Наконец, нельзя не отметить, что в течение всех 70 лет Советской власти



Скачать 160.25 Kb.
Дата08.11.2016
Размер160.25 Kb.





Завершается XX век — важнейшая веха в истории развития человечества. Что он дал башкирскому народу, с чем наш народ вступает в XXI век?

Состояние башкирской нации в настоящее время красноречиво характеризуют следующие данные. Если в конце XIX в. башкир насчитывалось 1 млн. 300 тыс. человек, то в конце XX в. они составляют I млн. 400 тыс. человек, т. е. за целое столетие прирост составляет лишь 10%. Для сравнения приведем данные по другим народам. За это время численность русского населения на территории бывшего Советского Союза выросла с 55 до 145 млн. человек, т. е. в 2,6 раза; украинского — в 2 раза (с 22 до 44 млн.), казахского — в 2 раза (с 4 до 8 млн.), татарского — в 1,8 раза (с 3,8 до 6,6 млн. человек).

Итак, если другие народы в демографическом плане развивались более или менее успешно, численно увеличились в 2 и более раз, то башкиры по существу переживали период стагнации.

Другой не менее показательный пример. По итогам переписи 1989 г. лишь 72% башкир считают родным языком башкирский. И по этому показателю по сравнению с другими крупными народами бывшего Советского Союза, имевшими свою государственность в форме союзной или автономной республики, башкиры находятся в худшем положении.

Наконец, нельзя не отметить, что в течение всех 70 лет Советской власти

систематически уменьшается доля башкир, проживающих в РБ; в 1926 г. здесь проживало 87,6% всех башкир, в 1939 г. — 79,6%, в 1959 г. — 75%, в 1989 г. — 59,6%.

На основании этих данных можно сделать только один неутешительный вывод — башкирский народ находится в очень сложном, возможно в тупиковом положении.

Что же случилось с нашим народом, как он оказался в такой ситуации, есть ли пути выхода из этого сложного положения? Анализ основных моментов исторического развития башкирского народа, возможно, поможет пОнять причины подобного развития событий и с учетом исторического опыта найти пути выхода из кризисного состояния. Прежде всего следует отметить, что башкиры относятся к одному из древних народов Евразии. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на Южном Урале произошло формирование ядра башкирской народности. Арабские авторы конца I тысячелетия н. э. Саллам Тарджиман, Ахмед ибн-Фадлан, Аль-Бальхи рассказывают о башкирах как о давно живущем на Южном Урале крупном этносе. Знаменитый персидский историк Рашид-ад-дйн пишет о существовании до татаро-монгольского нашествия наряду с такими странами, как Дешт-и Кыпсак, Булгар, Русь и Черкес, страны Баш-корт, имея в виду территорию от Урала до Волги. А ученый XI в. Махмуд Кашгари в числе 20 главных тюркских языков упоминает и башкирский. Это позволяет сделать вывод, что башкирский народ имеет более чем полутора тысячелетнюю историю.

Важной особенностью исторического развития башкир является то, что на протяжении многих веков они жили вблизи или в составе могущественных государств (Хазарский каганат, Дешт-и Кыпсак, Булгарское ханство, Золотая Орда, Русское государство), что отрицательно сказалось на развитии их государственности. Башкиры вынуждены были, наряду с борьбой против их давления, искать и другие формы сохранения этнической и территориальной Целостности, национальной самобытности, В этом отношении поучительными является их взаимоотношения с Рус-




ским государством. В сложной обстановке середины XVI в., когда не было реальных условий для создания суверенного башкирского государства, наши предки нашли мудрое политическое решение — они добровольно вошли в состав Русского государства, тем самым обрели возможность для нормального исторического существования. Обращает на себя внимание своеобразный характер отношений Башкортостана с Россией: они регулировались на основе равноправных договоров. Первый из них был заключен между башкирами и русским царем в середине XVI в. при присоединении. Договор имел форму жалованных грамот Ивана IV башкирским племенам. На основе этого договора башкиры сохранили землю на условиях вотчинного права, свободу вероисповедания и внутреннее самоуправление.

Договор мог стать прочной базой во взаимоотношениях России с башкирами. Однако с середины XVII в. царское правительство повело в крае двойственную политику — официально придерживаясь договора^ на деле встало на путь его нарушения, а с 30-х гг. XVIII в., со времени организаций Оренбургской экспедиции, установило в Башкортостане феодально-колониальный режим. В ответ башкиры взяли в руки оружие, начинались знаменитые в истории башкирские восстания, шедшие свыше двух столетий, под предводительством Сары Мергеня, Сеита, Алда-ра, Кусюма, Кйльмяка, Акая, Юсупа, Бепени, Кусяпа, Мандара, Карасакала, Джилан Эткола, Худайберды, Чурагу-ла, Батырши, Кинзи и СаЛавата.

В восстаниях XVII в. башкиры в первую очередь выступали против нарушения русским Царизмом условий договора о присоединении к Русскому государству. Они отстаивали свой права в рамках Русского государства. Идеологической оболочкой восстаний являлись Жалованные грамоты Ивана IV башкирам. Когда же в 30-х гг. XVIII в. правительство взяло курс на официальный отказ от основных положений договора о присоединении, то восставшие решили отказаться от русского подданства и повели борьбу за создание своего национального государства. Восстания приобрели новое качество.



ся опыт борьбы за справедливость. Постепенно башкиры пришли к вполне логическому выводу о необходимости самим заботиться о своей судьбе. В ходе восстаний 1704—1711 и 1735—1740 гг. они сделали эту попытку: борьба развернулась под лозунгами создания самостоятельного Башкирского государства. Только сама постановка этого лозунга серьезно напугала русский царизм. Правительство вынуждено было отказаться от своих планов полной раздачи башкирских земель русским дворянам, офицерам, чиновникам, заводчикам и другим переселенцам, лишения коренных жителей вотчинного права на землю и превращения их в крепостных крестьян, а также от политики христианизации башкир и других мусульман края. Призрак восстаний башкир всегда стоял перед русским царизмом, что не могло не влиять на его политику в крае. В ходе восстаний XVII—XVIII вв. башкиры отстаивали не только свои права и свободу. Они объективно боролись и за облегчение положения других народов, переселившихся в Башкортостан. Башкирские восстания ослабляли власть русского царизма в крае, тем самым мешали федеральному государству угнетать и грабить трудовые массы всего Башкортостана.

Восстания XVII—XVIII вв. — это не только прошлая история, это живая память башкирского народа. Последующие поколения не только почитали их, как свою героическую историю, но и продолжали бороться за те же идеалы, что их предки в XVII—XVIII вв. за землю и волю, за право быть хозяевами своей судьбы, за свою государственность.

На протяжении своей истории башкиры тесно общались с другими народами, поэтому невозможно понять историю края без учета этих связей. Не случайно А. Валиди в работе "История башкир" уделяет им столь значительное внимание .

Давними южными соседями башкир были каракалпаки и казахи, восточными — сибирские татары. В начале XVII в. на юго-западе Башкортостана появи-

лись новые соседи — калмыки. Со всеми перечисленными народами башкиры продолжали тесно общаться в течение XVII—XVIII вв., и подобные связи прямо или косвенно влияли на всю социально-политическую обстановку в крае. К сожалению, в силу разных причин эта важная проблема до сих пор остается почти не изученной. В настоящее время мы можем лишь констатировать, что казахи, каракалпаки, сибирские татары, временами и калмыки оказывали немалую поддержку башкирам в их борьбе с русским царизмом, особенно в XVII — первой трети XVIII вв., представляя собой их надежный тыл. Начавшееся в 30-х гг. XVIII в. присоединение каракалпаков и казахов к России, усиление влияния последней на них, ослабление калмыков в связи с уходом их основной части на прежнюю родину, — все это отрицательно сказалось на башкирских восстаниях.

Что касается северо-западных соседей башкир — народов Среднего Поволжья, то они несколько раньше оказались в составе Русского государства, их отношения с башкирами носили несколько иной характер: они сами нуждались в поддержке со стороны последних.

По мере усиления колониальной политики царской России, они пытались найти спасение среди башкир. В XVII в. началось их бегство в соседний Башкортостан; но очень немногие из них сумели туда добраться: мешали не только строгие запреты царского правительства, но и сторожевые заставы у границ края. Тем более царские власти неоднократно проводили розыск беглых в Башкортостане. Например, в результате розыскной деятельности команды полковника графа И. Г. Головкина в 1720—1722 гг. в Уфимской провинции было возвращено в Среднее Поволжье около 20 тыс. беглых, среди которых не менее половины составляли представители народов Поволжья. Сумевшие закрепиться в Башкортостане нерусские переселенцы поддерживали коренных жителей в их восстаниях в XVII— начале XVIII вв. В середине 30-х гг. в связи с организацией Оренбургской экспе-


А. Валиди Тоган. История башкир. История турок и татар. Уфа. 1994. С 24—33, 42—52, 66— 89 (на башк. яз.).

диции царское правительство, взяв курс на колонизацию Башкортостана, более не препятствовало желающим туда переселяться, в т. ч. народам Среднего Поволжья. Это привело к усилению потока переселенцев отсюда. Однако царскому правительству, отдавшему в их руки часть башкирских земель, удалось не только нейтрализовать возможный союз с коренными жителями, но и превратить пришлое население в опору для укрепления своих позиций в Башкортостане.

Тесные связи башкиры имели и с русским населением. Появление последних в Башкортостане связано с основанием Уфы и других крепостей, где правительство поселяло русских дворян и мелких служилых людей. В XVII в. в крае появляются русские беглые крестьяне.

Но количество пришлого русского и нерусского населения в Башкортостане в XVII — начале XVIII вв. было невелико. Положение изменилось после организации Оренбургской экспедиции, когда в ходе кровавого подавления восстаний 30—50-х гг. XVIII в. башкиры потеряли не менее 20% своего населения и когда стала проводиться политика колонизации края. В результате всего этого в 60-х гг. пришлое население по численности уже преобладало над коренными жителями2.

Массовая колонизация края падает на вторую половину XIX — начало XX вв., когда после отмены крепостного права были сняты все преграды, которые раньше мешали переселенцам, и само правительство всячески стало содействовать им. Следовательно, основная масса переселенцев из центральных районов и Среднего Поволжья перебралось в Башкортостан в XIX — начале XX вв., и их потомки живут здесь не более 1,5—2 веков.

Взаимоотношения башкир с пришлыми людьми были сложными. С одной стороны, коренные жители ненавидели дворян, офицеров, чиновников, заводчиков, служилых людей, которые разными путями захватывали их земли, поднимали против них восстания. С другой стороны, они с XVII в., вопреки запрету властей, принимали беглых не-

русских и русских крестьян, укрывали их, разрешали им селиться на своих вотчинах, давали им возможность освоиться на новом месте, проявляли историческое гостеприимство. Правда, были случаи, когда и беглые крестьяне самовольно садились на башкирских вотчинах, что приводило к обострению отношений между ними. Но постепенно между коренными жителями и основной массой пришлого населения устанавливались мирные отношения, завязывались экономические связи, начинался обмен хозяйственным опытом. Они совместно осваивали природные богатства и обороняли край от внешних врагов, а с 70-х гг. XVIII в. народы края стали вести общую борьбу против царского самодержавия.

Какой же вывод можно сделать относительно пребывания башкир в составе царской России в XVI—XIX вв? С одной стороны, царская Россия допускала существенные отклонения от условий присоединения башкир, проводила в крае колониальную политику, а коренные жители были недовольны и поднимали многочисленные восстания. Но в то же время царское правительство не могло полностью игнорировать договор о присоединении, оно вынуждено было в целом учитывать интересы коренного населения, что и позволило последнему обеспечить свое нормальное этнодемо-графическое развитие в течение XVII— XXX вв., сохранить традиционную роль крупного этноса и вступить в XX век с запасом высокой жизнеспособности. За

XIX столетие численность башкир вы


росла больше чем в 3 раза.

Сказанное подтверждается И политик-ческой активностью башкир в начале

XX в. В условиях революций 1917 г.
они первыми поднялись на националь
но-освободительное движение и создали
республику. Образование Башкирской
республики было важным и с точки зре
ния решения национального вопроса в
масштабах всей России. Не случайно
после образования БАССР всем круп
ным народам России была предоставле
на автономия.

За годы Советской власти БАССР добилась заметных социально-экономических и культурных успехов. Появи-



2 Материалы по истории Башкирской АССР. Т. 4. Ч. 2. М. 1956. № 352—354.

лаеь современная промышленность. Колхозы и совхозы означали шаг вперед в развитии сельского хозяйства, заметно улучшилось материальное положение крестьян. Были успехи и в развитии культуры. Создана башкирская национальная школа, началось формирование национальной интеллигенции. Башкирский язык был объявлен государственным, стал языком общественно-политической жизни.

Однако декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 г. и установившийся в СССР тоталитарный режим с его командно-административной системой нанесли непоправимый удар по федеративным отношениям в стране, покончили с отношениями равенства между народами. Людские и природные богатства республики были поставлены на службу имперским целям коммунистической России. Под видом индустриализации, коллективизации и цивилизаций развернулась та же колонизация, русификация и ассимиляция башкир. Под флагом борьбы с национализмом в 20—40-х гг. была уничтожена политическая, хозяйственная, научная и культурная элита народа. Башкиры были превращены в национальное меньшинство в своей собственной стране, они почти потеряли национальную школу, язык и культуру.

Так башкирский народ, один из крупных народов, имеющий длительную и богатую историю, с которым серьезно считалось Русское государство во главе с царем и который Существенно влиял на социально-политическую историю всего У рало-Поволжья, частично Казахстана, Средней Азии, оказался перед настоящей катастрофой, он потерял уверенность в завтрашнем дне. Таким он и вступает в XXI век.

Анализ исторического пути развития башкирского народа показывает, что подобный финал — это следствие целого ряда причин, но главную причину следует искать в установлений в бывшем Советском Союзе тоталитарного режима, в его утопическом, антинародном курсе на совершение мировой коммунистической революции с целью создания мирового коммунистического государства с единым советским народом.

Бедственное положение башкир, как и ряда других народов бывших автономных республик и областей, не является закономерным результатом исторического развития ни Башкортостана, ни России в XX в. В современном трагическом положении башкирского народа виноваты не народы: ни сами башкиры, ни другие народы, ни русский, в частности.

Если так, то есть объективная надежда на выход из этого тупика. Одно из условий этого — укрепление и дальнейшее развитие федеративных отношений в Российской Федерации, превращение России в настоящее демократическое, федеративное и правовое государство, укрепление и дальнейшее развитие политического и экономического суверенитета Республики Башкортостан. Что касается конкретных Шагов, то государственные структуры РБ должны принять комплексные мероприятия по спасению коренного народа, мобилизовать усилия всех общественных организаций. Нужно срочно разработать и приступить к реализации программы сохранения и дальнейшего развития башкирского народа.



В свете основной задачи Всемирного курултая башкир — разработать пути сохранения и возрождения башкирского народа — исключительно актуальным является вопрос об этнодемогра-фии башкир в XX столетии.




По данным первой всеобщей переписи в России в 1897 г., общая численность башкир, точнее людей, считающих, что они говорят на башкирском языке, составила 1.311.017 человек. По мнению Р. Г. Кузеева, в это число входили примерно 350—400 тыс. тептярей и мишарей. Не будем здесь оспаривать факт вхождения части тептярей и мишарей в число башкир. По моим подсчетам, в 1862 г. в пределах Башкирского войска численность башкир достигала 563413 человек. Поскольку во второй половине XIX в. темпы естественного прироста башкир составляли 1,4—1,6% в год, то, следовательно, численность башкирского населения в 1897 г. равнялась примерно 1,1 млн. человек.

В 1912—1913 гг. в Уфимской губернии, как и в других регионах, проводилась подворная перепись населения. К сожалению, до этого данные этой переписи не привлекались или мало привлекались исследователями при изучении демографии края начала XX в. Между тем, они представляют исключительную научную и познавательную ценность. Материалы переписи позволяют детально прояснить многие вопросы Башкортостана, в том числе такой, как численность населения Уфимской губернии по уездам.

Анализ показывает, что в Мензелин-ском уезде общая численность населения составляла 458239 человек, из них 154234 башкир, т. е. 33,68% от всего населения. В рассматриваемое время башкиры стояли на первом месте по численности среди народов, населяющих уезд. В Бирском уезде общая численность башкир составляла 232869 человек (39,14% населения), в Белебеев-ском уезде из общей численности населения 538176 человек было 212860 башкир (39,55% населения), в Стерли-тамакском из 405758 человек — 100305 башкир (24,72%), в Уфимском из 406703 человека — 96421 башкир (23,71%), в Златоустовском уезде при общей численности населения в 223542 человек было 49421 башкир (22,11%). В целом общая численность населения Уфимской губернии в 1912—1913 гг. составляла 2627430 человек, из них русских было 876539 человек (33,36%), башкир — 846200 (32,21%), тептярей



дети учатся в татарских школах, хотя в паспортах они пишутся татарами, в действительности же являются башкирами. Иначе говоря, этническое самосознание сохраняется и по сей день. Следует отметить, что по быту и культуре, физическому типу и разговорной речи мензелинские башкиры стоят ближе к северо-западным башкирам, например, илишевеким, чем к татарам.

Неполные данные переписи 1920 г, свидетельствуют, что Численность башкир в то время едва доходила до 1 млн. человек. Главной причиной сокращения их численности являются первая мировая И гражданская войны. Так, во время гражданской войны были физически истреблены десятки тысяч башкир.

Гражданская война, тяжелейшие 1921—1922 гг., когда небывалая засуха, голод, тиф и холера — все это являлось причиной убыли всего населения, в том числе и башкир. Их численность в 1926 г. снизилась до 713684 человек, в т. ч. в Б АССР проживало 625,8 тыс.

В таблице приведены данные численности башкир по итогам последующих переписей населения.

За пределами Башкортостана сейчас проживает 481,5 тыс. башкир: в Челябинской области (около 150 тыс.), Пермской (около 49 тыс.), Оренбургской (43 тыс.), Екатеринбургской (около 36 тыс.), Курганской (около 20 тыс.), Саратовской (около 15 тыс.), Самарской (около 10 тыс.), в Татарстане (19,1 тыс.) и Удмуртии (5,2 тыс.).

Как видно, границы расселения башкир не совпадают с государственной границей РБ. Башкиры в упомянутых республиках и областях не являются переселенцами, живут с древних времен и являются коренными жителями* т. к. пространство расселения башкир перед присоединением к Русскому государству охватывало территорию от Волги на западе до Тобола на востоке, от Перми

на севере до саратовского Заволжья на юге. Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе восточного и южного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положили начало дифференциации башкирского этноса, отдалили северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили четкое отражение в статистике. По переписи 1926 г. в Башкортостане из 625,8 тыс. башкир 280 тыс. (44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г. — соответственно из 617 тыс. 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. — из 737711 человек 309 тыс. (41,8%), в 1979 г. — из 935,9 тыс. 333 тыс. (более 28%), в 1989 г. — из 863,8 тыс. башкир 216 тыс. (около 25%).

Данные переписи 1979 и 1989 гт; особенно показательны для характеристики проводимой в то время национальной политики. Численность башкир без учета естественного прироста за 100 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом она возросла на 78 тыс. человек или на 5,7%.

Сокращение произошло прежде всего в северо-западных районах. Если в 1979 г. в Балтачевском, Благоварском, Бура-евском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевеком, Кушнаренковском, Буз-дякском, Миякинском, Татышлинском, Туймазинском, Чекмагушевском, Ша-ранском и Янаульском районах численность башкир составляла 251694 человек, то в 1989 г. — 142106 человек. За это время численность татар в 15 районах, включая Краснокамский и Уфимский районы, исключая Буздякский, увеличилась с 151547 человек до 251232 человек. Это объясняется переходом части населения, которые счита-










ют родным языком татарский, из башкирской в татарскую национальность. Иначе говоря, ассимиляция башкир татарами это результат отсутствия гибкой, стабильной, устоявшейся политики в отношении северо-западных башкир. Несомненно, определенную роль здесь сыграло мощное давление татарских общественных организаций, татарских средств массовой информации, некоторых шовинистически настроенных ученых Казани, которые убеждали северозападных башкир, что они никто иной, как татары, так как язык схож с татарским. Определенная вина в этом ложится и на некоторых башкирских деятелей, которые, не зная особенностей языка, быта и культуры северо-занад-ных башкир, утверждали и утверждают, что северо-западные башкиры — это и есть татары. Если эта политика будет продолжаться, то 216 тыс. башкир, считающих по переписи 1989 г. родным языком татарский, постепенно поменяет и национальность, и численность башкир в этих регионах сократится. Тогда, несомненно, возникнут сложнейшие проблемы, связанные с обострением эт-нодемографи ческой ситуации на северо-западе Башкортостана. Каков же выход? Выход, считаю, только один. Вести преподавание в школах северо-западных районов, в башкирских деревнях на родном диалекте, выпуск газет, журналов и литературы осуществлять на северо-западном диалекте башкирского языка.

Уменьшение башкирского населения происходит также и из-за миграции некоторой его части за пределы Башкортостана. Численность башкир, проживающих за пределами РБ, за 1979—1989 гг. увеличилась примерно на 150 тыс. человек, из них 36 тыс. приходится на естественный прирост, а 114 тыс. — на миграцию. Отток населения происходит в основном из башкирских юго-восточных и южных районов, где мало рабочих мест и ненормальные социальные условия.

Таким образом, еще раз повторюсь, основными причинами сокращения численности башкир в последние десятилетия являются ассимиляция башкир, особенно северо-западных районов, татарами и их миграция за пределы своей республики. Устранение этих причин будет способствовать сохранению и возрождению башкирского народа.

Анализ исторического пути развития башкирского народа позволяет прийти к следующим выводам.

Современные башкиры — один из древнейших народов Евразии. Наши дальние и близкие предки здесь жили на протяжении тысячелетий, внося значительный вклад в мировую цивилизацию.

С середины XVI в. башкиры живут в составе России, строя с ней взаимоотношения на договорных началах. Об этом говорят жалованные грамоты русских царей середины XVI в. Соглашение 1919 г. об образовании Башкирской Автономной Советской Республики и Договор от 3 августа 1994 г. Однако Россия условия этих договоров не выполняла в полном объеме, и фактически Башкортостан до начала XX в. оставался отсталой колониальной страной. Несмотря на определенные социально-экономические и культурные сдвиги в Башкортостане в годы Советской власти, установившийся в стране тоталитарный режим поставил башкир в крайне тяжелое положение. В период индустриализации и коллективизации продолжалась по существу колониальная политика, в результате которой были нарушены многовековые традиционные условия жизни и быта башкир. Потребности социально-экономического и культурного развития башкирского народа в настоящее время законодательно и материально не обеспечены, большинство башкир по-прежнему проживает в экономически отсталых сельских районах, где отсутствует соответствующая инфраструктура, процветает безработица. Все это привело к массовому оттоку коренного населения Башкортостана в соседние регионы и, наоборот, миграции сюда представителей других этносов. Это привело к парадоксальному явле-




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница