Найданова виктория Аюшеевна Становление и развитие жанров в литературной критике Бурятии ХХ века



страница1/10
Дата10.05.2016
Размер2.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
НАЙДАНОВА Виктория Аюшеевна
Становление и развитие жанров

в литературной критике Бурятии ХХ века
10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(сибирские литературы: алтайская, бурятская,

тувинская, хакасская, якутская)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Научный руководитель:

кандидат филологических

наук, доктор педагогических

наук, профессор Махатов В.Б.

доктор философских наук,

доцент Болдонова И.С.

Улан-Удэ, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………………

3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ БУРЯТИИ 20–40-х ГОДОВ ХХ ВЕКА ………………….



16


1.1. Проблема жанра в функционировании литературной критики..............................................................................................

16


1.2. Рецензия как ядро литературной критики в период ее становления ………………………………………………………

28


1.3. Особенности писательской критики: (критические статьи С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона)……………………………………

43


1.4. Жанр критического обзора в литературном процессе 30-х гг. ХХ века …...........................................................................

66

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ......................................................


92


2.1. Развитие литературного процесса в 50–60-е гг. и своеобразие жанров литературной критики .................................

92


2.2. Жанр литературного портрета в бурятской критике…..........

104

2.3. Функционирование жанра критической статьи в 70–80-е годы ХХ века…………………….………………...........................

128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........

149


ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..........

154



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования

Литературно-критическое наследие неизбежно получает в историческом контексте новую значимость, иные грани гносеологической и эстетической ценности, поэтому национальная литературно-критическая мысль на территории бывшего Советского Союза нуждается в обновленном прочтении, свободном от идеологического налета переосмыслении, основанном на достижениях современной филологической науки и с учетом вызовов современности. Новое прочтение должно стать не «переоценкой ценностей», а более глубоким обнаружением вечного и непреходящего в работах критиков и литературоведов недавнего прошлого.

Актуальность данного исследования обусловлена как малоизученностью творчества известных бурятских критиков и литературоведов в целом, так и необходимостью осмыслить литературно-критическую мысль Бурятии с точки зрения жанрового содержания, потому что без глубокого знания творческих исканий критиков и их достижений в области разработки публицистических и литературоведческих жанров невозможно представить себе целостную картину развития бурятского литературного процесса.

При этом термин «литературно-критическая мысль» употребляется в данном исследовании в широком смысле для обозначения системы теоретико-эстетических принципов деятельности литературных критиков, многие из которых были писателями, поэтами, литературоведами. Автор не смешивает понятия «критика» и «литературоведение», отчетливо осознавая разницу и в предмете исследования, и в научно-теоретических основаниях.

Проблема изучения жанров критики в процессе функционирования и развития критики должна ставиться для осознания прежде всего закономерностей литературного процесса. Категория жанра позволяет проследить как содержательные моменты, так и процесс структуризации этого содержания, его оформления. Именно в движении жанров отражается и воплощается суть идейных исканий эпохи, изменение всего историко-литературного контекста.

В критике и литературоведении Бурятии сегодня происходят закономерные изменения, вызванные как сложными и противоречивыми социально-экономическими, общественно-политическими, так и идеологическими процессами развития общества, государства и литературы. В культурной и духовной жизни Бурятии формируются эстетические принципы, литературно-критические ориентиры, их осмысление в связи с пересмотром, а порой и разрушением отдельных сложившихся взглядов. Диахронический анализ процесса становления и развития жанров литературной критики открывает новые возможности для понимания современного литературного процесса и дальнейшего развития критики и литературоведения Бурятии.

Надо отметить, что система жанров литературной критики как свидетельство самосознания литературы и показатель достигнутого ею уровня была достаточно разнообразна. Многие жанры зарождаются в 20-х годах ХХ века, проходят эволюционный путь развития от простых заметок и рецензий до проблемных критических статей и монографических очерков.

Между тем процесс формирования и развития жанров бурятской литературной критики еще не становился предметом специального научного исследования. Необходимо дифференцированное изучение отдельных этапов его развития, выявление преемственности и закономерностей становления научно-критической мысли, рассмотрение наследия ведущих представителей бурятского литературоведения и критики. Необходимостью также является обновленная оценка роли творческой индивидуальности критиков в выборе определенных жанров с целью осмысления главных эстетических и литературных проблем времени.

Основное внимание в работе уделено изучению становления системы основных жанров литературной критики в логической временной последовательности и диалектическом взаимодействии, в диссертации изучаются основные тенденции эволюции критических жанров в историко-литературном процессе Бурятии ХХ века.

Поскольку развитие литературной критики происходит в широком поле общественного мнения и связано со средствами массовой информации, в диссертации рассматриваются исторические и политические условия появления и функционирования первых газет, журналов и альманахов, а также отражение культурного, социального, экономического и политического положения в стране в данный период.

Нами определены хронологические рамки развития бурятской критики, литературоведения, охватывающие следующие периоды:

- 1920 – 1940-е годы – зарождение и становление бурятской литературно-критической мысли, появление первых рецензий, аннотаций и библиографических заметок и читательских откликов, создание первых литературно-критических статей обзорного и программного характера, формирование писательской критики.

- 1950 – 1980-е годы – зарождение профессиональной бурятской критики и литературоведения, оформление основных жанров литературной критики, развитие литературно-критических жанров.

Основное внимание в работе уделено проблеме становления системы основных жанров литературной критики в логической временной последовательности и диалектическом взаимодействии, в диссертации изучаются основные тенденции эволюции критических жанров в историко-литературном процессе Бурятии ХХ века. С учетом того, что анализируется большой промежуток времени с 1920-х по 1980-е годы, в каждом периоде рассматривается по преимуществу один доминирующий жанр литературной критики Бурятии ХХ века.




Степень научной разработанности проблемы

Изучению жанров русской литературной критики посвящен ряд работ М.Я. Полякова1, Б.И. Бурсова2, Б.Ф. Егорова3. В их трудах рассматривается развитие критических жанров на основе изучения наследия В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского и др.

Существенный вклад в изучение проблемы жанра в критике внесли Л.П. Гроссман4, В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев5, В.С. Барахов6, А.М. Штейнгольд7, О.В. Маркова8, Т.М. Колядович, Ф.С. Капица9 и др.

Одним из первых осуществил попытку классификации жанров литературной критики Л.П. Гроссман, в работе которого насчитывается семнадцать жанров без объединения в более крупные образования или группы. В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев характеризуют теоретическое понятие критики как общественное явление, анализируют природу критической деятельности, определяют степень ее художественности, определяют критерии различения жанров. Ориентируясь на объект исследования (произведение, автор, процесс), ученые выделяют три опорных критических жанра – рецензию, творческий портрет, статью. Анализируя теоретические проблемы литературной критики, В.С. Барахов рассматривает поэтику литературного портрета, раскрывает его эстетические возможности и определяет разновидности типологии жанра. А.М. Штейнгольд выделяет значимость полемичности и диалогичности критических статей. О.В. Маркова противопоставляет литературные и живописные портреты, показывая их в системе биографических жанров. Т.М. Колядович, Ф.С. Капица обосновывают классификацию и композиционное устройство ведущих критических жанров в контексте современного литературного процесса.

Заслуживают внимания исследования национальной критической мысли. Т. Какишев в диссертации «Пути зарождения и становления казахской литературной критики»10 рассматривает проблему соотношения литературной критики и литературоведения в Казахстане, подчеркивая непосредственное влияние критической мысли на становление литературоведения. К. Рысалиев в диссертации «Становление и развитие киргизской советской литературной критики (1926–1954 гг.)»11 обращается к анализу особенностей литературно-художественной критики данного периода и изучает историю, теорию и методологию художественной критики в Киргизстане. Диссертационное исследование М.П. Татаринцевой «Развитие литературно-критической мысли в Туве»12 посвящено изучению процесса формирования тувинской критической мысли в период 30–70-х годов ХХ века. В своей диссертации «Эстонская советская литературная критика 1958–1972 гг. (Отношение к литературе. Метод. Поэтика)»13 Р. Вейдеманн рассматривает возрастание воспитательной роли литературной критики в сознании и духовной культуре эстонского народа в период развитого социализма. Представляет интерес и диссертация монгольского исследователя Цэвээний Максара «Современная монгольская литературная критика: художественный опыт и уроки»14, в которой автор характеризует жанровые разновидности современной монгольской литературной критики и анализирует процесс ее развития через призму жанровой системы.

Что касается бурятской литературной критики, то мы лишь располагаем несколькими публикациями ученых. Это прежде всего статья М.П. Хамаганова «Критические заметки о бурят-монгольской литературе»15 1948 г., в которой рассматриваются первые критические выступления и полемические заметки. В справочнике «Писатели советской Бурятии»16 1959 г. впервые был подготовлен раздел «Критики и литературоведы», в котором даются краткие сведения о биографии и творчестве самых известных критиков. Библиография по литературоведеню и критике в «Истории бурятской советской литературы»17 1967 г. включает развернутый перечень работ, начиная с 1955 г. В работе А.Б. Соктоева «Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода»18 изучается литературная критика 20–30-х годов, отмечается появление первых критических заметок, в которых констатируется создание новой художественной литературы «национальной по форме, социалистической по содержанию».

В разделе «Критика и литературоведение» «Истории бурятской литературы»19 дана оценка литературно-критических и литературоведческих взглядов, отмечен вклад бурятских ученых-литературоведов, представлен в хронологическом порядке обзор основных литературно-критических трудов с выявлением основных тематических и идейно-художественных тенденций в области поэзии, прозы, драмы и детской литературы.

Научному наследию известных сибирских литературоведов, критиков и фольклористов посвящен сборник статей «Творческое наследие ученых-литературоведов»20. В нем рассматриваются как вопросы творческого, обобщающего характера, так и проблемы, решение которых имеет практическую направленность, связанную с пропагандой литературно-критического и фольклорного наследия.

В.Б. Махатов в научном издании «Литературно-критическая мысль Бурятии»21 проводит исторический обзор малоисследованной литературной критики, тем самым заполняя лакуну, образовавшуюся в бурятском литературоведении.

Г.О. Туденов в работе «Творчество Солбонэ Туя»22, С.Ж. Балданов в статье «В.Ц. Найдаков и бурятское литературоведение»23, Б.Д. Баяртуев в работе «Научное наследие Ц.-А. Дугар-Нимаева»24 и другие исследователи анализируют, осмысливают литературное наследие бурятских критиков.

По вопросам развития критики и литературоведения пишут Ц.Ж. Дамдинжапов в статье «За решительный подъем литературной критики»25, В.Ц. Найдаков в работах «Уран зохеолой шэнжэлгэ, шүүмжэлгэ тухай (О литературоведении и критике)»26, «Высокий долг литературно-художественной критики»27, С.С. Имихелова в статье «Современное литературоведение и ситуация духовного кризиса на рубеже ХХ–ХХI вв.»28, Е.Е. Балданмаксарова в работе «Культурно-исторические основы зарождения литературы монгольских народов (XIII – нач. XX вв)29. В трудах отмечается мастерство писателей, определяются существующие проблемы и задачи, общие тенденции развития литературно-критической мысли Бурятии.

Таким образом, исходя из анализа степени научной разработанности проблемы, мы пришли к следующему выводу. В настоящее время в бурятской литературной критике и литературоведении отсутствуют научные исследования, посвященные проблеме становления и развития жанров; не обобщены труды бурятских ученых по данной проблеме, не намечены пути развития литературно-критической мысли и формирования жанровых разновидностей. Жанровая система еще не становилась предметом научного изучения.



Цель диссертационной работы заключается в выявлении особенностей становления, развития жанров в бурятской литературно-критической мысли ХХ века.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть проблему выделения жанров в литературно-художественной критике;

- выявить значение жанра рецензии в период становления бурятской литературной критики;

- рассмотреть особенности формирования эстетических взглядов и принципов в писательской критике на примере творчества С. Туя, М. Са- ридака и Ц. Дона;

- раскрыть особенности функционирования жанра критического обзора и его роли в литературном процессе;

- исследовать закономерности развития литературного процесса и жанров литературной критики в 50–60-е годы ХХ века;

- определить роль и место литературного портрета как одного из доминирующих жанров в литературно-критическом процессе последней трети ХХ века;

- проанализировать закономерности функционирования жанра критической статьи в процессе развития литературно-критической мысли в 70–90-е годы ХХ века.

Объектом исследования явилась история зарождения, становления и развития литературно-критической мысли в Бурятии.

Предмет исследования – процесс становления и развития основных жанров литературной критики Бурятии ХХ века.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных исследователей Б.И. Бурсова, Б.Ф. Егорова, М.Я. Полякова, В.И. Баранова, А.Г. Бочарова, Ю.И. Суровцева, Т.М. Колядович, Ф.С. Капицы, Л.П. Гроссмана, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева.

В работе автор также опирался на наследие бурятских литературоведов В.Ц. Найдакова, Ц.-А. Дугар-Нимаева, А.Б. Соктоева, В.Б. Махатова, С.Ж. Балданова и др. Их труды содержат отдельные моменты теоретического осмысления процесса развития бурятской литературной критики.

Специфика изучаемого материала обусловила особенности исследовательского подхода в данной диссертации. Теоретической базой работы служит комплекс сложившихся в современном литературоведении представлений о литературной критике как целостной и развивающейся системе, сформировавшейся под влиянием социокультурных факторов и выполняющей ценностно-ориентационные функции.

В основе методологии научного исследования лежат принципы исторической поэтики А.Н. Веселовского, на основании которой были изучены эволюционные изменения жанровой картины на каждом отдельном этапе развития бурятской литературной критики.

Методология исследования основывается, таким образом, на принципе историзма, который предполагает изучение материала типологически и функционально, поэтому в работе дается целостный анализ материала с акцентированием сравнительно-типологического и исторического аспектов в изучении литературной критики.

Системный подход позволил осуществить интеграцию исследовательского материала из различных областей гуманитарного знания (литературоведение, история, культурная антропология, социальная философия).

В работе используются методы литературоведческого анализа, метод историографического, историко-функционального исследования и интерпретации.

Учитывается историографическая работа по созданию историй национальных литератур, национальной литературной критики, способствовавших формированию литературоведения Бурятии.



Материал исследования

В качестве материалов исследования послужили публикации бурятской критики с 1910-х годов по 1990-е годы ХХ века.

В диссертации были проанализированы критические работы, хранящиеся в отделе редких книг Национальной библиотеки РБ. Статьи 10-30-х годов написаны на бурятском языке латиницей, но в период зарождения становления критики многие работы были написаны на старомонгольском языке.

Так, впервые были введены в научный оборот рецензии Б. Барадина «Отрывок из бурятской народной литературы» (1910) и Ц. Жамцарано «Образцы народной словесности монгольскихъ племенъ» (1918). В диссертации также использовались архивные материалы газеты «Голос бурят-монгола» (г. Чита, издается с 1920 г.), где были напечатаны статьи С. Туя «О бурят-монгольской народной поэзии» (1924) на старомонгольском языке. Были проанализированы архивные материалы журналов «Соелой хубисхал» («Культурная революция») «О развитии бурят-монгольской национальной литературы» на старомонгольском языке, журнала «Жизнь Бурятии», (г. Верхнеудинск, издается с 1924 г.). Диссертантом были проанализированы сборники журналов «Бата зам» («Верный путь»), альманах «Тэмсэлэй шэмэг» («Украшение борьбы») из семейного архива критика Ц. Дона. Были изучены материалы журналов «Весна республики», «Советская Бурятия», «Звонарь», «Наши достижения», «Свет над Байкалом», «Байкал», «Байгал» до 1953 г. из книгохранилища Национальной библиотеки Республики Бурятия.

Автором диссертационного исследования были переведены на русский язык рецензии Д. Бизияни «Уран угэсын шэмэг» («Красота художественного слова») (1927), Ж. Балданжабона «Дольен Мадасонии уран зохеол» («Творчество Дольена Мадасона») (1932), Ц. Дона «Оршол» («Предисловие») (1931), рецензия на сборник стихов Б. Абидуева «Наранай туяа», статьи «Агууехэ хугжэлтын зам дээрэ» («На пути большого подъема») (1936), «Yндэhэн уран зохеолые анхарха шухала» («Забота о родной литературе») (1936) и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые литературно-критические работы бурятских авторов изучены с точки зрения особенностей жанровой природы на основе историографического анализа;

- в диссертации выявлено значение жанров рецензии, критического обзора, критической статьи в период становления литературной критики Бурятии в первой половине XX века;

- раскрыто идейно-художественное и жанровое своеобразие критических работ писателей С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона;

- выявлены основные закономерности развития литературного процесса и жанров литературной критики в 50–60-е годы;

- определены роль и место жанра литературного портрета в литературном процессе последней трети ХХ века;

- проанализированы закономерности функционирования жанра критической статьи в 70–80-е годы ХХ века.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ становления жанров литературной критики, принципов их формирования в идейно-художественном контексте эпохи способствует созданию целостной концепции развития литературно-критического процесса Бурятии ХХ века.

2. В процессе оформления критической мысли Бурятии 20–30-х годов ключевое значение имеет освоение жанра рецензии. Рецензия как непосредственный отклик на прочитанные произведения играет большую роль на начальном этапе становления бурятской критики.

3. Литературно-критические работы С. Туя, М. Саридака, Ц. Дона, принадлежащие к писательской критике, представляют собой форму не только идеологического, но и эстетического самосознания литературы.

4. Профессиональное становление бурятской литературной критики, совпавшее с периодом расцвета социалистического реализма, опирается на методологию социологической критики, в рамках которой происходит оформление основных жанровых характеристик критического обзора.

5. Особенностями развития литературного процесса и литературной критики в 50 - 60-е годы являются доминирование проблемного анализа произведений, развитие жанра полемической критической статьи.

6. Спецификой жанра литературного портрета в бурятской критике последней трети ХХ века является доминирование таких жанровых разновидностей, как критико-биографический очерк и очерк творчества.

7. Возникновение широкого поля публицистики во второй половине ХХ века позволяет критике стать самостоятельной частью в литературном процессе эпохи, что способствовало формированию и дальнейшему развитию жанра критической статьи.



Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по истории бурятской литературы, по истории литературной критики и национальных литератур Сибири, России. Систематизированный в работе материал по бурятской критике может быть использован в обобщающих сравнительно-типологических исследованиях национальных литератур Сибири и Дальнего Востока. Работа может быть использована в преподавании и изучении бурятской литературы в школах и в вузах. Теоретическое осмысление опыта критики, литературоведения может оказать воздействие на дальнейшее развитие самой литературно-критической мысли – углубление исследований, совершенствование методов, приемов анализа, способствующих ее жанровому обогащению. В условиях переживаемого обществом переходного времени, в том числе и литературы, работы, посвященные проблемам литературно-критического наследия Бурятии, могут служить задаче сохранения ценностей и утверждения идеи национального самосознания.

Апробация диссертации. Были подготовлены доклады на научных конференциях «Тюрко-монгольские встречи: диалог культур» (2003), «Бурятский язык и культура в условиях глобализации» (2005), «К 100-летию профессора Т.А. Бертагаева» (2005) в Бурятском государственном университете. Автор диссертационного исследования выступил с докладом на конференции «Буриад угсаатны гарал уусэл, хэл бичиг, соёлын асуудал» («Вопросы истории, языка и культуры бурят») (2013) в Монгольском университете образования г. Улаанбаатар.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница