Направление 4 Проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна



страница1/14
Дата05.05.2016
Размер2.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
НАПРАВЛЕНИЕ 4
Проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна

(Науч. рук. д-р архитектуры, проф. Г.Н. Айдарова)
Кафедра теории и истории архитектуры
Председатель Г.Н. Айдарова

Зам председателя И.А. Фахрутдинова

Секретарь Л.А. Габдрахманова
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ

5 апреля, 10.00, ауд. 3–404


1. Г.Н. Айдарова. Иван Леонидов и архитектурные стратегии ХХ1 века.

Архитектура третьего тысячелетия началась с поисков приемов формообразования на основе новейших научно-технических достижений, связанных с новой парадигмой знаний, креативным мышлением, инновационным прорывом в будущее. Наследие советских конструктивистов пристально изучается лидерами современной архитектуры. Иван Леонидов - выдающийся советский архитектор, творческое наследие которого заметно повлияло на становление деконструктивизма (З. Хадид, Р. Колхас, Э. Мосс), заложил в своих утопических проектах концептуальные цивилизационные идеи будущего (Институт библиотековедения имени В.И. Ленина(1927), памятник Х. Колумбу (1929). По научным прогнозам ХХ1 век будет экстремальным веком новейшей истории. Разработка архитектурно-стратегических сценариев альтернативной среды обитания и жизнедеятельности является приоритетным междисциплинарным научно - практическим направлением. Методология опережающего инновационного архитектурного мышления должна становиться неотъемлемой частью учебного процесса. Вдохновляющим символом интеллектуального прорыва является для нас всегда современный Иван Ильич Леонидов, 110 лет со дня рождения которого исполняется 9 февраля 2012 года.


2. Г.Н. Айдарова. О подходах к проблеме национального образа в архитектуре ХХ века.

Проблема национальной идентичности, возникнув в середине Х1Х века, разрабатывалась в архитектуре Европы в продолжении ХХ века. Первоначально в рамках эклектики и модерна, когда сложился опыт формирования типологии новых пространственных структур с использованием в фасадных решениях исторических стилей. Проблема национальной архитектуры осознавалась и в 20-30-е годы (И. Гинсбург, А. Аалто). В 50-х годах, когда широко распространился интернациональный стиль стеклянных коробок, в СССР в рамках соцреализма разрабатывалась концепция национальной по форме и интернациональной по содержанию архитектуры советских республик (А.В. Шусев, Ю. С. Яралов, А.О.Тамянян, М.А. Усейнов, Р.С. Исраэлян, И.Г. Гайнутдинов). В 60-х годах значительный вклад в развитие национально-региональной архитектуры внесли необруталисты и неоэкспрессионисты (А. и П. Смитсоны, Ле Корбюзье, К.Танге, К. Курокава, О. Нимейер, А. Аалто и др.) В 70-80 х годах в рамках постмодернизма возник устойчивый интерес к национальным традициям как альтернатива процессам глобализации (Ч. Мур, А. Росси, Р. Вентури). Особенность постмодернизма проявилась не в прямом копировании стилей прошлого, а в их новой интерпретации методами цитирования, двойного кодирования, внесения таких эстетических приемов как ирония, гротеск. Опыт выдающихся архитекторов современности показывает, что «подлинное искусство прошлого было всегда современным и исключало всякое подражательство» (О.Перре). К Танге, разработавший теоретические основы национального стиля, доказал, что национальные традиции требуют непрерывных обновлений, что искусственное моделирование национального стиля, становясь архаичной декорацией, убивает витализм, жизненные силы традиций. Современное понимание национальной архитектуры основано не на копировании внешних форм исторической национальной архитектуры, но на осознании глубин исторического развития, постижении природно и ментально обусловленных принципов организации пространства на основе новейших научных знаний и технологий (М. Ботта, А. Исодзаки, К. Кикутаки, Т. Андо).


3. Г.Ф. Валеева-Сулейманова. Искусство Золотой Орды в контексте мусульманской культуры.

В настоящее время перед исследователями стоит задача осмысления искусства Золотой Орды как части исламской цивилизации. В изучении архитектуры и декоративного искусства данного имперского государства с точки зрения обозначенной проблематики выявляются два аспекта: 1) раскрытие значения исламской цивилизации для развития культуры Золотой Орды; 2) выявление вклада Золотой Орды, его искусства в мусульманскую цивилизацию. Среди золотоордынских провинций Волжская Булгария сыграла значительную роль в становлении культуры этого государства, в котором архитектура и искусство развивались под влиянием мусульманской эстетической доктрины Это позволило подняться искусству Золотой Орды на новую ступень развития, и оно было отмечено высокими достижениями в области архитектуры и ее декора, малой каменной пластики (надгробия), ювелирного дела (украшения из золота и серебра), художественного металла, керамики (поливная посуда, изразцы). Анализ произведений искусства и архитектуры, в соответствии с поставленной проблемой, осуществляется с точки зрения выявления преемственности региональной традиции и вклада исламской художественно-стилевой парадигмы.


4. И.А. Фахрутдинова. Понятие категории «Телесность» в эстетике архитектуры.

Телесность - понятие, возникшее в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от антропоморфирующих кодов; одна из существенных категорий постмодернистской философии и эстетики; один из глобальных креативных принципов пост-культуры. Категория Телесность возникла на основе, прежде всего, фрейдизма и других, философско-психо-физиологических учений материалистической ориентации; выступает в качестве своеобразной антитезы понятию духовности, которое в своем традиционном смысле фактически было исключено из неклассических философских направлений XX в. с помощью этой категории осуществлялся выход философского мышления за пределы трансцендентальной субъективности в сторону своеобразной реабилитации чувственности, включения ее в поле современных мыслительных стратегий. Телесность (по Фуко) - объект и продукт социальных воздействий, поверхность («ландшафт»), на которой производится запись норм и законов; (по В.Подорога), включает всю совокупность соматических аспектов человека в контакте с окружающим предметным и социокультурным мирами, прочитанных в чувственно-метафизическом ключе, сознательно или неосознанно, вкладывается многими пост-артистами в основу их творческой деятельности. Современные гуманитарные науки, исследующие искусство (эстетика, искусствоведение и др.) зачастую внесознательно, изучают современное искусство и пересматривают историю искусства в модусе категории Телесности. Архитектура, как творческая деятельность, материализующая культурную парадигму той или иной эпохи, также может быть рассмотрена (см. Ю.С.Янковскую) в соотношении с понятием Телесности, где она выступает не как «строительный материал» формирования объектов и пространств, а ментальная основа проектирования и восприятия архитектурной среды.


5. Г.Н. Айдарова. К вопросу о снижении этажности в историческом центре Казани.

Новые инициативы правительства РТ и мэрии Казани, связанные с сохранением архитектурного наследия произвели сильное впечатление на архитектурную общественность Казани. Специальное заседание городской думы по этому вопросу явилось важным этапом нового отношения к наследию. Это позиционирует Казань как креативный город, ставящий перед собой новые сверхзадачи. Осуществляются развернутые мероприятия по выяснению причин сноса исторических зданий, оценка возможности спасения ветхих исторических зданий, пересмотр утвержденных проектов с целью сокращения этажности новых зданий. Снижение этажности в историческом центре Казани, несомненно, правильная мера. Она повлечет за собой необходимость более тщательной проработки первых этажей, входных узлов, венчающих частей зданий, пластической проработки деталей фасадов. Нельзя не учитывать и то, что для исторического центра Казани в прошлые века не была характерна равномерно низкая застройка. Десятки колоколен и минаретов придавали Казани характерный силуэт из стройных вертикалей, которые были утрачены в советский период. По сравнению с прошлыми веками средняя этажность увеличилась от 1,7 до 4,5 этажей, при этом новых соразмерных вертикалей появилось немного. Полный отказ от вертикальных акцентов может превратить силуэт города и его пространственную композицию в монотонно-однообразную массу кирпичных коробок и прерыванию традиций силуэтного формирования. Думается, что в отдельных случаях в строго определенных местах исторического центра Казани возможно строительство уникальных впечатляющих своей инновационностью высотных зданий, придающих Казани имидж столичного евразийского города. Вопрос о возможности включения их в ансамбль исторического центра - это вопрос профессионализма и таланта архитектора.


6. Г.Н. Айдарова. О методике дипломного проектирования бакалавров архитектуры.

В декабре 2011 года в институте архитектуры и дизайна состоялся первый выпуск 22 бакалавров архитектуры по кафедре «Теория и история архитектуры». Высокие результаты защиты следует отнести к напряженной работе преподавателей, сумевших выстроить методику дипломного проектирования в режиме значительной загруженности, намного превосходящей нормы времени, предусмотренные на руководство дипломным проектированием. Опыт выполнения дипломного проекта за три месяца по ГОСу второго поколения (4,5 лет обучения) показал ряд методических трудностей, которые могут иметь место и при переходе на ГОС третьего поколения (5 лет обучения). Выпускающим кафедрам желательно: 1) формировать тематику дипломного проектирования, исходные данные, концепцию, реферат-трактат и др. в преддипломном учебном семестре и в период проектной практики; 2) разрабатывать развернутый перечень и давать подробные разъяснения проектных задач по всем, в том числе смежным разделам дипломного проекта; 3) разрабатывать подробный график дипломного проектирования со значительным увеличением числа процентовок. Важным условием повышения качества подготовки бакалавров будет увеличение нормы времени на руководство дипломным проектированием и консультации смежных разделов, введение рецензирования дипломных проектов. С сентября 2012 г. кафедра начинает двухлетнюю подготовку и выпуск магистров архитектуры по программе «Теория и история архитектуры». 14 бакалавров-отличников продолжат обучение в магистратуре.


7. И.А. Фахрутдинова. Принципы «телесности» в эстетике античной архитектуры.

В свете истории классической эстетики особое место занимает эстетика античности, легшая в основу развития всей европейской культуры. Одним из главных принципов античной эстетики и искусства является принцип «телесности», основанный, по определению А. Лосева, «на представлении о высшей красоте как совершенном, живом, материальном теле...». Красота понимается греками и как красота какой-то отдельной вещи или человека; прекрасными представляются видимые, осязаемые вещи и невидимые. Поэтому и боги у эллинов наделяются телом, таким же, как у смертных людей, только еще более прекрасным.. Позднее эту особенность миросозерцания назвали антропоморфизмом (греч. anthropomorphosis - очеловечивание). Прекрасным, совершенным, гармоничным телом для греков становится и космос. Телесностью наделяется и античная архитектура. Древним грекам удалось создать новый художественный образ колонны, которая не реально (конструктивно), а зрительно (изобразительно) выражает действие сил строительной конструкции, ассоциирующихся с силой свободно стоящего человека. Еще одно свойство эллинского мышления определяется словом «эйдос» (греч. eidos - вид, наружность, красота, свойство, идея, созерцание). Оно отражает наглядность, осязательность, телесность античного изобразительного искусства. Осязательное восприятие пространства в мышлении древнего эллина мы видим в композиции Афинского Акрополя, построенной по типично скульптурному, осязательному методу. Таким образом, антропоморфизм, проявлявшийся как изображение (подражание) одухотворенного космосом человеческого тела, идея рациональности и размеренности античного искусства, осязательность в восприятии формы, наглядность в зрительных образах абстрактных идей и отвлеченных понятий основные характеристики принципа телесности античной архитектуры и культуры в целом.


8. И.А. Фахрутдинова. Принципы «телесности» в эстетике современной архитектуры и дизайна.

Одно из первых мест и в философской мысли, и в художественно-эстетическом сознании 2-й пол. ХХ - нач.XXI вв. занимает понятие телесности, («феноменология тела»), включающая всю совокупность соматических атрибутов человека в контакте с окружающим предметным и социокультурным мирами, прочитанных в широком диапазоне (от чувственно-эротического до метафизического) смыслов. Если принципы «телесности» в искусстве античности в целом можно констатировать преобладание духовного начала, основанного на принципах созерцания и символического выражения, то на рубеже ХХ -XXI вв. мимесис и выражение последовательно вытесняются (или перекодируются) конструированием объектов, пространств, событий; созерцание уступает место гаптическому, тактильному в широком смысле слова, отношению субъекта с арт-объектом. Касание и ощупывание на всех уровнях (от примитивно тактильного, через визуальное до ментального) господствуют в сфере художественно-эстетического опыта. В ХХ -XXI вв. логический предел понимания телесности в художественном искусстве выводится на уровень арт-выражения хтонических, дионисийских, бесознательных интенций человеческой чувственности, или «анатомические мерзости» (по Адорно), находившие обычно подобный выход только в низовом, подцензурном фольклоре. Принципы неклассической «телесности» проявляются во всех видах современного искусства и арт-практик, в том числе в предметном дизайне и архитектуре. Характерными чертами проявления «телесности» становятся повышенная рельефность, подчеркнуто материальная, аудио-визуальная или интеллектуальная пространственность, часто достаточно усложненная, напряженная соматическая энергетика, а основным ее принципом становится гаптически-ощупывающее аудио-визуальное восприятие, и чувственно-соматические коммуникации.
9. А.Д. Куликов. Архитектурный чертеж как средство проектной деятельности в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре».

Рассматривается архитектурный чертеж как проектная документация архитектора по решению практически-художественных задач в трактате римского теоретика Витрувия. В трактате Витрувия формулируется важность и необходимость составления правил архитектуры и проектной деятельности как для заказчика, так и для всех архитекторов, представляющие свои «замыслы» на утверждение проекта. Содержание архитектурного чертежа рассматривается с позиции трех триад Витрувия: польза-прочность-красота (для заказчика-императора); изящество исполнения – великолепие - расположение (для участников всего процесса строительства здания); красота-удобство-благообразие (для самого архитектора). Показываются основные члены триад, содержание которых отражается в проектной деятельности архитектора: «расположение» (пропорции и соразмерность), «красота» (приятный и нарядный вид сооружения на основе пропорций и соразмерности», «удобство», «благообразие» - безупречный вид сооружения (включает в себя – «установление» -образ сооружения, соответствие его теме, взаимосвязь внутренних и внешних пространств, оптимальный выбор участка местности). Решение этого стало представление и состав проектных материалов – чертежей – «расположение». Витрувий разделяет чертежи на три вида: ихнография (очертание плана на земле), орфография (внешний вид здания, с соблюдением его пропорций), скенография (рисунок фасада и уходящих вглубь сторон).

Архитектурный чертеж определяется в трактате как важнейший метод композиционной деятельности и как важнейшая проектная документация, содержание которой дает возможность: оценивать красоту объекта заказчиком; оценивать красоту, удобство, благообразие объекта самим архитектором в процессе развития и воплощения замысла.
10. А.Д. Куликов. Архитектурный чертеж как средство проектной деятельности в трактате Альберти «Десять книг об архитектуре»

Рассматриваются содержание и функция архитектурного чертежа в трактате Леона Баттисты Альберти с позиции его трех триад – «необходимость» - «удобство» - «наслаждение» (адресовано индивидуальному заказчику); «полезность» - «достоинство» - «приятность» (заказчик-зритель, и зритель), «красота» -«достоинство» - «изящество» (композиционная деятельность архитектора). В связи с этим, исходя из рассматриваемых содержаний триад, Альберти определяет специфику самого архитектурного чертежа, включающего в себя линейную геометрическую модель (ортогональный чертеж). На его основе выявляются и проверяются характер сочетаний линий, углов, членений, пропорций. По содержанию и текстов трактата, Альберти из всех искусств, наиболее важными, «совершенно необходимыми для зодчего» определяет, живопись и математику. Трактат о живописи Альберти посвящает перспективе – визуальному чертежу как средству развития у архитектора пространственного видения предметов с точки зрения наблюдателя, художественного восприятия объекта человеком на основе геометрических чертежей.

Таким образом, архитектурный чертеж рассматривается у Альберти как взаимосвязь двух его составляющих – линейного геометрического чертежа и линейного визуального чертежа (перспективы) содержание которых обусловлено требованиями эстетического аспекта в работе архитектора.
11. Д.А. Куликов. Подходы к изучению ресурсосберегающей архитектуры как теоретической области научного знания.

В результате проведенного диссертационного исследования - “Принципы организации ресурсосберегающего архитектурного пространства”, автором определены следующие подходы к изучению ресурсосберегающей архитектуры как теоретической области знания:

1. Ресурсы как система производственных отношений (экономико-географический аспект). Раскрытие категории заключается в выявление новых ресурсов сберегающей архитектуры и их количественной оценки в архитектурной практике, а так же изучение выявленных систем ресурсов: альтернативная энергетика, отходы, древесина, информация.

2. Теоретические и практические архитектурные концепции (иконографический и методический аспекты). Заключается в совершенствовании “местной”, региональной методики проектирования ресурсосберегающей архитектуры.

3. Историческое развитие системы пространство-потребление (исторический аспект). Уточнение исторической базы и генеалогии ресурсосберегающей архитектуры, выявление исторических прецедентов и причин появления устоявшихся методик.

4. Комплексные социально-пространственные модели ресурсосберегающего пространства (социально-пространственный аспект). Формирование: объектной, градостроительной и региональной концепции архитектурного пространства.

Исследование в этом направлении, представляющее развитие теории «ресурсосберегающей архитектуры», будет продолжено.
12. Л.А. Габдрахманова. Принципы преемственного развития и идентичности исторического центра города на примере Казани.

Исторический центр кристаллизовавшаяся в пространстве и времени структура, накопившая признаки идентичности, обладающая культурно-исторической памятью. В архитектуре исторического ядра на метафизическом уровне своего времени закреплялись взгляды людей, знания, опыт, отношения, художественные предпочтения. Город растет, развивается, актуализируется и проблема развития исторического центра. Последние десятилетия нанесли непоправимый урон архитектурному наследию. Утрачены не только объекты культуры, истории, архитектуры, но и характер социо - культурных связей. Существует потребность изучения идентичности исторической городской среды, её преемственного развития на уровне принципов организации пространства. Необходимо выработать новые подходы реконструкции, концепции, приемы развития при сохранении исторического потенциала. Охрана наследия не должна полностью ограничивать современное развитие города. У архитектуры есть категория-время. Архитектура исторического центра должна отображать то время в котором она создается, основываясь на принципах идентичности активно включать памятники архитектуры в обновленную среду города.


13. Э.И. Нугманова. Моделирование архитектурного объекта через интерпретацию физических явлений природы в архитектурной материи и пространстве. Результаты эксперимента эко-эстетического поиска в архитектурном проектировании.

Современный этап развития архитектурного проектирования выдвигает новые расширенные требования к концептуальной части проекта, что определяет необходимость более внимательного отношения к начальной стадии проектирования. Новые задачи зачастую требуют экспериментального метода в поисках образного, функционального и конструктивного решений.

В ряду прочих вариантов подобного поиска, мы предлагаем метод Моделирования архитектурного объекта через интерпретацию физических явлений природы в архитектурной материи и пространстве, который был апробирован в конкурсной работе ст. гр. 9АБ-301 Мусабировой А. В. «Космические методы генерации идей в архитектуре» (рук-ль: Нугманова Э. И.). Эксперимент состоял в испытании традиционных средств объемного моделирования для интерпретации не относящихся к архитектуре явлений окружающего мира (в данном случае, космических). Речь здесь идет не о формировании образа объекта через абстрактные или прямые ассоциации природных форм и явлений или случайно генерированные удачные сочетания линий и форм, но об экстраполяции свойств выбранного явления (объекта, системы) на структуру архитектурного объекта. Так, явления, не имеющие конкретного вещественного воплощения, находят отражение не столько в визуальном образе объекта, сколько в его структуре, типологических особенностях и прочих смысловых характеристиках. В результате мы получаем шанс расширить представление о структуре тех или иных архитектурных объектов и обогатить типологическое разнообразие архитектурных форм. Использование этого метода в процессе учебного проектирования позволит студентам более осознанно формировать концепцию будущего проекта на основе любых физических явлений природы.
14. Л.А. Габдрахманова. Принципы преемственного развития и идентичности исторического центра города на примере Казани.

Исторический центр кристаллизовавшаяся в пространстве и времени структура, накопившая признаки идентичности, обладающая культурно-исторической памятью. В архитектуре исторического ядра на метафизическом уровне своего времени закреплялись взгляды людей, знания, опыт, отношения, художественные предпочтения. Город растет, развивается, актуализируется и проблема развития исторического центра. Последние десятилетия нанесли непоправимый урон архитектурному наследию. Утрачены не только объекты культуры, истории, архитектуры, но и характер социо - культурных связей. Существует потребность изучения идентичности исторической городской среды, её преемственного развития на уровне принципов организации пространства. Необходимо выработать новые подходы реконструкции, концепции, приемы развития при сохранении исторического потенциала. Охрана наследия не должна полностью ограничивать современное развитие города. У архитектуры есть категория-время. Архитектура исторического центра должна отображать то время в котором она создается, основываясь на принципах идентичности активно включать памятники архитектуры в обновленную среду города.


15. Э.И. Нугманова. Применение экологических компонентов в рамках учебного проекта «Поселок».

Проект поселка является переломным для студентов, открывая для них новый этап в их обучении. Являясь более комплексной задачей, чем все те, что ставились перед студентами на предыдущих курсах, проект поселка позволяет интегрировать гораздо больше компонентов проектирования. В ряду основных и неотъемлемых компонентов, входящих в состав проекта, таких как композиционная, функциональная, транспортная схемы, немаловажную роль в проекте может сыграть внедрение экологического компонента.

На примере работ студентов 3 курса можно выделить 4 основных способа использования экологического компонента при проектировании поселка:


  • Выбор территории с ярко выраженными природными факторами, такими как наличие оврага, реки, леса, уникального ландшафта и др.

  • Бионические формы в характере композиционного решения генплана поселка

  • Размещение в пределах поселка специализированных объектов экологического характера, таких как питомники, экспериментальные базы, заповедники, экологические лагеря, что определяет характер деятельности жителей поселка.

  • Экологически-ориентированная типология жилья, инфраструктуры и объектов энергетики в пределах поселка.

Все вышеперечисленные компоненты зачастую взаимно дополняют друг друга, подчеркивая экологическую направленность студенческих проектов.
16. Р.Х. Хабибуллина. Тема «город» в архитектурной теории России.

Сформулировано предположении о волнообразном характере обращения к теме «город». На примере теории архитектуры России, в период с начала XX века до современного момента. В эпоху авангарда, поиска нового социального уклада и соответствующего ему архитектурного пространства, было актуально рассмотрение вопросов и новых предложений по современной структуре города (линейный город Н.Милютина, проект Магнитогорска И.Леонидова). 60-70-ые годы представлены такими разработками как «НЭР» А.Гутнова и И.Лежавы, проект Сибстрин и др. Со второй половины 2000-ых по настоящий момент издаются монографии российских ученых, представляющих хронологию развития теории города, первые переводы зарубежных изданий середины прошлого века, обращение профессиональной периодической литературы, а так же, конференции и круглые столы российских и зарубежных архитекторов, теоретиков, урбанистов с целью обсуждения новых подходов к организации городского пространства (проект «автономного» научного городка Сколково, конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации). Новый этап в области теории урбанистики России показывает возрастающую актуальность проблемы городов последнего десятилетия.


17. А.В. Севастьянов. Архитектурно-планировочные принципы формирования медиа-центров. К постановке проблемы.

Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно-технические характеристики, в которой изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности. Информация стала более важным фактором социального развития, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Этот процесс обусловлен, прежде всего, активным развитием типов медиа, появлением мультимедиа, что привело к выделению особого типа здания - медиа-центр. Получив свое развитие на базе библиотеки, медиа-пространство значительно расширило свое значение в связи с использованием самых разных носителей информации.

Медиа-центры являются архитектурным отображением изменений, происходивших в информационной среде рубежа XX -XXI веков на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Это многофункциональные общественные комплексы, совмещающие в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания. Для проектирования медиа-центров в региональных условиях России необходим глубокий анализ зарубежного и отечественного опыта, выявление типологических, градостроительных, функциональных и архитектурно-планировочных принципов их формирования. В частности, анализ специфики проектирования в странах Западной Европы и США ( пример- медиатека в Сиэтле- арх. Рем Колхас), а также Азиатского региона (пример- медиатека в Сендай-арх. Тойо Ито).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница