Народная песня в репертуаре детского хора



Скачать 48.63 Kb.
Дата10.05.2016
Размер48.63 Kb.
Народная песня в репертуаре детского хора

Ощепкова А.Р.,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД «Детской школы искусств»

Мотовилихинского района г. Перми
Репертуар хорового коллектива влияет на весь учебно - воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально- теоретические знания, вырабатываются вокально- хоровые навыки, складывается художественно- исполнительское направление хора. Поэтому в работе с детским хором отбору репертуара должно уделяться особое внимание.

Одним из существенных репертуарных источников является народная песня, выдержавшая проверку временем и вдохновляющая композиторов разных стран. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, естественность, идущая из сердца выразительность, вокальное удобство - эти качества делают народную песню незаменимым материалом в работе с детьми.

Кроме того, народная песня - это:


  • благодатная почва для вокального воспитания детского коллектива, т.к. изначально она основывалась на певческой практике, а не абстрактных композиторских изысканиях. Материал народных песен позволяет выстроить работу по развитию вокально - слуховых навыков на протяжении всех этапов работы: от выстраивания унисона до совершенствования навыков развитого многоголосного пения;

  • уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания. Для развития любого хорового коллектива, и детского в том числе, велико значение навыка пения a cappella. И начинать эту работу полезно с простых народных песен. В дальнейшем, пение а cappella, должно стать ведущим способом исполнения. Т.к. это - особенность хоровой культуры многих народов.

В русской народной песне широко представлены разнообразные песенные жанры. Хороводные, обрядовые песни, былины, трудовые артельные, городские лирические песни, близкие крестьянской лирике, лирические протяжные. Именно лирические песни получили наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов. Они поются соло, ансамблем, хором. В этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.

Часто народная песня существует в синкретическом единстве с танцем, игрой. Так неотделимы от разнообразных народных танцев плясовые народные песни.

Рассмотрим, какие народные песни наиболее приемлемы для исполнения детьми. Это песни различных жанров: хороводные, плясовые, шуточные, свадебные, лирические, календарные. Почти все они подходят детям (доступны для детского мышления, дают возможность инсценировки и т.д.). Большую педагогическую ценность представляют песни с движением, игрой. Такие песни следует вводить в репертуар уже на первых занятиях.

Вот традиционный хоровод – игра « А мы просо сеяли». Для ее исполнения участники делятся на две партии, выстраиваются рядами друг против друга и, поочередно двигаясь «стенка на стенку», передают содержание песни: сеют просо, выпускают коней и т.д.

Работа над игровыми песнями способствует активному проявлению индивидуальных творческих задатков, развивает воображение. Каждый ребенок может вносить в игру что-то свое.

В игровой песне «Сидит Дрема» главный герой действует по сюжету: дремлет, просыпается, встает, выбирает на свое место нового исполнителя

(«бери, Дрема, кого хошь»).

Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различающиеся по типу, характеру и темпу исполнения.

Детям нравятся песни с интересным хореографическим рисунком с движением хоровода не только по кругу, рядами, но и «змейкой», с «подводкой» и т.п. Например, «Заплетися, плетень», «Вейся, капустка»: участники, взявшись за руки, двигаются то «сплетаясь», то «расплетаясь».

При знакомстве с весенними календарными песнями участникам хора можно рассказать, каким большим праздником был для деревенских ребятишек день прилета жаворонков - первых весенних птиц. Ребята собирались гурьбой, привязывали «жаворонков», выпеченных из теста к шестам, поднимали высоко вверх или бегали по улице, держа птиц в руках и иногда подбрасывая их в воздух. При этом исполняли песенки - заклички, веснянки. В них закликали, звали весну. Мелодии этих песен невелики по звуковому объему, построены обычно на чередование секундовых, терцовых и квартовых попевок.

Удачны для детского репертуара шуточные песни, скоморошины, в которых рассказываются веселые, необычные истории, высмеиваются человеческие недостатки: «Комара женить мы будем», «Пряла Дуня лён», «Во зеленом во бору», «Ай, чу-чу» и др.

Мальчики с удовольствием поют строевые, походные песни, например, «А как наши вот крестьяне», сопровождая свое пение маршировкой и игрой на барабане.

Дети могут исполнять и свадебные, преимущественно величальные песни: «Ой, на ком у нас косы русые», «Как у месяца» и д.р.

Некоторые руководители считают, что для детского исполнения подходят только веселые, скорые произведения. Такое мнение ошибочно. Эмоциональный отклик вызывают у детей и спокойные, распевные песни, отличающиеся мягким задушевным характером, протяжные с драматическим содержанием. Например: «Ой, да ты Калинушка», «Вянули цветики», «Уж ты, степь». Картинки природы в таких песнях созвучны настроению и чувствам человека.

Народные песни, составляющие репертуар детского хора, могут исполняться как с сопровождением, так и a capella.

Некоторые жанры, например частушки, плясовые, требуют инструментального сопровождения. Оно вносит в звучание хора дополнительные краски. Практика показывает, что дети могут успешно освоить приемы игры на простейших ударных шумовых инструментах: деревянных ложках, бубне, барабанка и т.д.

Кроме важного педагогического аспекта, нельзя не упомянуть все те нравственные и эстетические чувства, развитию которых способствует творческая работа над народным песнями.

Народные песни ценны тем, что в них воплощены объективные законы красоты, они воспевают природу родных мест, отмечают качества человека, раскрывают его духовный мир, чувства и переживания, они являются важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.

Восхищаясь многообразием и богатством народного песенного творчества, еще в первой половине XIX века Николай Васильевич Гоголь называл народные песни «…историей, обнажающей всю жизнь народа».

Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если вначале было слово, то потом уже песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух своего народа он впитывал с колыбельными мотивами. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы и оплакивали усопших, шли в бой, жертвуя жизнью за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня – это душа народа».



Задумываясь о значении народных песен, мы понимаем: «Вот благодатная почва для воспитания духовности в детях, вот пример высоких нравственных качеств человека».

Таким образом, включая в репертуар детского хора народные песни, мы решаем и педагогические, и развивающие, и воспитательные задачи. Это действительно благодатный материал для формирования детского хорового коллектива.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница