Национальное своеобразие искусства Баки Урманче Еникеев Олег Александрович



Скачать 31.07 Kb.
Дата05.05.2016
Размер31.07 Kb.
Национальное своеобразие искусства Баки Урманче

Еникеев Олег Александрович

Студент (специалитет)

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», художественно-графический, г. Набережные Челны, Россия

hereistand@bk.ru

В истории татарского изобразительного искусства трудно найти мастера более многогранной художественной культуры, чем Б.И. Урманче. Скульптор и живописец, график и мастер театральной декорации, педагог и исследователь процессов развития национального искусства, он внес значительный творческий вклад в каждый видов изобразительного искусства, в котором в той или иной степени раскрывался его самобытный, яркий талант. Длительный и сложный жизненный путь Б. И. Урманче связывает его в разные периоды с разными городами и республиками Советского Союза, в художественной жизни которых он принимал заметное участие и играл винную роль (в 1933-1941 гг. – в Москве, в 1941-1958 гг. – в Средней Азии: в Алма-Ате, Самарканде, Ташкенте).

Для художественной культуры Советской Татарии особенно большое значение имели два периода в творческой биографии Б. И. Урманче.

Первый из них приходится на 1926-1929 гг., когда вернувшись в Казань выпускник, московского художественного вуза активно включился в творческую и педагогическую работу на своей родине. Будучи заведующим учебной частью КХУ, Б. И. Урманче значительно способствовал своим трудом правильной организации учебного процесса, укреплению дисциплины учащихся и педагогов, развитию молодых дарований, особенно среди учащихся татарской национальности. Творческая работа Б. И. Урманче в те годы была сконцентрирована в основном в области станковой живописи, хотя уже в то время он имел профессиональные навыки и некоторый опыт, позволявшие ему заниматься скульптурой, акварелью, графическим эстампом и другими видами искусства. Но лучшее, что он создал в 1926-1929 гг., осталось навсегда именно в истории татарской живописи, прежде всего бытового и портретного жанров. В его картинах («У сепаратора», «У лодочной переправы», «Катанье на парусных лодках», «У Самовара») и портретах поэтично и правдиво раскрывалась атмосфера первых лет успешного социалистического строительства в Татарии, приметы обновленного народного быта, свойственное современникам настроение внутренней приподнятости, светлой радости, чувство душевной свободы. Богатое отражение в живописи Б. И. Урманче этого периода нашла также красота родной природы, особенно любимых художником видов Волги, запечатленных во всем очаровании сверкающего, солнечного или серебристо-туманного, пасмурного пленэра, в интенсивных сочетаниях густой синевы, яркой зелени, мягкой золотистой желтизны, чистых белых, ярких красных и розовых пятен. Б. И. Урманче был в те годы первым живописцем татарской национальности, свободно владевшим той высокой профессиональной культурой, которую дала ему московская школа, человеком, стоявшем на уровне всех современных достижений европейской живописи.



Второй, самый значительный период, связывающий творчество Б. И. Урманче с культурой Совесткой Татарии, начинается после возвращения художника в Казань в 1958 г. На этом этапе высокой художественной зрелости, широкой известности, прочно завоеванного авторитета и народного признания творчество Б. И. Урманче развивается более многогранно, охватывая такие важнейшие области художественной культуры Татарии конца 50-х и 60-70-х гг., как скульптура, живопись, графика (акварель, рисунок, книжная иллюстрация), отчасти – театральная декорация и костюм, искусствознание (статьи по важнейшим проблемам истории татарского искусства). При столь изумительной и плодотворной разносторонности творческой деятельности Б. И. Урманче все же наиболее ценный вклад этого мастера в сокровищницу современной национальной культуры определяется его пластикой, прежде всего созданной им богатейшей галереей скульптурных портретов исторических героев, деятелей просвещения, литературы, театра, пламенных революционеров, чья светлая жизнь была отдана делу борьбы за счастье и свободу народа. Лучшие скульптурные портреты Б. И. Урманче исполнены в светлом уральском мраморе; удачны также многие его скульптурные композиции и портреты, воплощенные в дереве, бронзе. Созданные скульптором образы Г.Тукая, Х.Ямашева, К.Насыйри, Г.Ибрагимова стали ярким выражением бессмертных гуманистических идеалов, духовной красоты и доблести.
Литература

  1. С.М. Червонная. Художники Советской Татарии (Мастера изобразительного искусства ТАССР).Казань, Татарское книжное издательство, 1984.

  2. Баки Урманче. Казань, Татарское книжное издательство, 1982.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница