«Наполним музыкой сердца» бардовская песня. Цель



Скачать 59.31 Kb.
Дата26.10.2016
Размер59.31 Kb.
«Наполним музыкой сердца» - бардовская песня.
Цель: знакомство с миром бардовской песни.

Задачи:

  • показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

  • показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

  • показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Учитель: Сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под

гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской,

самодеятельной песней.

1-й : Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в

50 – 60-х годах XX века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат

Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на

самостоятельное существование в нашей культуре.

2-й Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный,

интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине

всенародную любовь своими песнями.

3-й Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то

чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает,

советует, рассказывает, печалится и веселится.

4-й Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов

искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской

песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый

известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни,

который традиционно проходит в первые выходные июля в г. Самаре. Фестиваль посвящен

памяти геройски погибшего студента Валерия Грушина.

5-й На Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во

вторые выходные июня на берегу Ильменского озера г. Миасса.

6-й Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом

в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно

отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и

безграничной душой.



Звучит песня КАК ЗДОРОВО! Стихи и музыка О. Митяева

7-й Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления

человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и

уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

8-й Существует одна притча.

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

9-й Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и

ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только

тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь

проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.



Б.Окуджава «Пожелания»

10-й Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства.

Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать

между делом.

Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная

музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня

для души-движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная

интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.

Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и

спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее

исполнении. Исполнитель бардовской песни должен открыть и показать духовно богатый,

чувственный мир песни, а если песня по-настоящему бардовская – она обладает этим

миром.


11-й Мэтр бардовской песни Михаил Анчаров образно высказал следующую мысль:

«Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принес пользу, его нужно

пережевать и переварить. Это не супчик там какой-то протертый, который проглотил, и

довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от этого – ощутимая».

Нужно ощутить боль песни, боль за погибших на войне, боль автора, прошедшего войну. И

эта боль проливается черными ручьями в кровь слушателя. Песня, образы, создаваемые

песней, способствуют тому, чтобы слушатель услышал эту боль, откликнулся на нее,

пропустил ее через свои воспоминания, через свои потери и утраты, через свое сердце.

Истинно бардовская песня заставляет человека строить свои образные картины,

фантазировать, переживать, сострадать, радоваться и печалиться.

12-й Вот, что говорил Владимир Высоцкий в свое время про бардовскую пес-ню: «Искусства

настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может.

Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой,

достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство

страдания за людей, близких, вообще за ситуацию.

«До свидания мальчики» Окуджава

13-й Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни –

слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно

дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то

свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: «Над

песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее

нужно оттачивать так, чтобы она влезала в уши и в души одновременно. Не отдельно –

сначала услышал, потом осознал, а сразу».

14-й Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в

бардовской песне. Какие людей, были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда

решается, чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут

они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых

не держите, а, как советует Высоцкий, просто не берите их в «горы».

звучит песня «Песня о друге».

15-й Чтобы соответствовать истинному предназначению барда, Он должен быть всесторонне

развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый

жизненный опыт, богатый духовный мир. Сочиняют многие, поют многие, но бардами

можно назвать единицы. Барду присуща жизненная мудрость. Его песни добры, глубоки,

мудры, светлы и образны.

16-й Бардовская песня не пишется на заказ. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит

для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной

песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная,

искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в

туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки.

Гитара – самый чувственный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов

сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а

бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

звучит песня ГРУЗИНСКАЯ ПЕСНЯ

17-й Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и

сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, но которые

вызывают добрые эмоции. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и

услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную

радость и слезы у другого. Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя

песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок,

хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и

всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными,

пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и

поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше

невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие



песни, то не было бы и плохих.

Звучит «ты да я, да мы с тобой»


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница