На уроках подготовки к сочинениям разных жанров



Скачать 120.18 Kb.
Дата08.05.2016
Размер120.18 Kb.

на уроках подготовки к сочинениям разных жанров


Автор: учитель русского языка и литературы


Ибресинской СОШ №1

Куприянова Римма Ивановна

2005г.

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Ведь она касается такого сложного явления как речь человека. В школьном же курсе она соотносится, прежде всего, с двумя предметами: русским языком и литературой. Именно они служат, в первую очередь, задачам развития речи.



Можно ли обучать родному языку в школе так, чтобы школьники действительно им владели?

"Конечно, можно!" - скажут многие. И они будут правы . Но на пути к этому возникает очень много затруднений . Это связано с тем , что в современной методике развития речи еще недостаточно разработаны многие разделы работы по развитию речи, учителю-практику не всегда удается найти нужный материал к конкретному уроку ,приходится во многом вслепую решать сложные задачи развития речи.

Целью настоящей работы является обобщение практики развития речи на уроках подготовки к той или иной творческой работе

Главное на этих уроках – освоение языка учениками в процессе создания текста, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности. Конечно, это не значит, что весь урок учащиеся занимаются коллективным творчеством. В этом нет никакой необходимости. Коллективное творчество становится лишь элементом урока, этот "элемент" дает возможность учителю выступать в роли организатора, а затем становиться рядовым его участником или оппонентом.

Кроме этого, в момент коллективного творчества создается ситуация, когда каждый ученик имеет возможность проявить свою оригинальную авторскую мысль. Те же ученики, у которых мысль только зарождается, еще не оформилась, получают возможность детализировать ее и облечь в ту или иную форму. Таким образом, возникает временный творческий коллектив. В результате постоянной совместной работы ребята начинают очень бережно относиться к своим вариантам текстов, которые мы так же коллективно обсуждаем. Нет ничего более ценного на уроках, чем творческие встречи разных авторов с их торжественно представляемыми собственными текстами.

Важно работать не только с ошибками, которые требуют лишь исправления, а с вариантами – с тем, что требует обсуждения.

Наилучшие находки ребят обсуждаются, вносятся в творческую копилку класса, становятся предметом импровизаций на уроке. Это помогает ребятам излечиваться от фобии, боязни языка, они начинают осознавать, что найденный вариант написания слова или текста, а тем более удачный – это своего рода ценность, повод для увлекательного разговора, пища для коллективного размышления.

Возвращаясь к практике, хочется на конкретных примерах показать эффективность применения приемов коллективного творчества на уроках подготовки к сочинениям разных видов.

Как правило, урок подготовки проводится в паре с уроком, на котором пишется черновой вариант будущей работы. Это дает возможность ученикам создавать черновик "по горячим следам", когда настрой впечатления, ассоциации, возникшие на уроке подготовки еще не "улетучились". Опыт показывает , что это тоже необходимое условие для успешного результата – конечного варианта сочинения.

Итак, нами были проведены четыре урока подготовки к сочинениям в разных классах:

-Урок подготовки к творческому пересказу сказки Г.-Х.Андерсена "Чайник".5класс, литература.

-Урок подготовки к сочинению – описанию памятника Пушкину в Москве. 8 класс, русский язык.

-Урок подготовки к сочинению – отзыву о повести Б.Васильева "Азори здесь тихие…" 8 класс.

-Урок подготовки к сочинению – интерпретации стихотворений Пушкина" Дар случайный , дар напрасный…","Стансы" 1830 г. 10 класс , литература.

Эти уроки отличаются по многим критериям, но в них есть несколько обязательных элементов, которые и составляют каркас урока:


  1. подготовительная работа, которая может быть разделена на части; чаще всего, это- домашнее задание , которое тоже можно разделить на части;

  2. наглядный материал: репродукции с картин, звукозаписи, видеозаписи и др.;

  3. практически всегда основной формой осуществления коллективного творчества является беседа;

  4. план-схема сочинения, он должен быть тщательно продуман учителем;

  5. словарный материал, заранее подготовленный учителем; он должен быть доступен во время работы с черновиками ;

  6. текст – образец, созданный учителем. Учитель выступает в роли автора, тем самым становится рядовым участником творческого коллектива.

Далее мы считаем необходимым познакомить с материалами перечисленных выше уроков.

УРОК ПОДГОТОВКИ К ТВОРЧЕСКОМУ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ Г.Х.-АНДЕРСЕНА "ЧАЙНИК"5класс.


ЦЕЛЬ :1)обучение пересказу текста,умению выражать свое мнение по теме высказывания ;

2)выработка навыков выразительного чтения ;

3)продолжить развитие творческих способностей учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

1.Текст сказки "Чайник"

2.Портрет Г.Х.-Андерсена.

3.Рисунки учащихся

НА ДОСКЕ:

План творческого пересказа :

1.Чайник – главный герой сказки Андерсена.

2.Каким был Чайник в начале сказки(в годы беспечальной юности)?

а)описание внешности;

б)описание характера ;

3.Тяжелый удар ,который нанесла Чайнику судьба .

4.Как изменился Чайник после этого события ?

а)описание внешности

б)описание характера ;

5.Мое отношение к Чайнику и к самой сказке .

Словарный материал :

Длинный носик , ручка , фарфор , крышка разбита и склеена ,гордый , высокомерный ;Чайник выскользнул из рук и разбипся,Чайник – калека , цветочная луковица , Чайник ожил , забывать себя самого ради других ,стал добрым , мне нравится , сказка учит быть добрым ,думать не только о себе , но и о других .

ПОДГОТОВКА К УРОКУ.

Дети получили задание нарисовать предметы , которые стали героями сказок Андерсена ,затем они должны были закончить предложения :

В сказках Андерсена предметы (что делают?)…(говорят ,думают, действуют) .Своими мыслями , поступками , разговорами они похожи ( на кого ?)…(на людей ).

Основное содержание урока :

Учитель :

В течение нескольких уроков мы знакомились с самыми известными сказками Андерсена .Говоря об этих сказках , мы заметили, что во многих из них значительную роль играют предметы , некоторые из них были вами нарисованы Эти рисунки перед вами .А как вы закончили предложения ,над которыми должны были подумать дома?(Идет коллективное обсуждение вариантов ответов)

Сегодня мы с вами должны будем прочитать сказку Андерсена "Чайник" и подготовиться к ее письменному творческому пересказу .Что это значит ? Это значит , что мы должны будем не только пересказать ее содержание, но и выразить свое отношение к герою сказки , к самой сказке целом . В этом и будет заключаться наше творчество . Об этом говорит эпиграф к уроку :

Творить – это значит создавать что-то новое .

Выразительное чтение сказки учащимися .

Беседа по содержанию сказки .(Текст сказки имеется у детей перед глазами .)

Ответы на предложенные вопросы по плану пересказа (на доске )

Уточнение ответов на поставленные вопросы, использование для этого словарного материала ,отбор самого важного, точного словесного выражения мысли .

Особое внимание уделяем последнему пункту плана .Коллективно отвечаем на вопросы :

Каким Чайник нравится больше :в начале сказки или в конце ? Почему ? Нравится ли вам Чайник в конце сказки ? Чему учит эта сказка?

После этого обращаемся к образцу творческого пересказа сказки.

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ "ЧАЙНИК ".

Главным героем сказки Андерсена "Чайник" является Чайник. Сначала мы видим его в пору беспечальной юности. Тогда он был очень красивым: сделан он был из фарфора, у него был длинный носик, ручка, и только крышка была разбита и склеена. Он был гордым и очень любил хвастаться.

Но однажды судьба нанесла ему тяжёлый удар. Он выскользнул из рук хозяйки и разбился. Так он стал калекой. Не было уже ни ручки, ни носика, а от крышки не осталось и следа. Его набили землёй, в землю посадили цветочную луковицу, и он стал горшком для цветов.

И он ожил. Чайник стал жить не для себя, а для этого цветка. И даже когда цветок пересадили в лучший горшок, он не стал огорчаться, потому что с ним остались воспоминания о лучшей жизни.

И таким Чайник нравится мне больше. Он стал добрым, стал забывать себя ради цветка. Мне эта сказка очень понравилась. Она учит быть добрым, любить других.

Заключительная беседа-обобщение.


  1. Чем отличается пересказ сказки от самой сказки Андерсена? Что лучше?

  2. Зачем же тогда нужен пересказ?

  3. Как вы поняли, что значит составить творческий пересказ сказки?

Задание на следующий урок.

Написать черновик творческого пересказа, используя план, данный учителем.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ОПИСАНИЮ ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ В МОСКВЕ .

Этот урок был проведен в компьютерном классе . Для него был использован диск "А.С. Пушкин ."Были использованы :

Музыка Г.Свиридова к повести "Метель

Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" в чтении Яхонтова.

Фотографии памятника Пушкину в Москве .Автор А.М.Опекушин

Эпиграф к уроку :Скульптура выражает бессмертие пушкинского ген

ия и его близость народу:не только современник

ам ,но и потомкам .

М.М.Пришвин.

На предыдущих уроках русского языка дети были ознакомлены с историей создания памятника, с биографией Опекушина, была проведена словарная работа со словами :постамент, пьедестал , памятник , монумент, скульптор, ваятель .

Основное содержание урока :

Урок начинается с музыки Свиридова. Затем объявляется цель урока:

1.Завершить подготовку к сочинению;

2.Продолжить развитие творческих способностей детей;

Прослушивание стихотворения "Памятник "

Учитель: В этом стихотворении говорится о "нерукотворном памятнике", а мы будем вести речь о памятнике, созданном человеческими руками. Вот он перед вами во всей своей красе. (На экране появляется изображение памятника). Итак, как же описать его словами? Для этого мы воспользуемся планом (на доске)

План описания памятника.

1.Вступление.

1)Где расположен памятник ?

2)Когда он был установлен ?

2.Основная часть. Описание особенностей памятника :


  1. постамент

  2. бронзовая фигура

  3. внешность : поза , голова (лицо ,взгляд ),одежда

  4. состояние поэта

3.Заключение – рассуждение.

Что Опекушину удалось выразить в скульптуре? (Ваше мнение )

Чем памятник ценен для нас?

Коллективное обсуждение вопросов плана, ответы на вопросы вступления дети уже знают,далее идет работа по основной части плана .В итоге вместе должны прийти к следующему :

Постамент – на передней части написано :ПУШКИНУ ,на боковых сторонах – строки из стиха "Я памятник себе воздвиг…".гранитный – темно – серый и темно – красный,бронзовые тумбы ,чугунные светильники ;

Памятник- представляет собой бронзовую фигуру поэта ,стоящую на высоком постаменте из гранита.

Поза - естественная, спокойная, во время неторопливой прогулки по Москве ;

Лицо - полное благородства и мысли, спокойное и приветливое; оно как бы обращено к людскому потоку, текущему мимо;

Одежда – простая, отсутствуют какие- либо детали, крупные, спадающие вниз складки плаща прекрасно подчеркивают формы тела и момент начала движения

Состояние – скульптору удалось изобразить поэта в момент творческого озарения, передать глубину мыслей и чувств поэта и в то же время благородство и простоту. И вся эта фигура окружена цепями, возвышается ,"парит"над нами.

Далее идет работа с заключением Ответы детей обсуждаются и делаются выводы:

Скульптору Опекушину удалось передать …..

Памятник ценен тем, что мы, потомки, можем представить внешний облик поэта ;памятник продлевает земную жизнь поэта и сохраняет его непосредственную близость к народу.

Если останется время можно, показать детям другие памятники Пушкину: Опекушина в С-Петербурге, Аникушина в Москве, С-Баха в Царском Селе.

Вывод ко всему уроку можно выразить словами Пришвина: "Памятник Пушкину останется мерой того , до каких высот может доходить полнота человеческой жизни."

На этом уроке вся работа сводится к коллективному обсуждению вопросов плана и поиску словесного выражения ответов. Приводим 2 сочинения учащихся


Памятник великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину находится в Москве на Пушкинской площади(раньше она называлась Страстной). Эта скульптура была создана в 1880 году. Ее автором является скульптор А.М. Опекушин.

Постамент памятника сделан из темно-серого гранита. На боковой стороне постамента выгравированы строчки из стихотворения "Памятник" Пушкина. Памятник со всех сторон окружен бронзовыми тумбами и металлическими цепями. С каждой тумбы свисает по четыре чугунных светильника.

Статуя сделана из бронзы. Опекушин сумел показать естественную и спокойную позу Пушкина. Когда я смотрю на статую, мне кажется, что он неторопливо прогуливается по Москве. Голова поэта чуть наклонена вниз,лицо приветливое и как бы обращено к людям. Пушкин одет просто, невызывающе. В одежде нет никаких лишних деталей. На нем мы видим плащ с крупными спадающими вниз складками. На лице можно заметить грусть, задумчивость,скульптору удалось передать момент творческого озарения, глубину мыслей и чувств поэта.

Как мне кажется, Опекушин в статуе сумел выразить лучшие черты характера Пушкина – любовь к свободе, простоту и благородство.

Памятник представляет собой культурную и историческую ценность. Он дает возможность каждому новому поколению видеть, каким был Пушкин, тем самым продлевая память об этом великом человеке.

Осипова Таня 8 Г класс.

В 1880 году в Москве на Страстной площади был установлен памятник Пушкину,его создал скульптор А.М.Опекушин.

Постамент, на котором возвышается монумент

Пушкину, создан из темно-серого гранита. На боковой стороне выгравированы строчки из стихотворения Пушкину "Памятник" Бронзовые тумбы и металлические цепи окружают скульптуру. По углам стоят чугунные светильники. Над всем этим возвышается статуя поэта . Мне кажется, он спокоен, свободен ,но чем-то опечален. Он погружен в глубокую думу о жизни, о Москве,о людях. А может быть, он сочиняет очередной роман?

На плечах поэта плащ со спадающими вниз складками, он как будто вышел прогуляться по Москве.

Опекушин сумел передать стремление поэта к свободе,его благородство и простоту.Когда мы смотрим на этот памятник,кажется, что перед нами живой Пушкин.Такую скульптуру невозможно позабыть .

Александрова Алена 8Г класс.

Обе ученицы выбрали в качестве эпиграфа слова Пришвина, приведенные выше.

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-ОТЗЫВУПО ПОВЕСТИ Б,ВАСИЛЬЕВА "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…" 8 класс русский язык

Непосредственно перед уроком дети были ознакомлены с планом будущего сочинения ,одной группе было дано задание подготовить ответ на второй пункт плана ,второй группе –на третий пункт .

ЦЕЛЬ:1.дать понятие об отзыве о литературном произведении ;

2.подготовить учащихся к сочинению ,познакомив их с об

разцом отзыва ;

3.продолжить развитие творческих способностей детей, ис

пользуя коллективное творчество.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.

1.Образец отзыва для каждого ученика;

2.Стихотворение Ю.Друниной "Зинка";

3.Репродукции картин из альбома "Мир отстояли , мир сохраним".Ле

нинград"Художник РСФСР"1986

4.На доске :план-схема отзыва, вспомогательный словарный материал

ЭПИГРАФ:Нам не дано предугадать ,

Как слово наше отзовется …



Ф.И.Тютчев.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Учитель:Сегодня мы завершаем работу, начатую на уроках литературы:мы должны будем составить отзыв о повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…"Наша цель- подготовиться к сочинению- отзыву .Каждое слово, сказанное на этом уроке,может пригодиться вам при написании черновика, поэтому старайтесь записывать и запоминать каждое слово. Итак, вспомним, чтоназывается отзывом о литературном произведении (определение записано в тетради)Давайте подберем к нему однокоренные слова: отзываться, отзывчивый,а теперь обратимся к словам эпиграфа. Хотелось бы , чтобы вы ответственно отнеслись к своей работе, ведь тот, кто пишет отзыв, несет двойную ответственность: перед автором и перед тем , кто читает отзыв.

1.Коллективная работа с планом отзыва (прочтение, комментирование каждого пункта плана)

2.Выразительное чтение ученицей стихотворения Ю.Друниной "Зинка". Отмечаем общность темы стиха и повести,делаем вывод , что это тема "Женщина и война ".

3.Чтение учащимися ответов на вопросы плана. Ответ О.Сарри на вопрос об эпизоде:Больше всего мне запомнился эпизод,связанный с гибелью Лизы Бричкиной. Она согласилась возвратиться обратно на 171 разъезд. Ей было известно, что одна она может утонуть:ведь она не очень хорошо знала тропу через болото .Но Лиза думала не оебе ,ей хотелось побыстрей привести подмогу,кроме того ,она думала о Васкове ,в которого была влюблена. Она оступилась, когда перед ней неожиданно лопнул черный пузырь, это привело к тому , что она начала тонуть. Страшно читать строки, которые рассказывают о смерти Лизы, о том, как она тянулась к свету, но у нее ничего не получилось…Я думаю,что Лизина смерть-это еще одно доказательство, насколько жестока и бесчеловечна война.

Ответ Константинова В.о понравившемся персонаже :Больше всех из героев повести мне понравился и запомнился старшина Васков, потому что он умный, смелый и сильный человек.Вызывает восхищение то ,что он ,несмотря на рану и усталость, сумел отомстить за гибель пяти девушек-бойцов, он выполил поставленную им самим задачу.

4.Прослушивание ответов других детей, корректирование недочетов, высказывание учащимися своего мнения .

5.Знакомство со страницами альбома о войне .Отмечаем общность повести и некоторых репродукций с картин разных художников.

6.Выразительное чтение учителем образца отзыва. Обсуждение каждой части отзыва и соответствия их пунктам плана.

7.Обращаем внимание на необходимоть употребления вводных слов для выражения своего отношения к повести.Они выписаны на доске(см.приложение).

8.Практическая часть: приступаем к составлению чернового варианта отзыва и пишем его на втором уроке.



Итак,на всех трех уроках подготовки к сочинениям разных жанров была использована одна и та же структура урока в сочетании с элементами коллективного творчества.Подводя итог,хотелось бы перечислить те формы коллективного творчества, которые были использованы при проведении этих уроков : коллективное обсуждение предложенного учителем образца сочинения,вариантов ответов на вопросы плана сочинения, созданных учениками, - это уже переход к коллективному редактированию отдельных частей текста, к сожалению, не удалось привести примеры использования коллективного обсуждения уже готовых сочинений. Это уже следующий этап на пути применения коллективного творчества на уроках развития речи.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница