На уроках всеобщей истории



Скачать 330.76 Kb.
Дата03.05.2016
Размер330.76 Kb.


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН









И.Н. Баишев

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ

НА УРОКАХ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Рабочая тетрадь

Издательство ИРО РБ

Уфа 2012
УДК 94

ББК 74.266.3

Б 18
Утверждена на заседании

Учебно-методического совета

Протокол № 3 от 21.03.2012 г.

Баишев И.Н. Работа с историческими источниками на уроках всеобщей истории в общеобразовательных учреждениях: Рабочая тетрадь /
И.Н. Баишев. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – 28 с.

Рабочая тетрадь составлена для сопровождения программы модуля «Всеобщая история в школе в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания.

Задания рабочей тетради помогут учителям курсов повышения квалификации ознакомиться с новыми требованиями в преподавании курса «Всеобщая история», особенностями работы с историческими источниками, информационно-коммуникационными технологиями, требованиями к составлению тестовых, контрольных заданий и т.п.


© Баишев И.Н., 2012.

© Издательство ИРО РБ, 2012.

Содержание


Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения о преподавании всеобщей истории в школе ………….

4


Общие требования по организации работы с историческими

источниками ………………………………………………………………..



4


Глава I. Работа с документами по истории Древнего мира ………………


7

Глава II. Работа с документами по истории средних веков ………………


9

Глава III. Работа с документами по Новой и Новейшей истории ………..


12

Глава IV. Задания по анализу и обсуждению урока «Международные отношения в конце XIX – начале ХХ веков и начало Первой мировой войны» ………………………………………………………………………..


17


Тестовые задания по всеобщей истории …………………………………...


25


Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты

нового поколения о преподавании
всеобщей истории в школе

Задания:
1. Какую основную роль выполняет курс всеобщей истории, согласно требованиям ФГОС нового поколения?
2. Как в примерной программе основного общего образования изучаются курсы «История России» и «Всеобщая история»?

3. Каким основным доктринам рекомендуется следовать согласно примерной программе по истории на ступени основного общего образования?


Общие требования по организации работы
с историческими источниками

Работа с историческими источниками является одним из центральных звеньев учебного процесса на уроках всеобщей истории. Сейчас наблюдается новый этап в решении проблем работы с источниками. Его качественное отличие от предыдущих состоит в том, что в связи с появлением новых носителей информации, которые характеризуются широкой доступностью, учащиеся получили возможность самостоятельно и непосредственно ознакомиться с текстами первоисточников. У преподавателей появилась возможность альтернативного изучения истории. В связи с этим возникает проблема замены текста учебника, сформированными подборками текста источника и поисков путей альтернативного изучения истории.

Работа с источниками, как и любая другая учебная деятельность, должна обязательно содержать следующие компоненты: формирование практических навыков получения и анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества учителя и ученика. Эта деятельность наиболее полно позволяет сформировать важнейшие учебные компетентности: историко-познавательную и информационную. Историко-познавательная компетентность выражается в овладении элементами исторического анализа явлений прошлого и их непосредственной связи с современностью. Это выражается в раскрытии принадлежности событий к определенному времени и пространству, выявление причинно-следственных отношений между фактами. Информационная компетентность предполагает овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации.

Наиболее распространенный способ работы с историческими источниками – комментированное чтение и научный анализ документа учителем. Класс привлекается к работе путем постановки вопросов и участия учеников в беседе. Так происходит переход к следующему этапу – самостоятельной работе учащихся с источниками под непосредственным руководством учителя. Почти во всех документах, включенных в школьные учебники, есть более или менее сложные элементы. Более сложную часть текста учитель разъясняет сам или разбирает в ходе беседы с классом. А более легкие отрывки предлагает учащимся прочитать и разобрать самостоятельно: «Третий пункт прочитайте про себя и ответьте на такой-то вопрос». Методика работы по данному сценарию выглядит следующим образом: учитель медленно читает документ; учащиеся следят за данным процессом по своему тексту в учебнике; по содержанию документа или его определенным частям необходимо формулируются вопросы для проверки степени понимания, например: О чем было сказано в документе? Что мы узнали? Как вы понимаете это место, это выражение? Лишь убедившись, что учащиеся уяснили общий смысл изложенного, можно приступить к повторному чтению документа и разбору его по частям. Следующий способ применения источника в учебном процессе – самостоятельная работа учащихся по историческому документу. Она находит широкое применение в школьной практике. Однако использование ее оправдано только при наличии определенных условий. Во-первых, документ по степени сложности должен быть доступен для самостоятельного разбора учащимися и, во-вторых, ученикам должна быть доступна методика работы выполнения заданий по источнику. При соблюдении данных условий достаточно целесообразно вести самостоятельный разбор документа по частям. Самостоятельная работа над источником может быть значительно облегчена, если учитель поможет учащимся разобраться в конкретной ситуации, с которой связано создание данного документа и которая в нем отражена.


Вопросы и задания методического характера
1. Как, на Ваш взгляд, реализуется личностно ориентированный подход в преподавании всеобщей истории при использовании источников в учебном процессе?
2. Назовите основные виды исторических источников. Охарактеризуйте основные этапы и формы работы с историческими источниками на уроках всеобщей истории.
3. Раскройте и охарактеризуйте основные способы повышения познавательной активности учащихся при использовании источников.
4. Как, по Вашему мнению, можно использовать современные информационно-коммуникационные технологии при работе с историческими источниками на уроках всеобщей истории?

Глава I.

Работа с документами по истории Древнего мира
Из труда древнегреческого историка Геродота «История»:

…Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…
Вопросы и задания по документу:

1. Как Геродот характеризует плодородие почв в Древнем Двуречье?


2. Какие культуры выращивали жители этой страны?

3. Чему покровительствовала упоминаемая Геродотом богиня Деметра?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________





Из труда древнегреческого философа Аристотеля «Афинская полития»:







...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

Ввиду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.
Вопросы и задания по документу:

1. Какой государственный строй принято называть олигархическим?


2. Охарактеризуйте земельные отношения в Древней Греции.

3. К чему привели несправедливые общественные отношения в Древней Греции?



Глава II.

Работа с документами по истории средних веков

Корнелий Тацит.

О происхождении германцев и местоположении Германии


1. Германия отделена от галлов, ретов и паннонцев реками Рейном и Дунаем, от сарматов и даков – обоюдной боязнью и горами; все прочие ее части охватывает Океан, омывающий обширные выступы суши и огромной протяженности острова с некоторыми, недавно узнанными нами народами и царями, которых нам открыла война. Рейн берет начало на неприступном и крутом кряже Ретийских Альп и, отклонившись на небольшое расстояние к Западу, впадает в Северный Океан. Дунай, изливаясь с отлогой и постепенно повышающейся горной цепи Абнобы, протекает по землям многих народов, пока не прорывается шестью рукавами в Понтийское море; седьмой проток поглощается топями.

2. Что касается германцев, то я склонен считать их исконными жителями этой страны, лишь в самой ничтожной мере смешавшимися с прибывшими к ним другими народами и теми переселенцами, которым они оказали гостеприимство, ибо в былое время старавшиеся сменить места обитания передвигались не сухим путем, но на судах, а безбрежный и к тому же, я бы сказал, исполненный враждебности Океан, редко посещается кораблями из нашего мира. Да и кто, не говоря уже об опасности плавания по грозному и неизвестному морю, покинув Азию, или Африку, или Италию, стал бы устремляться в Германию с ее неприютной землей и суровым небом, безрадостную для обитания и для взора, кроме тех, кому она родина?

B древних песнопениях, – а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, – они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн – прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине – гермионами, все прочие – истевонами.

Сам я присоединяюсь к мнению тех, кто полагает, что населяющие Германию племена, никогда не подвергавшиеся смешению через браки с какими-либо иноплеменниками, искони составляют особый, сохранивший изначальную чистоту и лишь на себя самого похожий народ. Отсюда, несмотря на такое число людей, всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажды и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод.



Вопросы и задания по документу:

1. Как Корнелий Тацит характеризует местоположение Германии?


2. Каковы, согласно Тациту, были религиозные верования древних германцев?
3. Как описывал Тацит внешний облик и характер германских племен?

Из «Статута парижских ткачей шерсти»


1. Никто не может быть в Париже ткачом шерсти, если не купит ремесло у короля. И его продает от имени короля тот, кто купил (этот) взнос у короля, одному дороже, другому дешевле, как ему заблагорассудится.

2. Ни один ткач шерсти и никто другой не должен иметь мастерскую в пределах Парижского округа, если не умеет собственноручно заниматься ремеслом, если он не сын мастера.

3. Каждый парижcкий ткач шерcти может иметь в cвоем доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого, если не хочет иметь его на тех же правах, на которых мог бы иметь его чужак.

4. Каждый сын мастера ткача шерсти, пока он находится под опекой своих отца и матери, т.е. если у него не было и нет жены, может иметь 2 широких станка и один узкий в доме своего отца, если он умеет заниматься ремеслом собственноручно; и не должны оплачивать ночную стражу, ни (платить) другие взносы, ни покупать ремесло у короля, пока они находятся в этом положении.

5. Каждый ткач шерсти может иметь в своем доме одного из своих братьев и одного из своих племянников; и для каждого из них может иметь в своем доме два широких станка и один узкий с тем, чтобы братья и племянники работали собственноручно, и как только они перестанут работать, мастер не сможет держать станка. Братья и племянники не обязаны покупать ремесло у короля, ни нести ночную сторожевую службу, ни платить талью, пока они находятся под опекой своего брата и дяди.

6. Мастер ткач шерсти не может из-за сыновей или одного из своих братьев или племянников иметь вышеупомянутые станки вне своего дома.

7. Ни один ткач шерсти не может иметь эти станки ни для кого, кроме сыновей от законной супруги, или своих братьев, или племянников, рожденных в законном браке; так как для сына своей жены, ее брата или племянника он их иметь не может, а только для своих братьев и племянников, и ни для одной души он не может их иметь, если не для своих сыновей или братьев по отцу или по матери, или сыновей брата или сестры от законного брака.

8. Каждый ткач шерсти в своем доме может иметь не больше одного ученика, но он не может иметь его меньше, чем на 4 года службы и за 4 парижских ливра, или на 5 лет службы за 60 парижских су, или на 6 лет службы за 20 парижских су, или на 7 лет службы без денег.

9. Мастер ткач может взять ученика на больший срок службы и за бoльшую плату, но за меньшую он его взять не может.

10. Ученик может выкупиться со службы, если угодно мастеру, но лишь в том случае, если он прослужил 4 года. Но мастер не может ни продать его, ни расстаться с ним, если он не прослужил четырех лет, ни взять другого ученика, если не случилось, что ученик сбежал, женился или отправился за море.


Вопросы и задания по документу:

1. Охарактеризуйте взаимоотношения парижских ремесленников с королевской властью.


2. Каковы, согласно документу, права и обязанности учеников и ближайших родственников ремесленника?
Глава III.

Работа с документами по Новой и Новейшей истории
Из Парижского трактата 18/30 марта 1856 г.

СТАТЬЯ XI

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора.
СТАТЬЯ XII

Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых.

Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать все желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Черного моря, согласно с правилами международного права.
СТАТЬЯ XIII

Вследствие объявления Черного моря нейтральным, на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военно-морских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала.


СТАТЬЯ XIV

Их величествами императором всероссийским и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силы легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море для нужных по прибрежию распоряжений. Сия конвенция прилагается к настоящему трактату, и будет иметь такую же силу и действие, как если она составляла неотдельную его часть. Она не может быть ни уничтожена, ни изменена без согласия держав, заключивших настоящий трактат.

СТАТЬЯ XV

Договаривающиеся стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные Актом Конгресса Венского для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим чрез оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством.

Судоходство по Дунаю не будет подлежать никаким затруднениям и пошлинам, кроме тех, которые именно определяются нижеследующими статьями. Вследствие сего не будет взимаемо никакой платы собственно за самое судоходство по реке и никакой пошлины с товаров, составляющих груз судов. Правила полицейские и карантинные, нужные для безопасности государств прибрежных сей реке, должны быть составлены таким образом, чтобы оные сколь можно более благоприятствовали движению судов. Кроме сих правил, свободному судоходству не будет постановляемо никакого рода препятствий.
СТАТЬЯ XVI

Для приведения в действие постановлений предыдущей статьи учредится комиссия, в коей Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния и Турция будут иметь каждая своего депутата. Сей комиссии будет поручено предназначить и привести в исполнение работы, нужные для очистки дунайских гирл, начиная от Исакчи и прилегающих к оным частей моря, от песка и других, заграждающих оные препятствий, дабы сия часть реки и упомянутые части моря сделались вполне удобными для судоходства.

Для покрытия расходов, нужных как для сих работ, так и на заведения, имеющие целью облегчить и обеспечить судоходство по дунайским гирлам, будут постановлены постоянные с судов, соразмерные с надобностью, пошлины, которые должны быть определены комиссией по большинству голосов и с непременным условием, что в сем отношении и во всех других соблюдаемо будет совершенное равенство относительно флагов всех наций.
СТАТЬЯ XVII

Будет также учреждена комиссия из членов со стороны Австрии, Баварии, Блистательной Порты и Виртемберга (по одному от каждой из сих держав); к ним будут присоединены и комиссары трех придунайских княжеств, назначенные с утверждения Порты. Сия комиссия, которая должна быть постоянной, имеет: 1) составить правила для речного судоходства и речной полиции; 2) устранить все какого-либо рода препятствия, которые встречает еще применение постановлений Венского трактата к Дунаю; 3) предположить и привести в исполнение нужные по всему течению Дуная работы; 4) по упразднении общей предназначаемой статьею XVI Европейской комиссии, наблюдать за содержанием в надлежащем для судоходства состоянии дунайских гирл и частей моря, к ним прилегающих.


Вопросы и задания по документу:

1. Как, согласно документу, определялся режим Черного моря и проливов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие положения Парижского мирного договора свидетельствуют об ослаблении внешнеполитических позиций России и Османской империи и, наоборот, – об усилении позиций западно-европейских государств?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Франклин Рузвельт «Беседы у камина»

Государственная программа общественных работ

и социального обеспечения (из выступления 28 апреля 1935 г.)
Сегодня моя главная забота – о том, чтобы осуществить цели великой программы общественных работ, только что утвержденной Конгрессом. Первая ее цель – трудоустроить мужчин и женщин, живущих на пособие, и одновременно существенно помочь восстановлению промышленности, в чем у нас уже, бесспорно, есть успехи. Я не буду загромождать свою речь множеством цифр. Очень часто одни и те же цифры используются для обоснования самых разных утверждений, – в зависимости от того, в какой газете или радиопередаче они приводятся. Поэтому я предлагаю сосредоточиться на двух-трех простых и в то же время самых существенных фактах, относящихся к проблеме безработицы. Следует признать, что, хотя в бизнесе и промышленности дела определенно пошли лучше, еще слишком много людей живет на пособия. Однако впервые за пять долгих лет списки получающих пособия в зимнее время не увеличились, а, напротив, сократились. И эта тенденция сохраняется. Я обращаю ваше внимание на простой факт: сегодня намного миллионов больше людей обеспечены работой в частном секторе, чем это было год-два назад, и у тех, кто хочет иметь работу, с каждым днем все больше возможностей ее найти. Безработица у нас остается серьезной проблемой, как и в любой другой стране, однако теперь мы осознали, что c ней можно и необходимо бороться. Мы имеем в виду двоякого рода меры: одни направлены на сокращение безработицы до возможного минимума и предотвращение ее роста в будущем; другие призваны помочь людям, оказавшимся без работы в нынешней чрезвычайной ситуации. Законодательство по социальному обеспечению, о котором я упоминал, – это наша попытка решить первую задачу, а вторую мы намерены решать с помощью программы общественных работ…

В настоящее время на нас лежит ответственность за то, чтобы обеспечить насущные потребности тех, кто не имеет работы сегодня. С этой целью Конгресс принял такую обширную программу общественных работ, какой еще не знала история страны. Мы ставим задачу дать работу трем с половиной миллионам трудоспособных мужчин и женщин, которые сейчас живут на пособия. Решение этой задачи в равной степени зависит от правительства и от частной промышленности.

Мы, не теряя времени, приступили к осуществлению этой обширнейшей программы общественных работ. У нас есть все основания рассчитывать, что к осени она уже пойдет полным ходом. Я думаю, вам будет интересно услышать от меня, как мы собираемся организовать эту деятельность. В этой связи я хочу выделить шесть основополагающих принципов.

Во-первых, проекты общественных работ должны быть полезными сами по себе.

Во-вторых, проекты должны предусматривать, чтобы значительная часть затрачиваемых денег шла непосредственно на оплату труда.

В-третьих, по мере возможности, предпочтение должно отдаваться таким проектам, которые обещают значительную часть затрат вернуть в виде доходов в государственную казну.

В-четвертых, средства, выделенные на каждый проект, должны быть без промедлений фактически израсходованы, а не отложены на покрытие затрат в будущем.

В-пятых, во всех случаях проекты должны в первую очередь обеспечивать работу тем, кто в настоящий момент получает пособия.

Наконец, средства должны распределяться между проектами таким образом, чтобы помощь районам и регионам была пропорциональна числу безработных, получающих пособия в каждом из них…
Вопросы и задания по документу:

1. Каковы главные цели Государственной программы общественных работ, утвержденной Конгрессом США в 1935 г.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как, по мнению Ф. Рузвельта, должны расходоваться государственные средства, направленные на борьбу с безработицей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какие, на Ваш взгляд, направления антикризисных мер, предпринятых правительством США в 1930-е гг., можно использовать в наши дни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Глава IV. Задания по анализу и обсуждению урока
«Международные отношения в конце XIX – начале ХХ веков

и начало Первой мировой войны»

(урок учителя истории лицея № 123 г. Уфы З.Г. Галикеевой)
Цели урока:

1. Выявить основные тенденции в развитии международных отношений в указанный период.

2. Кратко охарактеризовать внешнюю политику ведущих держав и выделить причины и особенности войны.

3. Продолжить работу по развитию у учащихся умения анализировать исторические документы.



Оборудование: карта «Первая мировая война»; ТСО (телевизор, видеофильм « Первая мировая война»), раздаточный материал – подборка документов для лабораторной работы.

Подготовительное повторение: пункты 1, 2 из § 1-2, пункты 1, 2 из § 3-4 в учебнике Л.Н. Алексашкиной «Новейшая история. XX век». 9 класс.
Ход урока

Вступительное слово (проецируется на экране информация – характеристика войны):



      • Продолжительность – 1554 дня.

      • Число стран участников – 38.

      • Численность населения стран-участников войны – 50 млн. человек (62% населения планеты).

      • Численность погибших – 10 млн. человек, больше, чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет.

Начатая ради величия империй, эта война через четыре года разрушила сами эти империи. Сегодня нам предстоит узнать, почему был разрушен относительно благополучный мир.

План изучения темы. (Проецируется на экране)

  1. Причины обострения международных отношений в конце XIX – начале XX вв. Внешняя политика ведущих стран.

  2. Международные союзы, конфликты и войны в начале XX века.

  3. Причины Первой мировой войны, повод к началу военных действий. Особенности военных действий.

Первый пункт темы.

Разбирается методом беседы с учащимися по вопросам:



  1. Какие особенности можно выделить в экономическом развитии стран Европы и США на рубеже XIX-XX вв.?

От учащихся необходимо добиться следующих ответов:

    • бурное развитие промышленности на основе научно-технического прогресса, индустриализация;

    • образование монополий и борьба между ними не только за внутренние, но и за внешние рынки;

    • неравномерность темпов развития в группе ведущих стран мира.

Беседа подводит к выводу о первой тенденции (причине обострения) в международных отношениях (цепочка проецируется на экране):


Ускорение темпов развития стран,

позднее приступивших к индустриализации


Развитие экономики, рост конкурентоспособности этих государств

на международной арене

Изменение экономического и военного статуса держав.

2. Какие особенности имела внешняя политика ведущих государств?

Примерные ответы учащихся:

- она была колониальной, к концу XIX в. завершился территориальный раздел мира;

- страны, опоздавшие к колониальному разделу, требуют для себя «места под солнцем».

В итоге беседы определяется вторая тенденция в международных отношениях:
Завершение раздела мира к концу XIX века

Стремление стран, опоздавших к разделу мира, к его переделу



Активизация их колониальной политики


3. Что вам известно о положении населения колоний?

На основе ответов учащихся по данному вопросу формулируется третья тенденция в международных отношениях:


Усиленная эксплуатация народов колоний и зависимых стран



Рост слоёв населения, стремящихся к независимости


Подъем антиколониального движения народов зависимых стран







4. Каковы главные противоречия на международной арене?

(Между ведущими капиталистическими державами; между метрополиями и колониями).

5. Какие выводы можно сделать о целях внешней политики ведущих стран мира?

(- Ослабить конкурентов в экономическом и военном развитии, найти союзников.

- Сохранить имеющиеся и захватить новые колонии – рынок сбыта товаров, источник сырья и рабочей силы, сферу вложения капиталов.

- Подавить борьбу за независимость в колониях и зависимых странах.)

Второй пункт темы.

Проводится самостоятельная групповая работа по тексту § 6 с выполнением заданий и последующим сообщением итогов работы.

1 группа – подготовить ответ на вопрос о причине и времени возникновения международных блоков, об их составе.

2 группа – подобрать примеры международных конфликтов (дата, участники, результат).

3 группа – подготовить информацию о военных конфликтах в Европе.

Итог работы каждой группы проецируется на экране.

Информация 1 группы:

Тройственный союз (1879-1882 гг.) – Германия, Австро-Венгрия, Италия.

Антанта (1891-1893, 1904, 1907 гг.) – Франция, Россия, Великобритания.

Информация 2 группы:

1
империалистические войны
898 – испано-американская война. Победа США.

1899-1902 гг. – англо-бурская война.

Победа Великобритании.

1904-1905 гг. – Русско-японская война. Победа Японии.

Информация 3 группы:

1908-1909 гг. – боснийский кризис (захват Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.

1912 г. – первая Балканская война (Балканский союз против Турции).

1913 г. – вторая Балканская война (Болгария против Сербии и Греции).



Третий пункт темы.

Просмотр начала видеофильма «Первая мировая война» из серии Россия. XX век (5 минут). Перед просмотром учащимся предлагаются задания:



  • выделить причину и повод Первой мировой войны.

  • цели основных участников.

В ходе беседы на экране проецируется информация:

  1. Основная причина войны – борьба за передел мира.

  2. Повод к войне – убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда членом сербской террористической организации
    Г. Принципом.

Особенности военных действий выявляются путем небольшой лабораторной работы. Учащиеся предварительно делятся на 4 группы. Каждая группа получает распечатанные документы, знакомится с высказываниями современников, историков о войне и выполняет задание и кратко формулирует ответ.

1 группа. Познакомьтесь с высказываниями современников о войне. Ответьте, что нового внесла Первая мировая война в представления о ведении военных действий?

- Фельдмаршал Г. Китченер, Великобритания:

«Мы должны быть готовы направить на поле сражения миллионные армии и обеспечить их всем необходимым в течение нескольких лет».

- Б. Такман, английский историк:

«Бывший военный атташе в Брюсселе… отправился с белым флагом в бельгийский штаб … Парламентер заявил, что цеппелины разрушат Льеж в случае отказа пропустить немцев через город. Переговоры оказались безрезультатными, и 6 августа цеппелин L – Z вылетел из Кельна, чтобы ударить с воздуха по Льежу. Сбросив тринадцать бомб и убив при этом 9 мирных граждан, он был первым, совершившим воздушный налет…»

- Президент Франции Р. Пуанкаре:

«В 5 часов (22 апреля 1915 г.) начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями… Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стояли ближе к северным окопам впереди Ипра, увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… Вскоре офицеры за фронтам британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл… Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом».

2 группа. Познакомиться с высказываниями историков о войне и ответить, что нового внесла Первая мировая война в представления о ведении военных действий?

- В. Виргинский, В. Хотеенков, советские историки:

«Война моторов» появилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта…, так и в применении новых боевых средств – танков, бронемашин, самоходных орудий… идея создания «сухопутных линкоров» нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс. ф. ст. на изготовление 18 опытных образцов танков. Изготовление танков в Англии началось в 1915 году, причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование «танк», т.е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках…» (В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались «танк» или «лохань».)

- Б. Такман, английский историк:

«Как только немцы входили в город, его стены начинали белеть заранее отпечатанными объявлениями… наказанием для гражданских лиц, стрелявших в солдат, была смерть. «Любой, подошедший ближе 200 метров к аэроплану или воздушному шару, будет застрелен на месте». Владельцы домов, в которых найдут спрятанное оружие, будут расстреляны. Все, кто укрывает у себя … солдат, будут отправлены на «постоянные» каторжные работы в Германию. Деревни, в которых будут совершены «враждебные» акты, будут сожжены. Если же «враждебные» акты произойдут на дороге между двумя деревнями, к жителям обеих деревень будут применены те же меры».

3 группа. Сравните высказывания Р. Пуанкаре и описание военных действий Германии, данное историком Н. Яковлевым. Сделайте вывод об особенностях проведения боевых операций.

- «Мы ведем теперь атаку усовершенствованным способом. Она долго и тщательно подготовляется. Сначала интенсивный артиллерийский огонь разворачивает окопы неприятеля и уничтожает защитные сооружения. Когда замолкает артиллерия, пехота идет в атаку и берет позиции в штыковом бою. Но после этого трудность заключается в том, чтобы держать под огнем неприятельские батареи; наши орудия должны отвечать на их стрельбу мощной контратакой. В этих ожесточенных боях, в которых выказываются чудеса храбрости и кровь льется ручьями, мы, по всей видимости, не добиваемся никаких реальных преимуществ…». (Пуанкаре Р. На службе Франции. Воспоминания.)

- «Как исполинская гнусная тварь, германские войска наползали на русские позиции – «когтистыми лапами» была пехота, а «хвост» – тяжелая артиллерия – находился вне пределов огня нашей полковой и дивизионной артиллерии. Вражеские батареи с безопасной дистанции методически разрушали первые линии траншей. Когда воронки, перекрывая друг друга, превращали позиции в страшное месиво, громыхающая гадина трусливо вытягивала лапы: немецкая пехота совершала осторожный бросок и с лихорадочной поспешностью закреплялась. Следовала неизбежная русская контратака, ее отбивали сравнительно легко, с помощью уже выдвинувшейся вперед немецкой легкой артиллерии. А тем временем подтягивался «хвост»… и все начиналось сначала» (Яковлев Н. 1 августа 1914).

4 группа. Прочитайте отрывок из письма Ф. Степуна (1884-1965), русского философа, который в годы войны был прапорщиком-артиллеристом. Какие особенности Первой мировой войны раскрывает источник? Согласны ли вы с его мнением?

«28-го января 1915. Слава Богу, ночь прошла благополучно… Под окном слышны молодые голоса. Раздаются команды. Это к нам в дивизию пришло новобранское пополнение. Бесконечно жалко смотреть на молодых парней. Можно с уверенностью сказать, что мало кто вернется домой здоровым и не изувеченным, а многие уже в ближайшие дни будут убиты. Полки редеют ежедневно. В победоносных боях, о которых я уже писал тебе, наш полк потерял половину своих. Полк пополнят пришедшим пополнением, пополнение это снова перебьют; придет второе пополнение – месяц через пять не станет и его и т.д. О, если бы кто-нибудь из пламенных защитников войны с национально- культурной точки зрения должен был бы взять на свою единоличную ответственность все эти молодые жизни и навек задушить все эти звонкие голоса, то уверен, в мире не нашлось бы ни одного защитника войны».

Обобщенные выводы учащихся об особенностях Первой мировой войны проецируются на экране:


    • масштабность войны;

    • использование химического оружия;

    • использование новых боевых средств (воздушных налетов, танков, самоходных орудий и т.д.);

    • жестокое обращение с гражданским населением;

    • новая тактика боевых операций (артиллерийская атака).

Заключение: Весь материал о военных действиях в 1914-1918 гг., о результатах и последствиях войны будет изучаться на следующем уроке.

Домашнее задание: § 6.
Задания для анализа и обсуждения урока:

1. Как построена основная структура урока? Насколько продуманы цели урока?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как учитель связывает развитие международных отношений с основными тенденциями экономического развития ведущих стран мира на рубеже XIX – XX веков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Охарактеризуйте работу с источниками, построенную на основе разделения класса на группы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые задания по всеобщей истории
1. Понятие «осевое время» впервые ввел в научный оборот:

А) О. Шпенглер; Б) К. Ясперс; В) А. Тойнби; Г) Э. Гиббон?


2. Древние цивилизации отличаются от первобытного общества:

А) наличием государства;

Б) наличием классов и сословий;

В) появлением зачатков искусства;

Г) появлением монументальных сооружений и развитых торговых связей?
3. Государствам – древним империям присущи следующие характерные признаки:

А) постоянное наращивание своих ресурсов;

Б) неоднородность этнического состава населения;

В) складывание единообразных административных единиц;

Г) децентрализация управления?
4. Понятие «зиккурат» означает:

А) ступенчатые башни в Месопотамии;

Б) древние храмы в Индии;

В) ирригационные сооружения в государствах Ближнего Востока;

Г) памятники письменности в Древнем Китае?
5. Решающий вклад в дешифровку клинописных таблиц Месопотамии внес:

А) П.Э. Ботта; В) Ф. Шампольон;

Б) Г.Ф. Гротефенд; Г) Р. Кольдевей?
6. Эпохе ранней древности присущи следующие признаки:

А) появление государства-города, номового государства или территориального царства;

Б) возникновение политеистических религиозных верований;

В) складывание империй или мировых держав;

Г) устойчивость общинной социальной психологии;

Д) появление мировых религий?


7. В Греции в архаический период происходили следующие события и явления:

А) формирование полисных структур;

Б) появление ранних тираний;

В) господство родоплеменных отношений;

Г) Великая греческая колонизация?
8. Учение Конфуция основано на следующих принципах:

А) почитание предков;

Б) самоотречение во имя долга;

В) призыв к завоевательным походам;

Г) образец для общества – семья?
9. Гражданская община – «цивитас» впервые зародилась:

А) в Греции; В) в Месопотамии;

Б) в Древнем Риме; Г) в Китае?
10. Понятия «аллод» и «альменда» в средневековой Европе связаны:

А) с военной службой;

Б) с церковными отношениями;

В) с появлением городских цехов;

Г) с земельными отношениями?
11. В начале второго тысячелетия н.э. в развитии стран Востока и Западной Европы наблюдались следующие различия:

А) Запад значительно опережал Восток;

Б) Восток опережал Запад;

В) различий принципиального характера не было?


12. Колониальная экспансия в начальный период вызвала в периферийных странах Азии и Африки следующие явления:

А) сокращение торговли;

Б) дезурбанизация;

В) сокращение численности населения;

Г) ускоренное индустриальное развитие?
13. Для социального развития стран Востока в XVI-XIX вв. были характерны следующие особенности:

А) многоукладность;

Б) длительный характер переходных межформационных эпох;

В) гипертрофированное значение государства и религии;

Г) слабая роль бюрократии и духовенства?
14. Тимарами назывались наследственные земельные владения:

А) в Китае; Г) в Османской империи;

Б) в Индии; Д) в средиземноморских странах?

В) в Японии;


15. К числу причин зарождения «восточного вопроса» относятся:

А) экономическое ослабление Османской империи;

Б) национально-освободительное движение народов Балканского полуострова;

В) постоянные войны Османской империи с Ираном;

Г) сепаратизм внутри Османской империи?
16. Период раннеиндустриальной стадии модернизации в странах Западной Европы охватывает:

А) XIII-XIV вв.; В) XVI-XVIII вв.;

Б) XIV-XV вв.; Г) XVII-XIX вв.?
17. Система историко-социологических взглядов на общество, в основе которой лежит антифеодальная направленность политических идеалов и решительный разрыв с теологическим объяснением истории:

А) гуманизм; В) теория общественного договора;

Б) просвещение; Г) провиденциализм?
18. Промышленная революция (переворот) раньше всего началась в:

А) Англии; Б) Франции; В) Германии; Г) США?


19. Какой год в историю ХХ столетия вошел как «год Африки»:

А) 1948; Б) 1955; В) 1960; Г) 1972?


20. В ХХ веке в европейской культуре преобладал:

А) сентиментализм; В) постмодернизм;

Б) реализм; Г) авангард?
Баишев Ильдар Нариманович
Работа с историческими источниками

на уроках всеобщей истории

в общеобразовательных учреждениях

Рабочая тетрадь

Редактор:

А.М. Сафонова

Компьютерная верстка и макет:

А.М. Сафонова

Подписано к печати 11.05.12.

Бумага писчая. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе.

Усл. печ. л. 1,8. Уч.-изд. л. 1,8.

Тираж 200 экз. Заказ 097.

Цена свободная.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница