На правах рукописи



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4



На правах рукописи



ТУЗОВ НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ




ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОРЫ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 23.00.02 – политические институты,

этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук


Москва, 2008.
Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный консультант Зорин Владимир Юрьевич,

доктор политических наук, профессор


Официальные оппоненты Лобер Владимир Лнонидович,

доктор политических наук, профессор


Слизовский Дмитрий Егорович,

доктор исторических наук, профессор


Баграмов Эдуард Александрович,

доктор философских наук, пофессор


Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

Защита диссертации состоится __________________________2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.14 в ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 86, 1 уч. корп., ауд. _____


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки ФГОУ ВПО «Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1 уч. корпус).


Автореферат разослан «____» _________________ 2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат политических наук, доцент С.А. Пистрякова


I. Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования. Этнические и религиозные факторы оказывают значительное влияние на развитие любого многонационального и поликонфессионального государства. Россия – не исключение.


Процессы стабилизации в нашей стране способствуют формированию новых политических подходов, ориентированных на создание демократических механизмов управления в рамках проводимых руководством страны реформ. Тем не менее имеются случаи проявления как антиинституциональных, так и антитрадиционалистских тенденций, определенной радикализации индивидуального сознания и поведения. У отдельных сил наблюдается стремление кардинального изменения внутригосударственной политики, сохраняется угроза вовлечения того или иного региона страны в сферу деятельности международного терроризма, связанного с религиозным фундаментализмом и этническим сепаратизмом. Внешне сильна роль национальных ориентаций, являющаяся ответом этносов на вызовы происходящих перемен.

Сегодня этнические и религиозные факторы рассматриваются не только как нациообразующие, но и способствующие формированию единства российской нации в ее поликонфессиональном множестве.

Вместе с тем национальный и религиозный факторы послужили серьезным вызовом стабилизации общественно-политических отношений в стране, использование которых в развитии этнополитических конфликтов в различных регионах постсоветского пространства общеизвестно.

В Российской Федерации Северный Кавказ в конфликтогенном отношении является особым регионом. Здесь в тугой узел связаны социальные, политические, экономические, этноконфессиональные проблемы. Их обострение создает реальную угрозу национальной безопасности страны и ее территориальной целостности. Известно, что Кавказ во все времена считался территорией, на которой сталкиваются стратегические интересы мировых держав. В начале XI в., как и в XIX – ХХ столетиях, этот ареал остается зоной острого экономического и политического соперничества, с четко просматривающимися интересами, направленными на ослабление влияния России.

С развитием событий яснее видна геополитическая, этническая и конфессиональная взаимосвязь между конфликтами. Неустойчивая ситуация в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии увязывается с событиями в соседнем Афганистане, а столкновения на Северном Кавказе находятся в определенной взаимосвязи с ситуацией в Грузии и Азербайджане. В частности, осетино-ингушские противоречия из-за Пригородного района этнически тесно соприкасаются с грузино-югоосетинским конфликтом. Дагестанская и азербайджанская коллизия лезгин объективно усложняет российско-азербайджанские отношения. А в решении карабахской проблемы одной из непосредственно заинтересованных сторон обозначилась Армения, позиция которой в немалой степени определяется обстоятельствами в Абхазии и Южной Осетии. Через эти земли проходят стратегически важные коммуникации, соединяющие Армению с внешним миром. Очевидны интересы адыгских республик России в Абхазии, а сам абхазский конфликт имел корреляции с общей ситуацией в Западной Грузии. Процесс интернационализации внутренних столкновений на территории стран СНГ приводит к общей нестабильности и дальнейшему развитию межгосударственных конфликтов (Армения — Азербайджан из-за Карабаха, Россия — Грузия из-за Южной Осетии и Абхазии).

Понимание причин воздействия этнического и религиозного факторов на политическую стабильность нашей страны возможно, прежде всего, на основе изучения предшествующего опыта. В данном случае речь идет об этнорелигиозной политике государства в южной части своей территории, начиная с XIX века. Именно в девятнадцатом столетии происходило активное проникновение Российской империи на Кавказ и в Среднюю Азию; проводились изменения в административной, межнациональной, конфессиональной сферах управления обществом. Распад СССР и возникновение новых государственных образований и их сообществ (СНГ, ГУАМ) породили новые реалии, актуализирующие изучение роли религии, этносов и государства в поиске методов и способов достижения политической стабильности ради сохранения мира.

Актуальность темы обусловлена комплексным влиянием этнического и религиозного факторов в достижении политической стабильности государства. С этой точки зрения, в диссертационной работе, рассматриваются наиболее проблемные для безопасности России территории: Северный Кавказ, Закавказье и Средняя Азия (в основном до распада СССР). Хронологически охвачен исторический период около двухсот лет.

Рост проявления экстремизма на национальной и религиозной почве в Российской Федерации и в государствах СНГ вызывает обостренную тревогу в обществе, реально угрожает основам конституционного строя, подрывает социальную стабильность и межнациональный мир в стране. Именно этим состояниме актуализируется тема диссертационного исследования.


Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе этническим и конфессиональным проблемам государственного строительства и развития уделяется достаточно внимания. Тем не менее, ввиду сложности и поливариативности этого аспекта социально-политической и духовной жизни страны, с учетом их трансформации требуются новые подходы к их осмыслению. Речь идет о политике государства относительно эноконфессиональных факторов в развитии страны.

При изучении литературы автор счел возможным отойти от традиции ее хронологического рассмотрения (ввиду масштабности), и выделить наиболее значимые, с точки зрения проблемы, исследования.

В научных исследованиях, посвященных анализу развития государства постоянно акцентируется внимание на этнической, культурной, исторической специфики народов. В начале ХХ в. появляются теоретические исследования по историческим и политическим процессам в многонациональной России. В советский период издавались труды, в которых политологический анализ полиэтнических и религиозных факторов в обеспечении стабильности страны проводился в основном в рамках теории марксизма-ленинизма.1. Особое внимание уделялось вопросу организации управления в исследуемых нами регионах, учету этноконфессиональных компонентов в контексте государственной политики2.

Таким образом, проблемы интеграции народов Кавказа получили обстоятельное отражение в работах, опубликованных еще до 1917 г., особое внимание национальным проблемам было уделено в советский период1. Анализ современных событий представлен в многочисленных статьях и монографиях, вышедших в свет в 90-е гг. ХХ века и в настоящее время2.

Следует отметить, что на современном историческом этапе появились обобщающие труды в области социально-политического развития страны, с анализом этнорелигиозных процессов в регионах. Это, прежде всего, аналитические работы В.А. Михайлова3, Р.Г. Абдулатипова4, В.А. Тишкова5 и др.

Значительными достижениями в изучении этноконфессиональных факторов характеризуются работы Л.М. Дробижевой1. Вопросы конфликтологии, теории, истории и методологии изучения межнациональных отношений постоянно привлекает внимание ученых кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ. Не менее значимые труды написаны Д.А. Амонжоловой, А.Р. Аклаевым, Ю.В. Арутюнян, Н.Ф. Бугаем, В.И. Бушковым, А.И.Вдовиным, М.Н. Губогло, Т.С. Гузенковой, В.И. Козловым, И.С. Коном, В.В. Коротеевой, А.Г. Осиповым, Э.А. Паиным, П.И. Пучковым, С.В. Соколовским, З.П. Соколовой, А.С. Ципко, С.М. Червонной, С.В. Чешко, В.А. Шнирельманом,.

Особое внимание уделяется геополитическим процессам в южном регионе России, которые оказывают немаловажное влияние на политическую стабильность государства2. Интересны работы общего плана, посвященные отдельным проблемам юга Российской Федерации.

Вместе с тем, религия и этнос во взаимосвязи с управленческими процессами как обобщающая научно-исследовательская тема требует детального комплексного изучения. Большая часть существующих трудов посвящена либо этнорелигиозным, либо административно-территориальным процессам3.

Развитие управления и администрирования на Северном Кавказе в период XVI – XIX вв. рассматривались Н.А. Смирновым4 и Г.Н. Малаховой5. Среди основных изучаемых проблем – интеграция региона в российскую систему управления, становление и функционирование таких государственных структур и учреждений, как области, губернии, наместничества, Кавказский комитет.

В последнее десятилетие в российской политологической и исторической литературе появились труды, посвященные выявлению роли религии в формировании идеологического компонента в развитии государства. При этом значительная роль отводится влиянию религии, в частности исламу1. Изучаются подобные проблемы не только в России, но и в центрально-азиатских странах СНГ. К сожалению, ряд ученых занят поиском истины в давней истории, не замечая позитивного в недавнем прошлом2. Вероятно, в таком случае речь должна идти о вызревании современной национальной идеи суверенных государств на постсоветском пространстве в Центральной Азии. Она существует наравне с нацией как некая система ценностей, сформированная в пределах ее культуры. Эту идею сложно освоить на теоретическом уровне сознания – скорее ее можно обозначить контурами, как исторические вехи-указатели. Неудивительно, что руководство азиатских стран СНГ, расположенных на месте прежнего Туркестана, поощряет поиск истины в прошлом, в некоем «золотом веке» в истории народов.

Односторонний подход к недавнему прошлому заставляет усомниться в принципах оценок при анализе отдельных аспектов истории. Например, в Узбекистане ключевой фигурой истории страны объявлена личность Тамерлана, а лидеры Казахстана утверждают, что нашли доказательства казахских корней Чингисхана. Значительно шире национальную идею рассмотрели в Таджикистане, где ее привязали к государству Саманидов. Со своеобразных, по-своему идеалистических позиций подошли к этому вопросу в Кыргызстане. Здесь за основу был взят эпос «Манас». В Туркменистане проводником национальной идеи, и ее же воплощением стал президент страны Ниязов, принявший титул Туркменбаши (Отец туркмен).

Возвращаясь к России, следует отметить, что серьезное внимание отечественные исследователи уделяют анализу культурных, экономических, политических аспектов безопасности государства в контексте ее современного внешне и внутриполитического развития 1. Ими широко рассматриваются конкретно-региональные и общие характеристики этнорелигиозных и административно-управленческих процессов в нашей стране. В ряде работ анализируется влияние на обстановку в РФ внешних факторов, связанных с глобализацией.

В отдельных публикациях плодотворной и многообещающей тенденцией является попытка увязать решение проблем с последовательным применением теории устойчивого развития. Особое место занимают вопросы взаимосвязи сохранения индивидуальности, традиций, с одной стороны, и демократического политического процесса, с другой.

На фоне исследования этнических и религиозных факторов в достижении социально-политической стабильности российские политологи должное внимание уделяют изучению причнно-следственных связей этнополитических конфликтов. В этом аспекте исследуютс вопросы политического экстремизма и международного терроризма, причин их появления, в частности, на Северном Кавказе2. Немало политологических и религиоведческих исследований проводится по генезису ваххабизма как особого течения в современной северокавказской религиозно-идеологической среде3.

Широко анализируются причины развития регионального терроризма1. Это связано с религиозными факторами и этнонациональной природой конфликтов. Значительное внимание исследователи обращают на стратегию борьбы с терроризмом в России и других странах мира2. Изучение региональных особенностей привело к появлению статей и монографий, посвященных специфике этноконфессиональных процессов в конкретных республиках3.

Автор также уделяет внимание анализу литературы в отечественной сравнительной (компаративной) политологии, где культурологическая часть теоретико-методологических исследований занимает важное место4. В познании детерминированности рассматриваемых процессов существенное значение имеет теоретическое развитие различных направлений политической науки. Так, А. М. Анохин отмечает: «Развитие политологии как науки все с большей очевидностью показывает важную роль философского, методологического уровня исследования политики, и в первую очередь — ее теоретического знания»1.

Известно, что политологическое знание должно быть объективно выверенным с соблюдением достоверности, точности и истинности отражаемого объекта. Российская научная школа выделяется своими глубинными исследованиями в области изучения проблемы общественного сознания. Она преуспела также в изучении идеологических, аксиологических, нравственных аспектов, их влияния на ценностные ориентации, самосознание, поведение народных масс, отдельных лиц и организаций2. Кроме того, в современной политологии особое внимание уделяется политическим процессам, протекающим в стране, как на общегосударственном, так и на региональном уровнях3.

Значительный интерес представляют публикации о политической стабильности и национальной безопасности государства4. Данным вопросам посвящено немало исследований, хотя по объективным причинам их гораздо меньше, чем по этническим и религиозным проблемам. Здесь особо хотелось бы выделить работу под руководством Авксентьева В.А.5 В ней поднимается вопрос о сложных проблемах в сфере межнациональных отношений на юге страны, в частности на Ставрополье. Нельзя не отметить книгу Р.М. Достмухамедова6, в которой экономическая безопасность и утверждение принципов этноконфессиональной политики определены как база политической стабильности общества.

В отечественной научной литературе акцентируется внимание на трех подходах к понятию политической стабильности и безопасности. В первом подразумевается обеспечение целостности и устойчивости конституционного строя и власти, т.е. практически государственно-политического устройства; во втором – обеспечение определенности и константности социально-политической системы; в третьем – обеспечение защиты демократических ценностей путем неприменения насилия в политической борьбе.

Изменения, происходящие в мире, призывают регулярно подводить итоги и определять перспективы развития политической науки. Ее современное состояние и взаимодействие с другими областями знаний в вопросах поиска путей общественно-политической стабилизации в стране находятся в центре российских историко-политических исследований1. Интересны тенденции и результативность развития региональной политологии, особенно ее южно-российского сектора2.

Автор диссертации опирался также на труды известных западных ученых Т. Парсонса, П. Бурдье, чьи теории оказали значительное влияние на становление новых направлений в политологии, социологии, культурологии, в прочих обществоведческих науках и были использованы политическими кругами в своих странах для достижения консенсуса и стабильности в обществе.

При сравнительном анализе социальных и общественно-управленческих процессов в их генезисе политология использует компаративный метод. Компаративистика является дисциплиной-посредником, занимающая промежуточное положение между теорией управления государством и идеографическими (описательными) дисциплинами (история, религиоведение, этнология и т.п.). Таким образом, компаративное знание выполняет функцию объединения ядра политического научного исследования (политической теории) с содержанием идеографических дисциплин, откуда черпаются эмпирических данные.

Видный российский компаративист М.В. Ильин полагает, что идеографические дисциплины создают «теории ближнего диапазона», с характерным описанием уникального предмета исследовательской практики; номотетические дисциплины конструируют «теории расширенного диапазона», содержащие целостные представления об универсальном предмете. Между ними находятся эмпирические дисциплины («теории промежуточного диапазона»), выступающие результатом соотнесения универсального видения действительности с уникальным ее описанием. В конечном счете, компаративистика продуцирует эмпирическую теорию1.

Таким образом, зарубежная и отечественная политология накопила определенный опыт исторического, социокультурного и методологического анализов ситуации, условий и методов сохранения политической стабильности, что использовано при анализе исследуемой проблемы. События последних 15-20 лет заставляют нас переосмыслить знание политической науки, касающейся роли национального самосознания аккумулирующего в себе традиции этнического и религиозного, которое следует рассматривать с точки зрения по-разному проявляющихся в разные периоды исторического развития.


Объект исследования - этническая и религиозная политика российского государства при разных формах общественного устройства в период XIX - начала XXI веков.
Предмет исследования - политическая стабильность российского государства в контексте этнических и религиозных процессов.
Цель исследования – осуществить анализ роли этнического и религиозного факторов в государственном развитии России для достижения политической стабильности.
Основная гипотеза диссертационной работы: этнические и религиозные факторы традиционно определяли внутреннюю политику Российского государства. От их характера и направленности развития, взаимодействия между собой и с административно-управленческими институтами государства, зависит политическая стабильность и во многом будущее России.
Задачами исследования являются:

  • теоретико-методологический анализ проблемы, посвященный этносу и ее разновидности в научной литературе;

  • применение политологического, исторического, социологического, психологического подходов при анализе влияния этнорелигиозных факторов на политическую стабильность государства;

  • выявление специфики и влияния конкретных региональных особенностей, влияющих на внутреннюю политику России и анализ причин стремления государства к унификации административного управления при одновременном сохранении вариативной религиозной политики;

  • раскрытие проблем обеспечения социальной и политической стабильности в контексте социокультурных вызовов современности;

  • изучение факторов, оказывающих влияние на индивидуальное политическое действие, в условиях современной действительности;

  • обоснование прикладного значения концептуальных решений (в т.ч. законодательного характера) проблем поддержки демократии, толерантности, предотвращения конфликта традиционных ценностей;

  • анализ современных проблем безопасности, включая условия терроризма на юге России.


Источниковедческая база исследования. В диссертации использован ряд неопубликованных источников: правительственные и парламентские отчеты, отчеты и справки региональных властей, а также архивный материал, в совокупности с комплексным изучением политологических материалов. Компаративное исследование проведено с использованием методологии качественного анализа и теории системного подхода. Отбор материала осуществлялся на основе сбора статистических данных, изучения определенных источников: авторских и коллективных монографий, научных статей, материалов научных дискуссий, диссертаций по политологии, истории, религиоведению, этнологии.

В данной диссертации использованы материалы социологии, поскольку эта наука исследует всю совокупность общественных отношений. Привлечение результатов и методов философии, психологии, логики и других наук позволяет максимально систематизировать и приблизить полученные данные к потребностям правового, практического регулирования и прогнозирования событий и процессов.


Теоретико-методологические основы исследования. В 50- 60-х гг. прошлого века под влиянием западных (прежде всего американских) исследований в политической науке стало обычным применение таких методов, как наблюдение, сбор и обработка эмпирических данных (К. Райт, Д. Кокс, Д. Сингер), при широком использовании исторического подхода (Г. Моргентау, И. Клоуд, Д. Кеннан, Г. Киссинджер). В политологии начали развиваться такие направления, как бихевиоризм (наука о поведении индивидов и групп в той или иной ситуации), структурно-функциональный анализ с широким использованием методов социологической науки.

Автор диссертации опирался на системный подход, позволяя представить объект изучения в его единстве и целостности, во взаимодействии элементов. Составными частями данного подхода являются теория и анализ: благодаря теории происходит построение, описание и объяснение системы в целом, а благодаря анализу упорядочивается материал. Говоря о методологии исследования, хотелось бы отметить утверждение Иоганна Бахофена, отметившего в своей работе «Материнское право» (1861 г.): «Знание лишь тогда возвышается до понимания, когда оно способно охватить и исток, и процесс, и его завершение»1.

Что касается проблемы соотношения науки и идеологии, то автору ближе точка зрения «государственника», т.е. позиция интересов российского государства. Применяемые эмпирические методы анализа конкретных событий и явлений, способствовали раскрытию социальных и идеологических (религиозно-духовных) основ функционирования общества в рамках конкретных регионов – в их эволюции, противоречиях, кризисах.

В настоящей работе диссертант использовал сложившиеся в современной науке принципы анализа, методологию диалектического и системного подходов, междисциплинарную теорию. Кроме этого он широко использовал специальные конкретно-научные исторические и компаративные методы и средства исследования познаваемого объекта.


Научная новизна результатов. Автор разработал комбинированный подход изыскания, основанный на компаративном (историко-политологическом, этнорелигиозном) изучении предмета и системном анализе исследуемого объекта. Он сформировал научно-методологический аппарат: подходы, методы, принципы, процедуры исследования.

Получены следующие научные результаты теоретико-методологического и прикладного характеров:



  • В научный оборот введены новая служебная информация и архивные источники, касающиеся государственного управления в области политической стабильности. Кроме этого включен малоизвестный российским исследователям массив зарубежных работ по основным проблемам развития ислама, изучены теоретические и методологические подходы взаимодействия этноса и религии, общества и личности, которые могут эффективно использоваться при анализе ситуаций в таких специфических регионах, как Северный Кавказ и Центральная Азия.

  • Автором доказано, что в период подчинения Российской империи Средней (Центральной) Азии и Кавказа, должностные лица российского государства разработали и внедрили методики, учитывающие этноконфессиональную специфику региона, особенности местных проблем, а также действенную систему упрочения авторитета и влияния центральной власти.

  • В диссертации обосновывается наличие новых элементов в концепциях системы мотивации деятельности личности, его политических и аксиологических ориентаций. Разработана типология факторов влияния на поведение субъекта политического действия. Соглашаясь с мнением о влиянии ислама как религии на мировоззрение верующих, в частности, на Северном Кавказе, автор, тем не менее, выделяет новые аспекты проблемы: взаимозависимую последовательность в проводимых реформах и комплексный подход к вопросам региональной безопасности и общей политической стабильности государства.

  • Диссертант с новых позиций рассматривает этническую и конфессиональную политику нашего государства в период времени с XIX до начала XXI веков, полагая, что на нее важное влияние оказал особый характер российской цивилизации. Гибель царской империи и распад СССР напрямую связаны с политическими факторами, детерминированными непоследовательностью национальной и религиозной политики государства.

  • В работе анализируются юридические акты РФ с точки зрения их своевременности, исполнения и последующего влияния на стабильность региона и государства в целом. Делается вывод, что документы, принятые, в связи с реабилитацией депортированных народов, часто не имеют механизма реализации.

  • Диссертант предложил авторскую программу по исследованию и механизмам достижения региональной политической стабильности в контексте учета разрешения этнорелигиозных проблем. Подчеркивается, что в настоящее время идет усиление давления этнического и религиозного факторов на государство. Делается вывод, что угроза распада России по-прежнему не потеряла своей актуальности, поскольку, кроме позитивных тенденций (стремление к укреплению федерализма государства), сохраняется опасность всплеска экстремизма в отдельных субъектах РФ.

  • Особо изучены стратегия и тактика международного терроризма, этнического сепаратизма и религиозного экстремизма как антитезы демократии и стабильности. Подчеркивается, что сохранение русскоязычного населения в составе республик Северного Кавказа, является основным условием политической стабильности региона.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница