трудом. Примерами таких школ могут служить школы в Могилевской, Гродненской и Новгородской губерниях.

До последнего времени Министр земледелия оказывал пособие школам по 1200 руб. на земельное хозяйство и 600 руб. на огород и сверх того обеспечивал школы учителями ремесел и садовниками. Теперь такой порядок больше не практикуется. В центральном управлении школами образована комиссия, которая занята вопросом о ходатайстве перед Министром финансов о пособии второклассным школам по обучению ремеслам и земледелию. Согласие на это пособие со стороны Министра финансов имеет поступить на рассмотрение Государственного Совета в октябре месяце.

Что касается образования учителей ремесел и земледелия, то предполагается избирать таковых из своей среды и образовывать их путем краткосрочных курсов полеводства, огородничества, пчеловодства и пр. Предполагается, что Училищный при Св. Синоде Совет будет снабжать епархии учителями ремесел, которые будут готовиться к занятиям на курсах. Учителя Министерства земледелия нам недоступны по дороговизне.

Второклассные школы могут рассчитывать на казенное отопление, где есть казенные леса. Министр земледелия обещает давать лесные участки, лес на постройку и топливо.

Если второклассная школа отстоит от церкви на 2 или 3 версты, то священнику неудобно быть заведующим и законоучителем. Вообще желательно соединение должности законоучителя с должностью учителя русского и церковно-славянского языков.

У духовенства полная возможность вести чтения и руководить ими. Воскресные чтения находятся в ведении благочинных и священников. Для чтений нужны библиотеки, которые можно составить по книгам, выставленным в церкви-школе на выставке.

На четвертом совещании 23 июня В.И. Шемякин главным образом обращал свою речь к епархиальным наблюдателям, разъясняя им их обязанности и, в частности, как они должны ревизовать церковные школы.

Прот. Ф. Дмитровский.

Прощальная беседа в Нижнем Новгороде В.И. Шемякина с епархиальными наблюдателями школ церковно-приходских и грамоты
29 июня утром в Сергиевском духовном училище было вывешено объявление, коим приглашались в этот же день на квартиру В.И. Шемякина одни только епархиальные наблюдатели. Василий Иванович пригласил их затем, чтобы объявить, что совещания больше не будут продолжаться, и что поэтому он не желает задерживать их в Нижнем Новгороде.

Перед прощанием Василий Иванович вел с ними довольно продолжительную беседу, в которой снова старался выяснить их наблюдательские обязанности по отношению к церковным школам. Особое внимание обратил на устройство второклассных школ. Желательно открытие женских второклассных школ, в особенности там, где имеются отхожие промыслы. Епархиальные наблюдатели должны входить в личные сношения с местными дворянами, купцами и другими лицами о помощи с их стороны для церковных школ и вспомоществования ученикам, живущим в общежитиях. Во второклассные школы будут присланы бесплатно хорошо составленные библиотечки, волшебные фонари. И вообще Синодальный Училищный Совет будет всячески заботиться, чтобы при второклассных школах была хорошая библиотека для чтения, были устроены праздничные публичные чтения и воскресные школы, чтобы второклассные школы действительно были просветительными центрами в своих уездах. Неправильно мнение, будто бы на праздничных публичных чтениях должно читать статьи исключительно религиозного содержания. Можно читать статьи и другого характера, на пример, исторического или литературного содержания, а также по сельскому хозяйству. Можно читать любую книжку, если только предварительно Училищный совет одобрил ее. Учителей, заявивших свое усердие в учебном или воспитательном отношениях, а также по ведению внеклассных чтений и собеседований стараться поощрять денежными наградами.

Высказано было и такое пожелание: желательно, чтобы учителя и учительницы церковных школ собирали в школу в свободные часы девочек и учили их пению, церковно-славянской грамоте, Закону Божьему и рукоделию, чтобы заохотить девочек к продолжению учения и к поступлению в церковно-приходские школы в качестве учениц.

В заключение В.И. Шемякин сказал: епархиальные наблюдатели должны зорко следить за состоянием церковно-школьного дела в подведомым им районах, быть будильниками для школьных деятелей, которые засыпают, ослабевают и не радеют о своем деле, должны громко звонить и спешить всюду, где только замечается дремота в церковно-школьной жизни. Желательно, чтобы они были живым связующим звеном между епархиальными училищными советами и центральной церковно-школьной властью. Чтобы следили за выдающимися событиями в церковно-школьной жизни и замечательными в каком-либо отношении мерами, вырабатываемыми для лучшей организации церковно-школьного дела. Желательно, чтобы об этих событиях и мерах они сообщали или лично ему, В.И. Шемякину, или в журнал «Народное образование».

В. Обухов

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница